USD 100.0348

+0.09

EUR 105.7338

+0.27

Brent 73.67

+0.26

Природный газ 3.046

+0.07

23 мин
2505

Китайский вектор в геологоразведочном бурении на арктическом шельфе России

Китайский вектор в геологоразведочном бурении на арктическом шельфе России

На Российскую Федерацию приходится 21 % или порядка 6,2 млн км2 континентального шельфа Мирового океана. При этом площадь наиболее перспективных и доступных с точки зрения геологоразведочного бурения акваторий составляет около 60 %. Но российские компании сокращают разведочное бурение. Каковы основные причины стагнации работ на российском арктическом шельфе и что нужно ВИНКам для выполнения лицензионных соглашений?


Россия владеет важнейшим в планетарном масштабе резервом углеводородного (УВ) сырья (около 20–25 % мировых ресурсов). Суммарные извлекаемые ресурсы шельфа оцениваются в 100 млрд т у.т., из которых газовая составляющая достигает 80 %1,2,3,4. Высокий УВ потенциал шельфа России, по мнению многих специалистов, является общепризнанным фактом, но он сконцентрирован в основном в Арктике.

На шельфе России распределены 140 лицензионных участков.

Добыча углеводородного сырья ведется на шельфе Балтийского, Печорского, Охотского, Каспийского и Азовского морей. Разработкой занимаются 25 компаний-недропользователей, среди них крупнейшими лицензионными площадями обладают ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром».

На шельфе России по итогам 2019 г. было добыто всего 28 млн т нефти, 3 млн т конденсата, 57 млрд м3 газа5, что составляет 5 % от всего объема добычи нефти в стране и 8 % от добычи газа. При этом в мировой добыче доля морской нефти и морского газа в среднем достигают 34 и 25 % соответственно.

В настоящее время наблюдается явная задержка в изучении и освоении углеводородного потенциала арктического шельфа, т.к. освоение большинства лицензионных участков постоянно откладывается.

Часть нефтегазового сообщества в России расценивает данный факт позитивно, аргументируя свою позицию такими доводами, как необходимость сохранить крупные запасы УВ для будущих поколений в качестве государственного резерва, возможность выбрать наиболее рациональные, самые современные инновационные подходы к освоению, что позволит избежать повторения ошибок других компаний, уменьшить вредное воздействие нефтегазодобычи на морскую окружающую среду и при этом увеличить объемы извлекаемых углеводородов6.

Однако данные аргументы является весьма спорными по целому ряду причин.

Во-первых, наметившийся в мире энергетический переход уже в ближайшее время изменит структуру производства и потребления энергетических ресурсов.

Во-вторых, повторяющийся из года в год, из десятилетия в десятилетие перенос сроков освоения даже гигантских шельфовых месторождений (например, Штокмановского газоконденсатного в Баренцевом море) приводит к явной стагнации всей отрасли морской нефтегазодобычи России, а точнее к ее продолжающейся деградации со времен СССР. Постоянно декларируемая на разных уровнях госуправления необходимость масштабного освоения шельфа и создания собственного оборудования путем локализации его производства на территории России (импортозамещение) на практике оказывается не более чем лозунгом. Например, ключевой вопрос относительно строительства собственного флота морских буровых установок уже давно отошел на второй план и практически перестал даже обсуждаться на государственном уровне.

В-третьих, освоение шельфа, особенно арктического, не носит системного характера, присущего периоду СССР. В последние годы в основном идет доразведка раннее локализованных геологических объектов в Карском море. Именно там происходят «открытия» месторождений, которые с высокой долей вероятности были предсказаны ранее.

Вплоть до текущего года в Восточной Арктике была построена лишь одна Центрально-Ольгинская скважина. Однако даже она пробурена на берегу Хатангского залива и имеет отношение к Енисей-Хатангской области, а не к шельфу моря Лаптевых. Поэтому весь сектор Восточной Арктики так и остается неизученным морским бурением и перспективы его изучения остаются туманными.

Масштаб работ на шельфе за весь период современной России так и не достиг масштаба работ в СССР, а ведь прошло уже 30 лет.

Также невозможно отрицать очевидное. Санкции США и Евросоюза в отношении шельфовых проектов в значительной степени сработали. Прекратилась совместная работа крупных российских и ведущих зарубежных компаний на арктическом шельфе. На смену им пришли не имевшие опыта работы на шельфе Арктики китайские компании со своими техническими средствами и специалистами.

Геологоразведочное бурение на арктическом шельфе в период СССР

Более 40 лет назад в СССР было принято стратегически важное решение о необходимости изучения и освоения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа с акцентом на западную его часть (Баренцево, Печорское и Карское моря). Приоритет данного региона был основан на его географических особенностях и высоких перспективах нефтегазоносности по аналогии с достаточно хорошо изученными к тому времени Тимано-Печорской и Западно- Сибирской нефтегазоносными провинциями (НГП).

