USD 92.388

-0.47

EUR 103.4758

+0.07

Brent 71.62

-1.36

Природный газ 2.88

+0.05

12 мин
434

Опыт и перспективы привлечения зарубежных университетов для формирования актуальных компетенций в нефтегазовом секторе России

 Опыт и перспективы привлечения зарубежных университетов для формирования актуальных компетенций в нефтегазовом секторе России

Квалифицированные специалисты, как известно, - товар штучный. И многие предприятия сегодня ощущают на себе дефицит профессиональных сотрудников, особенно когда речь идет о работах на промплощадках. Каковы возможные пути развития российского сектора нефтегазовой промышленности и компетенции необходимые для успешного развития этих направлений? Как выглядит отечественный опыт привлечения зарубежных университетов для решения вопроса подготовки кадров в нефтегазовой отрасли и формирования актуальных компетенций? О результатах обучения магистров в г.Сочи рассказывают организаторы проекта по созданию учебно-инжинирингового кластера для теоретической и практической подготовки кадров в решении вопроса массового перехода к освоению российского шельфа.

Пессимистичные прогнозы истощения мировых запасов углеводородов привели к значительному росту цен на нефть и топливо, с одной стороны, и активному поиску альтернативных источников сырья и энергии, с другой стороны. Альтернативные виды энергии это отдельная важная тема, фокусом данной статьи являются проблемы, связанные с разработкой трудноизвлекаемых и нетрадиционных видов запасов углеводородов и, в первую очередь, развитие отечественных компетенций в этой отрасли экономики.

Освоение и разработка трудноизвлекаемых запасов является современным вызовом нефтегазовой промышленности не только в России, но и для всего мира. Обычно выделяют четыре вида таких запасов, это:

· запасы углеводородов, сосредоточенные на шельфе;

· запасы, оставшиеся после традиционных видов воздействия (в основном заводнения) в старых нефтегазовых провинциях;

· запасы нетрадиционные или приуроченные к плотным глинистым залежам («сланцевым» по западной терминологии), месторождения битумов, газовых гидратов;

· запасы метана в угольных отложениях.

Перспективы вовлечения этих запасов в разработку определяются объемами, наличием технологий их эффективной добычи, инвестиционным климатом и, конечно, кадрами, способными и готовыми решать новые инновационные задачи.

Повышение цен на нефть и газ, появление новой техники добычи способствовало вовлечению в разработку запасов на шельфе морей, а затем и в акватории самих морей. К настоящему времени практически все страны с развитой нефтегазовой промышленностью добывают углеводороды в море, рис.1.

Российский шельф также богат запасами углеводородов. На шельфе содержится четверть наших запасов нефти и половина запасов газа, но особенностью их является сосредоточение в северных арктических широтах, где большую часть времени года моря покрыты сплошным покровом льда. Опыт добычи в арктических условиях и в ледовой обстановке очень ограничен, примером является Канада с платформой Kulluk7 на море Бофорта [1]. Прогнозные затраты Российских нефтегазовых компаний по освоению шельфа Арктики значительно превосходят расходы на освоение месторождений Мексиканского залива и Северного моря, поэтому прогресс в освоении этих запасов существенно зависит от государственных преференций.

рис 1.jpg

Вместе с тем, более 60% запасов нефти остается в разрабатываемых пластах после традиционных видов воздействия (первичные и вторичные методы разработки). Преимуществом направления, связанного с применением методов увеличения нефтеотдачи - МУН (третичных методов), является наличие развитой инфраструктуры и кадрового потенциала в старых нефтегазовых провинциях. К настоящему времени научные разработки, промысловая апробация позволили предложить ряд эффективных технологий, способных доизвлекать до 20% остаточных запасов нефти [2]. На рис.2 показаны темпы добычи нефти за счет применения МУН. Динамика применения МУН показывает, что в последние 20 лет применение этих методов не расширяется. В последнее время в связи с окончанием масштабной закачки газа на месторождениях Северного моря уже более 60% этой добычи относится к применению тепловых методов, более 30% - закачке различных газов. Сопоставление данных рис.1 и рис.2 показывает, что добыча углеводородов от применения МУН несопоставимо мала, что указывает на большие риски в развитии этого направления.

