USD 93.4409

0

EUR 99.5797

0

Brent 86.67

-0.71

Природный газ 2.034

+0.05

20 мин
360
0

ОПК и шельфовые технологии

ОПК и шельфовые технологии

В статье раскрываются возможности предприятий оборонно-промышленного комплекса по освоению технологий и выпуску продукции гражданского и двойного назначения для использования на арктическом шельфе. Авторы полагают, что стратегической основой для формирования механизмов реализации разработанных предложений должны стать формирование соответствующих кластеров для научных и маркетинговых исследований, создание испытательного полигона и постоянно действующей экспозиции, выставок с одновременным проведением научно-практических конференций по развитию инновационных технологий, межрегионального и международного сотрудничества.

The strategic basis for the formation of mechanisms for the implementation of the developed proposals for the development of conversion and diversification technologies involves the formation of working groups and work in the areas of two previously justified principles: problem-oriented and object-oriented, the formation of appropriate clusters for scientific and marketing research, the creation of a test site based on the capabilities of the Republic of Sakha (Yakutiya), a permanent exhibition in Yekaterinburg and traveling exhibitions, as well as an annual exhibition in the St. Petersburg with the simultaneous holding of a scientific and practical conference for the development of innovative technologies, interregional and international cooperation (interaction) and the establishment of a Fund for financial support of events.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, технологии освоения шельфа, судостроение, единая система информационного обеспечения, Арктика

Keywords: military-industrial complex, shelf development technologies, shipbuilding, unified information support system, the Arctic


Выдвинутый руководством Китая глобальный проект «сообщества единой судьбы»

(концепция, предложенная Си Цзиньпином в ноябре 2012 г., описывающая новый подход к международным отношениям), поддержанный рядом стран, географически сгруппированных вокруг исторически сложившихся транспортно-логистических формирований Великого шёлкового пути, не является фантастическим, он вполне реален. Фактически это глобальный проект ХХI века, охватывающий огромные территории и народы – экономический каркас значительной части Евразийского населения. Формирование экономического каркаса предполагает инфокоммуникационное обеспечение, т.е. создание соответствующего информационного каркаса, что сопряжено с рядом проблем технического и организационного плана. Всё это требует не только внутригосударственной координации, но и тесного международного сотрудничества. Одним из фундаментальных направлений решения проблемы является эффективная конверсия и диверсификация оборонно-промышленного комплекса.

Актуальность этого направления определяется:

· необходимостью развития инновационной составляющей в производстве ВВТ для повышения его конкурентоспособности на внутреннем (если появилась конкуренция) и на международном рынке, особенно в эффективно развивающейся Азии;

· необходимостью учёта особенностей Арктического региона (перепад температур до 100 градусов, плотность населения менее 1 чел. на кв. км. Большое количество рек, водоёмов. Главное – изменить тенденцию «опустынивания северных территорий», резко подрывающую национальную безопасность страны.

Современное состояние проблемы: низкая технологичность обеспечения хозяйственной деятельности, качества жизни населения. Объективно сформировалась необходимость рассмотрения двух принципов развития конверсионных и диверсификационных технологий: объектно-ориентированного и проблемно-ориентированного. При объектно – ориентированном формируется база данных возможных технологий и услуг, которые могут быть выполнены существующими предприятиями ОПК. При проблемно-ориентированном формируется перечень первоочередных проблем, решение которых может быть достигнута предприятиями ОПК. Примером первого направления является формирование Минпромторгом России каталога высокотехнологичной продукции для нужд Арктики.

