USD 90.0055

-2.65

EUR 100.3139

-0.25

Brent 80.42

+0.55

Природный газ 2.234

0

39 мин
578

Роль НГК в достижении технологического суверенитета государства

В статье рассмотрены теоретико-методологические положения государственной нефтегазовой политики, основанной на комплексном внедрении цифровых технологических решений. Переход к шестому технологическому укладу обусловил необходимость своевременной корректировки нормативно-правовой базы, направленной на достижение технологического суверенитета, опережающее развитие отраслей промышленного производства, а также обеспечение национальной и энергетической безопасности. Выделены ключевые особенности функционирования отечественного НГК на внутреннем рынке и приоритетные направления его стратегического развития на современном этапе экономических отношений. В условиях санкционных ограничений одной из ключевых задач ГР НГК является расширение внешнеэкономических взаимодействий, нацеленное на наращивание промышленно-производственного и экспортного потенциала отечественной экономики. Индивидуальный подход к субъектам энергетических отношений основан на жестком отстаивании государственных интересов, предусматривает совершенствование энергетической инфраструктуры и институциональных факторов воздействия, что призвано повысить вклад НГК в обеспечение технологического суверенитета российской экономики.

 Роль НГК в достижении технологического суверенитета государства

В целом пласте вопросов государство и нефтегазовые предприятия выстраивают единое направление развития промышленной и энергетической политики, сопоставляют собственные цели и задачи: в аспектах повышения производственной и энергетической эффективности всех отраслей экономики, перехода на наиболее современные сберегающие технологии, средства производства и процессы, внедрения технологических решений, экологии и охраны окружающей среды, привлечения к участию в проектах зарубежных государств, допуска иностранного капитала на внутренний рынок. С течением времени соотношение различных отраслей в структуре национального производства будет изменяться, что также призвано обеспечить качественный прирост макроэкономических показателей, расширение возможностей развития НГК, в первую очередь за счет цифровизации производств, становления различных направлений НТП в рамках формирования шестого технологического уклада [6, 9]. Внедрение наиболее эффективных управленческих и технологических решений на смену существующим происходит постепенно. Значимым направлением выступает увеличение финансирования образования и научных исследований, повышение научного потенциала, квалификации сотрудников НГК и государственных гражданских служащих, разработка НИОКР в данной области [25]. В долгосрочной перспективе НГК продолжит оставаться мировым локомотивом экономического роста, что осуществимо на балансе государственного вмешательства и саморегулирования рыночного механизма.

Комплексный подход к разрешению существующих в отечественном НГК вопросов возможен при их сведении, детализированном рассмотрении в рамках документов стратегического развития и государственных программ, планомерной реализации национальной энергетической политики. Проработка целевых индикаторов, сроков их достижения, предпринимаемых мер ГР НГК, альтернативных сценариев развития представляет собой совместные действия профильных министерств и ведомств различных уровней государственной власти [16]. Следует понимать ключевые направления развития технологий, последствия от внедрения инноваций во все сегменты экономики, например, существенное повышение энергоэффективности производств.

Улучшение инвестиционного климата невозможно без сформированной устойчивой нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту прав собственности. Взаимозависимость различных отраслей экономики с НГК обусловлена значимостью стабильного энергообеспечения, поиска направлений повышения внутренней энергоэффективности. Это предполагает изучение передовой мировой практики в отдельных государствах, их взаимодействий с бизнесом – крупнейшими корпорациями и относительно небольшими предприятиями, обладающими соответствующими технологическими наработками, призванными повысить рентабельность производств и качество выпускаемой продукции [3].

Конструктивное взаимодействие государства и нефтегазового бизнеса возможно в результате проведения скоординированной политики, апробации на практике передового мирового опыта на внутреннем рынке и в международных проектах, способствует наращиванию внутренних резервов, укреплению экономического потенциала. Оно осуществляется в рамках различных выставочных мероприятий, научно-технических конференций, демонстрирующих современные достижения НТП в НГК, международных энергетических форумов, на которых заключаются крупнейшие контракты, в отдельных регионах вводятся пилотные проекты, связанные с развитием энергосберегающих технологий, изначально заложенные в отраслевых НПА и государственных программах.

Особенности функционирования нефтегазового комплекса на современном этапе экономических отношений

НГК занимает наибольший удельный вес в структуре ВВП и промышленности; улучшение его производственных показателей благоприятным образом отражается на темпах роста национальной экономики, ее выходе на траекторию устойчивого развития. Колоссальные углеводородные запасы выступают важнейшим фактором эффективной реализации внутренней и внешнеэкономической государственной политики. Уникальное геополитическое расположение, наработанный научный задел, промышленно-производственный потенциал, технологические разработки в совокупности с мощнейшими кадровыми и иными ресурсными возможностями позволяют обеспечить дальнейшее воздействие на глобальную экономику в качестве крупнейшего участника мирового энергетического рынка. Накопленный к настоящему моменту опыт ГР позволяет выстроить собственную, эффективно функционирующую стратегию достижения целевых показателей за счет разработанных методов, форм и инструментов регулирующего воздействия.

Стратегическое развитие национального НГК предопределяется множеством факторов, учитываемых при проведении государственной энергетической политики: цифровизация всех этапов производственных процессов с внедрением разработок четвертой промышленной революции и шестого технологического уклада, комплексное развитие глубокой переработки углеводородов, транспортной инфраструктуры, заключение долгосрочных международных контрактов на поставку энергоносителей, участие российских предприятий и специалистов в освоении зарубежных месторождений и реализации энергетических проектов на взаимовыгодных условиях, привлечение иностранных инвестиций в отечественные компании и разработку ресурсной базы, улучшение качественных характеристик добываемого сырья, создание правовых условий, обеспечивающих равные условия функционирования для участников национального нефтегазового рынка и др. Особый упор ставится на формировании Восточно-Сибирского и Дальневосточного нефтегазовых кластеров, экспорте продукции с высокой добавленной стоимостью в страны Восточной Азии и Европы, несмотря на продолжающееся санкционное воздействие со стороны некоторых из них [8].

НГК как единый отраслевой комплекс способен самостоятельно сформировать экономическую повестку и направления долгосрочного устойчивого развития. По добыче нефти Россия входит в тройку мировую лидеров совместно с США и Саудовской Аравией: постепенное наращивание экспорта российских жидких углеводородов свидетельствует об увеличении потребности в развитии нефтегазохимических производств. На современном этапе практически отсутствует практика транзита углеводородов зарубежных стран через территорию России в обмен на определенные экономические преференции, что, в частности, характерно в отношении государств СНГ, расположенных в Средней Азии. Внутренний спрос на продукцию НГК постепенно увеличивается за счет наращивания объемов индустриального производства; при этом одной из задач ГР выступает существенное удельное снижение энергоемкости национальной экономики на единицу промышленного потребления.

