Современные тенденции развития экономики России, анализ правительственных стратегических разработок показывают, что сырьевой потенциал страны в обозримой перспективе будет играть существенную роль обеспечению социально-экономического развития страны. При этом подавляющая часть поступлений идет от добычи углеводородного сырья, колебания мировых цен на которые активно влияют на динамику валового внутреннего продукта, консолидированного бюджета страны и объема прямых инвестиций. Еще большее влияние разработка углеводородного сырья оказывает на территории их реализации – северные и арктические регионы. Существует мнение, что нефтегазодобывающих регионах все благополучно. Однако и последний мировой кризис, и современное падение цены на нефть, и санкции еще раз убеждают в том, что узкосырьевое развитие регионов чревато серьезными осложнениями, что и происходит в настоящее время в российских нефтегазодобывающих регионах. Мировой опыт так же свидетельствует о том, что из-за исчерпания сырьевой базы, колебания мировой конъюнктуры на добываемое сырье приходили в упадок и даже закрывались десятки и сотни ресурсных центров [1].
Нефтегазодобывающие регионы Севера и Арктики России: современное состояние и проблемы развития
Несмотря на внешнее благополучие, положение нефтегазодобывающих регионов Севера и Арктики, как показывает мировая и российская практика, крайне неустойчиво, что связано с рядом причин.
Во-первых, колебание мировых цен на добываемое сырье, о чем свидетельствует и последний мировой кризис 2008 года, и резкое падение цены на нефть в 2014-2016 годах, и, наконец, современное снижение до 20 долл./барр. в 2020 году. Из северных регионов в периоды падения цены на нефть наиболее всего страдают регионы, экспортирующие углеводородные ресурсы, поскольку рентоносные природные ресурсы - основной источник пополнения регионального бюджета.
Во-вторых, постоянно меняющееся соотношение распределения доходов рентного характера между центром и регионом (с завидным постоянством не в пользу региона). Так, в 2002 году платежи за пользование природными ресурсами, поступающие в федеральный бюджет, выросли благодаря введению налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) более чем в 4 раза (433,8 %), в то время как в территориальные бюджеты в целом по стране - всего на 20%. Не вдаваясь в подробности межбюджетных отношений по годам, отметим, что с 2002 года размер НДПИ, оставляемый в ресурсодобывающем регионе, с 20% постепенно сокращался, а с 1 января 2010 г. и по настоящее время стал полностью поступать в федеральный бюджет. В 2019 году в Государственную Думу внесен законопроект, предлагающий установление нормативов распределения между уровнями бюджетной системы поступлений от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья., согласно которому предполагается установление нормативов отчислений в бюджеты субъектов РФ в размере 30%. Однако ни Комитет Госдумы по бюджету и налогам, ни Правительство РФ не поддержало данный законопроект [2]
В-третьих, возможность ВИНК применять различные схемы «оптимизации» налогообложения (применение трансфертных цен, использование льготных оффшорных зон для снижения эффективной ставки налога на прибыль и т.д.), что крайне негативно сказывается на формировании регионального бюджета и является одним из самых эффективных рычагов воздействия на региональные власти.
В-четвертых, усиление моноотраслевого характера хозяйства, основанного на эксплуатации сырьевых ресурсов.
В-пятых, неизбежное в будущем исчерпание нефтегазовых ресурсов и уход добывающих компаний, в результате чего эти регионы, скорее всего, будут депрессивными с истощенным ресурсным потенциалом, нарушенной экосистемой и загубленным традиционным хозяйством. Однако регион начнет испытывать значительные трудности уже задолго до исчерпания ресурсов на этапе падающей добычи, поскольку определенная выработанность месторождения влечет за собой падение рентабельности добычи и массовую остановку нефтяных скважин.
Если обобщить сказанное, то это все последствия моноотаслевого характера хозяйства, в основе которого лежит эксплуатация невозобновимых природных ресурсов.
Анализ динамики отраслевой структуры и проблем развития ресурсодобывающих регионов были изучены на примере Ненецкого автономного округа.
