Освоение Арктики стало практически национальной идеей, и, действительно, значение региона в жизни страны сложно переоценить. В первую очередь интерес к высоким широтам вызван значительными запасами углеводородного сырья. Какие проекты развивают сегодня крупные компании в Арктическом регионе и какова роль государства в их реализации?
Значение Арктической зоны в социально-экономическом развитии Российской Федерации и обеспечении ее национальной безопасности обусловлено следующими факторами:
– Арктическая зона обеспечивает добычу более 80 % природного газа и 17 % нефти с газовым конденсатом в РФ;
– реализация в Арктической зоне крупнейших инвестиционных проектов обеспечивает формирование спроса на высокотехнологичную и наукоемкую продукцию, а также стимулирует производство такой продукции в других субъектах Российской Федерации;
– континентальный шельф Российской Федерации в Арктике содержит, по экспертным оценкам, более 85,1 трлн м3 природного газа, 17,3 млрд т нефти и газового конденсата и является стратегическим резервом развития минерально-сырьевой базы России;
– значение Северного морского пути (СМП) как международного транспортного коридора, используемого для перевозки внутренних, экспортных и транзитных грузов, будет возрастать;
– в Арктической зоне располагаются объекты стратегических сил сдерживания в целях недопущения агрессии против Российской Федерации и ее союзников.
К настоящему времени основу минерально-сырьевой базы РФ в части углеводородного сырья составляют восемь нефтегазоносных провинций: Северо-Кавказская, Волго-Уральская + Прикаспийская, Тимано-Печорская, Западно-Сибирская, Восточно-Сибирская, Баренцевоморская, Восточно-Арктическая, Тихоокеанская.
На 1 января 2020 года начальные суммарные ресурсы (НСР) углеводородного сырья Российской Федерации составляли 111,4 млрд т нефти, 287,5 трлн м3 свободного газа и 17,8 млрд т конденсата. Суммарные запасы промышленных категорий АВ1С1+В2С2 составляют 30,8 млрд т нефти (27,6 % от НСР), 72,7 трлн м3 газа (25,3 % от НСР), 4,1 млрд т конденсата (23 % от НСР).
При этом основная доля НСР углеводородов России находится на территории Западной Сибири. Так, начальные суммарные ресурсы нефти составляют 60,5 млрд т, или 54,3 % от российских, газа – 164,8 трлн м3, или 57,3 % от российских, конденсата – 10,8 млрд т, или 60,7 % от российских. То же самое наблюдается и для промышленных запасов: 63 % нефти, 68,4 % газа и 63,4 % конденсата от общероссийских.
Практически вся территория Западной Сибири залицензирована, общее число лицензий составляет 1 108 штук, площадь лицензирования – 1 146,3 тыс. км2 (рис. 1).
Оценка НСР на территории Ямало-Ненецкого автономного округа дает следующую картину: 14,9 млрд т нефти (13,4 % от российских), 156,2 трлн м3 газа (54,3 % от российских), 9,5 млрд т конденсата (53,4 % от российских). Без сомнения, ЯНАО можно назвать главной газовой кладовой Российской Федерации. Из 644 млрд м3 газа, добытого на всей территории РФ, 575 млрд м3 (89,3 %) добыто в округе.
Территорию Ямало-Ненецкого автономного округа и сопредельной территории севера Красноярского края можно условно разделить на пять зон по добыче и последующей реализации углеводородов (рис. 2).
Зона I включает в себя месторождения Бованенковской группы, а также месторождения и лицензионные участки Газпрома, расположенные на шельфе Карского моря. Газ, добываемый в этой зоне, будет направляться в систему магистральных газопроводов Бованенково – Ухта. Жидкие углеводороды отправятся по железной дороге от станции Карская до Усть-Луги. Оператором по эксплуатации газоконденсатных залежей выступит ПАО «Газпром нефть», которое заключило соглашение с ПАО «РЖД» и ООО «Газпромтранс» об организации вывоза жидких углеводородов Бованенковской группы месторождений по железной дороге на состоявшемся в июне 2021 года Петербургском международном экономическом форуме.
Зона II состоит из месторождений Тамбейской группы и ряда месторождений приямальского шельфа. Она станет ресурсной базой совместного проекта ПАО «Газпром» и АО «РусГазДобыча» по разработке, транспортировке и последующей переработке этансодержащего газа на строящемся газохимическом комплексе в Усть-Луге. Проектом предусматривается производство 13 млн т СПГ и 3 млн т различных марок полиэтилена.
Зона III содержит в составе месторождения Ямальского и Гыданского полуостровов, служащих ресурсной базой для производства сжиженного газа и вывоза его на мировые рынки морским транспортом по СМП.
Зона IV включает в себя месторождения и лицензионные участки ПАО «НК «Роснефть», являющиеся ресурсной базой для добычи жидких углеводородов и реализации их как по системе магистральных нефтепроводов, так и морским транспортом (проект Пайяха) по СМП.
