USD 94.0922

-0.23

EUR 100.5316

+0.25

Brent 87.24

+0.39

Природный газ 1.749

+0.01

14 мин
1782
0

Региональный стандарт как способ реализации экологической доктрины «Охрана окружающей среды. Атмосферный воздух»

Региональный стандарт как способ реализации экологической доктрины «Охрана окружающей среды. Атмосферный воздух»

В представленной статье рассмотрена роль Регионального экологического стандарта Самарской области «Охрана окружающей среды. Атмосферный воздух» в реализации принятой государственной экологической доктрины, направленной на сокращение выбросов загрязняющих веществ, совершенствование системы экологического контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, регулирование процессов, протекающих в тропосфере, модернизацию используемых технологий и внедрение ресурсосберегающих инноваций, улучшение среды обитания населения. С целью достижения этих целей нормативный региональный документ предусматривает активизацию изобретательской и инновационной деятельности, пересмотр устаревших нормативов загрязняющих веществ и ввод новых на токсичные вещества, образующиеся в результате протекания химических реакций в тропосфере с формированием фотохимического смога.


Серьезными проблемами для окружающей среды каждого российского региона и одновременно препятствием для сокращения его загрязнения, стали устаревшие нормативы, долгие годы не модернизируемые промышленные производства, характерные для всей страны низкие экологические стандарты, накопление отходов производства и потребления.

Первоочередной сегодняшней задачей является существенное сокращение выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в тропосферу.

Экологической доктриной каждого субъекта Российской Федерации должен быть провозглашен принцип равного внимания к экономической, социальной и экологической составляющим устойчивого развития и признание невозможности полноценной жизни человеческого общества при деградации природы.

Всё это должно найти полноценное отражение в Региональных экологических стандартах (РЭС).

Главной задачей при их практической реализации должно стать сохранение баланса между охраной природы региона и ее разумным, контролируемым использованием при содействии технологическому развитию всех отраслей хозяйства и создание комфортной среды обитания населения. Эти принципы чётко прослеживаются в Указах Президента России В.В. Путина, Постановлениях и Приказах Федеральных министерств и ведомств, СНиПах, ГОСТах, региональных распорядительных документах.

Рассмотрим на примере Самарской области основополагающие разделы РЭС, разработанного по указанию её губернатора и одобренного на июльском заседании Круглого стола в Губернской Думе.

В соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации № 400 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» от 02 июля 21 г. применение Регионального экологического стандарта должно признаваться обязательным для всех субъектов области, если их деятельность негативно влияет на состояние атмосферного воздуха.

Из приведённого в Стратегии пункта 83 чётко следует, что её приоритетами являются:

-обеспечение экологически ориентированного роста экономики, стимулирование инновационных технологий, развитие экологически безопасных производств;

-уменьшение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах;

-формирование системы государственного регулирования выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения;

-развитие мощностей и технологий очистки выбросов в атмосферный воздух и т.д.

Эти же важные постулаты включены в РЭС Самарской области и по указанной причине данный нормативный документ признан обязательным для исполнения всеми субъектами хозяйственной деятельности, оказывающими негативное воздействие на качество атмосферного воздуха.

С этим согласуются цели и задачи Регионального экологического стандарта, направленные на:

– создание и развитие экологического кластера, разработку, внедрение и реализацию комплекса природоохранных мероприятий с широким участием общественности для улучшения качества окружающей воздушной среды;

– сохранение и поддержание целостности и жизнеобеспечивающих функций природных и природно-антропогенных систем как неотъемлемых условий повышения уровня жизни, улучшения здоровья населения, обеспечения экологической безопасности региона и его устойчивого развития;

– снижение негативного воздействия на окружающую среду путём сокращения выбросов загрязнителей в тропосферу в результате совершенствования действующих технологических процессов, хозяйственной и иной деятельности;

– формирование научно-обоснованных региональных требований, норм и правил в области охраны окружающей среды;

– создание условий для экономического стимулирования развития экологического сектора экономики;

– переход к более совершенному рациональному использованию природных ресурсов и вторичного сырья в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности в регионе;

– разработку и внедрение инновационных проектов в рамках подписанного Россией Парижского Соглашения по климату.

Реализации указанных направлений должны содействовать:

1. Активизация патентно-инновационной работе в регионе в области промышленной экологии [1];

2. Создание Научно-технического экологического центра по контролю за выбросами загрязняющих и парниковых газов в атмосферу, обработка получаемых данных в региональном масштабе, финансовая поддержка юридическим лицам по реализации природоохранных инноваций.

Региональный экологический стандарт предусматривает возможность корректировки своего содержания и пересмотра требований, норм и правил с целью совершенствования деятельности в области управления охраной окружающей среды.