Ненецкий автономный округ находится на ранней стадии широкомасштабного освоения нефтяных ресурсов Большеземельской тундры и, по-видимому, в будущем это будет наиболее перспективный нефтедобывающий район. В округе до недавнего времени росли региональный бюджет, доходы населения. В тоже время в округе возникло много проблем. За долгие годы в условиях высоких цен на нефть у местного руководства сложилось ложное чувство защищенности, поэтому менее прибыльным секторам экономики не уделялось должного внимания. В результате предприятия и целые отрасли, ранее неплохо развивавшиеся, стали приходить в упадок. Хозяйство округа все более становится моноотраслевым. Так, удельный вес топливной промышленности в общем объеме промышленного производства в 2018 году составил более 90% , а доля налоговых поступлений в бюджет округа - более 70%. Другими словами, благополучие округа на 70% зависит от благополучия лишь в одной отрасли – нефтяной. И такая тенденция характерна для всех нефтегазодобывающих регионов России, К сожалению, администрация округа серьезно не задумывается, что будет с округом через 20, 30 лет? По разным оценкам нефти в НАО на 25-40 лет добычи.
Чтобы понять, что же происходит в экономике ресурсодобывающих регионов Севера и Арктики в кризисных ситуациях, обратимся к результатам последнего мирового кризиса 2008-2009 года. В результате падения цены на нефть в НАО произошло резкое сокращение поступлений в бюджет округа от налогов на прибыль, на доходы физических лиц, на имущество организаций. Так, поступления от налога на прибыль в 2009 г сократились в 2,5 раза. В Ханты-Мансийском автономном округе, который является основной нефтяной базой России, бюджет округа потерял в 2009 г. – 78,6 млрд. руб. доходной базы, что составляет более половины всех ранее намеченных поступлений. В ЯНАО возникли серьезные проблемы в социально-экономическом развитии ресурсных центров, таких как Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, являющиеся центрами добычи углеводородов и находятся на стадии падающей добычи [3].
В современных условиях падения цены на нефть в первом полугодии 2020 года вновь поднят вопрос о объединении Архангельской области и НАО что связано с возникшими серьезными финансовыми и экономическими проблемами, вызванными резким падением поступлений в окружной бюджет от добычи нефти.
Основные направления перехода арктических нефтегазодобывающих регионов от узкосырьевой специализации к многоотраслевому хозяйству
Анализ зарубежного опыта развития северных и арктических территорий, который для нас важен из-за отсутствия собственного опыта развития в рыночных условиях, исследование проблем развития северных территорий на примере НАО, позволяет сделать вывод, что в основе многих проблем (как современных, так и в будущем) лежит моноотраслевой характер экономики, основанный на эксплуатации сырьевых ресурсов. Главный выход из ситуации в зарубежных странах видели в комплексном развитии ресурсной территории за счет расширения экономической базы главным образом посредством реструктуризации и диверсификации экономики региона.
Надо отметить, что на практике каждая страна решала эту проблему по-своему. На канадском Севере были попытки спасения приходящих в упадок некоторых лабрадорских центров железорудной промышленности, горнопромышленных и лесопромышленных центров в провинциях Альберта и Британская Колумбия, а также поиск новых источников существования для населения. В комплекс мер по поддержке экономического развития входили: переработка сырья, добываемого в соседних районах; развитие торгово-транспортной деятельности, малого предпринимательства, туризма [1]. Реструктуризация экономики проводилась в Канаде и заранее, когда еще добывающая промышленность была в расцвете, поскольку проблему легче предупредить, нежели в дальнейшем иметь тяжелые последствия. В провинции Альберта, которая специализируется на добыче нефти и газа (85% валового продукта), внедрили высокотехнологичные (наукоемкие) производства. Несомненно, везде реструктуризация проводилась при поддержке государства. На Аляске уже давно созданы и создаются предприятия глубокой переработки нефти (нефтегазохимия). Здесь проблему диверсификации и реструктуризации экономики чаще называют проблемой производства товаров «заменителей импорта», причем под замещением ввоза имеются в виду не только товары, но и услуги. Многоотраслевое хозяйство создано в северных районах Норвегии и Швеции.
Однако по поводу развития многоотраслевого хозяйства на Севере нет единства мнений у ученых. В случае развития непрофильных отраслей и занятий на Севере требуется отход от рыночных критериев. Канадские ученые Д.Д. Гилхрист и Л.В. Сент-Луис на примере северных районов провинции Саскачеван провели анализ проблем реструктуризации, и пришли к такому выводу. Действительно, реструктуризация уменьшает зависимость от ресурсных отраслей и повышает устойчивость экономики. Однако, что важнее для государства – риск узкой специализации при высокой доходности или стабильность, но низкая доходность или даже убыточность? Авторы пришли к следующему заключению – реструктуризация в сырьевых районах проблема скорее социальная, нежели экономическая [6].
