USD 99.943

-0.05

EUR 105.4606

-0.25

Brent 73.42

+0.12

Природный газ 3

+0.03

10 мин
1017

За большой нефтью

Умом Россию не понять и здравым смыслом не измерить. Вся российская общественность хорошо знает, что фундаментом экономики страны являются её минерально-сырьевые ресурсы и в первую очередь нефть и газ. Именно последние по разным оценкам формируют бюджет страны на 50-40%. Тем не менее, проблемы воспроизводства запасов минерально-сырьевых ресурсов отданы на откуп недропользователям.

За большой нефтью

Изначально специалистам нефтяным геологам было ясно, что с этой задачей недропользователи не справятся по ряду причин.

Во-первых, в начале 90-х годов главной их задачей было получение лицензий на наиболее крупные и наиболее рентабельные месторождения нефти и газа, открытые в СССР.

Во-вторых, в начале этого столетия им необходимо было поднять уровень добычи на достойный уровень. С этой задачей они успешно справились, выйдя в 2011 году по уровню добычи нефти на первое место в мире, обогнав Саудовскую Аравию.

В-третьих, частному капиталу выгоднее выйти в зарубежные слаборазвитые страны, где уже открыты месторождения и которые нуждаются в освоении этих месторождений высококвалифицированными специалистами.

В-четвертых, чтобы открыть новые Самотлоры и Уренгои им необходимо выйти с поисковыми работами на гигантские просторы России, в шельфы северных морей. Однако решить такую задачу в одиночку не под силу даже нашим гигантам: ОАО «ГАЗПРОМ», НК «Лукойл».

Академик АН РТ Р.Х. Муслимов прямо пишет: «Главными интегральными показателями состояния и развития нефтяной отрасли являются степень воспроизводства запасов и нефтеотдача». При этом надо учитывать, что для динамичного развития нефтяной и газовой отрасли прирост запасов должен в три раза превосходить добычу. Министр природных ресурсов РФ докладывает Президенту России, что в 2012 году прирост добычи нефти составил 681 млн. тонн нефти и 816 млрд.м3 газа, открыто 49 месторождений. Получается, что соотношение прироста запасов к объемам добычи нефти и газа соответственно составляют всего 1,3 и 1,2. Именно поэтому, и по ряду других причин член-корреспондент РАН И.И.Нестеров и доктор геолого-минералогических наук А.М. Брехунцов обеспокоены тем, что если ничего не изменится в вопросе воспроизводства запасов нефти и газа, нашу нефтяную промышленность ждет катастрофа.

Конечно, есть и другие точки зрения на эту проблему. Так М.Н.Григорьев, директор ГКЦ «ГЕКОН» считает, что у России в целом обеспеченность добычи запасами по промышленным категориям составляет: текущая на 25 лет, перспективная на 29 лет, прогнозная на 35 лет. Нам конечно ближе точка зрения Байбакова Н.К., Нестерова И.И., Брехунцова А.М., Муслимова Р.Х, Байкова Н.М. и многих других специалистов, которые на VII съезде геологов били в набат и призывали возродить геологическую отрасль страны, нацеленную на ускоренное воспроизводство запасов нефти и газа. Если произойдет чудо и их голоса будут услышаны руководством страны, то остро встанет вопрос, а где направление главного удара, который обеспечит решение этой проблемы.

На первый взгляд наиболее привлекательными являются шельфы наших северных и дальневосточных морей. Экологическая катастрофа в Мексиканском заливе и гибель буровой установки в Охотском море свидетельствуют о сложности освоения шельфа, особенно в северном полушарии, где более 8 месяцев господствуют дрейфующие льды и где природа так уязвима. Если эти месторождения будут открыты и начнется их освоение, остро встанет вопрос о рентабельности этой нефти в сравнение с ближневосточной.

Большие перспективы, безусловно, связаны с землями Красноярского края, Иркутской области, Якутии и с землями Дальнего Востока. Эти территории огромны по площади и лишены нормальной нефтегазовой инфраструктуры. Если даже завтра приступить к изучению этой территории, потребуется не менее 30-40 лет для эффективного освоения этих территорий.

В связи с этими фактами наши взоры снова обращаются к территории Западной Сибири. За 60 лет с начала геологоразведочных работ на её территории создан мощный нефтегазовый комплекс, построены десятки новых современных городов, в Заполярье пришла железная дорога, создана серия автомобильных дорог и линии электропередач. Совершенно очевидно, Западной Сибири необходимо второе нефтегазовое дыхание. Его появление могут обеспечить планомерные широкомасштабные работы, направленные на поиски нефти в палеозойских отложениях, перекрытых осадочным чехлом, не превышающим 1000 метров. Перспективными объектами палеозоя Западной Сибири должны стать так называемые залежи «шнуркового типа», которые формируются в палеозойских врезах палеорусел рек Оби, Вах, Кети, и многих крупных рек Западной Сибири. Детальное изучение геологического строения основной залежи месторождения Белый Тигр и притоки нефти из гранитов Западной Сибири позволяют надеяться на перспективы палеозойских гранитных выступов в пределах, которые формировали коллектора нового эрозионно-денудационного типа. Для этого надо смело вскрывать граниты на возможно большую глубину. Особенно в тех районах, в которых гранитные массивы долгое время были выведены в зону эрозии и денудации. Конкретным примером, где может быть открыто месторождение, аналогичное Белому Тигру Вьетнама может служить Чебачье, площадь в Томской области. В этом районе отложение баженовской свиты залегает на гранитах. Это означает, что практически все юрское время гранитный выступ подвергался денудации, что приводило к формированию нового типа высокоемкого коллектора. В зоне контакта этих гранитов и баженовской свиты были получены притоки нефти. Мы часто являемся рабами своих идей и представлений, именно поэтому, как только вскрываем граниты, мы прекращаем бурение, углубляясь на 50-60 метров, фактически не вскрывая коллектора в гранитных толщах.

