USD 75.1996

-0.42

EUR 91.1946

-0.11

BRENT 49.48

+0.86

AИ-92 43.31

-0.02

AИ-95 47.6

+0.03

AИ-98 53.06

+0.03

ДТ 48.57

-0.01

23 мин
13621
0

Утилизация промышленных отходов в России и в мире: проблемы и решения

В работе освещена тема экологической безопасности управления отходами, которая является актуальной в современном мире и в России. Оценены объемы сбора и переработки отходов в России и в мире, описаны приемы и методы управления утилизацией отходов, распространенные в различных странах мира и в России.

Утилизация промышленных отходов в России и в мире: проблемы и решения

На сегодняшний день состояние управления отходами в России можно оценить как неудовлетворительное. Россия отстает в решении этого вопроса от западных стран. Тема экологической безопасности управления отходами является актуальной в современном мире и в России.

В статье предложен ряд рекомендаций для государственных органов по управлению отходами в РФ. При формировании рекомендаций по управлению в сфере сбора и переработке бытовых и промышленных отходов авторы оценили и обобщили мировой опыт управления утилизации отходов промышленности и потребления; изучили существующие тенденции решения проблемы управления переработки отходов в России, определили наиболее приемлемые для РФ способы переработки отходов, использование которых более целесообразно; определили степень воздействия перерабатывающих технологий на окружающую природную среду.

Существуют различные методы решения проблемы с отходами, такие как закапывание, размещение на технически оборудованных полигонах, сжигание и переработка на вторичное сырье. Более перспективным методом считается переработка. Если сравнивать складирование и сжигание, то сжигание наносит меньший вред окружающей среде. С другой стороны, при сжигании теряется экономическая выгода от вторичной переработки. Несмотря на постоянно разрабатывающиеся и внедряющиеся новые технологии обезвреживания, утилизации и переработки отходов, их складирование на полигоне остается распространенной практикой для большинства стран.

Переработку отходов выполняют по двум направлениям: производство вторичных материалов и выработка энергии. В развитых странах к мусору относятся как к стратегическому ресурсу для получения отопления и электроэнергии, рециклинга металла, пластика, стекла и других материалов. Производство энергии из отходов широко практикуется в Европе, при этом Европейская комиссия продвигает переработку отходов и не рекомендует строительство новых мусоросжигающих заводов[1], хотя технология сжигания, котлы и фильтры постоянно модернизируются.

Отмечается прямая зависимость между экономическим уровнем развития страны и обращением с отходами. Так, в Японии доля перерабатываемых отходов стремится к 100 %. В ряде европейских стран доля переработки отходов превышает 60 %. На рисунке 1 четко прослеживается тенденция обращения с отходами в странах Западной Европы: развитые страны большую долю отходов перерабатывают, более отсталые страны Южной и Восточной Европы практикуют захоронение, переработка там развита слабо.




Государственная политика большинства стран ориентирована на минимизацию образования и накопления отходов. Более того, развитые страны рассматривают переработку отходов как источник прибыли. Мировой рынок отходов оценивают в $320 млрд, из которых 20 % – это импорт и экспорт[2], который для большинства стран является ключевым элементом бесперебойной работы отрасли переработки отходов. Главными игроками мирового рынка отходов считаются:

  • США – Waste Management, Republic Services;

  • Канада – Waste Connections;

  • Франция – Veolia Environment, Derichebourg;

  • Япония – Hitachi Zosen Corporation.

Так, оборот Waste Management за 2017 год составил более $14 млрд, Republic Services – $9 млрд. Ведущие компании с выручкой более 1 млрд евро в основном занимаются всем процессом: от сбора и транспортировки до утилизации и производства электроэнергии, а также складированием и захоронением[3]. При этом деятельность данных компаний международная и не ограничивается страной происхождения отходов. Прибыль крупных компаний, занимающихся управлением отходов (сбор, транспортировка, переработка, утилизация), показывает индекс SGI Global Waste Management, рассчитанный банком Societe Generale и агентством Standard & Poor's (рисунок 2).


