USD 74.4373

0

EUR 90.3743

0

BRENT 64.43

0

AИ-92 44.34

+0.01

AИ-95 48.23

+0.02

AИ-98 53.7

0

ДТ 48.77

0

6 мин
34
0

Господдержка инноваций «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 – 2020 гг.»

Господдержка инноваций «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 – 2020 гг.»

В статье рассмотрены вопросы государственной поддержки проектов, предусматривающих создание новых типов (видов) продукции и/или новых технологий для модернизации и дальнейшего развития нефтегазовой отрасли экономики в рамках мероприятий Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Авторы предлагают потенциальным участникам реализации ФЦП методические указания по подготовке предложений по формированию тематики исследований и проектов и заявок на участие в конкурсах, содержащие пошаговые инструкции по подготовке предложений и/или заявок, соответственно.


Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг.» (далее – ФЦП, Программа, ФЦПИР 14-20) впервые опубликована в 2013 году [1].

В настоящее время в рамках ФЦП ведется 15 программных мероприятий, объединенных в пять блоков, (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 №1519 «Об изменениях в тексте ФЦП…»):

1.1 Проведение исследований, направленных на формирование системы научно-технологических приоритетов и прогнозирование развития научно-технологической сферы.

1.2 Проведение прикладных научных исследований для развития отраслей экономики.

1.3 Проведение прикладных научных исследований и разработок, направленных на создание продукции и технологий.

1.4 Проведение прикладных научных исследований, направленных на решение комплексных научно-технологических задач.

2.1 Проведение исследований в рамках международного многостороннего и двустороннего сотрудничества.

2.2 Поддержка исследований в рамках сотрудничества с государствами – членами Европейского союза.

2.3 Организация участия в крупных международных научных и научно-технических мероприятиях.

3.1.1 Поддержка и развитие уникальных научных установок.

3.1.2 Поддержка и развитие центров коллективного пользования научным оборудованием.

3.2 Обеспечение развития информационной инфраструктуры.

3.3.1 Развитие системы демонстрации и популяризации результатов и достижений науки.

3.3.2 Развитие системы коммуникаций научной общественности (в том числе проведение конференций, семинаров).

4.1 Развитие материально-технической базы научно-технической сферы.

5.1 Информационно-аналитическое обеспечение и мониторинг реализации мероприятий Программы.

5.2 Организационно-техническое обеспечение мероприятий Программы.

На рисунках 1 и 2 [3] представлены основные параметры мероприятий, связанных с реализацией проектов, направленных на создание новых типов (видов) продукции и/или новых технологий.

рис 1.jpg

рис 1.jpg

Проект должен быть направлен на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок (далее – проект, ПНИЭР) в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации:

 - науки о жизни;

 - индустрия наносистем;

 - рациональное природопользование;

 - энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика;

 - информационно-телекоммуникационные системы;

 - транспортные и космические системы.

Нетрудно заметить, что проекты нефтегазовой отрасли могут представлять как минимум три из этих шести приоритетных направлений.

Существенным отличием действующей версии Программы является поддержка тех прикладных научных исследований (ПНИ) и экспериментальных разработок (ЭР), результаты которых в виде Проекта реализуются реальным сектором экономики в лице Индустриального партнера (ИП). ИП уже на этапе ПНИ или ПНИЭР должен внести свой вклад в виде внебюджетного финансирования исследований. Размер ВБС зависит от мероприятия Программы и условий конкурсной документации (КД) конкретного лота (см. рис. 1 и 2).

К работам (затратам), финансируемым за счет внебюджетных средств могут относиться, в том числе:

Ø оплата подготовки заявки на охранный документ (патент, свидетельство);

Ø оплата государственных пошлин при подаче заявки на охранный документ;

Ø участие в мероприятиях, направленных на освещение и популяризацию промежуточных и окончательных результатов ПНИ (конференции, семинары, симпозиумы, выставки и т.п., в том числе международные);

Ø расходы на проведение оценки РИД, полученных при выполнении ПНИ, с целью их вовлечения в хозяйственный оборот;

Ø расходы на проведение маркетинговых исследований с целью изучения перспектив коммерциализации РИД, полученных при выполнении ПНИ;

Ø разработка бизнес-плана (БП), включающего сквозной сетевой график выполнения проекта в целом;

Ø закупка необходимого технологического и контрольно-измерительного оборудования;

Ø прочие непрямые (накладные) расходы.

