С выявлением масштаба врачебной помощи на Северном морском пути связан ряд задач. К ним относятся:
- оценка структуры медицинских учреждений в морских портах Северного Ледовитого океана;
- оценка врачебной квалификации по морской медицине в медицинских учреждениях;
- выяснение статистики о заболеваемости, травматизме, смертности моряков;
- расценить отечественное и интернациональное сотрудничество в области морской медицины Арктического бассейна.
На Западном участке СМП, в морских портах находятся многопрофильные поликлиники, которые оказывают специализированную врачебную помощь [1]. Для Восточного участка СМП характерны: достаточно большие расстояния между населенными пунктами, наличие ветхих и разрушенных медицинских учреждений, недостаточный профессионализм докторов (особенно специалистов скорой помощи).
В связи с этим здесь особенно важна межведомственная координация организаций, занимающихся здравоохранением.
Прогнозируемый приток трудового контингента и увеличение численности населения арктических деревень предопределяют отбор работников, медицинское обеспечение их жизнедеятельности и последующее наблюдение в период между сменами. Несмотря на интенсивное изучение проблем арктической медицины в конце прошлого века, многие вопросы, связанные с особенностями биологии, адаптации и патологии человека на Севере, остаются без ответа. Это касается долгосрочных последствий жизни в арктических условиях – сохранения репродуктивного потенциала и поздних стадий онтогенеза. Кроме того, не были определены факторы, щадящее здоровье и продолжительность пребывания в высоких широтах. Несмотря на экономические преимущества Арктики, которые в настоящее время являются предметом геополитической экспансии различных стран, регион имеет ряд недостатков: экстремальные климатические условия для людей и оборудования, необходимость значительных инвестиций, субсидирование большинства субъектов Федерации и продолжающийся отток населения в центральные и южные регионы России. Кроме того, из-за глобального изменения климата и возросшей антропогенной нагрузки на окружающую среду мировое сообщество и специалисты в области медицины и биологии уделяют особое внимание связанным с климатом изменениям в здоровье населения и состоянии окружающей среды Арктики [2].
Тот факт, что только в Якутии 100 человек в год умирают от холода, говорит о значении фактора холода для современной жизни северян. Треть выживших становятся инвалидами. В Якутском научном центре комплексных медицинских проблем (далее ГНЦ КМП) СО РАМН проф. Р.З. Алексеев разработал метод лечения в дореактивном периоде обморожения с замораживанием тканей. Этот метод защищен патентом РФ и представляет собой комбинацию процедур нагрева с эндотрахеальной анестезией, местной и эпидуральной анестезией и артериальной инфузией спазмолитиков и антикоагулянтов. Применение этого метода в лечении сотен пациентов позволило в три раза уменьшить случаи сухой гангрены и уменьшить количество ампутаций поврежденных конечностей.
Весь маршрут СМП разделен на Западный и Восточный сектора. Западный сектор расположен в пределах морских границ от порта Мурманска до пролива Карские ворота. Далее Восточный сектор простирается до Берингова пролива. В портах Западного сектора расположены крупные многопрофильные больницы, которые оказывают полностью специализированную медицинскую помощь. Кроме того, в портах Мурманска, Архангельска и Нарьян-Мара регулярно работает санитарная авиация, способная эвакуировать больных или раненых. В Западном секторе были установлены хорошо функционирующие типы связи судно – берег – судно, которые были утверждены еще с советских времен. Всегда можно получить консультацию по радио с дежурными врачами в медицинских учреждениях и оценить планы эвакуации больных. Первый глубоководный порт за Карскими воротами – Сабетта (в устье реки Обь). Это самый молодой и быстро развивающийся порт. Туда могут заходить суда с любой осадкой и размерами. Вся деятельность людей, работающих там, осуществляется посменно. Медицинская помощь оказывается врачами общей практики в местной амбулатории, в исключительных случаях первичная медико-санитарная помощь может быть оказана на рейде. Эвакуация пациентов осуществляется санитарной авиацией в город Салехард. Органы здравоохранения подчинены Ханты-Мансийскому автономному округу [3].
