Отсутствие отечественных мощностей по строительству самоподъёмных и полупогружных буровых и добычных платформ, подводных добычных комплексов, оборудования для проведения сейсморазведки 3D, судов обеспечения привели к тому, что «Газпром» и «Роснефть» приостановили проведение разведочного бурения на своих лицензионных участках арктического шельфа. «Роснефть», «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «НОВАТЭК» использовали в основном зарубежные технологии. Как результат, отечественные нефтегазовые компании находятся в тотальной зависимости от импорта нефтегазового оборудования. Как предлагают решать эту проблему российские ученые?
Сегодня необходимо направить силы и средства, которых, впрочем, не хватает, на возрождение отечественной промышленности, которая будет способна обеспечить российский нефтегазовый комплекс необходимым оборудованием. А у нас имеются такие предприятия. СПБУ «Арктическая» и МЛСП «Приразломная» строились в Северодвинске. Буровые платформы НК «ЛУКОЙЛ» создавались для Каспия на Астраханском заводе, а для Балтики – в Калининграде на собственном заводе. Здесь же был построен и морской ледостойкий нефтеналивной терминал для Варандея в Печорском море. Как говорится, можем, если захотим.
Комплексная реализация всех этих мер могла бы способствовать достижению целевого показателя: снижения к 2020 году доли импорта с 60 % до 43 %. Важным звеном в этой работе является Научно-технический совет по развитию нефтегазового оборудования – своего рода коммуникационная площадка для синхронизации инвестиционных проектов российских нефтегазовых компаний-заказчиков и возможностей отечественных машиностроителей.
К сожалению, разработка прорывных отечественных шельфовых технологий пока не началась, хотя и предусмотрена в федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники» на базе предприятий ОСК.
Сегодня шельфовые проекты на 90 % зависят от западного оборудования и технологий. В России имеется более 200 предприятий, выпускающих нефтегазовое оборудование, но предоставить нефтегазодобывающим компаниям необходимые образцы техники они смогут не ранее 2018-2020 годов. Если начнут заниматься вплотную этим сейчас.
Ещё в ноябре 2014 года на заседании комиссии по ТЭК президент России Владимир Путин поставил задачу до начала ноября разработать программу импортозамещения. Минпромторг внёс в правительство России соответствующую программу по 45 позициям импортозамещения. Нашей стране предстоит развивать свои базовые технологии, создавать собственную технику для освоения шельфа. Одним из заводов, который призван стать флагманом морского судостроения, должен стать судостроительный завод «Звезда», который посетил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Он заявил, что необходимо строить все три очереди судостроительного завода «Звезда». «Я исхожу из того, что все три очереди строительства должны быть исполнены, потому что в противном случае этот проект вообще не выстрелит», – сказал он во Владивостоке.
«Газпром» и «Роснефть» потенциально могут разместить на «Звезде» заказы на строительство и буровых платформ, и судов снабжения, и танкеров на общую сумму около 4 трлн рублей до 2030 года. Среди потенциальных заказчиков может быть «ЛУКОЙЛ», а также другие компании сектора.
Россия следует использовать международный опыт, например Норвегии, которая создала свою промышленность по производству оборудования для шельфовых проектов. Норвегия, привлекая иностранные компании к сотрудничеству, исходила из требования: иностранные партнеры не только обучают норвежский персонал, но и занимаются локализацией производства, которая с 10 % выросла до 95 %. И сегодня 1/3 экспорта Норвегии составляют технологии и оборудование для нефтегазовых шельфовых проектов.
Всего за без малого полвека на шельфе Норвегии было пробурено более трёх тысяч скважин, открыто около семи десятков месторождений. Позаимствовав опыт у американских компаний, грамотно используя нефтедоллары, в стране в кратчайшие сроки была создана эффективная нефтегазовая промышленность и построены уникальные добычные комплексы, в том числе с подводным заканчиванием.
Норвежские компании стали лидерами на мировом рынке подводного и бурового оборудования, плавучих систем нефтедобычи, хранения, отгрузки и обслуживанию. Норвегия смогла создать уникальную модель сотрудничества нефтегазовых компаний, поставщиков оборудования и услуг, объединенных в организацию «INTSOK», и научно-исследовательских учреждений.
В течение последних двух десятилетий Норвегия направляла средства не только на открытие новых месторождений, но и на совершенствование технологий, которые дали возможность увеличить нефтеотдачу уже разрабатываемых пластов, доведя объём добываемой из них нефти до 65 %, что является лучшим показателем в мировой практике.
