USD 100.0348

+0.09

EUR 105.7338

+0.27

Brent

-73.41

Природный газ 3.138

+0.16

30 мин
6282

Международные торги и корпоративная безопасность в нефтегазовом секторе

В данной статье рассматривается взаимосвязь международных конкурсных торгов (МКТ) и корпоративной безопасности в нефтегазовом секторе.

Международные торги и корпоративная безопасность  в нефтегазовом секторе

Международные конкурсные торги (тендеры) являются весьма распространенным инструментом современной международной торговли, практикуемым государственными и негосударственными организациями как развитых, так и новых индустриальных и развивающихся стран. Дипломатическая поддержка международных конкурсных торгов (МКТ) осуществляется в основном развитыми странами. Законодательством многих стран в отношении закупок для государственных нужд устанавливаются определенные правила их проведения. Финансовые институты также вводят определенные правила осуществления закупок за счет средств, выдаваемых ими в качестве займов. В частности, наиболее известны и широко применяются в мире процедуры закупок товаров и составление контрактов на выполнение подрядных работ и услуг, установленные Всемирным банком. Крупные корпорации, имеющие дело с десятками и сотнями поставщиков сырья и комплектующих, также часто устанавливают свои внутренние правила осуществления закупок и размещения заказов. Как показывает международная практика проведения конкурсных торгов, использование конкурсных механизмов приводит к экономии, по оценке автора, до 40 % запланированных средств и способствует корпоративной безопасности.

Предметами торгов, проводимых за рубежом, являются заказы на подряды и поставки самых разнообразных товаров, работ и услуг – от уникальных до массовых. Так, среди предметов сделок, фигурировавших на международных торгах, можно обнаружить поставку нескольких пачек гвоздей и сооружение «под ключ» крупнейших промышленных и гражданских объектов современности.

Широкому распространению международных конкурсных торгов в современных условиях способствует то, что увеличение масштабов государственных заказов требует объективности в выборе той или иной фирмы в качестве поставщика или подрядчика. В практике мировой торговли известны случаи, когда выдача правительственных заказов, минуя торги, приводила к серьезным экономическим и политическим последствиям. За последнее время решений по совершенствованию контрактной системы в России было принято немало: были внесены изменения в закон о контрактной системе, были упрощены конкурсные процедуры, сокращено время для того, чтобы их проводить, и созданы дополнительные барьеры для недобросовестных участников. Тем не менее работу по повышению эффективности и прозрачности МКТ нужно вести постоянно, так как на госзакупки тратятся ежегодно триллионы рублей. На заседании правительства РФ 26 сентября 2019 г. были обсуждены изменения, которые позволят пресечь практику закупок у единственного поставщика, когда конкурс признан несостоявшимся. Известно, что недобросовестные заказчики часто используют такие схемы, чтобы отсечь конкурентов, оставить «своих» поставщиков. В итоге лишь одна компания участвует в конкурсе, и она признаётся победителем, поскольку конкурс до этого признан несостоявшимся. Теперь такая ситуация будет анализироваться Федеральной антимонопольной службой. И только с ее согласия будет заключаться контракт. Эти изменения коснутся тех контрактов, начальную цену которых будет определять правительство. А процедура будет чётко определена в новом законе [1].

В совершенствовании МКТ большую роль играют консалтинговые фирмы. Тендерные структуры широко практикуют использование специалистов консалтинговых фирм в процессе подготовки и проведения торгов. Подобный подход к решению организационных задач, связанных с тендером, является оптимальным в тех случаях, когда фирма-заказчик не располагает достаточным штатом своих сотрудников, а его расширение нецелесообразно либо невозможно ввиду отсутствия на месте квалифицированных работников. Предоставление консалтинговых услуг в процессе подготовки международных конкурсных торгов имеет огромное значение для поставщиков, которые делают первые шаги на пути вхождения в рынок. Опытные профессионалы оказывают помощь на этапе подготовки к торгам или предоставляют комплексное сопровождение на необходимый период времени. Имеются ввиду юридические услуги при участии в аукционах, тендерах, торгах или конкурсах на получение государственных заказов. Также предусматривается юридическое сопровождение в процессе подачи жалобы на неправомерные действия заказчика или иных структур, имеющих отношение к торгам.

На практике применяется два варианта консалтинговой помощи, которые предоставляются на время МКТ. Речь идет о локальном содействии на определенном этапе торгов или комплексной поддержке заказчика на всем протяжении тендера. В локальном варианте помощь может быть одноразовой или постоянной, но в любом случае она распространяется на достижение одной конкретной цели. В качестве примера можно назвать выбор тендера, содействие в процессе подачи заявки и т. д. Комплексная поддержка подразумевает содействие на всех этапах торгов, и ее величина определяется пожеланиями заказчика и его финансовыми возможностями.

Таким образом, консалтинговые услуги – важнейшее направление развития МКТ. Сегодня вполне можно говорить о возрастающей роли консалтинговых услуг в развитии международных конкурсных торгов, что имеет огромное значение для развития малого и среднего бизнеса, в получении инвестиционного консультирования для осуществления внешнеторговой деятельности [2].

