USD 94.0742

+0.49

EUR 99.9341

+0.14

Brent 89.52

-0.42

Природный газ 1.683

-0

4 мин
909
0

Бурение на Новопортовском

Новопортовское НГКМ было открыто в 1964 г, но оценить его сырьевой потенциал и оптимальный способ разработки смогли лишь недавно, когда ученые СО РАН создали геологическую модель месторождения. Это сложное по геологическому строению разреза и характера нефтегазоносности месторождение, где толщина пласта достигает 29 м, а эффективный газонасыщенный интервал - 2,8 - 9,6 м. С 2012 г. это, по мнению геологов самое крупное месторождение на Ямале, разрабатывает компания Газпром нефть. Каковы особенности бурения на одном из самых северных месторождений нашей страны?

Бурение на Новопортовском

Расположение Новопортовского месторождения делает его уникальным. Наличие низкопроницаемых коллекторов, многочисленных тектонических нарушений, приводящих к высокой расчлененности залежей, а также мощная газовая шапка обуславливают эту уникальность и делают месторождение очень сложным для разработки. Специалистам приходится учитывать длительный период низких отрицательных температур и наличие многолетнемерзлых пород. Чтобы не растеплить их, при креплении ствола скважин применяют термокейсы – трубы с термоизолирующим покрытием.

Люди плюс технологии

Несмотря на все сложности в июле 2017 г. дочернее предприятие «Газпром нефти» «Газпромнефть-Ямал» установило рекордный для компании показатель скорости бурения горизонтальных скважин. Такого результата удалось добиться благодаря эффективной работе персонала и современным технологиям. Ежегодно растет профессионализм сотрудников, свою квалификацию повышают как супервайзеры на объектах, так и сотрудники подрядных организаций. Постоянно совершенствуются технологии, применяемые при бурении. Новопортовское месторождение расположено в регионе с суровым климатом и хрупкой экосистемой, поэтому сотрудникам промысла ежедневно приходится решать нестандартные задачи, что повышает уровень их компетенций. На Новопортовском НГКМ применяются самые современные технологии.

Для предотвращения растепления многолетнемерзлых пород используют термоизолирующие трубы. При бурении горизонтальных участков задействуются роторно-управляемые системы и комплекс каротажа в реальном времени. Бурятся многоствольные скважины, для заканчивания которых применяются бесшаровые системы. Так, в июле 2017 года было осуществлено строительство с лучшим результатом за 3,77 сут./1 тыс. м для скважин без пилотного ствола и с длиной горизонтального участка 1,5 тыс. м, что сопоставимо с лучшими показателями бурения наклоннонаправленных скважин в «Газпром нефти». По сравнению с предыдущим рекордом скорость бурения увеличилась на 16,2%. При целевом сроке 16,85 суток скважина № 4117 закончена за 14,5 суток. Общая проходка составила 3851 м.

В стиле лучших мировых стандартов

Эффективное использование новых технологий, конечно, невозможно без современного оборудования. При строительстве объектов на Новопортовском НГКМ используется именно такое оборудование, в частности применяется термостабилизирующая система ГЕТ. Она укладывается под фундамент и отвечает за поддержание заданного температурного режима вечномерзлых грунтов. С помощью системы ГЕТ возможно осуществлять температурную стабилизацию грунтов в самых недоступных местах, потому что охлаждающие элементы устройства расположены ниже поверхности грунта, а конденсаторный блок может быть вынесен от сооружения до 70 м.


С учетом лучших мировых стандартов, с использованием инженерных решений, которые минимизируют воздействие промышленного объекта на окружающую среду в сложных климатических условиях Арктики, осуществлялось и строительство нефтепровода от Новопортовского НГКМ до Приемо-сдаточного пункта. Трубы уложены на специальные подвижные опоры. Такая конструкция позволяет с одной стороны оградить слои многолетней мерзлоты от дополнительного теплового воздействия, а с другой – обеспечить надежную защиту трубопровода от повреждений в результате смещения оттаявшего грунта. Магистраль трубопроводов оборудована системами управления, обогрева и мониторинга в режиме реального времени. Это позволяет вести наблюдение за состоянием нефтепровода круглосуточно. А в случае поступления сигнала о возникшей проблеме оператор может дистанционно прекратить транспортировку сырья на определенном участке до устранения неполадок.

Также в конструкцию нефтепроводов уже на стадии проектирования заложены оленьи переходы. Они необходимы, чтобы для кочующих животных, трубопроводы не становились непреодолимым препятствием. Переход шириной порядка 150–200 м, высота 5 м. Такие размеры позволяют проводить стадо без помех.

Новопортовское оцифровали

Говоря о новых технологиях, применяемых на Новопортовсом, следует сказать о интегрированной цифровой модели самого месторождения. В Научно-техническом центре «Газпром нефти» создается комплексная цифровая модель НГКМ, которая объединит три ключевых блока данных – блок геологии и разработки месторождения, блок добычи, к которому относятся конструкции и глубинное оборудование скважин, и блок наземной инфраструктуры. На основании результатов математических расчетов новой модели будет сформирован комплекс оптимальных решений по дальнейшему развитию проекта «Новый порт».

Интегрированная цифровая модель позволяет быстро и надежно осуществлять планирование добычи, управлять режимами работы скважин и оптимизировать способы их эксплуатации. Она представляет собой объединенную IT-систему, собранную на единой платформе и включающую в себя цифровые гидродинамические модели продуктивных пластов, детальные модели нефтедобывающих и газонагнетательных скважин, модель системы сбора углеводородной продукции из скважин и системы закачки газа в пласты. В процессе работы интегрированной цифровой модели каждая составляющая системы обменивается информацией с другими частями, благодаря этому можно вычислять уровень добычи нефти и газа как по отдельным скважинам, так и по месторождению в целом, учитывая массу эксплуатационных ограничений: давление, расходы на пути от пласта до точки сбора продукции и т.д.

Использование модели позволит на любом этапе определить, как изменение какого-либо параметра может повлиять на систему в целом. Так можно точнее прогнозировать объемы добычи и принимать наиболее обоснованные решения, учитывающие потенциальные инфраструктурные риски. На Новопортовском месторождении интегрированное моделирование особенно актуально с точки зрения планирования обратной закачки газа. Кроме того, использование интегрированной модели поможет оценить риски, найти пути оптимизации работы фонда в случае прорыва газа для сохранения текущего уровня добычи.



Статья «Бурение на Новопортовском» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№10, 2017)

Авторы:
Комментарии

Читайте также