USD 104.2361

-1.95

EUR 110.2041

-1.82

Brent 72.3

-0.28

Природный газ 3.065

+0.01

19 мин
1235

Механизм госрегулирования НГК: трансформационные изменения на этапе шестого технологического уклада

В статье исследуются вопросы развития механизма государственного регулирования нефтегазового комплекса (ГР НГК) России на современном этапе рыночных отношений. Выделены его различия с историческим периодом, в рамках которого осуществлялось директивное планирование. Целью исследования выступает разработка и систематизация теоретико-методологических положений государственного регулирования нефтегазового комплекса в период технологических и внешнеэкономических изменений. С позиций системно-функционального подхода рассматриваются вопросы экспорта углеводородов в европейском и азиатском направлениях, увеличения поставок продукции глубокой переработки, национальной и энергетической безопасности. Сделан вывод о необходимости интенсификации геологоразведки, добычи и переработки углеводородных ресурсов, формировании прагматичных условий реализации продукции на внутреннем и экспортных рынках, расширении внешнеэкономических взаимодействий с ключевыми участниками мирового энергетического сектора.

Механизм госрегулирования НГК: трансформационные изменения на этапе шестого технологического уклада

Ключевым показателем, характеризующим устойчивое развитие национальной экономики, выступает повышение общей результативности основных показателей ее ведущих отраслей, в первую очередь НГК, в долгосрочном прогнозном горизонте. Принятие регулирующих решений учитывает накопленный опыт в данной сфере, объективные оценки существующего экономического положения и перспектив энергетического развития, зачастую идущие вразрез между собой, влияние внешней конъюнктуры на внутреннюю специфику, позволяющее соединить и отразить всю предварительную аналитическую подготовку, детально изучить исходные причины возникновения конкретных событий и явлений. Их глубинное понимание способствует большей достоверности прогнозирования основных параметров функционирования НГК [8].

Становление российского НГК имеет длительную историческую ретроспективу, неразрывно связано с развитием мировой экономики и топливно-энергетического сектора. На ее протяжении нефтегазовая отрасль вносила наибольший вклад в развитие отечественной экономики, как на этапе своего зарождения, так и в период СССР, причем в первом случае наблюдались неоднократные попытки входа на мировой рынок.

Во время существования СССР ключевой задачей НГК являлось обеспечение национальной и энергетической безопасности, внутренние поставки для нужд промышленности. На первоначальном этапе экспорт углеводородов по ценам существенно ниже среднемировых происходил преимущественно в социалистические страны, однако впоследствии были налажены поставки на мировой рынок, формирующие значительный приток доходов в бюджетную систему государства. Для НГК отводилась значимая роль в распространении коммунистической идеологии, усиления геополитических позиций государства в качестве сверхдержавы. Поставки углеводородов по сниженным ценам на отдельные внешние энергетические рынки сохранились со времен СССР до настоящего времени, хотя на современном этапе большинство участников мирового энергетического рынка не заинтересованы в низких ценах на нефть. Тем не менее это не способствовало повышению качества производимой в отечественной нефтегазовой промышленности продукции, напротив сформировало образ глобального сырьевого придатка.

Нефтегазодобывающие предприятия СССР не обладали возможностью вести от своего имени экспортную деятельность: подобным правом пользовались только отдельные государственные ведомства. Экспортные поставки осуществлялись не напрямую, а через ряд связующих звеньев, что, однако, предопределило дальнейшие рынки сбыта и обеспечило заключение последующих долгосрочных контрактов. В отдельные страны экспорт углеводородов зачастую осуществлялся в качестве меры государственной поддержки, причем часть поставок впоследствии реэкспортировалась.

Созданные во времена СССР инфраструктура и производственная база также ориентировались на помощь социалистическим странам: многие технологические особенности их энергетической системы, составляющие в совокупности единую транспортно-логистическую сеть, были спроектированы именно отечественными специалистами. Командно-административные методы и принципы хозяйствования не решили поставленных перед ними задач, а созданные межгосударственные объединения перестали функционировать после распада СССР. Часть созданной инфраструктуры так и не была впоследствии использована для извлечения экономических преимуществ. Фактически созданные международные объединения функционировали именно благодаря экспортируемым практически бесплатно энергоресурсам и перестали существовать после прекращения поставок.

