Актуальность и приоритеты
Итогами совещания по вопросам повышения эффективности работы госкорпораций и компаний с государственным участием, которые провел В. Путин 9 декабря 2014 года, стал Перечень поручений Президента РФ от 27 декабря 2014 года
Пр-3013, содержащий поручение Правительству Российской Федерации разработать и утвердить перечень внутренних нормативных документов, включающий в себя в том числе:
а) регламент повышения инвестиционной и операционной эффективности и сокращения расходов;
б) положение о внутреннем аудите;
в) положение о системе управления качеством;
г) положение о системе управления рисками;
д) положение о порядке разработки и выполнения программ инновационного развития, а также соответствующие поручение Правительства Российской Федерации (ИШ-П13-54 от 13 января 2015г.) и директивы Росимущества (ОД-11/26360 от 30 июня 2015г.).
В Постановлении Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации «Об основных вопросах развития топливно-энергетического комплекса на современном этапе. Особенности региональной политики»
№ 124-СФ от 26 апреля 2017 г. рекомендуется Правительству Российской Федерации разработать комплекс мер по стимулированию и поддержке внедрения системы энергетического менеджмента на основе ГОСТ Р ИСО 50001-2012 (ISO 50001:2011), обеспечить на постоянной основе проведение мониторинга эффективности внедрения системы энергетического менеджмента в организациях с участием государства, организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности, организациях ТЭК и организациях - крупнейших потребителях энергетических ресурсов, а также рассмотреть вопрос о целесообразности внесения норм, касающихся обязательности внедрения системы энергетического менеджмента на основе ГОСТ Р ИСО 50001-2012 (ISO 50001:2011), в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" предусматривает обучение руководящего звена предприятий эффективному менеджменту, стимулирование инновационной деятельности и внедрение инновационных решений в производственные и управленческие процессы.
На 7-й Межминистерской встрече по вопросам чистой энергии в 2016 г. в Сан-Франциско, США, была объявлена глобальная инициатива по внедрению системы энергетического менеджмента по стандарту ISO 50001:2011 с целью внедрить и сертифицировать систему энергетического менеджмента в 50001 компании по всему миру к 2020 году. При этом внедрение системы энергетического менеджмента рассматривается как эффективный инструмент снижения выбросов парниковых газов.
Таким образом, тема организационных инноваций не новая, но не теряющая свою актуальность, принимая во внимание задачи обеспечения технологического лидерства, цифровой трансформации, а также выход новых стандартов и обновленных версий уже существующих стандартов.
Ниже в таблице 1 приведен перечень стандартов, которые наиболее часто внедряются в компаниях.
Таблица1.
№ пп |
Название |
Номер стандарта |
1. |
Система энергетического менеджмента |
ISO 50001 |
2. |
Система менеджмента качества |
ISO 9001 |
3. |
Система экологического менеджмента |
ISO 14001 |
4. |
Система менеджмента охраны труда |
ISO 45001 |
5. |
Система менеджмента риска |
ISO 31000 |
6. |
Система информационной безопасности |
ISO/IEC 27001 |
7. |
Система управления [производственными] активами |
ISO 55001 |
8. |
Система инновационного менеджмента |
ISO/DIS 56000 |
9. |
Система управления знаниями |
ISO 30401 |
10. |
Система комплаенс менеджмента |
ISO 19600 |
11. |
Система менеджмента антикоррупционной деятельности |
ISO 37001 |
Следует отметить, что практически для каждого международного стандарта существует аутентичный национальный стандарт ГОСТ Р.
С точки зрения направленности систем менеджмента их можно условно разделить на три группы: «Повышение эффективности», «Экологическая и социальная ответственность», «Управление изменениями (включая цифровую трансформацию)».
Российское энергетическое агентство в течение нескольких лет осуществляло мониторинг результативности и эффективности внедрения системы энергетического менеджмента в энергетике и промышленности. Результаты этой работы нашли свое отражение в Государственном докладе о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2015 году [1], в котором отмечено, что среди организаций, внедривших систему энергетического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта ISO 50001 (ГОСТ Р ИСО 50001), наблюдается снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов (общий расход топливно-энергетических ресурсов / общие затраты на производство, т.у.т./тыс.руб.) у 89% организаций, причем у 66% снижение составило более 5%, а у 23% – от 0,1 до 5%, что соответствует данным, приводимым Организацией ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), а также в материалах 7-й Межминистерской встречи по вопросам чистой энергии в 2016 г. в Сан-Франциско.
Сроки окупаемости внедрения системы энергетического менеджмента, как правило, не превышают 1,5-2 лет.
Статистика о результативности и эффективности внедрения других организационных инноваций на текущий момент отсутствует. С 2020 года планируется регулярный сбор информации о внедрении организационных инноваций в рамках функционирования государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК).
При внедрении систем менеджмента, отнесенных к группе «Экологическая и социальная ответственность», компании руководствуются принципами экологической и социальной ответственности, а также пониманием того, что лидеры международного финансового сообщества в своей деятельности руководствуются так называемыми Принципами Экватора [2,3], в соответствии с которыми кредиты предоставляются только с учетом соблюдения принципов и стандартов экологической и социальной ответственности.
