Аэрокосмические ГРР

Цель данной работы заключается в том, чтобы показать возможности отечественной аэрокосмической науки.

Аэрокосмические ГРР

Некоторые результаты геолого-геофизического изучения тектонического строения арктического региона и нефтегазовые перспективы его шельфовых территорий

Цель данной работы заключается в том, чтобы показать возможности отечественной аэрокосмической науки для проведения относительно недорогих, по сравнению с зарубежными, методов исследований тектонического строения недр Арктического региона, позволяющих провести изучение нефтегазовых перспектив некоторых его шельфовых территорий.

Аэрокосмические методы, совместно с наземными геолого-геофизическими данными, могут дать возможность с меньшими финансово-экономическими затратами выделить наиболее перспективные нефтегазовые регионы Северного Ледовитого океана, его прибрежных зон и спланировать систему проведения дальнейших детальных геолого-геофизических работ в этом очень перспективном для поисков нефти и газа регионе. В настоящей работе представлены некоторые полученные результаты по математической обработке и геофизической интерпретации комплекса различных геолого-геофизических данных, изученных в некоторых районах Арктического нефтегазового бассейна, которые могут позволить проводить более качественное исследование его тектонического строения и выполнить оценку нефтегазовой перспективности. В качестве основных методов исследования предлагается использовать разработанную систему компьютерных программ по математической обработке и геофизической интерпретации результатов спутниковых геомагнитных векторно-компонентных и альтиметрических съемок по всей территории Арктического региона, а также наземных морфоструктурных геолого-геофизических данных, используемых для изучения тектонического строения его недр и нефтегазовых перспектив его шельфовых территорий. Проведено сопоставление полученных автором результатов с некоторыми другими опубликованными геолого-геофизическими данными. Выполнено сравнение полученных данных о нефтегазовой перспективности некоторых регионов Арктики с результатами прогнозов других исследователей и организаций.

Некоторые данные об истории изучения Арктического региона

Арктический регион, по мнению таких исследователей как Апплонов С.В. [1], Афанасенков А.П. [2], Богацкий В.И. [3], Вержбицкий В.Е. [4], Гаврилов В.П. [5], Каминский В.Д. [6], Ким Б.И. [7], Клещев К.А. [8], Конторович В.А. [9], Погребицкий Ю.Е. [10], Шеин В.А. [20], Шеин В.С. [20] и многих других, является очень перспективным для поисков и разведки месторождений различных полезных ископаемых. Если анализировать Арктический регион с точки зрения наиболее актуальных в настоящее время углеводородных ресурсов, то, известно, что его часто называют Арктическим нефтегазовым бассейном, в который входит как составная часть регион Северного Ледовитого океана, так как в Арктическом регионе сосредоточено большое количество уже открытых месторождений углеводородов [1-11]. Арктический нефтегазовый бассейн представляется в виде огромной депрессии с закономерным наклоном усредненной поверхности земной коры от вышеперечисленных пограничных водоразделов к впадине Северного Ледовитого океана.

Российские шельфовые зоны Северного Ледовитого океана, по мнению специалистов [1-11], проводивших там исследования должны быть богаты запасами нефти и газа. Региональные геолого-геофизические исследования недр под российской акваторией Северного Ледовитого океана до недавнего времени проводилось в основном такими научными организациями «ВНИИокеанология» [6], «ААНИИ» [11], «ИЗМИРАН» [11, 17], «ИФЗ РАН» [16], ОАО «СЕВМОРГЕО» и другие, с помощью геофизической аппаратуры, установленной на дрейфующих полярных станциях «Северный полюс» и вдоль одиночных арктических геотраверсов ледокола «Арктика». В последнее время появилось много новых геологоразведочных организаций, выполняющих с помощью морских съемок и полярной авиации геофизические исследования в Арктическом регионе вдоль некоторой локальной сети профилей (рис.1).

Рис. 1. Схема проводимых геолого-геофизических исследований на акватории Северного Ледовитого океана в российском секторе Арктического региона: с помощью научных станций на дрейфующих льдах «Северный полюс - СП» – обозначены коричневыми кривыми; красными жирными линиями выделены геотраверсы ледокола «Арктика»; оранжевыми, зелеными, лиловыми линиями показаны маршруты аэромагнитных съемок в пределах Северного Ледовитого океана [6].