СССР в недостаточной степени участвовал в развитии международных взаимодействий в нефтегазовой сфере с европейскими государствами, строительстве экспортных нефтегазопроводов и танкерного флота. Несмотря на колоссальную углеводородную базу, развал СССР разрушил созданные мирохозяйственные и кооперационные связи между предприятиями, находившихся в различных республиках, что предусматривало целесообразность фундаментальной переработки существовавших программ стратегического развития НГК, их объединения в единый комплексный документ, охватывающий все ключевые направления в разрезе подотраслей, регионов развития, крупнейших предприятий и инвестиционных проектов.

Государственное регулирование нефтегазового комплекса на этапе технологических и внешнеэкономических изменений

Российский период развития НГК в своем первоначальном виде характеризовался отходом от системы планирования. Его становление происходило по собственному пути, когда механизм ГР, ключевые формы и инструменты воздействия претерпели существенную трансформацию, фактически формировались заново. Переход к рыночной модели сопровождался процессами приватизации в нефтяной отрасли. Структура акционерного капитала отдельных нефтегазовых компаний сформировалась в 1990-е гг., не претерпев к настоящему моменту кардинальных изменений в составе собственников. Процессы акционирования предприятий для российских условий были весьма специфичными, отражали характер проводимых экономических и политических преобразований, что было характерно для всего национального ТЭК [2].

На современном этапе изменение структуры глобального ТЭК предполагает необходимость корректировки механизма ГР НГК на внутреннем рынке [13]. Для России с учетом разведанных запасов минерально-сырьевой базы (МСБ), накопленного опыта, наличия необходимых технологий и подготовки кадров для нефтегазовой промышленности этого достаточно для реализации долгосрочных приоритетных проектов. Объемы добычи углеводородов и заключенных экспортных контрактов первичного сырья и продуктов переработки оказывают опосредованное воздействие на различные сферы человеческой жизнедеятельности, динамику социально-экономических показателей, внешнеторговый баланс государства [5, 15].

Практическая реализация регулирующих мер основана на прогнозировании ключевых отраслевых показателей, закладываемых в документах стратегического развития НГК. Основными из них являются объемы запасов, уровни добычи, потребления и переработки углеводородов, торговые потоки и внешнеэкономические операции, динамика нефтяных цен и др. В настоящее время продолжается мировой рост потребления углеводородов, в первую очередь за счет развивающихся регионов мира, который обусловливает повышение глобального спроса, устойчивость, прозрачность и подотчетность поставок энергоносителей. Взаимодействие с крупнейшими участниками мирового нефтегазового рынка, в частности с ОПЕК, позволяет оказывать совместное точечное воздействие на экономические и энергетические процессы, способно приносить значительный синергетический эффект. Оно осуществляется по множеству направлений, служит индикатором для уточнения данных показателей, достижения обозначенных целевых ориентиров [7, 12].

Несмотря на развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и водородной энергетики, углеводороды в долгосрочной перспективе остаются одной из движущих сил развития общества. На современном нефтегазовом рынке постепенно сокращается влияние крупнейших корпораций в силу своих масштабов, обладающих меньшей маневренностью, гибкостью и способностью к изменениям. Они обладают значительными преференциями в государствах собственного базирования, однако их долю частично замещают относительно небольшие компании-производители. Созданная производственная инфраструктура обычно монополизируется государством или ведущими компаниями, действует благодаря внутреннему рынку и внешним потребителям; в ее функционирование периодически встраиваются независимые предприятия. Наблюдаются тенденции постепенного увеличения их удельного веса в общей структуре и сокращения излишних звеньев ввиду объективных факторов, в частности повсеместного внедрения технологий четвертой промышленной революции и шестого технологического уклада [4, 6].