Зона V состоит из месторождений, расположенных в южной и центральной части Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе в районе Надым-Пур-Тазовского междуречья. Транспорт добываемых углеводородов осуществляется по сложившейся системе магистрального транспорта газа и нефти.
Такое разделение территории округа по зонам условно, но сделано автором исходя из намерений компаний по осуществлению их деятельности в ЯНАО.
Рассмотрим далее ряд проектов, реализуемых сегодня в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ).
Освоение Бованенковской группы месторождений. Газохимический комплекс
Бованенковская группа месторождений включает в себя Бованенковское, Харасавэйское и Крузенштернское месторождения (рис. 3).
К настоящему времени в разработке находятся сеноман-аптские залежи Бованенковского месторождения. В 2020 году, согласно планам предприятия, добыча газа составила 108,4 млрд м3. Введено в эксплуатацию три газовых промысла. Транспортировка газа осуществляется по двухниточному магистральному газопроводу Бованенково – Ухта. Началось строительство третьей нитки газопровода. Сейчас Газпром вышел на активную фазу освоения сеноманских залежей Харасавэйского месторождения. Добыча газа планируется с 2023 года мощностью 32 млрд м3 газа в год. Вслед за сеноманским газом начнется освоение неоком-юрских залежей месторождений, что обеспечит добычу газа с группы в объеме до 220 млрд м3 в год.
Параллельно с этим с 2019 года Газпром готовит проект строительства газохимического комплекса на полуострове Ямал. Речь идет о производстве полимеров на базе Бованенковского кластера месторождений. Предполагаемая мощность завода – около 3 млн т полиэтилена и полипропилена в год. По предварительной оценке, стоимость проекта составит порядка 15 млрд долларов.
Успешная реализация проекта завода по производству сжиженного газа «Ямал СПГ» проектной мощностью 16,5 млн т/год, полностью введенного в строй в декабре 2018 года, позволила компании «НОВАТЭК» разработать ряд проектов строительства производств сжиженного газа на базе месторождений полуостровов Ямал и Гыдан (рис. 4). В случае их успешной реализации установленная мощность производств к 2030 году достигнет 75 млн т/год.
Проект «Ямал СПГ»
Ресурсной базой для проекта «Ямал СПГ» является Южно-Тамбейское месторождение, расположенное на северо-востоке полуострова Ямал, на берегу Обской губы. Проектный уровень добычи составляет около 27 млрд м3 газа в год на протяжении как минимум 20 лет.
1 октября 2010 года Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1713-р был принят Комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал. Согласно плану, предполагалось начать строительство завода по производству СПГ в 2012 году и закончить его в 2018 году. Кроме того, предполагалось освобождение природного газа, предназначенного для сжижения, от налога на добычу полезных ископаемых до достижения накопленного объема добычи газа в размере 250 млрд м³ при условии, что срок разработки запасов участка недр не превысит 12 лет с даты начала производства СПГ.
27 апреля 2016 года из китайского порта Циндао в порт Сабетта на специальном полупогружном судне были отправлены первые два модуля весом 1 000 т. 5 декабря 2017 года началось производство сжиженного природного газа на первой производственной линии мощностью 5,5 млн т/год СПГ. В августе 2018 года введена в строй вторая линия, а в декабре 2018 года – третья линия. На начало 2019 года производственная мощность предприятия достигла проектных значений. В июне 2021 года была введена четвертая линия завода мощностью 0,95 млн т/год. Линия построена по запатентованной технологии «Арктический каскад», разработанной специалистами НОВАТЭКа.
Проект «Ямал СПГ» реализован с государственной поддержкой. Государство взяло на себя строительство порта. В собственности государства находятся оградительные ледозащитные сооружения, операционная акватория, подходные каналы, системы управления движением судов и навигационного обеспечения, здания морских служб.
Проект «Арктик СПГ-2»
Вторым заводом СПГ должен стать проект «Арктик СПГ-2», который базируется на ресурсах Салмановского месторождения. Проект мощностью
19,8 млн т/год (три линии по 6,6 млн т/год) сжиженного газа принципиально отличается от проекта «Ямал СПГ». Линии будут выполнены на бетонном основании гравитационного типа (ОГТ), пришвартованном к причальной стенке. Габариты ОГТ: 300×152 м, вес ОГТ – 440 тыс. т, суммарный объем резервуаров СПГ – 213 тыс. м³. Планируется использование технологии каскадного сжижения газа с помощью комбинированных хладагентов (MFC) компании Linde, включающей четыре газотурбинных привода по 55 МВт и три газотурбинных привода для электростанции – 165 МВт.
