Интернет - портал
Маркет
Деловой Журнал
Пишем о технологиях, которые двигают отрасль
Повышаем продажи, продвигая бренд
Отражаем научный взгляд на энергетику будущего
вперед
Реклама. ООО «Нефтегаз.РУ интернэшнл» ИНН 7709872572
Реклама. ООО «Нефтегаз.РУ интернэшнл» ИНН 7709872572
Реклама. ООО «Нефтегаз.РУ интернэшнл» ИНН 7709872572

USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

9 мин
207

Ремонт на объектах трубопроводного транспорта

В работе рассматривается концепция использования ПЭВМ для автоматизации процедуры интерпретации результатов контроля за системой МРО строительного производства (количественных и качественных данных). С функциональной точки зрения под автоматизированным контролем за системой МРО понимается информационная технологическая процедура, которая осуществляет анализ результатов наблюдений с целью их интерпретации, используя понятия некоторой конкретной узкоспециализированной предметной области и знания специалистов об этой предметной области. Применяемый метод интерпретации может быть основан на определенной системе правил, близких по форме к правилам, используемым экспертами, что позволит обеспечить относительно подробное представление знаний и возможность объяснения полученных результатов на понятном пользователю языке.

Ремонт на объектах трубопроводного транспорта

Эффективность контроля за материально-ресурсным обеспечением (МРО) строительного производства в значительной степени связана с общим уровнем автоматизации. Современные средства вычислительной техники, в частности персональные компьютеры, позволяют не только автоматизировать сбор информации о состоянии системы МРО строительного производства, но и осуществлять моделирование исследуемых процессов, изучение которых традиционными средствами затруднено или невозможно. Решению этих вопросов служат интеллектуальные диалоговые системы анализа результатов наблюдений – системы принятия решений.

Конечной целью анализа системы МРО является интерпретация получаемых результатов наблюдений за исследуемым процессом. Под интерпретацией результатов наблюдений подразумеваем сравнение их с существующей суммой эмпирических и теоретических знаний с целью получения в результате такого сравнения новых знаний. Обобщенно-содержательная часть новых знаний может быть выражена утверждениями следующих типов: совокупность полученных в результате наблюдения и контроля данных полностью согласуется с существующей совокупностью знаний о процессе; для согласования некоторой группы результатов наблюдения и контроля с совокупностью знаний о процессе требуется внести в эти знания такие-то изменения; для того чтобы понять причины расхождения некоторой группы результатов наблюдения и контроля за системой МРО с совокупностью имеющихся знаний о процессе требуется провести такие-то дополнительные исследования.

Структура обобщенной системы анализа результатов наблюдения за объектом исследований и поддержки принятия решений экспертом состоит из следующих функциональных блоков: согласованная (рабочая) модель объекта исследований; априорная «текущая» модель объекта исследований; модель «наблюдаемых» данных; анализ противоречий; «наблюдаемые» данные в стандартном представлении; дополнительная обработка данных; формирование модели объекта исследования и «наблюдаемых» данных; набор альтернатив для корректировки; блок дополнительной обработки «наблюдаемых» данных; база данных (знаний) предметной области; данные (знания); запрос; расчет не наблюдаемых параметров объекта исследования; корректирующие предположения; эксперт; база данных наблюдений; уточненная процедура прямых расчетов «наблюдаемых» данных.

Управление функционированием системы осуществляется «экспертом» – специалистом в соответствующей предметной области, который, выбирая из базы данных набор экспериментальных данных, инициирует формирование априорной «текущей» модели объекта исследований, модели наблюдаемых данных и организует их согласование с наблюдаемыми данными.

Одним из важнейших факторов организационно-технологической надежности функционирования строительно-монтажной организации является качественное и надежное обеспечение строительного производства технологическими ресурсами [1-3].

Ресурсное обеспечение производства ремонтных работ тесно взаимоувязано с основными организационно-технологическими подсистемами строительной организации. Оно зависит и в значительной степени определяет качество и организационно-технологическую надежность выполнения работ в установленный срок. Срыв или некачественные, некомплектные поставки технологических ресурсов (ТР) могут поставить под угрозу функционирование системы строительного производства .

Зачастую, при поставке на объект первичных материалов, снабжение сводится к выполнению поставок по валу, независимо от технологии работ. Конструкции же и готовые изделия должны подаваться непосредственно на строительную площадку для немедленного применения в дело, т.е. процесс снабжения должен быть синхронно увязан с календарным планом производства ремонтных работ, организационно-технологической последовательностью ведения процесса на строительной площадке.