Иллюстрированные каталоги высокотехнологичной промышленной продукции и услуг для нужд Арктической зоны Российской Федерации охватывают свыше 650 предприятий из 77 регионов всех федеральных округов страны и содержат 8 разделов по видам деятельности. В сборниках представлен обзор высокотехнологичной промышленной продукции и услуг для нужд Арктической зоны с учетом различных климатических зон и предъявляемых условий эксплуатации. Каталоги охватывают такие разделы, как транспортные средства, строительная, дорожная и спецтехника, энергетическое и электротехническое оборудование, средства связи. Кроме того, здесь представлены проекты в области систем и аппаратуры контроля, управления, испытаний и диагностики, оборудование для добывающей промышленности, специальные конструкции и материалы, иная сопутствующая продукция и услуги (спецодежда, вспомогательные сооружения и пр.). Второе направление в предлагаемой Арктической общественной академией наук реализации представляет собой формирование базы данных по проблемам обеспечения жизнедеятельности в Арктике, требующим первоочередного решения, доведение их до предприятий ОПК с целью достижения результата. Опыт других стран необходимо использовать не для внедрения, а для выбора своего пути, который, как известно, привёл к крайне нежелательным последствиям для нашего ОПК и областей обеспечения жизнедеятельности в Арктике. Имеется ввиду опыт США в виде двух волн конверсии, Китая – с распространением «городов-призраков», подготовкой судоводителей для арктического судоходства и, конечно, четырёх волн конверсии в СССР, о которых упоминалось выше.

Современная тенденция вовлечения аборигенного и неаборигенного населения в хозяйственную и политическую деятельность, развитие публичной дипломатии и и формирование «мягкой силы». Дни Республики Саха (Якутия) в Москве и Санкт-Петербурге – демонстрация общественной активности социума по всем направлениям. На примере Республики можно определить основные факторы, определяющие содержание технологий конверсии и диверсификации и условия их реализации.

В г. Санкт-Петербурге создан совет, содействующий реализации конверсионных и диверсификационных технологий ОПК под руководством вице-губернатора Сергея Мовчана. Открывая первое заседание совета, вице-губернатор Санкт-Петербурга подчеркнул особую значимость оборонно-промышленного комплекса города. «В Петербурге работает более 150 крупных и средних организаций ОПК, на которых занято более 100 тыс. человек. Это около 25% трудовых ресурсов петербургской промышленности, - отметил Сергей Мовчан. По итогам прошлого года сумма по заключенным контрактам государственного оборонного заказа по сравнению с тем же периодом 2015 года выросла на 25%. Однако, принимая во внимание, что, начиная с 2018 года, возможно сокращение закупки вооружений в рамках государственного оборонного заказа, и нам уже сейчас необходимо думать о возможных способах конверсии петербургских производств. В этих целях и создан Совет по конверсии организаций оборонной промышленности Санкт-Петербурга».

У Совета две основные задачи: оказание содействия на уровне Правительства Санкт-Петербурга, в том числе решение имущественно-правовых вопросов, связанных с модернизацией предприятий, а также содействие в установлении кооперационных связей между предприятиями с целью освоения новых видов продукции и выпуска гражданской продукции.

Стратегические основы формирования механизмов реализации разработанных предложения по развитию технологий конверсии и диверсификации предполагают формирование рабочих групп и работу по направлениям двух ранее обоснованных принципов: проблемно-ориентированному и объектно-ориентированному, формирование соответствующих кластеров для выполнения научных и маркетинговых исследований, создания испытательного полигона на базе возможностей Республики РС(Я), постоянно действующей выставки в Екатеринбурге и передвижных выставок, а также ежегодную выставку в Санкт-Петербурге с одновременным проведением научно-практической конференции для разработки по развитию инновационных технологий, межрегиональному и международному сотрудничеству (взаимодействию) и учреждению фонда для финансовой поддержки мероприятий.

Применительно к Арктическому региону отсутствие международно-правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения в информационном пространстве, а также механизмов и процедур их применения, учитывающих специфику информационных технологий, затрудняет формирование системы международной информационной безопасности, направленной на достижение стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства. В связи с этим страны арктического региона поддержали тенденцию формирования системы противодействия информационному негативному воздействию.

К перспективным проектам следует отнести: «Методы моделирования ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации», «Разработка предложений по комплексированию систем управления движением судов (СУДС) и автоматизированных систем контроля обстановки (АСКО) в Арктике», «Создание единой системы информационного обеспечения безопасности хозяйственной деятельности на Арктическом шельфе» («ЕСИО-шельф»), «Разработка коллективного спасательного средства для оставления персоналом морских объектов в ледовых условиях», «Разработка индивидуальных спасательных средств на судах и морских сооружениях в Арктике», «Разработка предложений по проектированию и строительству средств измерений и контроля для аппаратурно-кабельного комплекса на Арктическом шельфе», «Адаптация робастных систем сейсмозащиты для Арктических регионов», «Cоздание авиационной системы обеспечения безопасности Северного морского пути и прибрежных территорий» и ряд других.

