Освоение Россией континентального шельфа является одним из важнейших современных направлений в развитии нефтегазового сектора в последние годы. В частности, Арктический шельфовый регион заключает в себе существенную долю всех углеводородных ресурсов страны, что обуславливает интерес государства, добывающих компаний и инвесторов к освоению нефтегазоносных областей Арктики и делает этот регион стратегически важным в развитии отрасли.
Начало активного развития законодательной базы в отношении шельфовых проектов было положено 30 сентября 2013 года, когда Президент РФ подписал Федеральный закон о стимулировании деятельности по добыче углеводородного сырья на российском континентальном шельфе № 268-ФЗ (вступил в силу с 1 января 2014 года). По сути указанным законом был установлен специальный налоговый режим для проектов по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе. В частности, данный закон ввел в российское законодательство ряд терминов и определений, служащих основой правового регулирования и налогообложения проектов по добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе, а также ряд особенностей исчисления налогов (налог на прибыль, НДС, НДПИ и т. д.).
С 1 января 2014 года в российское законодательство введены новые определения, такие как «промышленная разработка месторождения углеводородного сырья», «морское месторождение углеводородного сырья», «новое морское месторождение углеводородного сырья», «оператор нового морского месторождения», «деятельность, связанная с добычей углеводородного сырья» и «дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на месторождении углеводородного сырья».
Новым морским месторождением признается морское месторождение, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на котором приходится на период с 1 января 2016 года.
Деятельностью, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, признается деятельность, включающая один или несколько следующих видов деятельности:
1) поиск и оценка нового морского месторождения углеводородного сырья на участке недр, включая деятельность по созданию, доведению до состояния готовности к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению, консервации, демонтажу, ликвидации (иные работы капитального характера) искусственных островов, установок и сооружений, а также иного необходимого для поиска и оценки нового морского месторождения углеводородного сырья имущества;
2) предпроектные и проектно-изыскательские работы и обустройство нового морского месторождения углеводородного сырья, включая работы по сооружению (строительству), созданию, доведению до состояния готовности к использованию (эксплуатации), техническому обслуживанию, ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению (иные работы капитального характера) искусственных островов, установок и сооружений, а также иных объектов, необходимых для обустройства нового морского месторождения углеводородного сырья;
3) разведка, промышленная разработка нового морского месторождения углеводородного сырья и деятельность, связанная с реализацией углеводородного сырья, добытого на таком месторождении (включая хранение и доставку углеводородного сырья получателям);
4) производство сжиженного природного газа из газа горючего природного (включая попутный газ), добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья, и деятельность, связанная с реализацией такого сжиженного природного газа (включая хранение и доставку сжиженного природного газа получателям);
5) переработка газового конденсата, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья, с получением стабильного конденсата и широкой фракции легких углеводородов и деятельность, связанная с реализацией стабильного конденсата и широкой фракции легких углеводородов (включая хранение и доставку указанных продуктов получателям);
6) транспортировка газа горючего природного и/или газового конденсата, добытых на новом морском месторождении углеводородного сырья, до мест производства сжиженного природного газа и/или переработки газового конденсата.
Оператором нового морского месторождения может стать организация, одновременно удовлетворяющая следующим требованиям:
1) в ее уставном капитале прямо или косвенно участвует компания, владеющая лицензией на пользование участком недр, в границах которого предполагается осуществлять поиск, оценку, разведку и/или разработку нового морского месторождения углеводородного сырья, либо компания, являющаяся взаимозависимым лицом с организацией, владеющей такой лицензией;
2) она осуществляет хотя бы один из видов деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, собственными силами и/или с привлечением подрядных организаций;
3) она ведет деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, на основе договора, заключенного с владельцем лицензии в отношении нового морского месторождения углеводородного сырья, и такой договор предусматривает выплату организации-оператору вознаграждения, размер которого зависит в том числе от объема добытого углеводородного сырья на соответствующем морском месторождении углеводородного сырья и/или выручки от реализации этого сырья.
После принятых в 2014 году изменений государство неоднократно переоценивало налоговую нагрузку на компании, осуществляющие добычу в регионах с повышенной сложностью реализации проектов: были введён введены особый режим налогообложения - налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, дифференциация ставок налога на добычу полезных ископаемых и многое другое. Наконец, 13 июля 2020 года были приняты Федеральные законы №№ 193-ФЗ, 194-ФЗ и 195-ФЗ, которые вместе Федеральным законом от 18 марта 2020 года № 65-ФЗ входят в пакет законопроектов, регулирующих деятельность компаний в Арктике.
Несмотря на существующие налоговые льготы и преференции для компаний, участвующих в освоении нефти и газа на шельфе, в вышеупомянутых законах государство дополнительно закрепило понятие Арктической зоны, статус резидента которой предоставляет право на широкий перечень дополнительных льгот и преференций.
Вместе с тем новые законы обеспечивают льготы и нерезидентам Арктической зоны ― компаниям, добывающим углеводородное сырье, а также предприятиям по производству СПГ и продукции нефтехимии.
