USD 93.4409

0

EUR 99.5797

0

Brent 85.93

-1.45

Природный газ 1.965

-0.02

16 мин
1112
0

Экологическое сопровождение нефтегазодобычи на шельфе и морской транспортировки углеводородов

Экологическое сопровождение нефтегазодобычи на шельфе и морской транспортировки углеводородов

В статье рассматриваются основные виды экологического сопровождения хозяйственной деятельности на шельфе Арктического региона, разность подходов к экологическому мониторингу, применяемых методик исследования и хранения полученных данных.

Введение

Арктические морские экосистемы являются местом обитания для более 5000 видов животных, включая млекопитающих и морских птиц, примерно 2000 видов водорослей, десятков тысяч микроорганизмов и 243 видов рыб [3]. В настоящее время, помимо влияния климатических изменений, к которым данные арктические экосистемы очень чувствительны [1], в регионе также нарастает и влияние техногенного фактора: осваиваются новые месторождения, увеличивается роль Северного морского пути как важной и перспективной транспортной магистрали. К примеру, с 2014 по 2020 гг. динамика импортно-экспортных и каботажных перевозок по Северному морскому пути, согласно официальным данным, выросла в 8 раз: с 4 млн тонн до 32 млн тонн [17]. К 2035 году Северный морской путь в целом планируется развить до уровня конкурентноспособного международного морского транспортного коридора. Данные процессы при ненадлежащем контроле могут приводить к ухудшению состояния арктических экосистем, их деградации и, как следствие, снижению качества предоставляемых экосистемных услуг. В связи с этим важное значение приобретает регламентируемое и качественно исполняемое экологическое сопровождение хозяйственной деятельности в Арктическом регионе.

В настоящий момент хозяйственная деятельность, связанная со строительством и эксплуатацией хозяйственных объектов в морской акватории Арктического региона, сопровождается различными исследованиями состояния окружающей среды, условно подразделяющимися на следующие виды:

- регулярный (фоновый) экологический мониторинг лицензионных участков нефтегазовых месторождений;

- инженерно-экологические изыскания (ИЭИ) конкретных площадок, запланированных для строительства сооружений или проведения бурения;

- производственный экологический контроль и мониторинг (ПЭКиМ) в процессе строительства и эксплуатации объектов;

- регулярные экологические исследования в комплексе работ по контролю технического состояния ликвидированных или законсервированных поисково-оценочных и добычных скважин.

Вышеперечисленные работы являются в большинстве случаев этапами производственного цикла освоения нефтегазовых месторождений либо – в части ИЭИ и ПЭКиМ – этапами производственного цикла строительства любого хозяйственного объекта на морской акватории или прибрежных территориях.

Проблематика

Очевидно, что экологические исследования являются неотъемлемой составляющей хозяйственного освоения Арктики. Однако активное покорение арктических просторов ставит как перед природопользователем, так и перед государством острый вопрос наличия четко закрепленных и унифицированных нормативных требований к выполнению экологических исследований, которые будут учитывать уникальность осваиваемых акваторий и прибрежных территорий, а также устанавливать требования к сбору и хранению получаемой информации.

Наиболее упорядоченным видом экологических работ в РФ являются инженерные изыскания. Проведение инженерно-экологических изысканий для строительства хозяйственных объектов, работ по разведке и обустройству нефтегазовых месторождений на морской акватории регламентируются ведомственными нормативными документами – СП 47.13330.2016 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» [19], отдельные пункты которого утверждены как обязательные к исполнению Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2020 г. № 985 [13], а также СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» [18], указания которого носят в настоящий момент рекомендательный характер. Требования, указанные в данных документах, лишь в незначительной степени учитывают специфику морской среды и обитающих в ней объектов животного мира. Поэтому дополнительно к ним часто используется составленный более 20 лет назад руководящий нормативный документ Министерства газовой промышленности РД 51-01-11-85 «Экологические исследования при инженерных изысканиях на континентальном шельфе. Требования к методам и результатам» [16]. Во многом унифицировать и систематизировать подход к выполнению данных исследований в сфере инженерных изысканий призваны готовящиеся к утверждению новые свод правил по инженерно-экологическим изысканиям (взамен СП 11-102-97) и свод правил по инженерным изысканиям для строительства на континентальному шельфе, разработанные в соответствии с Планом разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, сводов правил на 2017 год, утвержденных приказом Минстроя России от 14 декабря 2016 года № 940/пр, с учетом положений, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 366 (в редакции ПП РФ от 31 августа 2017 г. № 1064) «Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

В то же время на морской акватории Арктического региона большей масштабностью и регулярностью проведения обладает другой вид экологических работ – экологический мониторинг. Являясь важным инструментом экологической безопасности, экологический мониторинг выполняется на обязательной основе во многих странах по всему миру, в том числе и в России. Однако подход к его выполнению отличается от страны к стране, как по ответственному исполнителю (природопользователь или государство), так и по принципам проведения, основным параметрам, методикам и прочему.

Подходы к экологическому мониторингу

В Российской Федерации Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) была создана в целях обеспечения охраны окружающей среды (ст. 63 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [20]). Положение о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) утверждено постановлением Правительства РФ от 9 августа 2013 г. № 681 [15].

Осуществлением государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, а также формированием государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды занимается Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в соответствии с Положением о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 477 [14].

