USD 96.0686

0

EUR 105.1095

0

Brent 78.76

0

Природный газ 2.628

0

7 мин
846

Предложения по созданию программы стандартизации области СПГ

В данной работе рассмотрен вопрос стандартизации отрасли СПГ, которая в последние годы получила активное развитие в Российской Федерации. Проведен сравнительный анализ отечественной и зарубежный нормативной базы, на основе которого был сделан вывод о необходимости разработки программы комплексной стандартизации. Рассмотрены документы, описывающие теплообменные аппараты и процесс бункеровки танкеров, даны рекомендации по их доработке.

Предложения по созданию программы стандартизации  области СПГ

Углеводороды являются одним из важнейших аспектов, определяющих экономику активно развивающейся страны, однако для России они имеют особое значение. В последние годы активное развитие получила отрасль сжиженного природного газа (СПГ), поскольку он является одним из самых экологичных для окружающей среды.

Актуальным преимуществом СПГ является то, что в ходе сжижения при температуре -162 °С (при атмосферном давлении), он уменьшается в объеме в 600 раз, что дает возможность более мобильно транспортировать несравнимо больший объем топлива на любые расстояния, чем магистральный газ [1]. Развитие СПГ отрасли, в свою очередь, привело к увеличению требований ко всем этапам жизненного цикла по сжижению.

Анализ документов

Анализ стандартов в области СПГ показал, что уровень их развития в Российской Федерации находился не в самом лучшем положении вплоть до 2022 года. К примеру, на один-два стандарта и СТО в России приходилось порядка десятка иностранных стандартов. (рис. 1).

Однако ввиду наложения санкций со стороны Запада в последующие годы началось бурное развитие в части стандартизации для индустрии СПГ (таблица 1). Но не всегда разработка большого числа стандартов ведет к соблюдению и поддержанию должного качества российского СПГ и его конкурентоспособности. Российские стандарты должны быть сопоставимы с мировыми, чтобы обеспечить плавную интеграцию России в глобальные рынки.





По состоянию на 2022 год доля импортного оборудования для малотоннажного производства – около 5 %, для среднетоннажного – около 40 %, для крупнотоннажного же – более 80 %.

Низкий темп импортозамещения напрямую связан с отсутствием документов по стандартизации, охватывающих отрасль сжиженного природного газа. В связи с этим остро встает вопрос о создании системы взаимосвязанных стандартов, регулирующих жизненный цикл сжиженного природного газа. Под разработкой комплекса мер подразумевается выявление наиболее значимых проблем для каждого этапа жизненного цикла СПГ и предложение по решению. К тому же хотелось бы отметить макроэкономический эффект от применения стандартизации в рассматриваемой области:

- от 0,8 до 1 % в год вклад в ВВП;

- до 3,2 % повышения продаж (вклад в экспорт, ежегодно);

- 1,6 % в год вклад в производительность труда;

- 0,26 % от ВВП увеличение доли прибыли [3].

Комплексная стандартизация

Комплексная стандартизация (КС) – стандартизация, осуществление которой обеспечивает наиболее полное и оптимальное удовлетворение требований заинтересованных организаций и предприятий согласованием показателей взаимосвязанных компонентов, входящих в объекты стандартизации, и увязкой сроков введения в действие стандартов [4].

Основной стратегией системного подхода к комплексной стандартизации является создание программ комплексной стандартизации (программ КС), представляющих собой комплексный документ, который включает в себя сроки выполнения, состав исполнителей и перечень взаимосвязанных работ. В свою очередь, программы включают в себя основные виды продукции и системы машин и оборудования совместного применения.

Основными задачами разработки программ комплексной стандартизации являются:

− улучшение качества внутризаводских стандартов путем внедрения результатов научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских технологических разработок;

− обеспечение соответствия созданных стандартов и технических условий требованиям, как внешним, так и внутренним рыночным условиям;

− исследование опыта производства за определенный период времени и взаимосвязь между основными производственными показателями, условиями, стандартами, требованиями и методами, которые следует включить во внутризаводские стандарты и технические условия;

− создание перечня мероприятий, необходимых для внедрения комплексной стандартизации.

Разработка программ комплексной стандартизации осуществляется на основе следующих методов:

− применение системного подхода для решения задач комплексной стандартизации;

− развитие организации стандартизации и унификации;

− повышение эффективности комплексной стандартизации над затратами на разработку и внедрение программы стандартизации и унификации [5]. На рисунке 2 представлена взаимосвязь между внедрением комплексной стандартизации и финансовыми показателями.


Современное состояние

Рассматривая жизненный цикл сжиженного природного газа по основным четырем позициям, можно выделить два «проседающих» этапа, в которых необходимо обновление стандартов и их разработка – проектирование и транспортировка. В части проектирования хотелось бы обратить внимание на «сердце» всего сжижения – теплообменный аппарат. На сегодняшний день не существует технической документации, регулирующей теплообменные аппараты для СПГ. Необходимо обновлять отечественные документы по стандартизации, охватывающие область теплообменных аппаратов, работающих при температуре до -70 ºС, с учетом передового опыта зарубежных компаний. Сравнительный анализ приведен в таблице 2.