Так же, как и Федеральный закон № 268-ФЗ, данные законы затрагивают широкий перечень налогов ― НДПИ, НДС, налог на прибыль, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, ― что позволяет планомерно и эффективно уменьшать налоговую нагрузку на проекты, связанные с нефтегазовой и добывающей промышленностью.
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Для целей налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых новые морские месторождения поделены на четыре группы, для которых предусмотрены различные ставки ― от 30% до 5% ― в зависимости от уровня сложности освоения участка недр. Одна из них ― так называемая «Арктическая группа», в которую входят новые морские месторождения, расположенные на 50% и более в следующих географических объектах:
· Карское море;
· северная часть Баренцева моря (севернее 710 с. ш.);
· восточная Арктика (море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море и Берингово море);
· для месторождений, дата начала промышленной добычи на которых приходится на период после 1 января 2020 года, ― также Белое море, Печорском море, Охотском море и южная часть Баренцева моря (южнее 720 с. ш.).
Налоговая база для Арктической группы в течение 180 календарных месяцев определяется на основании стоимости добытого на данных месторождениях углеводородного сырья. При этом налоговая ставка для углеводородного сырья, за исключением природного газа горючего, равна 5%, однако организации, не имеющие права на экспорт СПГ, произведенного из природного газа, могут применять ставку 4,5%. Для природного газа горючего установлена ставка 1%.
С 2020 года обнуляются ставки на срок до 12 лет для газового конденсата (до 20 млн т) и газа горючего природного (до 250 млрд куб. м): 1) используемых для производства СПГ на Ямале и Гыданском п-ове; 2) используемых для производства СПГ и/или товаров нефтехимической промышленности на мощностях, введенных в эксплуатацию с 2022 года, для участков недр, расположенных полностью севернее Северного полярного круга, за исключением Мурманской области и Республики Карелия.
Тем самым государство поддерживает не только нефтедобывающие, но и нефтеперерабатывающие компании.
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) ― это особый налоговый режим, позволяющий облагать налогом добычу углеводородного сырья на определенных законодателем участках недр в зависимости от прибыли, получаемой от добычи углеводородного сырья, а не от объема добытого сырья. В большинстве случаев данный режим является льготой, позволяющей оптимизировать налоговую нагрузку для добывающей компании на разных стадиях развития проекта.
В 2020 году Федеральным законом № 65-ФЗ была введена пятая группа месторождений, имеющих право использовать режим НДД, ― участки, расположенные полностью или частично севернее 700 с. ш. в Красноярском крае, Республике Саха и Чукотском АО. Для данной группы обнуляется НДПИ на 11 календарных лет, что является одним из главных стимулов для перехода на данный режим налогообложения.
Налог на прибыль организаций
Для организаций ― владельцев лицензий на пользование недрами, осуществляющих деятельность по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении, а также для операторов новых морских месторождений Федеральным законом № 268-ФЗ были предоставлены следующие льготы по налогу на прибыль:
· возможность применения ускоренной амортизации и амортизационной премии в отношении объектов основных средств, используемых для освоения морских месторождений углеводородов;
· право в полном объеме включать в состав расходов суммы дебиторской задолженности по займу, кредиту или другим долговым обязательствам (включая начисленные проценты), списанной в связи с прощением долга или по другим основаниям, если данные средства были предоставлены оператору или владельцу лицензии для финансирования деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении.
Специальные привилегии для организаций-владельцев лицензий:
· возможность создания резерва по расходам, связанным с ликвидацией шельфового проекта, для целей исчисления налога на прибыль организаций;
· в случае принятия решения о прекращении работ на участке недр в связи с экономической нецелесообразностью вся сумма расходов на освоение природных ресурсов (либо любая их часть) может быть отнесена на другое новое морское месторождение на данном участке недр;
· в случае принятия решения о прекращении права пользования недрами возможность отнести всю сумму понесенных расходов на освоение природных ресурсов (либо любую их часть) к расходам по новому морскому месторождению, разрабатываемому на других участках недр;
· владельцу лицензии предоставляется право включать в состав прочих расходов сумму фактических затрат в виде компенсации расходов на освоение природных ресурсов, ранее осуществленных прежним владельцем лицензии на пользование этим участком недр в целях ее приобретения;
· возможность учета расходов на поиск и оценку новых морских месторождений, а также НИОКР с коэффициентом 1,5.
Специальные привилегии для операторов новых морских месторождений:
· если оператором нового морского месторождения является иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории РФ более чем через одно отделение, то такая организация вправе определять налоговую базу в целом по группе таких отделений; при этом все включенные в такую группу отделения должны применять единую учетную политику для целей налогообложения;
· к расходам оператора нового морского месторождения также относятся расходы в виде компенсации ранее понесенных расходов владельца лицензии, связанные с получением лицензии, а также платежи (бонусы, компенсации) за коммерческое открытие нового месторождения и аналогичные платежи.
