USD 96.9483

+0.84

EUR 106.4175

+0.73

Brent 76.78

+0.06

Природный газ 2.646

0

16 мин
7163

Газовая промышленность российской Арктики

Газовая промышленность российской Арктики

Развитие экономической деятельности России в Арктике во многом определяется повышением транспортно-инфраструктурного потенциала региона. Одним из наиболее значимых направлений освоения ресурсной базы Арктической зоны является реализация проекта «Ямал-СПГ». При этом, ряд преимуществ имеет транспортировка СПГ по Северному морскому пути.



В настоящее время основное направление развития экономики Арктической зоны России связано с добычей углеводородного сырья, а также с осуществлением геологоразведочных работ, нацеленных на выявление новых районов добычи. Территория российской Арктики обладает уникальным потенциалом углеводородного сырья, которое представлено природным газом, нефтью, конденсатом, природными битумами. Извлекаемые запасы углеводородов на месторождениях, расположенных в Арктической зоне, составляют около 245 млрд т условного топлива. Следует отметить, что около 85 % указанных запасов сосредоточено в Западно-Сибирской, Тимано-Печорской и Баренцево-Карской нефтегазоносных провинциях (НГП), при этом основная доля запасов (161,7 млрд т условного топлива) приходится на Западно-Сибирскую НГП.



245 млрд т

условного топлива составляют извлекаемые запасы углеводородов на месторождениях, расположенных в Арктической зоне



Западно-Сибирская НГП характеризуется чрезвычайно высокой концентрацией уникальных месторождений природного газа. Сегодня на территории данной провинции известны такие месторождения, как Ямбургское, Харасавэйское Бованенковское, Уренгойское, Русское, и многие другие. Суммарный объем разведанных запасов природного газа здесь превышает 30 трлн м3; кроме этого в недрах Западно-Сибирской провинции содержатся запасы нефти в объеме 2,5 млрд т, конденсата – 900 млн т [15]. При этом необходимо подчеркнуть, что основная доля месторождений характеризуется относительно простыми геологическими условиями и небольшой глубиной залегания.

В качестве весьма перспективного района для дальнейшего проведения геологоразведочных работ и подготовки сырьевой базы может рассматриваться западно-арктический шельф РФ, поскольку в пределах Карского и Баренцева морей сконцентрировано более 70 % углеводородного потенциала арктического шельфа; при этом доля природного газа в общем объеме ресурсов достигает 90 % [12].

Однако необходимо отметить, что интенсификация разведки газовых месторождений на шельфе Баренцева и Карского морей сдерживается наличием значительных объемов разведанных запасов природного газа на п-ове Ямал и успешным началом реализации уникального проекта «Ямал-СПГ».


30 трлн м3

суммарный объем разведанных запасов природного газа Западно-Сибирская НГП



Транспортировка добываемого в Арктической зоне природного газа может осуществляться как по трубопроводной системе, так и в сжиженном состоянии морским путем. Повышение транспортно-инфраструктурного потенциала может способствовать развитию экономической деятельности России в данном регионе, в частности, в пределах арктического морского пространства [15].

Для обеспечения поставок добываемых углеводородов на внешний рынок представляется необходимым развитие инфраструктуры Северного морского пути. К ней относятся не только порты, ледокольный флот, поисково-спасательные и экологические службы, но и трубопроводы, автомобильные и железные дороги, аэропорты, органы администрации. Следовательно, развитие Северного морского пути может стать одним из главнейших факторов формирования транспортной системы Арктической зоны и укрепления экономического присутствия России в регионе.



70 %

углеводородного потенциала арктического шельфа сконцентрировано в пределах Карского и Баренцева морей


Исследование


Мировым лидером по добыче природного газа является ПАО «Газпром». В Арктической зоне РФ (Надым-Пур-Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа) сосредоточено 77 % добычных объектов компании. ПАО «Газпром» ведет активную работу по созданию крупных центров по добыче газа в новых перспективных районах, таких как п-ов Ямал и о. Сахалин. Также планируется разработка месторождений на арктическом шельфе и в акваториях Обской и Тазовской губ. ПАО «Газпром» развивает крупные СПГ-проекты – «Сахалин-2», «Владивосток-СПГ», «Балтийский СПГ». Нефтегазовые месторождения на шельфе Сахалина разрабатываются с 1996 г. Ресурсной базой проекта «Сахалин-2» выступают Пильтун-Астохское нефтяное и Лунское газовое месторождения, которые расположены в Охотском море у северо-восточного побережья о. Сахалин. Оператором проекта выступает компания «Сахалин Энерджи», суммарные извлекаемые запасы газа превышают 600 млрд м3 [9].