Рост добычи и увеличение производства углеводородной продукции сопровождается строительством объектов инфраструктуры, нефтегазотранспортной сети, соединяющей как отдельные населенные пункты внутри страны, так и основные центры добычи и переработки с зарубежными потребителями. Значимыми направлениями развития выступают строительство танкерного флота, газовозов, мощностей СПГ, существенное снижение производственных издержек, расширение портовых сообщений между отдельными государствами, повсеместное технологическое переоснащение системы хранения: портов, терминалов и др. Следует учитывать, что нефтегазопроводы имеют различную протяженность, пропускные способности, исходя из заявленных и требуемых характеристик, обеспечивающих реализацию конкретных нефтегазовых проектов. Таким образом, в развитии национального НГК напрямую или опосредованно принимают участие практически все субъекты Федерации.

Внешнеэкономический вектор развития национального НГК связан не только с ключевыми европейским и азиатским направлениями. Увеличение экспорта продукции, российских технологий, комплектующих и услуг в страны Ближнего Востока и Африки также способствует заключению долгосрочных международных контрактов, укреплению двусторонних взаимодействий, благоприятствующих нормализации экономических отношений. Осуществляется комплексное развитие северных регионов с формированием современной инфраструктуры, изучаются возможности повышения производительности труда и увеличения экономической отдачи на предприятиях НГК. Постепенно вводятся в промышленную эксплуатацию углеводородные месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока, создается единая нефтегазотранспортная сеть, объединяющая восточные регионы страны и потребителей в Азии, строятся новые и расширяются существующие маршруты поставок, способствующие развитию действующих трубопроводных проектов. Продолжается разработка месторождений на сахалинском шельфе, направленная как на увеличение экспорта, так и на укрепление взаимосвязей с потребителями, подрядчиками и прочими субъектами нефтегазовой деятельности в континентальной части.

Таким образом, на современном этапе следует наращивать производственные мощности по глубокой переработке углеводородов, повысить результативность функционирования трубопроводной системы, несмотря на фактическую газовую монопсонию со стороны Китая. Эффективность выражается в отсутствии завышенных цен на поставляемую продукцию на внутренний рынок, комплексном социально-экономическом развитии регионов Сибири и Дальнего Востока, улучшении ключевых показателей деятельности энергетических предприятий в расчете на единицу выпускаемой продукции. Строительство транспортных магистралей должно быть экономически обосновано, а экспортный потенциал – не ухудшать состояние МСБ и не подрывать экологическую ситуацию [1].

Ключевые задачи государственного регулирования НГК в период внешнеэкономических ограничений

Взаимодействие корпораций с государственным участием и частных нефтегазовых компаний предполагает возможность заключения новых долгосрочных контрактов в рамках азиатского вектора развития национального НГК, в результате которых следует скорректировать отдельные показатели Энергетической стратегии[1], в частности объемов добычи и экспорта, отметить новые нефтегазопроводы, перевалочные пункты и иные объекты инфраструктуры, которые должны органично вписываться в существующую модель развития и быть связаны с развитием регионов в европейской части страны. Так, завершается газификация ряда субъектов Федерации, населенных пунктов, вводятся в промышленную эксплуатацию новые месторождения, происходит постепенный рост внутреннего потребления более экологически чистых углеводородов, осуществляется диверсификация производимой продукции в сегментах переработки и нефтегазохимии, что подразумевает дальнейшее строительство современных высокотехнологических производств.

Завершение модернизации доставшейся в наследство от СССР промышленно-производственной базы, наращивание экспортного потенциала, разрешение международных экономических и политических разночтений, в т.ч. за счет строительства нефтегазотранспортных магистралей, ответвлений трубопроводов, разработки новых проектов и маршрутов поставок, свидетельствует о переходе к новому технологическому укладу в развитии национального НГК. От объемов углеводородного экспорта напрямую зависит удельное снижение издержек по отдельным направлениям производственной деятельности. Их диверсификация и расширение поставок энергоносителей открывают значительные перспективы экономического роста, подразумевают прагматичные условия заключенных экспортных и транзитных контрактов. При этом учитывается возможный конфликт интересов, вызванный множеством потенциальных поставщиков при экспорте на единый рынок сбыта, в основе преодоления которого лежит надежность и долгосрочность значительных объемов поставок энергоносителей [4].

Колоссальное значение Иркутского и Якутского центров газодобычи при поставках в страны Северо-Восточной Азии и последующем расширении транспортной инфраструктуры способствует тесному экономическому и интеграционному взаимодействию на международном и межрегиональном уровне. В долгосрочной перспективе азиатская часть России способна нарастить значительный экономический, энергетический и экспортный потенциал при условии прагматичных взаимоотношений с федеральным центром, создании необходимой инфраструктуры, внедрении новейших технологий во всех сегментах НГК, увеличении глубины переработки углеводородов, соответствии запросам и удовлетворении требованиям мирового рынка, в т.ч. за счет развития сектора СПГ, расширения предоставления нефтегазосервисных услуг. Это позволяет разрешать возникающие вопросы в режиме реального времени, без дальнейшего переноса на последующие периоды. Объем экспортных поставок во многом обусловлен уровнем добычи, объективными возможностями сегментов транспортировки и хранения: пропускной способности трубопроводов, наличия портов, нефтеналивных терминалов, газохранилищ и др.

Вопросы энергетической безопасности предполагают планомерное увеличение количества зарубежных потребителей российских углеводородов с заключением долгосрочных экспортных контрактов, в т.ч. в рамках евразийской экономической интеграции. Это содействует повышению эффективности расходования национальных нефтегазовых ресурсов, росту объемов и надежности поставок, снижению рисков, в частности экологического характера, развитию конкуренции среди добывающих, перерабатывающих компаний и потребителей. В силу того, что поставщики и потребители углеводородов могут быть связаны единой нефтегазовой инфраструктурой, возможные потери, в т.ч. из-за незаконных врезок и сбоев в работе, должны быть сведены к минимуму.

В стратегической перспективе НГК продолжит являться безусловным приоритетом в проведении государственной экономической политики, непосредственно сопряженным с увеличением военно-промышленных и оборонных расходов. Развитие современных технологических производств требует принятия мер ГР стимулирующего характера, направленных на обеспечение благоприятного инвестиционного климата, стабильные и предсказуемые условия осуществления деятельности. Уровень развития НГК обусловливает промышленный и технологический потенциал государства, выступает инструментом объективного воздействия на мировые экономические и политические процессы, способен органично дополнить их. Разграничение интересов государства и бизнеса учитывает возрастающий спрос населения и предприятий на энергию, соответствие новейшим технологическим тенденциям [11].

