USD 102.9979

+0.09

EUR 108.3444

-0.36

Brent 73.3

+0.06

Природный газ 3.391

+0.02

30 мин
1207

Институциональный подход к государственному регулированию НГК: методологические положения опережающего развития российской экономики

Исследование эффективности институтов государственного регулирования нефтегазового комплекса (ГР НГК) включает вопросы совершенствования институциональной и производственной инфраструктуры, правовой и судебной систем, результативности мер регулирующего воздействия и принимаемых управленческих решений, развития экономических отношений между субъектами нефтегазовой деятельности, задействования возможностей международных институциональных механизмов. На примере Евразийского экономического союза (ЕАЭС) показана значимость формирования единых правовых и регуляторных условий осуществления экономической деятельности, включая разработку единых правил, норм, стандартов, технических регламентов. Выделены особенности функционирования международных институтов с участием России, развития энергетических отношений со странами Восточной и Центральной Азии. Экономическая интеграция призвана содействовать развитию сбыта поставок, предусматривает разработку государственных программ комплексного социально-экономического развития регионов. В рамках становления институциональной платформы значимая роль отводится национальной и энергетической безопасности, передовому технологическому оснащению и расширению кооперационных взаимодействий нефтегазовых производств. Это предусматривает необходимость разработки методологии ГР НГК для достижения технологического суверенитета и опережающего развития отечественной экономики.

Институциональный подход к государственному регулированию НГК: методологические положения опережающего развития российской экономики

Ключевые слова: государственное регулирование, нефтегазовый комплекс, институты государственного регулирования, институциональные факторы, институциональная инфраструктура, экономическая интеграция, национальная безопасность, энергетическая безопасность, технологический суверенитет, опережающее развитие.


Постоянное реформирование механизма ГР НГК, связанное с изменениями норм и правил для участников энергетических отношений, направлено на повышение устойчивости и прозрачности функционирования. В самих нефтегазовых компаниях наблюдаются перераспределение структуры собственников, постепенное сокращение государственного участия в акционерном капитале, изменение прав собственности. Естественные экономические процессы сопряжены с постепенной трансформацией структуры национального ТЭБ, внутренними и общемировыми тенденциями, глобальным энергетическим переходом.

Следует выделить неэффективность антимонопольных органов в ключевых вопросах отраслевого развития. Это относится к обоснованности существующей системы тарифов и механизмов их формирования, установлению для внутренних потребителей конечных розничных цен на углеводородное сырье и продукцию, ответственности за их завышение, одобрению сделок по слиянию и поглощению энергетических компаний. В случае если реструктуризация не принесет необходимых результатов, возможно рассмотрение вопроса об их реорганизации как самостоятельного института государственной власти. Контрольный пакет государства в ряде крупных нефтегазовых компаний не должен приводить к монопольно высоким ценам для населения и предприятий. Кардинальное реформирование отдельных органов государственной власти связано с необходимостью качественного повышения их результативности. В совокупности это содействует устойчивому отраслевому развитию, становлению внутренних положительных процессов, укреплению энергетических отношений, направлено на совершенствование институциональной и производственной инфраструктуры, улучшение инвестиционного климата, расширение экономических возможностей и качественные улучшения производственных показателей.

Экономические реформы, связанные преимущественно с бюджетно-налоговым и финансовым регулированием, затрагивают различные сегменты НГК, в т.ч. вопросы развития системы внутренних и магистральных нефтегазопроводов. Ключевые тенденции национального НГК находят отражение в структуре энергетических проектов, привлечении иностранного капитала, приватизационных процессах и огосударствлении отдельных компаний. Институциональная платформа предполагает совершенствование правовой и судебной систем, их адаптацию и соответствие сложившейся рыночной и политической конъюнктуре, развитие внутренних и внешнеэкономических отношений между субъектами нефтегазовой деятельности. Переход к кластерному типу развития способствует формированию и развитию ключевых центров добычи, а также позволяет отойти от неэффективных управленческих методов. Организационно-правовые формы нефтегазовых компаний могут претерпевать существенные изменения ввиду необходимости повышения эффективности их функционирования и снижения себестоимости конечной продукции, что связано в т.ч. с устранением излишних звеньев в цепочке поставок [1, 18].

Особенности функционирования международных институтов с участием России

По сравнению с ведущими добывающими странами глобальное лидерство по показателям экономической эффективности в НГК достигается в т.ч. благодаря задействованию международных институциональных механизмов, призванных активизировать наиболее значимые формы и инструменты ГР [2]. Повышение эффективности функционирования предприятий, располагающих соответствующими финансовыми ресурсами и поставленными на баланс запасами МСБ, на современном этапе по-прежнему связано с вопросами вертикальной интеграции, передачей на аутсорсинг непрофильных видов деятельности. Усиление процессов концентрации капитала и активов сопровождается вложением значительных объемов инвестиций в развитие добывающих регионов.

Экономические преобразования, связанные с сокращением коррупциогенных факторов, содействуют повышению устойчивости функционирования различных сегментов НГК, находят отражение в финансово-инвестиционных показателях. Недостаток инвестиций в отдельные проекты не должен подрывать их реализацию, решение социально-экономических вопросов в районах присутствия. Органичное развитие национальных экономик, сформированных зарубежных рынков потребления российских углеводородов, обладающих определенным запасом прочности, позволяет рассчитывать на своевременную оплату энергетических ресурсов в полном объеме в установленные сроки. Происходящие во многих странах внутренние процессы связаны с использованием прямых и косвенных методов ГР, рыночных и административных форм и инструментов регулирующей практики.