РИС. 2. Индекс SGI Global Waste Management

За последний год индекс показывает прирост 12,4 %. Доля переработки отходов составляет 42 % инвестиций, на утилизацию приходится 20 %, на сжигание с получением энергии – 17 % и только 14 % – на захоронениеУбыточная стадия (сбор, транспортировка) компенсируется за счет продажи переработанного сырья и произведенной продукции. В наибольшем объеме в торговый оборот (таблица 1) идет металлолом, на втором месте – макулатура (за 2017 год на мировой рынок поставлено 55,01 млн т макулатуры общей стоимостью $10,2 млрд). Объем мирового рынка отходов пластмасс составил 15,8 млн т, что составляет $6,7 млрд. Объем мировой торговли боем стекла находится на уровне 3 млн т/год; отходами резины – 1 млн т/год.

ТАБЛИЦА 1. Динамика мировой торговли отходами, обрезками и скрапом (составлено авторами по данным [4])

Код ТН ВЭД

Масштабы торговли

Изменение, %

2013

2014

2015

2016

2017

2014/

2013

2015/

2014

2016/

2015

2017/

2016

Мировой экспорт, $ млрд

Макулатура

4707

9,50

9,26

8,75

9,12

10,26

−3 %

−6 %

4 %

13 %

Пластик

3915

6,85

7,00

5,79

5,32

4,92

2 %

−17 %

−8 %

−8 %

Резина

4004

0,22

0,25

0,21

0,19

0,22

9 %

−13 %

−10 %

14 %

Стекло

700 100

0,37

0,41

0,39

0,36

0,39

10 %

−5 %

−6 %

7 %

Мировой экспорт, млн т

Макулатура

4707

54,67

60,05

59,67

56,22

55,01

10 %

−1 %

−6 %

−2 %

Пластик

3915

15,31

15,18

15,20

13,35

15,86

−1 %

0 %

−12 %

19 %

Резина

4004

0,87

0,98

1,07

1,03

1,35

12 %

10 %

−4 %

31 %

Стекло

700 100

2,84

3,37

2,94

2,92

3,01

19 %

−13 %

−1 %

3 %

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейское агентство по охране окружающей среды (ЕАО), Агентство США по защите окружающей среды основным направлением борьбы с ростом отходов полагают снижение количества образующихся отходов, однако единого мнения в решении поставленной задачи нет (рисунок 3)[4].


РИС. 3. Иерархия методов обращения с отходами (составлено автором по данным [44, 16])

27 европейских стран 87 % собранного пластика доставляют через Гонконг в Китай. Япония и США также экспортируют свои пластиковые отходы в Китай: Америка только в 2016 году экспортировала 1,42 млн т. пластиковых отходов, что принесло Китаю около $500 млн прибыли.

Европейцы проанализировали масштабы экологического ущерба от захоронения отходов, посчитали стоимость потерянных ресурсов, добавили огромные площади, занятые отходами и пришли к заключению о необходимости направления политики обращения с отходами в сторону их повторного использования и переработки. Для привлечения к переработке развитые страны вводят поощрительные или ограничительные меры. Поощрение заключается в льготном налогообложении. Реализация отходов населением не облагается налогом ни в одной развитой стране мира.

Вектор инвестиционной активности в сфере управления отходами также изменился в лучшую сторону: появились технологии сбора мусора при помощи роботов, умные мусорные баки и т.п В сфере переработки стекла внедряются новые технологии. Например, в США практикуется изготовление нового вида кирпичей из стекла и макулатуры. Они имеют высокое сопротивление огню и воде, а также по весу на 60 % легче, а их стоимость составляет 2/3 от стоимости обычных кирпичей. Также в США и Канаде тестируется строительство дорог с применением отходов стекла, пластика, асфальта и камня Решение проблемы с электронными отходами предлагает Университет ООН. Предпочтительный вариант – изъятие электронных отходов у населения при участии производителей, продавцов и местной власти. Каждая часть изъятого оборудования – драгоценные металлы, пластмасса, батареи и пр. – разделяется и перерабатывается. Например, в компании Dell пластик из электронных отходов идет на создание моноблоков, настольных компьютеров и мониторов OptiPlex[5]. Другие варианты: организации сами собирают и/или покупают электронные отходы. Главная задача в сфере управления – повышение доли извлекаемых ценных материалов из электронных отходов.

Состояние сбора и переработки отходов в России

По данным Росприроднадзора[6] объемы промышленных и бытовых отходов, накопленных в России за период с 2003 по 2017 гг. выросли более чем вдвое (рисунок 4)


РИС. 4. Объёмы промышленных и бытовых отходов, накопленных в России с 2003 по 2017 годы (составлено автором по данным [15])

В таблице 2 представлены ключевые показатели переработки отходов в России. Учтены главным образом отходы потребления, потому что промышленные отходы большей частью перерабатываются на собственных мощностях предприятий.