рис 1.jpg
К нетрадиционным источникам углеводородов относят запасы сланцевого газа, успешно разрабатываемые в США. В России более значительными являются запасы сланцевой нефти, представленные, например, баженовской свитой. По мнению руководства "Газпром нефти", потенциал баженовской свиты достаточно высок при правильном применении технологии многостадийного гидроразрыва пласта. Поэтому при применении экономического моделирования и новейших схем разработки сланцевой нефти ее добыча может быть рентабельной, а по затратам - конкурентной с затратами на арктическом шельфе. Сейчас "Газпром нефть" ведет пробную разработку баженовской залежи на участке Красноленинского месторождения.

К более проблемным, нетрадиционным источникам можно отнести битумы и газовые гидраты, основные регионы, где расположены запасы перечисленных выше источников углеводородов, представлены на рис.3. Разработка рентабельных методов добычи битумов и газовых гидратов пока находится в стадии активного научного исследования и промысловой отработки идей. О заметном вкладе нетрадиционных углеводородов в общую добычу говорить пока еще рано.

рис 1.jpg

рис 1.jpg

Как уже отмечалось ранее, вектор развития нефтегазовой промышленности зависит от геологических, экономических, правовых и других условий, но при любом сценарии одним из ключевых вопросов является формирование новых для российского сектора компетенций. К сожалению, в учебных планах, рекомендованных министерством образования, проанализированные тематики присутствуют лишь в виде разрозненных тем или отдельных спецкурсов, не решающих проблему формирования компетенций комплексно и полностью.

Формирование новых компетенций задача трудоемкая и длительная, требующая значительных усилий, финансовых затрат. Примером решения такой проблемы в рамках государственной программы является освоение месторождений Северного моря Норвегией. Другое направление в решении указанной задачи связано с привлечением зарубежных компетенций. Этот путь позволяет достаточно быстро решить кадровую проблему и способствовать оперативному освоению передовой техники и технологий. В России опыт разработки месторождений Дальнего Востока и наметившиеся пути освоения шельфа Арктики указывают на второй путь. Передовые нефтяные компании и университеты России также накопили определенный опыт в подготовке кадров с привлечением ведущих западных университетов. Анализу этого опыта и посвящена данная статья.

Рассмотрим сначала историю привлечения зарубежных компетенций для решения важной проблемы подготовки кадров для прорывных направлений нефтегазовой промышленности. Прошло уже 12 лет со дня запуска магистерских программ в области геологии и разработки нефтегазовых месторождений университета Херриот-Ватт (Эдинбург, Шотландия). В настоящее время этот проект оформился в виде Центра дополнительной подготовки и переподготовки при Томском политехническом университете, где большинство предметов преподается на английском языке, но уже вновь подготовленными и прошедшими аттестацию в головном Университете российскими преподавателями. Экзамены и финальная аттестация выпускников реализуется через Интернет и определяется шотландской комиссией. Не смотря на то, что такая система подготовки создавалась одной нефтяной компанией для удовлетворения своей кадровой проблемы, сейчас выпускники высоко востребованы всеми ведущими российскими нефтяными и газовыми компаниями, зарубежными операторами и сервисными компаниями, работающими на территории России. Годовой магистерский курс является платным, как правило, нефтегазовые компании оплачивают обучение слушателей, но имеются и прецеденты оплаты курса самими слушателями. Востребованность выпускников в первую очередь, определяется актуальностью направления подготовки.

Пять лет назад компания ТНК-ВР совместно с Тюменским нефтегазовым университетом начали подготовку слушателей по магистерской программе в области геологии и геофизики Лондонского университета Роял-Холлоуэй [3]. Первоначально обучение также осуществлялось силами только профессорско-преподавательского состава английского вуза, с постепенным замещением их своими кадрами после аттестацией в головном Университете. К проекту присоединились компании ЛУКОЙЛ и НОВАТЕК, наблюдается также расширение географии программы. Сегодня в Центре профессиональной переподготовки при ТГНГУ по указанной программе, кроме российских слушателей обучаются студенты из Нигерии и республики Тайвань.

Примером последних проектов в области привлечения зарубежных компетенций стал проект профессора А.Б.Золотухина по подготовке магистров по курсу «Освоение морских нефтегазовых месторождений» совместными усилиями РГУ им.И.М.Губкина и Ставангерского технического университета. Необходимо отметить, что фундаментом этого проекта стала кафедра «Освоения морских нефтегазовых месторождений», начавшая подготовку студентов в этом направлении еще в 1998г [4].