Он также будет способствовать широким практическим нововведениям для поддержания или улучшения технических и иных характеристик продукции и оказываемых услуг, допускает изменения редакции отдельных пунктов и целых разделов.

В РЭС устанавливаются следующие основополагающие приоритеты:

- необходимость упреждающих действий от загрязнения атмосферного воздуха, учет отдаленных экологических последствий, отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы на современном этапе или прогнозируются недостаточно надежно;

- отказ региона от ресурсного пути развития экономики, констатация важности постепенного повышения доли возобновляемых источников энергии, внедрения принципов Зеленой экономики и продвижения технологий энергосбережения во всех секторах региональной инфраструктуры;

- стимулирование природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов введением льготных платежей за ресурсосбережение и рациональное природопользования;

- обязательное участие широких слоёв гражданского общества, правительства региона, органов самоуправления и бизнеса в подготовке, обсуждении, принятии решений в области охраны и оздоровления окружающей среды;

- разработка и принятие эффективных мер по поэтапному снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха вблизи автотрасс, на жилых территориях областного центра и в других городах региона, уменьшение поступления в атмосферный воздух взвешенных частиц, сокращение выбросов парниковых газов в соответствии с решениями правительства России в рамках выполнения Парижского соглашения по климату.

Важно отметить, что реализация РЭС направлена не только на улучшение качества атмосферного воздуха, но и на уменьшение риска возникновения, развития и обострения аллергических и вирусных заболеваний, связанных с воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды.

В соответствии с этим возможен пересмотр некоторых устаревших экологических и гигиенических нормативов по содержанию опасных загрязняющих веществ, присутствующих в атмосферном воздухе городов и ответственных за формирование фотохимического смога, введение новых нормативов на высокотоксичные продукты - альдегиды, пероксиацетилнитрат и его аналоги, озон, образующихся при трансформации оксидов азота, углеводородов и летучих органических соединений в тропосфере.

Ответственными за пересмотр нормативов выступают органы исполнительной власти региона, действующие в соответствии с правовыми актами РФ. Обязательным условием при этом является учёт комплексного воздействия загрязняющих веществ на человека и экосистемы, а также их накопительный эффект и время жизни в атмосфере.

Это иллюстрируется нижеприведёнными данными.

Газы

Время жизни

Кислород, азот, аргон

тысячи лет

Метан, закись азота, диоксид углерода

от 4 до 25 лет

Диоксид серы, диоксид азота, оксид азота, аммиак, сероводород, хлористый водород и др.

от 2 до 10 суток

Анализируя приведённую информацию, можно прийти к важному заключению, что метан и диоксид углерода могут рассматриваться как долгожители и способны не один раз обогнуть поверхность Земли и вернуться к их источнику. Оба относятся к парниковым газам, причём метан способен окисляться кислородом, двуокисью азота и озоном до высокотоксичного формальдегида.

Третья группа газов относится к короткоживущим, причём диоксиды азота и серы совместно с углеводородами формируют агрессивную атмосферу над поверхностью земли за счёт протекания химических реакций и именно они ответственны за образование фотохимического смога – смесь озона, альдегидов и перекисных радикалов типа пероксиацетилнитрат в соответствии со следующей схемой [2-5].

1.jpg
Пероксинитраты группы ПАН при концентрации 0,2 мг/м3 и выше обладают резким слезоточивым действием и неприятным запахом, вызывают кашель и отёк дыхательных путей, увеличивают количество заболеваний гриппом и ОРЗ, повреждают растительные насаждения и разрушают резину.

Максимум концентрации озона, который может быть достигнут при формировании фотохимического смога, в значительной степени зависит от концентрации формальдегида и диоксида азота, согласно следующего эмпирического уравнения:

1.jpg

В качестве мер борьбы с агрессивным фотохимическим смогом следует рассматривать организацию постоянного мониторинга за температурой воздушного бассейна, выбросами в атмосферу органических соединений, формальдегида, моно- и диоксида азота, уровнем солнечной радиации и на основании этих данных построить кинетическую модель образования в атмосфере высокотоксичных соединений;

Доминирующими источниками выбросов оксидов азота в регионах являются предприятия теплоэнергетики, производители аммиака, азотной кислоты, метанола и нефтеперерабатывающие заводы, использующие в технологических процессах печи риформинга и пиролизные высокотемпературные установки.

Автомобильный транспорт также является одним из основных источников загрязнения атмосферы углеводородами, формальдегидом, оксидами углерода и азота и необходима региональная программа по снижению его влияния на окружающую среду.

Надёжным способом борьбы с фотохимическим смогом является широкое использование на промышленных предприятиях аппаратов каталитической очистки абгазов от оксидов азота, формальдегида и органических соединений [6 – 10].