Эффективное бесперебойное взаимодействие элементов мировой экономической системы подразумевает структурные изменения в глобальном ТЭБ, связанные с энергетическим переходом и укреплением энергетической безопасности государств. Исключение из точек взаимодействия административных и хозяйственных барьеров способствует достижению обозначенных целевых показателей. Субъекты экономической деятельности и внешнеторговые партнеры образуют взаимосвязи, которые должны функционировать как целостный механизм, содействующий повышению эффективности экономики и национального ТЭК, устойчивому развитию связанных отраслей производства. Аналитическая подготовка принимаемых государственных решений учитывает изучение передового мирового опыта в данной области, расчеты экономического эффекта и последствий от их внедрения.

Расширение глобализационных и усиление пришедших им на смену интеграционных процессов, в первую очередь в государствах ЕАЭС, предполагает осуществление государственной энергетической политики в контексте Евразийской экономической интеграции. В рамках интеграционного объединения создаются единые правовые и регуляторные условия для национальных НГК за счет передачи отдельных полномочий и государственных решений на наднациональный уровень. Это возможно осуществить за счет изучения ведущей экономической практики, применимой к текущим условиям, направлено на укрепление национальной и энергетической безопасности, совершенствование институциональной среды, максимизацию интеграционных преимуществ, способствующих созданию комфортных условий для развития и ведения бизнеса, устранению административных барьеров, при этом не должно уменьшать степень воздействия на происходящие процессы [6, 12].

Трансформация российского НГК связана с вопросами уточнения технических регламентов, совершенствованием законодательства в отношении формирования единого энергетического рынка ЕАЭС. Созданные институты должны органично вписываться в структуру государственного аппарата, оказывать органам ГР НГК консультационное и информационно-аналитическое сопровождение, дополнять представленные функции, а не дублировать полномочия, деструктивно влиять на принимаемые решения и вмешиваться напрямую в вопросы их ведения и функционирования. Их деятельность предполагает взаимодействие по обозначенным вопросам с органами государственной власти, различными предприятиями, финансовыми организациями и др. Рассмотрение данных вопросов с альтернативных позиций может быть использовано при разработке и принятии НПА в энергетической сфере. Кроме того, принимаемые ими решения и резолюции не должны становиться обязательными к исполнению, а быть, скорее, справочными.

Структурные элементы государственного механизма обладают неодинаковыми финансовыми, административными и трудовременными ресурсами, кадровым подбором исполнителей, что при конкретных условиях и факторах воздействия подразумевает различные сроки осуществления проектов, их организационную форму, качественные и количественные показатели исполнения и реализации. Функционирование органов ГР НГК как целостного механизма, без разрозненности деятельности и нарушений в работе, предполагает в среднем одинаковые темпы развития различных направлений и сегментов, формирование новых точек роста, планомерно произрастающих в одну из платформ, обеспечивающих устойчивость национальной экономики. Важнейшая роль НГК в рамках взаимодействий с приграничными государствами обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования институциональной и производственной инфраструктуры, ускоренной и более эффективной разработки нефтегазовых месторождений, строительства новых ответвлений в системе трубопроводов.

Реализация государственной нефтегазовой политики требует выверенных регулирующих решений, отсутствие излишних действий. В перспективе создание международных институтов с участием России с целью соотнесения позиций по возникающим внутренним и внешнеэкономическим вопросам способствует совместному осуществлению основных энергетических проектов, освоению перспективных углеводородных провинций, прагматичному задействованию нефтегазотранспортной системы. В рамках ЕАЭС для этого создаются соответствующие институциональная и правовая платформы, вырабатываются единые решения государств-участников, обеспечивающие синергетический эффект [5, 20].

Созданные на межгосударственном или наднациональном уровне условия не должны значительно отличаться от внутренних, фактически – быть приведены с ними в соответствие. Разработка оснований и правовой документации для данных институтов осуществляется совместными усилиями государств во избежание последующих спорных аспектов. Энергетический вопрос на Евразийском экономическом пространстве требует подробной детализации, уточнений нормативно-правовой базы, ее соотнесения с национальными в разрезе по странам, в т.ч. в отношении документов стратегического развития, их согласования с государственными целями и задачами. Это требует понимания причин возникновения экономических вопросов и политических процессов в сопредельных государствах, содействия их разрешению для скорейшего достижения общих целей, своевременной корректировки регулирующих действий.

Миссия, цели и планы развития созданных институтов во многом могут быть схожи с их зарубежными и международными аналогами. Соотнесение ключевых показателей функционирования и результатов деятельности по степени эффективности, в т.ч. с целью выявления «слабых звеньев», требует корректировки применяемого инструментария. Понимание нерезультативности отдельных направлений проводимой государственной политики предусматривает ответственность за принятие регулирующих решений, уточнение используемых методов, форм и инструментов ГР НГК до момента достижения критической точки. Извлечение и максимизация конкурентных преимуществ из природно-климатических и географических факторов на стыке двух континентов предполагает аналитическую работу над реализацией проектов, постоянное наращивание собственных профессиональных компетенций, поиск новых возможностей экономически устойчивого развития НГК исходя из существующих и перспективных реалий. Их последовательное использование направлено на постоянный контроль вопросов энергетической безопасности, энергоэффективности, мониторинг экологической ситуации.

