Возрастание мирового потребления энергетических ресурсов предполагает активизацию экономической деятельности в сфере освоения регионального пространства Арктики, которое обладает уникальным природно-ресурсным и инфраструктурным потенциалом, – поэтому освоение Арктики является приоритетом обеспечения национальной безопасности РФ. Социально-экономическое развитие Арктики осуществляется в двух основных направлениях: широкого освоения минерально-сырьевого потенциала и развития системы арктических коммуникаций, в том числе Северного морского пути (СМП).
В последние годы отмечено существенное улучшение ледовых условий в акватории СМП, что создает благоприятные возможности в освоении энергетических ресурсов и развитии арктических коммуникаций. В этих условиях формируется облик «новой Арктики» - глобального пространства массового освоения. Понятие «новой Арктики» введено в научный оборот сравнительно недавно - в 2010-х гг. и характеризует совершенно новое состояние арктического пространства в условиях текущей циклической стадии потепления. В этот период улучшаются климатические и экологические условия доступа к арктическим коммуникациям и ресурсам [1, С.27].
Экономическая конъюнктура России на мировом рынке СПГ
Мировая тенденция перехода к экологически чистой экономике предопределила изменение конъюнктуры на глобальном рынке сжиженного природного газа (СПГ). Значительные перемены затронули как объем, так и структуру мирового рынка СПГ. На международных товарных биржах в результате снижения газовых цен СПГ быстро превратился в один из основных сырьевых товаров. В 2018 г. на глобальном рынке СПГ зафиксирован очередной рекорд - 313,8 млн т (рост по сравнению с 2017 г. - 9%, 2016 г. – 21,1%).
В 2018 году на мировом рынке СПГ Россия потеснила Алжир и Индонезию. Анализ последних тенденций на мировом рынке сжиженного природного газа позволяет выявить лидеров по росту экспорта СПГ и определить ключевые движущие силы изменения рыночной динамики. Как свидетельствуют аналитические данные по итогам 2018 года Россия вслед за США и Австралией вошла в тройку мировых лидеров по росту производства СПГ. Используя статистические данные, представленные BP Statistical Review of World Energy за период 2014–2018 гг. [2], а также данные International group of liquefied natural gas importers за 2018 год [3], был рассчитан коэффициент роста экспорта СПГ за период 2014–2018 гг. по основным странам-экспортерам (Таблица 1).
Наибольший вклад в рост предложений на рынке СПГ вносят США, Россия и Австралия. Аналитические выкладки позволяют сделать вывод, что в текущем году новые СПГ-проекты в данных странах увеличат поставки сжиженного газа из США почти на 20 млрд. м3, из России – на 12 млрд м3, из Австралии - 9 млрд м3.
По мнению многих экспертов текущий избыток мирового предложения СПГ - долгосрочный тренд, однако необходимо учитывать имеющиеся прогнозы об отмене (отсрочки) новых СПГ-проектов в мире, дефицит танкеров, а также инвестиционные циклы в СПГ-индустрии. Таким образом данные факторы нивелируют влияние избыточного производства СПГ. По прогнозам экспертов, экологическая повестка, актуальная на сегодняшний день, растущий спрос на рынке стран АТР, где доминируют Китай и расширяет запросы Индия и иные факторы приведет к росту спроса на СПГ со среднегодовым темпом от 3,3% до 5,5%. Наиболее оптимистичные взгляды разделяют Shell, IEA, а также BP, ожидающие, что к 2025 году мировое потребление СПГ достигнет 586,6 млрд. м3- 615,6 млрд. м3 соответственно.
Рост поставок СПГ осуществлен за счет реализации СПГ-проектов по всему миру, включая «Ямал СПГ». Ямальский нефтегазоносный центр признан безальтернативной ресурсной базой углеводородов, который в перспективе станет стратегическим регионом, способным восполнить растущую потребность в природном газе как в России, так и на мировом рынке. Зона СПГ выделена на ресурсной базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, который по оценкам экспертов характеризуется запасами природного газа в 1,3 трлн м3, газового конденсата – более 60 млн тонн [4, С.119].