Наливной терминал СПГ «Утренний»
Терминал «Утренний», необходимый для проекта «Арктик СПГ-2», изначально планировался мощностью 21,6 млн т: 19,8 млн т СПГ и 1,8 млн т конденсата. Впоследствии мощность терминала была пересмотрена и теперь планируется вдвое больше – 43,2 млн т: 39,6 млн т СПГ и 3,6 млн т конденсата.
Глава компании «НОВАТЭК» Леонид Михельсон ранее неоднократно отмечал, что предприятие проектировало терминал «Утренний» для «Арктик СПГ-2» сразу не под три, а на шесть линий с учетом «Арктик СПГ-1». Такая концентрация мощностей производства СПГ – 39,6 млн т/год – будет самой большой в мире.
Строительство завода для производства оснований гравитационного типа (ОГТ)
ПАО «НОВАТЭК» в районе села Белокаменка Мурманской области в июне 2017 года начало строительство Кольской верфи, на которой будут выпускаться модули для завода СПГ проекта «Арктик СПГ-2».
Предприятие будет размещаться на западном берегу Кольского залива. Общая площадь верфи – 841 тыс. м2. Предусмотрено строительство двух сухих доков: 400×185 м и 400×205 м, глубины доков – 15,7 м.
Производственная мощность предприятия по строительству верхних строений – 120 тыс. т в год, по строительству оснований – до 200 тыс. т в год.
Освоение Ленинградского и Русановского месторождений в Карском море
Месторождения находятся на шельфе Карского моря в непосредственной близости от берега полуострова Ямал. Удаленность Ленинградского месторождения от шельфовой части Харасавэйского месторождения – 96 км, она позволит в будущем при освоении месторождения использовать мощности береговых сооружений Харасавэя для подготовки продукции. Добычные возможности месторождений – до 150 млрд м3 газа в год, в зависимости от потребности мировых газовых рынков.
Освоение нефтяных месторождений Таймыра
Проект «Восток Ойл» предусматривает освоение нефтяных месторождений севера Красноярского края (рис. 5).
Ресурсная база проекта «Восток Ойл» – около 5 млрд т нефти. Планируемый потенциал поставки нефти следующий: 2024 год – 25 млн т, 2027 год – 50 млн т, 2030 год – до 115 млн т.
В рамках проекта будет построено два морских терминала, три аэропорта, 15 промысловых городков, 800 км магистральных нефтепроводов, 7 000 км промысловых трубопроводов, 3,5 тыс. км линий ВЛ, 2 000 МВт электрогенерации, создано около 100 тысяч новых рабочих мест. Объем инвестиций – около 10 трлн руб.
Прогноз объемов перевозки грузов по СМП и Транссибу
Анализ проектов компаний «НОВАТЭК» и «Роснефть» по вывозу углеводородов по Северному морскому пути приводит к прогнозу объемов перевозки грузов к 2030 году в 207 млн т, а к 2035 году – до 230 млн т (рис. 6).
Утвержденная 26.10.2020 президентом РФ Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года предусматривала более скромные объемы перевозок грузов по СМП – 90 млн т к 2030 году и 130 млн т к 2035 году.
Такой резкий рост объемов перевозимых грузов вызывает вопросы к самой организации перевозок. График не учитывает возможный рост как транзитных грузов, так и каботажных, к примеру – в рамках северного завоза. Иными словами, нагрузка на Северный морской путь может быть гораздо выше, чем в приведенных расчетах. Становится очевидным, что подобный рост перевозки грузов потребует создания соответствующих судов усиленного ледового класса, строительства ледоколов, организации метеорологической, ледовой, спасательной служб на всем протяжении СМП. Наконец, просто организации движения кораблей. И надеяться на то, что с ростом общепланетной температуры начнут таять льды Северного Ледовитого океана, не стоит, потому что стремление государств к снижению парниковых выбросов замедлит процесс этого роста, а 2030 год совсем не за горами, и потому начинать действовать нужно уже сейчас.
Выводы:
1. Планы компаний по осуществлению деятельности в АЗРФ отражают внутрикорпоративные интересы и не согласовываются ни с другими компаниями, ни с государством. Такой подход требует разработки Государственной стратегии развития севера Западной Сибири.
2. Разрабатываемые программы освоения ресурсной базы минерального сырья должны иметь комплексный характер, охватывающий все аспекты деятельности на суше и на море и все виды полезных ископаемых – углеводороды, твердые полезные ископаемые, газогидраты, низконапорный газ.
3. Управление развитием Арктики поручено Министерству по развитию Дальнего Востока и Арктики (бывшему Минвостокразвития). На наш взгляд, целесообразно создание хозяйствующей структуры – министерства, ведомства и даже нового Федерального округа (Арктического) – для управления освоением арктических территорий.
4. Необходимо разработать и принять федеральные законы и подзаконные акты к ним: «Об Арктике», «О сжиженном газе (СПГ)», «Об охране природы Арктики».
5. Необходимо проводить государственную экспертизу проектов развития Арктической зоны РФ.