Исходя из стратегических приоритетов, прагматичное производство и потребление углеводородов, задействование объектов инфраструктуры связано с комплексным внедрением новейших технологических и цифровых достижений. В прогнозном горизонте в странах ЕАЭС формируется общий энергетический и, соответственно, нефтегазовый рынок без инфраструктурных, институциональных и иных ограничений, с равными целями для конечных потребителей и возможностями доступа к различным углеводородным проектам и технологической базе. В данном контексте отдельные вопросы также могут быть переданы на наднациональный уровень для координации и повышения общей эффективности. Их разрешение имеет значение для развития отечественной энергетики, оказывает определенное воздействие на экономики приграничных государств в силу ожидания поставок энергоносителей и прихода российских технологий для разработки месторождений собственной ресурсной базы [3, 24].

Расширение экономических отношений с потребителями углеводородов в странах ЕАЭС предусматривает заключение долгосрочных взаимовыгодных контрактов, осуществление совместных межгосударственных решений в едином направлении, приведение их к общему основанию, обеспечивает повышение энергоэффективности за счет сокращения издержек в различных сегментах НГК, снижения внешнеэкономических и политических рисков, роста инфраструктурных возможностей и наращивания экспортного потенциала. При этом учитываются риски кардинального изменения политической ситуации в отдельных государствах: то, что еще относительно недавно считалось невозможным, в течение относительно непродолжительного периода может способствовать значительным трансформациям. Участие в работе международных институтов требует приведения в соответствие НПА в нефтегазовой сфере в отношении используемых методов, форм и инструментов ГР. Взаимодействие осуществляется как по типу «сверху – вниз», так и в рамках одного уровня между различными государственными энергетическими компаниями, например при реализации углеводородных проектов путем вхождения в уставный капитал предприятий различных стран, образования банков и иных финансовых институтов, привлечения дополнительных инвестиций на новых рынках, формирования совместных предприятий по комплексному освоению нефтегазовых месторождений.

Азиатское направление НГК предполагает развитие межгосударственных взаимодействий с Казахстаном, Туркменистаном как ключевыми в постсоветском регионе газодобывающими странами и в меньшей степени с Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном. Одни нефтегазовые партнеры полностью обеспечивают внутренний спрос на углеводороды, другие – экспортируют энергоносители. Оценки запасов и прогнозы развития топливно-энергетического сегмента рынка для каждой страны индивидуальны. В большинстве государств вопросы внутренней нефтегазовой политики аналогичны внутрироссийским и связаны с необходимостью повышения энергоэффективности, прагматичной разработкой месторождений, развитием инфраструктуры, транспортной доступности, улучшением экологической ситуации и др.

Производители и потребители энергетических ресурсов заинтересованы в снижении энергоемкости национальных экономик: экспортеры рассматривают возможности наращивания промышленного потенциала, строительства производств, модернизации действующих объектов энергетики, импортеры – планируют диверсифицировать источники поставок углеводородов, максимально эффективно использовать ресурсы. Часть зарубежных нефтегазовых компаний имеют шельфовые неарктические проекты, разработка которых зависит от уровня собственных финансовых и технологических возможностей, глобальной экономической и политической конъюнктуры, экологической ситуации. Стабильные внешнеэкономические взаимодействия содействуют обеспечению надежных экспортных поставок [9, 14].

Минимизация политических рисков в рамках различных интеграционных объединений связана с тем, что между отдельными государствами существуют угрозы возникновения военных конфликтов, в т.ч. за право собственности на перспективные нефтегазоносные участки. В ряде внутренних экономических вопросов значительно давление западных государств, попытки политического влияния крупнейших нефтегазовых корпораций через задействование собственного административного ресурса. Межгосударственные взаимоотношения, выстроенные по территориальному локальному принципу, направлены на совместное достижение обозначенных целевых показателей. Подобной стратегии придерживаются множество государств-участников международных институтов, включая Россию. Конечная цель сводится к максимизации полезности и накопленного опыта в вопросах Евразийской экономической интеграции (правила, регуляторные нормы, стандарты, технические регламенты), а также в рамках БРИКС, ШОС и других объединений.

Большинство относительно слаборазвитых государств не обладают достаточными финансово-инвестиционными и технологическими возможностями для разработки собственной ресурсной базы: здесь может быть востребован опыт России как ключевого участника мирового нефтегазового рынка. Они нуждаются в выработке и реализации нефтегазовой стратегии, детализированной информации в отношении текущих вопросов и перспектив собственного развития, модернизации объектов НГК и энергетической инфраструктуры, внедрении прорывных инновационных решений в различные сегменты нефтегазового производства, дополнительных капиталовложениях и политических гарантиях реализации углеводородных проектов. Равномерное нарастание производственной активности, без существенных промышленных спадов даже в периоды кризисных и депрессивных экономических явлений содействует укреплению взаимоотношений и росту товарооборота непосредственно между нефтегазовыми компаниями. Кризисные явления вполне могут послужить основой экономически устойчивого развития, началом становления принципиально новых нефтегазовых проектов, строительства прилегающей к ним инфраструктуры. Развитие промышленных производств и нефтегазосервиса возможно в т.ч. за счет привлечения услуг иностранных предприятий.

