USD 103.2707

+3.24

EUR 108.5588

+2.36

Brent 73.64

+0.05

Природный газ 3.342

-0.02

31 мин
586

Обеспечение устойчивого функционирования внутреннего нефтегазового рынка к влиянию внешнеэкономических факторов

В статье рассмотрены вопросы внешнеэкономических отношений в нефтегазовой отрасли с позиций обеспечения национальной и энергетической безопасности государства. На примере стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) показана роль политических факторов при воздействии на внутренние экономические процессы. В частности, учитываются различия в структуре органов государственного управления, особенности реализации стратегических и программно-целевых документов развития топливно-энергетического сектора, осуществляется комплексный учет рисков при разработке нефтегазовых проектов. Внешнеэкономические отношения находят отражение в трансформации не только управленческой структуры нефтегазовых предприятий, но и всего внутреннего энергетического рынка. Разработаны теоретико-методологические положения совершенствования механизма государственного регулирования нефтегазового комплекса (ГР НГК), обеспечения его устойчивости к внешним вызовам, в т.ч. за счет укрепления экономических взаимодействий между предприятиями в связанных с НГК отраслями производства. Особая роль в данном вопросе отводится развитию глубокой переработки углеводородов, комплексному внедрению передовых технологических решений во все этапы производственных процессов, углублению экономической интеграции со странами Евразийского экономического союза.

Обеспечение устойчивого функционирования внутреннего нефтегазового рынка к влиянию внешнеэкономических факторов

Ключевая задача ГР НГК сводится к обеспечению внутреннего спроса на долгосрочную перспективу при исключительно прагматичной экспортной стратегии на различные зарубежные рынки сбыта, позволяющей максимизироват конечный результат, нести значительный кумулятивный эффект от накопленных и получаемых компетенций.

Так, экономические и политические взаимодействия с одним из крупнейших потребителей российского природного газа – Украиной – в последнее десятилетие претерпели существенные изменения [2]. Украина не обеспечила надежность и безопасность транзита российского газа в страны Европы, что послужило одной из ключевых причин строительства, прокладки и последующего технологического обслуживания чрезвычайно дорогостоящих новых веток трубопроводов («Северный поток», «Турецкий поток», «Ямал – Европа» и др.), оцениваемых в десятки млрд долл.

В настоящее время государственные решения в энергетической сфере в отношении Украины целесообразно осуществлять, исходя из текущей экономической и политической конъюнктуры, различных сценариев ее изменения и перспектив развития. Стоит учитывать, что любые заключенные соглашения и достигнутые договоренности могут быть в одностороннем порядке аннулированы в результате изменения в т.ч. военной ситуации. Как следствие, при принятии регулирующих решений в данном направлении необходимо принимать в расчет весь спектр взаимоотношений с Украиной, начиная с 1991 г., включая неисполнение контрактных обязательств, невыплаты по газовым долгам, прямую угрозу национальной безопасности, множество колоссальных расходов, связанных не только со строительством новых газопроводов, но и в области национальной обороны и ВПК, правовым и экономическим обеспечением вхождения Крыма, Севастополя, Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей в состав России, фактически экстраполировать прошедший опыт на долгосрочную перспективу. По оценкам зарубежных экспертов, начиная с 1991 г. Суммарный причиненный ущерб от действий Украины только в газовой отрасли значительно превысил 50 млрд долл. Украина обладает значительной собственной сырьевой базой, при этом не способна распоряжаться ею эффективно для обеспечения потребностей экономики. При прогнозировании ключевых показателей функционирования НГК в конкретном регионе существенную роль следует отвести форс-мажорным политическим обстоятельствам и случайной составляющей.