Нефтешламовые накопления и неутилизируемые попутные газы с месторождений выступают в качестве крупных источников выбросов углеводородов в атмосферу и способствуют образованию агрессивной атмосферы. Все они требуют внедрения современных инновационных решений по их использованию в качестве вторичного сырья [11 – 13].

Эффективным способом повышения чистоты атмосферного воздуха является расширение площадей под зелёные насаждения, развитие системы особо охраняемых природных территорий, озеленения вдоль автотрасс, в том числе выбор растительных культур с учетом их способности к поглощению загрязняющих веществ.

Важно отметить, что рассмотренные процессы, катализируемые в тропосфере аэровзвесями, в действующих ныне нормативах и стандартах не принимаются во внимание.

Совершенствованию нормирования в регионе будет способствовать поддержка научных исследований, направленных на установление безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ на компоненты природных систем, развитие и соответствующее утверждение методов контроля по всему перечню веществ, ответственных за формирование агрессивной атмосферы.

В соответствии с целями и задачами федерального проекта «Чистый воздух» на региональном уровне должны быть реализованы мероприятия по модернизации государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха, в том числе техническое перевооружение лабораторий, актуализация существующей методической базы по проведению измерений, установка дополнительных стационарных постов наблюдения за качеством атмосферного воздуха на промышленных предприятиях.

Внедрение данного инновационного метода должно быть возложено на Научно-технический экологический центр, создаваемый в рамках реализации РЭС

Адаптация к изменениям климата и снижение выбросов парниковых газов

В рамках РЭС предусмотрены мероприятия:

-Реализация президентского Указа от 04.11.2020 № 666 "О сокращении выбросов парниковых газов" до 70 % к уровню 1990 г., других законодательных документов по повышению экономической и экологической безопасности Самарского региона, улучшению параметров охраны окружающей среды в результате сокращения сжигания органического топлива и снижения потерь энергоресурсов, уменьшения рисков для здоровья жителей;

-Переработка дымовых газов с извлечением сжиженного диоксида углерода и его использованием в качестве вторичного сырья на предприятиях газохимии, в производстве удобрений, метанола, уксусной кислоты, моторных топлив, при интенсификации нефтедобычи на месторождениях с высоковязкой нефтью и выработанным ресурсом эксплуатации [14 – 16];

-Разработка и внедрение методических указаний по количественному определению выбросов парниковых газов в основных секторах экономики;

-Восстановление лесонасаждений, пострадавших в результате пожаров, и реализация мер по увеличению численности древесных пород, наиболее эффективно улавливающих парниковые газы.

Тема крайне важна для многих регионов России из-за планируемого ввода Еврокомиссией углеродного налога для металлургических предприятий и заводов по производству азотных удобрений.

Есть ли решения этой проблемы?

Внедрению РЭС будет способствовать Приказ Минпромторга России от 29.04.2021 № 1561 «Об экспертном совете по проведению технико-экономической оценки инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду…».

Совершенствование природоохранной деятельности на промышленных предприятиях в рамках реализации Регионального экологического стандарта будет способствовать сближению ВУЗовской науки и промышленного производства, активизации изобретательской работы в регионах, сокращению расходных норм по сырью и вовлечению крупнотоннажных отходов в технологический процесс [17–20]. Соответственно должны быть пересмотрены критерии отнесения предприятий к категории с наилучшей доступной технологией.

Разработанный и одобренный органом законодательной власти Самарской области РЭС включает такой важный раздел, как «Экология человека и окружающей среды». Важными его подразделами выступают:

-Вовлечение населения и бизнеса в процессы улучшения качества атмосферного воздуха в регионе;

-Научное обеспечение природоохранной деятельности;

-Формирование экологической культуры, просвещения, образования и воспитания.

Экологическое образование

- имеет системный характер, предполагает формальную ответственность образовательной структуры за конечный результат образовательного процесса - уровень подготовленности своих выпускников;

-осуществляется детскими дошкольными учреждениями, средними учебными заведениями, вузами, учреждениями дополнительного образования;

-предусматривает активное использование в образовательном процессе современных, цифровых, интерактивных и мультимедийных современных технологий;

-включает организацию и проведение культурно-массовых природоохранных мероприятий и акций, волонтерского движения с вовлечением жителей с целью повышение их экологического воспитания;

-рассчитано на гарантированную поддержку инициатив со стороны региональных исполнительных органов власти, научных, экспертных и общественных организаций при проведении мероприятий с целью популяризации экологически ответственного образа жизни и «зеленых технологий»;

Экологическое просвещение

- подразумевает целенаправленное системное и непрерывное информирование населения в экологических вопросах, вовлечение широких слоев населения в природоохранную деятельность;

- осуществляется природоохранными учреждениями, парками, заповедниками, музеями, зоопарками, ботаническими садами, домами природы, библиотеками, средствами массовой информации, государственными и неправительственными экологическими организациями;

- совершенствуется проведением международных, всероссийских и региональных массовых природоохранных акций, конкурсов, фестивалей, выставок.