В современных рыночных условиях особенно важно, чтобы процесс ресурсного обеспечения превратился в составную часть единого технологического процесса производства ремонтных работ – комплектацию объектов готовыми конструкциями для бесперебойной работы.

Сам процесс снабжения строительно-монтажных работ ресурсами определяется не только плановыми решениями, но и множеством стохастических конструктивных, технологических, организационных факторов, воздействие которых может существенно осложнить функционирование строительной организации [4-6]. К числу факторов, которые могут значительно повлиять на расход материалов при выполнении различных рабочих операций и процессов относятся климатические, районные и сезонные условия, способы и методы выполнения работ, применяемые материалы и т.п.

Автоматизированный расчет организационно-технологической надежности ресурсного обеспечения процесса производства ремонтных работ – один из возможных путей учета негативного воздействия случайных факторов на ход строительного производства.

Подобно комплексу производственных норм требуется развитие сметного нормирования ресурсов [7]. Действующие сметные нормы формируются, как правило, на основании производственных норм. В сметных нормах предусматриваются усредненные условия производства работ для наиболее распространенных технологических процессов и средств механизации, однако при этом учитывается весь комплекс процессов производства ремонтных работ на линейной части магистральных трубопроводов.

Объектные нормы разрабатываются при традиционной технологии на основе проектно-сметной документации отобранных для этой цели объектов-представителей, как правило, из числа отремонтированных объектов, дифференцирование по отдельным отраслям и подотраслям промышленности. Действующие объектные нормы периодически пересматривались и заменялись новыми по мере разработки более прогрессивных проектов производства ремонтных работ на линейной части магистральных трубопроводов.

На практике планы капитального ремонта и технического снабжения формируются практически одновременно, в условиях отсутствия полного перечня участков магистральных трубопроводов для ремонта, включаемых в титульные списки планируемого года. В связи с этим зачастую приходилось использовать средние отраслевые нормы расхода материалов, определяемые на основе объектных норм и внутриотраслевой структуры строительно-монтажных работ.

Подобный подход в современных рыночных условиях неприемлем, так как не отражает конкретной специфики подрядной организации, сложившихся в ней условий снабжения и производства ремонтных работ на линейной части магистральных трубопроводов.

Реальная возможность повысить надежность ресурсного обеспечения строительно-монтажных работ при ремонте участков магистральных трубопроводов – разработка автоматизированной системы ведения баз данных по снабжению объектов аналогов с возможностью не только формировать собственные объектные нормативы, но и в интерактивном режиме давать возможность анализа, коррекции факторов обеспечения организационно-технологической надежности ресурсного снабжения [8, 9].

Использование автоматизированной системы позволяет учесть конкретные факторы, определяющие надежность снабжения для каждой строительной организации: дополнительная потребность в материалах на объекты ремонта в сложных природно-климатических условиях; дополнительная потребность в материалах, связанная с производством работ в зимнее время; территориальное размещение объектов ремонта; обеспечение строительно-монтажных работ эффективными видами технологических ресурсов; внедрение достижений научно-технического прогресса в проектировании и ремонте и связанная с этим возможная экономия материалов; в необходимых случаях – изменение сметной стоимости ремонта; сложившиеся связи с поставщиками технологических ресурсов; наличие собственной ресурсной базы; учет взаимозаменяемости ряда материалов.

Автоматизированная система обеспечивает возможность оперативно проводить вариантные плановые расчеты, обоснованность которых подтверждается фактическими данными по объектам-аналогам конкретной строительной организации-производителя работ.

По мере совершенствования и расширения информационной базы и методов решения отдельных задач открываются возможности использования математических методов и все более активного внедрения средств вычислительной техники в практику обеспечения организационно-технологической надежности ресурсного снабжения.

Уровень технологических ресурсов (ТР) убывает в процессе производства ремонтных работ не с постоянной интенсивностью [10-12], т.е. темп производства строительно-монтажных работ (м/сутки) меняется во времени t по некоторому закону W = W(t). Введем в рассмотрение функцию, описывающую общее количество использованных к моменту


Функция является неубывающей кривой, так как В общем случае нам необходимо определить, в какие моменты данного периода T следует подавать заказ на ТР и каковы должны быть размеры партий, чтобы суммарные затраты на хранение были минимальными. Будем считать, что число партий N, приобретаемых за период T, известно заранее (например, два раза в месяц).