Нефтяная компания «Роснефть» также располагает значительными ресурсами природного газа на арктическом шельфе, которые составляют около 23 трлн м3 [9]. Месторождения, расположенные на шельфе, являются труднодоступными, и их интеграция в Единую систему газоснабжения представляется экономически нецелесообразной. В связи с этим развитие производства СПГ и его реализация на внешнем рынке входят в число стратегических направлений деятельности компании.


С 1996 г.

разрабатываются нефтегазовые месторождения на шельфе Сахалина



Компанией «НОВАТЭК» в настоящее время ведутся работы по реализации проекта «Арктик-СПГ», связанного с производством сжиженного природного газа. Завод по сжижению газа будет построен на территории Гыданского полуострова. Ресурсной базой проекта служат:

- Салмановское (Утреннее) месторождение, расположенное на севере Гыданского-п-ова и частично в акватории Обской губы, и располагающее запасами природного газа в объеме 259,8 млрд м3 [3];

- Геофизическое нефтегазоконденсатное месторождение в центральной части Гыданского п-ова и на побережье Обской губы с запасами газа в размере 125,6 млрд м3 [15].

Получаемый сжиженный газ планируется доставлять потребителям Европы и Америки морским путем, с использованием танкеров-газовозов, при этом направление поставки может варьировать в зависимости от рыночной конъюнктуры.

Наиболее значимым проектом в Арктической зоне РФ является «Ямал-СПГ», целью которого является добыча природного газа с Южно-Тамбейского месторождения, его сжижение и поставка потребителям. Вероятные и доказанные запасы газа на Южно-Тамбейском месторождении соответствуют 926 млрд м3. В соответствии с проектом, уровень добычи составляет 27 млрд3 газа в год, срок разработки – не менее 20 лет [5]. Реализация проекта осуществляется совместным предприятием компании «НОВАТЭК» (50,1 %), французского концерна Total (20 %), китайской компании CNPC (20 %) и Фонда Шелкового пути (9,9 %) [6].

В рамках проекта «Ямал-СПГ» было предусмотрено строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ). Структура завода представлена тремя технологическими линиями мощностью 5,5 млн т сжиженного газа в год. В апреле 2018 г. были начаты поставки СПГ на основе долгосрочных контрактов, а строительство и запуск третьей технологической линии завершены в 2019 г. Производственная мощность завода по сжиженному газу определена на уровне 16,5 млн т, по газовому конденсату - 1,2 млн т. Основными потребителями продукции завода будут государства Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы [2]. С момента запуска проекта совокупный объем отгрузки СПГ превысил 25 млн т, всего отгружено более 340 танкерных партий [13]. Осенью 2019 г. компанией «НОВАТЭК» было принято окончательное инвестиционное решение по реализации нового проекта – «Арктик СПГ-2», который будет осуществляться на базе Утреннего месторождения. Суммарная производственная мощность трех технологических линий планируется на уровне 19,8 млн т СПГ в год, ввод линий в эксплуатацию будет осуществлен в 2023 г., 2024 г. и 2026 г. соответственно. Таким образом, транспортировка СПГ с указанных двух проектов может обеспечить грузооборот на уровне около 37 млн т в год, что составляет 46 % из целевого объема в 80 млн т в год.


Для транспортировки СПГ в страны Азии и Тихоокеанского региона первоначально предполагалось использовать танкеры-газовозы ледового класса, которые доставляли бы груз непосредственно потребителю. Однако впоследствии весьма высокая цена танкеров класса Arc7 и, следовательно, значительные затраты на доставку СПГ привели к пересмотру логистических решений. В настоящее время предполагается использовать две логистические схемы: по Северному морскому пути в танкерах ледового класса – в восточном направлении и через Суэцкий канал - в западном. Одним из существенных преимуществ Северного морского пути является значительное сокращение времени перевозки. Транспортировка груза из порта Норвегии в Японию может быть осуществлена от 7 до 22 дней быстрее, чем через Суэцкий канал [8].

Схема транспортировки через Суэцкий канал предусматривает доставку СПГ на перегрузочный терминал в Мурманске танкерами ледового класса, последующую перегрузку в стандартные СПГ-танкеры и отправку в азиатский регион. При транспортировке СПГ в восточном направлении по Северному морскому пути перегрузка СПГ из танкеров ледового класса в стандартные предполагается на Камчатке. Строительство терминалов в Мурманске и на Камчатке будет осуществляться силами ПАО «НОВАТЭК», ввод в эксплуатацию намечен на 2022 – 2023 годы [7]. Характеристики терминалов представлены в таблице 1.