Значительная доля в глобальном ТЭБ непосредственным образом связана с российским НГК. При совершенствовании механизма его ГР учитываются не только технологические, но и геополитические изменения. Глобальный миропорядок претерпевает существенные трансформации, в первую очередь за счет значительного укрепления экономической мощи Китая, Индии и некоторых других стран [24]. Сформированные новые объединения государств (БРИКС, ЕАЭС, ШОС и др.) открыли дополнительные возможности для развития отдельных глобальных и локальных регионов. Прагматичное расходование природных богатств и ресурсов предусматривает принятие законодательных условий для сохранения и восстановления биоразнообразия. Впоследствии на отдельных истощенных к настоящему времени месторождениях возможно будет извлекать дополнительные запасы.

Ключевая цель ГР НГК сводится к получению наибольшего экономического эффекта от использования минерально-сырьевых богатств при одновременном устранении или нивелировании различных видов рисков. Это выступает фактором обеспечения национальной и энергетической безопасности, устойчивого развития, способствует укреплению государственных границ, позволяет осуществить технологическое переоснащение производств. Разведанные запасы углеводородов в значительной степени связаны с масштабами территории страны, открытых и перспективных нефтегазоносных участков.

Задействование географического и природно-климатического расположения на стыке двух континентов, включая экономические и транспортные возможности СМП, содействующего комплексному развитию приарктической зоны, позволяет нарастить конкурентные преимущества для национальной экономики, в т.ч. от совместной реализации проектов. НГК сопряжен с развитием социальной сферы, науки, образования, технологическими нововведениями, а в соединении с отраслевыми и производственными ответвлениями служит важнейшим направлением интеграционных механизмов [17]. Комплексное строительство объектов нефтегазовой инфраструктуры и их планомерное введение в промышленную эксплуатацию охватывает всю производственную цепочку, способствует получению значительной экономии на масштабе.

Активное участие российских предприятий и специалистов в международных и зарубежных нефтегазовых проектах позволяет развивать местные производства, внедрять в других странах наиболее успешные практики отечественной системы образования, обучать местных работников и население. Во многих направлениях граница между внутренней и внешнеэкономической энергетической политикой является весьма условной. По возможности целесообразно учитывать интересы не только потребителей российских углеводородов, ближайших стран по географическому расположению, но и глобальных участников нефтегазового рынка – государств, определяющих будущее мировой энергетики. В решении международных вопросов, затрагивающих российский ТЭК и аспекты национальной безопасности, необходимо руководствоваться исключительно прагматизмом и стратегическим видением долгосрочных перспектив.

Экономическое и политическое воздействие на ключевые происходящие в глобальном и национальном НГК процессы находит подтверждение, в частности, в санкционной политике по отношению к России и совместной реализации отдельных нефтегазовых проектов, приводит к постепенному укреплению национальной и энергетической безопасности [13]. Крупнейшие промышленные страны являются ключевыми потребителями углеводородов; в зависимости от конкретной страны часть углеводородов добывается за счет собственной ресурсной базы, остальное – импортируется. Во множестве текущих и перспективных вопросов государство и бизнес находятся на противоположных позициях: слаженное взаимодействие достигается при проявлении гибкости, активном внутреннем или международном обсуждении, учете различных точек зрения, рисков и аспектов, привлечении сторонних экспертов, поиске оптимальных путей решения и принятии конкретных мер по их реализации.

Строительство объектов нефтегазовой инфраструктуры сочетает в себе новейшие технологические решения, учитывает накопленный мировой опыт, благоприятствует реализации международных и национальных энергетических проектов, обеспечивает определенные преимущества российским компаниям в рамках глобального разделения труда. Возможности развития инфраструктуры по своей сути не ограничены. При изучении основных тенденций, которые происходят в государствах-потребителях российских углеводородов, учитывается фактор национальной безопасности. Устойчивые долгосрочные взаимодействия производителей и потребителей позволяют не допустить зарубежного вмешательства и излишних усложнений в ходе реализации совместных нефтегазовых проектов и исполнения контрактных обязательств, условия ведения которых должны быть прозрачны, доступны и осуществимы для субъектов экономической деятельности.

Приоритетные направления стратегического развития

Международная энергетическая повестка следует внутреннему ходу развития, продолжает претерпевать изменения, отвечать современным вызовам. При разработке документов стратегического развития особое внимание уделяется государственной политике в области глобальных климатических изменений, национальной и энергетической безопасности, обороноспособности государства, повышению эффективности использования нефтегазовых доходов, прагматичному расходованию углеводородных ресурсов. Энергетическая безопасность включает в себя заключение долгосрочных экспортных контрактов, бесперебойность их реализации, устранение рисков подписания соглашений импортерами российских углеводородов с другими странами, в результате которых могут скорректироваться условия действующих обязательств в части объемов и сроков поставок, а также ценообразования [13].

В отношении государств-потребителей отечественных ресурсов должны производиться аналитические исследования в вопросах структуры ТЭБ, выявления существующих «слабых мест», возможных направлений развития и принятия дальнейших регулирующих мер, что позволяет проводить наиболее эффективную внешнеэкономическую политику. Для России вопрос удовлетворения внутреннего энергетического спроса стоит не столь остро по сравнению с импортерами углеводородов. Ключевыми вопросами выступают максимизация нефтегазовых доходов государственного бюджета, проведение дополнительных ГРР, воспроизводство МСБ, беспрепятственный доступ к международным рынкам сбыта российских углеводородов, прагматичные условия экспортных контрактов, максимизирующие долгосрочные конкурентные преимущества. В результате происходит корректировка всей государственной промышленной политики, структуры внутреннего производства и поставок энергоресурсов, усиление контроля и безопасности на маршрутах нефтегазопроводов, исключающих деструктивное воздействие [23].

В настоящее время большинство промышленных и инфраструктурных объектов НГК отвечают самым современным технологическим требованиям, степень изношенности основных фондов многих предприятий – относительно незначительна. Происходит развитие фондового сектора, внутреннего рынка потребления, укрепление позиций отдельных нефтегазовых компаний, возможности воздействия на принимаемые регулирующие решения, активное использование экологозащитных мероприятий. Структура национального ТЭБ постепенно приходит к внутреннему равновесию: так, постепенно увеличивается доля природного газа в потреблении углеводородов.

