Russian English

ISSN 2410-3837

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЖУРНАЛ АРХИВ РЕКЛАМА ПОДПИСКА
 
Русская Америка, которую мы потеряли Версия для печати
Автор Сергей Машкин   

Аляска – это Клондайк, золотая лихорадка и Джек Лондон. Гонки на собачьих упряжках и северное сияние в небе над самым северным штатом США. А еще Аляска – это нефть. Очень много нефти.

 

 

Продается Аляска. Недорого.

Вопреки расхожему мнению, Аляску Америке продала вовсе не Екатерина Великая, проигравшаяся в карты, а  русский посол в Америке Стекль, и произошло это намного позднее, во второй половине 19-го века. Тогдашний президент США, герой гражданской войны генерал Улисс Грант страдал хроническим алкоголизмом, отличался крайне неуравновешенным характером и именно он, по одной из версий историков, настоял на покупке будущего нового штата. Договор об уступке Россией своих североамериканских колоний Соединенным Штатам за 7 млн. 200 тыс. долларов золотом был заключен между русским и американским правительствами в 1867 году. Знаменитый издатель А. А. Краевский, выражая недоумение русского общества по этому вопросу, писал, что «сумма, выплачиваемая Америкой за Аляску, до такой степени ничтожна, что едва ли можно допустить, что она могла иметь для наших финансов, даже при настоящем нецветущем их положении, какое-нибудь серьезное значение».
  Интересно, что американцы сначала вовсе не обрадовались приобретению. Газеты пестрели заголовками типа: «Глупость Сьюарда» (Сьюард – американский посол, подписавший договор о покупке Аляски) «Америка приобрела зоопарк полярных медведей» и пр. «New York Herald» иронизировал по поводу «наполеоновской затеи» Сьюарда, который приобрел для Америки «50 тысяч эскимосских жителей, из которых каждый в состоянии выпить по полведра рыбьего жира за завтраком».
Тридцать лет спустя, в 1896-м, на Аляске нашли золото. Его оказалось столько, что стоимость добытого на Клондайке золотого песка была больше той суммы, которую американцы заплатили русским, ровно в 90 раз! И это не считая остальных полезных ископаемых, природных ресурсов, леса, пушнины и т.д. А потом на Аляске нашли еще и нефть…

Нефтяная лихорадка
Нефть на Аляске нашли в начале 70-х годов прошлого века. Месторождение Норт-Соул американская пресса называла не иначе как «величайшее открытие в истории Северной Америки». Сразу же встал вопрос о транспортировке добытой нефти. Всерьез обсуждался проект постройки на американских верфях уникальной подлодки – ледокола. Предполагалось, что субмарина будет пробивать толщу льда, расчищая канал для большого танкера с нефтью, либо нырнет под лед и будет тянуть за собой специально оборудованную баржу, способную передвигаться под водой. Впрочем, проблема транспортировки нефти вскоре была решена более традиционным способом. Американцы в 1977 году построили трубопровод от залива Прадхо-Бей, расположенного на побережье Северного Ледовитого океана, до незамерзающего порта в городке Вальдес, расположенного на южном тихоокеанском побережье штата. Экспорт нефти с Аляски начался в 1996 году со скромных 1,7 млн тонн, но уже в 2000 году он достиг 4,2 млн тонн. И относительно недавно, в 1988 году, на Аляске добывалось 100 млн тонн нефти — почти четверть всего американского производства.  По оценкам специалистов, запас нефти на  североамериканских месторождениях составляет от пяти до 16 миллиардов баррелей.
Основными потребителями аляскинской нефти стали азиатские страны — Южная Корея (50%), Япония (36%) и Китай (12%). Сейчас экспортируется 8% добываемой на Аляске нефти. Однако, несмотря на радужные перспективы и высокую динамику развития месторождений, история аляскинской нефти полна драматизма. Это история противостояния президентов, сената и дикой природы северного штата.


