USD 90.0055

-2.65

EUR 100.3139

-0.25

Brent 79.83

-0.04

Природный газ 2.224

-0

21 мин
208

Тенденции борьбы за арктический шельф приарктических государств

В мае этого года Россию исключили из «Арктической пятерки». Контакты между странами, где обсуждались проблемы континентального шельфа, были прерваны. В связи с этим вопрос о взаимоотношениях приполярных стран становится очень актуальным. В статье рассматриваются проблемы становления и развития взаимоотношений между приполярными странами в Арктическом регионе. Отмечается активность государств в Арктике, заметно усилившаяся в XXI веке. И связана эта активность прежде всего с нарастающей актуальностью соперничества между странами за ресурсы во всем мире и в Арктике в частности. Продвижение и разграничение интересов приполярных стран в Арктическом регионе обеспечивает ряд международных организаций, однако это долгий и достаточно непростой процесс, который, вероятнее всего, растянется на десятилетия.

Тенденции борьбы за арктический шельф приарктических государств

Ключевые слова: международные отношения, Арктика, Северный полюс, Северный Ледовитый океан, 200-мильная зона, континентальный шельф, исключительная экономическая зона, морские границы, делимитация.

За последние полтора десятилетия Северный Ледовитый океан был в центре внимания всего мира. Большая часть этого внимания была сосредоточена на спорах о конкурирующих морских юрисдикциях, претензиях, морских границах и так называемой «гонке за ресурсами». Эти споры в значительной степени являются следствием того, что Арктический регион оказался на переднем крае изменения климата, а потепление более чем в два раза превышает среднемировой уровень. Все это привело к резкому таянию и сокращению площади морского льда в Северном Ледовитом океане и, как следствие, расширению доступа к арктическим водам и продвижению через них [1].

Вопреки большей части этого дискурса, необходимо отметить, что Северный Ледовитый океан мало чем отличается от остального Мирового океана в части вопросов морской юрисдикции и он всегда был ареной значительно большего научного сотрудничества, чем межгосударственных конфликтов и противостояний. Более того, Северный Ледовитый океан явно подвержен влиянию международного морского права. Это, безусловно, в первую очередь точка зрения пяти арктических государств – Канады, Дании (Гренландии), Норвегии, Российской Федерации и США, которые в 2008 году опубликовали Илулиссатскую декларацию, в которой говорится:

Морское право предусматривает важные права и обязанности, касающиеся определения внешних границ континентального шельфа, защиты морской окружающей среды, в том числе ледовых районов, свободы судоходства, морских научных исследований и других видов деятельности в море. Мы по-прежнему привержены этой правовой базе и к упорядоченному урегулированию любых возможных возникающих требований. Эта структура обеспечивает прочную основу для ответственного управления пятью прибрежными государствами и другими пользователями этого океана посредством национального осуществления и применения соответствующих положений.

Поэтому мы не видим необходимости в разработке нового всеобъемлющего международно-правового режима для управления Северным Ледовитым океаном [2].

В центре внимания данной статьи – практика Канады и Российской Федерации относительно утверждения юрисдикции в Северном Ледовитом океане, а также практика

двух государств в отношении перекрывающихся морских границ со своими арктическими соседями. Последнее представляет особый интерес, поскольку по состоянию на май 2019 года становится ясно, что Канада и Российская Федерация имеют перекрывающиеся взаимные претензии на океанские районы и континентальный шельф за пределами 200 морских миль в Северном Ледовитом океане.

Арктика и международное морское право

Совсем небольшое внимание было уделено Северному Ледовитому океану в ходе переговоров 1982 года, где в рамках Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (далее LOSC) были определены детали оффшорной юрисдикции прибрежных государств, такие как территориальное море в 12 морских миль, исключительная экономическая зона (далее ИЭЗ) в 200 морских миль и континентальный шельф за пределами 200 морских миль. Единственным явным исключением стала статья 234, которая была тщательно согласована между Канадой, Соединенными Штатами и Советским Союзом. Эта статья предоставляет арктическим прибрежным государствам право «принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил для предотвращения, сокращения и контроля загрязнения морской среды с судов в покрытых льдом районах в пределах исключительной экономической зоны» [3].