В настоящее время Арктика является узлом тесно связанным геополитическими факторами, определяющими устойчивое развитие циркумполярных государств и прежде всего России. Исследования, проводимые в течение ряда лет учёными Арктической общественной академии наук и секции Геополитики и безопасности Российской академии естественных наук, отчётливо выявили основные факторы (Митько В.Б., 2011,2014), влияющие на эти процессы и их динамику. На сегодня можно утверждать о наличии резкого роста влияния фактора глобализации, что требует упорядочения взаимоотношений не только между циркумполярными государствами, но и неарктическими. Сегодняшние условия переформатирования мироустройства настолько стали зависеть от решения арктических проблем, что промедление в реализации арктической миссии России становится просто недопустимым. Именно это обусловило новую интерпретацию участия стран евразийского континента в формировании единого подхода к проекту века «один пояс-один путь», где роль Росси, а также многие мероприятия с участием этих стран в решении арктических евразийских проблем существенно повышается, о чём неоднократно свидетельствуют результаты встреч руководителей России и Китая. Исследования влияния основных факторов, в первую очередь геополитических, показывают, что существуют рычаги международного сотрудничества в обеспечении устойчивого развития Арктики и политическая воля российского руководства играет здесь превалирующую роль при любой системе управления. Это обусловливает необходимость формирования российского экономического , транспортного и инфокоммуникационного каркаса этого региона под единой системой управления, обеспечивающего его функционирование в повседневных условиях и в чрезвычайных ситуациях. Влияние этих факторов отчётливо проявляется на хозяйственной и иной деятельности России в этом стратегически важном регионе. На Стратегическом конгрессе «Интегрированное управление разработкой нефтегазоконденсатных месторождений» 26 сентября 2017 года было много примеров различных практик и образного сравнения области разработок со скелетом, представляющим экономику, и кровеносной системой, циркуляция в которой соответствует информационным потокам. Подход к разработке Единой системе информационного обеспечения хозяйственной деятельности на арктическом шельфе нашёл своё отражение в конкурсной работе Арктической общественной академии наук «Государственная интегральная автоматизированная система мониторинга наземной, воздушной, надводной и подводной обстановки для обеспечения безопасности и охраны важных объектов (ГИАСМО)», ставшей лауреатом 2015, 2016, 2017 годов. (Митько А. В., 2012-2018, Зимин Н.С., 2013). Стержневым отличием предложенной системы является принцип формирования информационных потоков в системе. Интегральные межведомственные АСМО практически могут быть созданы только путём организации обмена информацией между участвующими в ней ВАСМО (ведомственными), РАСМО (региональными) или ЛАСМО (локальными), т.е. без использования межведомственного звена интеграции информации. Имеется не только научно-технический задел по этой теме, но также и реальные опытовые подсистемы. Всё это свидетельствует о перспективности предлагаемого направления в отличие от уже неосуществлённого, но финансово весьма затратного.

Для организации создания СУДС-АСКО необходимо внести изменения в Федеральный закон №ФЗ-261 «О морских портах в Российской Федерации…» в части поручения Росморречфлоту решения вопросов создания и эксплуатации АСКО. Агентству «Росморречфлот» поручить: ФГУП «Росморпорт» создание и эксплуатацию СУДС-АСКО; Морскому регистру РФ разработку нормативной базы СУДС-АСКО, в том числе – типовой структуры последней, содержащей полный набор необходимых специализированных технических средств.

Решение указанных вопросов разработки удобно осуществить в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» путем введения в нее раздела «Технологии создания СУДС-АСКО».

Таким образом, для обеспечения необходимого качества и инвестиционной привлекательности систем охраны важных объектов Северного морского пути и прилегающих районов шельфовой добычи углеводородов «Минтрансу» необходимо в кратчайшие сроки проделать серьезную организационную работу по переводу АСКО в ранг создаваемых и контролируемых государством систем, формированию нормативной базы СУДС-АСКО и разработке требований к оборудованию последней.

