Энергоёмкость ВВП России примерно в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 3,5 раза выше, чем во многих других странах. Сохранение высокой энергоёмкости российской экономики приводит к снижению энергетической безопасности России и сдерживанию экономического роста. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции и исчерпания источников экспортно-сырьевого типа развития требует кардинального повышения эффективности использования всех видов энергетических ресурсов – процитировал Минэнерго в своем выступлении представитель АВВ Чайка Д.В.
Об одном из путей повышения энергоэффективности рассказал генеральный директор Газпром энергохолдинга Денис Федоров в своем докладе «О роли когенерации в теплоснабжении городов». В настоящий момент существующие тарифы на тепло для генерирующих компаний не покрывают затрат не его производство, что приводит к необходимости компенсации разницы за счет электроэнергии. Отсутствие экономически обоснованных тарифов не стимулирует потребителей тепла к энергосбережению. Необходимо использовать экономически обоснованные тарифы. К основным преимуществам автор доклада относит сокращение субсидирования потребителей тепла за счет электроэнергии, возможность учета прибыли от продажи тепла в окупаемости проектов генерации, создание экономической конкуренции между ТЭЦ и котельными и сокращение физического износа и повышение надежности работы оборудования котельных и ТЭЦ. Кроме того, это выступит стимулом энергосбережения и использования энергосберегающих технологий, увеличит налоговые поступления. При этом основная неопределенность – сроки перехода к экономически обоснованным тарифам на тепло
О применении энергосберегающих технологий и эффекте, который они дают, рассказал в своем докладе первый заместитель начальника департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа Газпром С.В.Алимов в докладе Модернизация магистральных газопроводных систем рассказал об основных перспективных проектах компании. Сегодня это: Северный поток (Nord Stream), Газопровод Грязовец — Выборг, Газотранспортная система Бованенково – Ухта – Торжок, Газопровод СРТО-Торжок, ГТС Южный коридор, Проект Южный поток, Газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток, Газопроводная система Сила Сибири.
Газотранспортная система Бованенково – Ухта – Торжок имеет протяженность 2400 км, включая новый газотранспортный коридор Бованенково — Ухта протяженностью около 1100 км (проектная производительность — 140 млрд куб. м газа в год) и газопровод Ухта — Торжок протяженностью 1300 км .Проектная производительность — 81,5 млрд куб. м газа в год. Ввод в эксплуатацию системы магистральных газопроводов осуществлён в 2012 году.
Газопровод СРТО-Торжок. Протяжённость - 2200 км. Количество компрессорных станций — 13 (общей мощностью 968 МВт). Проектная производительность
20,5–28,5 млрд куб. м в год (на различных участках). Ввод в эксплуатацию линейной части газопровода завершён в 2006 году. На начало 2010 года построено 10 компрессорных станций (КС) суммарной мощностью 743 МВт. В 2012 году ввод ещё трёх КС синхронизирован с вводом в эксплуатацию газопровода Бованенково –Ухта
ГТС Южный коридор. В рамках проекта предполагается сооружение 2446 км магистральных газопроводов и 10 компрессорных станций общей мощностью 1473 МВт. Проект будет осуществлён в два этапа. Первый этап реализации проекта включает строительство линейной части ГТС протяжённостью 834 км от компрессорной станции (КС) Писаревка в Воронежской области до КС Русская в Краснодарском крае, включая сооружение четырёх КС. Второй этап реализации проекта строительства ГТС Южный коридор включает в себя сооружение линейной части протяжённостью 1612 км и шести КС на территории семи субъектов РФ
Проект Южный поток. Общая протяжённость черноморского участка составит около 900 километров, максимальная глубина — более двух километров, проектная мощность — 63 млрд. куб. м.