ТАБЛИЦА 2. Показатели рынка отходов в России, 2017, тыс. т (составлено авторами по данным [16])

Сырье

Макулатура

Стекло

Пластик

Резина

Ресурсная база

Бумажные

отходы

Тара, листовое стекло

Все виды, включая упаковку

Шины, покрышки, камеры

Образование сырья

12 000

4000

3600

729

Сбор

3230

1130

450

95

Объем производства вторсырья

3230

1130

450

66

Экспорт

349

0,2

12

0,5

Импорт

34

62,7

23

10,4

Расчетное потребление на внутреннем рынке

2915

1193

461

76,2

Коэффициент извлечения, %

27

28

12

13


Данные таблицы 2 проиллюстрированы рисунками 5 и 6.

РИС. 5. Образование и сбор отходов в России, тыс. т, 2017 (составлено автором по данным [16])

РИС. 6. Коэффициент извлечения, % (составлено автором по данным [16])

Переработка может приводить к удорожанию поступающих отходов до 50 %, иногда более, однако стоимость вторсырья при этом ниже стоимости первичного материала. Данные по уровням цен на вторсырье указаны в таблице 3, в которой показано, что более ценные для переработки отходы – пластиковые.

ТАБЛИЦА 3. Цены на отходы на российском рынке (составлено автором по данным [16])

 Вид Уровень цен, руб./т. с НДС Вид Уровень цен, руб./т. с НДС
 Макулатура
 7000 Отходы резины от 17000
 Стекло от 2000 Пластик от 35000


Макулатура. В России образуется более 15 млн т/год макулатуры из них пригодны для переработки 12 млн тонн. Однако собирается, по данным Лиги переработчиков макулатуры, всего 3–3,5 млн т, или около 27 % макулатуры. Переработка ведется главным образом с получением макулатурного тарного картона. Другой по объемам сегмент потребления – санитарно-гигиенические изделия (туалетная бумага, полотенца). Также есть способы производства кровельных материалов, эковаты, литьевых бумажных изделий и т.п. Нами проведен патентный поиск, показавший наличие новых изобретений, направленных на совершенствование процесса переработки макулатуры[7] [8[9].

Для сравнения, в Германии сбор макулатуры составляет 22 млн т, мощность переработки – 16 млн т (до 60 %), остальные 6 млн т собранной макулатуры направляются на экспорт. В России ситуация противоположная: в настоящее время существует возможность переработки более 4 млн т/год, собрано в 2016 году только 3,2 млн т. В Европе 70 % готовых бумажных изделий изготовляют из вторичного сырья, в РФ – только 30 %. Поскольку первичное сырье примерно в 5 раз дороже макулатурного, россияне переплачивают за свои покупки по сравнению с европейцами.

Стеклобой. Крупные компании, занимающиеся сбором и транспортировкой стеклобоя: ООО «Гласс Ресайклинг Раша Центр» (Санкт-Петербург), «ВторКом» (Челябинск), ООО «Экологический региональный центр» (Кемерово), «ООО «Вторстекло» (Московская обл.), ООО «Уральская Стекольная Компания» (Челябинск), ООО «Воронежвторма» и др. Особенностью российского рынка вторичного стекла является то, что на стекольный завод стеклобой поставляется как в подготовленном, так и в необработанном виде (в отличие от мировой практики, где компании, занимающиеся сбором стеклобоя, направляют его на переработку для стекловарения в готовом виде – очищенным и перемолотым).

В РФ ввозится 5 % рынка отходов стеклобоя. Импорт стекла достиг в 2017 г. 62,7 тыс. т, это в 7,5 раза больше 2012 года. Около 90 % ввозится из Беларуси, остальная часть идет из Украины и Казахстана. Кроме стекольного производства, данный вид отходов потребляют производители пеностекла, стекловолокна для теплоизоляции. Известны в России технологии использования стекла в дорожном строительстве.

