USD 92.6592

+2.71

EUR 100.559

+3.87

Brent 80.22

-0.67

Природный газ 2.264

+0.11

26 мин
2514

Нефтегазовый комплекс России в новых технологических и экономических условиях: приоритетные направления государственной политики

В статье рассматриваются вопросы технологического развития нефтегазового комплекса России в новых макроэкономических реалиях. Исследованы вопросы современного состояния внутреннего нефтегазового рынка, извлечения трудноизвлекаемых запасов, повышения эффективности недропользования. Обоснована значимость комплексного внедрения цифровых технологических решений во все стадии производственных процессов и их законодательного закрепления для обеспечения опережающего развития российской экономики в трансформационных условиях. Это предполагает выделение приоритетных направлений государственной политики и своевременное внесение изменений в стратегические и программно-целевые документы развития нефтегазовой отрасли. Особая роль отводится обеспечению национальной и энергетической безопасности государства, комплексному развитию нефтегазовой инфраструктуры, созданию экономической платформы, в рамках которой изменения способны обеспечить опережающие темпы развития, улучшение качественных характеристик производимой продукции и показателей функционирования нефтегазового комплекса.В статье рассматриваются вопросы технологического развития нефтегазового комплекса России в новых макроэкономических реалиях. Исследованы вопросы современного состояния внутреннего нефтегазового рынка, извлечения трудноизвлекаемых запасов, повышения эффективности недропользования. Обоснована значимость комплексного внедрения цифровых технологических решений во все стадии производственных процессов и их законодательного закрепления для обеспечения опережающего развития российской экономики в трансформационных условиях. Это предполагает выделение приоритетных направлений государственной политики и своевременное внесение изменений в стратегические и программно-целевые документы развития нефтегазовой отрасли. Особая роль отводится обеспечению национальной и энергетической безопасности государства, комплексному развитию нефтегазовой инфраструктуры, созданию экономической платформы, в рамках которой изменения способны обеспечить опережающие темпы развития, улучшение качественных характеристик производимой продукции и показателей функционирования нефтегазового комплекса.

Нефтегазовый комплекс России в новых технологических и экономических условиях: приоритетные направления государственной политики

Переход НГК на платформу цифрового развития позволяет усовершенствовать технологические процессы, высвободить рабочую силу, сократить финансовые и трудовременные затраты, в целом качественно улучшить функционирование отрасли. Цифровые технологии позволяют наращивать продуктивность пластов и поддерживать ее на протяжении как можно более продолжительного временного горизонта, что, в свою очередь, делает рентабельными ранее не считавшимися таковыми скважины и месторождения [8]. Так, в XXI в. США активно начали разрабатывать собственную минерально-сырьевую базу (МСБ), ранее большинство открытых месторождений оставались законсервированы. Главным образом это обусловлено программой возвращения промышленного производства в страну, которая по-прежнему будет сопровождаться сильной зависимостью от внешних энергетических рынков. При этом не исключено, что в ближайшие годы США уступят лидирующую позицию по добыче природного газа.

Одним из показателей технологической эффективности является суточная добыча на скважину, в особенности на этапе истощения месторождений. Воспроизводство МСБ должно осуществляться опережающими темпами, проводиться большее количество ГРР, активнее внедряться технологические инновации, в т.ч. стимулирующие выработку старых месторождений. Планомерное увеличение уровня добычи обусловлено преимущественно ростом внутреннего и мирового спроса на энергию; в промышленную эксплуатацию постепенно вводятся относительно некрупные месторождения, разработкой которых в основном занимаются небольшие частные компании, а не глобальные корпорации [12, 22]. Так, целесообразно придерживаться стратегических ориентиров, обеспечивающих расширенное воспроизводство МСБ и не подрывающих инвестиционные возможности компаний, наращивать уровень добычи на континентальных, а не шельфовых месторождениях, являющихся наиболее экономически эффективными. Использование различных сценарных условий в отношении ключевых показателей функционирования НГК (цены на нефть, объемы добычи и др.) вызывает ряд дискуссий, связанных с тем, что сценарии развития не всегда соответствуют реальным условиям. На наш взгляд, эффективнее следовать единой выбранной траектории развития, которая является наиболее вероятной, например по принадлежности к конкретному географическому региону, и корректировать дальнейшие действия с учетом возникающих изменений внутренней и внешней среды.


Внутренний нефтегазовый рынок на современном этапе технологического развития

Устойчивое развитие российской экономики сопряжено с полным удовлетворением внутреннего энергетического спроса за счет собственных ресурсов, наращиванием объемов добычи углеводородов и продуктов их глубокой переработки, в т.ч. для экспорта.