При проектировании магистральных газопроводов были применены инновационные энергосберегающие технологии:
Северо-Европейский газопровод рабочее давление 9,8 МПа (сухопутный участок) и 22 МПа (морской участок) "гладкостное" внутреннее покрытие
ГПА мощностью 16 и 25 МВт с КПД газотурбинного привода 35-36% (сухопутный участок) и ГПА мощностью 25 и 50 МВт с КПД 38 и 41% с промежуточным охлаждением между секциями газового компрессора безшлейфовая и модульная компоновка ГПА с агрегатным АВО газа, обеспечивающие уменьшение потерь давления в технологических коммуникациях КС
Система магистральных газопроводов Бованенково-Ухта рабочее давление 11,8 МПа "гладкостное" внутреннее покрытие ГПА мощностью 16, 25 и 32 МВт с КПД газотурбинного привода 36-38% безшлейфовая и модульная компоновка ГПА с агрегатным АВО газа для уменьшения потерь давления в технологических коммуникациях обеспечение температурного режима подводного перехода участков с вечномерзлыми грунтами с применением турбодетандерных технологий. В результате потребление газа было снижено на 4,3 млрд кубометров в год, из них: 30% - за счет внутреннего покрытия труб, 70% - за счет повышения экономичности ГТУ и ЦБ
Один из самых проблемных сегментом ТЭКа – теплоэнергетика, проблему отрасли и пути их решения озвучил в своем докладе «О состоянии теплоэнергетики на начало 2013 г. рассказал» представитель генерирующей компании Квадра. Автор доклада выделил несколько ключевых проблем на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Во-первых, замораживание реформы электроэнергетики: долгосрочный рынок не создан, отсутствует целостная модель долгосрочного развития электроэнергетики России.
Второй проблемой была названа избыточная роль государства в регулировании рынка, которая, по мнению автора, проявляется во фрагментарном государственном управлении, принятии решений, противоречащих объективным требованиям развития отрасли (ужесточение требований к минимальным техническим требованиям участия в рынке мощности с 2012 года; изменение правил определения объема ценопринимания на величину технологического минимума; отказ от индексации цен на мощность в 2011 году и изменение порядка оплаты мощности электростанций). Кроме того, избыточная роль государства видится в политике, направленной на увеличении доходности от продажи газа на внутреннем рынке при снижении доходности электроэнергетики и теплового хозяйства.
Третья проблема - регуляторные нарушения со стороны ФСТ и РЭК: продолжается практика перекрестного субсидирования между тепловой и электрической энергией, между населением и пром.потребителями, между городом и селом.
Четвертая – отсутствие единого регулятора в сфере теплоснабжения. Регулирующими функциями в сфере теплоснабжения наделены: Министерство регионального развития, Министерство энергетики, Федеральная служба по тарифам; Министерство экономического развития и пр. При этом нет единого органа, объединяющего теплоснабжение и производство электроэнергии
Пятая – огромная неудовлетворенная потребность в инвестициях на модернизацию систем теплоснабжения, следствием которой является неудовлетворительное состояние систем теплоснабжения, характеризующееся высоким износом основных фондов, особенно теплосетей и котельных, недостаточной надежностью функционирования, большими энергетическими потерями и негативным воздействием на окружающую среду.
Шестая – отсутствие эффективных механизмов воздействия на должников (не только конечных потребителей, но и посредников (перепродавцы, УК)) по оплате тепловой энергии: продолжается рост кредиторской задолженности за потребленные топливно-энергетические ресурсы.
Седьмая – отсутствие стимулов развития когенерации. Несмотря на призывы Правительства РФ к инновационному развитию и снижению энергоемкости ВВП, в регионах продолжается негативный процесс «котельнизации», влекущий неэффективное потребление топливных ресурсов и рост энергоемкости ВВП.
Восьмая – отсутствие стимулов у потребителей для энергосбережения и повышения энергоэффективности. Необходимо полностью отказаться от нормативного определения объема потребленных коммунальных ресурсов и обеспечить установку приборов учета на всех звеньях теплоснабжения. Решение – ввод повышающих коэффициентов к тарифу для бесприборников.