МКТ являются прогрессивной формой мировой торговли, позволяющей сделать процесс осуществления закупок открытым, эффективным и экономичным. Мировая практика проведения МКТ показывает, что этот механизм помогает экономить бюджетные средства и эффективно бороться с коррупцией, способствует корпоративной безопасности. Необходимым условием повышения эффективности международной торговли является модернизация нормативной базы, в том числе закона о госзакупках[3].

В современной экономике государство выступает как крупнейший заказчик и потребитель продукции целого ряда отраслей, что позволяет превращать государственный спрос в мощный инструмент регулирования экономики, оказывающий влияние на ее динамику и структуру для достижения стратегических целей развития страны. В качестве примера можно привести опыт США, который показал, что система государственных закупок является одним из важнейших механизмов стимулирования инновационного развития американской экономики (создание Кремниевой долины США). Поэтому важно отметить, что освоение российским малым и средним бизнесом формальных механизмов, поддерживающих и регулирующих международные торгово-экономические отношения, происходит весьма медленными темпами. К числу таких механизмов относятся и международные торги, открывающие новые возможности расширения рынка сбыта и налаживания экономических связей с зарубежными партнёрами. Одной из причин, сдерживающих участие российского малого и среднего бизнеса в международных торгово-экономических связях, является нехватка собственных ресурсов (человеческих и материальных) для продвижения своей продукции на мировом рынке. С другой стороны, множество организационно-бюрократических структур, созданных за последние годы, не обладают ещё достаточной компетенцией для оказания эффективной поддержки малому и среднему бизнесу в данной области. К числу таких областей относятся и международных торги. В то же время заметим, что развитие системы международных конкурсных торгов является важным условием повышения эффективности международных проектов государственно-частного партнерства и конкурентоспособности страны в целом [4].

Широкое применение конкурсных механизмов в международной практике дает реальные стимулы для развития предприятий и фирм с наилучшей организацией производства, труда и более высоким уровнем управления, какими являются компании нефтегазового сектора. На фоне нестабильных цен на нефть и газ, вырожденных месторождений, экстремальных местоположений и новых глобальных бизнес-тенденций компании нефтегазовой отрасли заняты поиском решений для преодоления этих проблем, в том числе для поиска новых стратегий закупок. Происходит интенсивное развитие предметной специализации организаций, разукрупнение монопольных структур. Безусловно, система конкурсных закупок является активным механизмом всесторонней интеграции отечественной промышленности в мировой рынок товаров и услуг.

Проблемы создания конкурсной системы госзакупок в России заслуживают особого внимания в связи с вступлением России в состав Всемирной торговой организации (ВТО). Для этого необходимо, чтобы законы, нормы, порядки и методы проведения госзакупок в России соответствовали «Соглашению о государственных закупках» ВТО. В соответствии с ним приобретение товаров и услуг должно быть полностью открытым (и не может ограничиваться приобретением товаров и услуг лишь из стран-членов), основываться на организации международных торгов, если это целесообразно, и такие торги должны быть подлинно конкурентными. Основными направлениями развития МКТ становятся: максимальное раскрытие национальных рынков закупок государственных и муниципальных органов для поставщиков из других стран; унификация и стандартизация конкурсных процедур, тендерных документов и требований к поставщикам благодаря изменениям в основополагающих документах, регламентирующих МКТ, и использованию новых технологий, в частности возможностей Интернета и электронной торговли. Очевидно, что процесс глобализации в целом и мирохозяйственных отношений в частности оказывает свое воздействие и на МКТ, позволяя максимально использовать преимущества конкурентных механизмов над традиционными способами организации закупок и размещения заказов на мировом рынке товаров, работ и услуг. Например, в 2019 году австралийская горнодобывающая энергетическая группа BHP объявила о проведении первого в мире тендера на поставку СПГ-топлива для транспортировки до 27 миллионов тонн своего экспорта железной руды в Азию с целью «устранить выбросы оксида азота и оксида серы и значительно сократить выбросы диоксида углерода вдоль самого загруженного маршрута массовых перевозок грузов в мире»[5]. Говоря о важности роли бизнеса в этом направлении, Президент РФ В.В. Путин в послании Федеральному собранию отметил: «Компании, особенно крупные, обязаны помнить о своей социальной и экологической ответственности»[6].

МКТ дают заказчику многие преимущества: возможность сэкономить бюджетные средства, выбрать услуги с наилучшим соотношением цена-качество, избежать коррупции при осуществлении процесса закупок. Поставщику услуг при этом гарантирован заказ с фиксированным размером оплаты. Победитель тендера становится лидером в своём сегменте рынка и тем самым обеспечивает рост своей компании. Участие и победа в тендере для производителей и поставщиков – это импульс к дальнейшему развитию бизнеса, способствует корпоративной безопасности в условиях глобализации.