Кроме того, незаслуженно остались без внимания моноклинали, которые как ожерелье опоясывают Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн. Каковы особенности геологического строения моноклиналей. Для них характерно резкое сокращение мощности продуктивного разреза Западной Сибири, отсутствие отложений баженовской свиты, пониженное содержание рассеянного органического вещества, низкий уровень катагенеза пород и органики, отсутствие региональных покрышек, наличие резких стратиграфических несогласий и широкое развитие разломной тектоники. Все эти факторы определили нефтегазовую судьбу моноклиналей Западной Сибири. Несмотря на их исключительно слабую изученность, все они отнесены к землям с низкой плотностью запасов или к бесперспективным землям.

Вместе с тем из мировой практики известно, что с моноклиналями связаны крупные и даже гигантские скопления нефти в самых различных частях мира. Наиболее яркими примерами месторождений, связанных с моноклиналями могут служить Канадские месторождения Пембина и Атабаска. Газонефтяное месторождение Пембина приурочено к зоне выклинивания меловых и более древних отложений на моноклинали. Всего установлено 38 литологически и стратиграфически экранированных залежей, залегающих на глубинах 980-1870 м. Начальные извлекаемые запасы нефти - 232 млн. т., газа - 45 млрд. м3 . Месторождение Атабаска представляет собой гигантское скопление битумов, связанных с зоной выклинивания нижнемеловых песков в свитах Мак-Марри и Вабаска на моноклинальном склоне. Опровергнуть представления о низких перспективах нефтегазоносности моноклиналей Западной Сибири позволили обнаруженные естественные выходы газа и конденсата на Барабинско-Пихтовской моноклинали, в районе села Трубачево и проведение комплекса работ в пределах Трубачевского лицензионного участка. Эти данные позволяют надеяться на открытие в этом районе серии месторождений, некоторые из которых будут контролировать извлекаемые запасы нефти объемом под 100 млн. тонн нефти и около 20 млрд. м3 газа. Нельзя сбрасывать со счетов и земли, которые в силу старых взглядов отнесены к землям малоперспективным. Это, в первую очередь, земли Омской области, чьи углеводородные ресурсы незаслуженно занижены, это земли востока Томской, Новосибирской , Свердловской,. Челябинской областей. Здесь речь идет о направлении главного удара, который должен обеспечить нормальное функционирование мощнейшего нефтедобывающего комплекса России до конца этого века. Безусловно, если мы хотим процветания Родины, поиски нефти и газа должны вестись во всех возможных направления, на всех необъятных просторах. Но если допустить, что страна в ближайшее время приступит к реализации этих планов, то мы должны четко и ясно понимать, что справиться с этой задачей традиционными методами мы не сможем. У нас нет таких огромных средств, и, главное, упущено время. Выход один, необходимы принципиально новые технологии выявления перспективных объектов, причем объектов, способных контролировать крупные запасы нефти и газа.

Такая технология квантово-оптической фильтрации космоснимков, без преувеличения, технология XXI века была создана специалистами ЗАО «ТОМКО» при активном содействии Томских ученых и специалистов академических институтов и университетов. Она базируется на новейших достижениях астрофизики, лазерной, компьютерной техники, программного обеспечения и современного приборостроения.

С помощью этой технологии после квантово-оптической фильтрации космоснимка в пределах любой территории Земного шара можно наметить границы прогнозируемого месторождения и установить распределение плотности запасов в его пределах.

Теоретические основы этой технологии были сформированы в 90-е годы прошлого столетия геофизиками академических институтов и учеными университетов, которые занимались изучением низкочастотных электромагнитных сигналов литосферного происхождения. (Соболев Г.А., Дедов В.П., Левшенко В.Т., Шуман В.Н., Тарновский Е.Т., Гульельми А.В., Шуман В.Н., Воробьев А.А.).

Для проведения этих исследований была создана уникальная лаборатория, состоящая из комплекса оптических, акустических и электронно-механических устройств. Лаборатория обеспечивает высокий уровень защиты от вибраций, внешних электромагнитных полей, а также полную свето- и шумоизоляцию. Для проведения измерений используются мульти - и гиперспектральные спутниковые снимки, в зависимости от поставленных задач и изучаемой территории. Спектральный диапазон, охватываемый снимком, должен составлять от 0,6 до 3 микрометров.