На внутреннем нефтегазовом рынке прослеживаются интересы государства и бизнеса в большинстве производственных процессов, отражающихся на показателях отраслевого развития [17]. Особую актуальность их взаимодействия приобретают ввиду распределения долей собственности и принятия управленческих решений в акционерных компаниях с государственным участием, а также степени влияния ведущих корпораций на принимаемые правительственные решения и регулирующие практики, подкрепленные полной неэффективностью работы антимонопольных органов ГР. Соотношение между государственным и частным сектором претерпевает существенные изменения как среди крупнейших компаний, так и относительно небольших предприятий, осуществляющих экономическую деятельность в узкоспециализированных секторах: появляются новые участники , часть неэффективных – прекращают функционирование или поглощаются другими предприятиями. Кроме того, целесообразно усовершенствовать формы и инструменты ГР НГК в отношении иностранных компаний, осуществляющих свою деятельность в России, с учетом передового зарубежного опыта.

В различных странах функционирование НГК может представлять собой как государственную монополию в лице единственной компании или отраслевого министерства, так и множество крупных и небольших отраслевых участников. Стратегические планы предприятий по производственным и финансовым показателям могут быть существенно скорректированы в силу изменения условий внутренней и внешней среды, что характерно в отношении различных субъектов экономической деятельности, значительная часть которых не выдерживает внутриотраслевой конкуренции и внешних факторов воздействия. Обеспечение необходимых правовых и институциональных условий направлено на защиту интересов таких компаний, разрабатывающих небольшие залежи и участки.

Для НГК характерна практика слияний и поглощений с целью минимизации и устранения различных видов рисков, что необходимо учитывать при формировании альтернативных сценариев развития, отраженных в государственных документах, в частности в Энергетической стратегии России на период до 2035 года [1], целевые показатели, средства и технологии достижения которых могут претерпевать изменения в ходе ее исполнения. Документы стратегического развития могут содержать разделы и подразделы, целостно охватывающие НГК как единый механизм, в т.ч. в разрезе его структурных составляющих, что предполагает возможность разрешения кратчайшим образом текущих и перспективных отраслевых вопросов.

Совершенствование производственных процессов, включая переработку и транспортировку углеводородов, предполагает законодательное стимулирование деятельности промышленных предприятий, направленное, в частности, на строительство новых, модернизацию и ремонт действующих нефтегазопроводов и перерабатывающих мощностей. Экономически обоснованное соотношение между государством и частными компаниями, слаженное функционирование всех подотраслей НГК, детализированная проработка стоимости транспортных тарифов на внутреннем и внешнем рынках являются одними из ключевых вопросов государственной энергетической политики. Кроме того, высказываются различные позиции в отношении финансовых выплат совету директоров и правлению государственных нефтегазовых компаний в зависимости от показателей эффективности их функционирования.

Развитая трубопроводная сеть выступает важнейшим отраслевым звеном в вопросах обеспечения национальной и энергетической безопасности, производственных процессах и устойчивом развитии всех сегментов национального НГК. Это предполагает принятие дополнительных мер, передовых регулирующих практик и технологических решений, направленных на обеспечение надежности ее функционирования, в частности замену изношенного оборудования, строительство новых, более рентабельных транспортных потоков, предотвращение атак дронов на нефтегазовые объекты, незаконных врезок и др. [3, 13, 18]. Возникающие вопросы необходимо устранять в кратчайшие сроки с целью минимизации рисков и возможных убытков.

Законодательное стимулирование, направленное на внедрение новейших технологических решений, увеличение глубины переработки углеводородов для легких и тяжелых фракций до достижения передовых мировых показателей, повышение качества и экологичности производимой продукции, стимулирование внутреннего спроса, рост доли российского оборудования в объеме промышленного производства и сервиса способствуют качественному прорыву в национальном НГК, эффективности его функционирования. На внутреннем и мировом рынках необходимо отслеживать изменения в предпочтениях потребителей, структуры энергорасходования, экспорта по отдельным видам продукции, наметить ключевые вопросы, точки роста и дальнейшие регулирующие меры, привлекать дополнительные финансовые ресурсы в секторы midstream и downstream за счет применения как экономических, так и административных методов ГР.

Нефтяной и газовый сегменты российского рынка существенно различаются между собой в части количества функционирующих предприятий, включая независимые компании, что является прямым следствием проводимой государственной политики 1990-х гг., в т.ч. в отношении естественных монополий. В частности, намечается тенденция развития небольших независимых компаний, осуществляющих производство на региональных и локальных рынках. Так, по данным Министерства энергетики РФ, «в 2020 г. в нефтяном комплексе России добычу нефти и газового конденсата осуществляли 285 организаций-недропользователей, разрабатывающих лицензионные участки, включая: 98 предприятий, входящих в структуру 11 ВИНК, удельный вес которых в общероссийской добыче нефти составил 84,1 %; 184 независимые компании, не входящие в структуру ВИНК (12,3 % от национального уровня добычи); 3 компании, работающие на условиях и являющиеся операторами СРП. Добычу природного газа и ПНГ осуществляли 260 добывающих предприятий, включая: 76 организаций, входящих в состав ВИНК, 15 дочерних компаний ПАО «Газпром», 8 структурных подразделений ПАО «НОВАТЭК», 158 независимых добывающих компаний; 3 предприятия-оператора СРП» [4, 14].

