USD 92.0134

-0.12

EUR 98.7187

+0.01

Brent 89.38

+0.05

Природный газ 2.285

+0.36

18 мин
435

Устойчивое развитие нефтегазового комплекса в период внешнеэкономических ограничений и технологических трансформаций

В статье исследуются теоретико-методологические положения экономически устойчивого развития нефтегазового комплекса в новых макроэкономических реалиях. Показана значимость формирования системы показателей результативности, позволяющей корректировать принимаемые регулирующие меры в рамках как государственной энергетической политики, так и отдельного проекта, месторождения или их группы, что обусловливает целесообразность разработки методологии государственного регулирования нефтегазового комплекса (ГР НГК). Выработка и практическое внедрение принципиально управленческих и технологических решений выступает одним из составных элементов выстраиваемой единой методологии ГР НГК, которую целесообразно последовательно внедрять в систему государственного управления, периодически осуществлять корректировку регулирующих действий с учетом происходящих внутренних и внешних изменений.

Устойчивое развитие нефтегазового комплекса в период внешнеэкономических ограничений и технологических трансформаций

ГР НГК учитывает географическое расположение и природно-климатические особенности реализуемых проектов, фактически определяет дальнейший ход развития российской экономики, национальную и энергетическую безопасность государств-партнеров, а также экономическую устойчивость мировой энергетической отрасли. Это предполагает дальнейшее развитие конкуренции, появление новых, более эффективных игроков на национальном нефтегазовом рынке, в особенности при освоении небольших месторождений. К финансированию данных проектов целесообразно привлекать не только средства инвесторов и кредиты, выдаваемые финансовыми организациями, но и государственные финансовые ресурсы. Именно освоение данного сегмента рынка позволяет выделить новые точки экономически устойчивого развития НГК за счет комплексного рассмотрения отраслевых вопросов, изучения различных позиций участников экономических отношений и возможности применения альтернативных методологических подходов. Конкурентное развитие в целом должно свидетельствовать о повышении эффективности как регулирования отрасли, так и непосредственно функционирования нефтегазовых компаний.

В рамках внешнеэкономического направления важнейшей задачей ГР НГК выступает ликвидация причин и последствий их противодействий со стороны зарубежных государств, что позволяет развивать НГК в соответствии с естественным ходом его развития, нефтегазохимический и сервисный сегменты, наращивать экспорт продукции глубокой переработки. Прагматизм государственной энергетической политики в данном направлении позволит российскому НГК стать глобальным лидером по ключевым показателям эффективности функционирования и освоения месторождений [5].

Экономически устойчивое развитие отечественного НГК невозможно без понимания специфики исторического развития нефтегазовой отрасли страны, ключевых направлений развития глобального топливно-энергетического сектора. НГК является основой функционирования всей национальной экономики и ВПК, служит инструментом воздействия на глобальные геоэкономические процессы, способствует укреплению геополитических позиций государства. Потребители отечественных углеводородов связаны с Россией технологическими, производственными и инфраструктурными решениями, что в определенной степени позволяет нивелировать возможные риски внезапного изменения политических предпочтений. Прагматизм в вопросах предоставления скидок государствам – нефтегазовым партнерам предполагает получение ими определенных преференций и заключение стратегических торгово-экономических и военных соглашений. В перспективе возможно формирование межрегионального нефтегазового рынка с доминирующим положением и правом решающего голоса России по возникающим вопросам; причем ценообразование на данном рынке будет осуществляться исходя из рыночных принципов хозяйствования, долгосрочных экономических и политических приоритетов, а не по чрезвычайно льготным условиям в отношении ряда стран.