Обработка полученных данных проводиться по специальной программе, разработанной специалистами различных университетов города Томска и Новосибирска. Увязка данных космоснимков с топографическими картами производится также автоматически при помощи специальной программы.

Первоначально технология была опробована на хорошо изученных месторождениях Томской области, (Мыльджинское, Северо-Васюганское,) Красноярского края, (Агалеевское, Юрубчено-Тохомское), в Южно-Китайском море (Белый Тигр), Афганистане (Северо-Амударьинская нефтегазоносная область), на антропогенных газопроявлениях Иркутской области и Хакасии, (Татурское и Ново-Михайловская).

Большие экспериментальные работы по проверке работоспособности технологии были проведены на лицензионном участке ОАО «ЛУКОЙЛ» и Оморинском лицензионном участке «Красноярскгазпром» и получили положительную оценку.

Получив положительные результаты, с помощью этой технологии в Омской области, в Ливане, Сирии, Красноярском крае, Томской области, в Хабаровском крае, Китае были выявлены границы десятков прогнозируемых месторождений. Там, где по нашим данным прогнозировались месторождения, и проводилось бурение, открыто одно нефтяное Камовское и два газовых Абаканское и Берямбинское месторождения в Красноярском крае. Базируясь только на данных этой технологии, на Барабинско-Пихтовской моноклинали были выявлены границы серии прогнозируемых месторождений. На одном из них проводилось бурение. Поисковая скважина на моноклинали вскрыла по данным бурения и каротажа 8 продуктивных горизонтов, залегающих от палеозоя до сеномана. Эти данные дают основание открыть крупное по запасам нефти месторождение в 50 км от Томска. Не менее интересные результаты получены при изучении части территории Омской, Свердловской, востока Томской области, Красноярского и Хабаровского краев.

Рис. 1 Месторождения, открытые и прогнозируемые, выявленные квантово-оптической фильтрацией космоснимков части территории Омской области

На рисунке 1 приведены данные изучения части территории Омской области. На нем отчетливо видны ранее открытые месторождения, часть из которых находится в разработке и границы прогнозируемых месторождений (выделены красным цветом). Эти данные говорят о высоких перспективах земель Омской области, которые долгие годы считались бесперспективными и работоспособности данной технологии. В Краснояском крае, в 120 км полосе от Юрубчено-Тохомского месторождения до среднего течения Ангары, выявлены границы 12 прогнозируемых месторождений. Одно из них, Абаканское уже открыто, но в этой зоне есть прогнозируемое месторождение, которое по запасам должно быть не меньше Юрубчено-Тохомского. В целом эта полоса может в короткие сроки стать крупным нефтедобывающим районом России. Не мене, интересны результаты, полученные после изучения Хабаровского края. Здесь выявлено около 12 прогнозируемых месторождений. Открытие и освоение их могло бы дать мощный импульс развитию этого региона.

Особо крупные месторождения прогнозируются в районе города Комсомольск-на-Амуре. Границы этих месторождений отчетливо показаны на Рис 2.

Рис. 2 Границы прогнозируемых месторождений в Хабаровском крае, выявленные квантово-оптической фильтрацией космоснимков части его территории

Не менее интересны результаты по восточной части Томской области, которые по оценкам академика РАН Конторовича А.Э. считаются малоперспективными. С помощью технологии квантово-оптической фильтрации космоснимков выявлена целая серия прогнозируемых месторождений.

Рис. 3 Границы прогнозируемого месторождения на Барабинско-Пихтовской моноклинали, выявленные квантовооптической фильтрацией космоснимков части территории востока (правобережье Оби ) Томской области

На рис.3. показаны границы прогнозируемого месторождения в районе Красного Яра Томской области, которое по своей площади способно контролировать крупные запасы нефти.

Рис. 4 Границы прогнозируемого месторождения, разбитого разломами на отдельные блоки, выявленные квантово-оптической фильтрацией космоснимков части территории востока (правобережье Оби ) Томской области

На рис. 4 показано, что данная технология не только выявляет границы прогнозируемых месторождений, но и фиксирует сложность их тектонического строения. В данном случае месторождение разбито на отдельные блоки разломами, вдоль которых практически прямолинейно текут реки.

Таким образом, совершенно очевидно, что перспектива развития нефтяной промышленности в России имеется, но для реализации её необходимо понимание сложности положения нефтяной отрасли, политическая воля руководителей страны решать эту острейшую проблему и понимание того, что нефтяная игла это не беда её экономики, а гарант процветания, модернизации и стабильности нашей Родины. Открытые нефтяные и газовые месторождения, это наиболее надежный стабилизационный фонд России, чем долларовый стабилизационный фонд в банках США и оффшорах. И наконец, не ждать когда Сколково выведет страну в лидеры, а повернуться лицом к тем передовым технологиям, которые уже созданы, но не могут пробить себе дорогу из-за консерватизма мышления тех, кто принимает решения.



Статья «За большой нефтью» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, 2013)

Авторы:
Комментарии

Читайте также