USD 96.0686

0

EUR 105.1095

0

Brent 77.86

-0.9

Природный газ 2.593

-0.04

8 мин
1882

На пути к эффективности первого квартиля

Как можно стать предприятием первого квартиля и что для этого предлагают ведущие мировые производители?

На пути к эффективности первого квартиля

К 2025 г. среднее значение индекса Нельсона на российских нефтеперерабатывающих заводах, по мнению экспертов, должно приблизиться к европейским показателям. Уже сегодня глубина переработки приближается к 90 %. Но чтобы достичь этих показателей, все процессы, начиная от работы персонала и заканчивая потреблением электроэнергии, должны быть автоматизированы по последнему слову науки и техники, такие предприятия называют предприятиями первого квартиля. Какие заводы в нашей стране сегодня соответствуют этому понятию, чем они отличаются от остальных, как можно стать предприятием первого квартиля и что для этого предлагают ведущие мировые производители? На эти и другие вопросы отвечает директор по продажам аналитического оборудования компании Emerson Александр Моев.

– Что такое промышленный интернет вещей, зачем он нужен?

– Когда я встречаюсь с руководителями предприятий, то задаю им несколько вопросов и спорю, что они не ответят ни на один из них. Первый: сколько промышленных анализаторов эксплуатируется на вашем заводе? Второй: сколько из них находится в работе, а сколько в ремонте? Третий: сколько в год тратит предприятие на их обслуживание? Как правило, я выигрываю этот спор.

Хороший нефтеперерабатывающий завод – это порядка 500 анализаторов, средняя стоимость анализатора 100 тыс. долл. Стоимость обслуживания – 10 % от стоимости парка – это огромные деньги. Представьте, вы – хозяин завода, покупаете очень дорогой прибор, он работает, а лаборатория показывает, что прибор выдает неверный результат. При валидации (процесс проверки достоверности) анализаторы обмениваются информацией: один говорит другому: «я измерил и получил определенный результат», а другой отвечает: «я померил, должно быть то же самое, но не сходится». Интернет вещей применительно к химическому анализу – это интегрированная система поточного анализа в рамках производства. Этот процесс активно внедряется на Западе. В России я знаю только одну компанию, которая разработала концепцию автоматизации производства 0- Газпром нефть.

– С вступлением в силу ФЗ 219 о выбросах в атмосферу, предприятия перерабатывающего комплекса должны быть оснащены самыми современными автоматизированными системами непрерывного контроля выбросов загрязняющих веществ. На что следует обращать внимание при выборе системы контроля?

– Надо учитывать несколько критериев: достоверность результата, надежность системы, качественная передача информации и, что очень важно для российских предприятий, низкая стоимость владения. Зачастую появляется искушение купить более дешевую систему. Но нужный уровень экспертизы, который позволяет спрогнозировать последствия, у заказчика есть не всегда. Например, крупный завод закупил, установил и ввел в эксплуатацию дорогое оборудование. По истечении полугода его работы понадобился ремонт и оказалось, что стоит этот ремонт примерно столько же, сколько полная система, поставленная нашей компанией. Поэтому такой фактор, как низкая стоимость владения системой оборудования, нужно принимать во внимание в первую очередь.

– В качестве еще одного критерия Вы назвали достоверность. Как потребитель может проверить достоверность самостоятельно?

– Сегодня уже существуют наработанные научным сообществом критерии и требования к измерениям. Свое выражение они нашли в ряде документов, во-первых, в сборниках наилучших доступных технологий (НДО). Это не истина в последней инстанции, в те же НДО может быть внесена одна система, потом другая, третья. Тем не менее, к заказчику уже поступает информация. Во-вторых, готовятся нормативные документы – ГОСТы, но они в нашей стране имеют рекомендательный характер. Важно, чтобы крупные компании начали делать экспертизу проекта. Влияние инженерного сообщества, опора на нормативные документы и привлечение сторонней экспертизы – те инструменты, которые призваны помогать заказчику. Из кулуарных бесед заметно, что общей тенденцией становится серьезный подход к штрафам. В Минприроды и Росприроднадзоре уверяют, что это будут очень высокие коэффициенты. Плюс к этому уже сейчас работают финансовые механизмы, поощряющие предприятия внедрять современные системы контроля.

