Индустриально развитые государства оказывают значительное воздействие на развитие мировой энергетики. ГР внешнеэкономической деятельности предполагает не только обеспечение энергетической безопасности, но и защиту интересов крупнейших национальных нефтегазовых компаний на иностранных рынках. В частности, это характерно в отношении доступа к МСБ зарубежных государств, т.е. наличию рынков сбыта для производимой продукции, стабильных объемов поставок и высоких цен, обеспечивающих существенный приток экспортной выручки. Деятельность созданных институтов основательно влияет на ключевые отраслевые показатели, в т.ч. за счет заключенных контрактов. Предметом отдельного исследования могут выступать вопросы транзита российских углеводородов через территорию зарубежных государств, сложные внешнеэкономические отношения с некоторыми европейскими странами, а также поставки в Восточную Азию (Китай, Южную Корею, Японию и др.).
Именно создание необходимых институциональных условий обеспечивает проведение целостной государственной политики в НГК, для реализации которой требуется комплекс форм и инструментов регулирования; часть из них впоследствии способны видоизмениться или могут перестать применяться. Задействование ресурсов для использования всех возможностей, созданных международными институтами, предполагает ускорение реализации принятых решений и больший простор для их исполнения при соблюдении национальных интересов за счет как уже созданных, так и формируемых инструментов регулирования, учитывающих сущность и специфику НГК [12].
Экономически устойчивое развитие национального НГК невозможно без совершенствования на международном уровне институциональной составляющей в отношении расширения взаимодействий с крупнейшими нефтегазовыми корпорациями, объединениями стран, ведущими консалтинговыми, аналитическими компаниями, Всемирным банком, МВФ, другими финансовыми, научно-технологическими и прочими институтами глобальной экономики, непосредственно влияющими на происходящие в НГК процессы. Наиболее значимые, глобальные вопросы, нерешаемые в рамках взаимодействий отдельных государств, могут быть вынесены на обсуждение в ООН.
На современном этапе цифровой трансформации субъекты экономической деятельности становятся более уязвимыми в силу большей прозрачности информации и недостаточной защиты данных. Ожесточенная конкурентная борьба и, по сути, торговая война между США и Китаем вполне может служить дополнительным источником экономического роста в России, а также вектором развития глобальной экономики: одним из наиболее актуальных вопросов внутренней энергетической повестки является состояние НГК и перспективы его стратегического развития в обеих странах. Принятие государственных решений в НГК одновременно учитывает множество аспектов влияния, постоянный мониторинг спроса и предложения на углеводороды в ведущих индустриальных странах и государствах-партнерах, особенности их правовой системы и сформированных институтов, оценку сложившейся конъюнктуры, что особенно актуально в процессе глобализации мировой экономики.
Прагматичные международные взаимодействия содействуют стратегическому развитию НГК и достижению целевых показателей, призваны повлечь за собой синергетический эффект, позволяют избежать множества деструктивных факторов. Практически все экспортные поставки углеводородов в России осуществляются по различным маршрутам в страны Европы, СНГ и Восточной Азии. Рост внешнего спроса на углеводороды позволяет заключать долгосрочные контракты на более выгодных с ценовой точки зрения условиях [14]. Фактически конкуренция между потребителями за право стабильных бесперебойных поставок способствует повышению экспортных цен, развитию внутреннего промышленного производства. Выделение на мировой энергетической карте регионов производителей и потребителей для решения ключевых вопросов в НГК осуществляется в рамках созданных эффективных институтов глобальной энергетической политики, которые выстроены как по горизонтальному, так и по вертикальному типу [20].
Не углубляясь в различные ответвления, в контексте исследования институционализм предполагает создание и функционирование различных институтов, в первую очередь международных с участием России (БРИКС, ВТО, ЕАЭС, ООН, ШОС и др.), деятельность которых призвана обеспечить совершенствование ГР НГК.
Специфика институциональных факторов государственного регулирования НГК России
На обсуждение положений и принятие международных решений по вопросам национальной и энергетической безопасности среди производителей и потребителей углеводородов значительное воздействие оказывают глобальные нефтегазовые корпорации. Это может проявляться в конфликтах интересов, основанных преимущественно на степени влияния, размерах получаемой прибыли, доступе к центру принятия решений и ресурсной базе. Дальнейшая существенная корректировка глобального ТЭБ в отношении производства и потребления способна отразиться на ключевых маршрутах поставок углеводородов.
Множество существующих конфликтов и противоречий имеют глубокую историческую ретроспективу: для их преодоления предлагалось создать совместные программы развития НГК ряда государств, учитывающих различные позиции субъектов экономической деятельности, собственные интересы партнеров, стратегические планы развития энергетики и основных транзитных путей. Взаимодействие данных государств и глобальных нефтегазовых корпораций, старающихся не допустить к центру принятия решений прочих участников нефтегазового рынка, находит отражение в их конкурентоспособности, финансовых возможностях и степени влияния, способствует устранению излишних звеньев и барьеров во взаимоотношениях.