Подобный инновационный подход к реализации управляемого процесса оздоровления атмосферного воздуха может дать положительный прогнозируемый результат. Не случайно, что решением комиссии Госсовета №05-21/п от 26 апреля 21 года сформулирована рекомендация по разработке и внедрению Региональных экологических стандартов на всей территории РФ.

Литература

1.Афанасьев С.В. Совершенствование изобретательской работы на промышленных предприятиях и в вузах. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции РОСПАТЕНТА (Москва, 27 марта 2019 г.) / XXII Моск. Межд. Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед-2019». – М.: ФИПС, 2019. С.3 – 15.

2.Афанасьев С.В., Трифонов К.И. Физико-химические процессы в техносфере. Учебник для ВУЗов. - Самара.: Изд. СНЦ РАН. 2014. – 195 с.

3.Трифонов К.И., Афанасьев С.В., Катышев С.В. Естественные и техногенные источники загрязнения биосферы. Учебник для ВУЗов. – Самара.: Изд. СНЦ РАН. 2014. – 148 с.

4.Афанасьев С.В., Шевченко Ю.Н., Волков Д.А., Мельникова Д.А. Фотохимический смог в городе с высокой транспортной и промышленной нагрузкой на тропосферу// Экология урбанизированных территорий. 2020. №4. С.33 – 40.

5.Афанасьев С.В., Трифонов К.И., Волков Д.А., Волков В.А. Физико-химические основы природных и антропогенных процессов в техносфере. Учебник для ВУЗов. Под ред. д.т.н. С.В. Афанасьева. – Самара.: Изд. СНЦ РАН. 2019. – 252 с.

6.Патент RU№2296000. Способ очистки дымовых газов от оксидов азота/ Опубл. 2007г.

7.Промышленный катализ в газохимии. Монография. Под ред. д.т.н. С.В. Афанасьева. – Самара.: Изд. СНЦ РАН. 2018. – 160 с.

8.Афанасьев С.В., Садовников А.А., Дульнев А.В.и др. Очистка газов от оксидов азота// Neftegaz.ru. Деловой журнал. 2018. №2. С.56 – 63.

9.Каталитические процессы в газохимии. Монография. Под ред. д.т.н. С.В. Афанасьева. – Самара.: Изд. СНЦ РАН. 2021. – 244 с.

10.Патент RU № 68357. Реактор / Опубл. 2007 г.

11.Афанасьев С.В., Паис М.А., Носарев Н.С. Нефтешлам как вторичное сырьё // Neftegaz.ru. Деловой журнал. 2020. № 3,5 (99,5).С. 86 – 92

12.Патент RU №2739031. Способ переработки нефтешлама / Опубл. 2020 г.

13.Патент RU №2739189. Способ переработки нефтешлама / Опубл. 2020 г.

14.Афанасьев С.В. Углекислый газ как сырьё для крупнотоннажной химии// Neftegaz.ru. Деловой журнал. 2019. №9.С.94 – 106.

15.Патент RU №2733774. Способ выделения диоксида углерода из дымовых газов и устройство для осуществления способа / Опубл. 2020 г.

16.Афанасьев С.В., Волков В.А. Диоксид углерода как реагент интенсификации нефтедобычи// Neftegaz.ru. Деловой журнал. 2020. №8. С. 30 – 35.

17.Патент RU №2728295. Мобильный комплекс для закачки жидкого диоксида углерода в нефтедобывающую скважину / Опубл. 2020 г.

18.Афанасьев С.В., Волков В.А. Переработка дымовых газов как способ выполнения Парижского соглашения и увеличения нефтеотдачи// Neftegaz.ru. Деловой журнал. 2021. №1. С.52 – 55.

19.Афанасьев С.В., Волков В.А. Вторичное сырьё для предприятий нефтехимии// Neftegaz.ru. Деловой журнал. 2020. №4 С. 88 - 91.

20.Афанасьев С.В. Патентование в сфере промышленной экологии. Сборник докладов Международной научно-практической конференции Роспатента «Повышение конкурентоспособности и технологической независимости России за счёт развития интеллектуальной собственности»/ XXIII Моск. Межд. Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед-2020». – М.: ФИПС, 2020. С.11 – 16.



Статья «Региональный стандарт как способ реализации экологической доктрины «Охрана окружающей среды. Атмосферный воздух»» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№9, Сентябрь 2021)

Авторы:
Комментарии

Читайте также