На основании LOSC Канада и Российская Федерация определили и установили 12 морских миль в территориальных водах и 200-мильных ИЭЗ в арктических водах. Канада имеет 200-мильную зону предотвращения загрязнения Арктики на основании заявленных прав Канады в соответствии со статьей 234 LOSC. Аналогичные правовые основания используются и Россией, которая обосновывает свое право контролировать судоходство по Северному морскому пути до его арктического побережья. Стоит отметить, что 200-мильные зоны, установленные Канадой и Российской Федерацией в центральной части Северного Ледовитого океана, не опираются на так называемые теории секторов (прямые линии, идущие от суши и сходящиеся на Северном полюсе), исторически связанные с этими двумя государствами [4].

Разграничение границ территориального моря и 200 морских миль со стороны зоны моря определяются базовыми линиями. В случае Канады базовые линии в Арктике, окружающие Канадский арктический архипелаг, определяют морскую протяженность Канады, претендующую на исторические внутренние воды, включая Северо-Западный проход. В случае с Российской Федерацией основной предмет разногласий по поводу исходных условий в Арктике относится к их потенциальному воздействию на судоходство, поскольку они окружают водные пути, на которые претендует Россия как на исторические воды (например, проливы Дмитрия Лаптева и Санникова). Соединенные Штаты официально опротестовали арктические базовые линии и исторические претензии на воды в Арктике как Канады, так и Российской Федерации, исходя из того, что Северо-Западный проход и российские проливы являются «проливами, используемыми для международного судоходства» и, следовательно, открытыми для судоходства без вмешательства со стороны сопредельного государства [5].

Там, где позволяют геология и геоморфология, прибрежные государства также обладают правом на исключительную юрисдикцию полезных ископаемых и оседлых видов в районах континентальной окраины, за пределами их 200-мильной зоны и рядом с ней. Шельфовые районы находятся в исключительной юрисдикции сопредельного государства, независимо от того, провозгласило ли это государство власть над территорией или утвердило ее. Что касается точной пространственной протяженности таких прав на континентальный шельф за пределами 200 морских миль, LOSC обязывает государство очертить предлагаемые границы внешнего континентального шельфа на основе сложных критериев, изложенных в статье 76, и предоставить информацию о предложенной им внешней границе шельфа за пределами 200 морских миль Комиссии по границам континентального шельфа (далее Комиссия). Комиссия, имея в своем составе научно-технических специалистов, рассматривает представленную информацию и разрабатывает рекомендации по предлагаемым внешним ограничениям для подавшего заявку государства.

Важно отметить, что представления государств в Комиссию и работа Комиссии проходят «без ущерба» для двусторонней делимитации морских границ континентального шельфа между государствами с противоположными или смежными побережьями.

В соответствии с Правилами процедуры Комиссии, если представление включает области, являющейся предметом спора с другим государством, спорящее государство должно дать согласие Комиссии на рассмотрение представления [6].

Комиссия не имеет законных полномочий определять или навязывать свои взгляды относительно расположения внешней границы континентального шельфа прибрежного государства. Именно прибрежное государство, а не Комиссия устанавливает внешнюю границу его континентального шельфа за пределами 200 морских миль. Как указано в деле о Бенгальском заливе 2012 года, «границы континентального шельфа за пределами 200 морских миль могут быть установлены только прибрежным государством» [7]. Это определение внешней границы континентального шельфа является политическим актом прибрежного государства.