Производители и потребители углеводородов стремятся снизить риски поставок, обусловленные политическими, экономическими или технологическими причинами. Монопсония потребления российских углеводородов со стороны Китая в азиатском направлении выступает не единственным индикатором. Не менее актуальны и иные направления экспорта: Япония, Индия и др. В долгосрочной перспективе спрос и предложение сводятся к равновесию и внутреннему балансу, при этом важны их устойчивость и прогнозируемость [11]. Значительный объем функций возьмет на себя искусственный интеллект, а ключевыми трендами станут максимальная эффективность и прозрачность функционирования российского НГК на национальном рынке и в рамках международных взаимодействий.
Определяющим фактором значительного снижения энергоемкости глобальной экономики становится рост численности населения. Обеспеченность страны углеводородным сырьем, необходимым для развития промышленных производств, является неотъемлемой составляющей национальной и энергетической безопасности. Для государств-потребителей важно удовлетворить внутренний энергетический спрос за счет собственных ресурсов с целью уменьшения внешней зависимости. Снижение нетто-импорта углеводородов представляется возможным благодаря
существенному повышению энергоэффективности, повсеместному использованию энергосберегающих технологий, разработке соответствующих государственных программ. ТЭБ государства должен отображать перспективы устойчивого роста национальной экономики [1, 21].
Проведение дополнительных ГРР в континентальной части, постановка на государственный баланс дополнительных разведанных запасов МСБ, развитие глубокой переработки углеводородов в различных регионах с целью увеличения экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, экологизация всех этапов производственных процессов свидетельствуют о необходимости уточнения существующих механизмов взаимодействий государства и нефтегазовых компаний, разработки алгоритмов и схем, органично встраиваемых в механизм ГР НГК, его форм и инструментов с учетом лоббирования интересов участниками энергетических отношений [10].
Отдельные международные энергетические институты находятся в процессе собственной реструктуризации, заинтересованы в повышении эффективности взаимодействий с правительствами стран базирования месторождений и проектов. Непрерывная аналитическая работа по различным направлениям нефтегазовой деятельности с учетом накопленного опыта и в целом истории развития отрасли в полной мере проявляет на практике принцип меритократии идей. К внешним рекомендациям и исследованиям в отношении российского ТЭК следует подходить с осторожностью: они могут преследовать исключительно интересы тех, кто их финансирует. При этом следует учитывать отдельные качественные предложения по улучшению функционирования НГК и национальной экономики. Различные государственные ведомства, консультативные и совещательные органы также способны постоянно реформироваться в соответствии с требованиями цифровой трансформации: в приоритете стратегические цели, основанные на передовой российской научно-технической и производственной базе.
Ценовые уступки по экспортным контрактам возможны в случае долгосрочного прагматичного межгосударственного партнерства, ответных перспектив развития. Конкретные рычаги воздействия на энергетические компании и происходящие в НГК процессы в каждой стране в целом индивидуальны: так, возможный искусственный дефицит нефтегазовой продукции на внутреннем рынке и действия, приведшие к нему, должны жестко пресекаться антимонопольными органами. Аналогично пресечение сговора отдельных стран на глобальном энергетическом рынке по возникающим вопросам позволяет более рационально использовать углеводородные ресурсы.
Развитие институциональной платформы функционирования НГК России
Одной из задач технологических проверок выступает контроль в целях обеспечения энергетической безопасности государства. В отдельных случаях искусственно создаются кризисные ситуации с целью проверки устойчивости энергетической системы, недопущения использования промышленного шпионажа, для извлечения прибыли, получения необходимой реакции, уступок или иных дивидендов со стороны государства или предприятий. Обычно они могут возникать циклически из-за отсутствия необходимых профессиональных компетенций ответственных лиц. В подобной ситуации приводятся в исполнение антициклические и иные регулирующие НГК меры. Для обеспечения надежности и бесперебойности поставок взаимодействие производителей и потребителей углеводородов может осуществляться без посредников.
Собираемая в режиме реального времени аналитическая информация о состоянии НГК, ресурсной базы, проектов и месторождений агрегируется в ежегодные показатели, которые впоследствии исследуются искусственным интеллектом для выявления скрытых закономерностей и причинно-следственных связей, которые не под силу даже наиболее современным суперкомпьютерам. Полнота данной информации без сокрытия в себе значимых элементов воздействия позволяет пресекать различные манипуляции субъектов нефтегазовой деятельности с целью извлечения дополнительной прибыли. При этом учитываются уровень развития ВИЭ и перспективы освоения нетрадиционных углеводородов, которые также находят отражение в показателях устойчивости нефтегазовой отрасли.
Эффективность механизма функционирования ГР НГК заключается в моментальном принятии регулирующих мер в ответ на различные ситуации, увеличении глубины и объемов переработки углеводородов. Бесперебойность поставок является основным вопросом для государств нетто-импортеров энергоносителей, которые заинтересованы в их диверсификации, стабильной политической и экономической ситуации в странах-экспортерах.
Осуществляемый государством риск-менеджмент, изучение долгосрочных перспектив развития НГК, состояния глобальных энергетических рынков в разрезе отдельных стран и регионов неразрывно связаны с комплексным повышением энергоэффективности и обеспечением энергетической безопасности, требующими детальной предварительной подготовки. Развитие взаимодействий с международными энергетическими институтами способствует появлению экономических возможностей, обмену накопленным опытом, привлечению дополнительных инвестиций во все сегменты НГК, в целом обеспечивает повышение эффективности его функционирования. Из подобных взаимодействий нецелесообразно в одностороннем порядке извлекать все преимущества, т.к. это может вызвать предсказуемую негативную реакцию других партнеров по энергетическим отношениям; прагматичнее ориентироваться на стратегическую перспективу.
