USD 96.0686

-1.17

EUR 105.1095

-1.4

Brent 78.76

-0.14

Природный газ 2.628

-0

9 мин
243

Риски освоения природных ресурсов российской Арктики

В работе рассмотрены вопросы реализации приоритетных проектов в зоне Заполярья, подчеркнута важность развития нефтегазоносных месторождений на шельфе Северного Ледовитого океана, проведен анализ основных рисков, препятствующих реализации национальных проектов устойчивого развития северных территорий Россий, и приоритетных направлений парирования рисков и угроз.

Риски освоения природных ресурсов российской Арктики

Ключевые слова: Арктика, стратегические риски, нефтегазовые месторождения, загрязнение среды, природные ресурсы, углеводородное сырье.


Освоение природных ресурсов Арктики является одним из приоритетных направлений развития российской экономики. Минеральные ресурсы Заполярья, в том числе и Северного Ледовитого океана (металлы, уголь, нефть, газ, алмазы и т.д.) обнаружены и оценены лишь частично, хотя их разработка ведется более века. Причиной этому стали экстремальные природные условия, такие как суровый климат, вечная мерзлота, удаленность и труднодоступность, недостаточная энергетическая, транспортная, а значит, и социальная инфраструктура. Производственная деятельность и проживание в условиях Арктики связано с широким спектром опасностей и рисков, которые приходится преодолевать и государству, и бизнесу, и людям. Препятствующими реализации национальных проектов устойчивого развития северных территорий России, приоритетными объективными предпосылками и стратегическими рисками эксперты признают:

- неопределенность/недостаточность финансового и материального обеспечения деятельности;

- негативные последствия прошлой деятельности;

- недостаточные темпы развития атомной энергетики – самого эффективного способа декарбонизации энергосистемы страны, обеспечения развития безотходных и малоотходных технологий;

- фиксируемые задержки сроков ввода объектов экономики и объектов инфраструктуры в эксплуатацию;

- недостаточное соответствие объектов экономической деятельности законодательным и нормативным требованиям/стандартам обеспечения производственной и экологической безопасности, охраны окружающей среды, растущим экологическим требованиям.

Согласно Стратегии развития российской Арктики-2035, приоритетные стратегические риски в ней повлияют на социально-экономическое развитие.

В экономической деятельности:

* значительные первоначальные издержки, обеспечение гарантий и компенсаций работникам районов Крайнего Севера и приравненных территорий;

* обновление, старение и выбытие основных фондов по видам экономической деятельности (в сопоставимых показателях);

* несоответствие системы среднего профессионального и высшего образования потребностям экономики и социальной сферы в квалифицированных и высококвалифицированных кадрах;

* отставание сроков развития инфраструктуры СМП, строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов от сроков реализации экономических проектов;

* недостаточная мобильность системы экстренной эвакуации и оказания медицинской помощи членам экипажей морских судов в акватории СМП;

* несоответствие темпов развития аварийно-спасательной инфраструктуры системы общественной безопасности темпам роста социально-экономической деятельности.

В области социального развития:

а) снижение естественного прироста населения, миграционного оттока, сокращение общей численности населения;

6) недостаточная эффективность системы государственной поддержки завоза в населенные пункты отдаленных местностей топлива, продовольствия, других жизненно необходимых товаров;

в) недостаточная обеспеченность требований природоохранного законодательства Российской Федерации охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Современная практика эксплуатации нефтегазоносных и рудных месторождений позволила дополнительно конкретизировать объективные предпосылки и стратегические риски, препятствующие реализации национальных проектов устойчивого развития северных территорий России.

Предмет исследования

Вопреки мировому экономическому спаду в Арктическом макрорегионе России ведут разработку или подготовку к разработке 44 береговых и шельфовых месторождений по 7 федеральным проектам:

- группы «Газпром» (включая «Русгаздобычу» и «Газпром нефть») – 21 месторождение, «Новатэк» – 7, «Лукойл» – 5, «Роснефть» – 11 месторождений и центров добычи;

- морской порт в районе п. Сабетта (проект «Ямал СПГ») – неотъемлемая составляющая проектов по добыче природного газа;

- завод по производству сжиженного природного газа в п. Сабетта (проект «Ямал СПГ»);

- железнодорожная магистраль «Северный широтный ход» в ЯНАО (сроки реализации проекта перенесены на 2027 год);

- Мурманский транспортный узел (в составе государственной программы РФ «Развитие транспортной системы»);

- модернизация ледокольного флота (сроки реализации проекта перенесены на 2028–2030 гг.);

- железнодорожная магистраль «Бованенково – Сабетта»;

- центр строительства крупнотоннажных морских сооружений в Белокаменке.