Увеличение объемов производства в НГК сопровождается развитием и технологическим обновлением трубопроводной и транспортной системы; это характерно в т.ч. для труднодоступных районов, освоение которых требует колоссальных дополнительных капиталовложений [8, 10]. Объекты созданной нефтегазовой инфраструктуры могут использоваться различными странами, например нефтегазопроводы при совместном строительстве или оплате за транзит. Объемы экспорта углеводородов прямо пропорциональны увеличению потребительского спроса, связаны с заключением новых контрактов. ГР НГК направлено именно на практическую реализацию разработанных теоретико-методологических положений. Внешнеэнергетические интересы России не ограничиваются странами Европы и Восточной Азии: расширение направлений поставок предполагает использование различных форм и инструментов ГР применительно к каждому отдельному проекту с учетом его текущего состояния и экономических перспектив, геологической изученности, природно-климатической и иной специфики, особенностей партнеров по их реализации.

Следует учитывать, что страны-импортеры обычно обладают недостаточными для удовлетворения внутреннего спроса разведанными запасами МСБ, понимать структуру их экономики и промышленного производства, перспективы развития, определенные внутренние взаимодействия, например распределение полномочий между органами власти, особенности функционирования национальных энергетических компаний (холдинговые взаимоотношения, появление дочерних предприятий и др.). ТЭБ государства характеризует в т.ч. обеспеченность внутреннего рынка энергоресурсами, свидетельствует о ключевых трендах в экономике. В развивающихся странах рост промышленного производства и некоторые другие показатели выступают признаком того, что государство способно превратиться из нетто-экспортера в нетто-импортера энергоносителей. Взаимодействие со странами, обладающими значительным потенциалом экономического развития и увеличения потребления углеводородов, находит отражение в основных макроэкономических индикаторах. Множество государств заинтересованы в профессиональной технологической и консультационной поддержке при освоении месторождений, изучении зарубежного опыта проведения рыночных преобразований в силу абсолютной государственной собственности национального НГК [13, 23].

Совершенствование институциональных условий функционирования НГК России

Для повышения эффективности разработки МСБ учитываются запасы и концентрация осваиваемых месторождений, уровень затрат на строительство и обслуживание разветвленной внутренней сети трубопроводов, содействующей газификации регионов и населенных пунктов. На государственном уровне особое внимание уделяется объемам глубокой переработки углеводородов, состоянию производственных предприятий, темпам их технологического обновления. Это способствует наращиванию экспортного потенциала, реализация которого в полной мере требует задействования системы хранения и транспортировки, специализированного флота, существенно расширяет возможности комплексных каналов поставок: использование трубопроводной сети других государств, освоение новых месторождений и введение в промышленную эксплуатацию крупных нефтегазовых проектов.

Государственные меры, направленные на полное удовлетворение внутреннего энергетического спроса, содействуют обеспечению национальной безопасности, развитию сбытовой сети конечной продукции. Повышение эффективности функционирования крупнейших российских предприятий в сравнении с ведущими мировыми показателями способствует укреплению их позиций на глобальном энергетическом рынке, привлечению дополнительных иностранных инвестиций, расширению направлений и возможностей внешних поставок. Развитие инфраструктуры предполагает расширение системы транспортировки, налаживание внутренних и экспортных рынков сбыта.

Учитывая территориальный масштаб и размеры экономики России, в отдельных субъектах Федерации и населенных пунктах наблюдается переизбыток энергоресурсов, в других – их значительный дефицит. Соответственно, на государственном уровне целесообразно разработать энергетическую программу, позволяющую комплексно развивать все регионы, в т.ч. труднодоступные районы. Интеграционные процессы с Белоруссией и Казахстаном в области развития единого энергетического пространства делают возможным разрешение данного вопроса, направлены на органичное продолжение естественных экономических преобразований.

Внутренний энергетический рынок должен изредка подвергаться корректировке со стороны органов антимонопольного регулирования в виде государственных действий, направленных на развитие рыночной конкуренции и справедливое ценообразование для потребителя, что содействует устойчивому развитию национального НГК, его самостоятельному функционированию. Эффективность ГР, проводимых экономических преобразований и осуществляемых регулирующих решений отчасти заключается в их ненавязчивости, соответствии текущему моменту. Это касается вопросов условий равного и справедливого предоставления налоговых льгот, доступа к лицензионным участкам и разведанным запасам МСБ, различного рода межбюджетным трансфертам, направленных на ее разработку в особо трудных условиях, иных форм и инструментов ГР НГК. Проводимые аудиторские проверки направлены на повышение прозрачности деятельности органов власти и нефтегазовых предприятий, стабильности их функционирования.

Рост благосостояния населения и улучшение макроэкономических показателей призваны способствовать искоренению неэффективных практик, в частности необоснованно завышенных тарифов для внутреннего потребителя, отсутствия законодательно закрепленной ответственности, вследствие этого – поступлению дополнительных доходов от деятельности НГК на внутреннем рынке. Также следует отказаться от государственных действий, направленных на перекрестное субсидирование.