К сожалению даже самые мощные и лучшие в мире отечественные ледокольные суда с атомным двигателем и полярная авиация могут относительно свободно выполнять геофизические измерения в пределах Северного Ледовитого океана лишь в осенне-летний период и лишь в благоприятные по погодным условиям годы. Региональных геофизических исследований Северного Ледовитого океана было явно недостаточно, чтобы можно было решать задачи по изучению перспективности его регионов на поиски и разведку месторождений нефти и газа. Поэтому, кроме авиационных и морских геолого-геофизических данных, автором были использованы данные космических аппаратов (магнитных и гравитационных съемок), которые могут осуществлять бесперебойные всесезонные длительные повторные измерения (в течение нескольких лет) всех ортогональных (H, D, Z) составляющих геомагнитного поля и проводить альтиметрические (гравитационные) измерения, которые можно использовать для изучения глубинного [18] строения океанической коры этого очень перспективного Арктического нефтегазового бассейна. В современных условиях, когда имеются определенные экономические трудности и сложности с поставкой импортного оборудования для российских геологоразведочных компаний, занимающихся в основном морской 3D-сейсморазведкой в морях Северного Ледовитого океана, самыми оперативными и относительно недорогими отечественными геолого-геофизическими методами поисков перспективных регионов на наличие в их недрах месторождений нефти и газа, на акваториях Арктического региона могут быть спутниковые магнитные и гравитационные методы.

Обоснование актуальности и методы исследований

К сожалению, по расчетам министерства природных ресурсов Российской Федерации большинство крупных и средних месторождений нефти на территории равнинных областей России и стран Евразийского союза находятся в стадии интенсивной эксплуатации и постепенного истощения. Специалистами рассчитано, что мелкие месторождения нефти на равнинных территориях Арктического нефтегазового бассейна в современных условиях разрабатывать экономически нецелесообразно. Поэтому по прогнозам некоторых аналитиков [15] добыча нефти на равнинной территории Российской Федерации может уменьшиться в пять раз к 2030 году, с 500 до 100 миллионов тонн, если не будут открыты новые нефтегазовые провинции на территории Российской Федерации и стран Евразийского союза, подобные крупной Западно-Сибирской нефтегазовой провинции. В соответствии с недавним выступлением президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в 2017 году прирост разведанных запасов нефти и газа в Российской Федерации, к сожалению, находиться на самом низком уровне за последние 70 лет. Поэтому основные надежды нефтяников Российской Федерации, по-видимому, могут быть связаны с открытием новых перспективных регионов Восточной Сибири или крупных месторождений нефти и газа в пределах шельфовых зон, на акватории Северного Ледовитого и Тихого океанов.

Статистические данные о расположении месторождений нефти и газа по всей поверхности Земли показывают [5, 12], что значительная часть месторождений газообразных и жидких углеводородов (газ, газоконденсат, нефть) сосредоточена в окрестностях трансформных глубинных разломов, связанных с океаническими рифтовыми системами. Поэтому в этой статье автор придает такое большое значение определению месторасположения Арктической рифтовой системы и ее трансформных разломов.

Для математической обработки и геофизической интерпретации аэро-космических данных была разработана система компьютерных программ, включающая различные современные спектральные [13], корреляционные [19] и другие методы анализа [14] измеренных цифровых данных, позволяющие исключать ошибки измерений и разделять измеренное поле на составляющие, связанные с различными физическими слоями геосфер Земли (рис. 2).

Рис. 2. Блок-схема пакета компьютерных программ для математической обработки и геолого-геофизической интерпретации спутниковых геомагнитных данных [18, 19].

В основном пока нами используются данные низкоорбитальных космических аппаратов работающих в настоящее время на орбите Земли КА «SWARM» (2010 – 2018 гг.) [24] и других раннее работавших КА «СНАМР» [17], «MAGSAT» [13], измеряющих значения ортогональных компонент вектора электромагнитного поля над всей поверхностью Арктического нефтегазового бассейна и, в частности, над труднодоступной для других видов геофизических измерений в пределах акватории Северного Ледовитого океана.

Ранее считалось, что на территории Российской Федерации нет океанических рифтовых зон, в окрестности которых можно было бы выделять перспективные территории на наличие в них месторождений нефти и газа. По данным различных зарубежных исследователей [21, 22], в глубоководной части акватории Северного Ледовитого океана расположен срединно-океанический хребет Гаккеля с рифтовой долиной в его центральной части. Однако, по этим данным [21, 22] рифтовый хребет Гаккеля обрывается около 200-мильной шельфовой зоны Российской Федерации, как это показано на рисунке 3.