Значимым вопросом выступает извлечение наиболее рентабельных запасов месторождений до падения уровня добычи, что способствует снижению коэффициента нефтеотдачи пластов и относительно невысокой эффективности недропользования. В России необходимо предусмотреть законодательные меры, направленные на стимулирование разработки нефтегазоносных залежей с более сложными условиями добычи, позволяющими экономически эффективно разрабатывать низкорентабельные месторождения, проводить ГРР в сложных природно-климатических и геологических условиях. Они подразумевают освоение относительно некрупных залежей, что призвано улучшить социально-экономические показатели регионов добычи, увеличить нефтегазовые доходы бюджета, обеспечить экономически устойчивое развитие национальных производств за счет предоставления им равных условий доступа к инфраструктуре, проведению ГРР и уже открытым месторождениям, НПЗ, трубопроводным магистралям, необходимой для принятия решений информации. Небольшие предприятия способны составить конкуренцию крупнейшим корпорациям в рамках отдельных проектов и направлений функционирования, привносить дополнительные экономические преимущества в механизм ГР НГК.

Комплексное отражение наиболее значимых отраслевых вопросов, средств и технологий их достижения в государственных программах и документах стратегического развития предполагает баланс интересов государства и бизнеса, который способен превалировать исключительно над государственными интересами. В результате могут быть предложены новые регулирующие практики, позволяющие повысить эффективность недропользования, устранить административные барьеры. Отлаженно выстроенный государственный механизм позволяет повысить эффективность функционирования НГК на всех этапах производственных процессов, нивелировать негативные проявления монопольных действий отдельных нефтегазовых корпораций, исключить возможности сбоев в случае возникновения ЧС. Соответственно, важна поддержка развития нефтегазохимии, продукции глубоких переделов и ее экспорта. Нефтегазовые предприятия должны ориентироваться на ключевые тенденции в потреблении углеводородов, отвечать необходимым техническим требованиям и стандартам, осуществлять модернизацию и технологическое переоснащение производственных мощностей, что позволяет улучшить качественные и количественные характеристики выпускаемой продукции, соответствующей внутрироссийскому и общемировому спросу [5, 21].

Совершенствование правовых основ ГР НГК предполагает разработку мер, направленных на защиту интересов частной собственности, прагматичное применение накопленного положительного советского опыта в современных экономических условиях, привлечение дополнительных инвестиций во все сегменты НГК, корректировку проводимой антимонопольной политики, в т.ч. в отношении недопущения сговора на уровне как национальных компаний, так и небольших региональных АЗС, уточнение действующих тарифных ставок, стимулирование освоения ТрИЗ. Антимонопольное регулирование призвано сократить себестоимость конечной продукции НГК, способствовать выработке новых критериев развития, повысить эффективность, прозрачность и инвестиционную привлекательность функционирования предприятий.

Постепенное истощение ряда стратегически значимых, крупнейших месторождений и наиболее рентабельных запасов предполагает законодательное и экономическое стимулирование освоения лицензионных участков с более сложными условиями добычи, причем меры ГР НГК должны включать в себя не только преференциальные льготы по НДПИ и таможенным пошлинам. Ввиду того, что относительно небольшие предприятия на внутреннем рынке могут вполне эффективно осваивать средние и мелкие углеводородные залежи, не представляющие для крупных нефтегазовых компаний коммерческого интереса, важно осуществлять государственную поддержку развития инфраструктуры, содействовать появлению новых энергетических предприятий.

Основную долю в добыче углеводородов, налоговых доходах бюджета и экспортных поступлениях страны занимают несколько крупнейших компаний. Несмотря на колоссальные внутренние запасы, отечественные корпорации также постепенно наращивают добычу и переработку углеводородов в дальнем зарубежье: в странах Южной Америки, Африки, Восточной Азии и др. Разведанные запасы могут находиться как на балансе компаний, так и в нераспределенном фонде. Структура балансовых запасов крупнейших компаний претерпевает существенные изменения.

