USD 107.1758

-0.57

EUR 112.8019

-1.51

Brent 73.37

+1.54

Природный газ 3.076

-0.13

19 мин
10939

Проблемы менеджмента крупнейших мировых фирм в условиях цифровой трансформации

Статья посвящена проблемам менеджмента ведущих международных фирм в условиях цифровой трансформации.

Проблемы менеджмента крупнейших мировых фирм в условиях цифровой трансформации

Цифровая трансформация мировой экономики ведет к глубоким переменам, которые по своей масштабности и возможным последствиям являются беспрецедентными. Развитие информационно-коммуникационных технологий привело к стремительному изменению всей структуры и характера мировой экономики, рынков товаров, услуг и рабочей силы, бизнес-моделей многих компаний, порядку функционирования финансовых рынков.

Общий размер электронной коммерции B2b и b2C во всем мире в 2016 году оценивается примерно в 16 триллионов долларов, из них на долю b2C приходится около 1,8 трлн долл. Глобальный рынок цифровых товаров и услуг оценивается в 4,4 трлн долл. в 2013 году, таким образом, общий размер цифровой экономики оценивается в 20,4 трлн долл., что эквивалентно примерно 13,8 % всех продаж в мировой экономике.

При численности населения Земли в 7,593 млрд человек в 2017 г., общее число интернет-пользователей в 2017 г. составило 4,021 млрд чел., количество пользователей социальных сетей превысило 3,196 млрд чел., около 5,14 млрд мобильных абонентов в мире, причем около 73 % из них (3,8 млрд человек) проживают в развивающихся странах.

В свою очередь, эти изменения влияют на структуру и функционирование рынков. Экономика цифровых платформ быстро растет, обеспечивая онлайн-рынки для информации (например, Google, Facebook), товаров (например, Amazon, eBay) и услуг (Uber, Airbnb и др.). В цифровой экономике резко растет значение нематериального капитала (интеллектуальная собственность, алгоритмы, программное обеспечение, данные) по сравнению с материальными активами (OECD, 2018). Снижение затрат на сбор, хранение и управление данными облегчило обработку количества данных, что привело к все более «ориентированной на данные» экономике, где сами данные являются наиболее ценным достоянием.

Шесть ключевых технологий являются важнейшими для современной цифровой трансформации: мобильные технологии, облачные вычисления, большие данные, бизнес-аналитика, социальные сети, искусственный интеллект.

Происходит изменение всей деятельности международной фирмы с учетом технологических инноваций, повышения значения ИКТ и цифровых аспектов в деятельности компании, резкого роста технологического прогресса и дальнейшей цифровизации глобальной экономики. Цифровая эпоха меняет динамику и содержание процессов глобализации и регионализации, адаптируясь к этим реалиям, крупнейшие компании изменяют подходы к управлению своими международными операциями. Используя цифровые платформы и инструменты, они могут продавать на быстрорастущих рынках, поддерживая виртуальные команды, работающие через Интернет в режиме реального времени. Компании пересматривают свои продуктовые линейки, активы, конкурентные стратегии и организационные структуры.

Уникальность цифровой трансформации экономики помимо темпов развития и широкого охвата, заключается в растущей гармонизации и интеграции большого количества различных научных открытий и технологий.

Информационные технологии существенно изменили потребительские привычки, жизненные стандарты и систему приоритетов, модель и структуру потребления.

Цифровая трансформация привела к появлению новых продуктов и услуг. Большие данные позволяют фирмам внимательно отслеживать и оптимизировать свои операции не только путем сбора больших объемов данных по всем производственным процессам или этапам предоставления услуг, но и работе с клиентами при размещении заказов, позволяя им устранять ошибки, сокращать запасы и ускорять доставку. предоставляя потребителям более персонализированные продукты и услуги. Использование инноваций, основанных на данных, может повысить производительность труда на 5-10 % по сравнению с не пользователями (OECD, 2015d).