Радикальные изменения геополитической обстановки, содержания задач и условий обеспечения социально-экономического развития Арктических регионов определяют основное содержание комплексной арктической реформы - составной части и приоритетной задачи современного этапа арктического строительства. В рамках арктической реформы осуществляется взаимосвязанное, скоординированное реформирование Арктической системы управления и пространственного планирования, транспортно-коммуникационной системы и других компонентов арктической организации государства, а основным стимулом (мотивацией) вхождения в состав кластера станет необходимость быть в структуре, обещающей полноценное функционирование, общественную, административную и бизнес-поддержку, включая российские и зарубежные инвестиции в проекты различного масштаба, например, развитие Северного морского пути, формирование единого информационного пространства Арктики, международной системы обеспечения глобальной, региональной и национальной безопасности в регионе для обеспечения безопасности хозяйственной деятельности в регионе.

Цель работы состоит в разработке предложений по созданию Единой системы информационного обеспечения хозяйственной деятельности на арктическом шельфе с учётом геополитических факторов циркумполярного, федерального и регионального масштабов. Новизна исследования состоит в комплексном подходе к оценке современного состояния и перспектив создания единого информационного пространства в Арктике для эффективного управления Арктической зоной Российской Федерации.

Эффективность реализации разработанных предложений состоит в значительном повышении качества информационного обеспечения системы управления Арктической зоной Российской Федерации.

Область применения:

• в проектных и конструкторских организациях при разработке схем территориального планирования АЗРФ;

• в государственных структурах при разработке документов информационного обеспечения планирования и управления процессами социально-экономического развития;

• в бизнес-структурах регионов АЗРФ и других регионов Российской Федерации и зарубежья при планировании инвестиционных мероприятий и развитии делового и научно-технического сотрудничества.

Анализ показывает, что большинство разрабатываемых или существующих спасательных средств не может обеспечить гарантированное спасение экипажей судови морских инженерных сооружений при возникновении аварии и чрезвычайной ситуации (ЧС). Гибель людей происходит, как правило, до прибытия к аварийному объекту сил поисково-спасательного обеспечения.

При возникновении ЧС на буровых платформах и других крупных морских объектах высока вероятность получения людьми травм и ранений, требующих вмешательства квалифицированных медицинских учреждений. С учетом удаленности буровых платформ от береговой инфраструктуры, это требует возможности проведения первичных медицинских мероприятий на борту КСС, а также способности КСС к передвижению с высокими скоростями в условиях, характерных для дислокации обеспечиваемого морского объекта.

Реализация требуемых возможностей КСС возможна при условии его размещения непосредственно на морских объектах, однако существующие штатные (бортовые) КСС судов и сооружений не способны обеспечить выполнение этих требований в ледовой обстановке. Использование авиационных средств спасения (вертолетов) возможно и эффективно далеко не во всех случаях, а применительно к целому ряду морских объектов использование вертолетов в аварийных ситуациях невозможно.

Комплексный и «междисциплинарный» характер мероприятий по оставлению и спасанию аварийного объекта (АО) требует:

• всестороннего анализа организации и тактики проведения спасательных операций в условиях объектов конкретного класса (располагаемого тактического времени, общей численности эвакуируемого персонала, прогнозируемая численность пораженных или травмированных людей, возможного характера травм и поражений, характера и объемов срочных и первоочередных медицинских мероприятий и времени, требуемое для их проведения, дислокации и транспортной доступности береговых медицинских сооружений или спасательных судов и т.д.);

• системного и конструктивного обеспечения требований, вытекающих из организации и тактики проведения спасательных операций, путем придания разрабатываемому КСС соответствующих состава и конструкции;

• интеграции КСС в конструктивно-компоновочную систему платформы (судна);

• адаптации КСС к особенностям аварийно-спасательных судов и береговых объектов, обеспечивающих безопасность эксплуатации платформ (судов).

Таким образом, разработка КСС нового типа для оставления персоналом морских объектов, в том числе в ледовых условиях, должна способствовать решению одной из важнейших социальных проблем, связанных с освоением арктического и дальневосточного региональных секторов России.

Индивидуальное средство спасения (ИСС) персонала морских объектов в арктических условиях, должно снизить опасность для спасаемого и обеспечить время, необходимое для прибытия сил ПСО и оказания ему помощи. С учетом указанных выше факторов, а также исходя из многовариантности возможных чрезвычайных ситуаций и особенностей проведения спасательных работ в АЗРФ, создание эффективного ИСС морских объектов является актуальной научно-технической задачей.

