До последнего времени большинство проектов экономического развития Арктической зоны базировались на использовании нефтепродуктов и угля для транспортного и энергетического обеспечения. Современные требования в части снижения экологических воздействий и рисков заставляют искать альтернативные решения. В преддверии года экологии в России в 2017 году WWF России выступил с инициативой замещения флотского мазута на альтернативный вид топлива для бункеровки – СПГ. Настоящая статья представляет результаты исследования «Потенциал газификации Арктической зоны Российской Федерации сжиженным природным газом (СПГ)», посвящена оценке возможностей и перспектив использования сжиженного природного газа потребителями на побережье и островах в Арктической зоне Российской Федерации. Авторы подчеркивают значительную синергию развития бункеровки СПГ в Арктической зоне и СПГ газификации арктических территорий.
Необходимость активного формирования спроса на СПГ на внутреннем рынке была подчеркнута президентом Российской Федерации В.В. Путиным на совещании при запуске первой линии завода «Ямал СПГ». При этом было отмечено, что применение СПГ может быть расширено, в том числе за счёт поставок в удалённые населённые пункты, не имеющие сетевого газа, за счёт перевода общественного транспорта на более чистое, экологичное газомоторное топливо.
Потенциал СПГ в Арктике
ТАБЛИЦА 1. Имеющиеся и планируемые проекты по производству СПГ для Арктической зоны РФ
Название |
Инициатор |
Район |
Тип инфраструктуры завода СПГ |
Статус |
Мощность, тыс. т/год |
Технология |
|
Арктические проекты |
|||||||
«Печора СПГ» |
Роснефть Alltech |
порт Индига Баренцево море |
наземный / плавучий завод СПГ (FLNG) морской терминал (FLSO) |
ТЭО |
2 х 2600 |
Air Products |
|
«Ямал СПГ» |
НОВАТЭК |
порт Сабетта п-ов Ямал Обская губа Карского моря |
наземный завод СПГ морской порт |
1-ая очередь эксплуатация с декабря 2017 2-3-ая очередь - строительство |
3 x 5500 1 х 900 |
Air Products Linde |
|
«Арктик СПГ 2» |
НОВАТЭК |
п-ов Гыдан Карское море |
на бетонном основании гравитационного типа |
замысел |
3 x 6600 2 х 6600 (опция) |
Linde |
|
Балтийские проекты |
|||||||
КС Портовая |
Газпром |
Финский залив Балтийское море |
наземный завод СПГ |
строительство |
1500 |
ОМЗ |
|
порт Высоцк |
Газпромбанк |
наземный завод СПГ |
проектирование |
2 х 660 1 х 660 |
Air Liquide |
||
«СПГ-Горская» |
СПГ-Горская |
плавучий завод СПГ (FLNG) |
проектирование заказ бункеровщиков |
440 (до 1260) |
собственная разработка |
||
«Балтийский СПГ» |
Газпром |
Усть-Луга |
наземный завод СПГ |
замысел |
10000 (до 15000) |
Shell |
|
«Псковский СПГ» |
Криогаз |
Псков |
наземный завод СПГ |
эксплуатация |
23 |
НТЛ дроссельная технология |
|
«Калининградский СПГ» |
Криогаз |
Балтийское море |
наземный завод СПГ |
строительство |
150 |
|
|
Потенциально возможные проекты |
|||||||
«Норильский СПГ» |
Норильскгазпром |
Дудинка, река Енисей |
|
потенциальная возможность |
2 000 |
|
|
«Якутский СПГ» |
- |
Якутск, река Лена |
|
потенциальная возможность |
500 + 1 100 |
|
|
«Анадырь СПГ» |
|
Анадырь, Берингово море |
|
потенциальная возможность |
12,5 + 20 |
|
|
Архангельск |
Ассоциация Созвездие |
Архангельск, Белое море |
|
предТЭО |
12,5 + 150 |
|
Общий объем производства СПГ на объектах, с которых возможна поставка СПГ в Арктику, к 2030 году может достичь 70 млн тонн в год.