Неравномерное географическое распределение полезных ископаемых обусловливает значимость бюджетного выравнивания субъектов Федерации, часть которых значительно более финансово устойчива и лучше обеспечена сырьевой базой по сравнению с другими. Оптимизация финансовых затрат при проведении ГРР и буровых работ, повышение эффективности использования добываемых ресурсов, в первую очередь в сегменте глубокой переработки нефти и газа, обеспечивает дополнительную добавленную стоимость выпускаемой продукции. Прагматичное размещение производственных мощностей на территории страны позволяет уменьшить излишние затраты на транспортировку углеводородов, являющиеся фактором роста цен для населения и предприятий в ряде регионов. Государственные меры по повышению эффективности внутреннего энергетического спроса содействуют более равномерному распределению потребления, становлению институциональной платформы, обеспечивающей ускоренные темпы экономического развития.

Постепенное освоение перспективных нефтегазоносных провинций, регионов и геологических участков связано не только с добычей углеводородов, но и реализацией крупнейших инфраструктурных проектов, в т.ч. планетарного характера, позволяющих комплексно подходить к решению государственных социально-экономических вопросов, являющихся драйвером развития национальной экономики [8]. Они могут осуществляться с прямым участием иностранного капитала; государственные преференции и льготы в отношении данных проектов должны быть соразмерными, экономически обоснованными, предполагать максимизацию долгосрочных преимуществ от их реализации.

В стратегической перспективе Россия способна максимально задействовать собственные конкурентные преимущества, ресурсную базу, технологический и инвестиционный потенциал, выступать посредником в решении международных энергетических вопросов. Прогнозирование основных показателей, условий функционирования отечественного НГК позволяет снизить или нивелировать различные внутренние риски, предупреждать возможные внешние угрозы, избегать и устранять негативное влияние предпринимаемых действий и правовых актов со стороны ряда зарубежных стран, их объединений, международных институтов и различных корпораций, сдерживающих российскую экономику и НГК, активно развивать собственные наукоемкие нефтегазовые технологии, проекты, внутренние производства.

Конструктивное решение отраслевых вопросов, связанных в т.ч. с транзитом российских углеводородов через территорию сопредельных стран, беспрепятственным хождением танкеров и газовозов, позволяет не допустить их перехода в иной тип плоскости жестких административных решений или военных действий, наблюдаемый, например, в ряде стран Персидского залива. Проработка альтернативного сценария функционирования российской экономики и механизма ГР НГК при кризисных явлениях и значительном падении цен на энергоресурсы, позволяет минимизировать негативное воздействие мировой конъюнктуры на ключевые макроэкономические показатели и выполнение государственных обязательств. Это сопряжено с качественным улучшением инвестиционного климата, значительным притоком капиталовложений в НГК и связанные с ним сегменты экономики, совершенствованием условий доступа иностранных инвестиций, обеспечением устойчивости, прозрачности и предсказуемости внутренних факторов воздействия.

Повышение энергоэффективности российской экономики должно осуществляться с пониманием и принятием ведущих мировых практик иностранных государств и корпораций, поддержанием энергетической безопасности в государствах-партнерах, совместным обменом опытом, развитием взаимодействий в технологической сфере, участием в освоении зарубежных месторождений, передачей накопленных компетенций для улучшения социально-экономических условий в нефтегазовых районах. Механизмы реализации и достижения целевых ориентиров могут быть прописаны в документах стратегического развития, программно-целевых или иных НПА, в последующем – подлежать пересмотру; приоритет отдается комплексному развитию, выработке единых условий функционирования НГК, обеспечению территориальной целостности и национальной безопасности.

Шестой технологический уклад подразумевает свое становление на промышленно-индустриальной платформе, превращении внутренних и внешних противоречий в возможности для дальнейшего развития, достижении поставленных стратегических ориентиров, служит своеобразным трамплином для ускорения их реализации [7]. Долгосрочные приоритеты национальной экономики и НГК должны совпадать между собой, в т.ч. в разрезе отдельных регионов, а решение оперативных и долгосрочных отраслевых вопросов – осуществляться преимущественно в стадии их становления с целью избегания излишних последствий. Их возможно классифицировать по ряду признаков, в частности ориентации на ключевые показатели.

Сходства и различия государственных и корпоративных интересов в НГК, основные стратегические ориентиры, механизмы их реализации должны быть определены, разграничены, а не размыты; прописаны регулирующие меры, реализуемые на практике профильными ведомствами, обеспечивающие наращивание экономического и энергетического потенциала, объемов производства и экспорта технологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, отвечающей наиболее современным экологическим требованиям, привлечение долгосрочного капитала. Размытость целей может привести к отсутствию конструктивных, прагматичных действий. Экономические принципы деятельности российских нефтегазовых компаний должны учитывать расширение институциональных возможностей, улучшение социально-экономических условий в регионах страны.

Реализация регулирующих мер предполагает целевое финансовое обеспечение, скоординированность действий государственных ведомств, в т.ч. правоохранительных структур, направленных на обеспечение национальных интересов и приоритетов нефтегазовых компаний в рамках внешнеэкономической деятельности. Подобный подход предусматривает конкретизацию поставленных целей и задач, оптимальные и недопустимые пути их реализации, структурное понимание за счет чего происходит движение и конкретно каких результатов оно достигает. Анализ стратегических приоритетов крупнейших мировых экономик, глобальных нефтегазовых мейджоров, финансовых организаций, международных институтов, существующих и потенциальных вопросов, перспектив роста, а также возможного конфликта интересов позволяет выстроить государственную экономическую политику на качественно иной экономической платформе. Она проводится с учетом взаимосвязей НГК и вопросов обеспечения национальной безопасности, долгосрочных скоординированных взаимодействий федерального центра, региональных органов власти и нефтегазовых компаний в едином русле, без сбоев и перекладывания ответственности.

Принимаемые меры ГР НГК на внутреннем и внешнеэкономических рынках должны быть взаимоувязаны с конечными целевыми ориентирами, учитывать позиции, направления стратегического развития зарубежных стран, предприятий и других участников мирового топливно-энергетического рынка. Это призвано способствовать повышению энергоэффективности экономики, укреплению правового статуса и отстаиванию национальных интересов в решении инфраструктурных вопросов. Реализация отдельных проектов или направлений энергетической политики может требовать применения индивидуальных мер, подходов, конкретных форм и инструментов ГР с учетом единства и борьбы внутренних и внешних, а также сопутствующих им факторов, множества аспектов воздействия глобальной конъюнктуры на макроэкономические процессы, политических, географических, институциональных и иных различий.