Привлечение иностранного капитала в НГК сопровождается расширением существующих и открытием новых рынков сбыта. Участие в работе международных институтов, в частности в качестве государства-наблюдателя в ОПЕК, должно соответствовать целям и задачам государственной энергетической политики, расширять экономические перспективы и административные взаимодействия, способствовать реализации крупных нефтегазовых проектов, в т.ч. за счет создания сопутствующих условий, прокладки трубопроводных и транспортных магистралей, сокращения различных затрат.

Решение возникающих вопросов в конкретный момент времени позволяет воздействовать на ситуацию, учитывать и корректировать развитие событий, реализовать на практике потенциал развития. Своевременные государственные меры способны устранить влияние отрицательных факторов, обеспечить формирование положительно раскручивающейся спирали роста. Урегулирование спорных аспектов посредством принятия соответствующих НПА, точечного государственного воздействия на источник вопроса и механизм его практического решения содействует развитию гармоничных экономических отношений между субъектами нефтегазовой деятельности: государства, предприятий, институтов и др.

Данные взаимодействия субъектов являются индивидуальными, предусматривают общий контекст внутренних экономических отношений, состояние институциональной платформы, нормативно-правовой базы, возможность ее корректировки. Немаловажным является географическое расположение субъектов взаимодействий, природно-климатические условия осуществления энергетических проектов. Важнейшей задачей ГР служит поиск новых источников, ключевых точек роста и направлений устойчивого развития НГК, позволяющих в полной мере реализовать на практике промышленно-производственный потенциал, обеспечить значительный мультипликативный эффект на вложенные инвестиции. Следует учитывать, что ряд государств объединяют общие исторические, национальные, социально-культурные, этноконфессиональные и иные связи, выходящие за пределы взаимодействий в нефтегазовой отрасли.

Устаревание отдельных НПА для внутреннего и зарубежных рынков предполагает периодический пересмотр ряда энергетических соглашений, документов стратегического развития, обеспечивающих практическую реализацию новых источников роста, предоставление мер поддержки. Взаимодействие государства и нефтегазового бизнеса направлено на долгосрочное экономическое партнерство, реализацию проектов, устойчивость правовых и регуляторных норм, расширение промышленно-производственного потенциала, в целом подразумевает весь спектр энергетических отношений. На международном уровне оно осуществляется между руководителями стран, правительствами, профильными органами государственной власти и непосредственно нефтегазовыми предприятиями. При этом следует применять меры ответственности по отношению к исполнителям, специально, неосознанно или по собственной некомпетентности дестабилизирующим ситуацию на внутреннем энергетическом рынке.

Реализация нефтегазового проекта может включать в себя комплекс индивидуальных, точечных форм и инструментов государственного воздействия, в частности принятие мер по улучшению социально-экономической ситуации в регионе присутствия, аналитическую проработку и урегулирование различных аспектов недропользования, прав собственности на разрабатываемые участки недр и добываемое сырье, вопросов реализации продукции, открытия торговых границ и экономической интеграции. В рамках становления институциональной платформы значимая роль отводится национальной безопасности: ряд зарубежных государств применяют экономическую и военную агрессию за право пользования и распоряжения углеводородными запасами в некоторых наиболее перспективных нефтегазовых регионах мира. Вследствие значительной активизации данного направления, рост обороноспособности государства, развитие ВПК и поставки новых видов вооружений является необходимым условием устойчивого развития национальной экономики и НГК. Проведение общегосударственной экологической политики, мониторинга состояния окружающей среды выступает неотъемлемой составляющей комплексного социально-экономического развития регионов.

Практическая реализация отраслевых НПА предусматривает механизм контроля, ответственность за неисполнение либо срывы сроков. Нефтегазовые компании проводят активную социальную политику, осуществляют строительство объектов инфраструктуры, образования, спортивных сооружений, проведение культурных мероприятий, озеленение и ландшафтный дизайн населенных пунктов и др. Это достигается посредством различных соглашений, договоренностей с региональными и местными органами власти, представляет собой вариант осуществления благотворительной деятельности и исполнения социальных обязательств, направленный на содействие максимизации и практической реализации экономического потенциала субъектов Федерации и территорий деятельности нефтегазовых компаний, эффекта присутствия за счет устойчивого развития различных сегментов НГК.

Становление эффективной институциональной платформы и новых институтов развития способствует повышению экономической эффективности НГК и устойчивости ТЭБ, планомерному изменению его структуры. Реализация крупных энергетических проектов предполагает участие множества сторон, направлена на максимизацию экономического потенциала проводимых интеграционных преобразований и расширение направлений экспорта, в т.ч. за счет деятельности международных институтов. Использование международного опыта содействует развитию технологического направления нефтегазовых предприятий с совместным долевым участием, деятельность которых также может быть связана с энергетическими рынками государств-партнеров. Применение комплексного управленческого инструментария в различных сегментах нефтегазового производства и промышленной политики подразумевает высокие результирующие показатели эффективности, сопоставимые с ведущими мировыми аналогами [16, 19].

