- Александр Александрович, насколько ваш коллектив готов сегодня к работе в «санкционных» условиях?
- Для нас эта ситуация в определенном смысле стала неожиданной «внеплановой» проверкой нашей работоспособности. Безусловно, какое-то время ушло на то, чтобы понять происходящее и наметить свои конкретные действия – с учетом того, что макроэкономические решения «сыпались» от правительств «недружественных» России стран в режиме нон-стоп.
На первое место мы поставили своевременное исполнение действующих контрактов. Справились с этим достаточно быстро. У нас создан резерв запасных частей и расходных материалов для выполнения всего комплекса ремонтных и регламентных работ для ранее поставленного оборудования – дожимных компрессорных установок и пунктов подготовки газа.
Помог и тот фактор, что сотрудничество с базовыми партнерами, в том числе зарубежными, носит долговременный характер и имеет солидный запас прочности. Для них всех, кстати говоря, ситуация тоже оказалась неординарной.
Один из примеров – наше взаимодействие с производителями технологических жидкостей. Мы обслуживаем газодожимные установки на основе винтовых компрессоров, и в маслосистеме таких установок должно использоваться только высококачественное масло, а его периодическая замена – это обязательный и важнейший компонент технического обслуживания компрессорных агрегатов. И сегодня, когда ряд производителей компрессорных масел ушёл с российского рынка, наша компания в ежедневном режиме помогает всем потребителям в их обеспечении смазочными и другими расходными материалами.
Мы применяем сложноэфирное синтетическое масло нового поколения ESTSYN, которое прошло разносторонние испытания и рекомендовано заводами-изготовителями компрессорного оборудования, в том числе Enerproject и VPT Kompressoren. Это масло доказало свою эффективность в самых жестких условиях эксплуатации, в разных климатических зонах России, в том числе при работе со сложным составом газа.
Эксплуатационный опыт убеждает – ESTSYN успешно заменяет масла производителей, покинувших российский рынок. И это помогает нам в строго установленные сроки проводить плановое и оперативное ТО технологических установок, задействованных в компримировании различных типов газа.
- Вы сказали про зарубежные компоненты оборудования. Насколько это осложняет ремонт и обслуживание оборудования сейчас?
- Если говорить о статическом оборудовании – то есть пунктах и блоках подготовки газа, которые производит и поставляет компания ЭНЕРГАЗ, то они, по сути, свои – российские. Мы несколько лет вели работу по локализации и замене в новых проектах импортных комплектующих на отечественные. Удалось сделать многое. Сложности остаются в части контрольно-измерительных приборов и автоматики. Сейчас, заботясь о надежности наших установок, выбираем среди поставщиков КИПиА только тех, чьи изделия соответствуют самым высоким требованиям по качеству.
В отношении динамического оборудования скажу, что здесь работы ещё много. Ключевые элементы в его составе – это винтовые маслозаполненные компрессоры, а они импортного производства. Поэтому в текущих условиях растут значение и потребность в качественном ремонте, глубокой модернизации и правильном регламентном обслуживании такой техники.
- Есть ли конкретный план, как выйти из этой ситуации?
- Прежде всего подчеркну, что мы готовы вместе с нашими давними партнерами и потенциальными заказчиками – в позитивном деловом ключе решать все вопросы, связанные с возникающими особенностями. И не только по работе нашего энергазовского оборудования, но и, подчеркиваю, по действующим установкам газоподготовки любого зарубежного или отечественного производителя.
Нами подготовлена и эффективно применяется современная ремонтно-производственная база. Это особенно актуально для компрессорного оборудования, чей эксплуатационный ресурс требует проведения капитального ремонта. Созданы склады запасных частей и расходных материалов в нескольких регионах. Сервисные инженеры проходят обязательное периодическое обучение, а также аттестацию, где подтверждают свою квалификацию. Так что наша компетентность имеет необходимую профессиональную и материальную основу.
В нашем коллективе сегодня сосредоточен значительный организационный опыт полноценного инжиниринга. Ведь всякий раз, когда беремся за новый проект, мы реализуем комплекс требований заказчика, вытекающих из функционального назначения оборудования газоподготовки и условий его эксплуатации. И таких индивидуальных, по своей сути, проектов мы исполнили свыше 170.
- Александр Александрович, какие еще трудности остаются?
- На сегодняшний день нами найдены решения практически всех вопросов, которые еще весной действительно вызывали проблемы. Однако не исключаем, что могут возникнуть сложности с логистикой. Например, сроки доставки некоторых компонентов могут увеличиться. Мы видим эти риски и стараемся предусмотреть их.