Особо следует выделить межгосударственные энергетические взаимоотношения с Украиной по экспорту и транзиту природного газа. Газовый сектор страны фактически находится в частных руках и в процессе постоянного реформирования, отмечаются значительные нарушения и сбои в работе нефтегазотранспортной системы в отношении реализации продукции конечным потребителям. Накопленные во времена СССР компетенции постепенно утратили актуальность, в т.ч. ввиду низкой эффективности органов государственного управления. Решение или устранение барьерных вопросов по мере их возникновения, в случае с Украиной – обеспечение бесперебойности поставок и транзита природного газа, национальной и энергетической безопасности как результат преодоления местного политического коллапса, экономического и правового вакуума способствовало серьезной проверке на прочность энергетической системы России, подкорректировало структуру экспорта ТЭР, переориентировало высвободившиеся в результате обрыва оставшихся взаимосвязей ресурсы и мощности на новые направления; с течением времени данные взаимосвязи могут быть возобновлены в измененном виде.

Существенные расхождения в структуре органов ГР НГК различных стран учитываются при проведении внешней нефтегазовой политики: многие планируемые изменения уже реализуются на зарубежных рынках. Принятие накопленного опыта при осуществлении регулирующих действий содействует постепенному улучшению показателей функционирования НГК, в частности увеличению объемов промышленного производства, повышению уровня квалификации государственных служащих. Так, органы исполнительной власти должны быть подотчетны законодательной – парламенту, в т.ч. в отношении хода реализации государственной нефтегазовой политики. Прагматичная реализация стратегических инициатив возможна при устранении коррупциогенных факторов, высокой эффективности административного ресурса отдельных компаний, что позволяет нарастить собственные конкурентные преимущества. Органичное сочетание и дополнение государственных программных, ведомственных и стратегических документов развития содействует ускорению достижения обозначенных в них целевых ориентиров за счет применения новых методов, средств и технологий, в т.ч. в отношении экспорта чистых углеводородов и продукции глубоких переделов, повышения устойчивости структуры национального ТЭБ. Например, разработка нефтегазовых запасов Украины несет значительные экономические и политические риски, связанные с обеспечением безопасности промышленных производств и осуществлением энергетических проектов. Государства-импортеры также занимаются вопросами улучшения и оптимизации собственного ТЭБ, его диверсификации в отношении внешних поставок, разработкой альтернативных направлений внутреннего энергетического развития, совершенствованием и строительством необходимой нефтегазотранспортной инфраструктуры, в т.ч. в рамках совместных проектов с ключевыми экономическими субъектами НГК и правительствами других стран.

Значительные изменения и ухудшения структуры национального ТЭБ Украины свидетельствуют о том, что в долгосрочной перспективе страна не сможет выйти из набирающей обороты негативной экономической спирали. При этом существуют различные прогнозы относительно внутреннего спроса на ТЭР: так, его планомерное увеличение связано с постепенным восстановлением инфраструктуры и системы ЖКХ, возможно за счет увеличения экспорта российского сырья и своевременного исполнения собственных долговых обязательств, отсутствия незаконных врезок и обеспечения безопасности транзита природного газа в Европу. Конкретизация всех аспектов заключаемых контрактов и соглашений важна в силу того, что любые возникающие нюансы могут быть оспорены в юридическом порядке. Например, природный газ, изначально продаваемый на Украину по ценам, сопоставимым с внутрироссийскими, перепродавался в Европу по среднемировым.

Неурегулированными остается множество вопросов, связанных с долговыми обязательствами за экспорт и транзит природного газа на протяжении длительного периода, что тем не менее приводит к ответным судебным искам [16, 17].

Трансформация механизма ГР НГК в условиях внешних вызовов

Преобразования структуры механизма ГР НГК, применяемых форм и инструментов воздействия, отдельные из которых изначально противоречат между собой, в своей совокупности представляют кардинально иной, отличающийся от точечного воздействия результат. Это происходит в соответствии с требованиями внутренней и внешней конъюнктуры, под влиянием которой они могут происходить многократно по каждому направлению или сегменту НГК. Так, пересматривается структура акционерного капитала, собственников и топ-менеджмента крупнейших нефтегазовых компаний, проектов, осуществляется перераспределение степени административных возможностей участников национального энергетического рынка, происходит появление новых и прекращается экономическая деятельность отдельных предприятий. На современном этапе продолжаются процессы трансформации рыночной системы, ее развития и совершенствования, в т.ч. за счет приватизации объектов государственной собственности, условия которой также должны быть детально прописаны в программных нефтегазовых документах. Ряд государств активно наращивают добычу углеводородов в пределах собственной юрисдикции, укрепляют промышленный и инвестиционный потенциал, что требует необходимых финансовых гарантий, затрагивает значимые аспекты обеспечения национальной и энергетической безопасности [9].