Следует отметить, что в Норвегии поддержку компаниям, которые осуществляют инвестиции в инновационные программы и НИОКР, оказывает Научно-исследовательский совет. Проекты в промышленности финансируются по схеме «SkatteFUNN», предусматривающей льготное налогообложение.
В 2001 году в Норвегии была принята национальная стратегия «Нефть и газ в 21 веке», которая определила восемь целевых направлений для проведения исследований. Они включают экологические технологии будущего, комплексное изучение залежей и разведку месторождений, совершенствование нефтеизвлечения, экономически эффективное бурение, интегрированное производство и разработку пласта в реальном времени, подводную обработку и транспортировку, глубоководную и подводную технологии добычи, газовые технологии. Стоит ли удивляться успехам Норвегии в создании современнейших образцов добычной техники, в обеспечении конкурентоспособности нефтегазовой промышленности страны при таком подходе.
Хочется надеяться, что этот опыт найдёт применение в России и наша страна навсегда избавится от импортозависимости в вопросах обеспечения нефтегазового комплекса современным оборудованием для обеспечения работ на арктическом шельфе.
Мурманск может и должен стать столицей освоения арктического шельфа, центром строительства морской добычной техники. В Мурманске ещё в советские годы были созданы компании, работающие на арктическом шельфе. Это «Арктикморнефтегазразведка», «Севморнефтегеофизика», «Морские арктические геологические экспедиции», «Арктические морские инженерные геологические экспедиции». Их усилиями были открыты почти два десятка месторождений нефти и газа, в том числе относящиеся к уникальным. К примеру, Штокмановское месторождение с запасами газа в 3,7 триллиона куб. метров превышает все имеющиеся запасы газа Норвегии.
Уже в постсоветский период в Мурманске обосновались структурные подразделения «Газпрома» – ООО «Газпром добыча шельф», «Газпром добыча нефть», ООО «Газфлот», в управлении которого находятся ППБУ «Полярная звезда» и «Северное сияние», «СПБУ «Арктическая» и «Амазон» и буровой комплекс для работ на мелководье «Обский». Здесь создана береговая база снабжения ООО «Газфлот», планируется создание на базе 82 СРЗ береговой базы обеспечения шельфовых работ НК «Роснефть». К сожалению, средства на эти цели «Роснефть» практически не выделяет, сдвинув сроки начала работ. .
В посёлке Белокаменка «НОВАТЭК» планирует создать «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений» (ЦСКМС). Чтобы облегчить компании эту задачу, 17 июня 2015 года принято распоряжение правительства РФ, утверждающее план первоочередных мероприятий по созданию ЦСКМС. Стоимость реализации проекта в настоящее время оценивается в 25 миллиардов рублей. При максимальной проектной загрузке ЦСКМС будет задействовано свыше 3000 рабочих. «НОВАТЭК» зарегистрировал 100-процентную «дочку» ООО «Кольская верфь» (ЗАТО Александровск, Мурманская область).
Ранее глава «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон сообщал, что «НОВАТЭК» совместно с норвежской «Kvaerner» рассматривает концепцию по созданию производственных мощностей в Мурманской области для будущих проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ).
ООО «Кольская верфь» ведёт изыскательские работы на будущей площадке строительства верфи. Проект находится в прединвестиционной фазе: обоснование инвестиций по проекту планируют подготовить к концу текущего года. При благоприятном сценарии развития событий строительство верфи может начаться уже в следующем году.
В 2014 году в морском порту Мурманск «Газпромнефть-Сахалин» создала базу снабжения для обеспечения разведочного бурения в Печерском море. Компания рассматривает порт Мурманск как перспективную базу для ведения деятельности на арктическом шельфе.
Пример российским компаниям опять же можно брать с норвежской компании «Рейнертсен», которая в посёлке Абрам-Мыс в кратчайшие сроки создала предприятие по сборке металлоконструкций для подводной разработки месторождений углеводородного сырья на арктическом шельфе и уже несколько лет выпускает руками российских специалистов продукцию.
Морские буровые платформы для шельфовых проектов в России могли бы строить Выборгский судостроительный завод, калининградский «Янтарь» или петербургская «Северная верфь», «Севмашпредприятие» и «Звёздочка» в Северодвинске, Астраханский завод, имеющие такой опыт.
Необходимо современное техническое оснащение, новаторские инженерные и конструкторские разработки, финансирование со стороны государства и нефтегазовых компаний, а также налоговые льготы.