Факторами, сопутствующими устойчивому развитию НГК, выступают существенное повышение эффективности его функционирования, укрепление долгосрочных внешнеторговых взаимодействий субъектов нефтегазовой деятельности, выработка единых целевых показателей, определение средств и технологий их достижения, развитие внутренних и международных институтов и связей между ними, отсутствие излишних барьеров. Экономическая кооперация подразумевает детализированный анализ существующих и перспективных вопросов энергетической политики на различных уровнях государственной власти, дополнительных форм взаимодействий, скрепленных совместными стратегическими ориентирами и заверенных в рамках действующих институтов и ведомств государственного аппарата. Это возможно при концентрации всех ресурсов для достижения миссии или ключевой цели, а также комплексном развитии второстепенных направлений, представляющих значимую платформу для практической реализации основных положений энергетической стратегии [22].

Одной из основных задач ЕАЭС в нефтегазовой сфере выступает развитие транзитного направления, представляющего собой транспортировку углеводородов до границ другого государства или конечных потребителей в зарубежных странах. Структура ТЭБ импортеров энергоносителей и их потребительского спроса также подлежат корректировке; при этом отдельные страны активно развивают переработку углеводородов на экспорте из России. Для отечественной экономики ее осуществление в различных субъектах Федерации означает существенную экономию при поставках на национальный и зарубежные рынки, получение высокой добавленной стоимости внутри страны, основанное на полной вертикальной интеграции и охвате всех стадий производственных процессов. Анализ взаимоотношений в холдинговых структурах между материнской и дочерними компаниями также способствует повышению общей эффективности и сокращению излишних непроизводительных расходов за счет подбора оптимальных управленческих сочетаний. Подобная практика позволяет направить высвободившиеся ресурсы на социально-экономическое развитие регионов, проведение дополнительных ГРР и воспроизводство МСБ. Так, во множестве компаний недостаточно обоснованы административно-управленческие расходы, которые в ряде государств и организаций напрямую привязаны к показателям результативности деятельности.

Развитие экспортных направлений трубопроводных поставок, соединение напрямую с конечными потребителями углеводородов предполагает строительство новых, увеличение пропускной способности и технологической модернизации действующих нефтегазопроводов. Органичная структура нефтегазовых компаний, при которой каждое дочернее предприятие занимается собственным направлением деятельности, в определенной степени связана с эффективным контролем со стороны органов ГР НГК. Размещение нефтегазовых предприятий в различных городах, в отдельных случаях по кластерному типу, позволяет извлекать конкурентные преимущества из их географического и территориального расположения [17].

В рамках крупнейших нефтегазовых проектов обычно требуется разработка детализированных дорожных карт. Так, большинство стран СНГ по-прежнему пользуются производственной базой и инфраструктурой времен СССР, при этом испытывают потребность в значительном обновлении существующих производственных фондов. Государственный заказ, различные формы и инструменты ГР, меры поддержки направлены на загрузку производственных предприятий, по возможности их выход на проектную мощность. Ее постепенное увеличение возможно в т.ч. за счет применения цифровых технологий. Простаивание оборудования нарушает производственный цикл, негативно отражается на оплате труда, исполнении социальных обязательств и некоторых других показателях функционирования предприятий.

Концентрация на основных целях и задачах ГР НГК, средствах и технологиях, обеспечивающих их легкое достижение в установленные сроки за счет жесткости и прагматизма принимаемых государственных решений, профессионализма кадрового состава позволяет планомерно устранять любые возникающие вопросы, в долгосрочной перспективе наращивать производительность и промышленный потенциал, максимально задействовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, учитывать все относительно незначимые аспекты и факторы воздействия. Для решения поставленных задач устанавливаются сроки исполнения, назначаются ответственные исполнители и подразделения государственного аппарата. Одним из показателей единого, слаженно выстроенного экономического механизма выступает увеличение загрузки предприятий, которое возможно при использовании высвободившихся мощностей различными российскими и иностранными компаниями. Ранее существовавшая практика вхождения в уставный капитал других предприятий и назначений в правление и совет директоров способствовала расширению поставок, сбытовой сети и системы транспортных потоков.

Многие зарубежные государства нуждаются в технологическом обновлении существующих производственных мощностей, что главным образом вызвано недостатком инвестиций. Соответственно, российские предприятия вполне способны заниматься данным направлением на международном рынке, используя собственный накопленный опыт, основанный в т.ч. на действующей институциональной платформе. Это может затрагивать вопросы ремонта, новых участков работы, кардинального изменения действующих технологий, полной замены объекта и др. Развитие инфраструктуры в сопредельных странах требует значительных дополнительных капиталовложений. Содействие развитию зарубежных нефтегазовых рынков предполагает «экспорт» высокопрофессиональной рабочей силы, направленный в т.ч. на обновление местных производственных активов и реализацию энергетических проектов. Государственные решения принимаются не только на федеральном уровне, но и конкретных регионов, местных органов власти, различных отраслевых, общественных институтов и объединений. Отдельные европейские страны занимаются поиском альтернативы российским поставкам с целью снижения собственной энергозависимости.