Рис. 3. Схема географического расположения Арктического и Атлантического срединно-океанических хребтов (СОХ) [22]. I – поднятие Менделеева; II - хребет Ломоносова; III – активный в настоящее время рифтовый хребет Гаккеля срединно-океанического хребта Арктики; IV-XII - различные тектонические структуры срединно-океанического хребта Атлантики (в том числе - трансформные разломы океанического рифта).

Однако, по результатам анализа спутниковых интенсивных электромагнитных аномалий (электромагнитных линиаментов) автор выделил глубинное продолжение Арктического срединно-океанического хребта Гаккеля (II), которое скрывает мощный осадочный чехол, образованный конусами выноса осадочных пород от устьев многочисленных сибирских рек (Лена, Яна, Чондон, Хрома, Индигирка, Колыма, Раучуа, Паляваам и многих других). Крупные трансформные разломы Арктической рифтовой системы (Обско-Ямальский - №2, Хатангский - №3, Ленский - №4, Янский, Индигирский, Колымский - №6-№10 и другие, выделенные на рисунке синим цветом по спутниковым аномалиям, также совпадают с простиранием русел крупных сибирских рек, впадающих в Северный Ледовитый океан) формируют направление простирания спутниковых интенсивных электромагнитных аномалий (рис. 4). По спутниковым электромагнитным данным можно показать (рис. 4), что одна ветвь Арктического океанического рифта (II а) продолжается от Новосибирских островов через пролив Санникова и далее почти вдоль береговой линии восточного побережья Российской Федерации, по Восточно-Сибирскому и Чукотскому морям, проходит немного южнее острова Врангеля до Берингова пролива, где она соединяется с Тихоокеанским срединно-океаническим хребтом (III), испытавшим в недавние геологические периоды постепенное вертикальное движение вверх. Это привело к воздыманию северной части Тихоокеанского СОХ над уровнем Мирового океана (рис. 5). По-видимому, Новосибирские острова и остров Врангеля также являются фрагментами приподнятой части Арктического срединно-океанического хребта над водной поверхностью Северного Ледовитого океана. Другая Арктическая рифтовая ветвь (II б), в результате тройного сочленения подобного Красноморскому рифту, по спутниковым электромагнитным данным располагается вдоль Верхоянского хребта до соединения с Байкальской рифтовой зоной (рис. 4). Пример выделения интенсивных региональных электромагнитных аномалий и трассирования по ним рифтовых зон и трансформных разломов в пределах Арктического нефтегазового бассейна по данным космического аппарата (КА) «MAGSAT» приведен на рис. 4.

Рис. 4. Аномалии электромагнитного поля (аномалии вектора индукции так называемого «постоянного» электромагнитного поля Земли) Арктического нефтегазового бассейна по данным космического аппарата «MAGSAT» [25]. Жирная линия показывает положение береговой линии. Изолинии электромагнитного поля проведены через 2 нТл. Аномалии постоянного электромагнитного поля, осредненные по сетке 5 х 5 градусов, заштрихованные темным цветом, соответствуют положительным значениям аномального электромагнитного поля, а светлыми тонами отмечены отрицательные аномалии электромагнитного поля. Красным пунктиром обозначено: I – расположение Атлантической ветви мировой океанической рифтовой системы срединно-океанических хребтов (СОХ), II а – пространственное расположение формирующейся Чукотско-Беринговоморской Арктической ветви мировой океанической рифтовой системы срединно-океанических хребтов, II b – пространственное расположение формирующейся Арктической ветви континентальной Верхоянской рифтовой системы, III – расположение Тихоокеанской ветви мировой океанической рифтовой системы срединно-океанических хребтов. Синим цветом выделены глубинные трансформные разломные зоны (магнитные линиаменты) Арктической рифтовой системы.

Рис. 5. Схема расположения океанической (II а) и континентальной (II b) ветвей Арктической (II) и Тихоокеанской (III) рифтовых систем СОХ (пунктир красного цвета), их глубинных трансформных тектонических разломов (линии синего цвета), построенная на основе спутниковой карты рельефа поверхности Земли.

Выявление полосовых палеомагнитных аномалий в Северном Ледовитом океане также позволяет определять месторасположение Арктической рифтовой системы и направление глубинных трансформных разломов этой системы. И эти данные о положении полосовых палеомагнитных аномалий в Восточно-Сибирском и Чукотском морях [22, 23] не противоречат нашим спутниковым данным о расположении Арктической рифтовой системы срединно-океанического хребта Северного Ледовитого океана и глубинных трансформных разломов.

