USD 88.796

-1.21

EUR 98.3232

-1.99

Brent 79.38

-1.54

Природный газ 2.13

-0.07

24 мин
1249

Обзор и анализ зарубежных систем налогообложения в недропользовании

В статье дан обзор налоговых систем шести крупных зарубежных нефтедобывающих стран.  Показано, что эти страны используют различные способы налогообложения в зависимости от стадии разработки месторождений, дебита скважин, природно-климатических условий освоения запасов, рыночных условий, качества нефти  и других факторов. Рассмотрены различные применяемые налоговые системы: рентные налоги, налоги на финансовый результат, а также соглашение о разделе продукции. На основе результатов проведенного анализа установлено, что большинство стран используют гибкую, диверсифицированную систему налогообложения, которая привлекает инвестиции  компаний и обеспечивает эффективность нефтегазодобычи. В странах, для которых характерны  сложные условия добычи нефти  наблюдается тенденция увеличения специальных льгот по налогообложению инвесторов. В странах с крупными запасами углеводородов, при недостатке государственных и частных инвестиций применяется соглашение о разделе продукции для зарубежных компаний

Обзор и анализ зарубежных систем налогообложения в недропользовании

Добыча углеводородов по сравнению с другими видами полезных ископаемых характеризуется наиболее высокими доходами, и это обуславливает огромное внимание к проблемам налогообложения разработки запасов нефти и газа. Налогообложение добычи углеводородов имеет ключевое значение для экономики стран, обладающих большими запасами углеводородов. Во многих странах доля налогов от добычи нефти и газа составляет значительную часть доходов бюджета, которые направляются на развитие различных отраслей экономики и социальной сферы [2]. Основные задачи при выборе режима налогообложения добычи углеводородов [1, 2]:

- обеспечение доходов государственного бюджета для эффективного развития экономики страны и решения социальных задач;

- стимулирование рационального использования недр;

- обеспечение стабильности развития экономики страны;

- развитие смежных отраслей.

Добыча и запасы нефти в крупных нефтедобывающих странах мира представлены в таблице 1 [2, 8].


На выбор налоговой системы влияет степень развития нефтегазодобычи в стране, геологическая изученность недр, особенности исторического развития отрасли и инвестиционный рейтинг страны. Государства со слабо изученными недрами и неопределенными экономико-политическими перспективами для привлечения инвестиций будут использовать более выгодные для инвесторов фискальные условия по сравнению со странами с развитой нефтяной промышленностью и высоким уровнем конкуренции. Именно этим и обусловлено большое многообразие налоговых систем, действующих в нефтегазодобывающих странах.

Налоговые системы, применяемые в добыче углеводородного сырья, подразделяются на две основные группы – лицензионные и контрактные. При лицензионной системе право собственности на добытые углеводороды принадлежит пользователю недр (такая система налогообложения принята в США), в контрактных системах право собственности сохраняется за государством (собственником недр) [2].

Часто в нефтегазодобывающих странах используется налоговая система, основанная на режиме соглашения о разделе продукции (СРП). При этом режиме государство предоставляет предприятию-инвестору на возмездной основе исключительные права на поиск, разведку и добычу углеводородного сырья. Инвестор осуществляет работы за свой счет и на свой риск, расплачивается за полученные права и ресурсы оговоренной в соглашении частью добытых углеводородов в течение определенного срока[2, 10].

В большинстве случаев СРП используют развивающиеся страны по отношению к иностранным компаниям. Это позволяет зафиксировать правила, по которым работает инвестор на долгосрочную перспективу и обезопасить инвестиционный проект от неблагоприятных для инвестора законодательных изменений [1, 2, 10].

В ряде нефтедобывающих стран мира налогообложение нефтегазовых компаний предусматривает систему льгот временного, полного или частичного освобождения от налогов, взимаемых с нефти и газа на определенных месторождениях [2, 10]:

- месторождения, находящиеся на ранней стадии разработки;

- месторождения, находящиеся на поздней стадии разработки;

- месторождения, эксплуатируемые в экстремальных климатических и природных условиях;

- месторождения с аномальными сортами нефти (высоковязкая нефть, нефть с высоким содержанием серы, сероводорода, парафина и т.д.).

Ключевой характеристикой налогообложения добычи является объект налогообложения: валовые показатели (добыча/выручка) или экономические результаты (прибыль/чистый доход).

Можно выделить основные типы налогов, применяемых в мировой практике [2, 10].