Могу сегодня с полной уверенностью сказать: коллектив СервисЭНЕРГАЗа дорожит своей многолетней репутацией и реально борется в эти непростые времена за неукоснительное и качественное исполнение обязательств перед партнерами и заказчиками. Главный вывод для себя мы уже сделали: сложности любого порядка только мобилизуют нашу волю к достижению успешного результата, концентрируют силы и профессиональную ответственность.
- Хотелось бы получить конкретные примеры.
- Сегодня наш сервисно-технический дивизион сосредоточен на плановых и оперативных работах, которые ведутся своевременно и качественно – под строгим организационным и техническим контролем. С начала текущего года наши специалисты осуществили уже порядка 100 сервисных командировок.
Так, например, на Усинском месторождении ЛУКОЙЛ-Коми мы выполнили плановый капитальный ремонт двух дожимных компрессорных станций (ДКС) попутного газа, снабжающих топливом турбины местного энергоцентра. Ремонт основных элементов станций - винтовых маслозаполненных компрессоров - был проведен на площадке нашего ремонтно-учебного центра в Белгороде. Параллельно провели комплексное техобслуживание ДКС с заменой запчастей и расходных материалов, в том числе масла, масляных фильтров и газовых фильтров всех 3-х ступеней очистки.
На период капремонта действующую станцию мы вывели на максимальную производительность, что обеспечило необходимый расход газового топлива для безостановочной работы энергоцентра.
Примечателен также проект по восстановлению работоспособности ДКС топливного газа, функционирующей в составе газотурбинного энергоблока Томской ТЭЦ-1. Проведенная нами диагностика оборудования выявила необходимость модернизации системы электропитания. На компрессорную станцию установили усовершенствованное устройство плавного пуска главного электродвигателя, которое имеет больше защит, отличается гибкостью настроек и обладает улучшенными пусковыми характеристиками. Комплекс сервисно-технических мероприятий включал также локальный ремонт, повторную наладку и испытания ДКС.
Отмечу, что работоспособность этой станции мы восстановили без особых изменений в конструкции и проектной документации, без перенастройки программного обеспечения и конфигураций технологической установки.
Вернусь еще раз к актуальной на сегодня теме смазочных материалов для динамического оборудования. Недавно наши инженеры выполнили техобслуживание дожимной компрессорной станции, действующей в составе комплекса для испытаний газотурбинных установок «Невского завода». Эта ДКС снабжает тестируемые турбины газом с заданными параметрами по чистоте, температуре, давлению и расходу.
Периодичность техобслуживания ДКС зависит здесь от количества пусков. Комплексное ТО проводилось по достижению 200 пусков, осуществленных при испытаниях турбин. Мы усовершенствовали эту станцию. В её маслосистеме теперь используется масло ESTSYN, которое специально создано для установок на базе винтовых компрессоров. Масло марки ESTSYN CE100 обеспечивает эффективность установок при такой интенсивной эксплуатации, увеличивает их надежность и срок службы.
- Помогает ли вам опыт работы в пандемию?
- Конечно, помогает. Даже вижу здесь некоторые параллели, если говорить о способности компании к мобилизации. В то время, когда в некоторых регионах страны были ограничены на въезд месторождения и предприятия заказчиков, мы, строго соблюдая санитарные требования и выдерживая карантины, неукоснительно обеспечивали работу наших сервисных инженеров, своевременно доставляли оборудование и ЗИП (запасные части, инструменты и принадлежности – прим. редакции). Коллеги из других компаний даже просили поделиться опытом организации такой работы. Секрета никакого нет: изучали нормативные документы, отрабатывали необходимые письма и внутренние регламенты, а главное – тщательно готовили людей к таким поездкам, обязательно закладывая сроки на карантин.
- В каких регионах действует СервисЭНЕРГАЗ?
- География нашего инженерного труда обширна. Есть проекты, выполненные в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане. В России вы встретите энергазовское оборудование буквально повсюду – на различных газоиспользующих промышленных и энергетических объектах от Сахалина до Калининградской области, включая, безусловно, традиционные нефтегазодобывающие регионы – Тюменскую область, Республику Саха-Якутия, Крайний Север. Все и не перечислить.
В сегменте технологического оборудования мы полностью готовы профессионально осваивать новые горизонты и с надлежащим качеством выполнять проекты комплексной газоподготовки любой сложности.
Материалы беседы предоставлены пресс-службой Группы компаний ЭНЕРГАЗ