Пристальное внимание, которое уделяется развитию морского судоходства в акватории Северного Ледовитого океана обусловлено рядом объективных факторов. Главные среди этих факторов – наличие огромных запасов полезных ископаемых, отсутствие наземных транспортных коммуникаций, которые могли бы обеспечить снабжение проживающего в Арктике населения, а также связь Северо-Западного и Дальневосточного регионов России, которую обеспечивают северные морские маршруты, контролируемые исключительно нашим государством. Все это предопределяет особую роль портовой и терминальной инфраструктуры на побережье Северного Ледовитого океана.
Морские маршруты вдоль арктического побережья объединяют выходящие на побережье внутренние водные пути в единую водную транспортную сеть, а в сочетании с «южными» наземными транспортными коммуникациями (БАМ, ТРАНСССИБ) позволяют сформировать транспортно-расселенческий каркас.
Сегодня техническое и технологическое состояние отечественных арктических портов не одинаково. В большинстве портов ситуация выглядит весьма удручающей. По всему маршруту Арктического морского транспортного коридора лишь три порта отвечают современным требованиям. Это портово-производственный комплекс Сабетта, порт Дудинка и основной арктический порт в Мурманске.
Порт Мурманск
Последний имеет особое значение. Это незамерзающий многофункциональный порт, благодаря которому возможен свободный выход в Мировой океан круглый год без ограничений по осадке принимаемых судов. В 2020 году в порту было обработано обработано 56 млн 140 тыс. 800 тонн различных грузов. Порт постоянно прирастает новыми наземными и рейдовыми терминалами и перегрузочными комплексами. В частности, в Лавне ведется строительство угольного и нефтяного терминалов. Получено положительное заключение Главгосэкспертизы по проекту экологического комплекса в районе причала № 20 в порту Мурманск. Комплекс позволит удовлетворить потребность в сборе и утилизации отходов с заходящих морских судов.
Порт МурманскРост грузооборота Мурманского порта в последние годы происходит в основном за счет работы рейдовых перегрузочных комплексов (РПК) ООО «ЛК Волга» и ООО «РПК Норд». Кроме того, в начале 2021 года введены в эксплуатацию три рейдовых причала временного рейдового перегрузочного комплекса для перевалки сжиженного природного газа в Кильдинском проливе. Проектная мощность комплекса (ВРПК СПГ) – 10,7 млн тонн.
На двух рейдовых причалах могут швартоваться газовозы типа «Ямалмакс» длиной 300 м, шириной 50 м и осадкой в грузу 13 м. На третьем рейдовом причале будет установлено служебное судно длиной не более 100 м, предназначенное для размещения персонала рейдового перегрузочного комплекса и контрольно-надзорных органов.
В дальнейшем, к 2023 году, компания НОВАТЭК планирует создать в бухте Ура перевалочный терминал для сжиженного природного газа. Кроме того, в Мурманской области начато создание Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений.
Порт Сабетта
В Обской губе в настоящее время на полную мощность работает завод по сжижению природного газа «Ямал СПГ» и терминал по его отгрузке на танкеры – газовозы усиленного ледового класса. Развитие порта Сабетта связано с созданием нового завода по сжижению природного газа «Арктик СПГ-2» и терминала «Утренний» на полуострове Гыдан.
Кроме этого, НОВАТЭК рассматривает возможность строительства производства аммиака на п-ве Ямал мощностью 2,2 млн т/год. На прошедшем недавно ПМЭФ-2021 НОВАТЭК договорился со Сбербанком и Газпромбанком о финансировании проекта, кроме того проект включен в программу освоения ресурсного потенциала Ямала, которую Минэнерго обещало утвердить летом 2021 г.
Проект строительства ГХК в районе пос. Сабетта преполагает производство широкого ряда продуктов газохимии, включая низкоуглеродный аммиак, водород и др. Это продукты с низким углеродным следом, которые очень востребованы в Европе и АТР. Газ будет поступать с Верхнетиутейского и Западно-Сеяхинских ГКМ, расположенных на п-ве Ямал в относительной близости от порта Сабетта, которому, вероятно, суждено будет сыграть свою роль в экспорте продукции ГХК.
Порт Сабетта
Порт Дудинка
Расположенный в Енисейском заливе, порт Дудинка эксплуатируется одновременно как морской, так и речной порт. Он является основным региональным транспортным узлом, обеспечивающим жизнедеятельность всего Таймырского, Долгано-Ненецкого и Норильского промышленного районов. Особое значение порт имеет для транспортного обеспечения ПАО «ГМК «Норильский никель». Порт круглогодично связан морским сообщением с Архангельском и Мурманском, в период летней навигации – речным сообщением с Красноярском и Диксоном. Соединен с Норильском железной и автомобильной дорогами. Его уникальность заключается в том, что это единственный в мире порт, ежегодно затапливаемый в период весеннего ледохода. Грузооборот порта Дудинка «Норникеля» (Таймыр) в навигацию-2020 вырос на 1,1 %, по речному направлению перевезено 1,92 млн тонн.
Порт Дудинка
«Варандей» и «Ворота Арктики»
Помимо названных портовых комплексов, устойчивую работу демонстрируют выносные нефтяные терминалы «Варандей» и «Ворота Арктики». Оба терминала предназначены для отгрузки на танкеры-челноки усиленного ледового класса нефти, добываемой на территории Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов. Грузооборот каждого терминала составляет около 7–8 млн тонн в год.
МЛСП «Приразломная»
Особое место занимает морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная». На сегодняшний день это единственное в России сооружение, позволяющее добывать нефть непосредственно на арктическом шельфе. С платформы осуществляется бурение скважин и добыча нефти, а также ее временное хранение, формирование товарных партий и отгрузка добытой нефти на танкеры-челноки усиленного ледового класса. В 2020 году здесь добыто и отгружено около 3,5 млн тонн нефти.
Устойчивая работа и развитие портов, расположенных на побережье Белого моря, сдерживается достаточно сложной ледовой обстановкой и их относительной мелководностью.