Также экологический мониторинг выполняют отдельные природопользователи – держатели лицензии на право пользование недрами. Требования к проведению мониторинга и его параметры прописываются в условиях лицензии.

При этом результаты экологических мониторингов, выполняемых недропользователями, разрознены и не формируют единую базу данных состояния всех необходимых для контроля параметров окружающей среды и биоразнообразия. Кроме того, данные экологического мониторинга, выполняемого недропользователями, никак не коррелируют и не взаимодействуют с данными мониторинга, выполняемого государством. Озвученные выше подходы приводят к недостаточности результатов о состоянии экосистем, не дают комплексно и всесторонне оценить современное состояние окружающей среды, не говоря о динамике ее изменения за последние десятилетия.

В частности, гидрохимические исследования морских вод, являющиеся неотъемлемой частью экологического блока работ на морской акватории, могут осуществляться в соответствии с различными стандартами и методами, что приводит к результатам с кратно различающейся аналитической чувствительностью количественного анализа. Так, например, государственные учреждения при осуществлении программ мониторинга окружающей среды морской акватории при консервации проб на определение загрязняющих веществ (тяжелые металлы, органические загрязнители и пр.) могут придерживаться рекомендаций ГОСТ 31861-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб» [8] (с 01.08.2021 – ГОСТ Р 59024-2020 [9]) и проводить последующий количественный химический анализ в собственных лабораториях, не аккредитованных в национальной системе Росаккредитации. В то же время одним из основных требований при проведении схожих по охвату исследуемых компонентов и параметров видов работ – экологических мониторингов, инженерно-экологических изысканий и пр. – является обязательное проведение химико-аналитических исследований в аккредитованных испытательных лабораторных центрах. Таким образом, исполнители работ и привлекаемые ими испытательные лаборатории в первую очередь руководствуются требованиями методик выполнения измерений, аттестованных в их области аккредитации, а также пределами их чувствительности.

Помимо вышеперечисленных проблем, остро стоит вопрос инвентаризации данных и консолидации методов исследований компонентов окружающей среды. На данный момент отсутствует открытая единая база данных, в которой могли бы быть представлены результаты всех основных исполнителей упомянутых работ: научных организаций, частных экологических компаний, а также исполнительных органов власти. Но даже при наличии такой базы данных остро встает проблема их разнородности по одним и тем же измеряемым параметрам. К примеру, на данный момент известно более 6 методов определения нефтепродуктов в воде [11], при этом каждый из методов обладает собственным уровнем чувствительности и диапазоном определяемых компонентов нефтяных углеводородов.

Суммируя вышесказанное, с точки зрения выполнения экологического сопровождения хозяйственной деятельности на морской акватории российская база нормативно-правового регулирования инженерно-экологических изысканий, экологического мониторинга и контроля нуждается в систематизации и унификации методов выполнения исследований, которая сможет обеспечить получение репрезентативных и сравнимых данных для разных видов работ и тем самым формировать наиболее корректную картину современного состояния окружающей среды.

Так, например, в Европейском союзе за экологический мониторинг отвечает как природопользователь, реализующий проект, потенциально опасный для окружающей среды, так и соответствующий государственный орган. Кроме того, в экологическом мониторинге участвуют и муниципальные власти. В итоге обеспечивается всесторонний мониторинг окружающей среды в конкретной области. При этом природопользователь ведет наблюдения на своем объекте и прилегающих территориях, передает все данные в государственный орган по той отчетности и тем параметрам, которые были строго обговорены до реализации проекта [10]. В свою очередь государственный орган и муниципалитет проводят фоновый экологический мониторинг по своим программам в рамках развития региона. Программы экологического мониторинга разрабатываются на основе Директив Европейского союза, таких как: Рамочная морская стратегия [6], Рамочная стратегия использования водных ресурсов [4], Европейская климатическая политика [7], Директива по качеству атмосферного воздуха [5]. Также в странах Европы введена цифровая система сбора данных экологического мониторинга, например, Европейская сеть экологической информации и наблюдения за окружающей средой EIONET или платформа Коперникус (Copernicus). Таким образом, Европейский союз разработал как регулирующие документы, так и базы данных, куда направляются данные всех проводимых мониторингов, что позволяет комплексно проанализировать современное состояние окружающей среды и проследить динамику изменения того или иного компонента окружающей среды.

Помимо оптимизации методологических подходов к исследованиям и хранению полученных данных, отрасль экологического сопровождения проектов повсеместно нуждается во внедрении комплексного подхода к ведению экологических работ, который будет включать как общепринятые, так и высокотехнологичные методы исследований, в т.ч. увеличение роли дистанционных методов зондирования и автоматизированного анализа и визуализации получаемой информации.

ООО «ЦМИ МГУ» как инновационная научно-техническая организация с 2014 года активно участвует в экологических исследованиях акваторий арктических морей РФ, выполняя все виды экологических работ:

- оценка воздействия на окружающую среду;

- фоновый экологический мониторинг и эколого-рыбохозяйственные исследования;

- инженерно-экологические изыскания;

- производственный экологический мониторинг и контроль;

- разработка биологических нормативов качества окружающей среды;

- разработка и реализация программ сохранения биологического разнообразия;

- другие работы в области мониторинга окружающей среды и экологического проектирования.

Читать полностью



Статья «Экологическое сопровождение нефтегазодобычи на шельфе и морской транспортировки углеводородов » опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№7, Июль 2021)

Авторы:
Комментарии

Читайте также