В 1979 г. в Мурманске был создан Трест «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР) для поиска, разведки и разработки месторождений углеводородов на арктическом шельфе России7.

Первая морская скважина на российском арктическом шельфе была пробурена на Дресвянской структуре в Печорском море в 1981 г.

Бурение велось круглогодично с погружного бурового комплекса (ПБК), построенного на базе теплохода «Севастополь» (проект ES2-S-C1MK (США), тип Либерти) в период 1981–1982 гг. (рис. 1).

рис 1.jpg

рис 1.jpg

рис 1.jpg

Учитывая сроки бурения, советских специалистов можно бесспорно отнести к первопроходцам в круглогодичном бурении морских скважин в Арктике. Это было знаменательное событие, когда коллективами АМНГР и Мурманского отделения ВНИПИ «Морнефтегаза» собственными силами, по собственным чертежам в морскую буровую платформу было переоборудовано



обычное грузовое судно. При модернизации использовались исключительно отечественные материалы, работы велись на отечественной верфи местными рабочими, что привело к рекордно низким затратам на выполнение проекта.

В 1983 г. к работе в Баренцевом море приступили буровые суда (БС) усиленного ледового класса «Виктор Муравленко» и «Валентин Шашин» (рис. 1). На тот момент они были одними из самых современных в мире.

В 1985 г. в состав советского арктического бурового флота вошли самоподъемная буровая установка (СПБУ) «Кольская» и полупогружная буровая установка (ППБУ) «Шельф-4» (рис. 1). Это позволило значительно увеличить объем морского бурения в Баренцевом и Печорском морях и вести его на регулярной основе.

В 1987 г. в Карском море БС «Виктор Муравленко» открыто первое гигантское месторождение – Русановское газоконденсатное.

В 1988–1989 гг. в Баренцевом море было открыто гигантское Штокмановское газоконденсатное месторождение – сенсация мирового значения, в 1989 г. – Приразломное в Печорском море.

До сих пор СССР принадлежит мировой рекорд в самом северном морском бурении на углеводороды – скважина Адмиратейская-1 в Баренцевом море.

В течение десяти лет (1982–1992 гг.) АМНГР было открыто 10 месторождений (Мурманское, Северо-Кильдинское, Поморское, Северо-Гуляевское, Русановское, Штокмановское, Приразломное, Ленинградское, Лудловское, Ледовое), из которых три уникальных (Штокмановское, Ленинградское, Русановское) и 5 крупных (табл. 1). Была достигнута высокая эффективность геологоразведочных работ, сопоставимая с лучшими отечественными и мировыми показателями. Восемь месторождений были открыты первой пробуренной на площади скважиной и два – второй. Из числа законченных строительством скважин 70 % дали промышленные притоки газа или нефти. Объемы промышленных (категория С1) и предварительно оцененных (категория С2) запасов углеводородов десяти открытых на шельфе месторождений в сумме превысили аналогичные запасы соседней, одной из старейших в России Тимано-Печорской НГП. Полученные результаты однозначно свидетельствовали об открытии на шельфе Западной Арктики новой крупной Баренцево-Карской НГП, что стало общепризнанным фактом отечественного и мирового значения8. Успешность поискового бурения составила 71 %9.

рис 1.jpg рис 1.jpg

рис 1.jpgрис 1.jpg

рис 1.jpg

До 1992 г. морские геологоразведочные работы находились на балансе госбюджета.

Известные политические и экономические кризисные события, связанные с распадом СССР в начале 90-х годов, практически полностью остановили государственное участие в освоении углеводородного потенциала Арктики.

Лишившись финансирования как государственного, так и со стороны акционерных компаний, ФГУП АМНГР вынуждено было продать все три ППБУ («Шельф-4», «Шельф-8», «Шельф-10») отечественной постройки и сдать на длительный период в аренду два буровых судна («Валентин Шашин», «Виктор Муравленко») и одну СПБУ («Кольская») зарубежной постройки для работ на шельфе Бразилии и Северного моря.

Фактически АМНГР лишилось технических средств для морского геологоразведочного бурения. И результат не заставил себя долго ждать – произошло резкое сокращение бурения на арктическом шельфе России (рис. 2).

рис 1.jpg

Геологоразведочное бурение на арктическом шельфе в современной России

С 1992 г. морские геологоразведочные работы стали финансироваться за счет недропользователей.

С 1995 по 2005 гг. работы на арктическом шельфе АМНГ осуществляла единственной СПБУ «Мурманская», которую в 2006 г. постигла такая же участь сдачи в аренду с российским персоналом, как и другие установки, из-за отсутствия приемлемых для предприятия заказов.

В 1996 г. было начато геологоразведочное бурение на структурах Варандей-море, Медынское-море, Южно- и Северо-Долгинская в Печорском море.

Зимой 1996–1997 гг. ООО «Газфлот» была предпринята попытка строительства искусственного экспериментального ледяного острова для бурения скважины на структуре Адер-Паютинская в Тазовской губе Карского моря.