Экономически устойчивое развитие ГР НГК связано с ростом внутреннего и внешнего спроса на углеводороды при достаточном объеме проводимых ГРР, что находит отражение в структуре ТЭБ и введении в промышленную эксплуатацию новых нефтегазоносных районов. Прогнозирование глобальных политических процессов и их влияние на мировой энергетический и нефтегазовый рынок позволяет повысить достоверность в принятии регулирующих мер принимая во внимание изменения во взаимодействиях основных поставщиков и потребителей, возможные военные конфликты в отдельных регионах с учетом отражения на объемах, сроках и ценообразовании поставок. Наиболее вероятным представляется прогноз, согласно которому крупнейшие производители (государства и корпорации) и потребители нефтегазовых ресурсов стремятся укрепить собственные позиции на мировом энергетическом рынке в долгосрочном горизонте планирования: снизить экономические риски в отношении регионов с политически нестабильной ситуацией, диверсифицировать маршруты поставок в качестве фактора обеспечения экономической устойчивости и энергетической безопасности на стратегическую перспективу, в т.ч. в рамках развития сектора СПГ, осуществлять мероприятия, способствующие улучшению экологической составляющей производственных процессов, учитывать возможное появление новых нефтегазовых районов и центров мировой энергетической политики.

Разработка методологии государственного регулирования нефтегазового комплекса в новых макроэкономических реалиях

На современном этапе развития трансформация российского НГК предполагает постепенное смещение в сторону формирования небольших частных компаний, занимающихся разработкой некрупных месторождений, а также расширения административных возможностей ведущих отраслевых корпораций, планомерного увеличения их влияния на национальную экономику и изменений в структуре управления, что отражается на взаимодействиях с органами государственной власти. Таким образом, НГК находится в своем беспрерывном развитии, обеспечивает энергетическую безопасность и внутренние потребности экономики, формирует глобальный и национальный ТЭБ. Учитывая масштабы территории РФ и различия в условиях добычи углеводородов, бесперебойность поставок для внутреннего потребления является основным показателем эффективности ГР НГК как важнейшего сектора для национальной промышленности. Обеспечение внутреннего и внешнего спроса на углеводороды требует не только увеличения объемов экспорта, но и расширения ассортимента поставок продукции глубокой переработки по различным направлениям сбыта, которая отвечает современным экологическим стандартам. В конечном итоге это способствует росту прибыли предприятий и увеличению поступлений дополнительных нефтегазовых доходов в бюджеты различных уровней [4, 15].

Укрепление экономического потенциала государства предполагает увеличение потребления энергоносителей и экспорта производимой продукции, расширение внутренних и внешнеэкономических связей. Их развал в конце 1980–1990-х гг., по сути, способствовал становлению фундамента для строительства новой российской экономики, ориентированной на рыночный уклад. Значительное падение уровней добычи и потребления углеводородов, простаивание и постепенное устаревание производственных мощностей, существенный дефицит инвестиций явились фактическим следствием неэффективности ГР всей национальной экономики на примере отдельно взятой отрасли.

Цикличность экономических этапов предполагает необходимость формирования институциональной платформы, обеспечивающей прорывное развитие российского НГК за счет технологий Четвертой промышленной революции и Шестого технологического уклада [3]. Так, на современном этапе целесообразно повысить прозрачность распределения нефтегазовых лицензий и проведения аукционов на право пользования и распоряжения участками недр. Государство заинтересовано в применении наиболее современных технологий при проведении ГРР и добычи углеводородов, способствующих росту извлекаемого углеводородного сырья при уменьшении негативного воздействия на окружающую среду. Дополнительные ГРР в континентальной части страны обеспечивают воспроизводство МСБ, сдерживают бесконтрольное наращивание объемов добычи, которое может подорвать экономическую ситуацию в силу того, что увеличение предложения на мировом рынке является одним из основных факторов падения нефтяных котировок. Данный показатель является одним из критериев эффективности ГР НГК, показывает значимость формирования системы показателей результативности, позволяющей при необходимости корректировать принимаемые регулирующие меры в рамках как государственной энергетической политики, так и отдельного проекта, месторождения или их группы, обусловливает целесообразность разработки методологии ГР НГК. Прирост запасов углеводородов должен происходить за счет большего количества проводимых ГРР, а непосредственно объемы добычи – быть увязаны с внутренним и мировым спросом, учитывать множество факторов воздействия. Устойчивость национального НГК обеспечивается в т.ч. за счет наиболее продолжительного наращивания объемов прироста запасов извлекаемых углеводородов по сравнению с уровнем их добычи [6].