К сожалению, сдача стеклянных бутылок для населения не представляет интереса из-за крайне низкой стоимости. Ряд крупных заводов совсем не использует вторичную тару. Крупный потребитель – завод «Балтика», на котором доля своих вторичных бутылок около 20 % (до 2003 г. завод использовал только оборотную стеклотару). Принятый регламент Таможенного союза[10] в целях соблюдения гигиены запрещает повторное использование стеклянных бутылок для разлива алкогольных напитков и детского питания. Таким образом, единственный способ – переплавка бутылок, что влечет большие затраты. Однако впоследствии ограничения для алкогольной продукции были сняты[11]. Стеклобой не применяется в изготовлении сортового стекла (посуды, ёмкостей для вин, декоративных изделий)[12].

Пластик. По отношению к пластиковым отходам ситуация оставляет желать лучшего. Перерабатывается только около 10–15 % с получением полиэтиле́нтерефтала́товой тары (ПЭТ-тары), упаковочной пленки и прочей упаковки (рисунок 7).



РИС. 7. Переработка пластиковых отходов в России[13] (составлено автором по данным [51])

Способы сбора за последние несколько лет изменились в сторону более цивилизованных: если в 2012 году пластиковые отходы в основном собирались на полигонах, то в 2016 г. 50 % отходов поставляли мусоросортировочные станции, 3 % – системы раздельного сбора и 11,4 % – производство (рисунок 8). 


РИС. 8. Способы получения вторичного пластика в 2012 г. (а) и 2016 г. (б) (составлено автором по данным [51])

На рынке переработки ПЭТ около 63 %. приходится на волокна и нетканые материалы. Около 17 % подвергается полному рециклингу bottle-to-bottle с получением преформ. На третьем месте – получение стреппинг-ленты и пр. (рисунок 8). Единственное в России предприятие, которое получает вторичный ПЭТ-гранулят пищевого назначения, – завод «ПЛАРУС» (Московская обл.) мощностью 30 тыс. т/год. Среди других переработчиков пластиковых отходов: «РБ Групп» (Гусь-Хрустальный, Воронеж, Тихорецк), «ВторКом» (Челябинск), «Селена» (Усть-Джигута) и др.

Резиносодержащие отходы. С 2017 года в России действует ЭкоШинСоюз, учредители которого – международные лидеры производители шин: Союз заключает договоры по утилизации шин. Действующая ассоциация «Шинэкология» объединяет научно-исследовательские учреждения для совершенствования процесса, поиска новых способов переработки и предприятия, которые специализируются на утилизации.

Крупнейшие компании, перерабатывающие резиносодержащие отходы: Чеховский регенератный завод (50 тыс. т/год) и Волжский шиноремонтный завод (40 тыс. т/год). Переработка резиновых отходов достаточно выгодна. Стоимость утилизации шин составляет 1600 руб./т. Получаемый металлической корд реализуют по 2500 руб./т, текстильный кордный наполнитель – 2000 руб./т. В исследовании компании «СИБУР» (2011 г.) установлена возможность использования резиновой крошки для изготовления следующих изделий:

  • новых автомобильных покрышек – добавляют до 10 % крошки,

  • шланги, товары народного потребления –до 40 %,

  • кровельные и рулонные материалы – до 40 %,

  • железнодорожные шпалы – до 60 %,

  • напольные коврики – до 100 %,

  • резиновая брусчатка – 100 %,

  • подошвы для обуви – до 100 %,

  • покрытия для дорог – до 14–15 т/км2.

В мировой практике дорожное строительство – одна из основных отраслей применения резиновой крошки, в России данный рынок пока мал.

Отходы электроники. В РФ образуется 1,2–1,3 млн т/год отходов электронной техники. Однако перерабатывается незначительная часть, что связано с: особенностями технологии переработки, недостатком специального оборудования и специалистов; высокими затратами труда; данные отходы разнородные по классу опасности, размеру, уровню востребованности на рынке сбыта; отсутствием постоянного спроса на утилизируемые компоненты, отсутствием инфраструктуры сбора отходов.

На данный момент в РФ действует около 80 предприятий, которые перерабатывают электронные отходы. Большая часть из них собирает, предварительно перерабатывает, занимается разборкой и продажей фракций (металлы, печатные платы, пластик). Отсутствуют предприятия, перекатывающие опасные компоненты: химические источники тока, свинецсодержащее стекло, хладоны. Существует только один завод по утилизации холодильной техники (содержащей фреон) – «УКО» (Московская обл.).

