USD 74.4373

0

EUR 90.3743

0

BRENT 64.43

0

AИ-92 44.34

+0.01

AИ-95 48.23

+0.02

AИ-98 53.7

0

ДТ 48.77

0

5 мин
153
0

Основные проблемы и пути освоения углеводородных ресурсов на шельфе Арктической зоны Российской Федерации

Основные проблемы и пути освоения углеводородных ресурсов на шельфе Арктической зоны Российской Федерации

В Энергетической стратегии Российской Федерации до 2030 года и в Проекте аналогичной стратегии до 2035 года Арктическому шельфу страны отводится важная роль в поддержании достигнутого уровня ежегодной общероссийской добычи нефти в 525 млн. т. По Проекту-2035 добыча нефти на арктических морских месторождениях должна достигнуть к 2035 году 33 млн. т/год, что предполагает её рост по сравнению с современным уровнем почти в 15 раз. В свою очередь, для обеспечения столь стремительного роста добычи уже сегодня требуются, как минимум, наличие подготовленных преимущественно нефтеносных районов Арктического шельфа, где эта грандиозная задача может быть решена в ближайшие 15-17 лет, а также тщательно продуманная программа работ по достижению поставленной цели. В действительности - ни первое, ни второе условие резкого увеличения добычи нефти на Арктическом шельфе пока не обеспечены. Рассмотрим ситуацию более обстоятельно.

Прежде всего, следует отметить, что в России сегодня не существует государственной программы изучения и освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа, хотя в п. 97 "Морской доктрины Российской Федерации" предельно чётко указано: "Развитие различных видов морской деятельности осуществляется на основе программно-целевых методов планирования в рамках соответствующих государственных программ Российской Федерации". Последняя попытка создать Программу разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов была предпринята Минприроды РФ в конце 2011 года. Проект Программы, получивший одобрение на заседании Правительства РФ 2 августа 2012 года, дальнейшего развития не получил. Более того, 2 февраля 2015 года на портале Правительства России был опубликован подготовленный Минприроды РФ законопроект, констатирующий ненужность государственной программы освоения шельфа: на шельфе работают два государственных недропользователя (ПАО "НК"Роснефть" и ПАО "Газпром") и роль государства в лице Минприроды РФ может быть сведена к контролю выполнения ими своих лицензионных обязательств. При этом геологоразведочные работы за счёт средств федерального бюджета будут смещены с шельфа в зону прибрежного мелководья с целью подготовки участков для аукционов. То есть, государство фактически отказалось от руководства освоением шельфа, переложив всю ответственность на госкомпании - недропользователи.

Между тем, госкомпании - недропользователи заняты, прежде всего, работами по поддержанию достигнутых уровней добычи на территории страны, и анализ их лицензионных обязательств по работам на Арктическом шельфе не свидетельствует в пользу возможности добычи крупных объёмов морской нефти в ближайшие 15-20 лет. Достаточно вспомнить впечатляющий доклад министра природных ресурсов и экологии РФ Ю.П. Трутнева Президенту РФ Д.А. Медведеву 18 июля 2009 года: "... задача по освоению шельфа страны госкомпаниями по самому оптимистичному сценарию может быть решена не ранее, чем через 90 лет". Действительно, за последнее десятилетие на Арктическом шельфе (вне пределов территориального моря) пробурена всего одна поисковая скважина, а в процессе актуализации действующих лицензий, по причине введенных Западом санкций - начало поискового бурения по ряду лицензий было перенесено с 2021-2023 гг. на 2024-2025, и, даже, на 2027-2029 гг. 