В нашей стране проблемы определения оптимальной структуры хозяйства на Севере во многом схожи с зарубежными. Первоначальное интенсивное освоение Севера в нашей стране началось в 30-х годах прошлого века. Север в то время развивался комплексно и гармонично. Стоимостные расчеты и рентабельность игнорировались. Надо сказать, что положительные результаты этого были: например, строительство Норильского никелевого комбината, прокладка Северного морского пути.
В 1950-х годах политика освоения Севера меняется на более прагматичный подход. Однако до сих пор проблема оптимальной структуры хозяйства в нашей науке разработана недостаточно. Была предпринята попытка смоделировать рациональную экономическую структуру Севера С.Н. Леоновым. Однако ученый подчеркивает, что это можно сделать только в рамках северных отраслей. Правда, он признает, что в перспективе более широкая структура хозяйства возможна, но только в южных районах Севера [4].
Проблема оптимальной структуры хозяйства северных регионов крайне сложная. Советский подход, делавший ставку на комплексное, многоотраслевое развитие северных территорий, игнорировал стоимостные расчеты, рентабельность. С рыночных позиций сложно обосновать комплексное развитие большинства ресурсных регионов страны. В советские годы размещение перерабатывающей и обрабатывающей промышленности было специально увязано с сырьевыми базами Севера. Из-за чрезмерно экспортного крена теперь эта связь во многом нарушена.
Основываясь на опыте зарубежных стран, анализе развития ресурсодобывающих регионов российского Севера и Арктики может быть предложен ряд направлений государственного регулирования развития сырьевых регионов, выполнение которых создаст предпосылки для перехода от узкосырьевой специализации к многоотраслевому хозяйству.
Основные направления перехода от узкосырьевой специализации к многоотраслевому хозяйству могут быть следующие:
-
обеспечение условий для смягчения моноотраслевой направленности экономики путем ее частичной диверсификации и реструктуризации;
-
развитие отраслей экономики и производств, необходимых для жизнеобеспечения местного населения;
-
формирование современной региональной и локальной инфраструктуры;
-
комплексное освоение природных ресурсов и охрана окружающей среды в соответствии с принципами устойчивого развития;
-
сохранение и развитие традиционных форм хозяйствования коренного населения (при несомненном сохранении среды обитания);
-
четкое законодательное разграничение прав собственности на природные ресурсы и на доходы от их эксплуатации.
В рамках данной статьи более подробно рассмотрим основные из них - диверсификацию сырьевых отраслей и реструктуризацию экономики сырьевого региона.
Диверсификация сырьевых отраслей это, прежде всего, расширение сферы деятельности в добывающем секторе путем создания производств глубокой переработки сырья, а также обслуживающих и вспомогательных. Увеличение налогооблагаемой базы за счет отраслей специализации и прирост доходной части региональных бюджетов дает возможность расширенного роста обрабатывающей промышленности и других отраслей хозяйства, инфраструктурного обустройства территории. Диверсификация должна затронуть не только сырьевые отрасли, чья продукция востребована на мировых рынках, но и менее прибыльные, однако имеющие базу развития в условиях сырьевой направленности региона.
Реструктуризация экономики сырьевого региона подразумевает появление новых отраслей специализации в рамках имеющейся ресурсной базы, развитие наукоемкого и высокотехнологичного производства, расширение сферы услуг, в т.ч. туризма, транспорта, информатики, связи и т.д. Иными словами, развитие всего того, что ведет к повышению сбалансированности отраслевой структуры региона.
В НАО, например, реструктуризация экономики может основываться на эксплуатации твердых полезных ископаемых, которыми богаты недра округа: флюоритами, агатами, янтарем, медью, никелем, кобальтом, алмазами и золотом, запасами угля (свыше 10 млрд. тонн) и т.д. Интенсивное освоение нефтегазовых месторождений и последующее за ним развитие вспомогательных отраслей промышленности и транспортной инфраструктуры открывает принципиально новые возможности для возрождения ранее существовавших и организации новых добывающих предприятий (шахт, карьеров, рудников и т.д.). Таким образом, реструктуризация экономики округа, может быть основана на промышленном освоении месторождений твердых полезных ископаемых. Это увеличит количество отраслей территориальной специализации, позволит существенно расширить сырьевую базу вспомогательных отраслей региональной промышленности (в частности, промышленности стройматериалов), уменьшить зависимость НАО от "северного завоза". Большие потенциальные возможности имеет северный туризм [7,8]. Очевидно, что структурная перестройка состоит в том, чтобы, не ломая сложившейся специализации региона, развивать производства, базирующиеся, в первую очередь, на местных ресурсах. Это значит, что уже на первых этапах добычи необходимо предусмотреть и более глубокую переработку природных ресурсов, расширение использования возобновляемых ресурсов, строительство ремонтных, обслуживающих производств, развитие сферы услуг. Иначе говоря, рентные доходы по мере истощения невозобновимых природных ресурсов должны переносить свою стоимость на развитие других отраслей хозяйства.