В 2020 году Федеральный закон № 65-ФЗ дополнил перечень льгот, установив право субъектов РФ установить пониженную ставку налога на прибыль для владельцев лицензий на пользование участками недр, входящих в пятую группу НДД, в отношении прибыли, полученной с таких участков, а также для производителей СПГ и продукции нефтехимии на мощностях, введенных в эксплуатацию с 2017 года. Также при установлении субъектом РФ пониженной налоговой ставки для резидентов Арктической зоны обнуляется федеральная часть ставки налога на прибыль для резидентов Арктической зоны, не осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, производству СПГ и продукции нефтехимии.
Таким образом, законодатель поощряет льготы не только для нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий, но и для компаний, занятых сопутствующей деятельностью, в том числе обустройством инфраструктуры ― решением одной из главных проблем при добыче на шельфе Северного Ледовитого океана.
Прочие льготы
Также Федеральный закон № 268-ФЗ предусматривает, что сделки между оператором и владельцем лицензии на разработку нового морского месторождения, заключенные в ходе осуществления деятельности по добыче углеводородов в отношении одного и того же месторождения, не подлежат контролю в соответствии с правилами трансфертного ценообразования РФ.
С 2014 года предусматривается освобождение от обложения налогом на имущество организаций объектов, расположенных на континентальном шельфе. Также освобождаются от обложения транспортным налогом стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.
Данные льготы существенно снижают налоговую нагрузку на шельфовые проекты и устраняют непредвиденные риски по операциям с иностранными партнерами, которые зачастую входят в консорциум в целях разработки шельфового участка недр.
НДС
Федеральным законом № 268-ФЗ была установлена ставка НДС 0% в отношении работ (услуг) по перевозке и транспортировке добытых на континентальном шельфе углеводородов за рубеж. НДС, уплаченный при приобретении услуг по разведке и добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе, можно возместить из бюджета в том случае, если получатель услуг является налоговым резидентом РФ.
В 2020 году Федеральным законом № 195-ФЗ был расширен перечень работ и услуг, в отношении которых применяется ставка НДС 0%. В частности, в него были добавлены следующие работы и услуги:
· по перевозке морским транспортом товаров на морские суда в целях дальнейшего экспорта;
· по ледокольной проводке морских судов, вывозящих экспортируемые товары;
· операции резидентов Арктической зоны с товарами, помещенными под процедуру свободной таможенной зоны.
Тем самым законодатель расширил перечень операций, по которым применяется налога ставка 0% и целью которых является экспорт углеводородного сырья, что является логическим дополнением к льготам от 2014 года, а также ввел режим свободной таможенной зоны для резидентов Арктической зоны, который способствует развитию инфраструктуры и сопутствующей экономической деятельности.
Изменение инвестиционного климата
В современном мире крупнейшие компании имеют сложную международную структуру, а масштабные проекты, такие как разработка шельфа, зачастую невозможны без привлечения иностранных инвестиций. Изменения в международном налогообложении могут существенно повлиять на привлекательность шельфовых проектов.
30 апреля 2020 года Россия завершила внутренние процедуры, необходимые для принятия MLI ― Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Положения конвенции начнут применяться с 1 января 2021 года, что осложнит безосновательное применение льгот, закрепленных в соглашениях об избежании двойного налогообложения (СОИДН) с 44 юрисдикциями.
Однако главной новостью 2020 года в этой области является предложенное Президентом РФ изменение СОИДН в части отмены льготной ставки по дивидендам и процентам, выплачиваемым за рубеж. Уже с апреля Минфин России начал направлять предложения об изменении СОИДН Кипру, Люксембургу, Мальте и Нидерландам. На данный момент Кипр принял такие изменения с некоторыми послаблениями.
Вывод
Повышенный интерес иностранных инвесторов к участию в совместных предприятиях наблюдался с момента внесения Федерального закона № 268-ФЗ в Госдуму РФ, но санкции ЕС и США в 2014 году изменили планы по участию в консорциумах крупнейших инвесторов, таких как Exxon Mobil Corporation, Royal Dutch Shell и другие. Кроме того, санкции ограничили поставку в Россию оборудования и технологий, связанных с разработкой шельфовых месторождений. Несмотря на это, уже в 2017 году добыча нефти на российском шельфе, по данным Минэнерго России, выросла на 16% по сравнению с 2016 годом и составила 26 млн т, что является прямым следствием действующих с 2014 года льгот. По прогнозам министерства, к 2035 году добыча нефти на российском шельфе достигнет порядка 31–35 млн т в год.
Учитывая недавно принятые изменения, государством предлагается широкий перечень льгот по всем налогам, относящимся к добыче полезных ископаемых на шельфе и, в частности, в Арктической зоне, что является мощным стимулом к тому, чтобы обратить внимание на шельфовые проекты в данном регионе. Несмотря на сложные климатические условия и неразвитую инфраструктуру региона, предлагаемые льготы и преференции повышают экономическую привлекательность проектов в Арктике.
Литература:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. От 20.07.2020) // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Электронный ресурс]: от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. от 15.10.2020) // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/