МКТ открывают новые возможности для оптимизации стратегий закупочной деятельности, что в условиях глобализации и цифровизации мировой экономики является необходимым условием конкурентоспособности Российской Федерации[7]. Социально-экономическая сущность электронной торговли неразрывно связана с глобализацией мировой экономики[8]. Также необходимым условием ведения конкурентоспособного бизнеса является цифровизация экономики. Большую роль здесь играют цифровые технологии. «Цифровые технологии» – один из шести федеральных проектов, включенных в нацпрограмму «Цифровая экономика». Проект рассчитан на реализацию до 2024 г. Финансирование исполнения федерального проекта «Цифровые технологии» начинается с конца 2019 г. Здесь необходимо использовать и инструменты МКТ с целью эффективного расходования бюджетных средств, так как это миллиарды рублей.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в систему мировой и национальной торговли в условиях глобализации и Всемирной сети Интернет обеспечивает участникам МКТ ряд возможностей: оперативное принятие решений на основе внутрифирменного потока информации, расширение круга потребителей, сокращение расходов на клиентское обслуживание, сбор и анализ сведений о предпочтениях потребителей. Вышеперечисленные преимущества представляют большую ценность для компаний. Утечка внутрифирменной информации может послужить причиной недобросовестной конкуренции со стороны других фирм.

По заявлениям представителей международной компании «Лаборатории Касперского», специализирующейся на разработке систем защиты от киберугроз, на сегодняшний день в мире насчитывается несколько десятков тысяч хакеров. Каждое хакерское сообщество имеет четкую специализацию. Самая внушительная по числу участников группировка – это финансовые киберпреступники, захватывающие активы банковских структур, бизнеса и физических лиц. По прогнозам аналитиков, в 2019 году потери от киберпреступлений в мировой экономике могут достичь 2 трлн долларов. В настоящее время существование компьютерной преступности причиняет огромный ущерб экономике России. По словам заместителя генерального директора СК «Сбербанк Страхование» Владимира Новикова, ежедневно 16 предприятий в России подвергаются кибератакам[9].

В РФ уделяется большое внимание вопросам кибербезопасности. 96 % крупных компаний в России планируют внедрять новые решения в сфере кибербезопасности в ближайшие три года (данные VMware). Первый международный конгресс по кибербезопасности (ICC), в котором приняла участие и Индия, состоялся 5–6 июля 2018 года в Москве. Конгресс объединил свыше 2200 участников более чем из 50 стран. В работе ICC принял участие президент РФ Путин В.В., который подчеркнул, что для успешной борьбы с киберпреступностью необходимо развивать эффективное международное сотрудничество на корпоративном уровне. Было принято решение сделать этот конгресс ежегодным. В июне 2019 года состоялся второй международный конгресс ICC, в рамках которого была проведена международная практическая конференция по кибербезопасности OFFZONE и Cyber Polygon – первый в мире онлайн-тренинг по кибербезопасности для крупнейших международных компаний[10].

В условиях, когда по крайней мере половина компаний нефтегазового сектора по всему миру подвергается кибератакам, значительно возрастает ответственность службы корпоративной безопасности. Можно выделить основные цели воздействия хакерской активности в нефтегазовом секторе:

  • экономические (предотвращение притока ресурсов на международные рынки);

  • политические (использование кибератак в политических целях, например, перехват управления техническими средствами контроля нефтегазовой компании может привести к нарушению экологической обстановки или созданию угрозы безопасности для окружающей среды).

Важным для совершенствования деятельности службы корпоративной безопасности является изучение зарубежного и отечественного опыта хозяйствующих субъектов в сфере обеспечения корпоративной безопасности и рынка услуг в этой сфере. На основе анализа и обобщения зарубежного опыта структур обеспечения корпоративной безопасности могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию подходов и методов обеспечения функционирования системы безопасности компании[11].

Таким образом, важным аспектом дальнейшего развития электронной торговли является вопрос улучшения системы её защиты. Это необходимо для бесперебойного функционирования платформы электронной торговли, обеспечения информационной безопасности и сохранности, защиты от утечки сведений, представляющих коммерческие и производственные тайны предприятий. Совершенствование защиты коммерческих и производственных тайн предприятий в системе электронной торговли подразумевает под собой меры, которые должны быть приняты как со стороны компаний, так и со стороны государства.

Улучшение систем по борьбе с утечкой информации может быть выработано компаниями коллективно – путём проведения конференций и круглых столов. Совместная выработка и подписание бизнес-сообществом рамочных соглашений, направленных на создание международной системы контроля за недобросовестным поведением фирм-конкурентов является важным и эффективным шагом по защите системы электронной торговли. Также представляется действенным ведение системы обмена информацией о злоумышленниках, о репутации контрагентов и компаний-поставщиков оборудования. Необходимым условием защиты внутрифирменной информации являются меры, применяемые по отношению к штату компании. Отдел информационных технологий должен состоять из высококвалифицированных сотрудников и специалистов в области кибербезопасности, постоянно совершенствующих свои профессиональные знания. В компании должны проходить периодические проверки на наличие недобросовестного персонала, а также осуществляться контроль за увольняемыми сотрудниками. Компания также должна поставить своей целью повышение лояльности сотрудников службы безопасности[12].