рис 1.jpg

В итоге на Арктическом шельфе России к настоящему времени: 1) не завершён региональный этап геологоразведочных работ, выполняемый за счёт средств федерального бюджета – поскольку на огромных площадях (восточно-арктические моря - Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское, северные области Баренцева и Карского морей) здесь не выполнен обязательный элемент регионального этапа - параметрическое бурение; 2) практически все перспективные площади шельфа с незавершённым региональным этапом работ переданы недропользователям (в первую очередь, ПАО "НК "Роснефть"), что, в соответствии с действующим законодательством, исключает возможность продолжения на них работ за счёт средств федерального бюджета; 3) как следствие полного отсутствия параметрического и почти полного отсутствия поискового бурения на обширных площадях Арктического шельфа не решается главный на сегодня вопрос - обоснование преимущественно нефтеносных районов шельфа и их последовательное изучение и освоение. В условиях, когда в начальных суммарных ресурсах УВ Арктического шельфа на долю нефти приходится всего 12% и конденсата - 4% (количественная оценка на 01.01.2009 г.), а ресурсы категорий С3+Д составляют 90% (в том числе Д2 - 60%) - решение этого вопроса невозможно без организации бурения, и главное здесь - организация бурения. Действительно, санкции коллективного Запада исключили (по крайней мере, на ближайшие годы) буровые работы на глубинах моря более 150 м. Однако, ждать нельзя, и сегодня следует начинать бурение на мелководных участках Арктического шельфа, где возможно применение существующего отечественного оборудования или того, что может появиться в ближайшие годы.

Для коренного изменения ситуации в пользу добычи к 2035 г. крупных объёмов нефти на Арктическом шельфе необходимо создание реальной, обязательной к исполнению Государственной Программы изучения и освоения нефтегазовых ресурсов Арктического шельфа России.

Эта Программа должна предусматривать:

1) Полноценное завершение регионального этапа геологоразведочных работ во всех перспективных районах Арктического шельфа, включающее отработку системы опорных профилей (сейсморазведка в комплексе с грави- и магнитометрией и геохимией) и бурение параметрических скважин. При этом бурение, скорее всего, будет выполняться в два последовательных этапа: на первом – на арктических островах и мелководных участках шельфа; на втором – морское параметрическое бурение за пределами мелководных зон, на относительно глубоководных участках шельфа.

2) Поисково-оценочный этап в преимущественно нефтеносных районах шельфа, обоснованных по итогам завершения региональных работ. Его результатом должно стать выявление ряда крупных перспективных объектов для разведочного бурения.

3) Разведка и последующая разработка подготовленных крупных месторождений (масштаба Приразломного) в количестве не менее 5-7, что обеспечит ежегодную добычу десятков миллионов тонн нефти для поддержания необходимых объёмов добычи в Российской Федерации.

В современных условиях начинать реализацию Программы следует с относительно мелководного моря Лаптевых, где, с одной стороны, возможно использование уже существующей буровой техники, а с другой - ждут скорейшего решения вопросы геологического строения осадочного чехла (прежде всего, его возрастной диапазон и, соответственно, ожидаемые нефтегазоперспективные комплексы).

Естественно, что эта Программа должна полностью учесть результаты всех геологоразведочных работ, уже выполненных на Арктическом шельфе за счёт средств федерального бюджета и недропользователей, а для её реализации необходимо создание структуры типа советского «Главморнефтегаза», главной и единственной целью которой будет освоение морских нефтяных, а в дальнейшем, очевидно, и газовых месторождений.

Столь же естественно, что для осуществления задуманного потребуется весьма сложная и весьма объёмная работа, включающая изменение законодательства в части недропользования на шельфе, создания консорциума (консорциумов) государственных и частных, включая зарубежные, предприятий, приостановление или отмена действия ряда выданных лицензий, создание современного отечественного бурового оборудования и т.д. и т.п. Начинать эту работу следует уже сегодня, учитывая грандиозность решаемой задачи (33 млн. т морской арктической нефти в год) и сжатые сроки её выполнения - 2035 год.



Статья «Основные проблемы и пути освоения углеводородных ресурсов на шельфе Арктической зоны Российской Федерации» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№9, Сентябрь 2018)

Авторы:
Читайте также