Рост числа нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на внутреннем рынке позволяет сократить расходы на транспортировку до конечных потребителей продукции. Он обусловлен увеличением мирового потребления углеводородов, экспорта продукции глубокой переработки по различным маршрутам поставок, в частности ввиду увеличения доли стран Восточной Азии в их структуре, имеет геостратегическое значение, ряд экономических преимуществ в отношении как наполнения нефтегазовых доходов бюджета, так и развития связанных отраслей и производств экономики. В данном аспекте ГР НГК нацелено на модернизацию и технологическое перевооружение добывающих и перерабатывающих предприятий, ужесточение экологических требований к производству продукции, глубину очистки углеводородов, создание необходимых инфраструктурных условий и устранение барьеров, развитие экономических взаимодействий с зарубежными государствами, в т.ч. взаимовыгодную разработку их МСБ путем создания совместных предприятий, обучения местного населения профессиональным специальностям, передачи навыков и компетенций [9, 16].

Экспорт российского природного газа занимает значимое место в глобальном топливно-энергетическом балансе (ТЭБ), в отдельные годы формирует свыше трети мировой торговли в данном сегменте рынка. Его развитие сопряжено с введением в эксплуатацию газотранспортной инфраструктуры, строительством заводов сжиженного природного газа (СПГ), танкерного флота, техническим перевооружением, значительным возрастанием финансовых затрат. Повышение глобального спроса на природный газ обусловило возобновление переговоров о создании «газовой ОПЕК» для решения стратегических и текущих отраслевых вопросов. Соответственно, доля данного вида экологически чистого топлива постепенно продолжит возрастать в мировом энергопотреблении, в особенности за счет стран Восточной Азии.

Являясь крупнейшим участником мирового энергетического рынка, Россия способна оказывать воздействие на ключевые отраслевые процессы и взаимодействия, содействовать развитию новых направлений экспорта, опосредованно связанных отраслей экономики и производств, становлению новой и модернизации действующей инфраструктуры в национальном и глобальном масштабе, корректировке мирового потребления энергии, в т.ч. за счет установления цен для конечных потребителей, фактически выступать монополистом для отдельных регионов. Это позволяет существенно сократить затраты на геолого-разведочные работы (ГРР), добычу и транспортировку, уточнять государственные решения за счет соответствующей ценовой политики, способствует выравниванию определяемых мировых цен.

Европейские страны заинтересованы в получении природного газа из различных источников в силу высокой монополизации рынка, наличия долгосрочных газовых контрактов, нескольких веток газопроводов, протянутых транзитом из России через территорию государств Восточной Европы. Для данного региона характерен рост потребления СПГ, обусловленный, в частности, поставками США, их лоббированием собственных газовых интересов в Европе, экспорт из Великобритании, Нидерландов, Скандинавских стран. Отдельные европейские государства реэкспортируют российский газ по более высоким ценам.

Рост потребления первичных энергоносителей в Европе связан с развитием промышленности, продолжающейся газификацией некоторых регионов, постепенным сокращением обеспеченности внутреннего спроса за счет собственных ресурсов. По мнению председателя правления ПАО «Газпром» А.Б. Миллера, имеется значительный потенциал для наращивания экспорта, возможный за счет введения в промышленную эксплуатацию новых углеводородных залежей, увеличения проводимых ГРР, совершенствования технологий, позволяющих повысить уровень рентабельной добычи на месторождениях, близких к истощению. В 2020 г. экспорт российского газа в Европу составил 179,3 млрд м3, т.е. 33 % от общего поступающего экспорта газа, в сравнении с 199,2 млрд м3 (36 %) по итогам 2019 г. Данная тенденция обусловлена его расширением: Европа предпринимает дополнительные меры по укреплению энергетической безопасности в части обеспечения надежности поставок энергоносителей и увеличения потребления СПГ. Так, продолжается действие Третьего энергетического пакета ЕС, в результате которого происходит повышение конкуренции и свободы торговли на европейском газовом рынке, развиваются новые регионы сбыта конечной продукции.