РИС. 1. Объем производства СПГ с возможностью поставки потребителям в Арктике, тыс. т
Основной объем производства СПГ придется на два проекта: «Ямал СПГ» (17,4 млн т) и «Арктик СПГ 2» (19,8 млн т с возможностью увеличения до 33 млн т). Крупнейшим Балтийским проектом является проект «Балтийский СПГ» (10 млн т).
Инфраструктуры использования СПГ в настоящее время в российской Арктической зоне нет. Тем не менее отдельные элементы ее создаются компанией «Ямал СПГ», прежде всего в ходе реализации своего проекта на Ямале.
К ним можно отнести портовую инфраструктуру Сабетта, строительство флота газовозов, а также планы по использованию ледоколов на СПГ для портовой проводки в Сабетте.
РИС. 2. Схема размещения СПГ-заводов в Арктической зоне
Бункеровка СПГ и синергетические эффекты
Вопросы бункеровки судов в Арктике были рассмотрены в аналитическом обзоре «Перспективы и возможности использования СПГ для бункеровки в арктических регионах России», WWF, 2017 [15].
Сегменты и перспективы использования СПГ в качестве бункерного топлива сильно зависят от потенциальной географии использования судов. Это связано с тем, что невозможно быстро создать надежную инфраструктуру по бункеровке СПГ на протяжении всего СМП.
Прежде всего, бункеровочные центры совпадают с заводами по производству СПГ. Кроме того, для обеспечения портовых операций в Арктической зоне и на протяжении СМП потребуется организация портовых пунктов хранения и бункеровки в портах:
Мурманск и Архангельск с поставкой СПГ с Балтики или «Ямал СПГ»;
Диксон с поставкой СПГ с «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2» или с СПГ-проекта в Норильске;
Тикси с поставкой СПГ с «Ямал СПГ» и в летнее время по р. Лена из Центральной Якутии;
Анадырь, бухта Провидения с поставкой СПГ с собственных мощностей по сжижению или с СПГ проекта «Сахалин-2».
При этом при следовании судов в западном направлении СПГ-бункеровка возможна в Норвегии и в ближайшее время станет широко доступна в Европейской зоне контроля выбросов в атмосферу (emission control area – ЕСА).
Предполагаемые бункеровочные центры приближены к портам, населенным пунктам и промышленным районам (Рисунок 2: Схема размещения СПГ заводов в Арктической зоне). Как правило, они совпадают с внутренними водными путями, такие как реки и Беломорско-Балтийский канал.
РИС. 3. Карта СПГ объектов в Арктической зоне Российской Федерации
Потребителями СПГ в арктической зоне могут быть:
· объекты теплоэнергоснабжения;
· газификация населенных пунктов;
· промышленные проекты;
· газомоторное топливо.
Использование СПГ связано со следующим потребителями, расположенными:
· в непосредственной близости от системы производства или хранения СПГ;
· в речных акваториях и в районах с транспортной доступностью.
Подобное сочетание позволяет создавать единую инфраструктуру по хранению СПГ для бункеровки и для поставки газа потребителями на суше. Единенная инфраструктура для бункеровки и поставки газа на побережье является основой для снижения капитальных и операционных затрат, что повышает доступность СПГ для потребителей любой категории.
При этом хранилища СПГ могут быть как в плавучем, так и наземном исполнении.
Производственная цепочка поставки и использования СПГ представляет собой поставку СПГ с завода на газовоз или в криогенные танк-контейнеры, транспортировку СПГ потребителю, слив в плавучую или наземную систему приема и хранения газа.
Поставка СПГ водным транспортом может осуществляться в танк-контейнерах и специализированных судах-газовозах. Для этого необходимы возможности для погрузки портовым краном или краном на сухогрузе контейнера с берега на судно или при больших поставках СПГ загрузка специализированного судна-газовоза с берегового комплекса хранения и отгрузки СПГ.