Далее, при движении на восток, находится река Енисей, где в десяти часах езды от ее устья находится село Караул. В селе есть районная больница на 20 коек, где может быть оказана первичная медицинская и частично специализированная медицинская помощь. При необходимости возможна медицинская эвакуация на вертолете. Еще через десять часов плавания находится порт Дудинка, где находится центральная районная больница на 330 коек, оснащенная современным медицинским оборудованием и возможностью оказания специализированной медицинской помощи. Кроме того, в ста километрах от Дудинки находится больница Норильского горно-металлургического комбината с современной медицинской инфраструктурой. Эти больницы находятся в подчинении управления здравоохранения Красноярского края. На выходе из устья реки Енисей и в направлении на северо-восток находится поселок городского типа Диксон, в котором есть глубоководный причал и аэродром. В Диксоне работает врач общей практики, при необходимости пациентов эвакуируют в города Дудинка и Норильск. На восточной стороне полуострова Таймыр, в Хатангском заливе, расположен порт Хатанга, где находится районная больница на 105 коек. Там может быть оказана первичная медико-санитарная помощь и некоторые виды специализированной медицинской помощи. Особенностью порта Хатанга является очень низкая доступность с моря: подход судов с осадкой до 2–4 метров, а подход ледокола вообще невозможен. Эвакуация вертолетом может быть осуществлена только при условии, что пациент будет доставлен с судна на берег, так как посадка на борт морского судна с вертолета запрещена. В середине маршрута СМП, в море Лаптевых, находится порт Тикси, где могут швартоваться суда с осадкой не более 4 метров. Порт доступен для судов только в летне-осенний период. Работа санитарной авиации ограничивается только морскими пунктами. Центральная районная больница порта Тикси рассчитана на 79 коек и находится в подчинении Республики Саха (Якутия). Там предоставляются все виды медицинской помощи. При необходимости эвакуация осуществляется в город Якутск, расстояние до которого составляет 1694 километра.
Дальше на восток, через 2000 километров, расположен порт Певек, где проживает три тысячи человек. Географически он входит в состав Чукотского автономного округа. Певек – крупнейший порт на востоке Арктического бассейна. Он глубоководный, принимает суда с любой осадкой, и там часто располагаются ледоколы, дежурящие по Северному морскому пути. Певек свободен ото льда 3–4 месяца в году. Чауновская районная больница на 55 коек расположена в порту, она может оказывать первичную медицинскую и специализированную медицинскую помощь, есть санитарная авиация, хороший современный аэродром. Последней точкой маршрута Северного морского пути считается порт Провидения, который расположен в Анадырском заливе Берингова моря сразу после прохождения Берингова пролива. Порт глубоководный, принимает любые суда, там часто можно встретить пассажирские суда зарубежных стран. В порту Провидения есть районная больница, построенная в 60-х годах ХХ века, но с современной поликлиникой. В больнице может быть оказана первичная медико-санитарная помощь и специализированная медицинская помощь. Дальнейшая эвакуация осуществляется авиацией в Анадыре Чукотского автономного округа.
Подводя некоторые итоги, следует отметить, что в западной части СМП (порты Мурманск, Архангельск, Кандалакша, Нарьян-Мар) медицинское обслуживание моряков и лиц морских профессий налажено удовлетворительно еще с советских времен. В восточном секторе СМП, где между портами огромные расстояния, большинство больниц старые, они нуждаются в капитальном ремонте. Исключение составляют больницы портов Дудинка и Певек. Есть проблемы с медицинским персоналом, а отсутствие анестезиологической службы (Сабетта, Гвардия, Диксон) сильно затрудняет оказание неотложной медицинской помощи раненым и больным. Следует отметить, что почти все медицинские учреждения, расположенные на трассе СМП, принадлежат различным органам управления здравоохранения. Ни в одном медицинском документе не отражен характер морской работы пациента, невозможно учесть заболеваемость, травмы, инвалидность, смертность, то есть то, что требуется международными конвенционными обязательствами России. Сегодня работы на Северном морском пути расширяются с каждым днем, приобретая международный характер. Количество судов, следующих с запада на восток и обратно, постоянно увеличивается. Уже 27 морских портов по всей магистрали официально открыты для навигации. Более 10 министерств и ведомств осуществляют экономическую деятельность в Арктике, и этот процесс, несомненно, будет нарастать.
Основная проблема заключается в том, что в Арктике нет центра морской медицины, в котором были бы сосредоточены все медицинские вопросы обеспечения, снабжения, эвакуации больных моряков и лиц, работающих на морских объектах в Арктическом регионе. Необходимо координировать все возможные действия и решения на федеральном уровне, с привлечением Министерства здравоохранения, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства транспорта, профсоюзов, Союза российских судовладельцев, государственных организаций и компаний [4].
Также важен базовый аспект медико-биологических исследований в Арктике, который позволяет установить пределы поведенческой, физиологической и генетической приспособляемости человека к экстремальным условиям окружающей среды, как для новичка на индивидуальной основе, так и для аборигена в биоисторическом аспекте. Такие исследования раскрывают границы географической изменчивости биологии человека и функционирования человеческого организма в экстремальных условиях. Север – это естественная модель, невоспроизводимая в лаборатории, онтогенетического и филогенетического развития индивидуальных и видовых адаптаций и патологии человека «на краю населенного мира». Арктика, где, в отличие от интенсивно изучаемой Антарктиды, долгое время проживало оседлое население, предоставляет возможность изучить общие биологические закономерности, знание которых, в свою очередь, облегчит решение конкретных проблем практической медицины.