– Говоря о надежности работы системы, что может выступать ее гарантом?

– Заказчик может достаточно просто сделать выводы о надежности приобретаемого оборудования. Один из проверенных факторов наработка на отказ. Либо производитель предоставляет эту информацию, либо нет. Второе – срок эксплуатации. Если производитель заявляет, что эксплуатация оборудования возможна в течение 15 лет, это серьезное заявление.

Еще один хороший индикатор – наличие сервисной службы. Даже у самых крупных игроков рынка такая служба зачастую отсутствует. В Emerson работают 7 специализированных сервисных инженеров по аналитике. Это говорит о том, какие ресурсы компания может предоставить, чтобы решить проблему заказчика. Если у поставщика высококлассного оборудования нет сервисной организации в России, то сервисный инженер должен приехать. Это долго и дорого. Такой подход ведет либо к простою оборудования, либо к неконтролируемым выбросам, либо к штрафам.

Следующий индикатор – это наличие склада запчастей. Ни для кого не секрет, что привезти в Россию оборудование из-за рубежа комплектно – это не очень сложно, т.к. у всех есть сертификаты и декларации. Если речь идет о модуле, который к тому же нечасто ломается, то провести таможенное оформление достаточно сложно. В результате, если оборудование сломалось, налаживается коммуникация с поставщиком, на этом теряется время, выясняют причины, для этого нужен сервис-инженер, а его нет. После выяснения причины нужно получить запасные части, их заказ и доставка тоже занимают время, но помимо этого на данном этапе снова необходим сервис-инженер. Этот путь для компании, которая представлена слабым сервисом в России, будет занимать месяцы, а предприятие будут штрафовать, оно понесет убытки.

Наличие сервисной службы, наличие склада запчастей, официальные документы по гарантийным обязательствам, по наработке на отказ, по сроку эксплуатации – это основные показатели того, что оборудование будет работать в бесперебойном режиме.

– Сервисное сопровождение – это платная услуга для заказчика?

– Зачастую мы предлагаем бесплатное авторское сопровождение в течение года, двух или трех лет. К сожалению, в нашей стране проблемами экологии занялись сравнительно недавно и квалифицированного персонала, который бы специализировался в этой области, очень мало. Это значит, что компания поставляет систему и в течение 5 дней обучаем персонал заказчика специфике работы с ней. Этого времени явно недостаточно, кроме того, на заводах идет «текучка», люди уходят на более высокие позиции. Поэтому обучение сотрудников – это не панацея. Мы готовы сопровождать наш проект в течение какого-то времени. Все проблемы, если они вдруг случатся, мы берем на себя, в случае неполадок наш инженер приедет и устранит их. Это 1-й уровень «обороны». 2-й уровень – это расширенная гарантия. Если она подписывается на 5-7 лет, то все проблемы решаем мы. Это, конечно, дороже, но не на 100 %, как в описанном выше случае, который имел место в реальной практике.

– Выступая с докладом на конференции, прошедшей месяц назад в Гааге, Ваш коллега удивился температуре – 25 0С в Челябинске. Но это совсем незначительная температура для российских зим, которые длятся у нас полгода. Upstream, да и downstream, смещаются в северные регионы, где аномально низкие температуры. Ни США, ни Европа в таких условиях не работают. Есть ли у Emerson предложения, разработанные специально для российских компаний?

– У Emerson есть датчики химической загазованности, которые работают при -60 0С. в планах создание производства датчиков загазованности в Челябинске, завод должен открыться в ближайшие пару лет.

У нас локализован инжиниринг: как и какими средствами нужно мерить, какова архитектура системы, какие компоненты предпочтительнее включать – это все делается в России. Мы адаптируем российские решения для российского рынка. Так, решения по мониторингу газовых выбросов из фиксированных источников – это решение оригинальное, оно разработано в России.