Реализуемые российскими компаниями проекты малотоннажных газовозов предусматривают строительство небольших судов, прежде всего для бункеровки. Тем не менее они же могут быть использованы для поставки СПГ потребителю.
Типовой объем перевозки СПГ составляет 3 000-7 000 м3 СПГ.
Как правило, эти же суда могут использоваться для транспортировки этана, этилена, СУГ, что может повысить ликвидность таких судов при развитии газопереработки, включая ПНГ, и привлечь дополнительные инвестиции в индустрию.
РИС. 4. Пример проекта газовоза «Газпромнефть Марин Бункер»
Источник информации: ООО «Газпромнефть Марин Бункер»
Для поставки СПГ по Беломорско-Балтийскому каналу потребуется проектирование газовоза шириной менее 14,3 м и длиной до 135 м. Для обеспечения стабильной поставки СПГ потребителям необходимы газовозы высокого ледового класса или ледокольная проводка.
Береговые системы хранения могут быть трех типов по геометрической форме, в которых СПГ хранится либо под избыточным давлением (1-2), или под атмосферным давлением (3):
1. цилиндрические С-тип, которые могут быть установлены горизонтально и вертикально;
2. сферические;
3. с плоским дном и наружной бетонной стенкой.
ТАБЛИЦА 2. Типы береговых систем хранения СПГ
Источник информации: Sofregaz
Хранилища газа могут иметь функции перегрузки СПГ на криогенные автоцистерны для поставки береговым потребителям и бункеровки судов.
Плавучие хранилища газа
Плавучие хранилища газа (FSU), в т.ч. с регазификатором на борту (FSRU), являются одним из важнейших факторов развития рынка СПГ в мире.
FSRU вообще и в сегменте малотоннажного СПГ являются катализатором роста новых сегментов рынка:
- благодаря малым размерам являются доступным для потребителя решением для энергообеспечения;
- могут быть объединены с блоком генерации электрической энергии;
- основные игроки рынка стимулируют развитие спроса через инвестиции в сегменты инфраструктуры рынка.
FSRU могут быть построены на основе переоборудованных старых судов, с ограниченной подвижностью, которые швартуются и действуют как постоянный долгосрочный регазификационный терминал. Плавучие терминалы являются мобильными судами, которые могут использоваться как обычный СПГ-газовоз и также имеют возможность переходить из порта в порт.
ТАБЛИЦА 3. Основные функции FSRU
Основные функции |
Дополнительные функции |
Прочие услуги |
обеспечение безопасного хранения |
поставка газа в сеть |
криоАЗС |
погрузка СПГ в береговое хранилище |
поставка топливного газа локальным потребителям |
производство электроэнергии для порта и судов в порту |
управление отпарными газами |
заправка СПГ-цистерн |
захолаживание емкостей |
учет газа |
бункеровка судов |
производство холода |
швартовка газовозов |
заправка промежуточных хранилищ СПГ |
прочие нужды промышленных потребителей |
Источник информации: Sofregaz, оценки авторов
Для решения системной задачи использования СПГ в Арктике важно оценить емкость хранилищ для СПГ для каждого случая с целью унификации газовозов, оптимизации логистики поставки СПГ и строительства FSRU на основе типового оборудования.
Еще в 60-х годах в СССР был разработан проект строительства первых плавучих газотурбинных электростанций (ПЛЭС) типа «Северное сияние» мощностью до 24 МВт.
Всего было построено шесть ПЛЭС типа «Северное сияние».
Предназначалось для энергоснабжения северо-восточных промышленных районов страны.
РИС. 5. ПЛЭС «Северное сияние-4»
Источник информации: fleetfoto.ru
ПЛЭС доставлялась к месту базирования по водным путям, что позволяло обеспечить их быстрое подключение к потребителям. Судно проектировалось с учетом условий проводки Северным морским путем.