Для поставки СПГ с п-ова Ямал в Азиатско-Тихоокеанский регион были построены 15 специальных танкеров. Первая такая поставка была осуществлена в декабре 2017 г. с помощью уникального танкера-газовоза «Кристоф де Маржери». Данное судно имеет возможность осуществлять навигацию круглый год без ледокольного сопровождения по Северному морскому пути в западном направлении и в период летней навигации – в восточном.

15

специальных танкеров были построены для поставки СПГ с п-ова Ямал в страны АТР



Танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» был построен в 2016 г. на верфи Daewoo Shipbuilding Marine Engineering (Южная Корея). Длина судна составляет 300 м, водоизмещение - 172 тыс. м3, силовая установка обладает мощностью 45 МВт. Танкер способен поворачиваться вокруг своей оси, а также пробивать лед толщиной до 2,1 м. Данное судно сконструировано с учетом чрезвычайно жестких экологических требований [2]. Силовая установка танкера может использовать как традиционные виды топлива, так и отпарной СПГ. Танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» стал первым судном нового типа – Yamalmax – и в настоящее время является самым крупным ледоколом в мире. В этой связи становится очевидным, что начало поставок СПГ по Северному морскому пути судном ледового класса Arc7 станет стимулом для активизации грузоперевозок и дальнейшего развития судоходства в акватории Северного Ледовитого океана.

Необходимо отметить, что через Обскую губу и Карское море обеспечивается прямой выход п-ова Ямал к Северному морскому пути (СМП). Следовательно, путем соединения коммуникаций СМП и Западной Сибири достигается транспортная доступность Ямала и Западной Арктики.

Обзор деятельности российских компаний по освоению газовых месторождений Арктической зоны позволяет выявить четкую взаимосвязь между процессами реализации газовых проектов в регионе и интенсивностью развития Северного морского пути. Эффективность процесса транспортировки добываемого в регионе газа к потребителю во многом определяется наличием и успешным функционированием морской транспортной системы.

По данным Администрации СМП, если в 2007 г. общий объем грузоперевозок составлял чуть более 2,5 млн т, то интенсивная реализация нефтегазовых проектов в Арктике позволила увеличить данный показатель в 2018 г. до 19,689 млн. т, в том числе по видам грузов: генеральные грузы – 2,34 млн. т (- 6,3 % по отношению к 2017 г.); уголь – 290,8 млн. т (- 16 %); руды – 43 тыс. т (+ 29,9 %); нефть и нефтепродукты – 7,81 млн. т (+ 15,6 %); газовый конденсат – 805,4 тыс. т (рост в 7,5 раза); СПГ – 8,399 млн. т (рост в 37,7 раза) [16]. Сокращение объемов перевозок генеральных грузов и угля объясняется соответственно завершением генерального строительства в порту Сабетта и на объектах «Ямал-СПГ» и остановкой добычи таймырских углей. Основной причиной многократного роста количества перевезенных углеводородов является ввод в эксплуатацию проекта «Ямал-СПГ» в 2017 г.

Протяженность Северного морского пути от его начала в Карских воротах до завершения в бухте Провидения составляет 5600 км. Фактически СМП является внутренней транспортной артерией России. К акватории СМП не отнесено Баренцево море, хотя именно через его порты проходят основные грузопотоки СМП, в частности, транспортировка углеводородов из Обской губы, а на Кольском полуострове базируется атомный ледокольный флот.


5600 км

протяженность Северного морского пути от Карских ворот до бухты Провидения



Транспортную систему СМП можно рассматривать как сложнейшее технико-технологическое и организационно-экономическое образование [14], зависящее от множества объективных и субъективных факторов. К объективным внешним факторам следует отнести, главным образом, конъюнктуру мирового рынка энергоносителей, поскольку в настоящее время очевидна экспортная направленность перевозок углеводородов по СМП. Немаловажным объективным фактором, определяющим объемы грузоперевозок по СМП, является возможное изменение природно-климатических условий в регионе. Так, по прогнозам специалистов, глобальное потепление в ближайшие 5 лет может обеспечить судам ледового класса Arc7 возможность прохода по Карскому морю без сопровождения ледоколов [7].

К числу важнейших внутренних факторов, определяющих эффективность функционирования СМП, можно отнести особенности государственной политики в сфере добычи полезных ископаемых и развития прибрежных регионов, техническое состояние торгового и ледокольного флотов страны, уровень развития морской транспортной инфраструктуры (в частности, портов, служб безопасности, гидрометеорологии, оповещения и др.).