Практическая реализация стратегических целей и задач энергетической политики предполагает своеобразную систему сдержек и противовесов интересов государства и бизнеса для принятия взвешенных регулирующих решений и их последующего исполнения, конкретизации общих положений и определенных разночтений различных субъектов НГК для осуществления наиболее значимых нефтегазовых проектов и предприятий. Комплекс мероприятий и предпринимаемых действий обычно предлагается после детализированного анализа требующих решения конкретных ситуаций, кризисных явлений и глубинных причин их возникновения. Сложившиеся тенденции, существующие реалии и действительное положение в НГК, отделенное от представления о нем, позволяют уточнять отдельные регулирующие меры, проявлять гибкость при решении обсуждаемых вопросов. Постепенное расширение деятельности российских нефтегазовых предприятий на зарубежных рынках учитывает глобальную экономическую и политическую конъюнктуру, ее долгосрочное прогнозирование, позицию местных органов власти в отношении реализуемых проектов.

Скоординированная внешнеэкономическая политика предполагает гармоничное, без искусственно созданных внутренних барьеров и структурных перекосов развитие всех сегментов НГК. Она напрямую влияет на объемы экспорта углеводородов, а следовательно, на нефтегазовые доходы государственного бюджета, значительная часть которых идет на воспроизводство МСБ и экономически устойчивое развитие самого НГК. В полной мере должны быть задействованы научно-технологические резервы и прорывные направления развития, обеспечивающие реализацию промышленного потенциала и интенсификацию экспорта [7]. Это обусловлено существующими внутренними резервами роста минерально-сырьевой обеспеченности, предполагает изменения в структуре внешних поставок энергоносителей, расширение предоставления нефтегазосервисных услуг, в т.ч. присутствия российских производителей на мировом топливно-энергетическом рынке.

В основу государственной энергетической политики и решения отраслевых вопросов закладываются национальные интересы, фактор экономической эффективности. Для отдельно взятых ситуаций в НГК необходима индивидуальная настройка: ряд направлений подвержены существенной корректировке в связи с трансформацией мировой экономики, происходящим энергетическим переходом. Россия полностью удовлетворяет внутренний энергетический спрос на протяжении всей истории становления собственной промышленности, поддерживает и развивает достигнутый уровень взаимодействий в нефтегазовой сфере с потребителями углеводородов, что приводит к уменьшению рисков их поставок и практического использования. Это должно являться платформой для последующих изменений, сопряжено со строительством новых энергетических производств и объектов инфраструктуры [18].

Государство может предложить отдельные меры по стабилизации нефтяных цен, минимизации их воздействия на российскую экономику, сокращению политических рисков, совершенствованию институциональной среды, разработке перспективных нефтегазовых проектов и месторождений в зарубежных государствах. Например, учебные заведения могут увеличивать квоты на обучение и выпуск нефтегазовых специалистов из других стран. Колоссальные разведанные запасы МСБ, их прагматичная добыча и распределение, находящиеся в основе реализации национальной нефтегазовой политики, позволяют комплексно воздействовать на развитие мировой энергетики, экспортных рынков, в т.ч. за счет создания нефтегазовой инфраструктуры в государствах-потребителях российских углеводородов, обеспечения транспортной и транзитной безопасности при поставках на трубопроводах и объектах нефтегазовой инфраструктуры.

Ситуация на внутреннем нефтегазовом рынке должна отличаться устойчивостью к различного рода потрясениям благодаря органичному соединению внутренних и внешних факторов воздействия на экономическое развитие НГК, эффективному распределению поступающих доходов. Так, экспортная выручка страны – увеличиваться за счет качественного улучшения структуры внешних поставок, а не их объемов или инфляционной составляющей, которые экономически обоснованы, соответствуют прогнозным значениям ТЭБ на внутреннем рынке. Рост экспорта углеводородов целесообразно сопровождать комплексным развитием промышленных производств глубокой переработки, нефтегазохимии, предоставлением сервисных услуг, что, в частности, позволяет прокладывать новые транзитные пути поставок, оказывать определенное экономическое и административное воздействие на потребителей [10].

В силу стратегической значимости и особенностей изменяющейся конъюнктуры НГК обладает множеством специфических характеристик, что предполагает проведение в режиме реального времени постоянного мониторинга текущей внутренней ситуации, действий ведущих мировых государств и нефтегазовых компаний. Это позволяет не допускать критических ситуаций, например, избыточного заполнения нефтеналивных терминалов, отслеживать изменения в международно-правовых аспектах регулирования, позиции международных институтов, законодательство зарубежных стран в НГК, изучать их энергетическую инфраструктуру, осуществлять долгосрочное прогнозирование основных показателей функционирования, что обусловливает возможную корректировку применяемых форм и инструментов ГР, позволяет уменьшить экспортные и транзитные риски.

Вклад нефтегазового комплекса в достижение технологического суверенитета российской экономики

В стратегической перспективе колоссальные разведанные запасы углеводородов позволяют России сохранить ведущие позиции на глобальном энергетическом рынке, в рамках которого следует взаимодействовать как можно с большим количеством участников, что открывает дополнительные возможности развития, содействует заключению новых контрактов, в частности на поставку СПГ. В целом правовые и институциональные условия как внутри страны, так и в зарубежных государствах являются неотъемлемой составляющей улучшения инвестиционного климата. Кроме того, в ближайшее время возможно открытие новых крупных нефтегазовых залежей.

Долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса закладывается в основание устойчивого развития всех сегментов НГК, позволяет нарастить инвестиционные возможности, существенно повысить эффективность функционирования за счет сокращения издержек, строительства оптимальных маршрутов нефтегазопроводов, обеспечения транспортной и энергетической безопасности в регионах. Государство регулирует степень участия иностранного капитала в наиболее значимых проектах; в свою очередь, субъекты Федерации способны обмениваться успешными практиками регулирования, перенимать опыт муниципалитетов зарубежных стран. Подобная стратегия позволяет обеспечить значительные конкурентные преимущества на глобальном нефтегазовом рынке, содействует укреплению национальной экономики.

Фактически углеводороды являются безвозмездной природной рентой, находящейся в недрах страны, которые необходимо просто извлечь, переработать и производительно направить на внутреннее потребление или экспорт, а полученные доходы – предельно результативно вкладывать в национальную экономику. Особое внимание должно уделяться развитию социально-экономической инфраструктуры регионов в контексте снижения энергоемкости глобальной экономики и крупнейших индустриально развитых государств, что, в свою очередь, подразумевает дальнейший дополнительный приток капитала, технологическое обновление всех энергетических объектов. Принятие законодательных актов в данной области требует комплексного подхода, понимания долгосрочных перспектив и методов достижения целевых показателей. При этом учитываются специфика, множество факторов и направлений воздействия, включая особенности международного права, экономик зарубежных стран, проводимой ими энергетической политики, в результате чего существенно возрастает степень ответственности исполнителей.