Со стороны государства мерами по содействию и улучшению системы электронной торговли могут быть обновление юридических норм, которые препятствовали бы утечке сведений как в процессе хозяйственной деятельности бизнес-структур, так и при взаимодействии с государственными, в первую очередь иностранными, учреждениями и совершенствование законодательства об ответственности лиц, допустивших утечку сведений, составляющих коммерческую или производственную тайну предприятия. Российская нормативная база в сфере цифровой экономики находится в процессе реформирования: летом 2017 года правительство РФ утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Программа рассчитана до 2024 года, 1,5 млрд рублей выделены на совершенствование нормативной базы в сфере цифровой экономики[13].

Ещё одним направлением развития электронной торговли является использование криптовалюты. Родоначальник криптовалюты – Дэвид Чом. Он изобрёл криптографию для конфиденциальных платежей в системе DigiCash, однако в 1998 году компания обанкротилась. Эта платёжная система была централизованной[14]. Новый толчок развитию криптовалюты дало появление децентрализованной платёжной системы «Биткойн», которая была разработана в 2009 г. неизвестным программистом[15]. На сегодняшний день криптовалюта – это один из видов цифровой валюты. Её эмиссия и учёт основаны на различных криптографических методах, функционирование происходит децентрализовано, в распределенной компьютерной сети. Криптовалюта является реальным программным продуктом, рост курса которого зависит от спроса и предложения, а не от последующих вкладчиков.

Самая популярная криптовалюта – биткойн (поколение децентрализованной цифровой валюты, работающей только в сети интернет). Далее – лайткоин (изменённый аналог биткойна), ether («эфир», платформа, позволяющая регистрировать любые сделки с любыми активами на основе распределённой базы контрактов типа блокчейн (распределенной базы данных, которая хранит информацию обо всех транзакциях участников системы), не прибегая к традиционным юридическим процедурам), ripple («риппл», обеспечивает мгновенный и прямой перевод средств между двумя сторонами в любом виде, при этом комиссия установлена на минимальном уровне). Всего в мире насчитывается около 700 криптовалют[16].

Следует отметить, что биткойн, как самая популярная валюта на крипторынке, имеет некоторые преимущества по сравнению с национальными валютами для МКТ: безграничные возможности транзакций; мгновенная перемещаемость; свободный доступ к информации о всех транзакциях, что пресекает мошеннические схемы; совершение операций без посредников; невозможность блокировки перевода какой-либо организацией; невзимание налогов при осуществлении платежа, т.к. биткойн не является национальной валютой какой-либо страны; независимость от инфляционных процессов; возможность платить кому угодно, где угодно и за что угодно. Недостатки применения биткойна заключаются в следующем: валюта не обеспечена ничем, кроме спроса; риск нового разделения криптовалют; сильная подверженность курса биткойна новостному влиянию и конъюнктурным изменениям; отсутствие единого правового режима относительно криптовалюты в ряде стран; отсутствие должной системы защиты от краж, потерь и прочих рисков. Последние два недостатка исключают возможность использования биткойна как средства платежа в конкурсных торгах на международной арене. Однако при совершенствовании защиты криптовалюты и при признании её законодательствами большинства стран, такой вид платежа был бы возможен.

На мировой арене отношение к криптовалюте неоднозначное. Например, в некоторых странах биткойн является полноправным платежным средством (Япония, США, Канада). В этих странах развита сеть криптоматов, и есть возможность оплачивать биткойнами различные услуги[18]. При этом в ряде стран обращение криптовалюты либо законодательно запрещено (Непал, Боливия, Бангладеш, Алжир), либо существуют ограничения на отдельные виды сделок (Китай, Индия, Россия, Вьетнам, Индонезия, Таиланд, Киргизия, Эквадор, Исландия, Марокко, Малайзия). Правовой режим криптовалют в РФ обсуждается. Существующие на данный момент законопроект «О цифровых финансовых активах» и изменения в ГК РФ предусматривают ограничения для неквалифицированных инвесторов, куплю-продажу криптовалюты только на зарегистрированных национальных площадках, полную деанонимизацию участников, майнинг (деятельность по созданию новых структур для обеспечения функционирования криптовалютных платформ) квалифицируется как предпринимательская деятельность с обязательной реализацией добытого на национальных биржах. При этом криптовалюта рассматривается как цифровой актив, но не средство платежа и т. д. Запрещена также реклама на отдельных рекламных площадках, например в системе Яндекс[19].