В 2011 году КБ «Вымпел» представило проекты универсальной плавучей газотурбинной станции мощностью 20 МВт и мобильной станции на воздушной подушке.
Проблемы развития рынка СПГ
Несмотря на большую роль природного газа в снижении загрязнения окружающей среды, имеются экономические, финансовые аспекты и вопросы безопасности, которые ограничивают использование газа.
Для потребителя в суровых климатических условиях особое значение приобретает безопасность поставок. Несмотря на большие ресурсы газа в Арктике, доступность СПГ для поставки на внутренний рынок ограничена. Это связано как с поставками газа по долгосрочным контрактам на экспорт, так и с отсутствием планов по поставке газа на внутренний рынок. Следует ожидать, что растущий уровень конкуренции на мировых рынках СПГ изменит эту ситуацию и крупнейшие российские операторы СПГ-проектов в поиске новых рынков обратят внимание на потенциал внутреннего рынка.
Регион имеет слаборазвитую инфраструктуру, это касается и инфраструктуры по передаче, распределению и хранению газа. Требуются громадные инвестиции для ее развития. Строительство осложняет повсеместное распространение многолетнемерзлых пород и ограниченные периоды навигации, как для мобилизации техники и людей для строительства, так и для последующего завоза СПГ. Установки хранения и регазификации (FSRU) и плавучие электростанции (FPGU) могут обеспечить жизнеспособное решение, обеспечивая поставки газа и электрической энергии потребителю по относительно низким ценам. В СССР имелся уникальный опыт строительства плавучих электростанций, способных использовать как газ, так и нефтяные топлива. При проектировании плавучих решений следует внимательно изучить этот опыт и условия в арктических портах и населенных пунктах, что должно обеспечить возможность размещения мощностей СПГ без существенных инвестиций в портовую инфраструктуру. Затраты также могут минимизироваться путем переоборудования старых судов в плавучие хранилища и электростанции. Последующее развитие рынка СПГ будет направлено вглубь от побережья вдоль внутренних водных путей.
Потенциал спроса на СПГ
В Арктической зоне судоходство и доставка грузов осложняется сложной ледовой обстановкой: неразвитая промышленность, малочисленное население – все это приводит к необходимости масштабных и долгосрочных действий по развитию инфраструктуры региона и учета периода навигации при планировании хранилищ СПГ.
Развитие технологий транспортировки, перевалки, хранения и регазификации СПГ, как в наземном, так и плавучем исполнении, позволяет снизить капитальные затраты для внедрения СПГ, как для замещения традиционных топлив, так и для проектов, планируемых к реализации.
Природный газ в Арктике фактически является местным ресурсом, короткое транспортное плечо по сравнению с поставками нефтепродуктов, действующее производство СПГ и несколько производственных центров СПГ на этапе строительства и проектирования (Рисунок 2: Схема размещения СПГ заводов в Арктической зоне) позволяют высоко оценить перспективы использования СПГ для береговых потребителей в Арктической зоне.
Важным преимуществом СПГ является его доступность в долгосрочной перспективе (около 70 млн т производственные мощности) и соответствие современным и будущим экологическим требованиям. Именно в надежности поставки топлива и в ценовой конкурентоспособности заключаются экономические преимущества СПГ. Дополнительным плюсом является сохранность СПГ и отсутствие даже на теоретическом уровне воровства топлива.
Для фактического использования топлив в Арктике по рассмотренным объектам на побережье за счет СПГ возможно замещение более 380 тыс. т топлива, используемого в настоящее время угля, нефтепродуктов и дров, с учетом новых горных промышленных проектов потенциальный общий объем потребления СПГ для энергоснабжения проектов в Арктике превысит 581 тыс. т СПГ.
Решения по FSRU, основанные на переоборудовании старых судов, позволят снизить САРЕХ в 2-3 раза по сравнению с новыми судами. В то же время при переоборудовании не всегда можно осуществить размещение необходимых емкостей и производственного оборудования, в т.ч. регазификаторы и энергетические установки.