Ключевыми трендами государственной энергетической политики являются вопросы повышения энергоэффективности национальной экономики, качественного улучшения экологической ситуации в НГК, выраженные в т.ч. в виде согласованных действий государства и предприятий в вопросах охраны окружающей среды, сокращения вредного воздействия при переработке отходов нефтегазовой продукции. Азиатский вектор энергетического развития российской экономики предполагает дальнейшее увеличение спроса и укрепление промышленно-производственного потенциала в регионе, расширение торгово-экономических взаимодействий в нефтегазовой сфере, требует особых государственных подходов с учетом понимания азиатской специфики, менталитета местного населения, разработку альтернативных направлений социально-экономического развития, гибкости и совершенствования в принятии регулирующих и управленческих решений. Так, в условиях санкционной политики требуется привлечение дополнительных иностранных технологий и инвестиций, содействующих реализации проектов и улучшению макроэкономических показателей.

Разрушение кооперационных связей в НГК, произошедшее в результате отхода от планово-социалистических принципов хозяйствования, сопровождалось не только необходимостью решения внутриэкономических вопросов, но и открыло возможности развития, основанные в т.ч. на колоссальных объемах запасов МСБ, выработке и внедрении принципиально новых управленческих и технологических решений, положенных на предыдущую экономическую платформу [2]. Данные решения могут выступить одним из составных элементов выстраиваемой единой методологии ГР НГК, которую целесообразно последовательно внедрять в систему государственного управления, периодически осуществлять корректировку регулирующих действий с учетом происходящих внутренних и внешних изменений. Подобный подход, в частности, применяется в рамках отдельных НПА, в т.ч. затрагивающих вопросы стратегического планирования и прогнозирования в НГК, а также внутрикорпоративных документах нефтегазовых компаний в части как своей формы, так и сути [11].

Разработка методологии ГР НГК напрямую увязана с проводимой государственной энергетической политикой, спецификой действующих на настоящем этапе отраслевых НПА. Отраженные в документах стратегического развития целевые ориентиры подразумевают заложенное под них финансовое обеспечение, последовательность в осуществлении регулирующих действий, снятие административных и нормативно-правовых барьеров, сохранение отдельных элементов системы планирования, уточнение полномочий ответственных государственных ведомств и исполнителей, что способствует реализации крупномасштабных энергетических проектов, в т.ч. с государственным участием. Накопленный в различные экономические периоды и циклы опыт в нефтегазовой промышленности в дальнейшем позволяет усовершенствовать механизм ГР НГК и его методологию, обеспечить население и внутренние производства углеводородным продуктом.

ГР НГК предполагает оперативное реагирование на возникающие вопросы и устранение возможных рисков, осуществляемое по различным сегментам путем координирования стратегических отраслевых целей и государственных задач. Данные направления должны не подменять друг друга, а действовать воедино для достижения поставленных ориентиров. Отсутствие внутренних противоречий и претензий между различными субъектами экономической деятельности является фактором, содействующим устойчивому развитию НГК. В частности, на российском рынке население и предприятия должны принимать цены на углеводородную продукцию, понимать составные элементы ее формирования, в т.ч. справедливую прибыль нефтегазовых компаний, устройство, функционирование и направления корректировки механизма ГР НГК. Реализация углеводородов служит инструментом результативной государственной политики на мировом рынке, способствует технологическому обновлению производственных мощностей [11].

Разработка новых технологических решений в целях обеспечения устойчивого развития нефтегазового комплекса

Устойчивое развитие НГК связано с применением инноваций на различных этапах производственного цикла предприятий. В частности, это характерно при повышении эффективности производства и потребления углеводородов: доведение КИН до передовых мировых значений за счет внедрения новейших технологий геологоразведки и добычи, увеличения доли глубокой переработки углеводородов, комплексного освоения удаленных месторождений. Повышение эффективности осуществляется за счет создания нефтегазовых центров, объединяющих производства из различных сегментов экономики. Меры ГР НГК направлены на воспроизводство МСБ в результате усложнения условий добычи, проведение дополнительных ГРР в перспективных районах континентальной части и шельфовых акваторий, совершенствование недропользования и процедур лицензирования; они осуществляются в контексте проводимой крупнейшими производителями и потребителями энергетической политики [8].