Обозначим моменты прибытия партий через t0, t1, ... , ti-1, ti, ti+1, ... , tN (начальный момент t0 = 0 и конечный момент tn = T, остальные моменты неизвестны). Размеры партий в моменты времени ti-1 и ti будут соответственно равны:


Стоимость хранения ТР за интервал [ti-1, ti+1] пропорциональна площади криволинейных треугольников, которую можно определить с помощью определенного интеграла:


который, очевидно, выражает разность площадей прямоугольника с ординатой V(ti) и криволинейной трапеции с основанием ti - ti-1.

Суммарные затраты Z за интервал времени [0, T] равны:


где C0 – накладные расходы, связанные с поставкой ТР (например, труб); C1 – ежедневная стоимость хранения единицы ТР (одной трубы).

Задача сводится к определению таких неизвестных ti (i = 1, 2, ... , N-1), для которых достигается минимум суммарных затрат Z:


Последнее выражение достигает минимума, если частные производные относительно ti (i = 1, 2, ... , N-1) равняются нулю, т.е.:


Таким образом, мы получили систему (N - 1) уравнений с (N - 1) неизвестными, решая которую, находим неизвестные ti (i = 1, 2, ... , N-1), т.е. моменты подачи и использования заказа, минимизирующие общие затраты.

Размеры поставляемых партий ТР Qi определяются из рекуррентных соотношений:


О числе заказов на период T можно сказать, что выбор N следует производить исходя из соотношений C0/C1. Отсюда следует, что если затраты по заказам C0 относительно высоки, то заказы подают реже и ТР доставляются большими партиями, если же высоки затраты хранения C1, то заказы следует подавать чаще и ТР будут поступать мелкими партиями. Отметим, что в случае использования определенного (например, аварийного) запаса ТР рассмотренная модель будет иметь свои особенности, связанные с тем, что потребность в ТР возникает не в определенные моменты времени (случай планирования капитального ремонта участка магистрального трубопровода), а в моменты наступления отказов, прогнозирование которых связано с использованием вероятностно-статистических методов моделирования.


Литература

1. Ширшиков Б.Ф. Организация, управление и планирование в строительстве. – М.: Ассоциация строительных вузов (АСВ), 2016. – 528 с.

2. Шаныгин С.И. Стратегическое управление организацией. Теоретико-методологический подход. – М.: Наука, 2011. – 188 с.

3. Субботин В.А., Миклуш А.С., Колотилов Ю.В. Мониторинг строительно-монтажных работ при ремонте магистральных газопроводов. – М.: Известия, 2016. – 548 с.

4. Юзефович А.Н. Организация, планирование и управление строительным производством. – М.: Ассоциации строительных вузов (АСВ), 2008. – 248 с.

5. Соколов Г.К. Технология и организация строительства. – М.: Академия, 2013. – 528 с.

6. Харитонов В.А. Основы организации и управления в строительстве. – М.: Академия, 2013. – 224 с.

7. Ермолаев Е.Е., Шумейко Н.М., Сборщиков С.Б. и др. Основы ценообразования и сметного дела в строительстве. – М.: Ассоциации строительных вузов (АСВ), 2009. – 136 с.

8. Бузырев В.В., Суворова А.П., Федосеев И.В. и др. Экономика строительства. – М.: Академия, 2010. – 336 с.

9. Бузырев В.В., Федосеев И.В., Гусев А.В. и др. Планирование на строительном предприятии. – М.: КноРус, 2010. – 536 с.

10. Загидуллина Г.М., Романова А.И., Гимадиева Л.Ш.Современные методы технико-экономического анализа деятельности в строительстве. – М.: Академия, 2011. – 208 с.

11. Kolotilov Yu., Arbuzov Yu., Reshetnikov A. et al. Expert Systems for the Construction Operations in the Information Environment. – New York: CreateSpace EStore, 2012. – 544 p.

12. Kolotilov Yu., Arbuzov Yu., Kuznetsov P. et al. Simulation of Construction Operations in the Analytical Systems. – New York: CreateSpace EStore, 2013. – 548 p.



Статья «Ремонт на объектах трубопроводного транспорта» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№12, Декабрь 2017)

Авторы:
549710Код PHP *">
Читайте также