Тем не менее, рассматривая рекомендации по внешним пределам, в частности для арктических прибрежных государств, Комиссия определяет степень законности притязаний на шельф за пределами 200 морских миль в центральной части Северного Ледовитого океана. И хотя юридически ясно, что Комиссия не определяет эти внешние границы континентального шельфа, нет никаких сомнений в том, что ее рекомендации имеют большое влияние, помогая определить их окончательное местоположение на практике.

В 2001 году Российская Федерация стала первым государством, внесшим заявку в Комиссию. Представление включало предлагаемые внешние границы континентального шельфа за пределами 200 морских миль в центральной части Северного Ледовитого океана. Рассмотрев заявленные документы, Комиссия рекомендовала, чтобы Российская Федерация повторно представила дополнительные научные данные в дополнение к тому, что было в представлении 2001 года. В 2015 г. Россия подала повторную заявку, в которой были уточнены и скорректированы внешние пределы, указанные в предыдущем представлении. Согласно более позднему представлению, площадь континентального шельфа за пределами 200 морских миль в Северном Ледовитом океане покрывает почти 1 200 000 квадратных километров. Это примерно на 100 000 квадратных километров больше, чем было указано в представлении России 2001 года.

В декабре 2014 года Дания направила в Комиссию представление об установлении внешних границ северного континентального шельфа Гренландии. В мае 2019 года Канада представила Комиссии свои предполагаемые внешние границы континентального шельфа в Арктике. 31 марта 2021 г. Россия подала два дополнения к предыдущей заявке 2015 г., которые добавили еще 205 000 квадратных морских миль. В результате после этих поправок пересмотренные границы континентального шельфа России были расширены до внешних границ канадского и датского континентальных шельфов.

Соединенные Штаты, не являющиеся участниками LOSC и, следовательно, не обязанные подавать представление в Комиссию, указали в заявлении 1987 года, что они намеревались использовать пункты с 1 по 7 статьи 76, чтобы очертить свою внешнюю границу, которая, по их словам, отражала применимое международное обычное право. Кроме того, было указано, что США готовы представить эти карты Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, чтобы уведомить другие государства о пространственной протяженности своих прав. Таким образом, следует ожидать, что Соединенные Штаты сделают заявку на участок континентального шельфа за пределами 200 морских миль, прилегающих к Аляске.

Соглашения о морской границе

Как уже отмечалось, в центральной части Северного Ледовитого океана нет полностью делимитированных морских границ с участием Российской Федерации или Канады. Российская Федерация и Канада вступили в три двусторонних соглашения с соседями, которые предусматривают частичную делимитацию Северного Ледовитого океана, но каждое из соглашений в чем-то неполно и требует доработки.

Российская Федерация – Норвегия

В результате ряда двусторонних соглашений между Россией и Норвегией, рассчитанных более чем на 50 лет, арктическая морская граница между Россией и Норвегией, по существу, определена.

Первое Соглашение между Норвегией и Россией о морской границе в регионе Северного Ледовитого океана было заключено в 1957 г. Оно определило границы территориального моря и континентального шельфа между Норвегией и Россией на расстоянии 24,35 морских миль, примыкающих к Варангер-фьорду. Соглашение 1957 года было, по существу, заменено Соглашением 2007 года, в котором упоминается и используется содержание документа от 1957 года, за исключением того, что граница продлена на общую длину 39,41 морской мили, которая ограничивает территориальное море, ИЭЗ и континентальный шельф в этом районе [8].

Установление Норвегией и Россией 200-мильной зоны в 1970-х гг. привело к перекрытию двух районов спорной территории в Баренцевом море примерно на 155 000 квадратных километров, и вторая область перекрытия в Северном Ледовитом океане приблизительно 20 000 квадратных километров. Баренцево море омывает материковую часть Норвегии, Шпицберген, материковую часть России и российские острова Новая Земля и Земля Франца-Иосифа. Район Северного Ледовитого океана включает территорию между архипелагами Земля Франца Иосифа и Шпицберген и территорией к северу от этих островов.