Задачами ГР выступают повышение отраслевой конкуренции в НГК, преодоление технологических разрывов за счет повышения производительности труда, излишней монополизации и задействования административного ресурса; это содействует производству и применению современного оборудования, строительству объектов энергетической инфраструктуры. Опыт зарубежных стран показал значимость прагматичного инвестирования нефтегазовых доходов, увеличения экспорта продукции глубокой переработки, обеспечивающей дополнительные бюджетные поступления, исполнение государством взятых обязательств [1]. На государственном уровне предусматриваются меры поддержки строительства шельфового и бурового флота с повышенными требованиями к технологической оснащенности и надежности судов.

Санкционная политика позволила перепрофилировать и повысить загрузку промышленных производств, достигшую в 2022 г. наибольших показателей с начала 1990-х гг., приобрести долгосрочные преимущества от комплексной разработки углеводородных запасов, в т.ч. эффективного использования ПНГ [9]. Скоординированные действия государства, предприятий, институтов и научных организаций в вопросах ценообразования на национальном рынке, проведения геологических исследований, повышения результативности принимаемых регулирующих решений связаны с разграничением полномочий и ответственности, усилением конкуренции, созданием крупных нефтегазовых центров. Приоритет национальных интересов над нормами международного права проявляется в т.ч. при проведении экологических мероприятий. Становление производств нефтегазохимии требует проведения принципиально новой нефтегазовой политики, ориентированной на опережающее развитие, обеспечение национальной и энергетической безопасности.

Развитие цифровых технологий предполагает определенные изменения в структуре производства и потребления энергоносителей, соответствие мировым экологическим стандартам, повышение эффективности функционирования в различных сегментах НГК. Особое внимание уделяется развитию не только подотраслей системы народного хозяйства, но и внутренних рынков добычи и сбыта; это связано с вопросами энергообеспечения, ликвидации относительного энергодефицита в отдельных регионах страны, находит отражение в общегосударственной экономической повестке. Устойчивость НГК напрямую зависит от состояния национальной экономики, уровня ее энергопотребления, разведанных запасов МСБ, торгово-экономических взаимодействий с государствами-импортерами углеводородов, наличия альтернативных вариантов поставок энергоносителей, состояния производств и инфраструктуры [10, 13].

Особый акцент ставится на повышении эффективности недропользования, позволяющем развиваться не только национальным мэйджорам, но и относительно небольшим предприятиям. Комплексный подход ГР НГК в данном направлении предполагает внедрение инструментов ГР, способствующих наиболее прагматичному уровню добычи на протяжении всего периода ее осуществления. Здесь следует выделить ситуацию с месторождением Самотлор, когда в результате фактически бесконтрольной добычи произошел ее подрыв, резкое падение дебитов скважин, ухудшение качественных и количественных показателей разработки запасов [14, с. 123–124, 150–157]. Соответственно, рациональная добыча на крупнейших месторождениях в течение наиболее продолжительного периода подразумевает значительные дополнительные бюджетные поступления.

Объемы добычи углеводородов целесообразно сопоставлять с уровнем их внутреннего и мирового потребления, прироста запасов. Это должно находить отражение в стратегических и программно-целевых документах, государственных докладах и др. Данные документы содержат в себе основные ориентиры развития, предполагают пути решения существующих вопросов на всех этапах производственных процессов и в ключевых аспектах регулирования, в т.ч. в области совершенствования бюджетно-налоговых инструментов, административных и экономических методов воздействия. Так, экологические аспекты ГР позволяют повысить энергоэффективность НГК, в определенной степени содействуют энергетической безопасности государства; разрабатываются регулирующие меры по сокращению вредных выбросов.

Строительство новых производственных мощностей позволяет существенно нарастить добавленную стоимость, качество и ассортимент производимой продукции, отвечающей новым экологическим требованиям, соответствовать спросу населения и промышленности, предусматривает возможности для технологического и цифрового развития [7]. Действующий механизм налогообложения НГК призван стимулировать его экономически устойчивое развитие, способствовать воспроизводству МСБ и прагматичному освоению нефтегазовых ресурсов. Целесообразно проводить преобразования, направленные на повышение энергоэффективности, что позволяет осуществить качественные нововведения для извлечения дополнительной добавленной стоимости и получения бюджетных доходов, уменьшить энергоемкость производств. Это возможно реализовать за счет внедрения энергосберегающих технологий, введения новых экологических ориентиров, проведения мероприятий стимулирующего характера для нефтегазовых предприятий, достигающих их.