Востребованность стандартов, отнесенных к группе «Управление изменениями (включая цифровую трансформацию)» в настоящее время растет, как вследствие последовательной деятельности органов власти, так и осознания компаниями возможности роста, повышения капитализации и конкурентоспособности за счет нематериальных активов, а также расширения применения цифровых технологий (в том числе интернет вещей, искусственный интеллект, новые экономичные технологии беспроводной связи).
Основными результатом, ценностями внедрения любой системы менеджмента являются совершенствование планирования, нормирования, контроля и документирования деятельности и результатов, своевременное осуществление предупреждающих и корректирующих действий, вовлечение обученного, информированного и мотивированного персонала в деятельность по повышению операционной эффективности с топ-менеджером компании в качестве лидера, снижение рисков и в совокупности – системное осуществление деятельности, нацеленной на постоянные улучшения.
Внедрение (и желательно независимая сертификация) системы менеджмента – это для топ-менеджера, акционера, инвестора заслуживающий доверия знак того, что деятельность в конкретной сфере соответствует законодательству и лучшей международной практике.
Организационные инновации, автоматизация и цифровая трансформация.
Внедрение любой системы менеджмента предполагает регламентирование деятельности, формирование системы нормативов и целевых показателей, установление способов их расчета и мониторинга, формирование и регламентирование информационных потоков, включая источники данных, их верификации и актуализацию.
Таким образом, формируется основа для автоматизации (цифровизации) деятельности организации в сфере производства и управления.
На рисунках 1 и 2 схематически приведены примеры использования систем менеджмента для решения задач повышения эффективности и устойчивого развития с применением автоматизации, цифровых технологий и платформенных решений.
Следует отметить, что многие компании включают в техническое задание на внедрение системы энергоменеджмента разработку рекомендаций (ТЭО, ТЗ) по совершенствованию системы технического учета и созданию автоматизированных информационных систем энергоменеджмента.
Рекомендации по внедрению организационных инноваций для энергоэффективной добычи и переработки нефти.
Как правило, в компаниях, работающих в сфере добычи и переработки нефти, уже внедрены системы экологического менеджмента и охраны труда, система менеджмента качества. Это связано с вниманием природоохранных органов, местного населения, опасным производством, необходимостью обеспечения качества продукции и услуг, а также поддержания имиджа на международном уровне.
Принимая во внимание высокую энергоемкость добычи и переработки нефти, а также подтвержденную российской и международной практикой эффективность внедрения системы энергетического менеджмента представляется обоснованным приоритетное внедрение именно ее.
По решению компании система энергетического менеджмента может функционировать независимо от имеющихся в компании систем менеджмента или быть интегрирована с ними, например, с системой экологического менеджмента.
С учетом взрывного роста количества новых технологий, часть из которых может оказаться убийственными для текущего бизнеса нефтяных компаний, следует обратить внимание на систему инновационного менеджмента и систему управления знаниями, в рамках которых организуется мониторинг технологического развития, поиск и внедрение инноваций с максимальным вовлечением сотрудников компаний, а также внешней инновационной экосистемы.
Систему управления [производственными] активами представляется целесообразным внедрять после формирования набора инструментов, позволяющих судить о состоянии оборудования, остаточном ресурсе, последствиях выхода из строя.
Опыт Российского энергетического агентства по внедрению организационных инноваций.
Российское энергетическое агентство Минэнерго Росси (РЭА Минэнерго России) является признанным центром компетенций по внедрению организационных инноваций и в первую очередь системы энергетического менеджмента.
Специалистами РЭА Минэнерго России успешно реализовано более полутора десятков проектов по внедрению различных систем менеджмента в энергокомпаниях и на промышленных предприятиях. В том числе в ПАО «Газпром нефть» (система энергетического менеджмента в исполнительном аппарате и на всех заводах); ПАО «Россети» (энергетический менеджмент и менеджмент качества); группа компаний НЛМК (энергетический и экологический менеджмент); группа компаний «Газпром энергохолдинг», АО «СУЭК», АО «Мособлэнерго» (энергетический менеджмент).
РЭА Минэнерго России всегда готово оказать необходимую поддержку в подготовке технического задания, ТЭО, внедрении и сопровождении сертификации.
Литература:
1.Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении
энергетической эффективности в Российской Федерации в 2015 году, https://minenergo.gov.ru/node/5197
2.https://equator-principles.com/wp-content/uploads/2018/01/equator_principles_russian_2013.pdf
Факты:
В 2016 году
На 7-й Межминистерской встрече по вопросам чистой энергии в Сан-Франциско была объявлена глобальная инициатива по внедрению системы энергетического менеджмента по стандарту ISO 50001:2011.
у 89%
организаций, внедривших систему энергетического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта ISO 50001 наблюдается снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов.
1,5-2 года
Срок окупаемости внедрения системы энергетического менеджмента.
С 2020 года
планируется регулярный сбор информации о внедрении организационных инноваций в рамках функционирования системы ГИС ТЭК.