USD 92.1314

-0.37

EUR 98.7079

-0.2

Brent 89.48

+0.23

Природный газ 1.986

+0.01

8 мин
600

Шельф Сахалина. Перспективы освоения

Шельф Сахалина. Перспективы освоения

В экономике Сахалинской области нефтегазовая отрасль играет исключительно важную роль. От результатов ее работы во многом зависит наполняемость областного бюджета, а значит, и реализация программ социального развития островного региона, привлечение новых инвестиций и технологий. Как развивается нефтегазодобыча в островном регионе сегодня? На этот и другие вопросы Neftegaz.RU ответил губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин.

- Александр Вадимович, среди российских регионов Сахалинская область по добыче газа занимает 3-е место, по добыче нефти – 9 место. За счет чего это было достигнуто? Какие нефтегазодобывающие предприятия сегодня работают на территории области и какие меры государственной поддержки им оказываются?

­ - Хочу отметить, что объемы добычи и экспорта углеводородов в Сахалинской области стабильно растут. В первую очередь это достигается за счет реализации на территории региона проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», в рамках которых осуществляется разработка месторождений углеводородов на региональном континентальном шельфе.

Оператором проекта «Сахалин-1» является компания «Эксон Нефтегаз Лимитед», дочернее предприятие американской компании «ЭксонМобил» с долей участия в 30% акций. Другие участники проекта – ОАО «НК «Роснефть» через свои родственные организации «РН-Астра» (8,5%) и «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (11,5%), японский консорциум «СОДЭКО» (30%) и индийская государственная нефтяная компания «ОНГК Видеш Лтд.» (20%).

Оператор проекта «Сахалин-2» - компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.». Ее акционеры это: ОАО «Газпром» (50% акций плюс одна акция), концерн «Шелл» (27,5% акций минус одна акция), группа компаний «Мицуи» (12,5%) и группа компаний «Мицубиси» (10%).

В целом, с начала инвестиционной стадии шельфовых проектов в 2000-м году добыча нефти и конденсата в области увеличилась в 7,6 раз, а газа – в 13 раз.

Что касается проекта «Сахалин-3», то он включает в себя 4 лицензионных участка: Киринский, Айяшский, Восточно-Одоптинский и Венинский на шельфе Охотского моря. Общие извлекаемые запасы по всем участкам оцениваются в 343 млн. тонн нефти и конденсата и 1,3 трлн. куб. метров газа.

Лицензиями на Киринский, Аяшский и Восточно-Одоптинский владеет ОАО «Газпром». В настоящее время подготовлено к разработке Киринское газоконденсатное месторождение, пуск которого в эксплуатацию состоялся в октябре 2013 года.

В текущем году по распоряжению Правительства Российской Федерации дочернее предприятие компании «Роснефть» с участием китайского капитала (Синопек, 25,1%) – ООО «Венинефть» получило лицензию для разведки и добычи углеводородного сырья на Северо-Венинском газоконденсатном месторождении.

Также «Роснефть» получила лицензии по проекту «Сахалин-5» на разработку Кайганско-Васюканского и Лебединского нефтегазоконденсатных месторождений. Уже к концу 2014 года по Лебединскому месторождению планируется начало добычи.

Добавлю, что в России проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» реализуются на условиях Соглашения о разделе продукции, устанавливающий особый налоговый режим. Его действие выгодно как компаниям, которые работают в благоприятных условиях, так и государству, получающему часть прибыли от реализации проектов.

- Какую, на Ваш взгляд, роль играют шельфовые проекты для области в целом?

- Безусловно, реализация проектов «Сахалин» дала значительный импульс развитию области. По оценке теперь уже бывшего Минрегиона России Сахалинская область занимает по итогам 2013 года 11 место среди регионов-лидеров по эффективности деятельности органов исполнительной власти, 4-е место по среднегодовому объёму частных инвестиций и 1-е место по сводному индексу показателя налоговых поступлений в бюджет области, большая часть которых – нефтегазовые доходы. Мы занимаем также 2-е место в России по итогам 2013 года и первому полугодию 2014 года по сводному индексу социально-экономического развития.