Кроме того, для подтверждения географического расположения вновь формирующейся восточной ветви (II а) Арктической рифтовой системы, протягивающейся вдоль побережья Восточно-Сибирского и Чукотского морей, выделенной нами по спутниковым электромагнитным аномалиям, автором также были проанализированы спутниковые данные по альтиметрическим (гравитационным) аномалиям, измеренным на спутнике «СНАМР» (рис. 6).

Рис. 6. Цветовая карта альтиметрических (гравитационных) аномалий по данным КА «СНАМР» и пространственное расположение срединно-океанических хребтов (красный пунктир), коррелирующих с максимальными значениями альтиметрических аномалий (коричневые зоны).

Известно, что все океанические рифтовые зоны связаны с повышенными значениями альтиметрических аномалий, что хорошо видно на рис. 6. Как видно из рисунка 6, самые высокие значения альтиметрических аномалий наблюдаются в районах интенсивного образования новой восточной рифтовой ветви Арктического срединно-океанического хребта, в пределах Восточно-Сибирского и Чукотского морей.

Еще один важный параметр, проанализированный нами в работе [18], который указывает на перспективу возможного образования месторождений газообразных и жидких углеводородов (газ, нефть) является повышенная по сравнению со среднестатистической плотность глубинных тектонических нарушений, по которым происходит тепломассоперенос вещества (и углеводородов в том числе) к поверхностным зонам их накопления в осадочном чехле. По спутниковым электромагнитным и морфоструктурным данным мы выделили около 27-и глубинных трансформных тектонических разломных зон (синие линии) в пределах акватории Арктического региона (красными линиями), связанных с рифтовой системой (II) срединно-океанического хребта Северного Ледовитого океана (рис. 4, 5).

Рис. 7. Обзорная карта Арктического шельфа, совмещенная со схемой расположения реологической сети тектонических разломов (линиаментов) в пределах Баренцева, Печорского и Карского морей (зеленые линии) и связанных с ними месторождений углеводородов (красные – газовые месторождения, черные – нефтяные месторождения, желтые эллипсовидные фигуры – открытые, но неразбуренные структуры). №2 – Обско-Ямальский трансформный разлом Арктической рифтовой системы СОХ.
На рисунке 7 показано, что созданная нами по спутниковым электромагнитным и морфоструктурным данным карта реологической сети тектонических нарушений (линиаменты обозначены зеленым цветом) для западной части Арктического региона, в пределах Баренцева, Печорского, Карского морей и полуострова Ямал самым непосредственным образом связана с расположением цепочек уже разведанных месторождений нефти и газа (или разведанных, но пока не разбуренных перспективных нефтегазовых структур). По-видимому, особенно перспективны на нефть и газ структуры, расположенные в узлах пересечений глубинных тектонических разломов (рис. 7).

Выделенные нами по спутниковым электромагнитным (рис. 4) и морфоструктурным данным (рис. 5, 7) зоны глубинных тектонических разломов (№2, №3, №6-№10) на акватории Северного Ледовитого океана (синими и зелеными линиями), частично представленные на карте перспективных запасов углеводородов на рис. 8, также показывают, что они образуют вокруг себя достаточно перспективные (выделенные желтым цветом – V, VIII, X) и высокоперспективные зоны (выделенные оранженым цветом – II, IV) со значительными запасами углеводородов. То есть, независимые оценки перспективности различных районов Северного Ледовитого океана, сделанные по комплексу различных геолого-геофизических ведомственных данных совпадают с перспективными зонами накопления углеводородов, выделенными нами по спутниковым электромагнитным, альтиметрическим и морфоструктурным данным.

Рис. 8. Карта перспектив нефтегазоносности осадочных бассейнов Северного Ледовитого океана [6]. Оранжевым цветом выделены высокоперспективные зоны, желтым цветом выделены умеренно перспективные зоны расположения месторождений углеводородов.