Все эти проекты чрезвычайно важны для экономики страны. Такой комплексный подход к освоению арктических месторождений позволит сократить сроки реализации самих этих проектов, повысить надежность их функционирования и минимизировать затраты на реализацию.

Нефтегазовые месторождения на шельфе Арктики – это приоритетные направления развития экономики Российской Федерации, их разработка чрезвычайно важна в современных условиях.

Риски освоения нефтегазовых месторождений суши и шельфов

Выбор рациональных направлений деятельности на шельфе морей зависит от множества факторов, среди которых основными являются:

- экстремальные природно-климатические условия, постоянный ледовый покров или дрейфующие льды в арктических морях;

- геологическое строение, глубина залегания отложений и их состав, ледовая обстановка потенциального участка освоения;

- использование существующих технологий и технических средств, их создание для глубоководных шельфовых подводных и ледовых работ, высокая капиталоемкость морской добычи УВ, удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России;

- природоохранные мероприятия, безопасность добычи и транспортировки углеводородного сырья, способы предотвращения и ликвидации экологических катастроф;

- низкая устойчивость экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли, их зависимость даже от незначительных антропогенных воздействий.

Как известно предприятия нефтегазовой отрасли относятся к объектам повышенной опасности. Риски, которые возникают при освоении, обустройстве, добыче и транспортировке нефти и газа, эксплуатации нефтеперерабатывающих заводов, могут привести к крупным авариям и даже катастрофам.

Мировая статистика полного цикла жизнедеятельности морских буровых платформ (от изготовления до эксплуатации) фиксирует предстоящее освоение топливно-энергетических ресурсов арктического шельфа, увеличивает риски аварий. Максимальное количество аварий зафиксировано на стадии бурения (32 %) и в процессе добычи продукции (29 %). Основная часть открытых на арктическом шельфе месторождений углеводородов обладает запретительно высокими на данный момент издержками освоения, требует создания уникальных в мировом масштабе технологий в условиях существенных экологических рисков, разработки и/ корректировки государственных программ.

Несмотря на проведение профилактических организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасности, в российской Арктике продолжают иметь место аварии и ЧС, приводящие к гибели людей, экологическому и экономическому ущербу. Поэтому анализ основных рисков является одной из основных задач нефтегазовой отрасли при разработке арктических месторождений.

Геологические риски связаны с тем, что усилия и затраты, на разведку не приведут к открытию коммерческого месторождения нефти. Величина геологических рисков неоткрытия коммерческих месторождений возрастает при истощении общего запаса углеводородов, но с развитием научно-технического прогресса появляются новые технологии по разведке и оценке месторождений нефти, что ведет к снижению геологических рисков. Задумываться об открытии месторождений можно только в изученных регионах, где определена общая структура осадочного чехла, оконтурены крупнейшие зоны возможного нефтегазонакопления, выполнена дифференцированная по площади и разрезу шельфа оценка ресурсов нефти, газа и конденсата и сделаны первые промышленные открытия. Это и ведет к возникновению геологических рисков и удорожанию стоимости работ геолого-разведочного процесса.

Технические риски. Разработка сырьевых ресурсов осуществляется с использованием постоянно усложняющихся технологий. С каждым годом нефть, газ и другие сырьевые продукты становятся продуктами наукоемкими и высокотехнологичными. Поэтому разработка и эксплуатация объектов топливно-энергетического комплекса на арктическом шельфе несут значительные технические риски. Для разработки и обустройства морских месторождений УВ на шельфе арктических морей применяются морские нефтегазопромысловые сооружения, грунтовые острова, плавучие и стационарные платформы, подводные добывающие комплексы, приспособленные для выполнения всех технологических операций, а также для круглогодичной работы, разработка ведется на конверсируемых оборонных предприятиях. Комплекс технических средств для разведки и добычи углеводородов включает в себя: подводное буровое судно, стационарный блок управления и атомной энергетики, блок обработки продукта, подводное хранилище сырья – нефти или газового конденсата, всплывающий терминал для перегрузки жидких компонентов из подводного хранилища в танкеры, систему подводных коммуникаций и роботов для контроля и технического обслуживания систем. Следовательно, разработка, обустройство и эксплуатация месторождений связана с техническими катастрофами, отказом оборудования и т.д.