Бонусы

Единовременные платежи, уплачиваемые пользователем недр государству. Наиболее распространенными видами являются бонусы подписания (при предоставлении недр в пользование) и коммерческого открытия (при открытии запасов углеводородного сырья). Также применяются бонусы начала добычи и достижения определенного уровня добычи. Величина бонусов устанавливается в результате аукционов, торгов, конкурсов или переговоров.

Рента

Рентный налог – это налог, уплата которого обусловлена использованием плательщиком природных ресурсов, принадлежащих по праву собственности государству. Виды рентных налогов: земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира, водный налог.

Рента представляет собой форму арендной платы за поиск, разведку и добычу полезных ископаемых.

Рентные платежи за право пользования недрами на определенной территории в основном применяются на стадии поиска и разведки. Базой для исчисления ренты является поверхностная площадь участка недр, предоставляемого в пользование. Чаще всего ставки ренты дифференцируются в зависимости от стадии пользования недрами и места проведения работ (суша или шельф). Ставка, как правило, увеличивается со временем (через 2–3 года).

Роялти

Роялти (налог на добычу полезных ископаемых) представляет собой определенный платеж государству за право пользования недрами. Базой для расчета является валовая стоимость добытых ископаемых. Роялти обеспечивают стабильные и равномерные налоговые поступления в бюджет.

Ставки платежей устанавливаются в процентах к объему добытого минерального сырья либо его стоимости. При добыче нефти наиболее распространены ставки роялти 1/6 (16,67 %) и 1/8 (12,5 %), которые фиксировались на весь период добычи. На практике фиксированная ставка роялти является недостаточно гибким налоговым инструментом, который может привести к тому, что при низких ценах на добытое сырье, проекты оказываются убыточными. Для устранения этой проблемы вводится исчисление роялти по скользящей (прогрессивной) шкале, когда ставка налога увеличивается либо с ростом производства (чаще всего пропорционально показателю суточной добычи нефти), либо определяется уровнем накопленной добычи или сроком разработки, вязкостью нефти, продуктивностью скважин и ценой нефти. Также этот налог может определяться в зависимости от уровня добычи углеводородов, глубины расположения морских месторождений и мировых цен на углеводороды [2, 3, 11]. Необходимо отметить, что аналогом роялти является налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), принятый в Казахстане и России. Он определяется на основе объема добычи углеводородов и применяется к сырой нефти, газовому конденсату и природному газу [8].

Широкое использование роялти связано с основными причинами [2]:

· гарантированный доход в бюджет государства с самого начала добычи нефти;

· простая система контроля и администрирования уплаты налога.

Однако при низких валовых доходах от освоения запасов углеводородов у недропользователей снижаются стимулы для дальнейшей их разработки.

Вывозные таможенные пошлины

Пошлины используются при экспорте углеводородов. Они не применяются в развитых странах, поскольку отрицательно действуют на торговый баланс и дискриминируют национального производителя по сравнению с иностранными компаниями. Тем не менее многие страны применяют вывозные таможенные пошлины на сырьевые товары.

Налог на случайную прибыль

Налог относится к акцизам, возникающим при превышении цены на нефть над некоторой базовой ценой. Определенная доля соответствующего дохода изымается в пользу государства. В США налог на случайную прибыль был введен в период сверхвысоких нефтяных цен в 1980 г., но затем отменен. В 2000-е годы многие страны также ввели налоги на случайную прибыль от добычи углеводородов [2, 10].

Ресурсно-рентный налог

Налог применяется для налогообложения чистого дохода инвестора. До момента экономической окупаемости инвестиций ресурсно-рентный налог не используется. Это позволяет государству, с одной стороны, создать благоприятные условия для инвестиций, с другой – получить «справедливую» долю ресурсной ренты. Примером применения ресурсно-рентного налога может служить Австралия, где он был введен для налогообложения добычи нефти на континентальном шельфе в 1987 году [2].

Налог на прибыль. Это основной способ налогообложения во всех нефтедобывающих странах. Этот способ учитывает интересы недропользователя и государства (собственника недр).

Общей тенденцией налогообложения в последние годы в зарубежных странах стал переход от системы на основе валовых доходов к системе, базирующейся на экономических результатах [1–3, 5, 9, 10].