Ценообразование на природный газ обычно происходит на основании цен, указанных в заключенных контрактах, и предопределяется рядом экономических и геополитических факторов. Продолжительность сроков контрактов в определенной мере корректирует влияние цены на природный газ в части ее привязки к нефти. Дефицит внутренних источников поставок в Европе вынуждает обратиться на внешние рынки, а ее энергетическая безопасность напрямую зависит от уровня транспортной и технологической безопасности на нефтегазопроводах, проходящих через территорию государств-транзитеров. Соответственно, прогнозирование цен в данном направлении учитывает различные возможные форс-мажорные обстоятельства и предполагает наличие нескольких альтернативных сценариев развития.

Заключаемые экспортные контракты предусматривают жесткую ответственность стран-потребителей и транзитеров за их неисполнение, что в определенной степени снижает экономические риски для России, служит значимым фактором увеличения объемов экспорта. Ввод в эксплуатацию новых месторождений обеспечивает стабильность поставок, позволяет прокладывать новые маршруты, осуществлять строительство необходимой инфраструктуры, которая в совокупности с уже функционирующей способствует дальнейшему наращиванию производственных мощностей и экспорта по различным направлениям, повышению эффективности существующей системы газоснабжения, распределительных станций и др.

Диверсификация экспорта углеводородов способствует развитию внутренней переработки и нефтегазохимии, предполагает заключение контрактов на поставку продукции глубоких переделов, позволяет повысить уровень технологического развития и энергетической инфраструктуры государств и предприятий-партнеров. Согласно методике расчетов ФТС и ЦБ РФ, в условиях пандемии в 2020 г. экспорт сырой нефти в стоимостном выражении составил 72,4 млрд долл., природного газа – 25,2 млрд долл. при общем экспорте ТЭР 159,3 млрд долл., что составляет менее половины совокупных объемов товарного экспорта – 338,2 млрд долл. При дефиците спроса на продукцию НГК на мировом рынке, в перспективе ее могут заменить другие энергоисточники, в частности ВИЭ, которые планомерно будут увеличивать свою долю в структуре мирового ТЭБ, в первую очередь за счет лучших природно-климатических и экологических факторов использования.

Систематизация теоретико-методологических положений государственного регулирования нефтегазового комплекса

Россия остается основным экспортером в страны Европы и Восточной Азии, обладая значительными конкурентными преимуществами в части надежности экспорта, выгодного географического расположения и наличия качественных характеристик углеводородного сырья перед остальными поставщиками. Проводимая отдельными государствами санкционная и антимонопольная политика в отношении России как крупнейшего поставщика призвана служить своеобразным трамплином для решения возникающих вопросов, в частности импортозамещения оборудования в нефтегазовой промышленности. Несмотря на азиатский вектор развития, промышленность и население Европы в долгосрочной перспективе по-прежнему будут выступать значимыми потребителями российских углеводородов.

Экспорт газа европейских стран на внутренний континентальный рынок предполагает одобрение со стороны ЕС, следовательно, возможно его увеличение как в рамках трубопроводной системы, так и при поставках СПГ, доля которого в структуре потребления стран Европы, вероятно, продолжит тенденцию к дальнейшему росту, для чего потребуется развитие танкерного флота, портов и причалов. Изучаются возможности дополнительного экспорта углеводородов из стран Персидского залива, Северной Африки, отдельных государств бывшего СССР и Американского континента.

Для России в настоящее время наиболее перспективными являются рынки стран Восточной Азии. В регионе наблюдается значительный дефицит энергоносителей, обусловленный постоянно возрастающим спросом для нужд населения и промышленности, который невозможно удовлетворить за счет собственных ресурсов [3]. Основным газовым проектом для Китая служит заключенный в 2014 г. «Сила Сибири» на поставку 38 млрд м3 к 2030 г.: газ поставляется с Якутского и Иркутского центров газодобычи. Реализация данного проекта на практике столкнулась со значительными вопросами: так, в частности, строительство газопровода до российско-китайской границы возложено на российский бюджет и собственные силы ПАО «Газпром», хотя в первоначальных условиях контракта были оговорены иные условия в части финансирования сторонами. Следует отметить, что реализация данного проекта фактически способствовала формированию нового газового рынка.