Широкое использование Интернета для ведения бизнеса, отделение физических потоков от информационных потоков, приводит к тому, что вертикальная интеграция становится ненужной. Происходит дробление производственных и бизнес-процессов плюс изменение в структуре и менеджменте компаний.

Видеоконференции, мессенджеры, социальные сети и электронная почта, позволяют топ менеджменту компании в режиме реального времени с минимальными издержками руководить деятельностью своих подразделений по всему миру. Умелое использование возможностей Интернета позволяет минимизировать транзакционные издержки. Доступность новейших технологий позволяет работать на международных рынках даже средним и мелким компаниям, при условии, что они располагают уникальными конкурентными преимуществами.

На деятельность крупнейших фирм серьезно влияет так называемый эффект платформы, при котором организации, основанные на цифровых технологиях, создают сети, соединяющие продавцов и покупателей широкого ассортимента продукции и услуг, повышая таким образом доходы за счёт эффекта масштаба. Эффект платформы приводит к концентрации нескольких мощных платформ, доминирующих на своих рынках. Преимущества этого очевидны, особенно для потребителей: более высокая потребительская ценность, больше удобств и низкая себестоимость.

Появление цифровых ТНК

Компании, действующие в области информационно-коммуникационных технологий, вышли на первый план, опережая прежних лидеров, например автомобильные фирмы, по темпам роста продаж, норме и массе прибыли, рыночной капитализации, размерам слияний и поглощений, занятости.

Под цифровыми ТНК автор понимает компании, оперирующие в глобальном масштабе в сфере цифровых технологий, как в сфере товаров и услуг, у которых большая часть оборота связана с цифровой деятельностью. Это компании как товарного сектора экономики, так и компании сектора услуг, большая часть дохода которых связана с Интернетом и цифровыми технологиями.

К цифровым ТНК можно отнести такие компании, как американские Apple, Alphabet, IBM, Facebook, Twitter, Cognizant Technology, General Electrc, Hewlett Packard Enterprise, Dell Technologies, eBay, Amazon.com, Microsoft, Oracle, Netflix, Adobe Systems, Salesforce.com; китайские Tencent Holdings, Baidu, Lenovo Group, Huawei, Xiaomi; индийские Tata Consultancy Services, Infosys, Wipro; французская Capgemini , немецкие SAP, Infineon, Siemens; японские Sony, Fujitsu; тайваньские Hong Hai, Quanta, Microtek; южнокорейская Samsung.

Благодаря Интернету появились новые крупные компании – Google, Facebook, Amazon, Twitter и различные облачные сервисы. Интернет-торговля упразднила множество рабочих мест непосредственно и еще больше – косвенно. Благодаря Интернету радикально меняется работа в сфере логистики и закупок. Интернет сделал приобретение товаров более эффективным и породил больше конкуренции, что привело к снижению цен. Исключительно эффективная система дистрибуции Amazon заменила собой розничные магазины и их сотрудников. На складах компании вместо людей работают роботы.

Google, Faceboor и Twitter эффективны и способны получать сверхприбыли с достаточно небольшим количеством персонала.

Высокопроизводительные интернет-компании демонстрируют в пять-десять раз более высокие продажи по сравнению с другими фирмами.

Формирование глобальных трендов в ИКТ меняет характер операций ведущих фирм

Развитие информационно-коммуникационных технологий привело к стремительному изменению всей структуры и характера мировой экономики, рынков товаров, услуг и рабочей силы, бизнес-моделей многих компаний, порядку функционирования финансовых рынков.

Среди важнейших цифровых технологий, влияющих на деятельность крупнейших фирм, различных отраслей, – мобильный интернет; большие данные, облачные технологии. В обозримом будущем деятельность и менеджмент фирм будут определять интернет вещей; искусственный интеллект и автоматизация умственного труда; автономные или почти автономные движущие средства; трехмерная печать; робототехника. Интернет вещей и использование больших данных, генерируемых прежде всего датчиками и сенсорами, установленными на оборудовании и товарах, приведет к серьезнейшим переменам в процессе промышленного производства и разработке новых товаров и услуг для большинства отраслей.