В перспективе ТЭБ страны претерпит определенные изменения: постепенно будет сокращаться удельная энергоемкость экономики в связи с переходом к более энергоэффективным технологиям; уровень добычи углеводородов и их экспорта, в особенности природного газа, – планомерно возрастать. В настоящее время высказываются различные позиции и прогнозы относительно удельного веса НГК и его составляющих в структуре национального ТЭБ.

Методы, формы и инструменты ГР НГК должны представлять собой единый отлаженно выстроенный механизм, позволяющий кратчайшим образом и с наименьшими затратами достигать целевых ориентиров, заложенных в документах стратегического развития, не допускать сбоев, в кризисный период – приходить в равновесие за счет внутренних резервов, что существенно повышает общую эффективность его функционирования, совершенствует значимые аспекты недропользования. Отдельные регулирующие меры могут принципиально отличаться от уже существующих, при этом органично вписываться в механизм ГР. Они должны быть комплексными, целостными, работать в связке, сочетать в себе управляющую и управляемую подсистемы, соединять предлагаемые действия по решению поставленных перед ними вопросов.

Кроме того, на законодательном уровне должны быть введены новые, дополнительные меры, позволяющие устранить противоречия и пробелы действующей нормативно-правовой базы, излишние барьеры во взаимодействиях государства и нефтегазовых компаний, проработаны решения по снижению или нивелированию существующих и потенциальных рисков, созданы условия для обеспечения благоприятного инвестиционного климата. Прагматичный подход предполагает превалирование стратегических результатов и ориентиров над тактическими. Эффективное ГР НГК может исключать отдельные формы и инструменты, являющиеся результативными в тактическом, однако не стратегическом отношении, т.е. не представляющие практический интерес, показывающие отсутствие результатов или несущими деструктивный характер в продолжительном прогнозном периоде.

Предлагаемые меры должны полностью сочетаться с действующими НПА, являться своевременными, учитывать глобальные трансформационные процессы, которые способствуют преодолению текущих деструктивных аспектов, устойчивому развитию всех сегментов НГК для обеспечения нужд национальной экономики. Они предполагают введение новых и изменение действующих регулирующих решений, приведение к общему основанию экономической и энергетической политики государства, ГР ценообразования на внутреннем и внешнем рынках, деятельности нефтегазовых компаний, позволяют осуществлять целостное, комплексное развитие НГК, реагировать на возникающие факторы воздействия с позиций обеспечения национальной и энергетической безопасности, интересов отечественной экономики, охраны и сохранения окружающей среды [11].

Выводы и рекомендации

Понимание современных трендов в мировой экономике и энергетике, текущих и потенциальных вопросов отраслевого развития в условиях завершения перехода от плановой экономики к рыночным принципам хозяйствования с уклоном в российскую специфику предполагает определенные изменения в части поставленных перед профильными министерствами и ведомствами функций, полномочий и задач, которые должны быть направлены на достижение поставленных целевых ориентиров, устранение их излишних подразделений. Комплексное представление стратегических и тактических интересов государства в целом, федерального центра принятия решений, субъектов Федерации, с одной стороны, и отраслевых компаний, а также остальных участников нефтегазового рынка – с другой, позволяет осуществлять их прямое взаимодействие, совершенствовать законодательство, применяемые методы, формы и инструменты ГР НГК.

Текущее состояние, основные вопросы и перспективы развития МСБ требуют совместных решений федеральных и региональных органов государственной власти по освоению континентальной части страны и шельфовых акваторий. Возможные противоречия, в особенности в части распределения нефтегазовых доходов и последующих трансфертов между бюджетами федерального уровня и субъектов Федерации, специфики отраслевых НПА, обсуждаются в работе различных институтов: АСИ, РСПП, Союза нефтегазопромышленников России, ТПП РФ и др. Принятие регулирующих решений основывается на конституционных принципах, нормах, а также вытекающих из них правил, в частности защиты общенациональных интересов, бережного отношения к окружающей среде, совершенствовании производственных и управленческих процессов, социальной ответственности бизнеса, улучшении социально-экономических показателей, развитии инфраструктуры, в частности в регионах проведения ГРР и добычи.