Налоговая система США

Недра США принадлежат частным собственникам, штатам и государству. Система налогов в нефтяной промышленности США является важнейшим инструментом формирования технической политики нефтяных компаний, направленной не на удовлетворение текущих потребностей в нефти, а на обеспечение долгосрочной надежной перспективы ее добычи и на удовлетворение экономических интересов всех задействованных субъектов – компаний, местных, штатных властей и федерального правительства. Для нефтегазодобычи действуют три вида налогов – местный (муниципальный), штатный и федеральный (государственный). В США дополнительное налогообложение прибыли не используется, но ставки налога на прибыль сравнительно высоки, значительную фискальную роль также играют бонусы [3].

Нефтегазовые компании, прежде чем начать разведочные работы на углеводороды, а затем разработку месторождения, вынуждены покупать участок земли у частного собственника или брать в концессию его у муниципальной власти (правительства) и платить налоги с момента строительства, бурения и установки оборудования.

Местный или муниципальный налог составляет от 0,1 до 1,5 % в год от стоимости основных фондов. Величина этого налога определяется собственником участка в зависимости от ценности земли, ее недр. Регулирующее воздействие этого вида налога заключается в том, что компании невыгодно покупать излишнюю собственность на участке с бедными недрами и затягивать работы во времени [10, 11].

Штатный налог состоит из двух частей:

- налог на эксплуатацию недр или на добычу нефти взимается с рыночной стоимости добываемой нефти, независимо от того, получила компания прибыль или нет, и изменяется он в широких пределах от 0,5 % (штат Кентукки) до 12,5 % (штат Аляска);

- корпоративный подоходный налог взимается в размере 4–9 % от доходов компаний после реализации нефти [4, 9, 10. 11].

Размер штатных налогов устанавливается властями штатов (губернаторами) в зависимости от их политики в добыче нефти, увеличения нефтеотдачи пластов, с учетом продуктивности нефтяных месторождений. Регулирующее воздействие штатного налога состоит в том, что он заставляет компанию одновременно проявлять осторожность к реализации новых проектов разработки месторождений, увеличивать извлекаемые запасы углеводородов и применять новые технологии. К этой группе налогов относится корпоративный подоходный налог, который уплачивается корпорациями при наличии положительной разницы между выручкой от реализации продукции и утвержденными затратами и вычетами. Его величина устанавливается губернаторами штатов и обычно варьируется в пределах от 0 до 12 % дохода компании [2].

Федеральный или государственный налог по своей сути также является корпоративным подоходным налогом. Это единственный налог, который устанавливается Конгрессом США. Налог на прибыль – основной федеральный налог, ставка которого составляет 35 %.

Налогооблагаемая прибыль (доход) определяется на основе рыночной стоимости добытой нефти за вычетом всех видов затрат компании:

- арендные платежи (земельная рента, роялти);

- местные налоги;

- штатные налоги;

- эксплуатационные затраты;

- амортизация оборудования и других основных фондов, скидка на истощение недр [3].

В связи с истощением запасов углеводородов и ухудшением условий их добычи для нефтяных компаний предоставляются скидки. Размер скидки на истощение недр составляет 10–22 % от вложенного капитала или 30–70 % от облагаемой налогом прибыли в зависимости от стадии и методов разработки месторождений. На ранней стадии разработки, т.е. при малом истощении запасов нефти, скидка меньше, а на поздней стадии разработки, особенно с применением методов увеличения нефтеотдачи пластов, – больше. Этой скидкой с облагаемого дохода на истощение недр пользуются в первую очередь малые нефтяные компании, другие компании не имеют такой льготы.

Регулирующее воздействие федерального налога заключается в стимулировании прироста извлекаемых запасов путем применения методов увеличения нефтеотдачи пластов. К федеральным налогам относятся также отраслевые налоги: бонусы, роялти, рента. В США сумма бонусов за пользование природными ресурсами достаточно велика: в отдельные годы она составляет до 25 % нефтяных поступлений в федеральный бюджет, тогда как на арендные платежи, роялти и прочие налоги приходятся остальные 75 %. Если добыча ведется не на государственной земле, то нефтедобывающая компания перечисляет арендную плату собственнику участка. Ставки роялти составляют 12,5–30 % при добыче на суше в зависимости от договора; 18,75 % – при добыче на шельфе, но на территории США; 12,5 % – для выработанных месторождений.

Помимо перечисленных налогов, компании платят за разрешение на бурение, прокладку труб, аренду помещений под хранение сырья и другие.