После 40 лет переговоров в 2010 г. два государства объявили о заключении соглашения о морской границе районов Баренцева моря и Северного Ледовитого океана. Согласованная граница эффективно делит спорные территории пополам. К северу от Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа морская граница ограничивает участки континентального шельфа за пределами 200 морских миль. Учитывая так называемую лазейку в Баренцевом море, Соглашение 2010 г. ограничивает шельф за пределами 200 морских миль. В результате линии разграничения площадь 3400 км2, за пределами 200 морских миль от исходных линий Норвегии, но в пределах 200 морских миль от исходных линий России, находится на российской стороне [9].

Соглашение 2010 г. включает положения о передаче юрисдикции, позволяющие России осуществлять контроль ИЭЗ в этой «особой зоне», которая ранее находилась в пределах 200-мильной зоны Норвегии. Данная договоренность позволила сторонам разделить всю территорию ИЭЗ в пределах 200 морских миль от их берегов, но не обязательно в пределах 200 морских миль от исходных линий государства. Эта практика аналогична практике США и СССР (России) в Беринговом море и Северном Ледовитом океане, где были созданы четыре таких особых района. Важно отметить, что существующие тесные отношения между двумя государствами в отношении рыболовства сохранялись, как и другие кооперативные структуры.

Незавершенный аспект морской границы Соглашения 2010 года незначителен. Северо-Западная конечная точка границы континентального шельфа за пределами 200 морских миль обусловлена установлением Российской Федерацией западной точки их шельфа в соответствии со статьей 76 и Приложением II к Конвенции (LOSС). Морская граница станет завершенной, когда Российская Федерация получит и выполнит рекомендации Комиссии. Договоренности по морской границе 2010 согласовывались и продвигались как образец резолюции по разрешению территориальных противоречий в Северном Ледовитом океане: «Если маленькая Норвегия… может договориться о взаимовыгодном соглашении о границе с могущественной Россией…, нет никаких оснований для того чтобы и другие арктические пограничные споры остались нерешенными» [10].

Российская Федерация – США

Соглашение между США и Российской Федерацией 1990 г., которое также касается территории Берингова моря, устанавливает границу территориального моря и 200-мильной зоны двух государств в Северном Ледовитом океане. Линия 1990 г. – западная пограничная линия в Конвенции 1867 г., по которой Россия уступила Аляску Соединенным Штатам. Что касается той части границы, которая распространяется к Северному Ледовитому океану, ключевой фразой в Конвенции 1867 г. было то, что от указанной точки вышеупомянутая западная пограничная линия «продолжается строго на север, без ограничений, в … Замерзший океан» [11]. Учитывая оппозицию США концепции так называемых секторных линий как основания для раздела Северного Ледовитого океана, фраза «насколько это разрешено международным правом» использовалась сторонами как взаимоприемлемая альтернатива, указывающая на то, что линия границы США и России проходит в Чукотском море. Именно по этой границе осуществляется разделение ИЭЗ сторон и их прав на континентальный шельф в сторону моря от их 200 морских миль, если законный континентальный шельф обоих государств выходит за пределы 200 морских миль. Формулировка, однако, оставляет неясной конечную точку границы между государствами в центральной части Северного Ледовитого океана.

Далее, как отмечалось выше, Соглашение 1990 г. создало четыре «особых района» в пределах 200 морских миль одной стороны, которые, однако, находятся на «другой» стороне линии и управляются другой стороной. Три из этих «особых районов» расположены в Беринговом море. Один из них, находится под управлением Соединенных Штатов, но в пределах 20 морских миль от России. Соглашение 1990 г. четко указывает на то, что суверенные права, осуществляемые в этих областях, вытекают «из соглашения Сторон и не являются расширением своей исключительной экономической зоны».