В соответствии с технологическими изменениями, конъюнктурой, конкретной позицией, этапом преобразований и потребностью в них, постоянная корректировка экономического законодательства затрагивает практически все ключевые формы и инструменты ГР НГК, направлена на стимулирование ускорения темпов роста, повышение общей эффективности функционирования ТЭК и экономики в целом. Это относится в т.ч. к бюджетно-налоговой политике зарубежных стран, направлено на совершенствование механизма ГР НГК, включая его блок контроля и корректировки результатов. Реорганизация и изменения структуры отдельных государственных ведомств предполагают появление новых задач, полномочий и функций, передачу существующих, удаление неэффективных или излишних. Так, совершенствование недропользования предусматривает разработку альтернативных государственных подходов в новых нефтегазовых центрах и провинциях, направлено на комплексное освоение недр, развитие нефтегазотранспортной системы, содействие внедрению новейших технологий и минимизации производственных потерь на различных этапах экономической деятельности.

Прозрачность взаимодействий между предприятиями НГК внутри холдинговых и иных структур содействует сокращению непроизводительных расходов, повышению эффективности корпоративного управления производственными активами. Развитие нефтегазотранспортной инфраструктуры обеспечивает существенную экономию при реализации масштабных энергетических проектов, органичное развитие связанных отраслей и производств. Часть нефтегазопроводов используется для транзита углеводородов в Европу из некоторых государств СНГ. При разработке и введении в промышленную эксплуатацию нового месторождения должны быть детально проанализированы инвестиционные преимущества, просчитаны все экологические и иные риски, что содействует комплексной реализации проектов, налаживанию экономических и технологических процессов. На особом контроле предприятий находится распределение готовой продукции, отвечающей международным требованиям, до конечных потребителей.

Устойчивое развитие национального НГК обеспечивает становление предприятий из связанных отраслей, улучшение социально-экономических показателей регионов и территорий, доминирующее положение государства в решении международных энергетических вопросов. Эффективность обусловлена в т.ч. выступлением в качестве связующего звена и важнейшего транзитного направления между государствами Европы и Азии. Структурные элементы механизма ГР НГК направлены на увеличение внутреннего промышленного производства и экспорта продукции глубокой переработки, нефтегазохимии, закрепление данных тенденций, планомерное развитие трубопроводной инфраструктуры, введение в эксплуатацию новых нефтегазопроводов, направленных на обеспечение энергетического спроса на внутреннем и экспортных рынках, расширение мирохозяйственных связей. Большинство нефтегазовых предприятий разработали собственные долгосрочные программы развития, содержащие в т.ч. перспективы взаимодействий с органами государственной власти, правительствами ряда государств, другими энергетическими, инвестиционными компаниями. Некоторые маршруты поставок могут претерпевать существенные изменения в зависимости от экономических, политических, технологических, экологических и иных факторов. В частности, отдельно взятая партия углеводородного сырья вначале может транспортироваться через систему трубопроводов, а затем морским флотом или железнодорожными перевозками.

Устойчивое развитие НГК предполагает постепенное наращивание промышленно-производственного потенциала, выход предприятий на проектную мощность, повышение производительности труда. В силу того, что предложение на углеводородную продукцию уравновешивает внутренний спрос по определенным ценам, приобретение долей в зарубежных нефтегазовых компаниях или проектах учитывает принятие политических рисков, в т.ч. изменения конъюнктуры и соответствия местного законодательства нормам международного права. Управленческие решения и действия зарубежных собственников компаний могут быть направлены на расширение производственных мощностей и привлечение новейших технологий во все сегменты нефтегазового рынка, что позволяет улучшить экологическую ситуацию, повысить эффективность недропользования, тем самым участвовать в реализации ранее нерентабельных энергетических проектов.