Оставшаяся часть прибыли у нефтяных и любых других компаний является чистой прибылью, которая должна превышать рыночную норму прибыли. В США норма прибыли составляет 12–13 % от вложенного капитала. Если чистая прибыль выше этой нормы, компания процветает, при меньшей прибыли компания не может конкурировать с другими фирмами и сворачивает свое производство [9, 10].

Конгресс США принял решение о дополнительном стимулировании нефтегазовых компаний к приросту извлекаемых запасов углеводородов и применению методов увеличения нефтегазоотдачи путем введения 10%-ной скидки – уменьшения процента на инвестиционный кредит, увеличения скидки на истощение недр до 27,5 % до полной окупаемости проектов. Установленные Конгрессом США налоговые льготы для компаний позволили им применять различные методы повышения эффективности добычи и увеличивать извлекаемые запасы углеводородов и дополнительно получать на развитие компании ежегодно по 1,5–2,5 млрд долларов [3].

Так как нефть является невозобновляемым ресурсом, в 1970-х годах правительство США запретило экспорт нефти. США используют собственную нефть и импортируют ее из других стран (Канада, Мексика, Саудовская Аравия) [2].

Стратегический нефтяной резерв США был создан в 1975 году по решению Конгресса и находится в четырех природных подземных хранилищах (соляных куполах) вдоль побережья Мексиканского залива в Техасе и Луизиане. Нефтяные резервы США являются крупнейшими в мире. Близость к Мексиканскому заливу упрощает транспортировку нефти в хранилища и перекачку на множество нефтеперерабатывающих предприятий благодаря развитой системе нефтепроводов и возможности использования танкеров [4, 7]. Использование подземных хранилищ в 10 раз дешевле, чем обычных, наземных резервуаров.

Конгресс США принял Закон «О добыче и сохранении отечественных нефти и газа», в котором предоставлен ряд дополнительных налоговых льгот и скидок. Были увеличены размеры льготных вычетов в отношении роялти и минимального налогооблагаемого дохода. Была реформирована скидка на истощение недр, расширен перечень вычитаемых затрат, введены дополнительные стимулы для повышения извлечения нефти [3].

Основной способ применения налоговых льгот – это ускоренная амортизация, которая стимулирует капиталовложения в нефтедобычу. То есть за год компания может списать до 50 % капитальных затрат. Десять штатов применяют налоговые льготы при ускоренной амортизации в геологоразведке и добыче.

Анализ многоуровневой системы налогообложения США показывает, что такой подход к налогообложению позволяет эффективно управлять добычей углеводородов и объемом импорта из других стран.

Налоговая система Норвегии

Система налогообложения добычи нефти в Норвегии основана на правилах, установленных Законом «О налогообложении подводных нефтегазовых месторождений» от 13 июня 1975 года [2, 3, 5, 8, 10, 11]. Государство получает доходы от нефтяных ресурсов за счет прямого участия в нефтяном секторе (частично государственная компания Statoil) и за счет налогообложения нефтегазодобывающих компаний.

Норвегия отказалась от применения роялти в 1986 г. Затем с 2000 года ставка роялти начисляется по скользящей шкале (8–16 %) в зависимости от уровня добычи и глубины залегания [5].

В настоящее время нефтегазовые компании являются плательщиками не только налога на прибыль, но также специального налога, который применяется только для морских и шельфовых месторождений. В связи с высокой рентабельностью этих месторождений в Норвегии был принят закон «О налогообложении подводных нефтегазовых месторождений добычи углеводородов», который в дополнение к обычному налогу на прибыль ввел еще специальный налог. Ставка обычного налога – 28 %, ставка специального – 50 %. Эффективная ставка налогообложения прибыли составляет78 % и не изменяется с 1992 г. В Норвегии все доходы, полученные от нефтегазодобычи, депонируются в Государственном пенсионном фонде, основанном в 1990 году. Фонд инвестирует сэкономленные деньги в акции, облигации и недвижимость на международном рынке. Правительство Норвегии проводит эффективную экономическую политику, а именно управляет доходами от экспорта углеводородов через Государственный пенсионный фонд.

По мере освоения новых месторождений в 2006 г. выплаты роялти полностью прекратились. Помимо налога на прибыль и специального налога нефтегазовым компаниям необходимо платить государству за площадь лицензионного участка. Основная цель такой платы – эффективная эксплуатация площади и стимулирование возврата неиспользованных участков государству. Возвращенные площади могут стать предметом разведки и добычи нефти и газа другими компаниями. В Норвегии существует еще экологический сбор за выброс углекислого газа, который взимается в целях охраны окружающей среды и начисляется в зависимости от объемов сжигаемых газа и нефти.