Сегодня спектр решений огромен. Для всеобъемлющего решения нужно сочетание экологических постов для мониторинга воздуха в санитарно-защитной зоне, например, по периметру или на линии, разделяющей предприятие и город, безусловно нужен мониторинг выбросов из фиксированных источников.

– О каком поколении приборов мы сегодня говорим?

– У нас есть прибор, которого больше нет ни у кого, это 7-8 поколение. А следующий революционный этап будет связан с изменениями в области поточного анализа. Произойдет насыщение приборов вычислительными средствами. Существуют такие методы анализа, которые требуют гигантских вычислительных мощностей, это приборы с так называемым Фурье-преобразованием. Такой прибор несколько лет назад мог стоить 2 млн долл, сейчас он стоит 500 тыс., т.е. такие приборы станут более доступными и более распространенными. В обозримом будущем вычислительные возможности поточного анализа приобретут широкое распространение и будут активно использоваться на большинстве предприятий.



– Если говорить о газоанализаторах, какие основные тенденции существуют сегодня на рынке?

– Основная тенденция идет на углубление нефтепереработки и на внедрение более сложных процессов. В нефтехимии каждый передел увеличивает стоимость продукции примерно в два раза. Если мы проходим путь от природного газа до полиэтилена, то стоимость возрастает в 20 раз. Процессы усложняются, а чем сложнее они становятся, тем больше требуется поточных анализаторов. Т.е. рынок развивается, оборудование усложняется, компании становятся все более требовательными к инжинирингу.


- Какой процент в цене оборудования составляет инжиниринг?

- После установки на предприятии заказчик часто говорит, что одно оборудование хорошее, другое – плохое. Но выясняется, что и то и это - хорошее. Просто над одним потрудились и провели инжиниринг:, написали хорошую инструкцию по эксплуатации, рассказали как собрать - это часть инжиниринга. Если сравнивать Россию и Запад, то у нас инженерный труд не очень дорогой, иной раз откровенно дешевый. Поэтому в России этот процент меньше. На Западе стоимость инжиниринга доходит до 60%.

- С какими трудностями приходится сталкиваться при работе на российском рынке?

- Трудна ментальность. В России мы слышим сожаления по поводу принятия закона, заставляющего вводить новое оборудование, призванное сохранить экологию. Чаще всего российские компании хотят купить более дешевое оборудование, что называется, «для галочки».

- Как же ломать такой подход?

- Разъяснительными работами, дискуссией с заказчиками. Я вижу положительную тенденцию: ментальность все же меняется. То, о чем я говорил выше, это свойственно людям более старшего возраста, молодые управленцы и специалисты – это уже люди другого формата, с ними можно говорить, как с европейскими заказчиками.

- Что нужно сделать российским предприятиям, чтобы максимально приблизиться к уровню 1-го квартиля?

- Автоматизировать все процессы, включая потребление электроэнергии, работу персонала и другие направления, по которым считается эффективность производства. Предприятиям необходимо выстроить все процессы таким образом, чтобы затраты оказывались минимальными и автоматизация этому способствует. Одна и та же установка с использованием автоматизированной системы, на проценты улучшает качество продукции, потребление топлива и энергии.

- Насколько далеко продвинулись в вопросе автоматизации предприятия, и хорошо ли они оснащены современным оборудование?

- Нельзя говорить, что у нас уровень тех же штатов, но прогресс на лицо. Если в середине 90-х гг. глубина переработки была на уровне 60%, сейчас многие заводы подбираются к 90%.

- Какие решения для оптимизации производства вы сегодня можете предложить в России?

- Оптимизация, это не только приборы, но также и системы управления и даже надсистемы управления - Advance Process Control system - моделирующие системы, которые позволяют оптимизировать работу одной установки или комплекса.

В России такую систему усовершенствованного управления технологическими процессами (СУУТП) компании Emerson внедрили на Московском НПЗ.

Автор:



Александр Моев
директор по продажам аналитического оборудования Emerson Automation Solutions, ООО «Эмерсон»



Статья «На пути к эффективности первого квартиля» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, Апрель 2018)

523289Код PHP *">
Читайте также