Развитие масштабных газовых проектов в Арктике
В соответствии с лицензией эксплуатация Южно-Тамбейского месторождения осуществляется компанией «Ямал СПГ». Оператор проекта – компания «Ямал СПГ», ее акционерами являются ПАО «Новатэк» (50,1 %), CNPC (20 %), Total (20 %) и китайский Фонд шелкового пути (9,9 %). Совокупная мощность «Ямал СПГ» составляет 16,5 млн т в год. В декабре 2019 года ожидается ввод четвертой опытно-промышленной очереди «Ямал СПГ» мощностью 0,95 млн. т, которая в первоначальном проекте не была предусмотрена. В соответствии со стратегией ПАО «Новатэк» предполагается к 2030 году достичь производство СПГ на уровне 55–57 млн. т, при этом с учетом геологоразведки в рамках имеющихся месторождений производство может достичь 70 млн т. Данные объемы сопоставимы с уровнем одного из крупнейших производителей СПГ – Катар.
Доставка СПГ на рыки стран АТР осуществляется в летний период по Северному морскому пути (СМП), в зимний - по западному маршруту с перевалкой СПГ на одном из европейских регазификационных терминалов. Обслуживание проекта в данный момент осуществляется газовым флотом, состоящим из 15 СПГ-танкеров ледового класса Arc7 типа Yamalmax (11 из них в эксплуатации). Также проект «Ямал-СПГ» в 2019 году пополнился всесезонным ледокольным танкером «Борис Соколов» для перевозки газового конденсата из порта Сабетта. Танкеры проекта «Ямал-СПГ» распределились между следующими судоходными компаниями (таблица 2).
Практически весь газ первых трех линий проекта «Ямал-СПГ» (порядка 98,1%) законтрактован (сроком до 40 лет) еще в сентябре 2014 г., при этом 86 % пойдет в страны АТР. Поставки будут осуществляться на условиях free-on-board в пункте перевалки в Западной Европе для дальнейшей отправки на рынки стран АТР. Операторы проекта: Total Gas & Power Limited (британское подразделение Total) - 4 млн т, China National Petroleum Corporation (CNPC) - 3,0 млн т, Gazprom Marketing & Trading Limited (GM&T) - 3 млн т, Novatek Gas and Power Asia Pte. Ltd – 2,86 млн т, Gas Natural Fenosa (Испания) - 2,5 млн т – ежегодно. Около 5 % проекта «Ямал-СПГ» зарезервировано для продажи на спотовом рынке.
Отгрузка первого танкера проекта «Ямал-СПГ» состоялась в декабре 2017 года. Первые партии СПГ отправлялись западным маршрутом с перегрузкой на конвенционные танкеры на европейских терминалах с последующей доставкой потребителям. В июне 2018 года произведена отгрузка первой партии СПГ по долгосрочному контракту компании Gas Natural Fenosa (западный маршрут), поставки восточным маршрутом по китайскому (с CNPC) долгосрочному контракту произведены в июле 2018 г. Поставки СПГ по СМП составили 19 дней по сравнению с 35 днями по традиционному маршруту через Суэцкий канал и Малаккский пролив, что позволяет сократить время доставки и, соответственно, транспортные затраты. При этом ледовая часть СМП была преодолена за 9 дней. За 2018 год реализовано более 4 млн тонн, продано 57 танкерных партий.
В первом полугодии 2019 года все три линии проекта «Ямал-СПГ» функционировали выше проектной мощности (было произведено 9,0 млн тонн СПГ и 0,6 млн тонн стабильного газового конденсата), отгружено 126 танкерных партий. При этом основная партия СПГ доставлялась на рынки с использованием перевалки с арктических газовозов на конвенционные суда, организованной в Норвегии. С начала перевалочных операций (ноябрь 2018 г.) было выполнено 123 перегрузки борт-борт.
В районе СМП идет разработка еще одного крупного инфраструктурного проекта в сфере производства и транспортировки СПГ - «Арктик СПГ 2» с производственной мощностью около 19,8 млн т в год, ориентированного, в первую очередь, на активно развивающийся азиатский рынок. Проект «Арктик СПГ 2» будет реализован на базе месторождения Утреннее (Ямал). Пуск первой линии запланирован на 2023 год с поэтапным вводом объекта в 2023 - 2025 годах.
