Новые технологии разведки и добычи нефти и газа в последнее десятилетие стали ключевым фактором, влияющим на экономику добывающих предприятий и отрасли в целом. Этот процесс, несомненно, будет продолжаться. Основным генератором научно-технического прогресса в отрасли остаются США, важно оптимальным образом использовать эти достижения и опыт в России. Авторы статьи анализируют проблемы и перспективы использования новых технологий на примере Томской области.
Томская область является зрелым нефтегазодобывающим районом с падающей добычей. Особенностью сырьевой базы области является, с одной стороны, постепенное исчерпание запасов традиционных залежей с хорошо отработанными технологиями разведки и добычи, с другой стороны – значительные запасы и ресурсы в «нетрадиционных» отложениях – нижне-среднеюрских, верхнеюрских, баженовских, палеозойских. В то же время в Томской области имеется значительный потенциал для развития и применения новых методов разведки и добычи. Значительное число мелких месторождений не вводится в разработку как по причинам отсутствия технологии, обеспечивающей экономическую эффективность добычи, так и по причинам отсутствия всесезонных дорог и нефтепроводов. Таким образом, требуется применение новых технологий не только в области разработки, но и скважинной добычи нефти, использования попутного газа, подготовки и транспортировки нефти.
Текущая ситуация
Нефтегазовый комплекс Томской области обеспечивает существенную долю отчислений в региональный (более 8 млрд руб., или около 17 %) и федеральный (около 150 млрд руб., или 80 %) бюджеты.
Общий объем добычи нефти в Томской области последние годы снижается и в 2020 году составил 6,46 млн т, что на 22 % меньше показателя предыдущего года, в то время как в 2019 г. снижение составило 6 %. Снижение обусловлено несколькими факторами, одним из которых является взятые Россией обязательства по сокращению объема добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+. Всего в 2020 г. добыча нефти в стране составила 512,7 млн т, что на 48,4 млн т или 9 % меньше, чем в 2019 г.
Объем добычи нефти снижался прежде всего за счет зрелых месторождений. В наибольшей степени обязательства по сокращению добычи нефти в России коснулись регионов, в которых сосредоточено большое количество зрелых нефтяных месторождений с высокой степенью выработанности.
Так, ускорилось падение доли Западной Сибири в региональной структуре добычи нефти, и определенный вклад в это внесла Томская область. В Томской области обязательства России по сокращению добычи усилили существовавшую тенденцию падения добычи, что связано с увеличением обводненности, снижением пластового давления, а также остановкой части скважин на разрабатываемых месторождениях, в том числе вследствие снижения рентабельности.
В структуре добычи нефти в Томской области быстро возрастает добыча нефти, облагаемой по льготным коэффициентам НДПИ. В 2020 году такой объем составил около 2,7 млн т, или около 50 % общего объема добычи (рис. 1). Следует отметить, что в 2020 году доля добычи льготируемой нефти в России составила уже более 50 % общего объема и продолжает возрастать. Такие тенденции могут свидетельствовать о том, что внедрение новых технологий для снижения издержек заменяется получением льгот для снижения налоговой нагрузки.
В структуре льгот преобладает льгота для месторождений с высокой степенью выработанности (Кв), а также залежей углеводородного сырья с утвержденным показателем проницаемости не более 2 милидарси и эффективной нефтенасыщенной толщиной пласта по указанной залежи не более 10 м и более 10 м (Кд). Также определенный вклад вносит коэффициент Кдв, который зависит от величины Кд и степени выработанности запасов залежи углеводородного сырья.
Сырьевая база Томской области характеризуется наличием большого количества мелких и очень мелких месторождений. Из общего количества 124 только 2 месторождения относятся к крупным (Крапивинское с текущими извлекаемыми запасами 35 млн т и Казанское – 32 млн т) и 28 – к средним, остальные 94 – к мелким и очень мелким, в которых сосредоточено более 154 млн т нефти, или около 31 % всех запасов. Величина извлекаемых запасов нефти месторождений, относящихся категории «средних» составляет 9,9 млн т, «мелких» – 2,5 млн т, «очень мелких» – 0,6 млн т.
Из 124 открытых месторождений к категории разрабатываемых относятся 71. В разрабатываемых месторождениях сосредоточено 78 % текущих запасов, или 389,1 млн т. К категории разведываемых относятся 22 месторождения, суммарные запасы которых составляют 108,4 млн т.
В Томской области сосредоточены запасы легкой нефти. Так, нефть с плотностью до 0,87 г/ куб. см составляет более 96 % запасов. По содержанию серы запасы нефти в Томской области характеризуются низким уровнем (40 % запасов) и средним уровнем (47 % запасов).
Организационная структура запасов и добычи нефти в Томской области характеризуется высокой концентрацией. Более 50 % запасов категории А+В1+С1 приходится на ОАО «Томскнеть ВНК», на долю компаний ОАО «Томскгазпром» и ООО «Газпромнефть-Восток» приходится по 10 % запасов. Эти же компании обеспечивают 83,6 % добычи нефти в регионе (рис. 2). Всего на территории Томской области зарегистрированы 24 недропользователя.
В основном недропользователи разрабатывают месторождения и залежи, которые относятся к традиционным. В то же время в области оценены существенные ресурсы углеводородов (около 620 млн т), относящиеся к классу трудноизвлекаемых и требующие применения новых методов разведки и добычи:
· нижне-среднеюрские отложения – 461,6 млн т;
· верхнеюрские отложения – 103,6 млн т;
· баженовские отложения – 37,6 млн т;
· палеозойские отложения 14,5 млн т.