На рис. 8 оранжевым цветом выделены высокоперспективные зоны расположения месторождений углеводородов (I, II, III, IV), которые по нашим данным связаны с зонами повышенного тепломассопереноса углеводородов по зонам дробления и повышенной проницаемости рифтовых трансформных разломов: № 0 – Норвежско-Североморский, № 1 - Карельский, № 2 – Обско-Ямальский. Желтым цветом выделены умеренно перспективные зоны расположения месторождений углеводородов (V, VIII, X), которые по нашим данным связаны с зонами тепломассопереноса углеводородов по трансформным разломам (№3 - Хатангский, № 6 - № 10 – Янский, Индигирский, Колымский и др.), связанным с формирующейся Чукотско-Беринговоморской ветвью (IIа) Арктической рифтовой системы СОХ (II).

Выводы:

1). По электромагнитным аномалиям КА «MAGSAT», альтиметрическим аномалиям КА «СНАМР» и морфоструктурным данным были выделены две новые ветви Арктической рифтовой системы (II) срединно-океанического хребта, в пределах Северного Ледовитого океана, с тройным сочленением (разветвлением) на формирующуюся океаническую Чукотско-Беринговоморскую рифтовую ветвь (II a) и континентальную Верхоянскую рифтовую ветвь (II b), причем первая из перечисленных рифтовых ветвей замыкает мировую рифтовую систему Атлантического (I) и Тихоокеанского (III) срединно-океанических хребтов. В Арктическом регионе выделено пространственное расположение около 27-и крупных трансформных разломов океанической рифтовой системы. Эти глубинные трансформные разломы Арктической рифтовой системы, протянувшиеся через шельфовые территории восточных морей Северного Ледовитого океана и показанные на спутниковой карте электромагнитных аномалий, образуют достаточно обширные зоны дробления пород с хорошими коллекторскими свойствами и зоны повышенной тепло-массо-проницаемости нефтегазовых флюидов, с которыми часто связаны неглубоко залегающие месторождения нефти и газа.

2). В связи с санкционными ограничениями на поставки импортного оборудования для глубоководного бурения нефтегазовых скважин можно предложить Российским нефтедобывающим компаниям проводить разведочное бурение на поиски месторождений нефти и газа на мелководном шельфе Восточно-Сибирского и Чукотского морей (менее санкционной глубины 150 метров), в конусах выноса осадочных пород из дельт сибирских рек – являющихся зонами вклинивания Арктических рифтовых трансформных разломов в континентальную кору, где могут располагаться значительные месторождения углеводородов в мощных слоях осадочных песчано-глинистых пород.

Литература

1. Апплонов С.В., Шмелев Г.Б., Краснов Д.К. Геодинамика Баренцево-Карского шельфа (по геофизическим данным) // Геотектоника. №4. 1996. С. 58-76.

2. Афанасенков Д.А., Никишин А.М., Унгер А.В., Бордуков С.И., Луговая О.В., Чикишев А.А., Яковашина Б.Г. Тектоника, тектоностратиграфия и этапы геологической истории Енисей-Хатангского бассейна и сопряженного Таймырского орогена // Геотектоника. №2. 2016. С. 23-42.

3. Богацкий В.И., Богданов Н.А., Костюченко С.Л., Сенин Б.В., Соболев С.Ф., Шипилов Э.В., Хаин В.Е. Объяснительная записка к тектонической карте Баренцева моря и северной части Европейской России масштаба 1 : 2 500 000. Под ред. Н.А.Богданова, В.Е.Хаина. М.: Изд-во Ин-та литосферы окраинных и внутренних морей РАН, 1996. 94 с.

4. Вержбицкий В.Е., Соколов С.Д., Тучкова М.И., Лобковский Л.И. Новые данные о структуре и тектонической эволюции острова Врангеля (российская Восточная Арктика) // Доклады РАН. Т.456. №6. 2014. С. 686-690.

5. Гаврилов В.П., Федоровский В.П., Тронов Ю.А. и др. Геодинамика и нефтегазоносность Арктики. Под ред. В.П.Гаврилова. М.: Недра, 1993. 323 с.

6. Каминский В.Д. Глубинное строение Центрального Арктического бассейна // Автореферат на соискание ученой степени доктора геолого-минералогических наук. С-Петербург. 2009. 47 с.

7. Ким Б.И., Евдокимова Н.К., Харитонова Л.Я. Структура, нефтегазовый потенциал и нефтегазогеологическое районирование Восточно-Арктического шельфа России // Геология нефти и газа. №1. 2016. С. 2-16.

8. Клещев К.А., Шеин В.С. Геодинамическая эволюция и перспективы нефтегазоносности Арктики. М.: Изд-во ВНИГНИ, 2008. 108 с.