Цифровая трансформация российской экономики и НГК содействует их устойчивому развитию, становлению институтов регулирования, технологической модернизации действующих и строительству современных нефтегазовых предприятий, разрешению региональных социально-экономических и инфраструктурных вопросов, справедливому распределению нефтегазовых доходов [5, 6]. Международные институты с участием России призваны укрепить экономические, энергетические и военные позиции, государственные перспективы, расширить взаимодействия с зарубежными корпорациями. Появление симптомов «голландской болезни» в российской экономике должно способствовать извлечению максимальных конкурентных преимуществ из возникающих ситуаций: согласно данной концепции, недопустимо излишнее вливание финансовых ресурсов в экономику или конкретный регион в силу инфляционных рисков [8, 9]. Отчасти этим объясняется крах национальной экономики Венесуэлы и произошедший там государственный переворот.
Комплексное развитие всех сегментов НГК подразумевает моментальное решение наиболее актуальных вопросов, устранение излишних и деструктивных факторов на первоначальном этапе, что не влечет за собой последующую негативную спираль. Взаимодействие ряда государств оказывает существенное влияние на мировую энергетическую политику за счет правительств стран, национальных финансовых и созданных международных институтов, инвестиционных вложений и иных механизмов, которые могут быть напрямую не связаны с НГК.
Определенные разночтения между ведомствами внутри государственной системы способны дать мощный внутренний стимул экономически устойчивому росту. Учитываются позиции различных центров принятия решений, их соотнесение с государственными интересами и последующие воедино с ними действия для достижения целевых ориентиров, а также достаточно жесткие взаимоотношения между некоторыми западными странами и отдельными международными институтами, интересы которых в целом пласте вопросов противоречат друг другу. Взаимодействие с Россией в нефтегазовой сфере расценивается как неотъемлемая составляющая в условиях глобальной политической и экономической турбулентности; доказать монопольный сговор между отдельными государствами на мировом нефтегазовом рынке достаточно затруднительно.
Комплекс воздействия на промышленные производства и осуществляемые в НГК процессы, баланс спроса и предложения, развитие транспортной и социальной инфраструктуры в долгосрочном горизонте будут определять развитие мировой экономики и энергетики [2, 4]. Ключевые тренды глобальной энергетической политики, связанные с качественным повышением производительности труда, способствуют снижению мирового спроса с учетом определения регионов сбыта углеводородов и конкурентности предлагаемых цен. Производители строят необходимую инфраструктуру и частично владеют ею в отдельных государствах-импортерах. Вопросы обеспечения энергетической безопасности остро стоят в государственной повестке множества стран, которые заранее просчитывают различные риски и возникающие противоречия в международных взаимоотношениях. В российской экономике действуют несколько центров производства и потребления, оказывающие непосредственное воздействие на развитие национального НГК. Показателями, характеризующими их, являются, в частности, состояние МСБ, расширение технологических и инфраструктурных возможностей по рациональному и эффективному недропользованию.
Рост потребления углеводородов в промышленно развитых странах обычно приводит к усилению конкуренции между поставщиками за право дополнительного доступа на данные рынки, увеличению инвестиций в НГК, его укреплению, повышению устойчивости. Вопросы прогнозирования на глобальном энергетическом рынке регулярно обсуждаются в рамках международных институтов регулирования. Понимание конкурентных преимуществ, объективных возможностей воздействия государства на происходящие в НГК внутренние процессы обусловливает предпринимаемые государственные меры. Отчасти это вызвано тем, что производители и потребители углеводородов находятся в тесном взаимодействии между собой. Для каждого сценария развития на нефтегазовом рынке должен быть предусмотрен план и выработанный механизм действий по достижению заявленных целевых показателей, конкретные формы и инструменты ГР, а также сроки, в течение которых они должны начать функционировать. Разработанные НПА, нефтегазовые контракты, соглашения и другие виды обязательств должны предусматривать все необходимые условия для их осуществления и выполнения регулирующих действий.
Международные институты государственного регулирования НГК
Во множестве стран НГК играет важнейшую роль в интеграционных процессах, пришедших на смену глобализации в мировой экономике. Соответственно, принимаемые государственные решения в различных отраслях и сферах деятельности в значительной мере переплетены, отдельные из них подчиняются принятым ранее. В рамках интеграционных объединений отдельные вопросы ГР НГК могут передаваться на наднациональный уровень. В частности, в рамках Евразийской экономической интеграции отдельного внимания заслуживают вопросы формирования единого энергетического рынка государств ЕАЭС, стандартизации по различным направлениям в НГК, приведение к единому основанию норм, технических регламентов, правовых и регулирующих положений и др. [3]
Создание базовых институциональных предпосылок для экономически устойчивого развития НГК подразумевает органичное сочетание отдельных элементов его механизма, проработку технологий и инструментов воздействия на ключевые экономические субъекты, их права и взаимоотношения. Принимаемые государственные решения должны быть конкретными, избегать неопределенностей, что возможно при предварительном и последующем контрольно-аналитическом изучении всех аспектов воздействия, например, вопросов совершенствования механизмов внутренней биржевой торговли и на международных рынках. Используемые средства, алгоритмы и регулирующие меры со временем могут претерпевать значительные изменения в силу появления новых технологий и развития нефтегазового рынка в целом: застаивание на месте может привести к существенному отставанию в развитии от зарубежных участников энергетических отношений [13].