Для транспортировки СПГ потребуется флот газовозов, состоящий из 2 газовозов вместимостью 3 000 м3 и 2-3 газовозов вместимостью 15 000 м3, для обеспечения горных проектов на Чукотке потребуется дополнительно один газовоз вместимостью 60 000 м3.
В течение длительного времени СПГ имеет достаточно ощутимые ценовые преимущества в мире и в нашей стране по сравнению с нефтяными топливами. При этом СПГ является достаточно стандартизированным продуктом и позволяет потребителю гарантированно получать энергоноситель требуемого качества.
РИС. 6. Оценка стоимости СПГ в основных центрах потребления ($/т)
Наибольшую неопределенность в состав эксплуатационных затрат вносят ожидаемые цены на СПГ для поставки на внутренний рынок.
Критическую роль в структуре себестоимости СПГ играют затраты на хранение, что достаточно характерно для потребителей с продолжительным сроком хранения и ограниченным периодом поставки топлива.
На стоимость СПГ влияет и эффект масштаба. При реализации крупных горных проектов необходимо строительство больших хранилищ СПГ и за счет эффекта масштаба будет снижаться себестоимость СПГ для потребителя: для условий Таймыра с 647 $/т до 478 $/т, а для Чукотки с 758 $/т до 693 $/т.
Проведенный анализ показывает высокую конкурентоспособность СПГ для энергообеспечения потребителей, в среднем цена уже регазифицированного СПГ ниже цены дизельного топлива на 20-35 %.
Экологические последствия и ограничения
Использование СПГ вместо нефтяных топлив и угля позволяет существенно снизить выбросы в атмосферу и предотвратить загрязнение окружающей среды при разливах, происходящих при перевалке нефтяных топлив. СПГ для Арктики фактически является местным видом ресурсов, что позволяет экономить большие ресурсы на обеспечение «северного завоза». Наличие нескольких центров поставки СПГ обеспечит конкуренцию и надежность энергообеспечения потребителей.
Разливы нефти и нефтепродуктов очень опасны для природы Арктики[1].
За счет своих физических свойств при разливе, как на грунт, так на лед и на воду, СПГ не загрязняет окружающую среду, как нефть. За время использования и эксплуатации СПГ в мире не было значительных аварий с разливом большого количества СПГ в грунт или на воду. По данным DNV[2] за все время морской транспортировки СПГ максимальный объем разлива был 40 м3.
Температура хранения СПГ существенно ниже температуры окружающей среды, даже зимой в Арктике. Поэтому при возможном разливе СПГ в течение непродолжительного времени испаряется и растворяется в атмосфере. Использование СПГ существенно снизит масштаб загрязнения окружающей среды в Арктике.
Использование СПГ в качестве энергоносителя взамен нефтяных топлив существенно снизит выбросы в атмосферу.
Использование газа в качестве топлива в любом случае приводит к снижению выбросов в атмосферу. Наибольшее снижение происходит в области SOx, твердых частиц, выбросы NOx снижаются на 80 %. Выбросы парниковых газов (GHG) от использования СПГ меньше.
ТАБЛИЦА 4. Сокращение выбросов загрязняющих веществ при использовании СПГ, кг/т
Традиционное топливо |
Используемое традиционное топливо, тыс. т |
Объем СПГ, тыс. т |
Сокращение выбросов, тонн |
|||
твердые частицы |
SOx |
CO |
NOx |
|||
Текущее потребление |
||||||
уголь |
192 |
94 |
10 266 |
1 379 |
8 609 |
223 |
дрова |
33 |
8 |
691 |
- |
872 |
7 |
нефтяные топлива |
159 |
121 |
957 |
941 |
4 449 |
148 |
Новые проекты |
||||||
нефтяные топлива |
61 |
51 |
366 |
360 |
1 635 |
46 |
уголь |
783 |
307 |
41 987 |
5 640 |
36 231 |
1 085 |
ИТОГО |
1 227 873 |
581 825 |
54 266 |
8 2320 |
51 796 |
1 509 |
Источник информации: оценки авторов
Выводы и заключение
Арктическая зона России слабо освоена, в основном экономическое освоение осуществлялось на побережье и вдоль основных сибирских рек. Тем не менее для обеспечения жизнедеятельности Арктики требуется как надежное снабжение, которое называется «северный завоз», – организация поставки грузов, в основном топлива, в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, так и экологически наиболее прогрессивное. Доля транспортной составляющей в стоимости топлива достигает 70 % (пример – поставки угля из Зырянки в Певек). Стоимость угля доходит до 8 тыс. ₽/т, дизельного топлива до 80 тыс. ₽/т и существенно превосходит цену внутреннего и мирового рынка.