Совершенствование государственной энергетической политики требует понимания российской и мировой истории становления нефтегазовой промышленности, учета накопленного опыта для исследования направлений стратегического развития, повышения прагматизма при принятии регулирующих решений, профессиональных компетенций управленческого состава предприятий с государственным участием. Устойчивое развитие НГК предполагает активное проведение ГРР, рыночных и административных преобразований, направленных в т.ч. на создание благоприятной ценовой конъюнктуры на глобальном топливно-энергетическом рынке, освоение наиболее перспективных нефтегазоносных участков, повышение эффективности механизма ГРЭ, содействие комплексному становлению нефтегазовых предприятий. В связи с тем, что ТЭК является важнейшей составляющей бесперебойного функционирования экономики, а также связующей артерией с зарубежными государствами, укрепление производственных мощностей содействует росту внешнего товарооборота, экспортных поставок и большей загрузки ключевых транспортных потоков [8, 14].

В России становление сегмента транспортировки углеводородов подразумевает расширение нефтегазотранспортной сети, строительство новых предприятий и объектов транспортной инфраструктуры, объединение и диверсификацию внутренних и экспортных направлений поставок, комплексное развитие рынков сбыта, системы хранения, портов, нефтеналивных терминалов в различных регионах страны, охватывающих все маршруты. Транспортировка занимает важнейшее место в структуре механизма функционирования ГР НГК, повышает его устойчивость, обеспечивает бесперебойность поставок углеводородов, позволяет выровнять определенные циклические колебания в структуре спроса и предложения.

Качественные изменения в экономически устойчивом развитии НГК основаны на интенсивном наращивании объемов производства продукции глубокой переработки, жестком регулировании и контроле его различных сегментов, содействии реализации крупнейших энергетических проектов, решении возникающих вопросов в максимально короткие сроки, наличии достаточных резервов, стабильности ключевых макроэкономических, отраслевых показателей функционирования относительно любых рисков, в т.ч. по отдельным месторождениям. Неравномерность распределения нефтегазовых предприятий предполагает определенный энергодефицит в отдельных регионах страны, обычно компенсируемый за счет более высоких цен на конечную продукцию. Зачастую это обусловлено дополнительными затратами на транспортировку для потребителей и характерно для северных регионов и районов, в особенности в зимний период.

НГК находится в постоянном внутреннем развитии, направленном на повышение эффективности функционирования. Происходящие экономические процессы призваны укрепить его устойчивость и прозрачность, обеспечить долгосрочный рост производительности труда, ликвидировать кассовые разрывы и значительные временные лаги по отдельным проектам и преобразованиям между принятием регулирующих решений и эффектом от их практической реализации.

Не следует недооценивать роль и значение бюджетного, кредитного и иных видов финансирования заведомо неэффективных предприятий, обладающих необходимым административным ресурсом. Возможным уходом и средством защиты от возможных рейдерских атак, недружественных слияний и поглощений является получение кредитов в международных или зарубежных финансовых организациях, которые обычно заинтересованы в кредитовании или инвестировании в российский НГК в качестве привлекательного объекта получения долгосрочной высокой нормы прибыли на вложенный капитал. Условия кредитования в полной мере должны содействовать развитию нефтегазового бизнеса, а не его переходу в руки кредитора или третьей стороны – бенефициара; это подразумевает укрепление экономической ситуации в регионах присутствия компаний. Непосредственно для финансовых организаций важна минимизация политических рисков, которые могут быть компенсированы благодаря приобретению доли в нефтегазовом проекте или совместном предприятии, в т.ч. за счет неуплаты долга.