Выживаемость людей, терпящих бедствие в Арктике, в значительной степени зависит от особенностей гидрометеорологических условий. К наиболее важным характеристикам, влияющих на выживаемость людей в Арктике относятся:

- низкие температуры воздуха;

- жёсткий ветровой режим;

- наличие полярной ночи;

- ослепляющие свойства снежного покрова в дневное время;

- сложности перемещения по всторошенному, дрейфующему льду, покрытому снегом;

- частые туманы и осадки в летнее время и т.п.

Следует отметить, что создавать и развивать эффективные средства поиска и спасания, оснащать ими аварийно-спасательные службы требует и «Морская доктрина Российской Федерации до 2030 года» .

Основные достоинства перспективного ИСС - гидротермокостюма Арктического (ГТКА):

- учет многофакторного воздействия окружающей среды (влияние температуры воздуха и воздействия ветра) на конструкцию ГТКА и на требуемое минимальное время выживания человека ( не менее 6 часов);

- возможность ориентирования функционального назначения ГТКА для возможных сценариев аварийных ситуаций;

- обеспечение сопряжения технических характеристик ГТКА с соответствующими характеристиками средств спасателей;

- обеспечение выживания человека в Арктике в соответствии с требованиями кодекса ЛСА и Полярного кодекса;

- включение в состав ГТКА малогабаритного устройства для определения местонахождения человека через международные системы автоматизированного приема и передачи сигналов бедствия значительно повысит вероятность спасания в АЗРФ.

Большое количество параметров, которые необходимо контролировать в процессе сборки и прокладки ПВОЛС, обуславливает необходимость применения нескольких типов средств измерений. Эффективность процесса измерений может быть обеспечена за счёт интеграции всего оборудования в единый измерительный комплекс, обеспечивающий комплексную автоматизацию измерений.

Для реализации сквозной автоматизации измерений целесообразно выбирать средства измерений, которые не только могут подключаться к средствам вычислительной техники, но и поддерживают открытые протоколы управления, а также открытые форматы данных.

Создание единого измерительного комплекса целесообразно ввиду наличия большой номенклатуры контролируемых параметров подводной волоконно-оптической линии связи (ПВОЛС): единый комплекс позволяет унифицировать интерфейсы передачи, адаптировать формат выводимых параметров, произвести все требуемые манипуляции.

Республика Саха (Якутия) относится к сейсмоопасным регионам с экстремальными климатическими условиями. Плотность населения в Якутии существенно меньше, чем в центральных районах РФ, что позволило проектировщикам НП ВСТО и ГП «Сила Сибири» существенно упростить системы сейсмозащиты и сигнализации протяженных трубопроводов. На этих же основаниях в проектах требования к экологической безопасности учитывались только на стадии прокладки трубопроводов. Понятно, что переход от режима «опытная эксплуатация» к штатному режиму требует новых инженерных решений и средств.

Внедрение сети геоакустических станций RNMASP вдоль трассы трубопровода ВСТО на сейсмоопасных участках Республики Саха (Якутия) позволит обеспечить прежде всего экологическую безопасность региона и снизить финансовые ущербы в случае аварий, вызванных сильными землетрясениями. Однако это требует адаптации как станций, так и сети в целом, к экстремальным климатическим условиям. В работе предложена техническая модификация станции, что значительно повысит надежность работы системы в условиях Арктического региона. Однако, для адаптации сети в целом необходимо провести ряд научно-исследовательских испытаний на территории Республики Саха (Якутия). Последняя задача уже не столько техническая, сколько административно-организационная. Решение этого класса задач существует, но его построение требует усилий не только авторов. А необходимость административного решения инициируется не только техническими требованиями к надежности магистральных трубопроводов, но и законодательными актами РФ.

Одной из первейших задач при освоении Арктического региона, является обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, а также обеспечение экологического мониторинга в районах интенсивной разведки шельфовых месторождений, строительства новых нефтепродуктопроводов и мест складирования, танкерных перевозок. В случае техногенной катастрофы, аналогичной (или близкой по масштабу) разливу нефти в Мексиканском заливе в стране нет структуры обеспечивающей оперативно-тактическую разведку места техногенной катастрофы. Рекламируемые рядом организаций, технологии космического мониторинга из-за характерных для арктического региона сложных метеоусловий практически бесполезны для выполнения данного вила работ.