Постараемся сформулировать основные результаты, которые показал опыт осуществления этих проектов. Хороший старт зарубежному образовательному проекту придает инициатива и финансовый вклад нефтегазодобывающей компании. Однако по прошествии некоторого времени оказывается, что решение кадровой проблемы отдельной компании и нефтяной промышленности России различны по масштабам, и вырастая проект выходит за рамки корпоративного. Выдача двух дипломов: иностранного и российского, позволяет выпускникам работать в разных компаниях, независимо от их национальной принадлежности.

По интенсивности и компактности, пожалуй, только английская модель магистерской программы близка к отечественному варианту. В этом случае общий объем программы составляет около 1800 часов, которые укладываются в период двенадцати месяцев. За этот период слушатели осваивают четыре базовых предмета базового модуля и четыре специальных (с возможностью выбора) предмета – специального модуля. Последний, третий модуль, посвящен финальному дипломному проекту. Важную роль приобретает организация практики и углубленной стажировки на реальных проектах отечественных предприятий. В головных университетах эти виды занятий давно и хорошо отработаны, но практика студентов в Европе значительно удорожает стоимость обучения.

Отбор кандидатов во всех перечисленных проектах является многостадийным, включающим ранжирование слушателей по данным анкетирования, тестирования по английскому языку и заключительному собеседованию. Проходной балл в 4 - 4.5 по результатам отечественных дипломов и аттестатов позволяет отобрать достойных слушателей, способных полностью освоить магистерскую программу зарубежного университета. Отметим, что наилучшие результаты в освоении программ показывают выпускники физико-математических и сложных инженерных специальностей. Они часто лидируют по оценкам и знаниям не только среди наших слушателей, но и среди слушателей головных университетов.

Английский язык является сильной стороной абитуриентов этих программ, но для специализации в области нефтяной терминологии организовывается специальный курс интенсивного английского с изучением специальных технических терминов для слушателей, успешно прошедших все этапы процедуры отбора. Для освоения курса достаточны знания и навыки речевой коммуникации на уровне Intermediate или Upper-Intermediate. Наиболее востребованным навыком здесь является аудирование, т.е. восприятие иностранной речи на слух, который в дальнейшем претерпевает саморазвитие по мере прослушивания все большего количества лекций и опыта общения с различными лекторами, обладающими специфической манерой речи, акцентными и диалектальными особенностями на протяжении всего курса. В результате знание английского, в том числе технического, делает выпускников очень востребованными в силу интеграции в современный инжиниринг англоязычных иностранных специалистов, внедрения лучших зарубежных образцов техники и технологий с описанием на английском.

Самым главным результатом и достоинством зарубежных магистерских программ является освоение профессиональных навыков в выполнении конкретных работ и возможности использования выпускника в практической деятельности без периода адаптации и освоения необходимых навыков. Отечественное образование при всей широте его компетенций не дает возможности сразу использовать выпускника на конкретных работах, связанных, например, с проектированием или выполнением определенных инженерных расчетов, требующих непосредственного результата, оформленного стандартным для промышленности образом.

Проанализированный опыт привлечения ведущих университетов для формирования необходимых компетенций путем подбора и реализации соответствующих магистерских программ был использован для запуска нового проекта – решения задачи подготовки кадров для быстро развивающегося сектора нефтегазовой промышленности, связанного с освоением шельфовых и морских месторождений [5]. Проект реализуется на основе частного инвестирования, что обеспечивает ему большую гибкость. Поиски зарубежного партнера привели к Университету Роберта Гордона (Абердин, Шотландия), одному из ведущих в Европе в этом направлении. Для процедуры отбора слушателей выбраны схемы, хорошо зарекомендовавшие себя в других аналогичных проектах.

Для реализации этого проекта был сформирован учебно-инжиниринговый кластер на базе НОУ «Академия инжиниринга нефтяных и газовых месторождений», Научно-технического центра «ОЙЛТИМ» в г.Сочи с соответствующей инфраструктурой для обеспечения качественного и комфортного обучения.