Спрос и предложение на продукцию НГК напрямую связаны с численностью населения, уровнем промышленного производства и другими ключевыми экономическими показателями. Взаимодействие государства и нефтегазового бизнеса, в т.ч. благодаря лоббированию интересов, содействует формированию взвешенных регулирующих решений: разработка НПА может требовать принятия подготовительных и уточняющих документов. Для достижения целевых ориентиров необходимы совместные, не разрозненные усилия множества участников нефтегазового рынка. Комплексный подход к прагматичному распределению нефтегазовых доходов позволяет повысить инвестиционную привлекательность, эффективность нефтегазовых проектов, сделать возможной их практическую реализацию при различной ценовой и политической конъюнктуре, обеспечить устойчивость и улучшить перспективы экономического развития всех сегментов НГК с учетом структуры ТЭБ зарубежных рынков сбыта.
Решение значимых нефтегазовых вопросов возможно при создании федеральных централизованных органов ГР, учитывающих в своей деятельности особенности функционирования ТЭК, его отличия от прочих отраслей и комплексов экономики, располагающих необходимыми административным ресурсом и инструментарием воздействия, полнотой информации и поступающих аналитических данных, которые следует верно интерпретировать и применить на практике. Это позволяет не допустить бесконтрольного иностранного вмешательства во внутренние энергетические процессы, перехода отдельных проектов или месторождений под контроль зарубежных государств, иностранных и иных, действующих в их интересах, субъектов экономической деятельности. Часть данных представляет собой конфиденциальную информацию, закрытую для зарубежных государств, предприятий и других участников нефтегазового рынка. Энергетическая безопасность государства напрямую взаимосвязана с внутренней политической ситуацией, а также в отдельных регионах мира – с противодействием угрозам и атакам на объекты нефтегазовой инфраструктуры.
Наличие в России уникальных запасов полезных ископаемых позволяет оказывать воздействие на мировые экономические и политические процессы. Так, взаимодействие осуществляется со странами БРИКС, ОПЕК, IEA, а также в целом ООН, ВТО и других международных институтов [16, с. 77]. Транзитные государства осуществляют экспорт углеводородов на внешние, значимые для России рынки. Особые взаимоотношения наблюдаются с государствами СНГ, выполняющими важную транзитную функцию в государства ЕС: бывшие союзные республики нуждаются в нефтегазовых ресурсах для развития промышленности, обеспечения потребностей населения и предприятий, однако в ряде случаев не готовы платить по рыночным ценам и выполнять взятые на себя обязательства.
Санкционная политика со стороны США и ряда европейских государств приостановила действие заключенных международных соглашений; в результате существенно сократился внешнеэкономический товарооборот, а также была отложена реализация множества нефтегазовых проектов на неопределенные сроки. Взаимоотношения США со странами Персидского залива и ОПЕК продолжают оставаться в центре внимания мировой геополитики, несмотря на множественные противоречия в правовом и социокультурном аспектах. Их прямым следствием является тот факт, что на конъюнктуру глобального нефтегазового рынка сильнейшее влияние оказывает волатильность мировых нефтяных цен.
В рамках ООН и его институтов поднимаются важнейшие мировые энергетические вопросы, совместные решения по которым не были приняты в ходе мероприятий или встреч регионального, национального или межгосударственного масштаба. Их рассмотрение происходит как полностью, так и частично в контексте различного рода событий и глобальных вопросов, напрямую или опосредованно через подконтрольные институты. НГК значительно влияет на темпы экономического роста с учетом географических, геологических, природно-климатических и иных особенностей месторождений и проектов. Это возникает в силу того, что данные вопросы могут быть искусственно заморожены в силу различных причин, например, внутренних противоречий, отсутствия профессиональных компетенций или использования нефтегазовыми компаниями административного ресурса.
Принципы, заложенные в основу IEA, заключаются в «диверсификации источников и совершенствовании системы борьбы с перебоями в энергоснабжении, улучшении структуры спроса и предложения на мировых энергетических рынках, поддержании на них стабильности, открытости и свободы международной торговли, а также сбалансированных цен, развитии альтернативных источников энергии, повышении эффективности и экологичности ее использования» [7, с. 155].
Проведение взвешенной внешнеэкономической политики в вопросах списания долгов государствам, обладающим запасами полезных ископаемых, подразумевает возможность получения в обмен определенных экономических и политических преимуществ, например в отношении совместного освоения месторождений. Международные институты могут служить эффективным механизмом для решения внутренних энергетических вопросов. Так, экономически устойчивое развитие НГК, энергоэффективность, экология и климатические изменения тесно взаимосвязаны. Выверенные с различных позиций государственные решения должны найти конкретные механизмы практической реализации, отражение во внутренней юридической практике и политической конъюнктуре, лежать в плоскости национального законодательства и международного права.