Министерством экономического развития России разработана Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Планом реализации программы создание летно-исследовательского центра Арктики и Антарктики, к сожалению, не предусмотрено.

Авиационный мониторинг в Арктике проводятся не регулярно, в очень ограниченном объёме и в основном в научно-методическом плане.

ХК «Ленинец» имеет значительный научно-технический задел в области создания авиационных бортовых комплексов.

Аппаратура, входящая в состав комплексов при определенной доработке, позволяет в короткие сроки создать самолеты-лаборатории для решения широкого круга задач, а именно:

-обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды и прибрежных территорий от загрязнения с судов, ледовая разведка, проводка кораблей, круглогодичное обеспечение данными гидрометеорологических станций, экологический мониторинг;

-выполнение поисково-спасательных работ в полярных районах, пе обеспеченных постоянными аэродромами с твердым покрытием;

-авиационное обеспечение специальных научных и научно-прикладных исследований, выполняемых в рамках распоряжений Правительства Российской Федерации и органов федеральной и региональной исполнительной власти, включая работы на дрейфующем льду, научио-изыскательскис работы в Центральной Арктике и на акваториях Арктических морей.

-авиационное обеспечение картографических и гидрографических работ в полярных районах, включая устья северных рек, в том числе участие в формировании баз данных цифровой картографической основы данных районов для использования системой ГЛОНАСС. Авиационное обеспечение подспутниковых (калибровочных) измерений и Системы Освещения Обстановки в Арктике.

-подготовка и стажировка летного, инженерно-технического персонала и авиационных специалистов к выполнению полетов в особых условиях.

С целью снижения финансовых и временных затрат па создание самолетов- лабораторий, предлагается на первом этапе в качестве основного типа самолета принять ИЛ- 18Д, Ил-38 (в дальнейшем проработать вопрос применения самолетов типа ИЛ-114 (ИЛ- 112), ТУ-214). Самолеты данных типов активно использовались подразделениями ЦНПО «Ленинец» при проведении исследований аномалий физических полей верхнего слоя океана с использованием созданных в компании РЛС различных типов, лидаров, многоспектральной и ИК аппаратурой. Например, самолет-лаборатория компании ИЛ-18Д имеет действующий сертификат летной годности и пригоден для размещения бортовой аппаратуры по уже разработанной и согласованной с ОАО «Ил» конструкторской документацией.

При решении широкого круга прикладных задач в Арктике необходимо тесное взаимодействие с различными научными центрами, ведущим среди которых является Государственный научный центр Российской Федерации «Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт». Наши организации имеют давние научно-технические и творческие связи.

Немаловажное значение имеет совместная работа с ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет гражданской авиации», а также Академией МЧС, расположенных в одном с нами административном районе Санкт-Петербурга, сотрудничество с которыми позволит решить вопрос подготовки и переподготовки летных кадров и других специалистов к работе в суровых климатических условиях высоких широт. Необходимо полнее использовать возможности расположенного в Санкт-Петербурге, учрежденного ОАО «НК «Роснефть» ООО «Арктический научный центр», сферой деятельности которого являются научные исследования и разработки в области естественных и технических наук.

В случае поручения компании «Ленинец» возглавить работу по созданию летно-испытательного центра Арктики и Антарктики Руководство компании гарантирует принятие исчерпывающих мер по реализации этой задачи в возможно короткие сроки и разумных финансовых затратах.

Исследования, выполненные Арктической академией наук и Центром Арктических инфокоммуникационных технологий ЛО ЦНИИС выявили рост скорости эволюции геополитических факторов, определяющих устойчивое развитие Арктической зоны РФ и практически безальтернативным обоснованием является формирование системы управления с соответствующим центром, единой инфокоммуникационной системой, обеспечивающей эффективное функционирование распределённых и интегрального ситуационного центров.




Статья «ОПК и шельфовые технологии» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№9, Сентябрь 2018)

Авторы:
Комментарии

Читайте также