Рост внутреннего спроса на углеводороды в государствах Восточной Азии предполагает его удовлетворение преимущественно за счет экспортных поставок, развитие нефтегазотранспортной инфраструктуры, в т.ч. в части приема СПГ. Особое внимание уделяется также международным взаимодействиям с Индией, Японией, Южной Кореей и другими странами, увеличение энергопотребления в которых способствует заключению новых долгосрочных контрактов на поставку углеводородов и технологий.

Увеличение потребления углеводородов в Азиатском регионе обеспечивается за счет наращивания собственной добычи, что обусловливает его ключевое значение для мирового НГК. По итогам 2023 г. «Газпром» экспортировал в Китай по МГП «Сила Сибири» 22,7 млрд м3 газа.

Китай постепенно проводит программу газификации отдельных провинций, создает необходимую инфраструктуру, порты, терминалы СПГ и др. Поступающий российский газ частично является транзитным для некоторых других азиатских стран, в частности Южной и Северной Кореи.

Введение в промышленную эксплуатацию Иркутского и Якутского центров газодобычи обеспечивает национальную и энергетическую безопасность, приток дополнительных инвестиций в НГК и нефтегазовых доходов в бюджет за счет увеличения экспорта первичного углеводородного сырья, продукции глубокой переработки и технологий в азиатские страны. Значимыми направлениями ГР НГК выступают стимулирование строительства заводов СПГ в Сибири и на Дальнем Востоке, расширение присутствия российских специалистов в энергетических проектах зарубежных стран, изучение и приобретение передовых иностранных НИОКР, использование административного воздействия для наращивания возможностей доступа к нефтегазотранспортной инфраструктуре государств-партнеров, позволяющего отстаивать национальные приоритеты в решении энергетических вопросов, обладать решающим правом голоса в совместных проектах. Колоссальный практический опыт и профессиональные компетенции отечественных специалистов, зачастую накопленные в уникальных условиях, позволяют более оперативно, с меньшими рисками и финансовыми затратами разрабатывать МСБ в других странах, в т.ч. на основании партнерства как формы участия в нефтегазовых проектах [10].

Взаимодействие России и крупнейших потребителей стран Азии в нефтегазовой сфере связано с относительной близостью месторождений к центрам потребления, необходимостью диверсификации поставок, многовекторностью внешнеэкономических отношений. Это требует создания институциональных условий и финансовых механизмов, обеспечивающих практическую реализацию заключенных соглашений, включает реализацию продукции напрямую конечным потребителям. Координация региональной политики осуществляется за счет создания инвестиционных инструментов, адаптированных к современным условиям. Так, капиталовложения могут направляться в освоение азиатских рынков, в т.ч. в бывших союзных республиках: приобретение сегментов экономики, строительство перерабатывающих заводов, объектов инфраструктуры, портов, терминалов, сетей АЗС и др. Управление ими позволит иметь рычаги воздействия на экономическую ситуацию в регионе, осуществлять контроль над его энергосистемой, обеспечивает дополнительную прибыль отечественных компаний.

Увеличение экспорта и потребления российских топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) обусловлено ростом экономик и численности населения азиатских государств, улучшением социально-экономических показателей, строительством новых производств. Прагматичное использование передового зарубежного опыта позволит избежать совершенных системных и управленческих ошибок, в частности по вопросам поставок углеводородов в страны ЕС, их оплаты, задействования местных объектов инфраструктуры. Развитие нефтегазовых технологий связано с сокращением антропогенного воздействия на экологию. В рамках азиатского направления отсутствие конкурентов при поставках содействует отстаиванию национальных интересов, открывает значительные перспективы экономического развития, расширения трубопроводной системы, кооперации субъектов нефтегазовой деятельности. Повышение роли природного газа обусловлено также экологической ситуацией в развивающихся индустриальных азиатских экономиках, позволяет удовлетворить растущий энергетический спрос.