Экологическое направление устойчивого развития НГК особенно актуально в связи с природно-климатическими изменениями, глобальным потеплением. В ряде зарубежных стран используются штрафы либо повышенные налоги за загрязнение окружающей среды или добычу полезных ископаемых сверх нормы. Возникающие экологические вопросы должны предусматривать жесткие регулирующие меры по их решению, что особенно характерно для государств с высоким промышленно-индустриальным и инвестиционным потенциалом. ГР НГК подразумевает конкретные механизмы осуществления внешнеэкономической деятельности, разработку правил, норм и регулирующих НПА. Следует учитывать, что отдельные страны и предприятия осознанно дестабилизируют экономическую и политическую ситуацию с целью ее усложнения для достижения внутренних целей и дальнейшего извлечения максимальных конкурентных преимуществ; это требует жесткого пресечения подобных действий со стороны государства.
Отдельного внимания в развитии промышленности заслуживают проработка вопросов строительства танкерного и бурового флота, мощностей по производству СПГ, принятие регулирующих мер по повышению эффективности недропользования [15]. Таким образом, вырабатываются единые принципы, подходы и методы к улучшению результативности ГР, своего рода единая методология, основанная на комплексном экономически устойчивом развитии НГК, дальнейшей детализации документов стратегического развития энергетики, уточнении применяемого инструментария, целевых ориентиров, а также намеченных путей, средств и технологий их достижения. Конкретизация и уточнение выступают базовыми инструментами для принятых ранее государственных решений.
Значимым международным институтом взаимодействия является ВТО, вступление в которую в 2012 г. позволило расширить торгово-экономические возможности государства по ряду направлений. На деятельности предприятий НГК данный процесс практически не отразился негативно, затронул ряд аспектов функционирования: расширение экспортных поставок, совершенствование таможенно-тарифного воздействия, регулирование внутренних цен на энергоносители, международное сотрудничество в технологической сфере, дополнительный приток инвестиций в перерабатывающие и химические производства. В совокупности это стимулировало увеличение производительности в НГК, содействие экономическому росту и развитию внутренней конкурентной среды, задействование высокопрофессиональных кадров, свидетельствовало об укреплении интеграционных взаимодействий в глобальной экономике, отстаивании российскими предприятиями собственных интересов, устранении отдельных внутренних административных барьеров. В конечном итоге была обусловлена необходимость корректировки ряда отраслевых НПА, которые способствовали ориентированию на передовые мировые промышленно-технологические разработки, их последующее опережение, повышение устойчивости российских предприятий НГК, расширение доступа к нефтегазотранспортной сети для сторонних производителей, развитие сервисного сегмента и инфраструктуры.
Взаимодействие российских и зарубежных предприятий показывает значимость повышения качества антимонопольного воздействия, приведения в соответствие отраслевых процедур и норм в вопросах регулирования экспортной деятельности нефтегазовых монополий, их инвестиционной активности, предоставления бюджетного и других типов финансирования, иных направлений, связанных с возможными конкурентными ограничениями и внутренней тарифной политикой. Реформирование системы налогообложения НГК частично взаимосвязано с работой отдельных международных институтов. Изначально вступление в ВТО подразумевало множество противоречий, сопряженных с субсидированием промышленности в целом и отдельных компаний, транзитных перевозок, выравниванием цен на энергоресурсы для внутренних и внешних потребителей, предполагало различные пути решения возникающих вопросов и следующие за ними регулирующие действия. Анализ последствий вступления России в ВТО для национального нефтегазового рынка связан с открытием экономических границ и устранением внешнеторговых барьеров при экспорте первичных углеводородов и производимой продукции, свободно поступающей к конечным потребителям, учитывает возможность маневрирования при принятии государственных мер, отхода от намеченных ранее механизмов их реализации. Продолжительное вступление России в ВТО возможно сравнить с санкционной политикой по степени надуманности причин задержки.
Стимулирование развития сектора СПГ на государственном уровне обусловлено отсутствием привязки конечных потребителей к производителю, т.е. необходимости в строительстве и прокладке чрезвычайно дорогостоящих газотранспортных магистралей. Взаимодействие с международными институтами в сфере энергетики и финансов, создание внутренних институтов и расширение полномочий уже действующих предусматривает детальную проработку вопросов в различных направлениях НГК, в частности углубление Евразийской экономической интеграции и формирование единого энергетического рынка государств ЕАЭС.
ГР НГК призвано не допустить необоснованного роста производственных потерь и снижения экспортной выручки. В рамках внешнеэкономической формы ГР выстраивается взаимодействие с государствами-поставщиками энергетических ресурсов на европейский и азиатский рынки с учетом изменения экономической, политической и энергетической конъюнктуры, усиления влияния отдельных государств и нефтегазовых корпораций на принимаемые решения, что позволяет им не допускать излишней конкуренции и возникновения потенциальных барьеров. Ввиду того, что отдельные положения международных НПА могут противоречить национальным энергетическим интересам, устранение подобных противоречий и поиск наиболее конструктивных вариантов совместного развития позволяет создать дополнительные возможности и точки прорывного роста.
