-
«глобализация» интересов человечества в Арктике, связанная с активным заселением северных территорий и истощением природных, пространственных и других ресурсов;
- тенденции к утрате Россией лидерства в Арктике, закреплённого в том числе её максимальным секторальным влиянием;тенденции к утрате Россией накопленного за годы широкомасштабного освоения Арктики научно-информационного потенциала по арктическим проблемам;
- экологические проблемы;
- перспективность арктического фундамента сохранения евроазиатского единства России; а также СМП как основы евразийского транспортно-коммуникационного каркаса;
- представляется перспективной стабилизация устойчивого мирового развития на основе стабилизации российского развития;
- становится очевидной целесообразность оценки рентабельности арктических решений, в первую очередь с позиций геополитических масштабов;
- продолжается тенденция возрастания военно-стратегического значения для России Арктического региона.
Арктическая организация государства естественно должна включать в себя систему управления. Основные факторы, определяющие безальтернативность создания Центра управления – ядра Арктической организации государства – состоят в следующем:
-
обеспечение пространственного арктического планирования,
- обеспечение единой инвестиционной политики в Арктике по привлечению внутренних и внешних инвестиций; содействие сокращению разрыва в оттоке и притоке капитала в АЗРФ для снятия социальной напряжённости в обществе.
Резкое возрастание активности арктических и неарктических государств в Арктике привело к принятию некоторых решений, расширяющих возможности неарктических государств, например путём создания Арктического экономического совета. Очевидным становится возрастание роли Китая в арктической политике и практике. Это можно пояснить чётко сформулированной позицией Китая, аргументированно обосновывающее его участие в процессах управления. Арктическая политика Китая, излагаемая в Белой книге, относится к следующим направлениям:
-
Углубление разведки и понимания Арктики.
- Охрана экологической среды Арктики и решение проблемы изменения климата.
- Законное и рациональное использование ресурсов Арктики.
- Активное участие в управлении Арктикой и международном сотрудничестве.
- Содействие миру и стабильности в Арктическом регионе.
В Белой книге Китая подчеркивается, что будущее Арктики касается интересов арктических государств, благополучия неарктических государств и человечества в целом. Управление в Арктике требует участия и вклада всех заинтересованных сторон. На основе принципов «уважения, сотрудничества, беспроигрышного результата и устойчивость», Китай готов сотрудничать, чтобы воспользоваться этой исторической возможностью для развития Арктики, для решения проблем не только евразийского масштаба, но и глобального.
Приближённым аналогом «Белой книги Китая» мог бы быть документ России в виде Арктической доктрины, концентрирующий основные положения, излагаемые в большом количестве документов. Проект такого документа был разработан Арктической общественной академией наук ещё в 2003 году, но официально не принят, хотя многие его положения реализованы в почти 500 документах, определяющих арктическую политику России.