Любопытно, что хотя Соглашение 1990 г. между сторонами не действует в реальности, так как Россия официально не ратифицировала Договор, однако оба государства соблюдают его положения. США и СССР произвели обмен нотами, и в тот же день был подписан Договор, в котором было отмечено, что «в ожидании вступления в силу Соглашения оба правительства обязуются соблюдать условия этого Соглашения от 15 июня 1990 г.». Таким образом, условия Соглашения 1990 г. продолжали соблюдаться Россией и США.

Кроме этого, Российская Федерация в своем обращении в Комиссию 2001 г. и повторном обращении 2015 г. указывает, что линия Соглашения 1990 года является морской границей между двумя государствами на расстоянии до 200 морских миль, а также то, что эта линия продолжает учитывать шельфовую зону в пределах и за пределами 200 морских миль. С практической (оперативной) точки зрения Соглашение 1990 г. рассматривается как документ, определяющий полную (повсеместную) границу для двух государств в центральной части Северного Ледовитого океана, хотя она на самом деле является неполной в результате ситуации вступления в силу и отсутствия окончательной конечной точки границы между государствами в центральной части Северного Ледовитого океана.

Канада – Дания (Гренландия)

В 1973 г. Канада и Дания (Гренландия) договорились о границе континентального шельфа от пролива Дэвиса на юге до моря Линкольна на севере [12]. Граница заканчивается в проливе Робсона, перед входом в Северный Ледовитый океан. Однако существует небольшой разрыв в этой морской границе в результате спора о суверенитете над островом Ганса, который является единственной спорной территорией в Арктике. В реальности разрыв в границе континентального шельфа такой, что линия границы прерывается только к югу от острова Ганс, а затем продолжается к северу от него, что позволило Канаде и Дании уклониться от спора о суверенитете над островом, который в любом случае не повлиял на ход линии делимитации.

В соответствии с Соглашением 1973 г. в статью 4 в результате новых обследований и полученной на их основе информации в 2004 г. была внесена небольшая корректировка в первоначальную редакцию 1973 г. Соглашение 1973 года предусматривало корректировку международной линии границы, которая была несовершенной в связи погрешностями измерений расположения базовых линий, в контексте покрытых льдом берегов, а также с учетом технических трудностей, связанных с проведением геодезических работ в высоких широтах.

В 2012 г. Канада и Дания (Гренландия) объявили о достижении принципиального соглашения о морской границе до 200 морских миль в Линкольн-Си [13]. В сообщении говорилось, что в качестве основного принципа будет применяться равноудаленность объектов, а также то, что в Соглашение 1973 года должны быть внесены дополнительные технические коррективы. Обе заявки в Арктическую комиссию - Дании 2014 г. и Канады 2019 г., представляли равноудаленную линию между Канадой и Данией в пределах 200 морских миль.

В мае 2018 года Канада и Дания объявили о совместном намерении решения сложной задачи по «изучению вариантов и предоставлению рекомендаций о том, как решить проблемные пограничные вопросы… что включает в себя суверенитет острова Ганс, морскую границу в море Линкольна и линию границы континентального шельфа моря Лабрадор, которые находятся в пределах 200 морских миль».

Взаимные претензии на 200 морских миль: Канада – США

В море Бофорта, ограниченном побережьями Аляски и Юкона - Северо-Западными территориями, Канада и Соединенные Штаты имеют приблизительно 6 250 квадратных морских миль, заявленных территориальных вод в 200-мильной зоне, по которым могут возникнуть взаимные претензии. Канада очертила свою 200-мильную зону в этом районе, используя 141-й западный меридиан, видимо, опираясь на статью III Договора между Россией и Великобританией 1825 г., который предусматривает границу между двумя государствами по 141-му меридиану «в его продолжении до Ледяного океана» («dans son prolongement jusqu’à la Mer Glaciale», аутентичным языком Договора является французский). Позиция же США заключается в том, что морская граница представляет собой равноудаленную линию. Канада и Соединенные Штаты приняли совместные неформальные решения в политике, направленной на противодействие бурению и другим видам деятельности, связанным с углеводородами, в спорном районе в море Бофорта, но также регулярно обменивались дипломатическими нотами относительно своих требований.

