USD 99.9971

0

EUR 105.7072

0

Brent 71.67

+0.63

Природный газ 2.886

+0.06

3 мин
631

О мерах государственной поддержки нефтегазовой отрасли

Нефтегазовый комплекс является одним из ключевых драйверов развития экономики: доходы от добычи и продажи углеводородного сырья обеспечивают более половины всех поступлений в бюджете России и свыше 20 % ее валового внутреннего продукта. Также он выступает крупнейшим потребителем оборудования и комплектующих для них – объем их рынка оценивается в 490 млрд рублей в год, доля импорта составляет 35 %. Введение западных санкций против России стало создавать сложности отечественным нефтегазовым компаниям в обеспечении необходимыми им компонентами. Для поддержки предприятий сформирован комплекс мер государственной поддержки нефтегазового комплекса.

О мерах государственной поддержки нефтегазовой отрасли

Ключевые слова: государственная поддержка, предприятия нефтегазовой отрасли, импортозамещение, санкции, импорт.


Центральным звеном комплекса мер гоподдержки предприятий ТЭК является программа предоставления грантов на обратный инжиниринг критических комплектующих изделий, реализуемых Агентством по технологическому развитию (далее – Агентство) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 208 от 18 февраля 2022 года. Под ее действие подпадают запасные части, сырье, материалы и инструменты, которые в России не выпускаются или же производятся в ограниченном объеме.

Обратный инжиниринг представляет собой моделирование продукта-аналога путем изучения какой-либо оригинальной детали или агрегата. Для этого проводятся замеры и определяются материалы необходимого изделия. Затем создается его 3D-модель и составляются чертежи, изготавливается опытный образец и проводятся его испытания. Результат такого процесса чаще всего выражен в конструкторской и технологической документации. При необходимости в документацию вносятся изменения и дополнения, после чего ее можно использовать для организации серийного выпуска на промышленных предприятиях.

В процессе участвуют три стороны – потребители, исполнители и производители. Потребителями являются организации, которые в сложившихся условиях не могут приобрести необходимые для бесперебойного функционирования комплектующие. Эти компании представляют в Агентство запросы о своих потребностях в тех или иных запчастях, сырье или материалах.

Далее на заседаниях отраслевых экспертных групп Агентства оценивается критичность заявленных потребностей для отрасли и государства в целом, а также реализуемость проектов с учетом технологических и производственных возможностей и параметров меры поддержки. В случае положительного решения позиция добавляется в перечень приоритетных комплектующих. После – агрегируются коммерческие предложения для формирования начальной максимальной цены, объявляется конкурс на выбор исполнителя, где и определяется победитель (получатель гранта).

Исполнителями могут быть конструкторские бюро и инжиниринговые центры, созданные на базе российских вузов и частные компании, у которых есть достаточный опыт разработки конструкторской документации. Они в обязательном порядке должны пройти квалификацию, проще говоря, подтвердить свои профильные компетенции. Для этого им следует зарегистрироваться в Государственной информационной системе промышленности и представить договоры по НИОКР на сумму не менее 50 млн рублей за три года.

Максимальный размер финансирования проекта достигает 100 млн рублей, из них 80 % – непосредственно сам грант, 20 % – средства исполнителя. Важно учесть, что требования к структуре расходования средств гранта строго регламентированы. Например, не более 70 % величины гранта исполнитель может направить на оплату труда сотрудников, занятых в разработке конструкторской документации, и уплату взносов в социальные фонды. До 50 % размера гранта допускается определять на материальные затраты (в частности, на закупку сырья, материалов и оборудования, изготовление опытных образцов).

После того, как исполнитель сформирует конструкторскую документацию, он обязан передать ее Агентству. Оператор в свою очередь открывает к ней доступ потенциальным производителям, готовым наладить серийный выпуск.

Если исполнитель берет на себя обязательства по выпуску, то получает конструкторскую документацию на безвозмездных условиях до момента достижения результата по выручке: она должна превысить грант в два раза в течение четырех лет. В иных случаях производитель уплачивает вознаграждение в размере 2 % от выручки за счет продажи изделия.

В целом за два года Агентство поддержало более 220 проектов, из них с нефтегазовым комплексом связано 36 проектов с суммарным финансированием порядка 1,9 млрд рублей.

Помимо грантовой программы, Агентство совместно с несколькими вузами разработало программу обучения обратному инжинирингу. Она состоит из нескольких треков, три касаются обратного инжиниринга в машиностроении, химии и приборостроении, еще один посвящен управлению проектами. Все треки пользуются спросом со стороны нефтегазовых компаний.

В настоящее время обсуждается введение новой меры государственной поддержки, целью которой является обеспечение выхода на рынок российской продукции и гарантированного заказа за счет компенсации потребителю разницы стоимости российской и зарубежной продукции («кэшбэк»). Ее покупателями могут выступить отечественные нефтегазовые и сервисные компании.

Для потребителей предусматривается компенсация до 100 % разницы стоимости более дорогой российской продукции по отношению к зарубежной в течение трех лет. Такая мера обеспечит заказчиков аналогичной по стоимости и качеству российской продукцией, а производителей – гарантированными заказами на длительный срок. В результате потенциальный объем вывода российской продукции только в течение ближайших пяти лет может превысить 41 млрд рублей.




Статья «О мерах государственной поддержки нефтегазовой отрасли» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№7, Июль 2024)

Авторы:
842896Код PHP *">
Читайте также