Основным фактором положительных преобразований является цифровая трансформация бизнеса, то есть применение информационных технологий для повышения эффективности коммерческих процессов. Обычно мотивом для внедрения новых ИТ в бизнесе является конкуренция и стремление снизить издержки, найти новые точки роста и ускорить рост бизнеса. Исследование Forbes Insights и HDS показало, что это действительно обеспечивает бизнесу конкурентные преимущества. Однако это работает только в тех компаниях, где существует гармония между людьми, процессами и технологиями. Другими словами, недостаточная квалификация сотрудников или неправильно организованные процессы сводят на нет потенциал цифровой трансформации.

Данные являются источником и драйвером преобразований. Без раскрытия потенциала накопленных данных нельзя достичь целей, поставленных в процессе цифровой трансформации.

Цифровая трансформация уже заметно влияет на развитие бизнеса, хотя ее потенциал еще не раскрыт полностью. Трансформация должна иметь наивысший приоритет, а не выполняться по «остаточному принципу». Инвестиции в цифровую трансформацию в ближайшие два года будут иметь наивысший стратегический приоритет вместе с расширением возможностей аналитики и работы с данными. Главным стимулом для запуска цифровой трансформации является переход на новые бизнес-модели.

Цифровая трансформация должна осуществлялась в масштабе всей компании с активным участием всех подразделений. Персонал и технологии являются неразделимыми понятиями, иначе цифровая трансформация «увязнет» в неприятии и некомпетентности сотрудников.


Цифровизация, большие данные и интернет вещей изменяют характеристики всей деятельности фирм различных отраслей, в том числе и традиционных

Цифровая трансформация уже привела к переменам во многих отраслях и секторах, как в самом продукте, так и способе его создания. При этом во многих товарах резко выросла доля информационной составляющей. Ярким примером радикальных перемен под влиянием цифровизации является автомобилестроительная отрасль. Меняется само понятие мобильности, абсолютно перестраиваются технологии и производственный процесс, уже в настоящее время стоимость информационного продукта в автомобиле превышает 50 %.

Цифровизация привела к тому, что в стратегическом менеджменте международных фирм возросло значение правильной формулировки стратегии развития с учетом формирующихся глобальных тенденций в экономике и обществе.

Для менеджмента фирм возрастает значение выбора оптимального направления стратегического развития в технологическом и товарном плане на среднесрочную перспективу.

Глубокие демографические изменения, внедрение технологических инноваций (автоматизация производства, робототехника, трехмерная печать, цифровые технологии и др.), глобальный аутсорсинг изменяют положение дел в основных секторах экономики. Институтом глобальных исследований McKinsey составлен список, включающий 12 ключевых технологий будущего, а именно: мобильный интернет; интернет вещей; автоматизация умственного труда; автономные или почти автономные движущие средства (прототип таких беспилотников – электрическая самоуправляемая машина от Google); передовая геномика; облачные технологии; хранилища энергии; трехмерная печать; робототехника; материаловедение; новые методы добычи нефти и газа; возобновляемые источники энергии (солнце, ветер, вода и другие).

Все больше менеджмент в ведущих компаниях будет меняться под влиянием искусственного интеллекта. Искусственный интеллект достиг существенных успехов благодаря стремительному росту вычислительных мощностей и доступности колоссальных объёмов данных: от программного обеспечения для открытия новых лекарственных средств до алгоритмов, предсказывающих культурные предпочтения потребителей.