Для решения проблемы использования кожухотрубчатых теплообменных аппаратов в области СПГ необходимо учесть специфику работы оборудования при низких критических температурах. Использование хладостойких материалов и их указание в стандарте позволит проектировать и производить данный вид оборудования согласно данному стандарту ГОСТ 31842-2012 (ИСО 16812:2007) Нефтяная и газовая промышленность. Теплообменники кожухотрубчатые. Технические требования. Для обеспечения конкурентоспособности необходимо разрабатывать стандарты, которые были бы универсальны для каждого вида теплообменного аппарата. Необходимо также указывать методику расчета в зависимости от температуры рабочей среды [6].

Основным видом транспортировки СПГ является транспортировка судами-газовозами, оборудованных криоцистернами. В настоящее время существуют следующие стандарты, охватывающие судна, работающие на сжиженном природном газе и перевозящие его (таблица 3).


Существенного изменения требуют отечественные нормативные базы в части внесения дополнений по учету бункеровки судов СПГ в следующие документы:

- Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (Постановление Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 620);

- РД 31.20.01-97 «Правила технической эксплуатации морских судов. Основное руководство»;

- «О правилах пожарной безопасности на судах морского флота» (Постановление Минтранса России № 10 от 31.10.2003);

- РД 31.81.10–91 «Правила техники безопасности на судах морского флота»;

- Обязательные постановления морских портов, принимающих суда, использующие СПГ в качестве топлива;

- Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (Постановление Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 623);

- «Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)» (Приказ Минтранса № 158 от 24.12.2002 г. с изменениями от 22.04.2003 г.);

- РД 212.0182–02 «Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего плавания».

Необходимо дополнить их разделами, включающими в себя бункеровку СПГ танкеров, учитывающие особенности СПГ, такие как взрывоопасность, влияние низких температур и др.

Кроме того, необходимо разработать следующие типовые инструкции/руководства:

- Руководство по бункеровке СПГ в портах, предназначенное для использования властями и администрациями портов, направленное на стандартизацию требований в российских портах и их соответствие международным стандартам. Оно должно включать в себя методические указания по разработке положений Руководств для конкретных портов;

- Типовая судовая инструкция по бункеровке СПГ, предназначенная для использования судоходными компаниями, как составная часть судовой системы управления безопасности. Необходимо включить в нее рекомендации по формированию Инструкций для различных методов бункеровки и определенных категорий судов [7].

Разработка и актуализация указанных документов позволит добиться безопасной эксплуатации отечественных СПГ-танкеров.

Выводы

- В результате работы был произведен анализ отечественной и зарубежной нормативной базы в области СПГ, выявлены аспекты, которые необходимо доработать;

- Проведенные исследования показали, что остро стоит вопрос о разработке комплексных мер по стандартизации, поскольку в настоящее время российские стандарты не обеспечивают достаточный уровень безопасности на всех этапах жизненного цикла СПГ;

- Стандарты, описывающие теплообменное оборудование, требуют доработки, для кожухотрубчатых необходимо расширение, учитывающее требование заказчика по минимальной рабочей температуре, в случае со спиральновитыми стандарт вовсе отсутствует, что говорит о необходимости его разработки;

- Изменений требуют нормативные базы, описывающие бункеровку СПГ-танкеров, в частности разработку дополнительных разделов, учитывающих особенности СПГ, а также разработку инструкций и руководств для определенных портов и категорий судов, что, в свою очередь, позволит безопасно использовать такой чистый вид топлива, как СПГ.

Литература

1. Федорова Е.Б. Современное состояние и развитие мировой индустрии сжиженного природного газа: Технологии и оборудование/ Монография – М.: РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2011, 159 с.

2. Федорова Е.Б. Развитие системы стандартизации в российской индустрии сжиженного природного газа / Е.Б. Федорова // Оборудование и технологии для нефтегазового комплекса. – 2023. – № 4 (136). – С. 27–33. – DOI 10.33285/1999-6934-2023-4(136)-27-33.

3. СТИМУЛ [Электронный ресурс]. URL: https://stimul.online/articles/interview/standarty-dlya-natsionalnykh-chempionov/ (дата обращения: 01.02.2024).

4. ГОСТ 1.0-68 Государственная система стандартизации. Основные положения.

5. Дектярева М.А. Стандартизация в машиностроении - гарантия Возрождения экономики / М. А. Дектярева, Т. Е. Кревина // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2012. – Т. 1, № 8. – С. 260–261.

6. Ясашин В.А. Импортозамещение в сфере сжиженного природного газа / В.А. Ясашин, Р.Р. Габдуллова // Сжиженный природный газ: проблемы и перспективы: Тезисы докладов II Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 08–09 ноября 2022 года / Авторы-составители: Е.Б. Федорова, В.А. Федорова, Ю.С. Дубинов, О.Б. Дубинова, отв. ред. Е.Б. Федорова. – Москва: Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, 2023. – С. 170–172.

7. Буянов А.С. СПГ-бункеровка. О необходимости актуализации системы российских стандартов / А.С. Буянов, В.Е. Семенов, А.А. Реуцкий // Деловой журнал Neftegaz.RU. – 2019. – № 5 (89). – С. 48–55.



Статья «Предложения по созданию программы стандартизации области СПГ» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, 2024)

Авторы:
827563Код PHP *">
Читайте также