Участниками «Арктик СПГ 2» являются: ПАО «Новатэк» (60%), Total (10%), CNOOC (10%), CNPC (10%), и Japan Arctic LNG (10%). На решение внешних инвесторов войти в состав партнёров проекта в первую очередь повлияло снятие Правительством РФ запрета использовать суда под иностранным флагом для реализации проектов по производству СПГ. Распоряжение правительства РФ № 435-р от 14 марта 2019 г. до 30 декабря 2043 года разрешено использовать суда, договоры фрахтования которых заключены на срок не менее 15 лет для перевозок природного газа (в т.ч. СПГ) и газового конденсата из порта Сабетта в перевалочные узлы или порты за пределами СМП. До 30 декабря 2021 года разрешено использовать суда, зафрахтованные на шесть месяцев, в порту Сабетта. Снятие запрета использовать суда по иностранным флагом позволило также устранить юридическое препятствие по организации перевалки СПГ борт-борт в районе Мурманска. До последнего момента существующие поправки к Кодексу торгового мореплавания (2017 г.) позволяли осуществлять каботажные перевозки, по СМП только судами под российским флагом. Несмотря на то, что организация перевалки в районе Мурманска намного дешевле, не требует никакой специальной береговой инфраструктуры, операции по перевалки СПГ осуществляются у побережья Норвегии в районе Хоннингсвога. Переносе точки перевалки СПГ в район острова Кильдин запланировано на 25 октября 2019 г.
Введение запрета на нефтегазовые суда под иностранным флагом на СМП и национализация транспортировки углеводородных ресурсов, в первую очередь было направлено на стимулирование отечественного судостроения, в частности судостроительного комплекса «Звезда». В конце 2018 года подписано предварительное соглашение ПАО «Новатэк» с ССК «Звезда» о строительстве второй партии СПГ-носителей для проекта «Арктик СПГ-2». Производство планируется в кооперации с корейскими верфями, предварительные сроки поставки - 2025 год. В апреле 2019 г. между ССК «Звезда» и «Совкомфлот» заключен контракт на строительство пилотного судна-газовоза для проекта «Арктик СПГ-2», сроки поставки судна – первый квартал 2023 года. Всего для проекта «Арктик СПГ-2» на верфях «Звезды» планируется построить 15 танкеров-газовозов.
В акватории Кольского залива в поселке Белокаменка началось возведение инфраструктурных объектов - Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС). Суммарные инвестиции в данный проект составляют порядка 25 млрд руб. На базе ЦСКМС на намывных площадях Кольского залива строится специализированная верфь для производства уникальных образцов морской техники - железобетонных основаниях гравитационного типа (ОГТ) для размещения линий сжижения природного газа (по 6,6 млн тонн на каждой платформе) и других морских буровых и добычных объектов для реализации проекта «Арктик СПГ 2» по экономическому освоению месторождений Гыданской нефтегазоносной области. Внутри ОГТ будут располагаться резервуар СПГ объемом 230 тыс. м3 и резервуар газового конденсата на 75 тыс. куб. м. Доступность материалов, уменьшение времени на буксировку в Обскую губу и установку на дно заводов СПГ на платформе гравитационного типа увеличивают их рентабельность, по сравнению со стандартным способом конструирования.
В районе бухты Ура планируется возвести перевалочный комплекс СПГ мощностью до 20 млн т, что позволит повысить эффективность доставки СПГ в страны Европы как с действующего завода «Ямал СПГ», так и с планируемого «Арктик СПГ-2». С этой целью предполагается установить два судна газохранилища объемом 360 куб. м. В перегрузочный комплекс в Ура-губе по Северному морскому пути СПГ будет доставляться танкерами-газовозами ледового класса Arc7, затем он будет вывозиться потребителям обычными танкерами-газовозами. Аналогичный перевалочный терминал для СПГ в раках проекта «Арктик СПГ-2» планируется построить на восточном побережье Камчатки в бухте Бечевинская. Строительство перевалочных терминалов в Ура-Губе и бухте Бечевинская позволит оптимизировать транспортную логистику при доставке СПГ потребителям - в страны Европы по западному маршруту СМП через перевалочный комплекс в Ура-Губе, в страны АТР по восточному маршруту. При этом терминал в бухте Бечевинская позволит создать новый независимый центр ценообразования на СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Особенности циклических колебаний льдообразования
С позиции диверсификации и модернизации газотранспортной инфраструктуры необходимо учитывать, что наиболее быстрорастущим в глобальной экономике является рынок АТР углеводородных ресурсов, включая СПГ. С учетом возможного смягчения требований допуска к навигации на СМП, планируемого строительства газовозов с высоким ледовым классом и перевалочного терминала для СПГ в бухте Бечевинская становится возможным развитие восточного направления СМП. Круглогодичная навигация в этой части СМП может начаться уже через 5 лет. Речь идет о проходе судов через Карское море, а затем море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря с выходом в Тихий океан через Берингов пролив. Это направление захватывает частично западную и всю восточную область Арктики [5, С.22–30].