Замещение поставок угля и дизельного топлива для тепло- и энергоснабжения потребителей в Арктике на СПГ позволит снизить транспортные расходы и повысить надежность энергообеспечения с одновременным снижением экологических воздействий и рисков (включая угрозы аварийных разливов нефтепродуктов) по всей цепочке поставки.
Для этого требуется не только строительство заводов по производству СПГ, но и формирование флота газовозов и систем хранения СПГ у потребителя.
В зависимости от места расположения, объема потребления, для поставки топлива могут использоваться наземные или плавучие решения по хранению, регазификации и производству электрической энергии.
Современные решения FSRU предлагает быстрые, эффективные по затратам и гибкие поставки СПГ на рынок.
Текущее замещение угля, дров и нефтепродуктов, используемых для тепло- и энергоснабжения населенных пунктов в Арктике, обеспечит продажи около 223 тыс. т СПГ. Ожидается, что при реализации горных проектов в российской Арктике: освоения Павловского месторождения, проекта Тайбасс и группы проектов на Чукотке, дополнительный объем потребления СПГ составит 360 тыс. т. «Первая горнорудная компания» с проектом освоения Павловского месторождения на Новой Земле уже заявила о возможности использования СПГ для энергообеспечения ГОКа. Проект потребует около 40 тыс. т СПГ и по требованию оператора проекта требуется 6-месячный запас топлива. Таким образом, необходимо иметь 20 тыс. т СПГ на хранении и емкость хранилища может достигать 33 тыс. м3.
Важным проектом по внедрению СПГ на рынок может быть проект энергообеспечения острова Соловки с полным отказом от использования нефтяных топлив в этом паломническом и туристическом центре.
ТАБЛИЦА 5. Оценка емкости береговых и плавучих терминалов СПГ в Арктике
Источник СПГ |
Итого потребление, т |
Объем хранилища, м3 |
Размещение хранилища |
FPGU |
Бункеровочный центр |
Площадка криоцистерн |
|
Мурманск |
Архангельск |
10 000 |
on shore |
нет |
да |
да |
|
Кандалакша |
|
- |
н/п |
н/п |
н/п |
н/п |
|
Витино |
|
- |
н/п |
н/п |
н/п |
н/п |
|
Соловки |
Архангельск |
2 234 |
2 800 |
FSRU |
да |
нет |
нет |
Онега |
Архангельск |
8 384 |
8 755 |
FSRU |
нет |
да |
нет |
Архангельск |
|
88 000 |
3 500 |
on shore |
нет |
да |
да |
Новая Земля горные проекты) |
Архангельск |
51 415 |
32 215 |
FSRU |
да |
нет |
да |
Мезень |
Архангельск |
4 678 |
5 862 |
FSRU |
да |
нет |
нет |
Нарьян-Мар |
Архангельск |
20 000 |
15 000 |
FSRU |
нет |
да |
нет |
Амдерма |
Ямал |
772 |
1 128 |
FSRU |
да |
нет |
нет |
Диксон |
Ямал |
4 968 |
6 225 |
FSRU |
да |
да |
нет |
Тайбасс (горные проекты) |
Ямал |
150 000 |
93 985 |
on shore |
да |
да |
да |
Дудинка |
Норильск |
- |
- |
on shore |
нет |
нет |
да |
Караул |
Норильск |
3 763 |
5 501 |
FSRU |
да |
нет |
нет |
Хатанга |
Ямал |
15 232 |
28 631 |
FSRU |
да |
нет |
нет |
Тикси |
Ямал |
20 471 |
38 479 |
FSRU |
да |
да |
нет |
Певек |
Ямал |
32 128 |
53 681 |
FSRU |
да |
да |
нет |
Певек (горные проекты) |
Ямал |
156 522 |
261 523 |
on shore |
да |
да |
да |
Мыс Шмидта |
Анадырь |
284 |
474 |
FSRU |
да |
нет |
нет |
Эгвекинот |