Цифровизация производственных процессов в НГК обеспечивает решение накопленных технологических вопросов, проведение в кратчайшие сроки модернизации предприятий, предотвращает появление различных типов рисков. Она предполагает принципиально новые подходы к ГР НГК, обусловленные в т.ч. многозадачностью и разноплановостью в принятии государственных регулирующих решений, позволяет избежать резкого падения добычи на отдельных месторождениях, характеризующихся крупными объемами запасов как с постепенным усложнением условий добычи, так и благоприятными инфраструктурными, геологическими, экологическими и природно-климатическими факторами. Значимым направлением выступает становление разветвленной транспортной инфраструктуры от основных нефтегазоносных провинций к ключевым центрам потребления, включающее развитие арктических акваторий и СМП, что связано с освоением географически удаленных от перерабатывающих мощностей и объектов энергетической инфраструктуры залежей; увеличение экспорта продукции глубоких переделов имеет ряд экономических преимуществ.

Структура распределения нефтегазовых запасов крайне неравномерна: на современном этапе ввод в промышленную эксплуатацию новых месторождений нивелирует падение добычи на действующих. Наличие уникальных углеводородных запасов позволяет прагматично подходить к решению внешнеэкономических отраслевых вопросов, в ряде которых монопольное положение корпораций с государственным участием выступает неоспоримым преимуществом. Экономически устойчивое развитие национального НГК предполагает комплексную разработку месторождений с различными объемами запасов, а не только гигантских, крупных и средних.

Эффективность ГРР также напрямую зависит от инвестиций в НИОКР и дальнейшую глубокую переработку углеводородов. Совершенствование недропользования в континентальной части и на шельфе выступает одним из направлений повышения энергоэффективности экономики, должно находить отражение в стратегических и программно-целевых документах развития НГК, наиболее полно отражать существующие экономико-энергетические тенденции, интересы как государства, так и предприятий. ГР производственных процессов, связанных с добычей и потреблением нефтегазовых ресурсов, учитывает истощение и падение уровня добычи на ключевых углеводородных месторождениях, причем аналогичные по объему доказанных запасов открыть достаточно проблематично в силу естественных факторов, природно-климатических и геологических условий.

Прирост нефтегазовых запасов позволяет не только сохранить потребление на текущем уровне, но и наращивать объемы извлекаемых углеводородов, отдалить на максимально возможный период падение общего уровня добычи, которое в силу бо́льших экологичности и доказанных запасов природного газа не будет сокращаться на протяжении многих десятилетий. Уровень добычи углеводородов в России постепенно преодолел тотальное падение 1990-х гг., вышел на ведущие показатели РСФСР конца 1980-х гг., а в настоящее время – превысил их. Устойчивость объемов добычи является одним из критериев, характеризующих состояние отечественного НГК и перспективы его развития.

Небольшие нефтегазовые предприятия могут формировать региональную, корректировать федеральную экономическую политику. Основные добывающие регионы страны в долгосрочной перспективе сохранят уровень воздействия на национальный НГК. На современном этапе к ним добавляются Восточная Сибирь, доля которой в структуре общей добычи существенно увеличивается, Дальний Восток и Арктика. Развитие инфраструктуры в прибрежных акваториях служит значимым фактором роста занятости местного населения, улучшения социально-экономических показателей приарктических субъектов Федерации, существенного увеличения объемов промышленного производства в силу новых контрактов на судостроение и строительство транспортных магистралей и трубопроводов.

Отдельные положения программных документов развития должны корректироваться в силу внешних и внутренних факторов, изменения ценовой и инвестиционной политики. Основные направления государственной энергетической повестки включают в себя не только Арктику, но и континентальную часть страны, становление центров нефтегазодобычи Сибири и Дальнего Востока. Иностранные корпорации, участвующие в российских нефтегазовых проектах и совместных предприятиях, в значительной мере должны способствовать их развитию, продвижению национальных интересов на мировом топливно-энергетическом рынке. Одной из внешнеэкономических задач ГР НГК выступает устранение политического фактора из газовых трубопроводных проектов из России в Европу для обеспечения европейских потребителей прямыми поставками качественного сырья и продукции с российских месторождений и промышленных производств.

На государственном уровне основные решения в части регулирования НГК осуществляют президент РФ, правительство РФ, преимущественно в лице заместителя председателя, Министерство энергетики, Министерство промышленности и торговли, Министерство природных ресурсов и экологии, подконтрольные им ведомства, в частности Федеральное агентство по недропользованию, Министерство экономического развития, а также крупнейшие нефтегазовые компании страны с государственным участием. Следует выделить определенную роль глобальных энергетических мэйджоров, имеющих прямые контакты с руководителями органов исполнительной власти. Относительно небольшие российские предприятия в основном не обладают необходимым административным ресурсом. Данные решения затрагивают вопросы строительства, развития и модернизации производственной инфраструктуры, жизнеобеспечения регионов, требуют привлечения значительных бюджетных и частных инвестиций [6, 9]. Инфраструктура крупных нефтегазовых компаний обычно находится в лучшем состоянии по сравнению с небольшими предприятиями в силу финансовых возможностей и необходимых кадровых ресурсов, что позволяет им более комплексно подходить к развитию производств.