Такие приложения, как Siri от компании Apple, дают первое представление о мощности одной из подсистем искусственного интеллекта – AI Field, так называемых интеллектуальных консультантов. Личные интеллектуальные консультанты, появившиеся на рынке в 2016 г., делают записи и отвечают на запросы пользователей. Распознавание голоса и искусственный интеллект развиваются с такой скоростью, что беседа с компьютером вскоре станет нормой. Все возрастающая часть работы менеджеров, особенно среднего звена, будет выполняться с помощью искусственного интеллекта. Это особенно касается компаний, работающих в отраслях со стандартными коммодизированными товарами. Распознавание голоса и искусственный интеллект развиваются с такой скоростью, что вскоре станет нормой использование их в организации офисной работы.

На производственный и операционный менеджмент разных отраслей все существеннее влияют достижения, связанные с информационными технологиями. Технология трехмерной печати и другие способы так называемого аддитивного производства изменяют производственный менеджмент компаний, связанных со сложными инженерными товарами. Опыт таких компаний, как технологические конгломераты General Electric, Siemens, автомобильные Ford, Toyota, Volkswagen, компьютерная Hong Hai, говорит, что для многих продуктов стандартные конвейеры можно будет сильно сократить, используя роботы, 3D-принтеры и аутсорсинг. Интернет вещей, роботы и 3d-принтеры уже меняют построение всех глобальных цепочек создания стоимости. Четвёртая промышленная революция создаёт проблемы в сфере управления компаниями, а также в сфере труда и производства. Инновации и прорывные технологии одновременно как положительно, так и отрицательно влияют на жизненные стандарты и благосостояние людей, максимальные преимущества от их введения достаются потребителю. Благодаря четвёртой промышленной революции появились новые продукты и услуги, которые практически бесплатно улучшают жизнь потребителей. При этом сокращается спрос на рабочую силу средней квалификации, встает вопрос о платежеспособном спросе для компаний многих отраслей.

На менеджмент компаний влияет так называемый эффект платформы, при котором компании, основанные на цифровых технологиях, создают сети, соединяющие продавцов и покупателей широкого ассортимента продукции и услуг, повышая таким образом доходы за счёт эффекта масштаба. Эффект платформы приводит к концентрации нескольких мощных платформ, доминирующих на своих рынках. Преимущества этого очевидны, особенно для потребителей: более высокая потребительская ценность, больше удобств и низкая себестоимость.

Дистанционные информационные технологии позволяют создать совершенно новый тип конкурентных преимуществ, резко снижающие или вообще убирающие информационные барьеры между странами. Развитие информационных технологий позволяет увеличить международный обмен ресурсами, прежде всего нематериальными. Так, перенос рабочих мест в другие страны по договору на аутсорсинг создает дополнительный спрос на информационные интернет-услуги и позволяет международным фирмам сэкономить на социальных расходах на рабочую силу, нанимаемую по такой дистанционной схеме.

Реорганизация производства и распределения вокруг ИКТ позволила применить новые процессы, процедуры и организационные структуры, что, в свою очередь, привело к устойчивому росту производительности, качества и оперативности. Применение цифровых технологий, аутсорсинг и фрагментация бизнес-операций крупнейшими фирмами привела к постепенной трансформации в 2000-х гг. глобальных товарных цепочек в глобальные цепочки создания стоимости (ГЦСС).

Цифровая трансформация ведет к резкому возрастанию значения знаний, интеллектуального капитала, талантов в деятельности ТНК

Тенденцией стало создание единицы ценности с меньшими затратами на рабочую силу. Особое внимание уделяется развитию человеческого потенциала, при этом благодаря цифровым платформам постепенно формируется глобальный рынок труда. Наиболее важными ресурсами развития в современном мире становятся наиболее мобильные факторы – интеллект и финансы. При этом Китай и Индия становятся очень важными источниками талантов для разработки новых продуктов и процессов. Эта тенденция привела к перестройке системы глобальных НИОКР и развитию межстрановой специализации, широкому применению стратегических альянсов при проведении НИОКР. Например, команда разработчиков продуктов Microsoft в Хайдарабаде (Индия), разрабатывает программное обеспечение в соответствии со спецификациями своих коллег из Редмонда (США, штат Вашингтон).