 

Птичек жалко…
В 90−х годах началось падение добычи нефти на Аляске: в 1995 году она составляла 75 млн тонн, а к настоящему моменту упала до уровня 50 млн тонн. Отчасти это связано с последствиями знаменитой катастрофы 1989 года, когда принадлежавший компании Exxon танкер «Экссон-Вальдес» сел на камни у южных берегов Аляски. Капитан судна признал, что перед посадкой на судно пил водку, однако, впоследствии с него были сняты обвинения в управлении танкером в состоянии интоксикации. Тогда погибли около 250 тысяч морских птиц, 2800 морских выдр, 300 тюленей, 250 орлов, до 22 китов-касатки и неизвестное количество лосося и сельди. Федеральный судья на Аляске приговорил нефтяную компанию Exxon к штрафу размером в 6,75 млрд долларов в качестве компенсации за нанесенный экологии ущерб. Экологическая катастрофа вызвала волну критики со стороны общественности. Промышленную добычу тут же запретили и возродили только при содействии и непосредственном давлении на сенат президента Клинтона.
   Но в 2006-м году Сенат США вновь проголосовал за исключение из текста оборонного бюджета США на 2006 года раздела, разрешающего добычу нефти на территории арктического природного заповедника на Аляске. За то, чтобы запретить добывать нефть на Аляске, проголосовали 48 сенаторов. Против - 45. И вновь, как и президент Клинтон, нынешний хозяин Белого дома Джордж Буш в течение последних четырех лет пытался убедить законодателей разрешить добычу нефти в заповеднике для обеспечения энергетической безопасности США. Буш распространил письменное заявление, в котором сообщил, что "надежные внутренние поставки энергоносителей важны для безопасности и процветания Америки". По словам президента, добыча нефти на новых месторождениях на Аляске "сделает Америку менее зависимой от иностранных источников энергии". При этом глава Белого дома подчеркнул, что новые месторождения дадут США дополнительно "до одного миллиона баррелей нефти в сутки". А пресс-секретарь американского президента Скот Маклеллан, выступая на пресс-конференции в Вашингтоне, отметил, что Вашингтон делает все возможное для того, чтобы разъяснить нефтедобывающим странам важность роста мировой и американской экономики, которые всецело зависят от цен на энергоносители. "Высокие цены на нефть тормозят развитие американской экономики, и мы очень обеспокоены этим фактом", - подчеркнул пресс-секретарь Белого дома.
    В прошлом, 2007-м году, президент Буш наконец-то добился отмены запрета на разработку нефтяных и газовых месторождений на Аляске в районе Бристольского залива. "Перед тем как начнется добыча полезных ископаемых в данном районе, будет проведено детальное исследование и предоставлена возможность общественного обсуждения проектов разработки", - прокомментировал решение президента глава Департамента управления федеральным имуществом Дерк Кемпторн (Dirk Kempthorne). По его утверждению, отмена запрета будет способствовать укреплению энергетической безопасности страны.

Буш, ты не прав!
У американцев есть все основания беспокоиться о своей энергетической безопасности. Сегодня США импортируют порядка 85 % всего потребления сырой нефти, преимущественно из стран Латинской Америки, Персидского залива и Канады. Как следствие, экономика США весьма подвержена влиянию конъюнктуры мирового рынка нефти. Зависимость США от импорта нефти плохо сказывается на платежном балансе страны. Кроме того, значительная доля импорта нефти приходится на нестабильный регион Персидского залива, а это повышает риски для экономики США и накладывает ограничения на американскую внешнюю политику. Буш, несомненно, прав относительно энергетической безопасности (что само по себе удивляет, ведь американский президент очень редко бывает прав). Однако вопрос безопасности США имеет оборотную сторону.  История имеет свойство повторяться. Как и в 1989 году, когда нефтяной танкер сел на мель, год назад у берегов Аляски разразилась очередная экологическая катастрофа. На месторождении Прудхоу-Бей произошел крупнейший в истории региона разлив нефти. По оценкам экспертов, из проржавевшего транзитного трубопровода, проходящего по северному побережью штата, вылилось до 267 тыс. галлов (1 млн л) "черного золота". Сырая нефть покрыла заснеженную тундру площадью в 1 гектар на малонаселенном северном побережье Аляски, в 1040 километрах к северу от Анкориджа, самого крупного города штата.


Вывод из всего вышесказанного напрашивается следующий: что бы ни говорили о русской безалаберности и расхлябанности, у нас в стране подобных катастроф еще не было. История не знает сослагательного наклонения. Однако если допустить, что русские не ушли бы из Русской Америки, которую потеряли, то ее берега были бы, возможно, намного чище.
 

 
 
Rambler's Top100

© 2000-2017 ИА Neftegaz.RU

 |  www.neftegaz.ru  |  Рекламодателям  |  Услуги  |  Обратная связь  |  Редакция  |