Устойчивое развитие НГК предопределяется долгосрочным качественным улучшением макроэкономических и отраслевых показателей, влечет за собой минимизацию воздействия на окружающую среду, оказывает благоприятный экологический эффект. Улучшение экологической ситуации невозможно без дополнительного притока инвестиций в НГК, глубокую очистку и переработку углеводородов, их прагматичного потребления. Изменения внешней конъюнктуры не должны оказывать негативного воздействия на национальную экономику, что возможно при эффективном использовании форм и инструментов ГР, сглаживающих негативные проявления, обеспечивающих устойчивость к различным рискам, учитывающих передовые технологии и мировые тенденции в экологической сфере. Рациональное природопользование является неотъемлемой составляющей повышения энергоэффективности российской экономики и всех сегментов национального НГК [15].

Зарубежные технологии вполне могут способствовать импортоопережению на всех этапах производственных процессов. Это затрагивает не сколько аспекты экономического шпионажа, сколько вопросы принятия передовой мировой практики, участия в различных выставках, форумах и конференциях, обеспечивающих необходимый приток интеллектуального капитала в условиях санкционной политики, способных эффективно реализоваться на практике в части научно-технологического развития [12, 14]. Аналогично передовые российские разработки в различных сегментах НГК, в т.ч. глубокой переработки и нефтегазосервиса, также могут успешно экспортироваться. Фактически это является одной из основных задач внешней энергетической политики и укрепления национальной экономики [21]. При этом публикуемая аналитическая информация по различным направлениям развития нефтегазового производства, в т.ч. с участием ведущих мировых экспертов, может выступать осознанным вбросом с целью дезинформации либо дополнительного извлечения прибыли в результате возникающих последствий.

НГК выступает важнейшим направлением межгосударственных взаимодействий внешнеэкономической политики: часть вопросов выносится в международную повестку в рамках объединений отдельных стран по географическому, энергетическому либо иному принципу. На данном уровне отдельного внимания заслуживают взаимодействия России с государствами-импортерами углеводородов, в первую очередь в рамках ЕАЭС, странами СНГ, европейскими и азиатскими потребителями, что в некоторой степени оказывает воздействие на глобальный ТЭБ. В целом пласте вопросов Россия играет связующую роль, вполне может достигать наиболее приемлемых условий, в т.ч. в отношении экспортных цен на поставку энергоносителей, обеспечения национальной безопасности, совместного развития энергетической инфраструктуры; ключевое значение отводится сегменту транспортировки углеводородов.

Особый акцент ставится на развитии неарктических шельфовых акваторий, обладающих значительно более благоприятными условиями добычи и ее относительно низкой себестоимостью в сравнении с глубоководным шельфом северных морей, жестком противодействии активизации позиций ряда зарубежных стран, корпораций и институтов в отношении посягательств на российские национальные и энергетические интересы, в т.ч. принадлежности отдельных месторождений, углеводородных проектов, нефтегазоносных участков и целых территорий, на которые Россия имеет международные права.

Подавляющее большинство государств-импортеров углеводородов, в частности США и ряда европейских стран, имеют собственную нефтегазовую инфраструктуру, что предполагает учет их интересов, стратегических приоритетов, вопросов национальной безопасности при формировании государственной энергетической политики, нацеленной на планомерное достижение поставленных ориентиров. Внешнеэкономические взаимодействия с потребителями углеводородов также могут быть взаимовыгодными в связи с тем, что отдельные государства являются производителями передового нефтегазового оборудования и поставщиками сервисных услуг, которые могут быть эффективно применены в российской промышленности. Кроме того, они обеспечивают рост экспортных нефтегазовых доходов бюджета и дополнительный приток капиталовложений в НГК. Значимым направлением внешнеэкономического развития выступает не только экспорт сырых нефти и газа, но и конечной продукции, которая в отдельных случаях может быть доставлена напрямую конечным потребителям. Это возможно при детальной проработке совместных двусторонних соглашений, развитии глубокой внутренней переработки углеводородов и нефтегазохимии, внедрении новых форм и инструментов ГР НГК [2, 20].

Строительство и функционирование отдельных транспортных потоков углеводородов в сопредельных с Россией странах может происходить без участия отечественных предприятий. Даже конкуренция между государствами или корпорациями вполне способна привести к долгосрочному взаимовыгодному сотрудничеству; так, ключевые цели и тактические задачи должны быть разграничены. На первоначальном этапе подобных взаимодействий следует устранять любые возможные конфликты и противоречия. Целесообразно учитывать, что в зависимости от ситуации или воздействия факторов потребители российских углеводородов могут резко изменить собственную позицию.

Доминирующая позиция стран Запада в решении ряда ключевых энергетических вопросов достигалась за счет собственной экономической и военной мощи, участия в управлении мировой финансовой системой, глобальных финансовых институтов и крупнейших нефтегазовых корпораций. В историко-экономическом отношении они имеют значительно больший опыт и потенциал функционирования в условиях капиталистической системы, определения механизмов, технологий, средств и способов воздействия на происходящие в НГК процессы, преобразования и события. Жесткое пресечение попыток зарубежного вмешательства в сферу национальных приоритетов и взаимосвязи с другими государствами и нефтегазовыми предприятиями должно учитывать баланс глобальных интересов в энергетической сфере, в т.ч. взаимоотношения США и Китая как ведущих мировых экономик.

Стратегические приоритеты государства закладываются в основу как международных взаимодействий, устойчивых долгосрочных энергетических отношений с крупнейшими производителями и потребителями углеводородов, так и формирования новых, совершенствования действующих форм и инструментов ГР НГК, впоследствии подлежащих корректировке. Любые возникающие на мировом энергетическом рынке события, в частности, международные военные конфликты, следует обращать в собственную пользу. Так, например, ситуация в Сирии и Ливии способствовала постепенному восстановлению экономик и политических позиций данных стран, позволила обеспечить значительные дополнительные бюджетные поступления от экспорта вооружений, участвовать в разработке зарубежных нефтегазовых проектов, в т.ч. крупнейших, в ходе реализации которых особый акцент ставился на бережном отношении к местной экологии. Фактически накопленный опыт материализуется, обеспечивает укрепление военно-промышленного потенциала, дополнительные возможности для социально-экономического развития национальной экономики.