Ø и т.п.

Под внебюджетными средствами понимаются:

Ø собственные средства (для бюджетных организаций – полученные от приносящей доход деятельности средства, расходование которых не противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации, для иных организаций – денежные средства и нефинансовые активы, находящиеся на соответствующих счетах бухгалтерского учета);

Ø кредитные средства (при условии использования заемщиком полученных средств для выполнения работ, оплата которых предусмотрена Планом-графиком из внебюджетных средств);

Ø заемные средства (временно привлеченные средства (имущество) других организаций);

Ø средства иностранных инвесторов;

Ø прочие средства (гранты негосударственных российских фондов, осуществляющих финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ из внебюджетных источников, гранты международных фондов и иные источники внебюджетных средств, которые не относятся к собственным средствам организаций, кредитным и заемным средствам).

На рис. 3 и 4 представлены основные права и обязанности ИП в процессе реализации Программы

рис 1.jpg
Таким образом, наличие ИП в соответствии с замыслом авторов Программы стало необходимым условием для реализации мероприятий ФЦП. Данное положение иллюстрируется схемами взаимодействия по мероприятиям 1.2 и 1.3 Программы (рис. 5) и 1.4 (рис. 6).

рис 1.jpg

рис 1.jpg

На формирование тематики открытых конкурсов по ряду мероприятий Программы [4] для разработчиков и представителей реального сектора экономики предусмотрена возможность подачи предложений.

Автономной некоммерческой организацией «ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР»[1] [5] разработаны методические указания по подготовке предложений по формированию тематики исследований и проектов и заявок на участие в конкурсе, содержащие пошаговые инструкции по подготовке предложений и/или заявок, соответственно.

Эти указания хранятся в Интернете в открытом доступе по адресу[6]:

https://xpir.ru/guidealias/Metodicheskie-materiali-po-podgotovke-predlozhenii-po-formirovaniu-tematiki-issledovanii-i-proektov и

https://xpir.ru/guidealias/Metodicheskie-materiali-po-podgotovke-zayavok-na-uchastie-v-konkurse .

При их разработке исполнитель – Автономная некоммерческая организация «Центр информационно-аналитической и правовой поддержки органов исполнительной власти и правоохранительных структур» – опирался на нормативно-методическую документацию по данной ФЦП, собственный опыт участия в мероприятиях Программы, а также на многочисленные положительные результаты консультирования других организаций по вопросам участия в реализации Программы.

Результатом подобной пошаговой подготовки всегда являлась либо подача соответствующих заявок в соответствии с условиями, либо осознание авторами проекта того факта, что их предложение не соответствует требованиям ФЦП и не может быть реализовано в рамках данной Программы.

С актуальной версией текста Программы можно ознакомиться на сайте: http://fcpir.ru/ [2].

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. №426 «О Федеральной Целевой Программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса Российской Федерации на 2014–2020 годы"».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 №1519 «Об изменениях в тексте федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» и в пунктах Правил предоставления субсидий в целях реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы"».

3. К.В. Шуртаков. ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса Российской Федерации на 2014–2020 годы». Тезисы сообщения на заседании Общественной Палаты Российской Федерации, 2016 г.

4. Сайт ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса Российской Федерации на 2014–2020 годы», http://fcpir.ru.

5. Сайт Автономной некоммерческой организации «Центр информационно-аналитической и правовой поддержки органов исполнительной власти и правоохранительных структур», http://ano-info.ru

6. Система ЭКСПИР, https://xpir.ru .




[1] Работы выполнены в рамках госконтракта с Минобрнауки Российской Федерации.





Статья «Господдержка инноваций «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 – 2020 гг.»» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№10, Октябрь 2016)

Авторы:
Читайте также