Необходимо отметить опыт союзного государства, близкого экономического и политического партнёра России – Беларуси. Операции с токенами (единицами учёта криптовалюты) и всеми видами криптовалют были легализованы в Беларуси декретом «О развитии цифровой экономики», который президент страны Александр Лукашенко подписал 21 декабря 2017 года. Декрет разрешил физлицам владеть токенами, покупать и продавать их за белорусские рубли, иностранную валюту и электронные деньги, осуществлять майнинг, а также дарить, обменивать и завещать токены[20]. Более того, 15 января 2019 года была открыта первая в Беларуси биржа криптовалюты. На белорусской криптобирже Currency.com потенциальные инвесторы могут покупать или продавать токены и инвестировать в традиционные финансовые инструменты с помощью криптовалют и обычных денег[21]. Говорить о применении криптовалюты в МКТ можно только после того, как она будет законодательно утверждена многими странами. Преимущества этой системы заключаются в том, что она прозрачна, безопасна и упрощена, что будет способствовать совершенствованию МКТ в условиях глобализации и цифровизации. Применение новых технологий при ведении МКТ является важным условием конкурентоспособности любой страны и, в частности, Российской Федерации.

На основе рассмотренных выше тенденций электронной торговли – усиления защиты предприятий в условиях растущей киберпреступности и применения криптовалюты – можно сделать вывод о том, что оба направления нуждаются в совершенствовании правовой базы и внедрении новейших систем защиты от взлома, краж, потерь и других рисков. В условиях глобализации и цифровизации мировой экономики информация является одним из важнейших ресурсов предприятий. Развитие и совершенствование электронной торговли является необходимым условием конкурентоспособности любой национальной экономики.

Проблема обеспечения безопасности предприятий, корпораций, компаний и фирм приковывает к себе в последние годы все большее внимание научных работников и практиков, непосредственно связанных с производственной деятельностью. Актуализация потребности обеспечения безопасности такого рода объектов обусловливается нарастающим комплексом деструктивных факторов, угроз и преступных посягательств, вызывающих озабоченность акционеров и руководства корпораций в силу их негативного воздействия на результаты хозяйственной деятельности. Успешная деятельность любого предприятия стала напрямую зависеть от его безопасности.

Неблагоприятные факторы и угрозы порождаются осложняющимися мировыми экономическими отношениями, усугубившимися в результате ужесточения экономических западных санкций, финансовых ограничений и развязанной торговой войны против нашей страны, недобросовестной конкуренции. Но действенность американских санкций и их эффективность преувеличены. США не смогли ни к чему принудить даже Северную Корею. Десятки лет они организовывали подкрепленную решениями ООН жесткую блокаду этой маленькой страны, не имеющей практически никаких природных ресурсов. Россия же – это не Северная Корея. РФ обладает обширными природными ресурсами и экономикой, способными гарантировать самообеспечение. Важно отметить, что эта способность очень сильно укрепилась за последнее время, в том числе и благодаря санкциям, что видно на примере прокладки «Северного потока».

Обостряющаяся международная обстановка и непростая ситуация в экономике России не способствуют нейтрализации нежелательных макроэкономических тенденций, решению внутренних проблем и успешному развитию российского бизнеса. И здесь велика роль экономической дипломатиии. Так, например, несмотря на то, что Россия и Турция исторически имеют конкурирующие цели в Черноморском регионе, сотрудничество между странами в энергетической сфере – состоявшийся запуск «Турецкого потока» можно рассматривать в качестве примера успешного применения одного из инструментов экономической дипломатии, результатом которого, в том числе, может стать сглаживание взаимных противоречий в геополитической сфере[22].

Проблема эффективного обеспечения безопасности частного сектора экономики Российской Федерации в современных условиях имеет общегосударственное значение, поскольку реализуемые проекты многочисленных корпораций, фирм и предприятий вносят существенный вклад в создаваемый в стране валовой внутренний продукт, особенно корпорации нефтегазового сектора. Поэтому эффективное обеспечение корпоративной безопасности не только создает благоприятные условия для повышения конкурентоспособности и успешности функционирования каждого предприятия, но и способствует устойчивому социально-экономическому развитию страны в целом.

Необходимо сразу же отметить, что функция предприятий по обеспечению своей безопасности хотя и автономна, но не существует изолированно от деятельности государства в сфере национальной безопасности. В настоящее время такая деятельность реализуется посредством сформированной самодостаточной эффективной системы, которая находится в постоянной динамике и совершенствовании, сообразуясь со складывающейся обстановкой и долгосрочными прогнозами относительно мировых тенденций и особенностей социально-экономического развития Российской Федерации.

Национальная безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики во всех сферах общественных отношений посредством реализации системы мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных существующим и потенциальным угрозам. По отношению к общегосударственной системе национальной безопасности все другие системы обеспечения безопасности сфер жизнедеятельности государства и общества представляют собой подсистемы. Не составляет исключения и обеспечение экономической безопасности, реализуемое посредством своей подсистемы. Ее составной частью является обеспечение безопасности предприятия.

Корпоративная безопасность предприятия трактуется как состояние защищенности предприятия и его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается успешная деятельность предприятия и его устойчивое развитие в результате реализации комплекса нормативно-правовых, организационных, управленческих, режимных, технических, физических, профилактических и пропагандистских мер.