Так называемый «осложняющий фактор» в море Бофорта, заключается в том, что западная граница Заключительного соглашения Инувиалуит 1984 года, конституционно признанного Соглашения о земельных претензиях коренных народов в Канаде, – это 141-й западный меридиан. В связи с тем, что внутреннее канадское соглашение не имеет обязательной силы для Соединенных Штатов и в соответствии с международным правом, Канада может заключить договор с США независимо от конституционного документа Канады. Тем не менее переговоры о границе моря Бофорта не завершены, и инувиалуиты имеют прямой интерес к их результату.

Взаимные претензии на шельф за пределами 200 морских миль

Канадская котловина/зона поднятия Альфа: Канада, Россия и США

Канадская котловина, плато Чукчи и поднятие Альфа являются основными особенностями морского дна к юго-западу от Северного полюса. Этот район окружен Канадой, Российской Федерацией и США. В этой области применяется Соглашение 1990 г. между США и Российской Федерации, в том случае если существует продолжение континентально шельфа за пределами 200 морских миль, над которым имеют юрисдикцию только эти два государства. В российской повторной заявке 2015 г. строка Соглашения 1990 г. указывает границу континентального шельфа России, независимо от того, находится ли площадь шельфа также под юрисдикцией США. В заявке Канады указывается участок континентального шельфа в районе Канадской котловины/поднятия Альфа, которые, вероятно, пересекаются с районом шельфа, на который, как можно ожидать, претендуют Соединенные Штаты в части примыкания на Чукотском плато и Канадской котловине в соответствии с Соглашением 1990 г. между США и Россией. Канада также заявила о своих претензиях на район шельфа, расположенный на стороне Российской Федерации от линии Соглашения 1990 года. В потенциальном двустороннем сценарии с Канадой, исходя из вышеизложенного, максимальным требованием РФ является морская граница 1990 года, тогда как максимальная претензия Канады распространяется на российскую часть линии делимитации в соответствии с Соглашением 1990 г. между США и Россией. Конечно, в переговорах о морской границе у Канады и России также будут проблемы и взаимные претензии, которые необходимо уравновесить в районе хребта Ломоносова.

Заявка Канады по Арктике в 2019 году указывает на то, что континентальный шельф простирается за пределами 200 морских миль к северу от заявленных Канадой и Соединенными Штатами границами. Если Канада сохранит свою позицию относительно 141-го западного меридиана, а Соединенные Штаты сохранят свое равноудаленное положение за пределами 200 морских миль, то позиция Канады будет благоприятствовать Соединенным Штатам, а позиция США поддерживать Канаду. Поскольку ни Канада, ни Соединенные Штаты официально не претендовали на морскую границу друг друга за пределами 200 морских миль, два государства вместе работали над некоторыми картами морского дна в Канадской котловине. Можно предположить, что правительство Канады сочло контрпродуктивным разграничение морской границы за пределами 200 морских миль в этом районе, находящимся в ее арктическом подчинении. В заявке Канады отмечается, что Соединенные Штаты «не возражают против рассмотрения представления Канады без ущерба, как для разграничения внешних границ своего континентального шельфа, так и по вопросам, касающимся делимитации границы в этом районе». Однако очевидно, что отсутствие возражений со стороны Соединенных Штатов не означает их одобрения территориальных претензий Канады. После того как Комиссия вынесет рекомендации, переговоры о делимитации границ по арктическому шельфу между Канадой и США, а также Россией будут продолжены с учетом содержания этих рекомендаций.

