USD 63.7997

+0.17

EUR 70.9644

+0.04

BRENT 61.12

+0.07

AИ-92 42.28

0

AИ-95 46.05

0

AИ-98 51.62

-0.08

ДТ 46.4

+0.14

257

Разливы нефти в арктике. Проблемы и решения

Риски разливов нефти растут вместе с ростом грузопотоков в Арктике. Несмотря на снижение транзитных перевозок по Севморпути, общий грузооборот этой транспортной артерии растёт и бьёт рекорды. Какие пути решения проблем, связанных с разливами нефти, находят современные экологи?

В последние годы интенсивность перевозок нефти через Печорское море растёт за счет увеличения добычи на Приразломном и Новопортовском месторождениях. В период до 2030 годов ожидается значительное увеличение объема перевозок нефти и СПГ в 2-4 раза. В оптимистическом сценарии объем транспортировки нефти и СПГ через акваторию Печорского моря может составить более 60 млн. т в год.


Продолжается освоение месторождений жидких углеводородов на Арктическом шельфе России. В период до 2025 года ожидается рост объема добычи нефти на Приразломном месторождении до 5 млн т. В период до 2030 года в оптимистическом сценарии добыча нефти будет налажена на Долгинском месторождении, а также, возможно, еще на 1-2 морских месторождениях. Также, в период до 2025 года на лицензионных участках запланировано проведение геологоразведочных работ. В акватории Печорского моря располагаются не менее 10 действующих лицензионных участков на освоение углеводородного сырья. Выданные лицензии рассчитаны на срок до 2025-2046 годов. Суммарные извлекаемые ресурсы 10 лицензионных участков в Печорском море могут составлять порядка 600 млн т нефти и 161 млрд куб. м газа. При этом большая часть лицензионных участков содержит преимущественно нефтяные залежи.


Нефтяное загрязнение губительно для хрупких арктических экосистем, где ценность каждого вида флоры и фауны возрастает в условиях невысокого разнообразия по сравнению с южными широтами. Арктические экосистемы характеризуются низкой способностью к самовосстановлению и самоочищению, что делает их ещё более уязвимыми к нефтяному загрязнению.


С целью изучения и сохранения природы Арктики, в этом регионе созданы особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. В Ненецком автономном округе расположен Государственный природный заповедник «Ненецкий». Общая площадь заповедника составляет 313,4 тыс. га, из них более половины приходится на морскую акваторию, представленную двумя заливами (губами), десятикилометровой акваторией к западу вдоль берега от устья Печоры, а также двухкилометровой водной зоной вокруг всех морских островов.


На территории заповедника отмечено 125 видов птиц. Ежегодно каждую весну на водно-болотные угодья заповедника они прилетают сотнями тысяч. Через территорию заповедника проходит Восточно-Атлантический миграционный путь птиц, гнездящихся в восточноевропейских и восточносибирских тундрах, зимующих в странах Европы и Африки. Заповедная территория считается одним из важнейших очагов воспроизводства водоплавающих и околоводных птиц. В августе в акватории заповедника собираются стаи гусей и лебедей. Вдоль побережья Печорской губы на отливах кормятся тысячи куликов различных видов. На мелководьях кормятся многочисленные морские утки. 15 видов птиц занесены в Красную книгу РФ и НАО.


Другим уязвимым видом, обитающим на территории заповедника, является атлантический морж – редкий подвид, включённый в Красную книгу РФ.


В летне-осенний период на заповедных островах формируются лежбища, одно из которых является крупнейшим в Баренцевом море. В пики численности здесь может насчитываться более 2000 животных.


Максимально удобным и безопасным местом для моржей было и остаётся южное побережье заповедного острова Матвеев, где они предпочитают для своего отдыха восемьсот метровую галечную косу. Животные могут выходить и на другие арктические острова заповедника – Голец и Долгий. Моржи не покидают лежбище до поздней осени, когда вокруг острова начинает формироваться ледовый покров, и возвращаются в начале июня.


Исследования показывают, что остров Матвеев на протяжении сотен лет использовался моржами для залёжки. Более чем полувековой запрет промысла позволил животным начать восстанавливать свою численность, однако над ними нависают новые угрозы, которые несёт с собой интенсивное антропогенное освоение арктических широт и изменение климата.


На всей территории заповедника, включая акваторию, запрещается нахождение, проход и проезд посторонних лиц, любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов.


В 2017 году сотрудники заповедника и Всемирного фонда дикой природы (WWF) зафиксировали несколько случаев нарушения двухкилометровой водной зоны в районе острова Матвеев и других заповедных островов. Оказалось, что данная акватория используется для бункеровки судов. С целью выяснить масштабы нарушений режима заповедника, WWF России провёл мониторинг движения водного транспорта в двухкилометровой зоне вокруг острова Матвеев. В 2018 году зафиксировано не менее 12 пересечений границ заповедника в период с июня по октябрь. Из всех судов, заходивших в двухкилометровую зону, только одно получило необходимое согласование. Проблема, на наш взгляд, заключается в отсутствии границ заповедника на навигационных картах и необходимой информации в навигационных извещениях мореплавателям. В настоящий момент, по обращению заповедника управление навигации и океанографии Минобороны России приняло решение о нанесении границ ГПЗ "Ненецкий" на государственные морские навигационные карты и их переиздании в плановом порядке в 2019 году.