Привлечение наиболее талантливых и подготовленных сотрудников, их мотивация приводят к очень высоким экономическим показателям, особенно в высокотехнологичных отраслях. Amazon, Google, Faceboor и Twitter эффективны и способны получать сверхприбыли с небольшим количеством персонала. В 2017 г. у Google было 80 110 сотрудников, а оборот составил 110,85 млрд долл., или 1,38 млн долл. на одного специалиста. Похожие результаты демонстрируют Apple, Microsoft, Facebook, Amazon и подобные цифровые компании. Это значит, что высокопроизводительные цифровые ТНК имеют в пять-десять раз более высокие продажи по сравнению с другими фирмами.


Цифровая трансформация глобальной экономики привела к возрастанию значения эффективной деятельности высшего руководства по изменению операций и менеджмента крупнейших фирм традиционных отраслей

Вновь встает вопрос о степени диверсификации бизнеса и выживании конгломератов, а также об искусстве менеджмента, состоящем в том, чтобы прочувствовать динамику всех протекающих процессов. Ошибки с реализацией стратегии в условиях цифровой трансформации приводят к огромным потерям даже крупнейших солидных фирм, положение которых казалось незыблемым.

Яркими примерами попытки адаптации глобальных сверхкрупных фирм к цифровой трансформации являются крупнейшие промышленные конгломераты General Electric (GE) и Siemens. Siemens и GE борются за контроль над интернетом вещей и рынком индустрии 4.0. GE разработала и начала маркетинг Predix несколько лет назад, в то время как Siemens объявила о расширении Mindsphere для всех бизнес-секторов только в конце 2017 г. Эти различия имеют логические причины. Siemens имеет децентрализованную структуру, а GE более централизована. Но процесс цифровой трансформации идет нелегко.

GE инвестировала 5 миллиардов долларов с 2013 года в цифровой бизнес и создание интернета вещей на основе широчайшего применения электронных сенсоров и аналитических вычислений для промышленного оборудования, после ряда болезненных и не очень успешных попыток трансформации GE, которые предпринял CEO Джеффри Иммельт, начиная с 2001 года, когда он стал преемником знаменитого Джека Уэлча. В ходе этих попыток стратегической трансформации GE в условиях роста цифровой экономики была предпринята попытка изменить радикально структуру операций конгломерата, у которого на долю финансовых операций приходилось в 2001г более 50 %, что в условиях новых требований законодательства по регулированию деятельности финансовых организаций могло стать для GE непосильнвым бременем, и было принято решение провести дивестиции его огромного подразделения кредитования GE Capital, телевизионной сети NBCUniversal и знаменитого бизнеса в сфере бытовой техники, переключая внимание конгломерата на технологии, здравоохранение и производство. Во время пребывания во главе конгломерата Иммельта GE купила французскую компанию Alstom. В 2017 г. GE получила одобрение антимонопольного ведомства США, чтобы объединить свой бизнес по производству нефтяного и газового оборудования с поглощаемой американской компанией Baker Hughes Inc.

Несмотря на значительные усилия по цифровой трансформации GE Иммельт не преуспел и передал компанию в 2017 г. новому руководителю Джону Фланнери в момент, когда стоимость акций GE снизились на 30 процентов, капитализация компании – на треть меньше, чем в 2001 г., когда он принимал руководство компанией от Джека Уэлча, в то время как капитализация компаний, входящих в индекс Standard & Poor's 500 (S&P 500), возросла более чем в два раза.

Попытки трансформировать традиционный постепенно угасающий бизнес в новое направление деятельности GE, создание цифровых продуктов, от датчиков в реактивных двигателях до программного обеспечения дополненной реальности, пока не привело к росту выручки. Компания GE будет стремиться к сокращению накладных расходов на 2 млрд долларов к 2019 году и увеличению прибыли до 2 долл. на акцию в следующем году.