Основным заявленным проектом по развитию новых технологий добычи трудноизвлекаемой нефти в регионе является проект «Палеозой», реализуемый компанией ПАО «Газпром нефть» при поддержке Администрации Томской области. По оценкам авторов, дополнительная добыча палеозойской нефти в Томской области может достичь к 2035 году от 2,2 до 4,7 млн т.
Малые предприятия Томской области
Малые предприятия занимают небольшую долю в добыче нефти в России и абсолютно мизерную в Томской области (табл. 1, рис. 3). В США ситуация кардинально отличается: малые предприятия добывают почти половину нефти страны.
Анализ показывает, что малые предприятия Томской области практически не используют современные технологии в добыче. ВИНК, работающие в области, используют горизонтальное бурение с длиной горизонтального ствола более 500 метров, множественный гидроразрыв пласта, многозабойные скважины, проводят научно-аналитические работы для выбора технологий и направлений их применения. Высокая стоимость и низкий масштаб промышленного внедрения ограничивают малые предприятия в использовании новых технологий.
В то же время необходимо отметить, что коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения в расчете на 10 тыс. человек) в Томской области весьма высок (3,5–4) и существенно превышает среднероссийский (около 2). Таким образом, можно сделать вывод о слабом использовании малыми предприятиями научно-технического потенциала.
Технологический опыт США
Стремительный рост добычи нефти в США стал возможным вследствие технологического прорыва и резкого увеличения производительности добывающих установок на месторождениях сланцевой нефти. Увеличение эффективности добычи в США происходило в среднем на 1,8 % в год до 2011 гг. Наблюдалась отработка технологий и механизмов государственной поддержки добычи сланцевой нефти. Ежегодный прирост производительности установок в период 2011–2016 гг. ускорился до 3,0 %, а в отдельные годы до 5–6 % в год. В последующем наблюдалось краткосрочное снижение темпов производительности бурения, как последствие кризиса, но, несмотря на замедление темпов роста, к началу 2020 г. США достигли рекорда добычи нефти на одну установку – 5,8 тыс. барр./день. Добыча сланцевой нефти в США достаточно быстро адаптировалась к низким ценам на нефть, поскольку при росте эффективности установок происходило одновременно снижение их стоимости и даже при относительно низких ценах добыча оставалась экономически оправданной.
Рост производительности буровых установок в США позволяет следовать ценовой конъюнктуре и, не сокращая общего объема добычи нефти по стране в период низких цен, уменьшать издержки производства для поддержания инвестиционной привлекательности отрасли (рис. 4).
Производительность буровых установок на нефтяных сланцевых формациях, по данным Drilling Productivity Report EIA, в 2018 году выросла в 2,3 раза по сравнению с 2014-м годом. На 52 % выросла длина горизонтальных скважин. Снижение стоимости сервисных услуг составило за этот период порядка 45–50 %. К концу рассматриваемого периода точка безубыточности в Техасе составила 26–27 долл./барр. (рис. 5).
Существенную роль в сланцевой революции играют малые предприятия. В пределах бассейна Permian (около 200 000 кв. км) ежегодно выдается 7 000 разрешений на бурение, функционирует 380 операторов при средней удельной площади 500 кв. км на оператора. При этом для мелких предприятий типичным является участок 40 кв. км с 1–5 скважинами. Срок старта добычи от момента принятия решения составляет 5–6 месяцев (в традиционных проектах 5–7 лет). При этом объемы добычи сырья крупными компаниями составляли около 20 % от суммарного объема по бассейну Permian.
В 2020 году добыча нефти по сланцевым бассейнам снижалась вслед за снижением количества новых скважин и проводимых гидроразрывов, однако в начале 2021 года активность бурения снова начала расти вслед за ростом цен и более оптимистичными оценками спроса и цен на нефть.
Описанная модель хорошо показала себя с точки зрения быстрого применения новых технологий и снижения издержек. Это пример успешной реализации частной инициативы и механизма эффективного использования инвестиций для новаторских проектов с высоким риском.
Возможные решения для малых предприятий в России
Прямое копирование в России механизма использования инноваций в нефтедобывающей промышленности США невозможно. Нормативно-правовой механизм недропользования и налоговая система имеют значительные отличия. Вместе с тем некоторые моменты можно использовать. Речь идет не только о конкретных технологиях (горизонтальное бурение, множественный гидроразрыв), но также и о ряде организационно-управленческих практик. Логическая схема представлена на рисунке 6.
Предложения по ускорению научно-технического прогресса в сфере нефтедобычи Томской области и поддержке малых предприятий можно разделить на три группы.
Научно-информационные:
· развитие единой лабораторной и научно-технической базы (площадки) по новым технологиям геологоразведки и нефтедобычи. Создание фонда финансирования за счет недропользователей и государства. Включение затрат на НИР и НИОКР в себестоимость добычи;
· формирование открытого банка данных технологий разведки и добычи с введением обязательств его пополнения добывающими компаниями. Схема формирования подобного оперативного доступа должна быть дополнительно проработана Роснедра и его предприятиями;
· развитие новаторских решений (симуляторы гидроразрыва, тренажеры ГРП, программные комплексы автоматического управления флотом ГРП).
Законодательные:
· применение заявительного принципа недропользования;
· применение принципа уведомления ГКЗ и ЦКР для ускорения начала нефтедобычи;
· уменьшение площади лицензируемых участков.
Налоговые:
· отмена НДПИ на определенный срок;
· переход на обложение не выручки, а прибыли малых предприятий.