Совместное участие государственных и частных нефтегазовых компаний подразумевает охват всех направлений производственных процессов, способствует появлению новых значимых промышленных проектов. Для инвесторов НГК по-прежнему выступает привлекательным объектом для долгосрочных капиталовложений по сравнению с другими отраслями и производствами в силу большей рентабельности. Крупнейшие нефтегазовые корпорации имеют значительные конкурентные преимущества перед другими компаниями, что позволяет им в кратчайшие сроки решать возникающие вопросы, укреплять собственные внешнеэкономические позиции в части зарубежных проектов по разработке углеводородных запасов и регионов сбыта продукции, в полной мере наращивать производственный и инфраструктурный потенциал. Прокладка трубопроводов и строительство магистралей обеспечивают комплексное развитие новых нефтегазовых регионов, провинций и всего национального НГК.

Ценообразование на продукцию НГК для внутреннего потребителя существенно отличается от экспортных цен, причем в отдельные периоды новейшей истории России цены для населения находились на уровне ниже себестоимости производства, что в полной мере компенсировалось внешними поставками, а также увеличением количества предприятий с более низкими издержками. Со временем саморегулирование рыночного механизма, естественные экономические процессы и определенные инструменты ГР выровняли ценовую политику для населения в части точки безубыточности. При этом экспорт продукции находится в приоритете в силу большей рентабельности, влияет на структуру спроса и предложения углеводородов.

Кроме того, в 1990–2000-е гг. был преодолен кризис потребительского спроса, выражавшийся в первую очередь в неоплате населением коммунальных услуг, в результате чего финансирование осуществлялось исходя из собственных резервов, что послужило значимым фактором увеличения объемов проведения ГРР, наращивания добычи, поддержания их и заявленных объемов экспорта на стабильном уровне с целью недопущения излишней конкуренции на основных рынках сбыта российской продукции. Разъяснение отдельных положений системы ЖКХ для населения и предприятий, касающихся организационно-управленческих, финансовых, научно-методологических и иных типов решений, в целом способствует повышению энергоэффективности национальной экономики, позволяет переориентировать часть запасов на иные внутренние направления, для целей экспорта или резерва на следующие периоды.

Приоритетные направления государственной политики в нефтегазовом комплексе России

В настоящее время государственные меры по развитию НГК, включая сохранение биоразнообразия и бережное отношение к природным ресурсам, в полной мере отражены в нормативно-правовой базе. Они становятся системообразующими для национальной энергетической политики, находят подтверждение в соответствующих статьях государственного бюджета. Внедрение на практике эффективных форм и инструментов ГР подразумевает планомерность, разграничение друг от друга, отсутствие дублирования, нацеленность на комплексное развитие, улучшение инвестиционной привлекательности за счет большей прозрачности, устойчивости и предсказуемости. В нефтегазовой промышленности не должно возникать рисков, аналогичных Третьему энергетическому пакету ЕС, т.е. должны быть сняты внутренние ограничения по типу принадлежности к тому или иному виду производства и административные барьеры. Нефтегазовые компании в перспективе будут укреплять возможности административного воздействия на принятие управленческих решений, в т.ч. в области энергосбережения и постепенном переходе на альтернативные виды топлива.

Постепенное увеличение количества частных предприятий в НГК оказывает опосредованное влияние на внутреннее и экспортное ценообразование. Одним из аспектов экономически устойчивого развития является взаимодействие крупнейших корпораций с небольшими предприятиями, что находит отражение в их деятельности в силу использования монопольного положения, предоставлении в пользование действующей инфраструктуры. Колоссальные разведанные минерально-сырьевые запасы полностью обеспечивают потребности национальной экономики и промышленности в углеводородах на отдаленную перспективу. Также следует выделить качественные характеристики российских углеводородов (плотность, содержание серы и др.) в сравнении с ведущими мировыми аналогами, их котируемость на глобальных рынках; среднее качество нефти значительно превосходит иностранные маркерные сорта. При этом углеводороды, добываемые на различных месторождениях, могут существенно различаться по своим качественным характеристикам [19].