В условиях цифровой трансформации для крупнейших компаний возрастает значение слияний и поглощений и оптимизации своих структур

В условиях обострения глобальной конкуренции важным принципом менеджмента международных компаний становится нахождение оптимального баланса между органическим ростом и другими инструментами управления конкурентоспособностью фирмы, в частности слияниями и поглощениями, и международными стратегическими альянсами. Для многих высокотехнологичных компаний именно слияния и поглощения выступают в качестве главного средства обеспечения роста на перспективных рынках и стратегической реконфигурации.

Инвесторы, ведущие предприниматели и руководители крупнейших фирм в полной мере оценили потенциал слияний и поглощений после серии из 212 крупных сделок по слияниям и поглощениям, реализованной Джеком Уэлчем во времена его руководства c 1981 г. по 2001 г. американским конгломератом General Electric. Это позволило вдохнуть жизнь в стареющего промышленного гиганта и увеличить его рыночную капитализацию в 12 раз за 10 лет. Не менее поразительные результаты были достигнуты в ходе серии слияний и поглощений, осуществленных в ходе трансформации деятельности германского концерна Mannesmann в конце 90-х годов 20-го века.

История развития крупнейших высокотехнологичных компаний подтверждает исключительную важность для них слияний и поглощений. Исторически сложилось так, что Apple использовала слияния и поглощения в качестве инструмента для совершенствования и улучшения своего доминирующего продукта в тот же день, сосредоточившись на переходе с персональных компьютеров на мобильные устройства, в частности смартфоны. На протяжении многих лет компания потратила огромные суммы на то, чтобы покупать технологии стартапов и интегрировать их в экосистему Apple. Apple за период с 1996 г. по 2017 г. осуществила 97 сделок по приобретениям, другая крупнейшая компьютерная фирма Microsoft – 196 сделок по приобретениям за период с 1996 г. по 2018 г.

В последнее время все активнее слияния и поглощения реализуют ТНК из быстрорастущих экономик, особенно китайские ТНК.

Глубокие изменения цифровая трансформация вызовет в нефтегазовом бизнесе

Цифровизация дает возможность радикально трансформировать бизнес, создать принципиально новые бизнес-модели и обеспечить высокий уровень эффективности деятельности компании, который традиционными способами уже не достичь. Это касается и добычи, и переработки нефти. Не все технологии, развиваемые в рамках «Индустрии 4.0», одинаково актуальны для нефтегазовых фирм. Среди наиболее перспективных и значимых – промышленный интернет, большие данные, моделирование, искусственный интеллект, симуляторы, а в отдаленной перспективе – роботизированные комплексы. В то время как стандартные операции могут передаваться роботам, возрастет значение бизнес-аналитики, больших данных, связанных с геологоразведкой и эксплуатацией скважин, анализом данных, управлением надежностью и эффективностью компании. Большое значение может иметь применение когнитивных технологий в анализе данных геофизических исследований скважин. Ключевое значение для цифрового бизнеса в нефтегазовой сфере имеет обеспечение кибербезопасности. Искусственный интеллект позволяет расширить применение роботов, которые традиционно ограничиваются монотонными задачами, требующими скорости, точности и ловкости; более автономные и гибкие роботы с поддержкой AI будут становиться все более важными для логистики и производства. Использование комбинации аналитики, больших данных, облачных вычислений, интернета вещей приведет к существенному росту производительности. Например, автономные буровые установки могут повысить производительность добычи на 30-60 % (школа Citigroup-Oxford Martin, 2015).

В переработке и логистике цифровая трансформация позволят провести оптимизацию производственной деятельности на основе ее моделирования и бизнес-аналитики, в финансовой сфере компьютерные аналитические программы призваны дать точный прогноз финансового поведения контрагентов для снижения вероятности задержек платежей.