Государственный контроль нефтяной отрасли в Норвегии осуществляется через владение акциями компании Statoil. Раньше государственное участие составляло не менее 50 % по каждой лицензии, но в последние годы доля государства уменьшилась [3].

Расчет налогооблагаемой базы в Норвегии производится на основе нормативной цены, которая была введена Указом короля «Об установлении нормативной цены» от 25 июня 1976 г., принятого в соответствии с законом «О налогообложении нефти» от 13 июня 1975 г., и стала использоваться Министерством нефти и энергетики Норвегии, чтобы избежать искусственного занижения компаниями цен на нефть в целях уклонения от налогов [5]. Нормативная цена – это «цена нефти, по которой она может быть реализована между двумя независимыми компаниями на свободном рынке». При ее определении учитываются котировки на нефть схожей марки, качество нефти, расходы на ее транспортировку, даты платежа и виды поставки [5]. Ответственным органом за установление и контроль соблюдения нормативных цен является Совет по ценам на нефть и нефтепродукты. Совет устанавливал нормативные цены ежеквартально, однако в последние годы в связи с частыми изменениями цен на нефть на мировом рынке Совет устанавливает фиксированные месячные нормативные цены на сырую нефть и доводит эту информацию до заинтересованных сторон, которые в случае несогласия могут предоставить свой вариант расчетов или потребовать пересмотра цен независимыми экспертами.

Для государства нормативная цена играет особую роль, поскольку она позволяет заранее прогнозировать уровень государственных доходов от нефтегазовой деятельности и препятствует применению компаниями трансфертного ценообразования.

Система налогообложения Норвегии обладает следующими преимуществами [5]:

· повышение эффективности геолого-разведочных работ с целью открытия новых месторождений на континентальном шельфе. Государство одновременно обеспечивает этим компаниям страховку от рисков совершения неоправданных инвестиций и потерь в случае обнаружения «сухой» скважины через вычет из валовой выручки 78 % затрат на геологоразведку и убытков, а также переноса убытков на будущие периоды в случае отсутствия прибыли. То есть государство ограничивает налоговую нагрузку до окупаемости нефтегазового проекта и его выхода на проектную мощность;

· система универсальна как для разработки новых, так и значительно выработанных месторождений, поскольку позволяет учитывать повышенные капитальные, эксплуатационные и транспортные расходы при расчете налогооблагаемой базы. Работает прогрессивная шкала налогообложения, зависящая от доходности проекта;

· система налогообложения является самонастраивающейся, она учитывает цену на нефть, что ограждает государство от необходимости применения режима ручной настройки как в период слишком высоких, так и слишком низких цен на нефть;

· гибкость и прозрачность системы при ее администрировании государством.

Таким образом, действующая система налогообложения нефтегазовой отрасли Норвегии позволяет, с одной стороны, изымать государству максимальную экономическую ренту от нефтегазовой деятельности, а с другой, остается привлекательной для компаний-недропользователей, так как учитывает их возможности и особенности разработки каждого месторождения [5].

Успешность налоговой системы Норвегии обусловлена эффективностью и гибкостью системы государственного управления нефтегазовой отраслью.

Налоговая система Канады

К особенностям канадской системы налогообложения добычи нефти можно отнести зависимость налогов от форм собственности на ресурсы [3, 8, 9, 10, 11].

Большая часть полезных ископаемых в Канаде разрабатывается на землях, находящихся в государственной собственности, то есть в собственности провинций (около 80 %). Разработка полезных ископаемых обычно ведется частными компаниями, которые приобретают права на разработку и эксплуатацию соответствующих минерально-сырьевых ресурсов. Каждая из провинций Канады имеет возможность построить собственную модель налогообложения [3].

Так, в одной из наиболее богатых нефтяными ресурсами провинции Саскачеван установлены специальные системы налогообложения для компаний, ведущих разработку на землях провинции, и альтернативные модели налогообложения доходов от добычи природных ресурсов на частных землях. При добыче нефти существует пять различных систем налогообложения в зависимости от вида нефти (легкая/тяжелая) и срока эксплуатации месторождения (скважины), основанных на роялти [10].