Себестоимость добычи углеводородов объясняется преимущественно неравномерностью их распределения, различной глубиной залегания, наличием и совершенствованием технологий в секторе upstream. Развитие национальной нефтегазовой промышленности на первоначальном этапе было связано с крупнейшими месторождениями и наиболее перспективными нефтегазоносными районами. Разделение на различные центры добычи обычно обусловлено их географическим расположением. Основные нефтегазовые провинции, обладающие наибольшими запасами углеводородов, занимают основной удельный вес в региональной структуре добычи в России. В настоящее время упор делается на основные, включая Восточно-Сибирский и Дальневосточный, нефтегазовые центры, которые в долгосрочной перспективе способны на практике реализовать поставленные задачи в отношении создания новых производств и крупных проектов, обладающих существенной экономией в расчете на единицу у.т. или производимой продукции в силу эффекта масштаба, сократить издержки при транспортировке из труднодоступных районов как на внутренний рынок для последующей глубокой переработки для национальной промышленности, так и для целей экспорта.

Извлекаемые запасы углеводородов в России и странах Персидского залива являются наиболее рентабельными, а с учетом колоссальных неосвоенных площадей Россия по данному показателю фактически является мировым лидером, несмотря на относительно более низкие прогнозные оценки извлекаемых запасов[1]. Например, по оценке Rystad Energy, общемировые извлекаемые ресурсы нефти в 2021 г. оценивались в 1725 млрд барр. н.э., из них в Саудовской Аравии сосредоточены 288 млрд барр., на США приходится 214 млрд барр., Россию – 149 млрд барр., Канаду – 138 млрд барр., Ирак – 110 млрд барр., Иран – 101 млрд барр., Бразилию – 83 млрд барр. [7].

По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ, на государственном балансе находятся 2716 месторождений, из них в промышленную разработку введены 1940 месторождений с извлекаемыми запасами 22,8 млрд т. Ресурсы шельфовых акваторий оцениваются в 15,7 млрд т нефти, 91,7 трлн м3 природного газа, 4,7 млрд т газового конденсата; степень геологической изученности НСР по данным промышленным категориям составляет 4,7 %, 10,1 % и 6,7 % соответственно [10]. Наиболее перспективными нефтегазоносными территориями являются Западная Сибирь, в т.ч. за счет разработки крупнейшей Баженовской свиты, приарктическая зона, арктический и континентальный шельф страны, Восточная Сибирь и Дальний Восток. В перспективе возможно открытие новых континентальных и шельфовых месторождений в различных регионах. В настоящее время неисследованными остаются значительные нефтегазовые площади, соответственно, наиболее актуальными являются вопросы проведения дополнительных ГРР ввиду постепенного истощения месторождений с наименьшей себестоимостью добычи и транспортировки, которые становятся более затратными.

По оценке Министерства природных ресурсов и экологии РФ, разведанные запасы нефти составляют 19,0 млрд т, природного газа – 44,5 трлн м3, газового конденсата – 2,2 млрд т [16, с. 115]. По данным Министерства энергетики РФ, добыча нефти и газового конденсата в России в 2022 г. составила 535,2 млн т, экспорт – 242 млн т, переработка – 272 млн т, глубина переработки – 83,9 %. Добыча природного газа и ПНГ – 673,8 млрд м3 (снижение 11,7 % к уровню 2021 г.), экспорт – 184,4 млрд м3 (-25,1 %), включая поставки по трубопроводу «Сила Сибири» 15,4 млрд м3 (+48,0 %), уровень газификации РФ – 73,0 % [15]. Производство СПГ составило 32,5 млн т, целевые объемы в соответствии с Энергетической стратегией РФ к 2035 г. – 140 млн т [2]. За исключением периода 2020–2021 гг., постепенное увеличение добычи, отражающее развитие национальной и мировой экономики, и рост энергопотребления находят отражение в документах стратегического развития.

Технологическое состояние национальной нефтегазовой промышленности, внедрение новейших достижений на всех этапах производственных процессов в силу несопоставимо бо́льших финансовых возможностей существенно превосходит другие отрасли и сегменты экономики. На современном этапе трансформация отечественного НГК находится в завершающей стадии: успешно прошла модернизация большинства предприятий, оставшихся со времен существования СССР, строятся новые и обновляются существующие производственные мощности. Единая, бесперебойная связка всех элементов механизма ГР НГК обеспечивает значительное сокращение финансовых и трудовременных затрат. Одним из возможных управленческих решений существующих вопросов, в т.ч. в рамках экологического направления, является развитие глубокой переработки в непосредственной близости от месторождений с целью значительной общей экономии. Данный сегмент ориентируется на общемировые и европейские экологические показатели, в целом способствует улучшению экологической ситуации и сохранению окружающей среды, повышению роли национальной нефтегазовой промышленности на глобальном энергетическом рынке не только как поставщика дешевой продукции.