Анадырь |
22 975 |
23 992 |
FSRU |
да |
нет |
нет |
Источник информации: материалы публичных источников, оценки авторов
Исходя из отсутствия необходимого опыта и компетенций использования СПГ, для проекта энергообеспечения Арктики целесообразно следующая практическая последовательность реализации:
1. пилотный проект вне зоны СМП – Белое, Баренцево моря;
2. газификация портов в районе СМП;
3. газификация припортовых районов;
4. проникновение в континентальную часть, в т.ч. с использованием внутренних водных путей.
Размещение объектов хранения, регазификации и энергогенерации на судах, в т.ч. несамоходных, позволяет избежать длительных подготовительных процедур для строительства в условиях сокращенного светового дня, на многолетнемерзлых почвах, избежать необходимости масштабных дноуглубительных работ.
СПГ может поставляться с реализуемых крупнотоннажных проектов в Арктике – «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ», а также с планируемого производства «Печора СПГ». В горизонте до 2030 года возможно возобновление Штокмановского проекта. В арктической зоне расположены несколько изолированных центров газодобычи, потенциал которых может использоваться для производства СПГ, например в Норильске, Якутске и Анадыре. В 2017 году проведена оценка целесообразности производства СПГ в Архангельске с поставкой газа из ЕСГ. В Балтийском районе реализуются и планируются к реализации несколько проектов СПГ мало-, средне- и крупнотоннажных, с которых возможны поставки СПГ через Белое море в Арктическую зону в период судоходства по Беломорско-Балтийскому каналу. Для этого требуется строительство газовоза, имеющего возможность прохода по каналу. Общий объем производства СПГ в Балтийском регионе и Арктике может достичь 70 млн т в год к 2030 году.
Судоходство на СМП позволит развивать перевозки по крупным сибирским рекам и по направлению море – река (Енисей, Обь, Лена). Это может стать основой для газификации потребителей вдоль рек, опорной точкой для бункеровки океанских и речных судов.
Рост конкуренции и давление на производителей на мировом рынке приводит к необходимости поиска новых сегментов рынка СПГ, и внутренний рынок России в виде промышленных потребителей и бункеровки судов может стать эффективным решением для российского СПГ.
Литература:
1. Аналитический обзор «Перспективы и возможности использования СПГ для бункеровки в арктических регионах России», А.Ю. Климентьев, А.Ю. Книжников, А.Ю. Григорьев, WWF, 2017.
2. «Нефтяные разливы и их воздействие на морскую среду и биоресурсы», С.А. Патин, ВНИРО, 2008.
3. «Развитие Чукотского автономного округа: возможности и ограничения», Копин Р.В., Петербургский международный экономический форум, 2016.
4. ГОСТ Р 56400-2015 «Проектирование и эксплуатация морских терминалов сжиженного природного газа».
5. Материалы Российского государственной архива научно-технической документации
6. «World LNG Report» – International Gas Union, 2017 Edition.
7. «Small Scale LNG. Program Committee» – International Gas Union, 2015.
8. IGU World LNG Report – 2017 Edition.
9. Gas carrier update DNV-GL № 01 2015.