Международные институты могут формироваться не только по региональному признаку, но и по принципу производства и потребления углеводородов; это характерно, в частности, для ОПЕК, ФСЭГ и IEA. Индивидуально просчитываются все риски от принимаемых регулирующих решений в нефтегазовой сфере на внутреннем рынке и в стратегических взаимодействиях – на зарубежных. Так, прорабатываются технические регламенты, стандарты, меры государственной поддержки при сотрудничестве между российскими и иностранными нефтегазовыми компаниями и государствами при соблюдении положений нейтральности, прозрачности, подотчетности и укрепления устойчивости на долгосрочную перспективу.
Происходящие в современном мире экономические и политические процессы подразумевают тесное переплетение не связанных, на первый взгляд, друг с другом факторов и различных причинно-следственных положений между собой. Это способствует более детальной и взвешенной проработке решений, соответственно – совершенствованию механизма функционирования ГР НГК с учетом требований конъюнктуры и дальнейших перспектив развития. Согласно впоследствии ставшему общеизвестным высказыванию математика А. Пуанкаре, подошедшего под получившему определение Э. Лоренцом «Эффекта бабочки»: «Небольшие различия в начальных условиях рождают огромные различия в конечном явлении. Маленькая ошибка в первых родит огромную в последних. Предсказание становится невозможным» [19, с. 311]. Это особенно актуально в условиях цифровых изменений, становления эпохи искусственного интеллекта и шестого технологического уклада. При этом происходит естественный процесс развития институциональной среды, корректируются отдельные аспекты энергетической безопасности государства, обеспечения энергоэффективности производств и комплексного развития экологического направления.
Развитие межгосударственных взаимодействий содействует совершенствованию институциональной инфраструктуры, повышению экономической устойчивости НГК. На внутреннем рынке формируются ассоциации предприятий и институтов в его различных сегментах, одним из направлений деятельности которых выступает разработка предложений для органов государственной власти и заключение соглашений о сотрудничестве. На современном этапе устойчивость глобального энергетического рынка основана на балансе спроса и предложения, укреплении и развитии взаимодействий между экспортерами и импортерами углеводородов, их влиянии на экологическую ситуацию и климатические изменения; это напрямую отражается на устойчивости российской экономики [3, 18].
Противоречия российского законодательства и международных НПА, уставов организаций, институтов, результирующих положений соглашений или договоров разрешаются индивидуально в каждом отдельном случае; при отсутствии согласия – возможно выходить на более высокий уровень обсуждения, например в рамках институтов ООН. Основными принципами ведения государственной политики в НГК являются добросовестность участников экономических отношений, прозрачность и подотчетность ведения деятельности, равный недискриминационный доступ к ресурсной базе, которые должны оставаться неизменными на протяжении наиболее долгосрочного периода. Участие в работе различных международных институтов преследует исключительно национальные интересы, связано с устойчивым развитием российского НГК, его наиболее значимых секторов: глубокой переработки углеводородов, нефтегазохимии, СПГ и др. Так, газификация регионов и населенных пунктов является безусловным приоритетом в реализации национальных проектов, а следовательно, в социально-экономическом развитии НГК.
Постепенное восстановление хозяйственных связей, в т.ч. между поставщиками и потребителями в нефтегазовой отрасли, утраченных вследствие развала плановой советской экономики, потребовало длительного периода времени, преодоления государственных границ, множества других административных барьеров для бесперебойной работы энергетического сектора в ряде бывших союзных республик, экономики которых были тесно взаимосвязаны. Изменение экономической и политической конъюнктуры привело к возникновению экспортно-импортных отношений на вчерашнем внутреннем рынке, многократному росту цен для конечного потребителя за счет открытия торговых границ, неконтролируемых инфляционных процессов, появления ряда посредников и монопольного извлечения прибыли энергетическими компаниями при фактическом отсутствии регулирования и слабой правоприменительной практике. Появление новых государств, извлекающих прибыль за счет прохождения нефтегазопроводов по своей территории, на том историческом этапе сопровождалось осуществлением в них незаконных врезок для собственных нужд. Постепенное прекращение данных явлений было обусловлено планомерной стабилизацией экономической ситуации на внутреннем рынке, началом становления нормальных рыночных хозяйственных процессов с ярко выраженной российской спецификой.
Факторами, воздействующими на российскую экономику и функционирование НГК, обеспечивающими повышение их устойчивости, выступают расширение взаимодействий с государствами-импортерами, развитие нефтегазотранспортной системы, своевременное обновление производственных мощностей [1, 18]. Отдельные поставки углеводородов возможны на условиях взаимоучета, предполагающего значительные преференции при реализации проектов.
Проводимые энергетические реформы могут являться чувствительными для населения, затрагивать множество социально-экономических механизмов. Их эффективность заключается в выработке наиболее прагматичных для конкретной ситуации или проекта форм и инструментов ГР с учетом передовой мировой практики, в отсутствии разрозненности и любых деструктивных взаимоотношений между субъектами экономической деятельности, различных временных, производственных или финансовых лагов. Существовавшие в период СССР внутренние кооперационные связи превратились в международные взаимодействия экспортеров, импортеров и транзитеров энергоносителей: в странах ЕАЭС баланс спроса и предложения на них основывается на сильно заниженных по сравнению со среднемировыми ценам.