Транспортные риски. Для перевозки получаемого сырья необходимо создание транспортной инфраструктуры, нужны порты, танкерный флот, платформы, трубопроводы. Система транспортировки углеводородных ресурсов континентального шельфа технически сложна, также добавляется проблема отсутствия опыта транспортировки углеводородов в значительных объемах, дефицита танкеров и ледоколов. Выбор технологии и технических средств транспортировки определяется рядом факторов: географическое положение, глубина моря, объем транспортируемой продукции, путь и протяженность транспортировки. Нужно обращать внимание на эффективную и экономичную доставку нефти с месторождения в порт назначения в сочетании с обеспечением безопасности и надежности.

Экологические риски. В районах нефтегазовых месторождений арктического шельфа сложные природно-климатические условия способствуют возникновению экологических рисков, которые могут привести к значительному ущербу окружающей среде и требовать значительных затрат на ликвидацию и компенсацию.

Воздействие на атмосферу: выбросы (отработанные газы при работе турбин, сжигание газа на факеле, выбросы паров нефти в процессе добычи и загрузки танкеров).

Воздействие на морскую среду: техногенная нагрузка, загрязнения (рейдовые комплексы перегрузки нефти РКП, трубопроводы, аварийные ситуации, связанные с нарушением герметичности трубопровода при перекачке нефти с одного танкера на другой, из-за чего может произойти разлив нефти и загрязнение вод топливом и горюче-смазочными материалами).

Воздействие на морскую флору и фауну: выемка морского грунта при строительстве стационарной морской платформы и прокладке подводных трубопроводов, электромагнитное и шумовое воздействие, теплообмен между искусственными сооружениями и морской средой, попадание в морскую среду мусора и малотоксичных отходов, что приводит к гибели водоплавающих птиц и рыб, ущерб рыболовству.

Заключение

Стратегия развития российской Арктики-2035 предусматривает основные направления парирования рисков и угроз, связанных с освоением национальных природных ресурсов. Среди них: превращение Северного морского пути в круглогодично действующую транспортную артерию; создание комплексной территориально-распределенной системы мониторинга и прогноза опасностей и чрезвычайных ситуаций, а также адекватной рискам межведомственной системы реагирования на них; усиление военной компоненты обеспечения безопасности освоения шельфа и транспортных коммуникаций; целенаправленное решение экологических проблем Севера (сокращение производственных выбросов, очистка территорий от последствий предыдущей деятельности человека, утилизация отходов, противодействие трансграничному переносу негативных факторов, борьба с природными пожарами, соблюдение норм рыболовства, охоты, заготовки леса и т.д.); постоянное внедрение новых технологий строительства в зонах вечной мерзлоты; опережающее развитие социальной инфраструктуры; использование «зеленой» энергетики. В России накоплен значительный опыт реализации сложных производственных и инфраструктурных проектов, адаптации социально-экономической сферы к различным этапам и планам этой деятельности с целью снижения отрицательных последствий и сохранения положительных результатов прошлого периода работы в сложных климатических условиях Арктики, получения качественно новых результатов как для экономики страны, так и для населения региона.

Литература

1. Мингалеев С.Г. и др. Особенности стратегических рисков реализации приоритетных проектов устойчивого развития северных территорий Российской Федерации. Часть I. Результаты анализа стратегических вызовов и угроз для северных регионов России // Технологии гражданской безопасности. – 2019. – Т. 16. – № 2 (60). – С. 52–59.

2. Воронина Е.П. Анализ рисков при реализации проектов освоения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2012. – № 1. – С. 159–168.

3. Бушуев В.В. и др. О доктрине энергетической безопасности России // Экономика региона. – 2012. – № 2. – С. 40–50. Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2022 г. № 2.

4. Трубицина О.П., Башкин В.Н. Геополитические вызовы российской Арктике при углеводородном освоении территории // Арктика и Север. – 2021. – № 43. – С. 109–127.

5. Бердник А.Г., Бердник М.М. Факторы риска в области промышленной безопасности // Ресурсы Европейского Севера. Технологии и экономика освоения. – 2017. – № 1. – С. 23–28.



Статья «Риски освоения природных ресурсов российской Арктики» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№7, Июль 2024)

Авторы:
842655Код PHP *">
Читайте также