Производственный потенциал отечественного НГК может быть реализован за счет интенсификации геологоразведки, добычи и переработки, прагматичных условий реализации продукции на внутреннем и экспортных рынках. В условиях санкционного давления на РФ он осуществляется благодаря разработке крупнейших энергетических проектов, совершенствованию организационно-управленческой структуры предприятий, централизации производств, принятия результативных управленческих решений [11]. Скоординированные действия поставщиков в определенной степени позволяют стабилизировать ситуацию на мировом энергетическом рынке, обеспечить высокие экспортные цены на ТЭР, за счет которых формируется значительная часть бюджетов различных уровней, осуществлять индустриальное развитие Сибирских и Дальневосточных регионов, обмениваться технологическими решениями с потребителями. Воспроизводство нефтегазовых запасов, покрывающее объемы их извлечения, содействует обеспечению национальной безопасности, развитию промышленности, изучению зарубежных технологических решений. Сбалансированная структура энергетического производства подразумевает диверсификацию направлений деятельности.

Отдельные государства, являясь нетто-импортерами углеводородов, поставляют часть из них в зарубежные страны, обычно имеющие общую границу, либо осуществляют строительство на собственной территории НПЗ или заводов СПГ, в дальнейшем экспортируют продукцию с улучшенными качественными характеристиками. Это может быть характерно для энергоизбыточных районов и продиктовано вопросами экономической целесообразности. Именно строительство инфраструктуры для СПГ позволяет диверсифицировать поставки энергоносителей в конкретный регион и частично компенсировать дефицит спроса. Одна из внешнеэкономических задач ГР НГК сводится к оказанию технологической и консультационной поддержки при строительстве нефтегазотранспортной системы, в частности в государствах Восточной Азии. Доступность и эффективность ее использования позволяет активными темпами развивать глубокую переработку углеводородов.

Конкуренция между поставщиками как в европейском, так и в азиатском направлениях искусственно подогревается действиями государств-импортеров. Ее усиление происходит за счет создания определенных режимов торговли, установления налогов, преференций, развития финансовой системы, включая заключение спотовых и фьючерсных контрактов на поставку углеводородов. Взаимодействие продавцов и потребителей даже при единоразовых или краткосрочных поставках может предполагать участие значительного числа связанных производств.

Выводы и рекомендации

На мировых рынках наблюдаются тенденции роста объемов продаж нефти и газа как в физическом выражении, так и свопов и опционов на них, технологических разработок и расширения предоставления сервисных услуг, что в итоге приводит к развитию нефтегазовой и социальной инфраструктуры, тесной кооперации поставщиков и потребителей, приходу иностранных технических решений и инвестиций в российский ТЭК в условиях беспрецедентного санкционного давления. При этом также происходит обратный процесс экспорта углеводородов, конечной продукции, технологий и услуг, в результате которого усиливаются возможности экономического воздействия государства на НГК и мировые процессы в целом, несмотря на активное внедрение ВИЭ и развитие водородной энергетики отдельными участниками рыночных отношений в условиях глобального энергетического перехода. В долгосрочной перспективе это повышает устойчивость экономики, ее восприимчивость к изменениям конъюнктуры, позволяет выделить и скорректировать ключевые факторы, влияющие на отраслевое и общеэкономическое развитие [1].

Позиции крупнейших добывающих государств и корпораций обеспечивают устойчивость мирового энергетического рынка, максимально возможный охват направлений взаимодействий между его участниками. К данным направлениям относятся размытие доли государства в структуре собственников отдельных нефтегазовых предприятий, подведение национальных законодательств и регламентов под отдельные утвержденные международные конвенции, законы и положения, усиление межотраслевой конкуренции, воздействие на мировые цены на нефть и заключаемые контракты на поставку углеводородов. Разнонаправленные действия в вопросах становления глобального ТЭК, укрепление положения мэйджоров и монополизация производств в своей сути содействуют экономически устойчивому развитию НГК.