Однако, даже полная, надлежащим образом опубликованная информация о запретных для плавания районах, не даёт гарантии экологической безопасности. Моделирование поведения возможных разливов нефти при эксплуатации МЛСП «Приразломная», проведённое по заказу WWF России в 2012 году, показывает, что загрязнение достигнет ближайшего берега за несколько десятков часов. Неблагоприятные погодные условия могут не позволить даже начать операцию по ликвидации разлива нефти, а побережье будет подвергаться вторичному загрязнению в течение многих лет.


В сложившейся ситуации принципиальным решением может стать только отказ от использования судами тяжёлого судового топлива (флотского мазута) и переход на альтернативные виды топлива. Сегодня в мире уже работают, либо строятся буксиры, земснаряды, контейнеровозы, суда для перевозки навалочных грузов, продуктовозы и крупные танкеры для перевозки сырой нефти, гигантские круизные суда, использующие сжиженный природный газ в качестве бункерного топлива. В последние годы использование СПГ стало общемировой тенденцией в судоходстве и судостроении. Это во многом обусловлено необходимостью уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и снижения рисков разливов нефти, приводящих к тяжёлым, а порой, необратимым последствиям для окружающей среды. Международная морская организация (ИМО) ещё в 2011 году приняла о запрете использования и транспортировки флотского мазута в водах Антарктики, а 13 апреля этого года на заседании ИМО страны договорились о запрете флотского мазута в Арктике. В настоящее время разрабатываются основные положения запрета. Следующее обсуждение вопроса намечено на конец октября 2018 года. Необходимость перехода на более экологичное топливо в Арктике поддержал и президент России во время рамках совместной пресс-конференции с президентом Финляндии в августе этого года. Таким образом, можно говорить о том, что отказ от флотского мазута в качестве судового топлива, а в перспективе и его перевозки в качестве груза – это вопрос времени.


Если все страны-участницы проявят волю и решимость защитить воды Арктики от рисков нефтяного загрязнения, а воздух от выбросов, вредных для природы и здоровья человека, то запрет тяжёлого топлива может вступить в силу уже через несколько лет. Однако необходимо помнить, что даже в случае полного отказа от использования и перевозки мазута, на шельфе Арктики продолжится добыча и транспортировка сырой нефти, которая в случае разлива также способна нанести огромный вред окружающей среде. В течение долгого времени нефть может скапливаться вокруг островов и вдоль берега. Вынесенная на берег, она проникает глубоко в почву, где отравляет побережье.


Наиболее уязвимы к разливам нефти морские птицы. Даже кратковременный контакт с нефтью резко снижает водоотталкивающую способность оперения и приводит к переохлаждению, потере плавучести и способности летать. В условиях низких температур это приводит к быстрой гибели. Загрязнённые птицы пытаются очистить оперение клювом и заглатывают нефть, что вызывает отравление. Даже относительно небольшие разливы нефти способны привести к гибели десятков и сотен тысяч птиц. Если же птица выживает, то она может страдать от хронического стресса, проявляющегося в различных заболеваниях и способности к репродукции.


Действующее российское законодательство не обязывает компании, виновные в разливе нефти, принимать меры к спасению животных. Однако, сегодня мы отмечаем, что некоторые компании топливно-энергетического комплекса ведут работу по включению мероприятий по спасению животных, прежде всего птиц, в систему реагирования на разливы нефти. Так, в августе 2017 года компания Лукойл провела практический тренинг для сотрудников и экологических активистов по предотвращению гибели животных в случае аварийных разливов нефти.


WWF России в течение многих лет добивается включения компонента по спасению животных в планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти. За эти годы были проведены несколько учебных тренировок по спасению птиц, вышли в свет пособия для сотрудников морских и приморских особо охраняемых природных территорий и волонтёров, наши сотрудники и добровольцы принимали участие в операциях по спасению птиц при разливах нефти. По инициативе WWF России компания Сахалин Энержи задействовала реабилитационный комплекс для спасения птиц во время аварии танкера «Надежда» у берегов Невельского района острова Сахалин.


Решение проблемы разливов нефти в Арктике, где ликвидация загрязнения не просто затруднена, но порою невозможна, где восстановление экосистем происходит гораздо медленнее, а наступление необратимых последствий более вероятно, возможно только с помощью устранения причины. А там, где это невозможно, необходимо наладить полноценную систему спасения и реабилитации животных, пострадавших от загрязнения нефтью.


При подготовке статьи использованы издания WWF России.

Отдельное спасибо Юлии Богомоловой, заместителю директора по НИОЭП

ФГБУ Государственный природный заповедник "Ненецкий"

Полная версия доступна после покупки

Авторизироваться
Система Orphus