Технологическое взаимодействие и расширение кооперационных связей энергетических предприятий предопределяют инновационные тренды, содействуют увеличению внутреннего и внешнего товарооборота, строительству нефтегазохранилищ, терминалов, морских портов, перевалочных баз, которые, по сути, являются составной частью сегмента транспортировки ввиду тесной взаимозависимости с системой хранения и сбыта углеводородов. Предприятия стремятся разделять направления деятельности, прорабатывать вопросы становления объектов инфраструктуры, в т.ч. за счет частичного бюджетного финансирования, рассчитывают экономический эффект от их введения в промышленную эксплуатацию. Развитая инфраструктура государств-потребителей российских углеводородов способствует укреплению национальной и энергетической безопасности, повышению энергоэффективности экономики, снижению циклических колебаний и факторов неопределенности при поставках, выступает неотъемлемой составной частью антициклической формы ГР НГК [4, 7].

Новые нефтегазовые проекты предусматривают расширение существующих пропускных возможностей трубопроводов и транспортной инфраструктуры. Процесс повышения эффективности по своей сути бесконечен: меры ГР направлены на содействие внутреннему развитию НГК, обеспечение его устойчивости, постоянный рост производительности предприятий различных сегментов, поддержку действующих нефтегазовых объектов в исправном техническом состоянии, расширение каналов сбыта продукции и др. В структуре импорта и энергопотребления целого ряда государств преобладают поставки из России. Детальный анализ и понимание перспектив различных направлений экспортных поставок содействуют максимизации конкурентных преимуществ в вопросах использования нефтегазовых ресурсов в качестве инструмента для решения межгосударственных вопросов с ключевыми и потенциальными потребителями [11, 15]. Особое внимание следует уделить поставкам энергоносителей в Калининградскую область, а также структуре органов государственной власти, воздействующих на НГК в зарубежных странах.

Выводы и рекомендации

Совершенствование и контроль различных форм и инструментов ГР НГК на внутреннем и внешнеэкономических рынках отражается на функционировании предприятий, конкретных энергетических проектах, а также взаимосвязях между ними. Экономическая интеграция с Белоруссией и Казахстаном направлена в т.ч. на согласование нормативно-правовой базы и государственных решений для развития общего энергетического рынка, судебной системы, институтов, включает разработку регламентов, стандартов, требований и др. Это необходимо для повышения устойчивости НГК, понимания целей, средств, технологий и механизмов их достижения. Планомерные действия государств призваны ускорить интеграционные процессы, обеспечить значительный макроэкономический эффект.

В рамках Союзного государства Белоруссии и России становление институциональной платформы подразумевает единство принимаемых государственных решений текущих и потенциальных вопросов нефтегазовой отрасли в контексте бюджетно-налогового, таможенно-тарифного, антимонопольного регулирования, иных форм и инструментов ГР. Органичное соответствие НПА государств ЕАЭС исключает неисследованные аспекты и факторы воздействия. Следует отметить значительные различия в налоговых механизмах НГК данных стран. Фактически должна быть выстроена единая валютно-финансовая система, содействующая упрощению и ускорению реализации множества процедур при исполнении Союзного договора.

В ряде зарубежных стран государство осуществляет тотальный контроль на внутреннем нефтегазовом рынке, включая ценовую политику для населения и предприятий. В данных условиях резкое ослабление регулирования в энергетическом секторе может повлечь за собой усиление темпов инфляции и падение объемов промышленного производства, что фактически выступает критерием неэффективности ГР. При этом не исключается дальнейший переход части государственного сектора к частным инвесторам, равно как и обратные экономические процессы. Заключение контрактов, подписание договоров и принимаемые решения в рамках энергетических форумов должны максимально охватывать долгосрочные перспективы и риски по различным направлениям социально-экономического развития государства, учитывать позиции партнеров по ключевым принимаемым решениям, прорабатывать собственные действия, анализировать детали закрепленных в нормативно-правовой базе документов. Подобная детализация в решении текущих вопросов позволяет избежать множества различных рисков, в особенности на первоначальном этапе.

Фактически НГК как структурообразующий элемент российской энергетики является тонкой составляющей межгосударственного взаимодействия, инструментом влияния на ключевые международные процессы. Это обусловливает детализированную проработку возникающих вопросов, условий контрактов, транспортировки, цен, объемов и качества поставок энергоносителей, глубины переработки, возможность постоянной корректировки заключенных договоров. Долгосрочное партнерство, основанное на собственных стратегических приоритетах, подразумевает дальнейшие взаимодействия по множеству направлений. Аналитика и мониторинг ключевых показателей функционирования НГК и исполнения контрактов осуществляются в режиме реального времени на постоянной основе. В отношении зарубежных государств следует прагматично подходить к вопросу списания внешних долгов, извлекать из заключенных контрактов и возникающих ситуаций максимальные экономические и политические преимущества, воздвигнув принцип меритократии в качестве одного из основных в принятии регулирующих решений.

На государственную нефтегазовую политику оказывают влияние взаимоотношения между странами, объемы товарооборота, интеграционные процессы, деятельность международных институтов, отсутствие посредников, препятствующих осуществлению государственных полномочий или исполнению контрактов. В ряде случаев экономические и политические решения целесообразно разделить между собой. Вопросы ГР НГК следует рассматривать с различных сторон, например поставщиков и потребителей, детализировать условия контрактов в соответствии с внешней и внутренней конъюнктурой. Их скорейшее разрешение может зависеть от ценовых и таможенно-тарифных условий, ограничений, постоянной корректировки форм и инструментов ГР, затрагивать распределение долей в уставных капиталах совместных предприятий, их долгосрочные доходы. Выработка единой методологии и механизмов ее практической реализации позволяет избежать разночтений в рамках различных направлений функционирования НГК [21].