Многоотраслевая структура хозяйства, что в период экономического кризиса весьма важно для сырьевого региона, позволит снизить зависимость экономики региона от колебаний рыночной конъюнктуры на продукцию основной специализации. При этом необходимо отметить два важных момента.
Во-первых, реструктуризацию и диверсификацию экономики необходимо провести на этапе ранней добычи и зрелости, пока доходы от эксплуатации нефтегазовых ресурсов значительны.
Во-вторых, переход к многоотраслевому хозяйству невозможен без решения вопроса разграничения прав собственности на природные ресурсы и без распределения доходов рентного характера между Российской Федерацией и субъектом федерации. Однако это весьма серьезная тема и в рамках данной статьи не рассматривается.
Таким образом, сложное положение северных нефтегазодобывающих регионов, наиболее ярко проявившееся в период экономического кризиса, в современный период резкого снижения цены на нефть требует особого внимания государственных органов управления и разработки адекватной региональной политики. государство просто обязано заранее предусмотреть, а главное предпринять конкретные меры по созданию возможностей развития региона в будущем. Это значит, что уже на первых этапах разработки природных ресурсов государство должно разработать систему мер по расширению экономической базы и отраслевой структуры хозяйства региона с механизмами их реализации.
К сожалению, в российских нефтегазодобывающих регионах об этом начинают думать, как правило, в период кризисных ситуаций, по прошествии кризиса разговоры о многоотраслевом хозяйстве не возобновляются. Что касается районов с падающей добычей, то у руководителей этих регионов уже нет тех финансовых и материальных возможностей для создания новых крупных производств, какие были в период роста и зрелости.
Рассматривая перспективы развития можно уверенно утверждать, что в обозримом будущем ресурсная направленность в экономике северных и арктических регионов станет доминирующей, будут преобладать отрасли с относительно узкой специализацией — добыча и обогащение минерального сырья, добыча и частичная переработка топливно-энергетических ресурсов. В условиях рынка такая направленность может вызвать серьезные проблемы в экономике северных регионов, поэтому кардинальные структурные изменения в хозяйстве просто необходимы. Учитывая, что основные отрасли ресурсных регионов отличаются монопродуктовой направленностью, высокой капиталоемкостью, территории имеют слаборазвитую производственную инфраструктуру, и, в первую очередь, транспортную, для эффективной структурной перестройки региональной экономики необходима существенная помощь со стороны государства в лице Федерального центра, выражающаяся не только в создании благоприятной институциональной среды для нормального развития регионов Севера и Арктики, но и в разработке действенного механизма прямого или косвенного регулирования их развития.
Литература
1. Агранат Г. А. Возможности и реальности освоения Севера: глобальные уроки. – М.: ВНИИТИ, 1992. - 150 с.
2. В Госдуме не поддержали проект закона о зачислении в бюджеты субъектов 30% НДПИ на нефть// https://tass.ru/ekonomika/6688659 (дата обращения 25.07.2020).
3. Ларченко Л.В., Колесников Р.А. Развитие ресурсных центров Ямало-Ненецкого автономного округа, специализирующихся на добыче углеводородов//Инновации. 2016. № 1. С. 79-84
4. Леонов С.Н. Моделирование региональной структуры территориально- производственных комплексов и промышленных узлов в районах Севера//Прогнозирование развития региональных экономических систем. Ин-т экон. иссл. ДВО АН СССР. Владивосток. 1989. С. 312-324.
5. Bone R.M. The geographu of Canadian Norh/ Issues and shallenge//Toronto/. 1992. 284 р
6. Gilchrist D.D., StLouis L.V. Directions for diversifications with an application to Saskatchevan // J. Reg. sience. 1991. №3. P. 279-289.
7. Kolesnikov R, Loktev R Tourism as one of the elements of economic diversification of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug. Geography and natural resources. No 4 (158). 2019. p 184-192.
8. Larchenko L, Gladkiy Yu, Kolesnikov R. Tourism as a factor of restructuring the economy of resource-producing regions of the Arctic (on the example of the Yamalo-Nenets Autonomous District) IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. (IOP Publishing Ltd) Volume 302. 2019. статья № 012039