Как известно, в настоящее время зимняя навигация по СМП доступна лишь судам высокого ледового класса (начиная с Arc7 и выше), при этом СПГ-танкеры ледового класса Arc7 могут осуществлять круглогодичную навигацию по СМП лишь в западном направлении, в восточном – только в течение летней навигации. Сезон навигации для переходов по СМП начинается примерно в начале июля и продолжается до второй половины ноября.
В настоящее время все морские пути СМП расположены в районе однолетнего льда. В арктических условиях однолетний лед растет примерно до 1,6 метра, ледокол типа Арктика может осуществлять проходы через лед толщиной до 2,3 м. СПГ-танкеры ледового класса Arc7 способны самостоятельно преодолевать лед толщиной до 2,1 метра. В начале навигации (начало июля) лед не находится под давлением – сломан и легко перемещается. В сентябре и октябре морские пути СМП могут быть полностью свободными ото льда. Судно может иметь ту же скорость, что и в открытых водах. Переход от мыса Желания на Новой Земле до Берингова пролива можно совершить со скоростью 14 узлов в течение 8 дней. В ноябре море Лаптевых и Восточно-Сибирское море покрыты новым льдом (до 30 см), что обеспечивает безопасную лоцманскую проводку судна, поддерживаемого ледоколом. Поэтому в нынешних ледовых условиях суда могут плавать с июля по декабрь. В то же время, необходимо понимать, что из-за произошедшего в Арктике потепления наблюдается активное таяние ледников и вынос айсбергов, обломков и кусков айсбергов на акватории Карского моря, пролива Вилькицкого и моря Лаптевых, что представляют серьезную угрозу судоходству.
Тем не менее распространенное суждение о необратимости процесса потепления в Арктике не является обоснованным. Используя принцип цикличности мирового развития нами были определены параметры циклических колебаний годовых minimum (сентябрь) и maximum (март) льда в Арктике и показаны наиболее благоприятные для экономической деятельности периоды.
Акватории морей Российской Арктики (кроме Баренцева) практически круглогодично покрыты льдом. При этом ледовую обстановку в период начала замерзания акватории определяют условия предшествующего летнего периода. Чем более высока ледовитость (доля скованной льдами площади акватории), сохранившаяся с предыдущей зимы, тем раньше начинается ледообразование нового зимнего периода. И соответственно, чем благоприятнее ледовые условия летом, тем позже замерзает акватория. Максимальное значение ледовитости в Арктике ежегодно наблюдается в марте, минимальное – в сентябре. В 2018 г. значения площади годового maximum и minimum составили 14,48 (17 марта) и 4,59 (19 сентября) млн км2 соответственно [1, С.28-30].
По данным Northern Sea Route information office [6] средняя площадь ледового покрова в июне 2019 года составила 10,53 миллиона квадратных километров (4,07 миллиона квадратных миль), что является вторым по величине с момента спутникового наблюдения. Нынешний рекорд был установлен в июне 2016 года - 10,41 миллиона квадратных километров (4,02 миллиона квадратных миль). В целом, протяженность морского льда в июне 2019 года сократилась на 2,03 миллиона квадратных километров (784,00 квадратных миль), общий уровень потерь за июнь оказался довольно близким к среднему значению с 1981 по 2010 год. Линейный темп сокращения морского льда за июнь с 1979 по 2019 год составляет 48 000 квадратных километров (19,00 квадратных миль) в год, или 4,08 процента за десятилетие по сравнению со средним показателем с 1981 по 2010 год.
Согласно данным National Snow & Ice Data Center (NSIDC) [7] c учетом закономерностей циклической динамики в период постоянных наблюдений с 1979 г. весьма вероятно идентифицируются три базовых цикла колебаний minimum и maximum арктического льда средней продолжительностью в 11 лет.
Выявленные за весь период наблюдения (с 1979 г.) три цикла колебаний maximum и minimum площади льда в Арктике (с 1984 по 2016/17 гг.) средней продолжительностью порядка 11 лет указывают на вполне вероятное наличие цикличности в глобальном процессе арктического льдообразования. Ряд физических данных спутниковых наблюдений свидетельствует о принадлежности последних к ветви спада как maximum (c 16,59 в 1979 г. до 14,37 млн км2 в 2017 г., или на 13,4 %), так и minimum (c 7,57 в 1980 г. до 4,17 млн км2 в 2016 г., или на 45 %) площади льда в Арктике [1, С.28-30].