Литература

1. Березинская О.Б. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения / О.Б. Березинская, А.Л. Ведев // Вопросы экономики. – 2015. – № 1. – С. 103–115.

2. Бучнев А.О. Институциональные и экономические механизмы сбалансированного развития возобновляемой и невозобновляемой энергетики: 5.2.3 / А.О. Бучнев. – М., 2023. – 477 с.

3. Бушуев В.В. Евразийская энергетическая цивилизация. К вопросу об «энергии будущего» / В.В. Бушуев [и др.]. – М.: Энергия, 2017. – 208 с.

4. Винслав Ю.Б. Минерально-сырьевой комплекс России: тренды технологической модернизации и основные принципы формирования инновационной системы / Ю.Б. Винслав // Российский экономический журнал. – 2018. – № 6. – С. 27–60.

5. Глазьев С.Ю. О стратегических направлениях развития ЕАЭС / С.Ю. Глазьев // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2020. – № 1. – С. 11–30.

6. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса / С.Ю. Глазьев. – М.: Экономика, 2010. – 255 с.

7. Дементьев В.Е. Технологическое развитие и структурные изменения в экономике /
В.Е. Дементьев // AlterEconomics. – 2022. – Т. 19. – № 1. – С. 116–130.

8. Дмитриевский А.Н. Перспективы инновационного развития отечественного нефтегазового комплекса / А.Н. Дмитриевский, Н.И. Комков, М.В. Кротова // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2015. – Т. 6. – № 3. – С. 62–76.

9. Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика /
С.З. Жизнин. – М.: Ист Брук, 2005. – 638 с.

10. Конторович А.Э. Стране нужна мощная программа реиндустриализации на новом технологическом уровне / А.Э. Конторович // Бурение и нефть. – 2017. – № 7–8. – С. 4–11.

11. Лисов С.В. Минерально-сырьевой комплекс России как объект национальной промышленной политики / С.В. Лисов // Российский экономический журнал. – 2017. – № 2. – С. 36–55.

12. Макаров А.А. Стратегические перспективы развития энергетического комплекса России / А.А. Макаров, Т.А. Митрова // Проблемы прогнозирования. – 2018. – № 5. – С. 81–96.

13. Мастепанов А.М. Проблемы обеспечения энергетической безопасности в новых геополитических условиях / А.М. Мастепанов // Энергетическая политика. – 2017. – № 1. – С. 20–37.

14. Наталенко А.Е. Взаимодействие государства и бизнеса в изучении и освоении минерально-сырьевых ресурсов / А.Е. Наталенко // Минеральные ресурсы России: экономика и управление. – 2013. – № 1. – С. 12–16.

15. Орлов В.П. О партнерстве государства и бизнеса в геологии / В.П. Орлов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. – 2018. – № 4. – С. 23–32.

16. Пармон В.Н. Энергоресурсы Сибири – наука и институциональные инновации / В.Н. Пармон [и др.] // Энергетическая политика. – 2019. – № 1. – С. 22–39.

17. Перспективы экспорта энергоресурсов из России: социокультурные, экологические и технологические аспекты / под общ. ред. В.В. Клименко. – М.: Энергия, 2017. – 160 с.

18. Стенников В.А. Устойчивое развитие энергетики: тенденции и вызовы / В.А. Стенников // Энергетическая политика. – 2023. – № 2. – С. 32–39.

19. Токарев А.Н. Анализ влияния институциональных условий на политику нефтяных компаний в сфере недропользования / А.Н. Токарев // Мир экономики и управления. – 2016. –
Т. 16. – № 2. – С. 132–144.

20. Телегина Е.А. Перспективы энергетического сотрудничества ЕАЭС со странами Северо-Восточной Азии / Е.А. Телегина, Г.О. Халова // Мировая экономика и международные отношения. – 2017. – Т. 61. – № 4. – С. 50–59.

21. Трофимов С.Е. Совершенствование государственного регулирования нефтегазового комплекса России: проблемы теории и методологии / С.Е. Трофимов. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 337 с.

22. Уэст Дж. Масштаб: Универсальные законы роста, инноваций, устойчивости и темпов жизни организмов, городов, экономических систем и компаний / Дж. Уэст. – М.: Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2018. – 512 с.

23. Шафраник Ю.К. Глобальные энергетические изменения и Россия. Новая карта мирового энергетического пространства / Ю.К. Шафраник // Энергетическая политика. – 2016. – № 3. – С. 3–12.

24. Эволюция мировых энергетических рынков и ее последствия для России / под ред.
А.А. Макарова, Л.М. Григорьева, Т.А. Митровой. – М.: ИНЭИ РАН, АЦ при Правительстве РФ. – 2015. – 400 с.




Статья «Институциональный подход к государственному регулированию НГК: методологические положения опережающего развития российской экономики» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№7, Июль 2024)

Авторы:
Комментарии

Читайте также