Район хребта Ломоносова: Дания (Гренландия) – Российская Федерация – Канада

Хребет Ломоносова представляет собой возвышающуюся особенность морского дна в середине северной части Северного Ледовитого океана, которая простирается от шельфа Российской Федерации до шельфа Канады и Дании (Гренландия). Непосредственно рядом с хребтом Ломоносова находится Северный полюс. Какие бы вопросы ни возникали ранее, сегодня стало ясно, основываясь на заявлениях трех государств, что они рассматривают хребет как континентальное продолжение по происхождению и не являющееся частью глубоководного дна океана. Каждая из арктических территорий Канады, Дании (Гренландия) и Российской Федерации имеет в своей заявке весь или часть хребта Ломоносова и прилегающих территорий в составе их континентального шельфа.

Следует отметить, что граница внешнего шельфа в представлении Дании распространяется на 200 морских миль зоны Российской Федерации. Предлагаемый Канадой внешний предел границы не распространяется на 200-мильную зону России, равно как и заявка России не распространяется на 200-мильную зону Канады. В результате предлагаемых внешних границ трех государств в этом районе возникают территории континентального шельфа, принадлежащие всем трем государствам. В заявке Канады от 2019 года внешняя граница шельфа охватывает Северный полюс и есть явное совпадение с заявкой Дании в отношении южной части хребта Ломоносова, включая Северный полюс. При этом внешняя ограничительная линия Канады не распространяется на 200-мильную зону Дании (Гренландии).

Уведомления Комиссии были направлены всем трем государствами с указанием того, что Комиссия рассматривает заявки государств с учетом соображений «без ущерба» влияния друг на друга.

Заключение

И Канада, и Российская Федерация успешно участвовали в двусторонней делимитации границ в Северном Ледовитом океане. Российские договоренности с США и Норвегией являются впечатляющими достижениями в этой области и являются мощным сигналом в пользу прагматизма в будущих дискуссиях между Россией, Данией (Гренландией) и Канадой.

Канада сталкивается с пересекающимися претензиями с Данией, Россией и США в Северном Ледовитом океане. Северный полюс, расположенный значительно ближе к Дании (Гренландии), чем к Канаде, вероятно, является одной из точек преткновения. Несмотря на отличные отношения между Канадой и США, в области делимитации морских границ не было достигнуто большого успеха. Возможно, и это удивительно, что Канаде будет легче договориться с РФ по делимитации морских границ в Северном Ледовитом океане, чем с двумя другими государствами, имеющими интересы в Арктическом регионе.

Рекомендации Комиссии будут играть важную роль в будущих переговорах, поскольку они определят протяженность шельфа, который необходимо разграничить. С другой стороны, несмотря на очевидные пересекающиеся морские притязания государств в Северном Ледовитом океане, отмечается минимальная вероятность серьезных последствий или межгосударственной напряженности между заинтересованными участниками в Арктике. Во-первых, пройдут годы, прежде чем Комиссия сможет отреагировать на заявки Канады и Дании, касающиеся шельфовых зон за пределами 200 морских миль. Во-вторых, арктические государства в целом сотрудничают и активно взаимодействуют по арктическим проблемам. В-третьих, что касается территории центральной части Северного Ледовитого океана, то она малоинтересна по части разведанных ресурсов, которые обычно вызывают потребность в четких границах.

В Северном Ледовитом океане, в частности, в отношении взаимных претензий на континентальный шельф за пределами 200 морских миль, споры действительно малочисленные.

На фоне растущего стратегического противостояния США и России в Арктике власти США в декабре 2023 года заявили о своих притязаниях на значительную часть морского дна в Беринговом море и море Бофорта. Территория, которую США планируют объявить продолжением своего континентального шельфа, граничит с экономической зоной России в Беринговом море – т.н. линией Шеварднадзе, установленной Соглашением между США и СССР о разграничении морских пространств от 1990 г. (до сих пор не ратифицированной Российской стороной). Учитывая непростые отношения США и Конвенции по морскому праву от 1982 года, есть вероятность того, что еще до принятия заявки на расширение шельфа в ООН Вашингтон будет подтверждать свое право на территории в Беринговом море с позиции сильного. Близость к восточным вратам стратегического Северного морского пути играет едва ли не первостепенную роль.