Все нерешенные вопросы в теплоснабжении складываются в замкнутый круг: для надежного и качественного теплоснабжения нужен капитальный ремонт тепловых сетей и модернизация котельных и ТЭЦ, для капитального ремонта и модернизации нужны деньги, для того, чтобы деньги появились нужен рост тарифов на тепловую энергию тарифов категорически не нужен потребителям и органам власти потребителям и органам власти нужно надежное и качественное теплоснабжение. Как разорвать эту причинно-следственную цепочку? Автор доклада вносит предложения по концепции модернизации системы теплоснабжения в РФ. Во-первых, необходима корректировка системы ценообразования в тепле. А именно: устранение перекрестного субсидирования; максимальное сближение ТЭЦ и котельных по уровню цен на тепло – переход на тарифообразование методом «альтернативной котельной», переход на долгосрочное тарифообразование (не менее 5-10 лет), эффект от реализации инвестиционных проектов не изымается регулятором и остается на том участнике, кто эти проекты делает. Во-вторых, нужно создать рыночный сегмент в сфере теплоснабжения. Для этого нужна корректировка закона «О теплоснабжении». Предоставление возможности разрешить заключать нерегулируемые договоры на выгодных условиях для потребителей, желающих вернуться в централизованную систему теплоснабжения и закрыть свои котельные. Во-вторых, прозрачная система господдержки теплового распределительного комплекса: участие государства в модернизации теплосетевой инфраструктуры в форме предоставление долгосрочного льготного (беспроцентного) финансирования крупным участникам рынка теплоснабжения.
Также, автор предлагает систему мер снижения негативных последствий: применение социальной нормы теплопотребления; предоставление адресных дотаций наиболее малообеспеченным слоям населения (многодетные семьи, инвалиды и т.д.).
Скорректировать систему ценообразования в тепле предлагается посредством устранения перекрестного субсидирования, за счет максимального сближения ТЭЦ и котельных по уровню цен на тепло – переход на тарифообразование методом «альтернативной котельной»; переход на долгосрочное тарифообразование (не менее 5-10 лет); эффект от реализации инвестиционных проектов не изымается регулятором и остается на том участнике, кто эти проекты делает.
Для минимизации риска невозврата денежных средств и с целью минимизации коррупционных рисков финансирование должны получать только крупные участники рынка теплоэнергии. Мелкие частные компании, владеющие на праве собственности небольшими участками тепловых сетей и инфраструктуры (котельные, ЦТП и т.д.) и неспособные обеспечить их качественную эксплуатацию, должны уйти с рынка теплоснабжения: продать/передать в долгосрочную аренду свои объекты теплосетевого хозяйства.
Теплосетевые объекты, находящиеся в муниципальной собственности, целесообразно передавать в аренду крупным частным участникам рынка, способным обеспечить надлежащую их эксплуатацию и техническое состояние или создавать единого теплосетевого оператора в форме совместного с муниципальными образованиями предприятия.
Свое видение системы регулирования в сфере теплоснабжения представил и Холдинг КЭС.
Во времена Советского Союза наблюдался устойчивый рост потребления тепла, в связи с этим тепловые мощности строились с заделом на будущее. С начала 90-х годов наблюдается спад потребления тепла, тем не менее, тепловые генерирующие компании вынуждены поддерживать в исправном состоянии уже невостребованное оборудование.
Если говорить о качестве, то сегодня считается нормальным летнее отключение горячей воды, начало и окончание отопительного сезона по приказу мэра города и изменение параметров теплоснабжения из-за отклонения (неготовности) отдельных элементов системы у потребителей и/или в тепловых сетях. Только тепловые сети сознательно подвергаются разрушению как минимум два раза в год.
Называя теплоснабжение самой отсталой отраслью страны, автор видит причины этого в стопроцентном регулирование, которое проявляется в сдерживании (отставании) тарифов, регулировании «от достигнутого» в отсутствии технологических целей регулирования, исключение из договорного процесса потребителей и производителей. Регулирование главный элемент непредсказуемости в отношениях потребитель – поставщик.