Расширение взаимодействий с ключевыми участниками мирового энергетического рынка обеспечивает приток инвестиций в российскую экономику, способствует поступлению дополнительных нефтегазовых доходов бюджета. Внутренняя и внешняя конкуренция содействуют разработке наиболее мелких месторождений, созданию необходимой инфраструктуры в районах добычи, снижению ряда экономических рисков. Прагматичный подход к вопросу предоставления финансовой помощи и гарантий со стороны международных финансовых организаций, экономические аспекты во взаимодействиях с ВТО, в т.ч. в отношении условий экспорта и транспортировки углеводородов конечным потребителям, позволяют усовершенствовать систему налогообложения в НГК, благоприятствуют открытию национального рынка для поступления зарубежных технологий, ликвидации торгово-экономических барьеров [14].

Литература

1. Беилин И.Л. Новые экономические подходы к развитию горизонтальной межрегиональной промышленной политики под влиянием нефтегазовой отрасли / И.Л. Беилин // Российский экономический журнал. – 2023. – № 4. – С. 59–77.

2. Брагинский О.Б. Экономика производства и использования углеводородного сырья: мировая практика и отечественный опыт / О.Б. Брагинский, К.Н. Миловидов. – М.: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2018. – 424 с.

3. Глазьев С.Ю. Китайское экономическое чудо. Уроки для России и мира / С.Ю. Глазьев. – М.: Весь Мир, 2023. – 406 с.

4. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах / С.Ю. Глазьев. – М.: Книжный мир, 2018. – 768 с.

5. Гринберг Р.С. Некоторые размышления об императивах экономической модернизации в России / Р.С. Гринберг // Экономическое возрождение России. – 2018. – № 2. – С. 41–46.

6. Дмитриевский А.Н. Современная НТР и смена парадигмы освоения углеводородных ресурсов / А.Н. Дмитриевский, Н.А. Еремин // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2015. – № 6. – С. 10–16.

7. Квинт В.Л. Стратегирование трансформации общества: знание, технологии, ноономика / В.Л. Квинт, С.Д. Бодрунов. – СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2021. – 351 с.

8. Кононов Ю.Д. Пути повышения обоснованности долгосрочных прогнозов развития ТЭК / Ю.Д. Кононов. – Новосибирск: Наука, 2015. – 147 с.

9. Макаров А.А. Возможности технологического прогресса в энергетике России / А.А. Макаров // Проблемы прогнозирования. – 2020. – № 1. – С. 71–87.

10. Мастепанов А.М. Перспективы нефтегазового комплекса на Востоке России / А.М. Мастепанов // Энергетическая политика. – 2020. – № 10. – С. 62–73.

11. Орлов В.П. О партнерстве государства и бизнеса в геологии / В.П. Орлов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 2018. – № 4. – С. 23–32.

12. Стенников В.А. Устойчивое развитие энергетики: тенденции и вызовы / В.А. Стенников // Энергетическая политика. – 2023. – № 2. – С. 32–39.

13. Трофимов С.Е. О государственном регулировании нефтегазового комплекса / С.Е. Трофимов // Вопросы экономики. – 2018. – № 1. – С. 151–160.

14. Трофимов С.Е. Совершенствование государственного регулирования нефтегазового комплекса России: проблемы теории и методологии / С.Е. Трофимов. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 337 с.

15. Шмаль Г.И. Нефтегазовый комплекс как опора для модернизации экономики России / Г.И. Шмаль. – Федеральный справочник. Национальная безопасность России. – 2016. – Т. 3. – С. 325–331.

16. Эпов М.И. Отечественные технологии – нефтегазовому сектору: крупный проект, вокруг которого стоит объединяться / М.И. Эпов // ЭКО. – 2012. – № 10. – С. 52–65.



Статья «Механизм госрегулирования НГК: трансформационные изменения на этапе шестого технологического уклада» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№2, 2024)

Авторы:
818996Код PHP *">
Читайте также