9. Конторович В.А., Конторович А.Э., Губин В.А., Зотеев А.М., Лапковский В.В., Малышев Н.А., Соловьев М.В., Фрадкин Г.С. Структурно-тектоническая характеристика и модель геологического строения неопротерозойско-фанерозойских отложений Анабаро-Ленской зоны// Геология и геофизика. Т.54. №8. 2013. С. 1253-1274.

10. Погребицкий Ю.Е. Геодинамическая система Северного Ледовитого океана и ее структурная эволюция // Советская геология. № 12. 1976. С. 3-22.

11. Салихов З.С., Арабский А.К., Кузнецов В.Д., Зайцев А.Н., Петров В.Г., Фомичев В.В., Трошичев О.А., Янжура А.С. Система контроля космической погоды для оценки технологических рисков на территории полуострова Ямал // Наука и техника в газовой промышленности. 2010. №4. С. 39-48.

12. Порфирьев В.В. Особенности глубинного строения земной коры и теоретические обоснования неорганического генезиса нефти. К.: Наук.Думка, 1982. 328 с.

13. Ротанова Н.М., Харитонов А.Л., Ан Ченчанг. Спектральный анализ магнитного поля, измеренного на спутнике МАГСАТ // Геомагнетизм и аэрономия. Т. 39. № 3. 1999. С. 101-107.

14. Ротанова Н.М., Головков В.П., Фрунзе А.Х., Харитонов А.Л. Анализ спутниковых измерений с помощью разложения поля на естественные ортогональные составляющие // Геомагнетизм и аэрономия. Т.39. №4. 1999. С. 92-99.

15. Тимурзиев А.И. Октябрьские тезисы к созданию теории происхождения и поисков нефти и газа // Материалы всероссийской конференции по глубинному генезису нефти и газа «5-е Кудрявцевские чтения». 17-19 октября 2016 г. Москва. ЦГЭ.

16. Трофимов И.Л., Шнеер В.С., Халезов А.А. Аномальное магнитное поле хребта Ломоносова по данным дрейфующей станции “Северный полюс-19” // Геомагнетизм и аэрономия. Т. 46. № 2. 2006. С. 275-279.

17. Харитонов А.Л., Хассан Г.С., Серкеров С.А., Фонарев Г.А., Харитонова Г.П. Использование комплекса спутниковых геофизических данных для изучения глубинных неоднородностей строения тектоносферы Земли в пределах Европейско-Африканского меридионального сектора // Исследование Земли из космоса. № 2. 2007. С. 34 – 42.

18. Харитонов А.Л. Возможности методов аэрокосмического мониторинга для дистанционного зондирования глубинных морфологических особенностей активных тектонических разломов и прогноз аварий на технических объектах // В книге: Сборник тезисов докладов 14-ой Всероссийской открытой конференции «Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса». Электронный сборник тезисов докладов. Москва. ИКИ РАН. 2016. С. 322-323.

19. Харитонов А.Л. Применение элементов корреляционной теории для анализа и интерпретации аномального магнитного поля // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. Москва. ИЗМИРАН. 1984. 25 с.

20. Шеин В.С., Альференок А.В., Каламкаров С.Л., Книппер А.А., Шеин В.А. Тектоническое строение и нефтегазоносность фундамента Западной Арктики и сопредельных регионов // Геология нефти и газа. №6. 2017. С. 5-29.

21. Ботт М. Внутреннее строение Земли. М.: Мир, 1974. 375 с.

22. Вакье В. Геомагнетизм в морской геологии. Л.: Недра, 1976. 192 с.

23. Макаренко Г.Ф. Планетарные горные дуги и мифы мобилизма. М.: Космосинформ, 1993. 280 с.

24. Kharitonov A.L., Fonarev G.A., Serkerov S.A., Kharitonova G.P. The calculation of the topology of deep magnetic inhomogeneous of the Earth's mantle from geomagnetic satellite deep-sounding methods // Proceedings of the first international science meeting «SWARM». 3-5 May 2006. Nantes. France. WPP-261.

25. Langel R.A., Berbert J., Jennings T., Horner R. MAGSAT data processing: a report for investigators // Technical Memorandum 82160. NASA. 1981. 328 p.

Автор:

Харитонов Андрей Леонидович,
К.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник лаборатории главного магнитного поля ФГБУН Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова Российской академии наук (ИЗМИРАН)

Статья «Аэрокосмические ГРР» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№3, Март 2018)