В отношении отдельных стран, их объединений, международных организаций, энергетических корпораций или нефтегазовых проектов может применяться точечный индивидуальный подход направленного регулирующего воздействия, учитывающий специфику и характеристики субъекта энергетических отношений, конъюнктуру, состояние институциональной среды и инфраструктуры, т.е. охватывающий множество различных факторов влияния. В этой связи интересен опыт США втягивания в долговую каббалу ряда нефтегазовых государств и последующей разработки местных месторождений, сопровождаемый уничтожением национальных экономик и экологии в местах освоения углеводородных залежей и осуществления проектов.

Развитие Восточно-Сибирского и Дальневосточного нефтегазовых центров сопряжено с созданием специализированных форм и инструментов ГР НГК под конкретные условия взаимодействий с крупнейшими мировыми потребителями углеводородов, в первую очередь стран Азии. Следует учитывать специфические условия их практического осуществления и функционирования [17, 19]. Определенный опыт подобных взаимодействий имеется у Казахстана и Китая, когда отдельные местные предприятия, месторождения минерально-сырьевых ресурсов, транспортные магистрали и земельные участки были проданы, полностью перешли под управление и контроль китайских компаний. Это было обусловлено необходимостью развития «экономического пояса Шелкового пути» за счет использования стратегии мягкой силы для расширения внешнеэкономической деятельности, решения значимых макроэкономических вопросов и частичного инвестирования колоссального объема накопленных финансовых резервов.

Национальные нефтегазовые компании обычно полностью поддерживаются правительствами стран их базирования, что учитывается при изучении возможных рисков осуществления энергетических проектов, законодательства данных стран. Зарубежные нефтегазовые корпорации и институты могут обмениваться накопленным опытом и компетенциями, эффективно внедрять на практике новейшие научные достижения с целью существенного расширения направлений деятельности, увеличения добычи и производства продукции, используя собственные активы и рычаги воздействия. Это возможно благодаря задействованию значимых механизмов реализации, позволяющих устранить риски, конкурентные барьеры в виде влияния крупных игроков мирового энергетического рынка на внутренние процессы, что особенно заметно в целом ряде нефтегазовых стран, имеющих военные конфликты.

Выводы и рекомендации

На современном этапе трансформационные изменения позволяют осуществить прорывные темпы экономического развития за счет новейших технологических и цифровых достижений [5, 9]. Особое внимание уделяется реализации государственной программы «Цифровая экономика»[2], скорости принятия и исполнения регулирующих решений, совместной реализации государства и предприятий ключевых целевых показателей энергетической стратегии. Совершенствование нормативно-правовой базы предполагает ее соответствие текущим и перспективным условиям, регулярный пересмотр и корректировку стратегических и программно-целевых документов, разрешение возможных разногласий, отсутствие разрозненности в действиях различных министерств и ведомств. В совокупности она комплексно охватывает весь спектр направлений ГР НГК: вопросы обеспечения национальной и энергетической безопасности, экологии и охраны окружающей среды, разработку прогнозов и сценариев устойчивого развития нефтегазового рынка, промышленного производства, предупреждения рисков, в т.ч. неучтенных ранее, с разделением по причинам их формирования и др.

Межведомственное взаимодействие осуществляется в рамках совместных мероприятий с привлечением собственников, менеджмента предприятий, ответственных за конкретное направление исполнителей, ведущих экспертов. Для принятия регулирующих мер могут потребоваться жесткие политические решения организаторов, слаженная работа различных институтов системы государственного управления. Эффективность воздействия определяется постановкой целей и задач, практической реализацией «снизу» в кратчайшие сроки, с доскональным изучением и детальной проработкой всех факторов, аспектов влияния и рисков на национальном уровне. Развитая институциональная платформа способна ликвидировать излишние временные разрывы между принятием решений и их исполнением, нивелировать неудачный опыт прошедших экономических реформ.

Взвешенные регулирующие решения в рамках направлений внешнеэкономической деятельности возможны с учетом различных позиций государственных ведомств, ключевых предприятий национальной нефтегазовой отрасли и ведущих экспертов, осуществляются воедино, совместно дополняют друг друга. В качестве возможной меры предполагается усиление контрольно-надзорной функции государства. В отношении различных направлений НГК – они сугубо индивидуальны, однако общая выстроенная концепция позволяет свести их к сходным и прогнозируемым результатам. В данном аспекте также целесообразно изучить законодательный опыт отдельных государств и управленческий – некоторых корпораций с целью своевременного разрешения всех существующих и потенциальных вопросов. Выверенность и согласованность регулирующих действий сопряжены с отсутствием некорректных или излишне конфиденциальных высказываний представителей органов государственной власти в силу эффективности рынка и того, что ряд вопросов, связанных с НГК, находятся на стыке с государственной и военной тайной.

Нефтегазовые предприятия заинтересованы в защите частной собственности, вносят предложения, предлагают сценарии и механизмы развития, оказывают содействие в достижении государственных целевых показателей. Это относится к новым формам или инструментам ГР НГК, которые должны пройти переход от формулирования и обсуждения до практического исполнения за счет определенных средств, технологий, методологического инструментария и регулирующих действий. Интересы российского нефтегазового бизнеса простираются не только на внутреннем рынке, но и в расширении взаимодействий с зарубежными партнерами. Созданные институты могут напрямую взаимодействовать с иностранными предприятиями, что открывает дополнительные перспективы внешнеэкономического роста. Миссия и ценности нефтегазовых компаний не должны противоречить государственным целям и задачам; результируя их позицию, государство должно отстаивать корпоративные интересы российских предприятий на зарубежных рынках.

Разработка и обозначение целевых ориентиров способствуют упрощению поиска кратчайшего пути их достижения, принятию оптимальных регулирующих решений, устранению возможных барьеров и рисков. Совместная аналитическая, научно-исследовательская деятельность и социально-экономическое взаимодействие государства и нефтегазовых предприятий в регионах присутствия выражаются в т.ч. в проведении совместных мероприятий, формулировании предложений по корректировке нормативно-правовой базы. Необходимость в разработке стратегий развития нефтяной и газовой отраслей, концепции энергетической безопасности и других документов, определяющих перспективы развития национального НГК, которые неразрывно связаны, учитывают и дополняют государственную экономическую политику, возникла в т.ч. по причине поиска баланса отраслевых взаимодействий. Российский НГК является значимым инструментом воздействия на зарубежные страны при обсуждении различных экономических и военно-политических вопросов, для практической реализации решений которых формируется новый состав исполнителей, создаются коллегии или иные совещательные органы.