Подавляющая доля энергопотребления приграничных государств также приходится на экспорт ТЭР из России. В большинстве стран существуют значительные вопросы с финансированием и выполнением иных обязательств по уже заключенным контрактам, миграцией дешевой и преимущественно низкоквалифицированной рабочей силы, множеством внутренних социальных факторов, это находит отражение во внешней энергетической политике. В результате данные страны вынуждены прибегать к различного рода ухищрениям, играть на чувствах ответственности и долга со стороны России как старшего партнера. Неисполнение контрактов влечет жесткую ответственность, прописываемую в условиях: верховенство национального законодательства над нормами международного права было подтверждено изменениями в Конституцию РФ в 2020 г. Подобная практика должна найти отражение во множестве энергетических вопросов и взаимосвязанных отраслях экономики. В случае неисполнения контрактов возможны значительные экономические и политические преференции по другим направлениям.
В некоторых зарубежных странах ТЭК продолжает находиться в процессе передела прав собственности; отдельные из них могут требовать за транзит через свою территорию, использование нефтегазохранилищ, терминалов, портов и иных объектов инфраструктуры неоправданно завышенную цену. В свою очередь, экспортные цены только в исключительных случаях могут превышать среднемировые, обычно расчеты производятся по заниженным в сравнении с ними. Большинство государств не могут обеспечить внутренний энергетический спрос за счет собственных нефтегазовых запасов, в результате чего прослеживается разделение на экспортеров и импортеров.
При проведении государственной энергетической политики исключительный приоритет национальных интересов с учетом понимания стратегических ориентиров иностранных государств и зарубежных нефтегазовых компаний подразумевает прагматичные регулирующие меры, препятствие появлению и устранение искусственных барьеров, возникших в результате внутренних процессов, действий партнеров или третьих сторон. Кратчайшее достижение намеченных ориентиров предполагает ранжирование целей и задач по степени значимости, их разделение на более мелкие подзадачи, методичное и последовательное исполнение. Это относится ко всем экономическим вопросам в целом, характерно при установлении роли и функций энергетических партнеров, для взаимодействий по крупнейшим проектам, долгосрочного финансирования, исполнения взятых обязательств. Множество нефтегазовых компаний, проектов и взаимоотношений между субъектами экономической деятельности не имеют потенциала и возможностей развития: для них наиболее важно сосредоточиться на новых перспективных точках роста, разработке значимых и крупных месторождений, поиске стратегических финансовых и энергетических партнеров. Реализация углеводородов и продуктов их переработки служит основанием институциональной платформы НГК, связанной в т.ч. с комплексным внедрением новейших цифровых технологий [4, 11].
Выводы и рекомендации
На современном этапе планомерное восстановление мирохозяйственных контактов и обрастание новыми взаимодействиями способствовали возвращению к исходным позициям промышленного производства за счет строительства современных предприятий. Доступ к отдельным значимым зарубежным объектам инфраструктуры стал возможен благодаря беспрепятственному выходу на европейский нефтегазовый рынок, сопряженный с обеспечением углеводородами государств, по территории которых осуществлена прокладка трубопроводов, и прилежащих к ним стран. Энергетическая безопасность на объектах инфраструктуры, в т.ч. в государствах ЕАЭС, влияет на объемы экспорта нефтегазовой продукции. Взаимодействие на справедливой конкурентной основе способствует комплексному развитию национальной нефтегазовой отрасли: преимущественно, именно потребители определяют предпочтительных поставщиков. Это содействует развитию внутренней глубокой переработки углеводородов, альтернативных источников энергии, позволяет заключать долгосрочные контракты по новым направлениям поставок.
Для государств-импортеров важно соответствовать сложившейся конъюнктуре рынка либо полностью изменять ее для получения собственных исключительных преимуществ, достижения экономической и политической стабильности. Принятие во внимание ТЭБ сопредельных стран-потребителей и перспектив их развития содействует повышению устойчивости национального НГК, росту экспорта. Значительные качественные изменения структуры международных взаимоотношений в НГК были обусловлены тем, что многими странами взят курс на долгосрочное развитие национальных экономик, проходящее через призму внутренних государственных переворотов и, в отдельных случаях, перераспределение собственности.
Увеличение экспортных поставок осуществляется через многостороннее взаимодействие, что содействует развитию всех сегментов внутреннего нефтегазового рынка, связанных с ним отраслей промышленности и сервисных услуг, научно-производственной базы, сопряжено с внедрением новейших технологий. Глобальное энергетическое лидерство России предопределяет одним из направлений развития и совместного обмена опытом разработку нефтегазовых месторождений в зарубежных странах. При проведении государственной энергетической политики учитываются позиции ряда государств по возникающим отраслевым вопросам, позволяющие расширить международное присутствие российских предприятий на мировом нефтегазовом рынке.