В 2001 г. в Печорском море на структуре Паханческая СПБУ «Мурманская» была пробурена первая параметрическая скважина на шельфе Арктики глубиной 4417 м.

С 2000 г. основное арктическое морское геологоразведочное бурение велось в Карском море.

В 2000 г. с СПБУ «Мурманская» были пробурены первые скважины в центральной части Обской губы.

С 2002 г. начинается регулярное бурение геологоразведочных скважин в Обской и Тазовских губах с мелкосидящей СПБУ «Амазон» (рис. 1).



В 2009 г. в Тазовской губе осуществлено бурение скважины с ПБК

«Обский-1» (рис. 1).

С 2014 г. работы ведутся на лицензионных участках Восточно- Приновоземельский-1, Нярмейский, Северо-Обский, Геофизический, Скуратовский, на Ленинградском, Русановском месторождениях10.

В период 1993–2012 гг. АМНГР, АО «Росшельф», ООО «Газфлот» и ЗАО

«Арктикшельфнефтегаз» на арктическом шельфе России было открыто 7 месторождений, в том числе три нефтяных (Варандейское-море, Медынское-море, Долгинское) в Баренцевом море и четыре газовых и газоконденсатных (Каменомысское, Северо-Каменомысское, Обское, Чугорьяхинское) в Карском море.

Следует отметить, что значимых месторождений нефти на арктическом шельфе России за всю историю геологоразведки пока не найдено.

На российском арктическом шельфе с уходом с рынка буровых судов, имевших ледовый класс, морское бурение велось и ведется в условиях открытой воды. Здесь основным фактором являлись физико-географические условия Баренцева, Печорского морей и Карского моря, а именно поступление в эти районы теплых атлантических вод и потепление климата, которые формировали значительные по продолжительности летние буровые окна.

Бурение в зоне предельного мелководья (или так называемой «транзитной зоне» – до 5-10 м) практически не велось.

К началу 2021 г. в российском секторе Арктики (Баренцево, Печорское и Карское моря) было пробурено 105 геологоразведочных скважин (табл. 1,2) 11, 12, 13, 14

рис 1.jpg

БС продемонстрировали гораздо большую эффективность при работе в районах Баренцева и Карского морей по сравнению с другими техническими средствами (рис. 3). В среднем каждое из судов обеспечивало бурение трех морских скважин в круглогодичном режиме. На их работу также приходятся наиболее значимые геологические открытия. Поэтому выбор в пользу строительства судов ледового класса (Bully 1, Bully 2) компаниями Shell и Noble Drilling для бурения в водах Аляски представляется вполне оправданным15.

Следует упомянуть, что в 1998 г. на Херсонском судостроительном заводе было закончено строительство БС «Газпром-1». Данное судно было предназначено для бурения скважин в незамерзающей части арктических морей и других регионов, но ни одной скважины в Арктике так и не пробурило. С 2000 по 2002 гг. судно находилось в бербоут-чартере у иностранного фрахтователя, а 2005 г. было продано ПАО «Газпром» в Мексику, где было переоборудовано в крановое судно.

рис 1.jpg

К сожалению, в современной России не произошло коренного изменения в процессе шельфовой добычи углеводородов, а также в морских геологоразведочных работах и их оснащении техническими средствами.

На российском шельфе ежегодный объем геологоразведочных работ составляет сегодня 30–50 % от объема конца 80-х годов прошлого столетия (рис. 2). Тогда только АМНГР, выполняя государственные программы, вело работы одновременно 7 морскими буровыми установками (с круглогодичным графиком), из которых три были зарубежной постройки компании Aker RAUMA (Финляндия) (два БС и одна СПБУ) и четыре отечественной постройки Выборгского судостроительного завода (три ППБУ и одна СПБУ).

В последние годы Россия для работ на арктическом шельфе располагала только тремя буровыми установками (СПБУ «Амазон», СПБУ «Арктическая», ПБК «Обский-1»). ППБУ «Полярная звезда» и ППБУ «Северное сияние», построенные для реализации Штокмановского проекта, в Арктике не работали, а использовались в районе о. Сахалин.

Проблема, связанная с необходимостью пополнения парка плавучих буровых установок и специализированного флота России новыми техническими средствами, очень серьезная. Россия в недалеком будущем может остаться без технических средств для изучения нефтегазового потенциала шельфа. Следует отметить, что СПБУ «Мурманская» была построена Выборгским судостроительным заводом в 1991 г., а следующая СПБУ «Арктическая» ОАО «Центром судоремонта «Звездочка» только в 2012 г. За период с 1991 по 2006 гг. российские судостроительные заводы не построили ни одной платформы и специализированного судна для рынка России. Как следствие, произошла самоликвидация крупнейших заводов по выпуску специального бурового оборудования для морского бурения в России и странах СНГ.

Читать полностью



Статья «Китайский вектор в геологоразведочном бурении на арктическом шельфе России» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№2, Февраль 2021)

Авторы:
667389Код PHP *">
Читайте также