Взаимодействие с нефтегазовыми компаниями, институтами и другими субъектами экономической деятельности способствует осуществлению крупнейших нефтегазовых проектов, в т.ч. с прямым участием иностранного капитала и использованием наиболее современных зарубежных технологий. Реализация каждого последующего проекта фиксирует прогресс в различных направлениях НГК, корректирует план дальнейших регулирующих действий с учетом текущих изменений. Создаваемые механизмы и технологии воздействия способны накапливать кумулятивный социально-экономический эффект. Долгосрочные взаимодействия, основанные на заключенных контрактах по освоению разведанной базы МСБ и будущих поставках, выступают гарантом безопасности и стабильности при осуществлении проектов, своеобразным страховочным инструментом от недружественных поглощений или иных видов рейдерских захватов предприятий.

На современном этапе завершается процесс создания институциональной платформы, на которой возможны прорывные темпы развития как НГК, так и национальной экономики в целом, определяются различные способы его достижения. Сотрудничество в одних направлениях ГР может предполагать определенное противодействие государства и предприятий в других: любые возникающие вопросы следует рассматривать как дополнительные возможности роста. Их комплексное изучение, применение конкретного, точечного воздействия определенными методами, формами и инструментами воздействия, сведение воедино, без каких-либо разрозненностей различных направлений государственной политики и всех сегментов НГК, обусловливает представление целостной картины, перспектив стратегического развития, выделение целевых приоритетов эффективного ГР НГК [22].

Литература

1. Актуальные технологические направления в разработке и добыче нефти и газа: публичный аналитический доклад / под науч. ред. И.Г. Дежиной, А.В. Мясникова, Д.А. Коротеева. – М.: БиТуБи, 2017. – 220 с.

2. Беилин И.Л. Новые экономические подходы к развитию горизонтальной межрегиональной промышленной политики под влиянием нефтегазовой отрасли / И.Л. Беилин // Российский экономический журнал. – 2023. – № 4. – С. 59–77.

3. Брагинский О.Б. Экономика производства и использования углеводородного сырья: мировая практика и отечественный опыт / О.Б. Брагинский, К.Н. Миловидов. – М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2018. – 424 с.

4. Винслав Ю.Б. Минерально-сырьевой комплекс России: тренды технологической модернизации и основные принципы формирования инновационной системы / Ю.Б. Винслав // Российский экономический журнал. – 2018. – № 6. – С. 27–60.

5. Воропай Н.И. Проблемы развития цифровой энергетики в России / Н.И. Воропай [и др.] // Проблемы управления. – 2019. – № 1. – С. 2–14.

6. Глазьев С.Ю. Информационно-цифровая революция / С.Ю. Глазьев // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2018. – № 1. – С. 70–83.

7. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах / С. Ю. Глазьев. – М.: Книжный мир, 2018. – 768 с.

8. Громов А.И. Ключевые драйверы, вызовы и неопределенности развития мирового нефтяного рынка в ближайшей и среднесрочной перспективе / А.И. Громов // Энергетическая политика. – 2016. – № 6. – С. 56–63.

9. Дмитриевский А.Н. Цифровая модернизация нефтегазовой экосистемы – 2018 / А.Н. Дмитриевский, Н.А. Еремин // Актуальные проблемы нефти и газа (Электронный журнал). – 2018. – № 2. – Режим доступа: http://oilgasjournal.ru/issue_21/dmitrievsky-eremin.pdf.

10. Конторович А.Э. Новая парадигма стратегии развития сырьевой базы нефтедобывающей промышленности Российской Федерации / А.Э. Конторович, Л.В. Эдер // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 2015. – № 5. – С. 8–17.

11. Лисов С.В. Минерально-сырьевой комплекс России как объект национальной промышленной политики / С.В. Лисов // Российский экономический журнал. – 2017. – № 2. – С. 36–55.

12. Макаров А.А. Возможности технологического прогресса в энергетике России / А.А. Макаров // Проблемы прогнозирования. – 2020. – № 1. – С. 71–87.

13. Мастепанов А.М. Проблемы обеспечения энергетической безопасности в новых геополитических условиях / А.М. Мастепанов // Энергетическая политика. – 2017. – № 1. – С. 20–37.

14. Миловидов К.Н. Инновационные технологии в зарубежной нефтегазовой отрасли /
К.Н. Миловидов // Neftegaz.ru. – 2021. – № 8. – С. 42–52.

15. Наталенко А.Е. Основные направления развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации / А.Е. Наталенко, В.А. Пак, А.П. Ставский // Минеральные ресурсы России: экономика и управление. – 2015. – № 1. – С. 2–8.

16. Новак А.В. Российский ТЭК 2022: вызовы, итоги и перспективы / А.В. Новак // Энергетическая политика. – 2023. – № 2. – С. 4–11.

17. Пармон В.Н. Энергоресурсы Сибири – наука и институциональные инновации / В.Н. Пармон [и др.] // Энергетическая политика. – 2019. – № 1. – С. 22–39.

18. Сечин И.И. Альтернативы мировой энергетики: трансформационные тренды и риски / И.И. Сечин // Мировая экономика и международные отношения. – 2021. – Т. 65. – № 10. –
С. 33–44.

19. Стенников В.А. Устойчивое развитие энергетики: тенденции и вызовы / В.А. Стенников // Энергетическая политика. – 2023. – № 2. – С. 32–39.

20. Скоробогатов В.А. Новая парадигма развития энергетического комплекса России в первой половине XXI века / В.А. Скоробогатов // Neftegaz.ru. – 2019. – № 5. – С. 80–89.

21. Токарев А.Н. Необходимость встраивания сервисного сектора в инновационные системы ресурсных регионов / А.Н. Токарев // Экономика и управление инновациями. – 2017. – № 3. – С. 46–51.

22. Трофимов С.Е. Совершенствование государственного регулирования нефтегазового комплекса России: проблемы теории и методологии / С.Е. Трофимов. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 337 с.

23. Трофимов С.Е. Шестой технологический уклад в обеспечении экономически устойчивого развития нефтегазового комплекса России / С.Е. Трофимов // Neftegaz.ru. – 2024. – № 4. – С. 90–99.

24. Шафраник Ю.К. Глобальные энергетические изменения и Россия. Новая карта мирового энергетического пространства / Ю.К. Шафраник // Энергетическая политика. – 2016. – № 3. – С. 3–12.

25. Шмаль Г.И. Нефтегазовый комплекс как опора для модернизации экономики России / Г.И. Шмаль. – Федеральный справочник. Национальная безопасность России. – 2016. – Т. 3. – С. 325–331.




[1] Энергетическая стратегия России на период до 2035 г. [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2020 г. № 1523-р (в ред. от 28 февр. 2024 г.) // СПС «КонсультантПлюс».


[2] Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р // СПС «КонсультантПлюс».





Статья « Роль НГК в достижении технологического суверенитета государства» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№5, Май 2024)

Авторы:
Комментарии

Читайте также