Статус глобальной энергетической державы предусматривает дополнительные взятые обязательства. ГР внешнеэкономической деятельности в НГК, взаимодействие зарубежных правительств и российских нефтегазовых предприятий предполагает получение необходимого опыта и технологий, привлечение российских капиталовложений в наиболее значимые зарубежные энергетические проекты, совместное участие в их осуществлении, содействие развитию инфраструктуры и сохранению окружающей среды. НГК выступает важнейшим сегментом в Евразийском интеграционном процессе, в т.ч. за счет доставшейся от СССР материально-технической и производственной базы.
Таким образом, циклическое развитие экономики позволяет открывать в кризисные периоды дополнительные точки роста благодаря стабильному функционированию НГК, отсутствию значительных временных и финансовых лагов между принятием регулирующих мер и их исполнением. Элементы единого экономического механизма взаимосвязаны между собой, в т.ч. в отношении НГК, сопряженных отраслей промышленности, социальной сферы. Это обусловливает необходимость бесперебойной работы энергетической системы государства, возможно при понимании стратегических целей и приоритетов зарубежных государств, их соотнесении с национальными задачами, совместном решении оперативных и долгосрочных вопросов, противодействии внешним рискам и конкуренции [17].
Литература
1. Алекперов В.Ю. Нефть России: прошлое, настоящее и будущее / В.Ю. Алекперов. – М.: Креативная экономика, 2011. – 432 с.
2. Березинская О.Б. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения / О.Б. Березинская, А.Л. Ведев // Вопросы экономики. – 2015. – № 1. – С. 103–115.
3. Глазьев С.Ю. О стратегических направлениях развития ЕАЭС / С.Ю. Глазьев // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2020. – № 1. – С. 11–30.
4. Громов А.И. Ключевые драйверы, вызовы и неопределенности развития мирового нефтяного рынка в ближайшей и среднесрочной перспективе / А.И. Громов // Энергетическая политика. – 2016. – № 6. – С. 56–63.
5. Дементьев В.Е. Технологическое развитие и структурные изменения в экономике / В.Е. Дементьев // AlterEconomics. – 2022. – Т. 19. – № 1. – С. 116–130.
6. Дмитриевский А.Н. Современная НТР и смена парадигмы освоения углеводородных ресурсов / А.Н. Дмитриевский, Н.А. Еремин // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2015. – № 6. – С. 10–16.
7. Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика /
С.З. Жизнин. – М.: Ист Брук, 2005. – 638 с.
8. Как избежать ресурсного проклятия / под ред. М. Хамфриса, Д.Д. Сакса, Дж.Ю. Стиглица. – М.: Изд-во ин-та Гайдара, 2011. – 464 с.
9. Кудрин А.Л. Влияние доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов на денежно-кредитную политику России / А.Л. Кудрин // Вопросы экономики. – 2013. – № 3. – С. 4–19.
10. Литвиненко В.С. Оценка роли государства в управлении минеральными ресурсами / В.С. Литвиненко [и др.] // Записки Горного института. – 2023. – Т. 259. – С. 95–111.
11. Мастепанов А.М. Прогнозы развития мирового нефтегазового комплекса как отражение глобальных проблем и тенденций энергопотребления / А.М. Мастепанов // Нефтяное хозяйство. – 2018. – № 5. – С. 6–11.
12. Миловидов К.Н. О некоторых методических вопросах государственного регулирования в нефтегазовом секторе / К.Н. Миловидов // Энергетическая политика. – 2012. – № 5. – С. 72–81.
13. Пармон В.Н. Энергоресурсы Сибири – наука и институциональные инновации / В.Н. Пармон [и др.] // Энергетическая политика. – 2019. – № 1. – С. 22–39.
14. Перспективы экспорта энергоресурсов из России: социокультурные, экологические и технологические аспекты / под общ. ред. В.В. Клименко. – М.: Энергия, 2017. – 160 с.
15. Токарев А.Н. Анализ влияния институциональных условий на политику нефтяных компаний в сфере недропользования / А.Н. Токарев // Мир экономики и управления. – 2016. –
Т. 16. – № 2. – С. 132–144.
16. Трофимов С.Е. Государственное регулирование нефтегазового комплекса в условиях цифровизации мировой экономической системы / С.Е. Трофимов // Управленческие науки. – 2023. – № 1. – С. 71–82.
17. Трофимов С.Е. Совершенствование государственного регулирования нефтегазового комплекса России: проблемы теории и методологии / С.Е. Трофимов. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 337 с.
18. Уэст Дж. Масштаб: Универсальные законы роста, инноваций, устойчивости и темпов жизни организмов, городов, экономических систем и компаний / Дж. Уэст. – М.: Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2018. – 512 с.
19. Хорган Дж. Конец науки: взгляд на ограниченность знания на закате Века науки / Дж. Хорган. – СПб.: Амфора, 2001. – 479 с.
20. Шафраник Ю.К. Глобальные энергетические изменения и Россия. Новая карта мирового энергетического пространства / Ю.К. Шафраник // Энергетическая политика. – 2016. – № 3. – С. 3–12.
21. Эволюция мировых энергетических рынков и ее последствия для России / под ред.
А.А. Макарова, Л.М. Григорьева, Т.А. Митровой. – М.: ИНЭИ РАН, АЦ при Правительстве РФ. – 2015. – 400 с.