Нефтегазовые компании платят роялти (Crownroyalties) владельцу минерального сырья – провинции или территории – в соответствии с установленным там режимом. Налоговой базой для расчета роялти обычно служит стоимость добытой нефти, а ставка составляет от 10 до 45 %. Например, в провинции Альберта роялти уплачивается по скользящей шкале от 10 % (базовая ставка) до 40 % (максимальная ставка) с валового дохода, которая вычисляется на основе средней месячной цены на нефть. Для новых и малопродуктивных скважин применяются пониженные ставки (от 5 %) или специальные корректирующие коэффициенты [3, 10].

Роялти рассчитываются с каждой скважины ежемесячно в зависимости от цены нефти и дебита скважины. В некоторых провинциях размер роялти зависит от степени выработанности месторождения. Такой механизм поощряет поиск и разведку новых месторождений и площадей, системно повышает эффективность нефтедобычи.

Система взимания роялти в Канаде включает гибкие формулы, которые учитывают экономические и технологические различия в добыче. В том числе – изменение цен на нефть, продуктивность скважин, этап освоения месторождения, различия в качестве добываемой нефти, инфляцию, а также тот фактор, что затраты на поиск и разработку месторождений в настоящее время больше, чем в прошлом. При расчете роялти выделяются три вида нефти, а формулы настроены таким образом, что включают базовую ставку, которая гарантирует минимальные поступления в бюджет провинции, и максимальную – различную для трех категорий нефти.

Налог на прибыль корпораций рассчитывается по трехуровневой системе. Средняя величина налога 33 %. Налог изменяется от 18 до 45 % в зависимости от величины доходов (прибыли) компаний.

Система налогообложения нефтегазовых компаний предусматривает систему льгот временного, полного или частичного освобождения от налогов, взимаемых с нефти и газа на определенных месторождениях [3]:

1) месторождения, находящиеся на ранней стадии разработки;

2) месторождения, находящиеся на поздней стадии разработки;

3) месторождения, эксплуатируемые в экстремальных климатических и природных условиях;

4) месторождения с аномальными сортами нефти (высоковязкая нефть, нефть с высоким содержанием серы, сероводорода, парафина и т.д.).

Канадская ассоциация производителей нефти представляет 140 нефтегазовых компаний. При этом в Канаде около трети всего объема нефти добывается малыми частными компаниями, количество которых достигает нескольких тысяч. Государственный механизм активно стимулирует их деятельность. Единая налоговая ставка для малых предприятий – 12 % от дохода. Компании имеют право передать налоговые вычеты, связанные с издержками на разведку и освоение месторождений, инвесторам, которые приобрели их акции. Мелкие компании активно пользуются этим механизмом для привлечения акционерного капитала с целью финансирования производственной деятельности и увеличения собственных фондов [8].

В целом в Канаде действует налоговая система на основе роялти. Ее эффективность обусловлена наличием гибкой системы льгот, которая обеспечивает учет не только технологических условий добычи углеводородов, но и технико-экономических показателей компаний и инвесторов.

Налоговая система Китая

В настоящее время Китай занимает одно из первых мест по объемам взимаемых налогов с недропользователей [1, 6, 10, 11]. В соответствии с законом собственность на нефтяные ресурсы в КНР принадлежит государству. Схема раздела нефти: в качестве НДС государство получает 5 % добываемой нефти, на платежи за право разработки месторождения (роялти) и возмещение расходов недропользователя выделяется 62,5 % добычи, роялти достигает максимальной величины в 12,5 % от годовой добычи. Оставшаяся «компенсационная» часть нефти идет на покрытие инвестиций и расходов обеих сторон на освоение и эксплуатацию пропорционально их вложениям. Последние 32,5 % нефти делятся на «государственную» и «прибыльную» части [11].

В Китае применяется абсолютная (количественная) ставка налогообложения ресурсного налога в денежных единицах (юанях) на добычу нефти в натуральных единицах (тонны). Основные налоги: налог на пользование природными ресурсами (5–10 %) и налог на прибыль (15–25 %) [6].

Налоги за пользование ресурсами – ресурсный налог и земельный налог – являются частью налоговой системы КНР и взимаются с недропользователей. Объекты налогообложения и налоговые ставки дифференцируются в зависимости от региона. Для бедных или богатых местностей или районов ставка налога может быть уменьшена или увеличена. Ставка роялти в КНР составляет для сырой нефти 8–30 юаней за тонну, для природного газа – 2–15 юаней за 1000 м3[6].