Стройка в порту Сабетта – это не просто строительство порта. Она даёт заказы и развитие другим предприятиям. «Уралмаш» делает для проекта уникальные буровые установки «Арктика», Уральский трубный завод поставляет трубы, авиационные перевозки осуществляют авиакомпании «Ямал» и «ЮТэйр». Курган и Тюмень, Челябинск и Югра поставляют продукцию и услуги, научные разработки, трудовые ресурсы.
В последние годы был принят целый ряд важнейших государственных документов, определяющих направления и перспективы сбалансированного развития Арктической зоны России (АЗРФ). В частности, Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности до 2020 г.
Ожидаемое развитие АЗРФ имеет 3 глобальных взаимосвязанных направления. Первое – реализация межрегиональных и трансконтинентальных инфраструктурных проектов, создающих для экономики российских макрорегионов принципиально новые преимущества и возможности. К ним относятся, например, опорная зона в районе порта Сабетта, опорные зоны «Порт Индига» и «Мурманский транспортный узел».
Второе – вовлечение в эксплуатацию месторождений, соответствующих по объёмам и качеству международному уровню, ввод в эксплуатацию производств с использованием новейших мировых технологий и высокой степенью передела (Анадырская, Чаун-Билибинская, Норильская, Ванкорская и Воркутинская опорные зоны, а также опорные зоны «Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение», «Ямало-Гыданские месторождения» и «Нефтяные месторождения Ненецкого АО»).
И третье – развитие традиционных видов деятельности, ориентированных на восполнение выбывающей ресурсной базы.
Сегодня можно признать, что, если в России и началось интенсивное импортозамещение, так это в нефтегазовом секторе, на который санкции оказали наиболее негативное влияние. Оно и понятно: благодаря добыче нефти и газа Россия получает две трети экспорта и половину бюджета страны. Всего в программе импортозамещения планируется участие около 300 российских компаний.
Примером может быть НК «ЛУКОЙЛ», которая ежегодно проводит до 700-800 операций по внедрению нового российского оборудования. «Газпром нефть» стала также активнее внедрять отечественные технологии.
ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» впервые в России приступило к выпуску заводов сжижения природного газа (СПГ) «под ключ» с последующим обслуживанием. В этом году ОАО «УВЗ-Нефтегазсервис» впервые приступает к производству буровых комплексов грузоподъёмностью 120 тонн (в основном у нас используются китайские).
К сожалению, главным препятствием для импортозамещения является коррумпированность или предубежденность менеджеров нефтегазовых компаний по отношению к российским производителям. Мешает и непредсказуемое налогообложение.
Санкции коснулись и возможности получения кредитов западных банков. Притом что у отечественных нефтегазовых компаний велики объёмы долговой нагрузки, это может повлиять на инвестпрограммы.
На шельфе Сахалина продолжались буровые работы компанией ООО «Газфлот» по заказу ООО «Газпром добыча шельф». В этих целях использовались ППБУ «Полярная звезда» и «Северное сияние».
При освоении Киринского месторождения впервые на российском шельфе применена технология подводной добычи газа, обеспечивающая его передачу от скважин непосредственно на берег без каких-либо надводных конструкций. Такая технология позволит добывать углеводороды даже подо льдом и обеспечит минимальное воздействие на окружающую среду.
Для строительства объектов берегового технологического комплекса использовались в основном российские технологии. Российскими компаниями спроектировано и произведено сложное технологическое оборудование для обеспечения бесперебойной работы подводного добычного комплекса. Установка по подготовке газа и газового конденсата также укомплектована оборудованием отечественных производителей. На шельфе Сахалина велись буровые работы и компанией «Роснефть». Здесь она использует как береговые, так и морские буровые. Наземная буровая установка «Ястреб» является одной из самых мощных в нефтегазовом комплексе и позволяет бурить скважины с отходом забоя по вертикали. Морская платформа «Орлан» включает сталебетонную конструкцию с буровым и жилым модулями. Она способна выдержать атаку льда и огромных торосов.
У нашей страны были и есть технологии для шельфовой добычи, но их надо возродить. Конечно же, для этого потребуется время и производственные мощности. Сейчас вопрос состоит в том, как быстро отечественная промышленность сможет разработать технологии и подготовить оборудование, чтобы начать реализацию новых проектов в Арктике без участия наших «друзей» из США и Европы, в сотрудничестве с Китаем, Индией, Кореей.
Наша промышленность уже наработала определенный опыт строительства сложной морской техники для разведки и добычи углеводородного сырья на шельфе.
ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» ОСК занимается достройкой ледостойкой стационарной платформы‑1 для месторождения им. Филановского по заказу НК «ЛУКОЙЛ». ЛСП‑1 построена на Астраханском судостроительном производственном объединении (АСПО, входит в группу «Каспийская энергия», «CNRG Group»).
Российские нефтегазовые компании до 2020 года в рамках лицензионных обязательств должны будут пробурить 36 поисковых и 15 разведочных скважин, отработать 193 тысячи погонных километров 2D-сейсмики и 39 тысяч кв. км – 3D. Вот для решения этих задач и необходимо создавать собственную морскую технику, не надеясь на аренду западных СПБУ и ППБУ, которые обходятся в 600 тысяч долларов в сутки.
Реальным выпуском продукции для нефтегазовой промышленности отечественные предприятия в рамках импортозамещения уже занимаются.
«Уралмаш НГО Холдинг» весной 2015 года подписал контракт с «Роснефтью» на поставку 13 буровых установок типа БУ 5000/320 ЭК-БМЧ для кустового бурения скважин условной глубиной 5 тысяч метров. Это буровые современные, полностью удовлетворяют всем требованиям заказчиков. Технологическая база холдинга позволяет нам создавать оборудование самого высокого качества.
Первыми судами, которые будут построены на возводимой в Приморском крае верфи «Звезда», станут суда-снабженцы для шельфовых месторождений «Роснефти» в Арктике. «Роснефть» может заказать предприятию четыре таких судна обеспечения работы буровых установок. До настоящего времени суда с такой спецификацией строились только в Финляндии, Норвегии и других странах. Подготовка к строительству первого судна на новой верфи началась осенью 2015 года.
Актуальные проблемы устойчивого развития Арктической зоны России и возможности ОПК по их решению на основе технологий конверсии и диверсификации, в первую очередь по обеспечению жизнедеятельности коренного и некоренного населения в их взаимосвязи со всеми видами хозяйственной деятельности. Последовательно рассматриваются вопросы актуальности направления, современное состояние, опыт других стран, проекты, программы, инструменты реализации обоснованных предложений.
Выдвинутый руководством Китая глобальный проект сообщества единой судьбы, поддержанный рядом стран, географически сгруппированных вокруг исторически сложившихся транспортно-логистических формирований Великого шёлкового пути, не является фантастическим, а вполне реальным. Фактически это глобальный проект ХХI века, охватывающий огромные территории и народы – экономический каркас значительной части Евразийского населения. Формирование экономического каркаса предполагает инфокоммуникационное обеспечение, т.е. создание соответствующего информационного каркаса, что сопряжено с рядом проблем технического и организационного плана. Всё это требует не только внутригосударственной координации, но и тесного международного сотрудничества. Одним из фундаментальных направлений решения проблемы является эффективная конверсия и диверсификация оборонно-промышленного комплекса.
Актуальность этого направления определяется:
- необходимостью развития инновационной составляющей в производстве ВВТ для повышения его конкурентоспособности на внутреннем (если появилась конкуренция) и на международном рынке, особенно в эффективно развивающейся Азии;
- необходимостью учёта особенностей арктического региона (перепад температур до 100 градусов, плотность населения менее 1 чел. на кв. км. Большое количество рек, водоёмов.
Главное – изменить тенденцию «опустынивания северных территорий», резко подрывающую национальную безопасность страны. Современное состояние проблемы: низкая технологичность обеспечения хозяйственной деятельности, качества жизни населения. Объективно сформировалась необходимость рассмотрения двух принципов развития конверсионных и диверсификационных технологий: объектно-ориентированного и проблемно-ориентированного. При объектно-ориентированном формируется база данных возможных технологий и услуг, которые могут быть выполнены существующими предприятиями ОПК. При проблемно-ориентированном – формируется перечень первоочередных проблем, решение которых может быть достигнуто предприятиями ОПК.
Примером первого направления является формирование Минпромторгом России каталога высокотехнологичной продукции для нужд Арктики.
Иллюстрированные каталоги высокотехнологичной промышленной продукции и услуг для нужд Арктической зоны Российской Федерации охватывают свыше 650 предприятий из 77 регионов всех федеральных округов страны и содержат 8 разделов по видам деятельности. В сборниках представлен обзор высокотехнологичной промышленной продукции и услуг для нужд Арктической зоны с учетом различных климатических зон и предъявляемых условий эксплуатации. Каталоги охватывают такие разделы, как транспортные средства, строительная, дорожная и спецтехника, энергетическое и электротехническое оборудование, средства связи. Кроме того, здесь представлены проекты в области систем и аппаратуры контроля, управления, испытаний и диагностики, оборудование для добывающей промышленности, специальные конструкции и материалы, иная сопутствующая продукция и услуги (спецодежда, вспомогательные сооружения и пр.).