Развитие национальной и мировой экономики предопределяет повышение спроса на энергопотребление, причем бо́льшими темпами по сравнению с общеэкономическими показателями в силу роста реальных доходов населения, перекрывающих темпы инфляции и роста затрат на производствах, связанных с НГК. Проведение постоянного мониторинга уровня текущих запасов в нефтегазохранилищах, терминалах и перевалочных пунктах во избежание возможного энергодефицита является значимым вопросом энергетической безопасности страны и может быть характерно для всех регионов.

Эффективное функционирование механизма ГР НГК предполагает планомерную, без резких изменений, обоснованную ценовую политику, ужесточение ответственности в отношении деятельности самих антимонопольных органов, что позволяет нивелировать возможные отклонения или возникающие сбои, преодолевать кассовые и инвестиционные разрывы. Циклы макроэкономического развития и НГК тесно увязаны между собой. В ГР НГК значимая роль отводится вопросам трудовых взаимоотношений, условий оплаты и охраны труда, методам прогнозирования основных показателей ТЭБ, соотношению различных секторов энергетики в его структуре [11].

Развитие инфраструктуры сопряжено с усложнением и удорожанием строительства объектов в связи с существенно большей транспортной протяженностью от месторождений до рынков сбыта по сравнению с зарубежными странами. Удаленность населенных пунктов и целых внутренних регионов предполагает субсидирование в рамках соответствующих статей расходов федерального и региональных бюджетов, а в случае экспортных поставок – до перевалочных пунктов. Транспортировка углеводородов является одним из основных звеньев в обеспечении национальной и энергетической безопасности государства. В рамках данного направления осуществляется активное взаимодействие между субъектами Федерации, в т.ч. в отношении изменений объемов поставок, предполагающее инфраструктурные возможности, транспортную доступность, ее дальнейшее расширение и укрепление по значимым и перспективным направлениям и проектам, наращивание потенциала, выступающее прагматичным решением ряда текущих и долгосрочных вопросов. Их причины обусловлены естественным ходом развития экономики: транспортировка углеводородов как внутреннему потребителю, так и для целей экспорта должна стать менее затратной, в особенности в условиях постепенного наращивания их объема, предполагающего бо́льшую загрузку существующих мощностей и строительство новых объектов инфраструктуры, включая терминалы, порты и др.

Структура органов ГР НГК не является статичной, со временем подлежит изменениям, для чего важно обладать соответствующей гибкостью. Это продиктовано необходимостью соответствия скорости происходящих цифровым изменениям и вызовам, прагматичного и комплексного решения существующих вопросов, в особенности находящихся на пересечении интересов государства и нефтегазовых компаний. Характерной особенностью выступает защита миноритарных акционеров, справедливость при распределении дивидендов.

Выводы и рекомендации

На современном этапе доставшаяся в наследство от СССР производственная база подверглась кардинальным технологическим изменениям, что отчасти обусловлено значительным воздействием частного сектора в НГК. К экономическому направлению государственной политики вполне применима классическая цитата, приписываемая М.Е. Салтыкову-Щедрину: «Строгость законов российских смягчается необязательностью их исполнения». Так, принятые программы развития регионов и отраслей, положения, указы и иные НПА зачастую не исполняются на практике. Этому способствует несвоевременное поступление финансовых ресурсов, коррупциогенные факторы, неквалифицированные кадры, вопросы, связанные с технологическим состоянием производств, обустройством месторождений, социальной политикой и др. Все это опосредованно связано с национальной безопасностью государства, полным обеспечением внутреннего рынка углеводородным продуктом с целью недопущения кризисных ситуаций.

Ввиду того, что национальный НГК в долгосрочной перспективе продолжит занимать ключевую роль в структуре экономики и формировании государственного бюджета, при отрицательной конъюнктуре рынка необходимо прекратить закрытие нерентабельных нефтегазовых производств, модернизировать и перепрофилировать их с целью сохранения рабочих мест и решения региональных социально-экономических вопросов, создать необходимую институциональную основу для дальнейшего открытия новых предприятий, повысить социальную ответственность нефтегазовых компаний. Улучшение экономической и управленческой отдачи от производств и корпораций с государственным участием, объединяющих в себе ряд непрофильных активов, способствует внедрению передовых технологий, практик и регулирующих решений на ключевых участках, принятие которых требует взвешенной позиции, анализа положительных и негативных последствий.

Проведение постоянного мониторинга общего функционирования НГК и сверки получаемых результатов с запланированными показателями на каждом этапе с целью недопущения возможных рисков позволяет повысить прагматизм и эффективность ГР. Изменения должны происходить по всем ключевым направлениям, т.е. фактически должна быть заложена платформа, в рамках которой они способны превратиться в устойчивый, качественный рост, обеспечивающий скорейшее внедрение оптимальных технологических решений, улучшение качественных характеристик производимой продукции и показателей функционирования НГК [5]. Это затрагивает аспекты увеличения количества высокопроизводительных рабочих мест, решения инфраструктурных и социальных вопросов, устранения рисков, процессов, ситуаций и элементов механизма ГР, препятствующих экономически устойчивому развитию НГК. В рамках созданной платформы осуществляется отстаивание интересов государства и предприятий. Происходящие на них экономические изменения должны отражать и в размеренном режиме опережать ход развития, соответствовать существующим трансформационным процессам в глобальной и российской экономике [20].