В 2010 г. применение ставок, которые рассчитываются в процентах от налоговой базы, на добычу нефти и природного газа было введено в одном автономном районе, затем было распространено на остальные западные регионы Китая, а с 1 ноября 2011 г. – на всю территорию КНР. В результате этого в стране значительно увеличились налоговые поступления по налогам на добычу полезных ископаемых – более чем на 68 % за первые два квартала 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 года [6, 11].

Кроме основной налоговой системы, основанной на роялти, в Китае широко применяется система налогообложения, основанная на условиях СРП.

Налогообложение в режиме СРП применяется в основном для морских, шельфовых и в некоторых случаях для материковых месторождений. Запасы на шельфе оцениваются для нефти 1,2 млрд тонн, для газа – 180 млрд куб. м. Режим СРП применяется в том случае, если находится иностранный инвестор, который готов вложить средства в разработку месторождения. Пропорции раздела продукции зависят от соглашения сторон. Суть применения данного режима в том, что инвестор вкладывает средства, государство экономит на инвестициях, которые используются в экономике [1, 10].

В Китае применяются льготы: налог на прибыль составляет 20 % для малорентабельных предприятий и 15 % для новых предприятий. Снижаются налоги в Особых Экономических Зонах.

К числу наиболее существенных льгот также относятся следующие [6]:

· стоимость сырой нефти, используемой для поддержания скважин в рабочем состоянии, может быть учтена при расчете суммы налога;

· снижение ресурсного налога для нефтедобывающих предприятий, производящих капитальный ремонт скважин за счет собственных средств;

· при природных катастрофах и чрезвычайных ситуациях (авариях) могут быть предоставлены налоговые скидки (в зависимости от масштабов понесенных ими потерь).

Характерной особенностью Китая является отсутствие уклонения недропользователей от уплаты налогов, а также «теневой» экономики в стране [6].

С учетом увеличения добычи нефти за 2020–2022 годы в среднем на 3 % можно считать налоговую систему Китая весьма эффективной.

Налоговая система Саудовской Аравии

Саудовская Аравия обладает четвертью мировых запасов нефти и является ее крупнейшим мировым производителем и экспортером. Государственный бюджет страны на 75 % формируется за счет доходов от экспорта нефти. Налогообложение нефтегазового сектора Саудовской Аравии основывается на налоге на прибыль корпорации и системе договоров концессии [8, 11]. Ставка налога на прибыль нефтяных компаний составляет 85 %, газовых – 30 %, в то время как для остальных компаний ставка налога на прибыль – всего 20 %. Ставка роялти определяется в каждом конкретном договоре концессии. Саудовская Аравия входит в десятку стран с самыми простыми системами налогообложения [11].

Привлечение иностранных инвестиций стимулируется снижением налоговых ставок. В 2000 г. было введено новое законодательство, которое уменьшило налог на прибыль для иностранных инвесторов с 45 до 30 %, а также гарантировало им юридическую защиту от экспроприации. Зарубежные компании ограничены 49%-ной долей участия в различных нефтегазодобывающих проектах. В целом систему налогообложения в Саудовской Аравии можно охарактеризовать как протекционистскую и направленную на поддержание уровня жизни населения и защиту интересов национальных коммерческих структур [8].

Налоговая система Бразилии

Положения налоговой системы Бразилии прописаны в Конституции 1998 года [8, 11]. В соответствии с ней налоги могут быть установлены как федеральным правительством, так и администрациями штатов и муниципалитетов. В этом заключается особенность основного закона Бразилии, который гарантирует право налогового творчества всем субъектам федерации. В сфере нефтегазодобычи налоговое законодательство предусматривает уплату налога с прибыли предприятия. Налог на прибыль взимается со всех предприятий по ставке 24 %, а с компаний, чья прибыль превышает 240 тыс. реалов в год, – по ставке 34 %. Кроме того, все предприятия нефтегазовой отрасли заключают с государством один из двух типов договора: соглашение о разделе продукции или договор концессии. Остальные платежи в бюджет, такие как бонусы, роялти, процентные отчисления за участие в договоре концессии, плата за аренду земли, исчисляются в зависимости от вида договора с государством [11].

В рамках договора концессии аукцион выигрывает компания, предложившая государству наибольший подписной бонус, т. е. единовременный платеж, который должен быть не меньше цены, установленной Национальным нефтяным агентством.

По соглашению о разделе продукции (СРП) аукцион выигрывает та компания, которая предложит наибольшее количество нефти государству. Введенная в 2010 г. система СРП будет использоваться в будущем для эксплуатации крупных месторождений [11].