С 2019 год введен запрет на захоронение отработанных шин и покрышек[14]. Также запрет касается металлолома, термометров, ртутных ламп, алюминиевых банок, фольги алюминиевой, бумаги, шин, полиэтилена, стекла. С 2021 года запрещается захоронение компьютерной техники, аккумуляторов, электроприборов, электроинструмента. Данная норма будет стимулировать минимизацию объемов захоронения и, соответственно увеличить переработку и утилизацию отходов промышленности и потребления.

Экономические проблемы по утилизации бытовых и промышленных отходов

Европейские компании увидели экономическую перспективу в переработке отходов и активно начали действовать. В то же время российские компании теряют шанс получения экономической выгоды. По данным «Ростехнологии», примерно 40 % отходов, накопленных в нашей стране, являются ценным вторичным сырьем и могут быть переработаны[15]. В России принято захоранивать и/или складировать отходы на полигонах, потому что практически отсутствуют заводы, которые могли бы соблюдать весь цикл переработки [15]. Именно поэтому в России перерабатывается около 5–7 % отходов. Нужно отметить высокие цены на селективный сбор мусора и его сортировку, нужны немалые финансы, чтобы построить инфраструктуру цикла переработки, и необходимо большое потребление электроэнергии при переработке, однако эти затраты покрываются ценой конечного продукта. Есть пути решения проблемы:

  • государство строит перерабатывающие заводы и стимулирует к переработке корпорации;

  • корпорации сами создают и налаживают цикл переработки;
  • фирмы находят организации, которые будут заниматься переработкой.

Нами разработаны рекомендации по федеральному, региональному и муниципальному уровням управления отходами (таблица 4).

ТАБЛИЦА 4. Рекомендации государственным структурам по управлению отходами

Федеральный уровень

Региональный уровень

Муниципальный уровень

  • Обучить население экологической грамотности при помощи СМИ, газет, интернета.

  • Разработать нормативную базу, стимулирующую государственные структуры и бизнес развивать мусороперерабатывающую отрасль.

  • Выделить средства из бюджета на создание эффективной инфраструктуры для полного цикла переработки отходов, а также на развитие собственных технологий утилизации отходов производства и потребления.

  • Наложить обязательства утилизации отходов на крупные компании.

  • Ужесточить контроль за несанкционированными местами сброса отходов и за мусоровозами в регионах.

  • Оборудовать полигоны захоронения отходов в соответствии с санитарными и экологическими нормами.

  • Организовать систематический сбор и вывоз отходов из сельской местности.

  • Поощрять местный бизнес для строительства мусоросортировочных станций, мусороперерабатывающих заводов и минизаводов.

  • Увеличение количества контейнеров для мусора во дворах, а также создание отдельных мусорных баков для пластика, стекла, бумаги с крышками закрывания (предотвращение доступа животных).

  • Поощрять местный бизнес для строительства мусоросортировочных станций, мусороперерабатывающих заводов и мини-заводов.

Государство должно контролировать ситуацию с отходами при помощи законодательных мер. Стоит начать с ужесточения контроля в регионах над обращением с отходами. 

Необходимо:

  • определить конкретные рамки допустимого объёма отходов и превышающего лимит. Взимать плату за превышение лимита отходов с предприятий и поощрять те организации, которые занимаются утилизацией;

  • создать лимит на захоронение твердых бытовых отходов;

  • наложить обязательства утилизации на крупные компании, такие как нефтеперерабатывающие, машиностроительные, химические и т.п.;

  • поощрять организации, которые занимаются утилизацией отходов в виде различных льгот;

  • создать сформированную инфраструктуру всего цикла переработки отходов;

  • планомерно и последовательно обучать население экологической грамотности.

Чтобы полностью создать инфраструктуру утилизации отходов, нужно внедрить в сознание людей, что мусор – это стратегический ресурс, являющийся реальной перспективой получения экономической выгоды. Улучшению ситуации с переработкой и утилизацией в России будет способствовать:

  1. Привлечение финансов за счет инвестиций для создания перерабатывающей инфраструктуры. Государство должно выдавать кредиты, применять льготы, субсидии из бюджета. Если предприятие занимается переработкой, то со стороны государства будут применяться льготы на налог от прибыли[16]. Такая практика хорошо работает заграницей. Например, в Швеции дают субсидии организациям, которые строят заводы по переработки отходов. В виде субсидий государство выплачивает таким организациям 50 % от всех затрат на строительство объекта. Похожая практика существует и в США, но выплачивается организациям только 25 % от стоимости строительства. В Западной Европе государства выдают кредиты с нулевым или с очень маленьким процентом для такой деятельности. То же самое существует и в Японии[17].