По мнению экспертов, в ближайшие годы добыча нефти в России начнет снижаться, и морские перевозки нефти в Арктике будут осуществляться только в западном секторе СМП и ориентироваться на европейский рынок [10]. Это объясняется, главным образом, полной обеспеченностью Северо-Американского рынка собственной сланцевой нефтью, а также тем, что более привлекательный азиатский рынок будет недоступен, поскольку СМП в восточном секторе непроходим без ледокольной поддержки в течение 5-6 месяцев в году.

Наиболее предпочтительным рынком СПГ для России являлся Северо-Американский, но строительство терминалов для импорта СПГ в 2010 г. было приостановлено в связи с резким ростом добычи сланцевого газа. Тем не менее начало реализации инвестиционного проекта «Ямал-СПГ» позволило увеличить объемы транспортировки. Данный проект уникален тем, что в его рамках на принципах государственно-частного партнерства на побережье Карского моря, в условиях полного отсутствия инфраструктуры был сооружен многофункциональный морской порт Сабетта. Заказчиком его строительства высутпило Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт». По условиям договора, собственником части объектов является государство, а часть принадлежит проекту «Ямал-СПГ». По данным источника [4], в федеральной собственности находятся ледозащитные сооружения, операционная акватория, подходные каналы, система управления движением судов и навигационного обеспечения, здания морских служб. Технологические причалы по перевалке СПГ и газового конденсата, причалы накатных грузов, причалы строительных грузов, складские помещения, административно-хозяйственная зона, инженерные сети и коммуникации относятся к объектам «Ямал-СПГ» [2]. Работа порта Сабетта осуществляется круглогодично и обеспечивает проход крупнотоннажных газовозов по Северному морскому пути с учетом требований экологической безопасности.

Помимо этого следует обратить внимание на проект строительства нового порта в бухте Индига. На данной территории также предполагается сооружение завода по производству СПГ, терминалов по погрузке СПГ в крупнотоннажные танкеры, нефтеналивных терминалов, судоремонтной базы, аварийно-спасательного центра. Новый порт может способствовать соединению Северного морского пути с транспортным коридором Восток – Запад, а также для интеграции Ненецкого автономного округа с транспортной сетью России [10].

Как уже было отмечено, одним из существенных факторов, определяющих объемы грузоперевозок по СМП, является состояние ледокольного флота. В настоящее время он состоит из 6 атомных и 5 дизель-электрических ледоколов. Однако уже к 2022 г. станет возможной эксплуатация лишь одного атомохода – «50 лет Победы». В настоящее время на производственных площадках АО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге ведется строительство трех универсальных атомных ледоколов проекта 22220 – «Арктика», «Урал» и «Сибирь». В августе 2019 г. был подписан договор на строительство еще двух судов данного типа. Ледоколы будут иметь двухосадочную конструкцию, что позволит использовать их не только в арктических водах с толщиной льда до 2,8 м, но и в устьях полярных рек. Однако очевидно, что для круглогодичной перевозки возросших объемов углеводородов Арктической зоны этого недостаточно.

Необходимость ледокольного сопровождения крупнотоннажных газовозов стала стимулом к разработке инновационного решения, позволяющего прокладывать во льдах каналы шириной 50 м и более. Крыловским государственным научных центром была разработана конструкция ледокола обладающего двумя корпусами, скрепленными единой платформой [10]. Данная конструкция позволила прокладывать каналы такой ширины, по которым крупнотоннажные танкеры могут безопасно двигаться в любых ледовых условиях, а также значительно снизить ледовое сопротивление.

Важным достоинством Северного морского пути также является то, что природный газ, добываемый на береговых или шельфовых месторождениях, может использоваться для бункеровки судов. Рост объемов грузоперевозок по СМП неизбежно приводит к росту потребления топлива, а следовательно, к увеличению вредных выбросов в атмосферу и аварийных нефтеразливов. В условиях ужесточающихся требований к судовому топливу и возможного запрета Международной морской организации на использование мазута в Арктике применение СПГ в качестве судового топлива позволит соблюдать действующие и планируемые экологические стандарты. Сжиженный природный газ по сравнению с традиционным тяжелым топливом обладает существенными энергетическими и экологическими преимуществами. При применении СПГ существенно снижается выброс в атмосферу твердых частиц и SOx, Выбросы NOx снижаются на 80 % [8], также отмечается снижение выбросов парниковых газов. Кроме этого, важным достоинством СПГ как судового топлива является его ценовая конкурентоспособность, поскольку газ добывается на ближайших месторождениях Арктики, и отсутствуют существенные затраты на его доставку.