Компании также платят роялти. Если они участвуют в договоре концессии, то ставка составляет 5–10 % от стоимости добытой нефти. Если они участвуют в СРП, то ставка зависит от количества нефти, которое компания, выигравшая аукцион, обязана отдать государству. Кроме этого, компании платят за аренду земли, ставка за аренду исчисляется по прогрессивной шкале по ставкам от 10 до 5000 реалов за квадратный километр [8].

Основная часть налогов поступает в распоряжение властей штатов и муниципалитетов, на территории которых находятся месторождения или производственные объекты по обслуживанию процесса добычи. Такую систему налогообложения можно считать весьма эффективной, так как субъекты федерации получают широкие полномочия в плане расходования полученных финансовых ресурсов [11].

Проведенный анализ мирового опыта налогообложения нефтегазодобывающей отрасли показал, что:

· большинство стран используют гибкую, диверсифицированную систему налогообложения, которая привлекает инвестиции компаний и обеспечивает эффективность нефтегазодобычи;

· в странах, для которых характерны более сложные условия добычи нефти и снижение добычи углеводородного сырья, наблюдается тенденция увеличения специальных льгот по налогообложению инвесторов;

· в странах с крупными запасами углеводородов при недостатке государственных и частных инвестиций применяется специальный режим СРП для зарубежных компаний.

Статья подготовлена по результатам научных исследований, выполненных в рамках государственного задания по теме: «Фундаментальный базис энергоэффективных, ресурсосберегающих и экологически безопасных, инновационных и цифровых технологий поиска, разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, исследование, добыча и освоение традиционных и нетрадиционных запасов и ресурсов нефти и газа; разработка рекомендаций по реализации продукции нефтегазового комплекса в условиях энергоперехода и политики ЕС по декарбонизации энергетики (фундаментальные, поисковые, прикладные экономические и междисциплинарные исследования)» № в РОСРИД 122022800270-0.

Литература

1. Богаткина Ю.Г., Еремин Н.А., Сарданашвили О.Н. Налоговая политика ряда нефтегазодобывающих стран // Известия Тульского государственного университета. Серия Науки о земле, № 2, 2020. С. 357–369.
2. Налоговая реформа нефтяной отрасли: основные развилки. Вигон Консалтинг, 2018. [Электронный ресурс] URL: https://vygon.consulting/upload/iblock/6b7/vygon_consulting_upstreamtaxreform.pdf[Электронный ресурс] (Дата обращения: 18.02.2023).
3. Системы налогообложения стран производителей нефти. [Электронный ресурс] URL: http://neftyaga.ru/mirovaya-ekonomika-neftegazovich-resursov/sistemi-nalogooblozheniya-stran-proizvo... (Дата обращения: 18.02.2023).

4. Развитие нефтяной отрасли в США [Электронный ресурс] URL: http://americausa.ru (Дата обращения: 13.03.2023).
5. Белякова М.Ю. Влияние системы лицензирования и налогообложения в нефтегазовой отрасли на развитие экономики: опыт Норвегии и России. Дис. На соиск. степени к.э.н. М., МГИМО, 2020, 210 с.
6. Куклина Е.А. Ресурсные налоги в экономике современного Китая // Финансовый журнал. № 2, 2015. С. 89–95.
7. Корнеев А.В. Кардаш С.В. Стратегический нефтяной резерв США. Научная библиотека Порталус, 2014. [Электронный ресурс] URL:https://portalus.ru/modules/ruseconomics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1410461870&...; (Дата обращения: 10.08.2023).
8. Моисеева М.А., Войшвилло И.Е., Милоголов Н.С. Налогообложение добычи нефти и газа: тенденции развития. // Финансовый журнал. № 1, 2012, с. 87–101.
9. Ануреев С.Б. Сравнительный анализ бюджетно-налоговых отношений в нефтяной отрасли США, Канады, Великобритании и России // Всероссийский экономический журнал. ЭКО, 2019. № 5, с.140–161.
10. Бобылёв Ю.Н. Мировой опыт налогообложения добывающей промышленности. 2013. [Электронный ресурс] URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2273171 (13.08.2023).
11. Виноградова А.В. Налогообложение нефтедобывающих стран // Актуальные вопросы экономических наук, № 38, 2014, с. 8–12.




Статья «Обзор и анализ зарубежных систем налогообложения в недропользовании» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№10, Октябрь 2023)

Авторы:
Комментарии

Читайте также