  2. Корректировка ФЗ от 24.06.1996 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Закон нуждается в уточнении и детализации, так как в нем отсутствуют конкретные нормы и правила по разделению отходов по группам, утилизации и переработки[18].

  3. Стимулирование инновационных разработок в сфере переработки мусора. Россия сильно отстает от Европы в сфере технологий переработки отходов, хотя у нас в стране разработки осуществляются. Например, в США компания GLES сделала огромный инновационный рывок в сфере переработки. Она создала систему переработки мусора в энергию. В России компаниям нужно больше инвестировать в инновационное развитие переработки отходов. Но, к сожалению, большинство организаций до сих пор видят перспективу лишь в отправке отходов на захоронение.

  4. Расчёт эколого-экономической эффективности рециклинга. Переработка должна положительно влиять на экосистему и иметь экономический потенциал. Профессор А.В. Абрамов смог связать экономическую выгоду и экологический эффект при рециклиге[19]. Он разработал индекс эффективности переработки:

Ier = F(E, Eс, M) → 1,0,

где Ier – индекс эффективности рециклинга (высокое значение свидетельствует об эффективности);

E – показатель экономической эффективности рециклинга;

Ec – показатель экологической эффективности рециклинга;

M – показатель объемов рециклинга.

5. Развитие перерабатывающего бизнеса. На данный момент у перерабатывающего бизнеса конкуренция низкая, а объемы отходов постоянно растут. Классическая схема: «контейнер – свалка – рекультивация» экологически опасна. По мнению экспертов, рентабельность бизнеса по переработке достигает 80 %. Строительство универсального перерабатывающего комплекса будет стоить около $20 млн. Цех по переработке определенных отходов – около $50–300 тыс. Срок окупаемости составит от 10 мес. до полутора–двух лет[20].

6. Повышение социальной заинтересованности в управлении твердыми бытовыми отходами. До сих пор актуальной остается организация раздельного сбора мусора. Положительный пример показал финский концерна L&T, осуществляющий в г. Дубне постепенное улучшение ситуации с обращением твердых бытовых отходов. У населения России слабо развито чувство ответственности за состояние экологии. населения. Это препятствует селективному сбору отходов. Такая проблема не решается сразу. Может потребоваться от 10 лет, как было в свое время в Европе.

Заключение

Оценены объемы сбора и переработки твердых коммунальных отходов. В России отмечается тенденция к увеличению объема образованных отходов промышленности и потребления, которые утилизируются преимущественно при помощи захоронения, перерабатывается около 5–7 % отходов и около 10 % твердых коммунальных отходов, образуемых в городах.

Основные причины неблагоприятной экологической ситуации, связанной с хранением, размещением, накоплением отходов производства и потребления: нехватка мест захоронения отходов, соответствующих экологическим нормам: отсутствие нормативной базы, технологий и/или финансирования новейших способов переработки и утилизации отходов производства и потребления, отсутствие селективного сбора, недостаточное экологическое образование населения, недостаточное количество контейнеров для сбора селективного мусора, отсутствие систематического сбора и вывоза отходов из сельской местности, существование несанкционированных мест для сброса отходов, отсутствие технического контроля за полигонами и мусоровозами.

Огромные объемы отходов составляет пластик. Европейской комиссией предложено увеличить процент переработки всего потока пластиковых отходов в ЕС до 55 % к 2025 г. Большая часть пластиковых отходов в мире отправляется на переработку в Китай. В России следует на уровне законодательства запретить производство и использование одноразовой посуды и пластиковых пакетов и перейти на биоразлагаемые технологии производства данных товаров, что уже законодательно закреплено в ряде государств.

К успеху в ситуации с отходами может привести синхронное принятие законодательных актов, взятие обязательств органами власти по внедрению раздельного сбора мусора, внедрение инфраструктуры по раздельному сбору отходов.

