USD 94.0922

-0.23

EUR 100.5316

+0.25

Brent 87.23

+0.38

Природный газ 1.76

+0.02

5 мин
3634
0

Промышленная безопасность на шельфе

Шельфовые нефтегазовые проекты, особенно а Арктической зоне, по умолчанию являются промышленными объектами повышенной категории опасности, именно поэтому во время промысловых работ они требуют безупречной организации действий по обеспечению промышленной и экологической безопасности как самих объектов, так и прилегающих территорий.

Промышленная безопасность на шельфе

На сегодняшний день «Морская спасательная служба Росморречфлота» входит в состав Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ. В ее подчинении – десять филиалов, организованных на базе бассейновых аварийно-спасательных управлений во всех морских бассейнах нашей страны.

В активе ФГБУ «Морспасслужба» – современный флот, включающий в себя многофункциональные спасательные суда и катера, позволяющий, наряду с традиционной деятельностью по спасанию человеческой жизни на море, подъему затонувших судов и грузов, водолазными работами, занимать лидирующие позиции в отрасли в области обслуживания шельфовых проектов с применением самой современной техники и обслуживающих судов для нефтегазодобывающих комплексов.

Важно отметить, что «Морспасслужба Росморречфлота» аккредитована как экспертное учреждение и признана как Российским морским регистром судоходства, так и многими международными организациями. В их числе - Международная Ассоциация Морских Подрядчиков (International Marine Contractors Association (IMCA) в дивизионах навигационно-гидрографических работ на шельфе (Offshore survey) и дистанционно-управляемых систем и телеуправляемых подводных аппаратов (Remote systems & ROV), а также классификационное общество DNV GL, входящее в свою очередь в International Association of Classification Societies (IACS), подтверждающее соответствие «Морспасслужбы Росморречфлота» всем требованиям при проведении подводного освидетельствования судов, нефтегазовых комплексов, а также подводного замера толщины корпусов с использованием специальных ультразвуковых устройств.

Для обеспечения безопасности при выполнении различных работ на шельфовых проектах ФГБУ «Морспасслужба» организовывает аварийно-спасательное и противопожарное дежурство специализированными судами, оборудованием и аттестованными спасателями, в том числе по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов.

Так, в течение 2018 года судно «Морспасслужбы Росморречфлота» «Балтика» на постоянной основе несло дежурство по аварийной готовности к ликвидации разливов нефти в районе объекта «Ворота Арктики» в Обской губе. Еще одно судно компании – «Мурман» – также на постоянной основе обеспечивало безопасность морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» в Баренцевом море и было готово к ликвидации разливов нефти и оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях. Кроме того, с января по апрель 2018 года судно «Спасатель Демидов» несло аварийно-спасательное дежурство при строительстве скважины в Черном море в интересах компании «Шатксморнефтегаз», а судно «Берингов пролив» на протяжении всего года несло аварийное дежурство на участке проекта «Сахалин-1» в интересах компании «Exxon Neftegaz Ltd». Перечень выполненных работ, конечно, можно значительно дополнить.

ФГБУ «Морспасслужба» продолжает развиваться в этом направлении и соответствует высоким профессиональным стандартам. Подтверждением этому стало включение организации в 2016 году в список полноправных членов Международного союза спасателей (ISU), объединяющего 54 компании морских спасателей из более чем 20 стран.

Еще одно крупное направление работ «Морспасслужбы Росморречфлота» - океанские и морские буксировки. Спасатели имеют многолетний опыт в буксировке любых плавучих объектов, в том числе самоходных и несамоходных, включая морские буровые платформы. Буксировки осуществляются на всех морских бассейнах, в т.ч. на трассах Северного морского пути.

В арсенале спасательной службы суда специализированного буксировочного флота, имеющие полное оснащение для проведения подобных операций. Буксирование выполняется сверхмощными буксирами-спасателями, которыми эффективно управляют опытные экипажи, выполняющие свои обязанности даже в условиях чрезвычайных ситуаций.

В течение 2018 года был выполнен целый комплекс работ в рамках этого направления. Например, с февраля по апрель 2018 года судно «Ясный» (находится в составе флота ФГБУ «Морспасслужба») несло аварийно-спасательное дежурство, а также принимало участие в доставке оборудования и снабжения на нефтедобывающую платформу «Д-6» в Балтийском море, в интересах компании «ЛУКОЙЛ». Чуть позже, с 28 апреля по 17 мая 2018 года, судно «Умка» в сопровождении судов «Спасатель Карев» и «Ясный», осуществили буксировку плавучего атомного энергетического блока «Академик Ломоносов» от причала «Балтийского завода» морского порта Большой порт Санкт-Петербург к причалу ФГУП «Атомфлот» в морском порту Мурманск. Буксировка составила 2465 морских миль!

В период с июня по октябрь 2018 года суда «Спасатель Демидов», «Спасатель Карев», «Умка», «Сивуч», «Нарвал», «Ясный» участвовали в буксировках передвижных буровых установок «Арктическая», «Нан Хай 8», «Амазон» в Карском море, доставки снабжения, оборудования и персонала на эти буровые, а также несли аварийно-спасательное дежурство в этом районе.

Отдельное внимание в «Морспасслужбе» уделяется таким видам работ как обслуживание подводных частей буровых платформ и обследование устьев скважин на глубинах до 3000 м с помощью подводных необитаемых телеуправляемых аппаратов, а также инженерно-технические, инженерно-геологические, инженерно-экологические изыскания и работы на шельфе, в т.ч. при укладке подводных трубопроводов. Для проведения такого вида работ Морспасслужба предоставляет современные суда, оборудованные системой динамического позиционирования (DP).

В течение 2018 года суда «Морспасслужбы Росморречфлота» в рамках этого направления выполнили работы по обследованию участков трубопровода «Северный поток» (судно «Балтийский исследователь»), а с ноября по декабрь 2018 года работы по инструментальному обследованию трубопровода «Турецкий поток». Кроме того, в период с августа по ноябрь 2018 года судно «Пенай» выполняло работы в интересах компании «Арктик СПГ-3» в районе п. Сабетта, а с июня по октябрь 2018 года судно «Игорь Ильин» выполнило научно-изыскательские работы в районах Баренцева и Карского морей.

Помимо всего перечисленного, опытные специалисты «Морспасслужбы Росморречфлота» выполняют такие работы, как обеспечение и сопровождение работ по бурению разведывательных и эксплуатационных подводных скважин; инспекционные работы различных конструкций и объектов, участков дна и гидротехнических сооружений; подводно-техническое сопровождение строительства и эксплуатации объектов подводных добычных комплексов (ПДК); полный спектр глубоководных площадных поисковых работ; обеспечение работ водолазов-глубоководников; исследовательские работы и т.д.

В качестве свежих примеров 2018 года в рамках данного направления можно привести мониторинг состояния опорного основания и кингстонных коробок МЛСП «Приразломная» в Баренцевом море, водолазное обследование наружных элементов конструкций свайных направляющих опорного блока-кондуктора (ОБ БК) на месторождении им. Ю. Корчагина в северной части Каспийского моря, осмотр башмаков буровой СПБУ «Амазон» в п. Ямбург ЯНАО и другие работы.

ФГБУ «Морспасслужба» не останавливается на достигнутом, выходит на новые рынки и с каждым годом расширяет свои компетенции по всем направлениям работ. В планах компании – модернизация судового оборудования и строительство новых многофункциональных специализированных судов с высокотехнологичным оборудованием для выполнения работ на шельфе.



Статья «Промышленная безопасность на шельфе» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№1, Январь 2019)

Читайте также