И конечно, дальнейшее становление нефтегазового комплекса напрямую влияет на социально-экономическое развитие островного региона, на выполнение важнейшей задачи, связанной с повышением качества жизни сахалинцев и курильчан.

В этой связи одним из наиболее значимых результатов нашей работы я считаю то, что начиная с марта текущего года впервые за последние 22 года в области отмечается ежемесячный естественный прирост населения.

- Добыча нефти и газа на Сахалине растет, кроме того, увеличение объемов будет происходить и за счет шельфовых месторождений. Куда пойдут добытые нефть и газ, на какой рынок они рассчитаны?

- За первые шесть месяцев текущего года объемы добычи нефти и конденсата на островах составили 7,6 млн. тонн. Это больше половины от прошлогодних результатов. Газа было извлечено 15 млрд. куб. метров. Его добыча увеличилась на 7,7%.

Основные покупатели сахалинских углеводородов – это страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Корея, Япония, Китай.

Отмечу важную роль островного региона в развитии производства по сжижению природного газа в рамках реализации проекта «Сахалин-2». Сегодня на Сахалине производится около 5% мирового объема СПГ. В 2013 году поставки СПГ на экспорт в страны АТР составили 10,8 млн. тонн, основной объем поставок - около 80%, пришелся на Японию.

При этом по оценкам экспертов спрос на газ уверенно растёт во всем мире, особенно в странах АТР. Мировое потребление газа в долгосрочном периоде возрастет почти на 60%, а спрос на потребление СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе к 2020 году может возрасти вдвое. И сегодня России важно своевременно занять эту нишу. Прежде всего, продолжив сотрудничество с основными энергетическими компаниями Японии и Кореи, а также освоить потенциальный рынок СПГ Китая, Индии, других стран.

- Планируется ли какой-то объем углеводородов перерабатывать «на месте»?

- Что касается переработки углеводородов, то мы, прежде всего, говорим о расширении производства СПГ. Правительство Сахалинской области оказывает активную поддержку строительству нового завода СПГ на западном побережье острова по инициативе ОАО «НК «Роснефть» и третьей технологической линии на уже существующем заводе СПГ на юге Сахалина в рамках проекта «Сахалин-2».

Успешной реализации этих проектов будут в большой мере способствовать такие факторы как: значительные ресурсы сахалинского газа, надежная репутация производителей СПГ, близость к рынкам АТР, повышение емкости этого рынка и благоприятная рыночная конъюнктура.

Добавлю, что первые шаги по проектам уже сделаны. В феврале этого года между концерном «Шелл» и ОАО «Газпром» был подписан меморандум в отношении подготовки пакета проектной документации для строительства третьей линии завода СПГ по проекту «Сахалин-2». Предусматривается, что окончательное решение об инвестициях проекта будет принято в середине-конце 2015 года.

Запуск 3-ей линии завода СПГ вполне реален к 2020 году, когда ёмкость азиатского рынка позволит успешно вписаться в его структуру дополнительным объёмом сахалинского газа.

Не менее значимым для нас является проект строительства на Сахалине нового завода под названием «Дальневосточный СПГ», инициированного компанией «Роснефть». Планируемые ресурсы для этого проекта – запасы газа проекта «Сахалин-1» и собственные ресурсы компании на шельфе Сахалина (Северное Чайво, Северо-Венинское месторождение и другие)

Планируемая мощность завода - 5 млн. тонн с перспективой расширения. Использование ресурсов проекта «Сахалин-1» (доказанные запасы 490 млрд. куб. метров) позволит разморозить газовую составляющую и получить значительные дополнительные доходы по СРП, в том числе и в бюджет области.