Действиями США в Арктике обеспокоены большинство мировых игроков. Россия имеет значительное военное присутствие в регионе и считает Арктику зоной своих стратегических интересов. При этом позиция России в Арктике основана на уважении международного права и соблюдении прав всех прибрежных государств в отличие от политики США.

Литература

1. Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК), «Резюме для политиков», в: Специальный доклад МГЭИК об океане и криосфере в условиях меняющегося климата, под ред. Х.-О. Пертнер, Д.К. Робертс, В. Массон-Дельмотт и др., Женева: МГЭИК, 2019. – С. 6.

2. Илулиссатская декларация (28 мая 2008 г.), 2009 г., 48 ILM. – С. 362.

3. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.), 1833, Сборник договоров ООН. – С. 397.

4. Р.Р. Черчилль, 2001. «Претензии на морские зоны в Арктике – нормальность морского права или полярная особенность?», в книге «Морское право и полярная морская делимитация и юрисдикция», ред., А.Г. Оуде Эльферинк и Д.Р. Ротвелл, Гаага: Мартинус Нийхофф, 2001. – С. 105–124.

5. Дж. А. Роуч и Р.В. Смит Ответы США на чрезмерные морские претензии, 3-е издание, Лейден: Мартинус Ньхофф, 2012. – С. 53, 97, 111–112, 321–324.

6. Комиссия по границам континентального шельфа (CLCS), Правила и процедуры Комиссии, Док. ООН. CLCS/40/Rev.1, 17.04.2008 г., Правило 4 и Приложение 1.

7. Спор относительно делимитации морской границы между Бангладеш и Мьянмой

в Бенгальском заливе, Международный трибунал по морскому праву (ITLOS), дело № 16, решение от 14.03.2012 г., п. 407.

8. Соглашение между Российской Федерацией и Норвегией о делимитации морских пространств в районе Варангер-фьорда (11 июля 2007 г., вступил в силу 9 июля 2008 г.) 2526 Сборник договоров ООН. – С. 33; в М. Вуда, «Норвегия – Российская Федерация», в ж. «Международные морские границы», том VI, ред. Д.А. Колсон и Р.В. Смит, Мартинус Нийхофф, Лейден, 2011 г. – С. 4479–4487.

9. Р.Э. Файф «Норвегия – Российская Федерация, отчет № 9-6», в журнале «Международные морские границы», том VII, ред., С.Г. Латроп, Лейден: Брилль, 2016. – С. 5167–5203.

10. М.Р. Байерс Международное право и Арктика – С. 46. https://e-lib.nsu.ru/reader/bookView.html?params=UmVzb3VyY2UtNzAz/cGFnZTAwMQ Дата обращения: 27.12.2023.

11. Соглашение между США и Российской Федерацией 1990 г., статья 1 (1); Конвенция о передаче Аляски между Россией и Соединенными Штатами (30.03.1867 г., вступила в силу 20.06.1867 г.), 134 CTS. – С. 331, статья I (Конвенция 1867 года).

12. Соглашение между Королевством Дания и Канадой о делимитации континентального шельфа между Гренландией и Канадой (17.12.1973 г., вступило в силу 13.03.1974 г.), 950 Сборник договоров ООН. – С. 147.

13. Канада, Министерство иностранных дел, торговли и развития, «Канада и Королевство Дании достигли предварительного соглашения о границе в море Линкольна», пресс-релиз от 28.11.2012 г., https://www.canada.ca/en/news/archive/2012/11/canada-kingdomdenmark-reach-tentative-agreement-lincoln -sea-boundary.html Дата обращения: 27.12.2023.



Статья «Тенденции борьбы за арктический шельф приарктических государств» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№7, Июль 2024)

Авторы:
Комментарии

Читайте также