Совершенствование организации экономических процессов привела к вводу в официальный политико-экономический лексикон ряда новых понятий, имеющих прямое отношение к корпоративной безопасности: экономическая безопасность, национальные интересы Российской Федерации в экономической сфере, угроза экономической безопасности, вызовы экономической безопасности, риск в области экономической безопасности, обеспечение экономической безопасности.

Важной составляющей комплексного обеспечения безопасности является система раннего предупреждения о реальных и потенциальных угрозах. Наиболее эффективные результаты в выявлении угроз на ранних стадиях достигаются благодаря арсеналу современных методов информационно-аналитической работы, предусматривающей непрерывный поиск, сбор разнохарактерной информации, ее систематизацию, обобщение и аналитическую обработку. Информационно-аналитическая работа позволяет делать определенные выводы и прогнозы. Полученные данные используются в процессе планирования мер противодействия угрозам в ближайшей или отдаленной перспективе. Таким образом, создаются условия для работы на опережение.

С середины 90-х годов прошлого столетия в практику государственного управления и осуществления политики социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации стал внедряться преданный забвению эффективный управленческий инструмент – стратегическое планирование. Одним из его важных компонентов является прогнозирование. Стратегическое планирование заметно расширяет возможности страны более расчетливо использовать отечественный потенциал для достижения стратегических целей, системного решения общегосударственных масштабных задач, концентрации и рационального использования имеющихся ограниченных ресурсов, сил и средств на наиболее важных направлениях социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности. В настоящее время сформирована всеобъемлющая нормативно-правовая база для реализации стратегического планирования. Наиболее полно она отражена в федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации», принятом 28 июня 2014 года № 172-ФЗ [23].

Одной из целей стратегического планирования является сочетание интересов отечественной экономики и ее отраслей с интересами частного предпринимательства. В отличие от советского прошлого стратегическое планирование в условиях рыночной экономики основано на индикативном методе. Таким образом, появился официальный термин, иногда заменяющий «стратегическое планирование» – индикативное планирование. Это планирование рекомендательного характера без директив, использующее инструменты косвенного регулирования развития экономики в общегосударственных целях с помощью стимулирующих средств: доступа к государственным закупкам, налоговых льгот и преференций, низких кредитных ставок, формирования свободных экономических зон и территорий опережающего развития с выгодным режимом хозяйствования.

Созданная система стратегического планирования и обеспечивающая ее нормативно-правовая база предназначены для использования в основном в государственном секторе экономики и лишь опосредовано могут влиять на частное предпринимательство. Сегодня можно утверждать, что элементы стратегического планирования стали постепенно внедряться в хозяйственную жизнь предпринимательского сообщества. Многие преуспевающие корпорации разрабатывают прогнозы, дающие возможность успешно ориентироваться в мире бизнеса, заблаговременно принимать меры по обеспечению собственной безопасности.

Ряд ведущих компаний нефтегазового сектора практикует разработку долгосрочных стратегий своего развития, которые основываются на прогнозных выводах. Стратегии содержат главные цели, задачи, направления и пути развития бизнеса, определяют потребности в финансовых, материальных, кадровых и других ресурсах, необходимых для достижения намеченных результатов. Одной из форм реализации долгосрочных стратегий служат генеральные стратегические планы, предпринимательские проекты или бизнес-планы. Упорядочение деятельности корпораций по обеспечению своей безопасности достигается посредством ее нормативно-правового регулирования. Нормативно-правовая база включает три основных блока: законодательство, подзаконные нормативно-правовые акты и ведомственные правовые документы.

Законодательство служит основополагающим (фундаментальным) источником формирования двух других блоков регулирования корпоративной безопасности – подзаконных и ведомственных нормативно-правовых актов. Основными законодательными документами, имеющими отношение к обеспечению безопасности бизнеса являются:

Конституция Российской Федерации как основа всей российской системы права. Применительно к нашей теме важно положение Основного закона о гарантиях каждому гражданину Российской Федерации прав и свобод, которые могут быть ограничены в целях экономической безопасности, защиты законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства[24].

Федеральные конституционные законы служат фундаментом для выстраивания и конкретизации всего комплекса правовых актов страны. Например, федеральный конституционный закон «О Правительстве» содержит[25] отправные положения о роли, месте и функциях высших органов исполнительной власти Российской Федерации, в том числе в сфере обеспечения национальной безопасности.

Федеральные законы регламентируют отношения в основных сферах общественной жизни. Наиболее значимыми среди них являются федеральные законы «О безопасности»[26], «Об обороне»[27], «О полиции»[28], «Об информации, информационных технологиях и защите информации»[29], «О государственной тайне»[30], «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»[31], «О противодействии терроризму»[32], «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»[33].

Федеральные законы дают право корпорациям организовывать обеспечение собственной безопасности по своему усмотрению, в том числе создавать свои подразделения безопасности с соответствующими функциями и полномочиями.