Заключение

На основании изложенного можно сформулировать следующие выводы:

  • Северный морской путь, являясь исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией России [11], одновременно с этим может выступать средством оптимизации глобальных транспортных потоков, тем самым способствуя экономическому развитию не только Арктической зоны России, но и северных регионов Европы и США. В то же время велика значимость СМП как кратчайшего транспортного коридора, связывающего Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион.
  • Промышленное освоение Арктической зоны предполагает увеличение объемов добычи углеводородных ресурсов, перевалки грузов, а следовательно, требует формирования эффективно действующей транспортной инфраструктуры [1]. В частности, реализация проекта «Ямал СПГ», связанная с ежегодным вводом в эксплуатацию новых мощностей, играет важную роль в развитии региона. Создание самого северного завода по производству СПГ, а также полноценного круглогодичного морского порта Сабетта могут стать стимулами развития Северного морского пути.
  • Необходимость создания на базе Северного морского пути транспортной системы с развитой сетью портов и инфраструктурой, включающей навигационные, гидрометеорологические, ремонтные, информационные службы становится весьма актуальной.
  • Для транспортировки добываемого в российской Арктике газа необходимо наличие современного ледокольного флота, отвечающего всем требованиям экологической безопасности. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию судов усиленного ледового класса, а также создание перегрузочных терминалов позволят обеспечить круглогодичный грузопоток по Северному морскому пути.
  • В случае устойчивого потепления толщина ледяного покрова в Арктике может уменьшиться, что создаст более благоприятные условия для навигации в арктических морях и дальнейшей интенсификации добычи углеводородов на шельфе. Северный морской путь в данной ситуации может стать одним из важнейших транспортных коридоров в мире.
  • Производство сжиженного природного газа является одним из важнейших факторов развития судоходства в Арктической зоне.

Литература

1. Balashova E.S., Gromova E.A. 2017 Arctic shelf development as a driver of the progress of the Russian energy system // MATEC Web of Conferences, 23 May 2017, vol. 106, article 06008.

2. Katysheva E.G. 2018 The role of the Northern Sea Route in Russian LNG Projects Development // Arctic: History and Modernity. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2018, vol. 180, article 012008.

3. Komkov N. I., Selin V.S., Tsukerman V.A., Goryachevskaya E.S. 2017 Problems and perspectives of innovative development of the industrial system in Russian Arctic regions // Studies on Russian Economic Development, 2017, vol. 28 (1), pp. 31-38

4. Биев А.А. Развитие отраслей и секторов экономики на Севере и в Арктике // Север и рынок: формирование экономического порядка, 2019, № 3 (65), с. 43-51.

5. Завьялов A. «Газовый айсберг» Тамбея // Oil and Gas Russia, 2018, № 8 (128), с. 22-26.

6. Забелло E. СПГ из Арктики // Oil and Gas Russia, 2018, № 8 (123), с. 28-33.

7. Климентьев А.Ю., Родичкин И.Г., Богданов Е.В. Арктические горизонты российского СПГ // Газовая промышленность, 2019, № 9 (790), с. 118-128.

8. Книжников А., Климентьев А., Григорьев A. Взгляд на Арктику // Oil and Gas Russia, 2017, № 5 (115), с. 72-78

9. Козьменко С.Ю., Селин В.С. Современные проблемы и перспективы развития арктического газопромышленного комплекса. Апатиты: изд. Кольского научного центра РАН, 2017. – 228 с.

10. Комков Н.И., Селин В.С., Цукерман В.А., Горячевская Е.С. Сценарный прогноз развития Северного морского пути // Проблемы прогнозирования, 2016, № 2 (155), с. 87-98.

11. Корчунов Н. Северный морской путь: путь развития бизнеса и международного согласия // Арктические ведомости, 2019, № 3 (28), с. 20-25.

12. Маммадов С.М. К вопросу о стратегии освоения газового потенциала Западно-Арктического шельфа России // Нефтегазовая геология: теория и практика, 2017, 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ngtp.ru/rub/6/20_2017.pdf

13. Развитие СМП: не так быстро, как хотелось бы // Нефтегазовая вертикаль, 2020, № 3-4, с. 62-66.

14. Селин В.С., Козьменко С.Ю. Факторный анализ и прогноз грузопотоков Северного морского пути. - Апатиты: КНЦ РАН, 2015.

15. Селин В.С, Скуфьина Т. П., Башмакова Е.П., Ульченко М.В. Особенности и проблемы обеспечения экономической безопасности в российской Арктике. - Апатиты: изд. КНЦ РАН, 2018. – 103 с.

16. https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/194483-obem-perevozok-po-smp-v-2018-g-uvelichilsya-v-...





Статья «Газовая промышленность российской Арктики» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№10, Октябрь 2020)

Авторы:
Комментарии

Читайте также