Областное правительство оказывает полное содействие компании «Роснефть» в предоставлении земельных участков и создании сопутствующей инфраструктуры. Предпочтение в размещении нового завода СПГ отдаётся селу Ильинское Томаринского района на юго-западном побережье Сахалина.

Отмечу, что этот район уже в ближайшие годы может стать реальной точкой роста экономики Сахалинской области, местом организации более двух тысяч высокотехнологичных рабочих мест. Здесь планируется построить новую ГРЭС-2, мощностью 330 мВт и практически новый посёлок для энергетиков и работников завода СПГ.

Добавлю, что проектные работы по строительству нового завода СПГ планируется выполнить до конца 2014 года, а к 2020 году запустить первую очередь завода.

- Летом была запущена платформа «Беркут». Расскажите, об этом событии.

- Уникальная морская ледостойкая добычная платформа «Беркут» была введена в эксплуатацию 27 июня текущего года в рамках проекта «Сахалин-1». Старт к ее запуску в ходе видеомоста дал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Основание гравитационного типа «Беркута» - крупнейшее в мире. Оно построено в доке порта Восточный под Находкой российскими специалистами и позволяет платформе выдерживать девятибалльные землетрясения, температуры до минус 44 градусов по Цельсию, ледовый покров до 2 метров и шторма с волнами до 18 метров.

На «Беркуте» установлен самый мощный в мире верхний привод бурового механизма, что позволяет бурить скважины с сильным отклонением от вертикали. Ожидается, что при помощи «Беркута» будет пробурено до 45 скважин с пиком суточной добычи в 12 тысяч тонн.

В настоящее время на платформе проводится бурение первой добывающей скважины и уже в этом году планируется начать добычу нефти на месторождении Аркутун-Даги. Планируется, что до конца года объем добычи составит 100 тыс. тонн, а в ближайшей перспективе достигнет 4,5 млн. тонн в год.

- Добыча на морских месторождениях всегда сопряжена с рисками экологического характера и вопросами безопасности. Какие работы проводятся для обеспечения безаварийной работы?

– Безусловно, реализация крупнейших и сложных нефтегазовых проектов всегда представляет потенциальную угрозу для уникальной экосистемы Сахалина. Именно поэтому для нас чрезвычайно важно, чтобы все работы велись на высочайшем уровне экологической и промышленной безопасности с использованием международных норм и стандартов. Эти вопросы держатся на особом контроле.

Хочу отметить, что нефтегазодобывающие компании принимают серьёзные меры, направленные на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.

При добыче углеводородов используется самое современное оборудование, применяются надежные механизмы и конструкции, а также экологически безопасные технологии. Например, при модернизации и строительстве всех платформ, установленных на шельфе Сахалина, был использован мировой опыт промышленной и экологической безопасности.

В этой связи добавлю, что мною была предложена идея создания экологического фонда Сахалинской области. Фонд может стать центром системы управления экологической безопасности, разработки методов оценки и прогнозирования возможных экологических проблем, площадкой для переноса на территорию России передовых технологий в области сохранения окружающей среды и биоразнообразия.

В настоящее время эта идея реализована, в области создано некоммерческое партнерство «Экологический центр Сахалинской области», учредителями которого выступили производственные организации.

- В сентябре этого года в Сахалинской области состоялась 18-я международная конференция «Нефть и газ Сахалина». Какой наиболее значимый результат работу этого форума Вы могли бы выделить?

– В текущем году конференция, которая в течение четырех дней проходила в Южно-Сахалинске, собрала рекордное количество участников – более 600 человек.

И, с моей точки зрения, очень ценно, что в ходе конференции руководители крупнейших российских и иностранных компаний выразили убеждение в том, что сахалинские проекты и дальше будут реализовываться, несмотря на различного рода ограничения, введенные в отношении Российской Федерации. В этом заключается один из главных итогов международного форума.



Статья «Шельф Сахалина. Перспективы освоения» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№10, 2014)

Авторы:
Комментарии

Читайте также