Как результат, магистерская программа «Шельфовый Нефтегазовый Инжиниринг» была запущена в августе 2013 года. В течение учебного года слушатели первого набора программы получили необходимые базовые знания в области геологии, разработки и бурения морских месторождений. Самыми же важными элементами программы являлись модули по поверхностному и подводному обустройству морских месторождений. На заключительной стадии программы слушатели курса выполнили индивидуальные проекты, в большинстве своем посвященным концептуальным схемам обустройства морских месторождений. В конце сентября 2014 года состоялся первый выпуск 23 слушателей программы. Дипломные работы выпускников курса получили высокие оценки специалистов российских добывающих компаний, присутствовавших на защите дипломных работ. Стоит отметить, что дипломные проекты двух выпускников курса были представлены в конце октября 2014 года на конференции ООО ГАЗПРОМ ВНИИГАЗ «Освоение ресурсов нефти и газа российского шельфа: Арктика и Дальний Восток» в Москве. Доклады по обеим работам были включены в секцию «Техника и технология разработки и обустройства морских месторождений» и были посвящены поверхностному и подводному обустройству и подводному модулю сепарации на Долгинском месторождении в Печорском море, что вызвало живой интерес участников конференции.

Выпускники первого курса уже работают в российских офисах компаний Шлюмберже, Бейкер Хьюз и Шелл в подразделениях занимающихся шельфовыми проектами.

В данный момент в Академии ИНГМ обучение проходит второй набор слушателей, что говорит о растущем интересе к программе в частности, так и к шельфовому направлению в целом, как со стороны выпускников вузов, так и со стороны молодых инженеров, уже имеющих опыт работы в отрасли.

Также Академия ИНГМ ведет активную работу в области дополнительного профессионального образования и реализует широкий спектр курсов повышения квалификации по геологии и актуальным проблемам разработки нефтегазовых месторождений.

Научно-технический центр ОЙЛТИМ занимается моделированием, проектированием и аналитическими задачами разработки месторождений. Отличное владение английским, высокий профессионализм специалистов центра позволяет вести проектно-аналитические работы не только с российскими, но и зарубежными компаниями. Зарубежный опыт наработан на крупных проектах разработки суданских месторождений с компанией Great Nile Petroleum Operating Company, построении геологических моделей и оценке перспектив разработки месторождений малазийской компании PETRONAS.

Такой симбиоз обучения и практики позволяет наиболее эффективно решать задачи формирования актуальных компетенций. Предполагается, что уже летом 2015 года слушатели магистерского курса будут оттачивать практические навыки на выполнении в НТЦ ОЙЛТИМ реальных проектов по выбору концептуальных схем и обустройству шельфовых и морских месторождений. Каждый год 1-2 выпускника курса будут направлены на стажировку в г.Абердин в Университет Роберта Гордона для подготовки к преподавательской деятельности и аттестации в качестве преподавателей этого университета. Таким образом, также планируется постепенное замещение английских лекторов. Для диверсификации возможных мест работы выпускниками также будет реализована система двух дипломов: английского об окончании MSc программы и российского о дополнительной профессиональной переподготовке.

Список литературы

1. Wright B. Full Scale Experience with Kulluk Stationkeeping Operations in Pack Ice. /Submitted to the National Research Council of Canada, July 2000.

2. Green D.W., Willhite G.P. Enhanced Oil Recovery. – SPE monograph series, Richardson Texas, 1998, 545p.

3. Бакиева Л.Б., Двойников М.В., Зыкова Н.В., Петухова Н.И., Элдерс K. ТюмГНГУ и RHUL: Сверхвысшее образование. //Нефтегазовая вертикаль №13-14, 2011, с.70-73.

4. Никитин Б.А., Оганов А.С., Богатырева Е.В. Подготовка магистров – специалистов для освоения месторождений нефти и газа на континентальном шельфе. //Газовая промышленность № 10, 2011, с.95-97.

5. Лавров В.В., Федоров К.М., Терентьев В.Л. Формирование компетенций в области освоения и разработки российского шельфа. //Нефтяное хозяйство № 1, 2012б с.56-59.



Статья « Опыт и перспективы привлечения зарубежных университетов для формирования актуальных компетенций в нефтегазовом секторе России» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№11-12, 2014)

Авторы:
Комментарии

Читайте также