Второе направление в предлагаемой Арктической общественной академией наук реализации представляет собой формирование базы данных по проблемам обеспечения жизнедеятельности в Арктике, требующим первоочередного решения, доведение их до предприятий ОПК с целью достижения результата. Опыт других стран необходимо использовать не для внедрения, а для выбора своего пути, который, как известно, привёл к крайне нежелательным последствиям для нашего ОПК и областей обеспечения жизнедеятельности в Арктике. Имеется ввиду опыт США в виде двух волн конверсии, Китая – с распространением «городов-призраков», подготовкой судоводителей для арктического судоходства и, конечно, четырёх волн конверсии в СССР, о которых упоминалось выше.
Современная тенденция вовлечения аборигенного и неаборигенного населения в хозяйственную и политическую деятельность, развитие публичной дипломатии и формирование «мягкой силы». Дни Республики Саха (Якутия) в Москве и Санкт-Петербурге – демонстрация общественной активности социума по всем направлениям. На примере Республики можно выделить основные факторы, определяющие содержание технологий конверсии и диверсификации и условия их реализации.
В Санкт-Петербурге создан совет, содействующий реализации конверсионных и диверсификационных технологий ОПК под руководством вице-губернатора Сергея Мовчана. Открывая первое заседание совета, вице-губернатор Санкт-Петербурга подчеркнул особую значимость оборонно-промышленного комплекса города. «В Петербурге работает более 150 крупных и средних организаций ОПК, на которых занято более 100 тыс. человек. Это около 25 % трудовых ресурсов петербургской промышленности, – отметил Сергей Мовчан. – По итогам прошлого года сумма по заключенным контрактам государственного оборонного заказа по сравнению с тем же периодом 2015 года выросла на 25 %. Однако принимая во внимание, что начиная с 2018 года возможно сокращение закупки вооружений в рамках государственного оборонного заказа, нам уже сейчас необходимо думать о возможных способах конверсии петербургских производств. В этих целях и создан Совет по конверсии организаций оборонной промышленности Санкт-Петербурга».
У Совета две основные задачи: оказание содействия на уровне правительства Санкт-Петербурга, в том числе решение имущественно-правовых вопросов, связанных с модернизацией предприятий, а также содействие в установлении кооперационных связей между предприятиями с целью освоения новых видов продукции и выпуска гражданской продукции.
Стратегические основы формирования механизмов реализации разработанных предложений по развитию технологий конверсии и диверсификации предполагают формирование рабочих групп и работу по направлениям двух ранее обоснованных принципов (проблемно-ориентированного и объектно-ориентированного); формирование соответствующих кластеров для выполнения научных и маркетинговых исследований, создания испытательного полигона на базе возможностей Республики Саха (Якутия), постоянно действующей выставки в Екатеринбурге и передвижных выставок, а также ежегодную выставку в Санкт-Петербурге с одновременным проведением научно-практической конференции для разработки по развитию инновационных технологий, межрегиональному и международному сотрудничеству (взаимодействию) и учреждению фонда для финансовой поддержки мероприятий.
К перспективным проектам следует отнести: «Методы моделирования ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации», «Разработка предложений по комплексированию систем управления движением судов (СУДС) и автоматизированных систем контроля обстановки (АСКО) в Арктике», «Создание единой системы информационного обеспечения безопасности хозяйственной деятельности на арктическом шельфе» («ЕСИО-шельф»), «Разработка коллективного спасательного средства для оставления персоналом морских объектов в ледовых условиях», «Разработка предложений по проектированию и строительству средств измерений и контроля для аппаратурно-кабельного комплекса на Арктическом шельфе», «Cоздание авиационной системы обеспечения безопасности Северного морского пути и прибрежных территорий» и ряд других.
Исследования, выполненные Арктической академией наук и Центром Арктических инфокоммуникационных технологий ЛО ЦНИИС, выявили рост скорости эволюции геополитических факторов, определяющих устойчивое развитие Арктической зоны РФ и практически безальтернативным обоснованием является формирование системы управления с соответствующим центром, единой инфокоммуникационной системой, обеспечивающей эффективное функционирование распределённых и интегрального ситуационного центров.