Государство должно контролировать ситуацию с отходами при помощи законодательных мер. Стоит начать с ужесточения контроля в регионах над обращением с отходами. Определить конкретные рамки допустимого объёма отходов и превышающего лимит. Взимать плату за превышение лимита отходов с предприятий и поощрять те организации, которые занимаются утилизацией. Необходимо:

  • Ужесточение контроля государством за сбор и переработку отходов;

  • Наложить обязательства утилизации на крупные компании, такие как нефтеперерабатывающие, машиностроительные, химические и другие, создающие наиболее опасные отходы;

  • Создать лимит на захоронение твердых бытовых отходов;

  • Поощрять льготами организации, которые занимаются утилизацией отходов;

  • Создать сформированную инфраструктуру всего цикла переработки отходов;

  • Обучить население экологической грамотности;

  • Принять управленческие решения по селективному сбору отходов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Необходимо осознать, что мусор – это не только конечный продукт, но стратегическое сырье, являющееся реальной перспективой получения экономической выгоды. Стоит рассматривать отходы как ценное стратегическое сырье и обратить внимание на их комплексную переработку, поскольку складируемые отходы, с одной стороны, содержат дорогостоящие компоненты и являются потенциальным источником энергии, а с другой – ведут к существенному загрязнению экосистемы.



[1] Communication from the commission to the european parliament, the council, the european economic and social committee and the committee of the regions. The role of waste-to-energy in the circular economy. Brussels. 26.01.2017.

[2] Вторичная переработка полимеров, 2018: Пост-релиз конференции. – 16 февраля 2018. – Москва. – URL: http://www.creonenergy.ru.

[3] Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2003. – С. 895.

[4] Отходы в графиках и диаграммах – 3.0. ОБСЕ, Базельская конвенция. 2012. // Organization for Security and Co-operation in Europe. – URL: http://www.envsec.org/publications/vitalwaste3_rus_1.pdf

[5] Мажорова О. Электронные отходы в России: подходы есть, культуры нет // CNews Аналитика, 11.05.2017. – URL: http://www.cnews.ru/articles/2017-05-12_elektronnye_othody_v_rossii_podhody_ est_ kultury_net

[6] Образование, использование, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления в Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru

[7] Способ утилизации и переработки вторсырья из целлюлозосодержащих отходов. Патент RU /            Панасюк Г.П., Семенов Е.А., Козерожец И.В., Азарова Л.А., Ворошилов И.Л., Белан В.Н., Першиков А.В. // Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова Российской академии наук (ИОНХ РАН) (RU).

[8] Способ переработки бумажной макулатуры / Крыщенко К.И., Морозов Ю.И., Дзегиленок В.Н., Нейланд А.Б., Вакулюк В.В. // Патент РФ 2066720.

[9] Способ и установка для переработки бумаги. / Кочетов О.С., Стареева М.М., Стареева М.О. // Патент RU РФ № 2481429.

[10] Решение Комиссии ТС № 769 от 16 августа 2011 г. «О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки"».

[11] Решение Совета ЕЭК от 15 июня 2012 года № 35.

[12] Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. – М.: Бюро НТД, 2015. № 5. – 479 с.

[13] Рзаев К.В. Переработка отходов пластмасс в России. ТКО, 2017. № 1. – С. 7–9.

[14] Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается».

[15] Маркова А.А. Экономические проблемы утилизации бытовых и промышленных отходов/ Маркова А.А., Иванова А.А., Пономарев С.В. // Молодой ученый, 2017. – № 21. – С. 218–220. 

[16] Девяткин В. В. Экономические условия переработки отходов по малотоннажным технологиям и рекомендации по мерам стимулирования в этой области / Девяткин В.В., Гаев Ф.Ф. // Твердые бытовые отходы, 2006. – № 6. – С. 8–9.

[17] Шуварикова Е.В. Использование международного опыта для решения проблем управления отходами производства и потребления в Пермском крае // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: экономика и менеджмент, 2010. – № 7 (183). – С. 41–48.

[18] Пономарев М.В. Тенденции и перспективы совершенствования законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления // Журнал российского права, 2013. – № 4. – С. 22–32.

[19] Абрамов А.В. Оценка эффективности рециклинга // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России, 2009. – Т. 4. – С. 36–38.

[20] Яшалова Н.Н. Эколого-экономические проблемы переработки отходов в рамках концепции «зеленой» экономики / Яшалова Н.Н., Гриднев А.Е. // Стратегия развития экономики.– №43(232), 2013.– С. 28-36.



Keywords: industrial waste, recycling, recycling, environmental safety, recommendations to Federal, regional and municipal authorities on waste management.





Статья «Утилизация промышленных отходов в России и в мире: проблемы и решения» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№3, 2020)

Авторы:
Читайте также