Следуя принципу всеобщности мировой циклической динамики, с учетом свойства гармонии циклических колебаний [8] и на основании подобия структуры известных науке циклов весьма вероятно можем предположить наличие сборки из 6 базовых климатических циклов, то есть большого цикла общей продолжительностью порядка 66 лет, с 1961 по 2027 гг. При этом 1961–1984 гг. составляют ветвь подъема, а 1984–2027 гг. - ветвь спада.
Предыдущий большой цикл образования льда в Арктике весьма вероятно приходится на 1895–1917–1961 гг. с достижением maximum ориентировочно в 1910–1912 гг. В этот период состоялось первое сквозное плавание с востока на запад на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» (гидрографическая экспедиция Б. А. Вилькицкого 1914–1915 гг., открытие островов Северная Земля). Сквозное плавание экспедиции А.-Э. Норденшельда с запада на восток на барке «Вега» в 1878–1879 гг. пришлось на более благоприятные климатические условия - фазу потепления 1851–1895 гг. цикла 1829–1851–1895. Параметры большого цикла с предположительными значениями ветви подъема см. в табл. 4.
Следовательно, относительно благоприятная хозяйственная конъюнктура, определяемая климатическими факторами, сохранится в Арктике в лучшем случае на ближайшие десять лет, примерно до 2027 г. Такие особенности новой Арктики создают благоприятные и сравнительно комфортные условия для экономического освоения арктического пространства в указанный период времени.
Заключение
В Арктике сегодня наиболее рельефно сочетаются геополитические и экономические интересы России, что выражается в возрастании роли арктической системы коммуникаций, в первую очередь СМП. Это единственная транспортная артерия, позволяющая обеспечить интеграцию отдаленных районов Крайнего Севера, богатых природными ресурсами, в экономику страны. Повышение уровня доступности регионального рынка углеводородов возможно посредством модернизации инфраструктуры арктической системы коммуникаций как фактора, обеспечивающего безопасность СМП и развитие этого направления как единой национальной транспортной артерии России.
Системное освоение Арктики, повышение уровня социально-экономического развития Арктической зоны РФ обоснованно становится приоритетом политики обеспечения национальной безопасности в нашей стране, так как в нынешнем столетии именно Арктика может стать ключевым регионом, вокруг которого развернется борьба как арктических, так и неарктических государств. В условиях глобализирующейся Арктики наряду с военным, именно фактор экономического присутствия России в этом регионе, включающий, в первую очередь, развитие фундаментальной науки и современных технологий, с целью эффективного освоения минерально-сырьевого потенциала, совершенствование транспортной инфраструктуры, обеспечение безопасной эксплуатации СМП - обеспечит преимущество нашего государства в геополитическом соперничестве.
Работа выполнена в рамках темы №0226-2019-0028 ИЭП «Взаимодействие глобальных, национальных и региональных факторов в экономическом развитии Севера и Арктической зоны Российской Федерации» по государственному заданию ФИЦ КНЦ РАН.
Литература
1. Агарков С.А., Козьменко С.Ю., Щеголькова А.А. Эпоха глобального потепления: перспективы экономического взаимодействия в «Новой Арктике» // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2019. № 1 (63). С. 26-36. DOI: 10.25702/KSC.2220-802X.1.2019.63.26-36.
2. GIIGNL. International group of liquefied natural gas importers. The LNG industry in 2018. URL: https://giignl.org/sites/default/files/PUBLIC_AREA/Publications/giignl_annual_report_2019-compressed.pdf (дата обращения: 12.07.2019).
3. BP Statistical Review of World Energy 2015 - 2019. URL: https://www.bp.com/ (дата обращения: 20.07.2019).
4. Щеголькова А.А., Ульченко М.В. Воспроизводство запасов природного газа в российской Арктике: экономический аспект // Известия Санкт–Петербургского государственного экономического университета. - 2018. - №5 (113). - С.113–120.
5.Козьменко С.Ю., Щеголькова А.А. Морская политика и экономическое присутствие России в Арктике. Отзвуки противостояния //Морской сборник,2010.–т.1965.–№12.–С.22–30
6. Ice Concentration // Northern Sea Route information office. URL: http://arctic-lio.com/nsr_ice/ (дата обращения: 20.07.2019).
7. Arctic Sea Ice News and Analysis // National Snow and Data Center. News. URL: http://nsidc.org/arcticseaicenews/charctic-interactive-sea-ice-graph/ (дата обращения: 08.01.2019).
8. Козьменко С. Ю. Циклические колебания социально-экономического развития. СПб.: СПбУЭФ, 1995. 106 с.