Второй блок, регламентирующий деятельность по обеспечению корпоративной безопасности, – подзаконные нормативно-правовые акты, которые принимаются в развитие законов с целью конкретизации их действия в соответствующей сфере общественных отношений. В этом ряду правовых актов следует назвать «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации»[34] и «Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»[35], утвержденные указами президента Российской Федерации, а также такие документы, как «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года»[36] и «Доктрину информационной безопасности Российской Федерации»[37].

Так, «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» определяет национальные интересы, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны. Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных и региональных органов государственной власти и институтов гражданского общества для достижения поставленных целей и решения выдвинутых задач.

Третий блок, регулирующий деятельность по обеспечению корпоративной безопасности, – ведомственные правовые акты, учитывающие специфику и особенности предприятий. Это приказы, распоряжения, инструкции, положения, утверждаемые руководством компаний, устанавливающие определенные режимы безопасности (охраны объектов, пропускной режим на объекты и в определенные помещения, доступа к коммерческой тайне, хранения секретных документов и деловой информации, защиты интеллектуальной собственности корпораций, перевозки материальных ценностей и финансовых средств и др.). К этой категории правовых документов относятся разделы трудового договора, устанавливающие персональную ответственность работников корпораций за нарушения трудовой дисциплины; письменные обязательства сотрудников, допущенных к коммерческой тайне, о ее неразглашении. Весь массив ведомственных правовых актов имеет исключительно предметную направленность, детализирует цели, пути, способы и методы решения задач, указывает необходимые меры и мероприятия, ответственных исполнителей их реализации.


Заключение

Таким образом, в статье проанализирована взаимосвязь международных конкурсных торгов (МКТ) и корпоративной безопасности в нефтегазовом секторе. Показано развитие МКТ и электронной торговли в контексте глобализации. Рассматриваются преимущества проведения международных конкурсных торгов. Анализируются тенденции развития электронной торговли, такие как обеспечение кибербезопасности на предприятиях нефтегазового сектора и использование криптовалюты в международных конкурсных торгах. В статье также раскрываются важнейшие аспекты процесса обеспечения корпоративной безопасности в современных условиях. С учетом отраслевых особенностей функционирования компаний нефтегазового сектора сформулированы и проанализированы основные элементы стратегии построения комплексной системы корпоративной безопасности компаний.


[1] http://government.ru/news/37945/

[2] Zakharov A.N., Mirzoyan M.O. The role of consulting companies in encouragement of foreign direct investment. Proceedings of 2017 Tenth International Conference «Management of Large-Scale System Development» (MLSD) Russia, Moscow, V.A. Trapeznikov Institute of Control Sciences, October 2-4, 2017. V kollektivnoj monografi i na ang. yazyke, indeksiruemom v Scopus. https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85040541669&origin=resultslist&...

[3] Федеральный закон от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» https://rg.ru/2013/04/12/goszakupki-dok.html

[4] Захаров А.Н., Овакимян М.С. Использование зарубежного опыта государственно-частного партнёрства в решении экономических задач России (на примере Франции). // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 6. С. 12–24

[5] https://www.miningglobal.com/sustainability/bhp-releases-worlds-first-lng-fuelled-freight-tender-shi...

[6] Послание Президента Федеральному Собранию 15 января 2020 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения:15.01.2020)

[7] Захаров А.Н. Скачко Е.С. Использование инструментов электронной торговли в международных конкурсных торгах в XXI веке // Российский внешнеэкономический вестник. – 2018. – № 6. – С.86–97

[8] Воробьев К.Ю. Сущность электронной коммерции в системе международных торговых связей // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 3

[9] Коротаев Д. «Лаборатория Касперского» назвала число хакеров в мире [Электронный ресурс] // Газета Известия https://iz.ru. 2019. № 079. URL: https://iz.ru/873387/2019-04-29/laboratoriia-kasperskogo-nazvala-chislo-khakerov-v-mire

[10] https://icc.moscow/ru/about/

[11] Захаров А.Н. Корпоративная безопасность. М.:Neftegaz.ru. – № 1, 2, 3, 2019

[12] Захаров А.Н. Кибербезопасность нефтегазового сектора: особенности международного взаимодействия. М.:Neftegaz.ru. – № 3, 2019. – С. 16–24

[13] Терёхин К. Какие законопроекты о криптовалюте будут приняты Госдумой весной 2019 года? [Электронный ресурс] // Информационный портал о криптовалютах RusCoins.info 2019. URL: https://ruscoins.info/news/kakie-zakonoporoekti-o-kriptovalyute-budut-prinyati-vesnoy-2019-goda/#i-2

[14] Матковский И. Кто придумал защищенные электронные деньги? [Электронный ресурс] // Проект «Люди» https://www.peoples.ru/. 2014. URL: https://www.peoples.ru/technics/programmer/david_chaum/

