USD 92.1314

-0.37

EUR 98.7079

-0.2

Brent 89.43

+0.18

Природный газ 1.962

-0.01

4 мин
395

Крупная российская корпорация - работа в Заполярье

Более 70% территории нашей страны расположено в высоких широтах. Интерес к освоению этих территорий, продиктованный, в первую очередь, ресурсами, сосредоточенными в недрах арктических земель и морей, российские промышленники начали проявлять несколько столетий назад. Государственная политика освоения Заполярья четко сформулирована и реализуется высокими темпами. За Полярным кругом строятся заводы, порты, терминалы и другие объекты инфраструктуры. Об особенностях строительства в Арктической зоне рассказывает заместитель генерального директора АО «Трест Коксохиммонтаж» Андрей Зажигин.

Крупная российская корпорация - работа в Заполярье

Индустриальное строительство в Заполярье – высокий темп при продуманной логистике

Строительство в Заполярье, будь то хозяйственные или административные сооружения, не говоря уже о сложных высокотехнологичных промышленных объектах, сопряжено с рядом особенностей. География, экология, климат региона задают не только специфику работ, но и предъявляют повышенные требования к компетенции и опыту строительных организаций.

«Трест Коксохиммонтаж» является одним из основных заполярных строителей, реализовавший более двадцати пяти проектов в этих широтах. Сегодня предприятие продолжает строить совершенно различные по технологиям объекты в Заполярье, среди которых:

• Проект «Ямал-СПГ»,

• Новопортовское газовое месторождение,

• Порт Сабетта,

• Нефтеперекачивающая станция в Пурпе,

• Ярудейское нефтяное месторождение,

• Харбейское нефтегазоконденсатное месторождение,

• Северо-Русское месторождение,

• Яро-Яхинское нефтегазоконденсатное месторождение,

• Ванкорское нефтегазовое месторождение.

Погода – важный фактор

Все эти объекты расположены в регионе, где температура может опускаться ниже - 60 °С, а период комфортного строительства длится всего несколько месяцев. Уже с осени из-за холодов и сильного ветра, достигающего 15 – 20 м/с, часть времени техника простаивает. С ноября по март в распоряжении строителей только 50 % активных дней. Предприятия, работающие в таких условиях, хорошо знакомы с этими нюансами и выстраивают свою работу так, чтобы максимально эффективно использовать каждый рабочий час.

Работу затрудняет также логистика – это еще один фактор, определяющий характер северных строек. Завоз оборудования и материалов возможен летом во время навигации и по зимним автодорогам.

Летний сезон принято отсчитывать с момента таяния льда, что происходит не раньше июля. Но уже через пару месяцев, в конце сентября, начинается шуга – период, предшествующий ледоставу, когда температура колеблется в пределах плюс два – минус два градуса. В это время льда еще нет, но навигация прекращается, так как шуга забивает корабельные винты, что делает невозможным перемещение грузов. По зимним автодорогам возможна транспортировка материалов и оборудования с декабря по апрель, но в это время сроки доставки сильно зависят от температуры и погодных условий.

Во многих местах в Арктике уже есть выстроенные логистические схемы. Подвоз грузов для проектов «Арктик СПГ-2» и «Ямал СПГ» зимой возможен только на судах в сопровождении ледокольного флота. Кораблей, построенных еще в советские времена, не хватает. Сегодня уже строятся новые суда ледокольного класса, но до момента их схода с верфи потребуется время. В соответствии с указом президента к 2024 г. транспортировку грузов по СМП необходимо довести до 80 млн т в год. Таким образом, что касается деятельности нефтегазовых компаний – строительство заводов, освоение месторождений, – было отработано достаточно оперативно, но развитие транспортной инфраструктуры пока отстает. Такая специфика логистических операций накладывает серьезные ограничения на деятельность строительных компаний.

Кадры решают все

Сегодня на северных стройках трудится порядка пятидесяти тысяч работников. Работа за семидесятой параллелью строится по вахтовому принципу: смена длится два месяца, отдых – один. Вопрос, касающийся сотрудников рабочих специальностей, очень непростой, в отличие от инженерно-технических кадров, система обучения и повышения квалификации которых выстроена годами. Состав инженерно-технических работников, как правило, формируется еще на стадии обучения в профильных вузах или из линейных сотрудников, например бригадиров, которые в действующих условиях реальных производств под присмотром опытных наставников превращаются в настоящих профессионалов.

Стать «своим» в Арктике способен не каждый, но, если человек едет на вторую вахту, значит, он стал специалистом в своем деле, адаптировался к специфике климата и деятельности. Тем более зарплата существенно выше, чем в других регионах, и примерно 70 – 80 % работающих в Арктике ездят туда постоянно. Ситуация с отсутствием дефицита специалистов последовательно улучшается.

Арктика диктует технологии

Логика северного строительства стимулирует быстрое возведение и запуск объектов. Там, где это возможно, применяется крупноблочное строительство. Сборные модульные конструкции привозят уже в готовом виде и монтируют. Достаточно широко это практикуется на проекте «Ямал СПГ», в порту Сабетта, где есть возможность перевозить груз своими кораблями. И даже на тех месторождениях, где логистика хуже и нет возможности использовать крупногруз, заказчики предпочитают максимальную поставку, потому что затраты на севере значительно выше за счет перелетов, проживания, питания, зарплаты, чем в заводских условиях центральной полосы России.

Экологические стандарты за вторсырье

Хрупкость арктической экосистемы и мировые экологические стандарты предписывают вести любую хозяйственную деятельность в регионе самым бережным способом. «Трест Коксохиммонтаж» уделяет экологическим вопросам пристальное внимание. Для утилизации отходов покупают специальные камеры, в которых уничтожаются твердые отходы, а то, что не подлежит сжиганию, вывозится.

Сегодня потребление и отведение воды, используемой в процессе строительства, происходит по принципу замкнутого цикла. Этот принцип предполагает очищение и повторное использование воды хозяйственно-бытового назначения. А производственную воду после очистки сооружений повторно запускают в производство и используют, например, в приготовлении бетона. Вторичному использованию воды в «Трест Коксохиммонтаж» нашли еще одно необычное применение: для строительства промышленных объектов в компании используют тяжелую технику. Конечно, такая техника передвигается не по асфальтированным, а по грунтовым дорогам. Чтобы избежать чрезмерного запыления прибегли к такому приему, как орошение дорог. Кроме того, повторно воду используют в приготовлении паров. Компания располагает несколькими ППУ (установки по производству паров). В зимнее время этими парами очищают снег, наледь с трубопроводов и строительных элементов.

Забота об экологии – это необходимость, следовать которой заставляют не только модные тенденции. Российское и международное законодательство строго регламентирует деятельность предприятий, работающих в особых климатических зонах. Кроме того, в «Тресте Коксохиммонтаж» заботу об экологии считают одним из первых приоритетов и ключевым фактором развития современного предприятия. Без экологической повестки современным предприятиям трудно претендовать на крупные объекты и конкурировать на российском рынке. Тренд на экологичность будет востребован и дальше. Наша задача – внедрить зеленые технологии как базу любой стройки и сохранить первозданность экологического состояния и климата Заполярья



Статья «Крупная российская корпорация - работа в Заполярье» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, Апрель 2022)

Авторы:
Комментарии

Читайте также