Литература

1. Энергетическая стратегия России на период до 2035 г. [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2020 г. № 1523-р // СПС «КонсультантПлюс».

2. О долгосрочной программе развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2021 г. № 640-р // СПС «КонсультантПлюс».

3. Брагинский О.Б. Экономика производства и использования углеводородного сырья: мировая практика и отечественный опыт / О.Б. Брагинский, К.Н. Миловидов. – М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2018. – 424 с.

4. Газовый комплекс [Электронный ресурс] // Министерство энергетики Российской Федерации. – Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/node/1215 (дата обращения: 5 сент. 2021).

5. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах / С.Ю. Глазьев. – М.: Книжный мир, 2018. – 768 с.

6. Гринберг Р.С. Некоторые размышления об императивах экономической модернизации в России / Р.С. Гринберг // Экономическое возрождение России. – 2018. – № 2. – С. 41–46.

7. Давыдов Д. Rystad Energy: В мире серьезно сократились извлекаемые запасы нефти [Электронный ресурс]: Тэкноблог. – Режим доступа: https://www.teknoblog.ru/2021/07/14/112640 (дата обращения: 10 сент. 2021).

8. Дмитриевский А.Н. Современная НТР и смена парадигмы освоения углеводородных ресурсов / А.Н. Дмитриевский, Н.А. Еремин // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2015. – № 6. – С. 10–16.

9. Квинт В.Л. Стратегирование трансформации общества: знание, технологии, ноономика / В.Л. Квинт, С.Д. Бодрунов. – СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2021. – 351 с.

10. Козлов А.А. Глава Минприроды о борьбе с пластиком и ответственности производителей за свои товары. Интервью Е. Березиной [Электронный ресурс]: Российская газета. – Режим доступа: https://www.rg.ru/2021/08/30/glava-minprirody-o-borbe-s-plastikom-i-otvetstvennosti-proizvoditelej-z... (дата обращения: 10 сент. 2021).

11. Кононов Ю.Д. Пути повышения обоснованности долгосрочных прогнозов развития ТЭК / Ю.Д. Кононов. – Новосибирск: Наука, 2015. – 147 с.

12. Макаров А.А. Возможности технологического прогресса в энергетике России / А.А. Макаров // Проблемы прогнозирования. – 2020. – № 1. – С. 71–87.

13. Мастепанов А.М. Проблемы обеспечения энергетической безопасности в новых геополитических условиях / А.М. Мастепанов // Энергетическая политика. – 2017. – № 1. – С. 20–37.

14. Нефтяной комплекс [Электронный ресурс] // Министерство энергетики Российской Федерации. – Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/node/1209 (дата обращения: 5 сент. 2021).

15. Новак А.В. Российский ТЭК 2022: вызовы, итоги и перспективы / А.В. Новак // Энергетическая политика. – 2023. – № 2. – С. 4–11.

16. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2021 г. Государственный доклад. – М.: Минприроды России, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2022. – 684 с.

17. Орлов В.П. О партнерстве государства и бизнеса в геологии / В.П. Орлов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 2018. – № 4. – С. 23–32.

18. Стенников В.А. Устойчивое развитие энергетики: тенденции и вызовы / В.А. Стенников // Энергетическая политика. – 2023. – № 2. – С. 32–39.

19. Трофимов С.Е. О государственном регулировании нефтегазового комплекса / С.Е. Трофимов // Вопросы экономики. – 2018. – № 1. – С. 151–160.

20. Трофимов С.Е. Совершенствование государственного регулирования нефтегазового комплекса России: проблемы теории и методологии / С.Е. Трофимов. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 337 с.

21. Шмаль Г.И. Нефтегазовый комплекс как опора для модернизации экономики России / Г.И. Шмаль. – Федеральный справочник. Национальная безопасность России. – 2016. – Т. 3. – С. 325–331.

22. Эпов М.И. Отечественные технологии – нефтегазовому сектору: крупный проект, вокруг которого стоит объединяться / М.И. Эпов // ЭКО. – 2012. – № 10. – С. 52–65.



Статья «Нефтегазовый комплекс России в новых технологических и экономических условиях: приоритетные направления государственной политики» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№1, Январь 2024)

Авторы:
Комментарии

Читайте также