Сегодня цифровая трансформация бизнеса становится ключевым фактором выживания компаний. При этом особое значение имеет грамотное управление ресурсами фирм. Цифровая трансформация мировой экономики как бросает серьезные вызовы, так и создает новые большие возможности. Как эти возможности будут реализованы конкретными компаниями, будет зависеть от компетентности и эффективности высшего звена управления фирм.


Литература:

  1. Afuah, A. and Tucci, C.L. (2001), Internet Business Models and Strategies, McGraw‐Hill, Irwin, Boston, MA.

  2. Beath, C., Becerra-Fernandez, I., Ross, J., & Short, J. (2012). Finding value in the information explosion. MIT Sloan Management Review, 53, 18-20.

  3. Bouwman H, Nikou S., Molina-Castillo F., Reuver M., (2018) «The impact of digitalization on business models», Digital Policy, Regulation and Governance, Vol. 20 Issue: 2, pp.105-124.

  4. Constantiou, I.D., Kallinikos, J., (2015). New games, new rules: Big data and the changing context of strategy. Journal of Information Technology, 30 (1), 44-57.

  5. Christian, H., (2013). Big data and the creative destruction of today’s business models. AT Kerney, [Электронный ресурс]. URL: http://www. atkearney. fr/ strategic-it/ideas-insights/article/-/asset_publisher/LCcgOeS4t85g/ content/big-data-and-the-creative-destruction-of-today-s-business- models/10192 (дата обращения: 27.03.2018).

  6. Hayashi, A. M. (2014). Thriving in a big data world. MIT Sloan Management Review, 55, 35-39.

  7. Henke N., Libarikian A., Wiseman B. (2016) Straight talk about big data Article McKinsey Quarterly October 2016. [Электронный ресурс].URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/digital-mckinsey/our-insights/straight-talk-about-big-da... (дата обращения: 15.03.2018).

  8. https://www.statista.com/statistics/254266/global-big-data-market-forecast / [Электронный ресурс] (дата обращения: 30.03.2018).

  9. McKinsey Global Institute. 2015. «The Internet of Things: Mapping the Value Beyond the Hype». Executive Summary. June. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mckinsey.com/media/McKinsey/Business Functions/McKinsey%20Digital/Our (дата обращения: 22.03.2018).

  10. Zott, C., Amit, R. and Massa, L. (2011), «The business model: recent developments and future research», Journal of Management, Vol. 37 No. 4, pp. 1019-1042.

  11. Аоки М. Корпорация в условиях растущего многообразия: познание, руководство и институты. – М.: Из-во Института Гайдара, 2015. – С.115-116.

  12. Конина Н.Ю. (2012) Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире. – М.: Проспект, 2012. – 368 с.

  13. Конина Н.Ю. Шестой технологический уклад и менеджмент современных компаний // Вопросы экономики и права. 2014. № 69. С. 43-46.

  14. Макграт Р.Г. Конец конкурентного преимущества. – М: БИНОМ, Лаборатория знаний. – 2014. – 248 с.


Факты:

  • 16 трлн долл. общий разер электронной коммерции B2b и b2C в мире в 2016 г.

  • 4,021 млрд человекобщее число интернет-пользователей в 2017 г. в мире при численности населения 7,593 млрд

  • 50 % стоимости автомобиля составляет информационный продукт

  • 12 ключевых технологий будущего включены в список Института глобальных исследований McKinsey

  • 1,38 млн долл. составил оборот Google в 2017 г. на одного специалиста, а их в компании работало 80 110 человек

  • 5 млрд долл. инвестировала компания GE с 2013 года в цифровой бизнес и создание интернета вещей на основе широчайшего применения электронных сенсоров и аналитических вычислений для промышленного оборудования



Статья «Проблемы менеджмента крупнейших мировых фирм в условиях цифровой трансформации» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№7, Июль 2018)

Авторы:
Комментарии

Читайте также