В качестве мер исправления ситуации, автор предлагает следующие шаги: признание того, что в тепле есть конкуренция – теплоснабжение от альтернативных источников (котельные, тепловые насосы, электричество), полностью отменить регулирование тарифов для потребителей, присоединенных к коллекторам источников тепла, для любых новых потребителей, а также, для населения и объектов «соцкультбыта» (перейти к единственному методу ограничения - определение предельной цены тепла в зоне СЦТ, соответствующей минимальной цене альтернативного источника (в большинстве регионов России – газовая котельная).
Переход на метод Альткотельной потребует назначения ЕТО (единой теплоснабжающей организации), для возможности усреднения цен на тепло от разных источников в рамках одной СЦТ ЕТО берет на себя ответственность за надежность и качество теплоснабжения. На ЕТО перекладываются все финансовые риски по теплоснабжению. ЕТО получает всю выгоду от мероприятий по сокращению издержек и повышению энергоэффективности. Необходимо утвердить ЕТО и наделить их полномочиями, необходимыми для эффективного управления системой теплоснабжения. А именно: ответственность за качество и надежность теплоснабжения, разработка схем теплоснабжения, решения по структуре и развитию тепловых мощностей, теплосетей и решения по загрузке теплоисточников. Потребитель не должен думать о теплоснабжении, ему должна быть предоставлена возможность пользоваться отоплением круглогодично, чтобы он сам мог решать пользоваться им или нет и в какой момент Горячее водоснабжение должно быть предоставлено потребителю без длительных технологических перерывов. Только потребитель определяет, устраивают его предоставляемые услуги или нет. Если потребитель недоволен, то ему выплачивается «хорошая» компенсация. А для выполнения указанных принципов, у потребителя должен быть установлен учет тепла.
Общий прогноз развития ТЭК сделал представитель института энергетических исследования РАН, он напомнил, что затяжной характер текущего глобального кризиса повлёк снижение прогнозов роста экономики и энергопотребления; при этом заметно ускорился рост доли развивающихся стран. На долгосрочную перспективу сохранится доминирование ископаемых видов топлива. Доля нефти и газа в мировом потреблении первичной энергии останется практически неизменной (53,6% в 2010 г. и 51,4% к 2040 г.). Во всех сценариях от дальнейшего успеха до возможного провала сланцевых технологий балансовые цены нефти в 2040 г. не выйдут из диапазона 100-130 долл./барр. при хорошей корреляции с ними цен газа (что отнюдь не исключает больших краткосрочных флуктуаций цен под действием политических и спекулятивных факторов).
Невзирая на интеграцию рынков нефти и газа по мере роста международной торговли нефтью и сжиженным природным газом (СПГ), усиливается тенденция к их регионализации с выходом на заметно отличающиеся уровни цен.
Наиболее существенный прирост абсолютных объемов потребления и доли в первичном энергопотреблении обеспечит газ – следующие 30 лет можно вполне обоснованно считать «эрой газа»; однако у России есть риск упустить возникающие в связи с этим возможности.
Существует два основных варианта повышения конкурентоспособности российского экспорта углеводородов на внешних рынках: снижение изъятий государства и сокращение компаниями затрат по всей цепочке поставок.
Отказ от пошлин повысит внешнюю конкурентоспособность российских углеводородов и позволит увеличить объемы экспорта, но вклад экспорта в ВВП только сократится из-за того, что прирост размеров вывоза будет меньше потери от снижения пошлины, накладываемой на весь его объем и кроме того это обоснованно повысит внутренние цены газа и нефтепродуктов, что еще больше затормозит экономику страны.
По-настоящему результативным средством должно служить радикальное повышение инвестиционной эффективности российского ТЭК и энергетической эффективности экономики в целом. По обоим направлениям Россия имеет уникальные возможности.