Взаимодействия между различными уровнями и ветвями государственной власти, федеральными министерствами, ведомствами рассматриваются в разрезе устойчивого развития экономической и энергетической политики в стратегическом и краткосрочном периоде на всех этапах производственных процессов. Совершенствование ценовой политики на продукцию НГК для внутреннего потребителя подразумевает выработку единой методики оценки эффективности
антимонопольных органов ГР, принятие жестких административных решений в части необоснованного завышения цен в отношении конкретных предприятий или различных этапов производственной цепочки, в особенности при транспортировке и реализации конечной продукции, пресечение коррупциогенных факторов, повышение эффективности работы внутренних служб безопасности предприятий.

Предложения по совершенствованию ГР НГК должны органично сочетаться с существующей административной практикой, соответствовать скорости цифровизации экономических процессов, содействовать распространению технологий Четвертой промышленной революции и
Шестого технологического уклада, а нефтегазовые компании – быть полностью вовлечены в данные процессы и прагматично внедрять их на практике. В целом для достижения стратегических планов в краткосрочном периоде возможны определенные убытки и снижение эффективности [12].

Литература

1. Березинская О.Б. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения / О.Б. Березинская, А.Л. Ведев // Вопросы экономики. – 2015. – № 1. – С. 103–115.

2. Винслав Ю.Б. Минерально-сырьевой комплекс России: тренды технологической модернизации и основные принципы формирования инновационной системы / Ю.Б. Винслав // Российский экономический журнал. – 2018. – № 6. – С. 27–60.

3. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах / С.Ю. Глазьев. – М.: Книжный мир, 2018. – 768 с.

4. Дмитриевский А.Н. Перспективы инновационного развития отечественного нефтегазового комплекса / А.Н. Дмитриевский, Н.И. Комков, М.В. Кротова // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2015. – Т. 6. – № 3. – С. 62–76.

5. Жизнин С.З. Влияние энергетики на устойчивое развитие / С.З. Жизнин, В.М. Тимохов // Мировая экономика и международные отношения. – 2017. – Т. 61. – № 11. – С. 34–42.

6. Конторович А.Э. Стране нужна мощная программа реиндустриализации на новом технологическом уровне / А.Э. Конторович // Бурение и нефть. – 2017. – № 7–8. – С. 4–11.

7. Макаров А.А. Возможности технологического прогресса в энергетике России / А.А. Макаров // Проблемы прогнозирования. – 2020. – № 1. – С. 71–87.

8. Миловидов К.Н. Инновационные технологии в зарубежной нефтегазовой отрасли /
К.Н. Миловидов // Neftegaz.ru. – 2021. – № 8. – С. 42–52.

9. Новак А.В. Российский ТЭК 2022: вызовы, итоги и перспективы / А.В. Новак // Энергетическая политика. – 2023. – № 2. – С. 4–11.

10. Стенников В.А. Устойчивое развитие энергетики: тенденции и вызовы / В.А. Стенников // Энергетическая политика. – 2023. – № 2. – С. 32–39.

11. Трофимов С.Е. Методологические основы государственного регулирования нефтегазового комплекса России / С.Е. Трофимов. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 314 с.

12. Трофимов С.Е. Совершенствование государственного регулирования нефтегазового комплекса России: проблемы теории и методологии / С.Е. Трофимов. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 337 с.

13. Уэст Дж. Масштаб: универсальные законы роста, инноваций, устойчивости и темпов жизни организмов, городов, экономических систем и компаний / Дж. Уэст. – М.: Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2018. – 512 с.

14. Шафраник Ю.К. Нефтегазовый сектор России: трудный путь к многообразию / Ю.К. Шафраник, В.А. Крюков. – М.: Перо, 2016. – 272 с.

15. Эдер Л.В. Ключевые направления устойчивого развития НГК в области разведки и добычи углеводородов / Л.В. Эдер // Экологический вестник России. – 2014. – № 11. – С. 17–24.



Статья «Устойчивое развитие нефтегазового комплекса в период внешнеэкономических ограничений и технологических трансформаций» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№11, Ноябрь 2023)

Авторы:
Комментарии

Читайте также