[15] Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Пшеничников В.В., Тюлин А.С. Криптовалюта и блокчейн-технология в цифровой экономике: генезис развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. № 5

[16] Зеленюк А.Н., Орлова Г.А., Тарановская Е.В. Новые криптовалюты в мировой экономике // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 8

[17] Андреева Е. Самые «биткойн-френдли» страны мира [Электронный ресурс] // Блог компании Smile-Expo https://habr.com/ru/company/smileexpo/. 2017. URL: https://habr.com/ru/company/smileexpo/ blog/408493/ (дата обращения: 28.06.2019)

[18] Антирейтинг: 15 стран, ограничивших операции с криптовалютами [Электронный ресурс] // Журнал ForkLog forklog.com. 2018. URL: https://forklog.com/antirejting-15-stran-ogranichivshih-operatsii-s-kriptovalyutami/

[19] Ястребова С., Кантышев П. Белоруссия легализовала криптовалюты [Электронный ресурс] // Газета Ведомости www.vedomosti.ru. 2017. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2017/12/25/746361-belorussiya-legalizovala-kriptovalyuti

[20] Гункель Е. В Беларуси открылась первая биржа криптовалюты криптовалюты [Электронный ресурс] // Газета Deutsche Welle www.dw.com. 2019. URL: https://www.dw.com/ru/в-беларуси-открылась-первая-биржа-криптовалюты/a-47092496

[21] М. Ханов. «Турецкий поток»: изменит ли газопровод энергетический рынок в Европе? URL: https://tass.ru/opinions/7510353 (дата обращения:15.01.2020)

[22] Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017). URL: https://fzrf.su/zakon/o-strategicheskom-planirovanii-172-fz/ (дата обращения: 05.12.2019)

[23] Конституция Российской Федерации (с учетом изменений, внесенных указом Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. № 130 и вступивших в силу с 4 апреля 2019 г.). URL: http://konstitucija.ru/ (дата обращения: 05.12.2019)

[24] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17107/ (дата обращения: 05.12.2019)

[25]Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ (последняя редакция). URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 05.12.2019)

[26] Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 03.08.2018) URL: https://fzrf.su/zakon/ob-oborone-61-fz/ (дата обращения: 05.12.2019)

[27] Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 02.12.2019). URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 05.12.2019)

[28] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями). URL:https://base.garant.ru/12148555/ (дата обращения: 05.12.2019)

[29] Федеральный закон «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 29.07.2018). URL:https://fzrf.su/zakon/o-gosudarstvennoj-tajne-n-5485-1/ (дата обращения: 05.12.2019)

[30] Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ ст 23 (ред. от 02.08.2019). URL:https://fzrf.su/zakon/ob-operativno-rozysknoj-deyatelnosti-144-fz/st-23.php (дата обращения: 05.12.2019)

[31] Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 18.04.2018). URL:https://fzrf.su/zakon/o-protivodejstvii-terrorizmu-35-fz/ rel="nofollow" (дата обращения: 05.12.2019)

[32] Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 02.08.2019). URL:https://fzrf.su/zakon/o-chastnoj-detektivnoj-i-ohrannoj-deyatelnosti/ (дата обращения: 05.12.2019)

[33] Указ президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201512310038.pdf (дата обращения: 31.12.2019)

[34] Указ президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/54497(дата обращения: 31.12.2019)

[35]Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15177 (дата обращения: 31.12.2019)

[36] Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201612060002?index=1&rangeSize=1 (дата обращения: 31.12.2019)



Литература
  1. Гасумянов В.И. Основы корпоративной безопасности: учебное пособие – М.: МГИМО-Университет, 2019. – 344 с.

  2. Гасумянов В.И. Корпоративная безопасность в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: теоретические аспекты. Власть. 2018. № 1. Электронный ресурс: http://jour. isras.ru/index.php/vlast/article/view/5626/5425 (дата обращения: 26.09.2018).

  3. Зайнуллин С.Б. Корпоративная безопасность: учебное пособие – М.: МАКС Пресс, 2016. – 124 с.

  4. Захаров А.Н. Экономическая безопасность России в сфере международных отношений: учебное пособие – М.: МГИМО-Университет, 2005. – 44 с.

  5. Захаров А.Н. Роль механизмов государственно-частного партнерства в решении экономических и социальных проблем России. Мировое и национальное хозяйство. 2011. № 1 (16). С. 2–7.

  6. Захаров А.Н. Международные конкурсные торги в современных мирохозяйственных отношениях. Монография. – М.: МГИМО-Университет, 2017. – 263 с.

  7. Захаров А.Н. Международные конкурсные торги. Учебное пособие. Издание 3-е дополненное и переработанное. - М.: МГИМО - Университет, 2018. – 282 с.


Keywords: e-Commerce, globalization, international competitive bidding, cryptocurrency, digital economy, corporate security, information security, cyber security, cyber threats, Internet of things, oil and gas sector.





Статья «Международные торги и корпоративная безопасность в нефтегазовом секторе» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№1, Январь 2020)

Комментарии

Читайте также