Активное внедрение инноваций и передовых технологий в НГК обусловлено, в частности, наличием значительных финансовых возможностей, центральной ролью в структуре национального ТЭБ, призвано обеспечить целостность экономической политики и энергетическую безопасность государства. Несмотря на планомерное сокращение доли в структуре ВВП, в долгосрочной перспективе НГК продолжит оставаться фундаментом национальной экономики и основным источником доходов государственного бюджета. Постепенные видоизменения в структуре ТЭБ связаны в т.ч. повышением эффективности и экологичности его сегментов, одновременной национализацией и приватизацией предприятий, развитием альтернативных источников энергии, которые в долгосрочной перспективе не смогут существенно скорректировать роль и позиции нефтегазовой отрасли [6]. Значительное количество предприятий, в т.ч. дочерних компаний энергетических корпораций, целесообразно объединить в более крупные без потери эффективности с целью сокращения административных и иных видов расходов. Предприятиям следует ответственно подходить к экологической политике в регионах своего присутствия: минимизировать последствия деятельности, разрабатывать собственные экологические программы и мероприятия по сохранению и восстановлению окружающей среды. Полное обеспечение внутреннего энергетического спроса содействует устойчивому развитию хозяйственной системы, позволяет активно развивать различные отрасли и сегменты производства, образовывать новые взаимосвязи [13].

ГР внешнеэкономической деятельности предполагает развитие и укрепление взаимодействий с ключевыми потребителями – государствами, обладающими необходимыми технологическими, инновационными разработками, ресурсным и кадровым потенциалом. Т.к. потребители российских углеводородов заинтересованы в уменьшении собственной энергетической зависимости, бесперебойности поставок и низких экспортных ценах, внешнеэкономическое направление ГР НГК подразумевает комплекс действий и мероприятий по проведению прагматичной государственной политики, анализ и разработку вариантов по реализации и освоению крупнейших международных нефтегазовых проектов и месторождений. Это позволяет получить значительный синергетический эффект от взаимодействий государства и топливно-энергетических предприятий.

Роль НГК в реализации государственной социально-экономической стратегии сводится в т.ч. к стимулированию долгосрочных конкурентных преимуществ, укреплению «слабых звеньев» при функционировании и устранению негативных элементов в механизме ГР, расширению присутствия российских компаний на мировом нефтегазовом рынке и их административных возможностей. Каждый последующий уровень развития обычно выстраивается на предыдущем, который является для него платформой. Соответственно, принимаемые государственные решения основываются на уже принятых ранее, последовательном исполнении мероприятий энергетической политики исходя из стратегических перспектив, существующей конъюнктуры, планомерного решения возникающих вопросов. Отдельные положения действующих международных договоров и энергетических контрактов подлежат пересмотру, в т.ч. в отношении распределения долей и конечной прибыли в совместных предприятиях, условий оплаты за поставку ТЭР и предоставления услуг.

Возникновение новых региональных центров добычи и потребления углеводородов обусловлено, в частности, тем, что различные государства стремятся извлекать преимущества из географического расположения за счет отнесения к конкретному региону или возможности воздействия на него. Это позволяет им выступить связующим звеном в решении международных энергетических вопросов, сохранить и укрепить геоэкономические и геополитические позиции, отстаивать национальные интересы, развивать собственную экономику и инфраструктуру, получать дополнительную прибыль с направлений, смежных с НГК.

Ряд зарубежных стран активно участвуют в разработке международных энергетических документов и программ развития, проявляют инициативы по внесению изменений в существующую нормативно-правовую базу, объединяются с нефтегазовыми корпорациями для решения стратегических и текущих вопросов, выступая при этом одним из центров принятия энергетических решений. Например, развитие системы транспортировки, строительство и совершенствование транспортных потоков сопряжено с различными рисками, может требовать жестких государственных действий. Т.е. методы, формы и инструменты ГР приобретают выраженный политический характер, направленный на создание экономических и административных условий и предпосылок для обеспечения эффективного функционирования НГК. Фактически в результате взаимодействий между субъектами нефтегазовой деятельности возможно появление альтернативных принципов, подходов и методов ГР НГК, принципиально нового инструментария регулирующего воздействия. В отдельных случаях это приводит к активному вмешательству других государств во внутреннюю энергетическую политику.

Данные взаимодействия обычно основаны на получении стратегических преимуществ, максимизации прибыли, обеспечении устойчивости и безопасности поставок. Так, на Украине искусственно дестабилизируются внутренняя экономическая ситуация, политические процессы, экспорт и транзит природного газа в европейские страны, которые заинтересованы в их надежности. Прямое деструктивное вмешательство в вопросы энергообеспечения обусловлено отсутствием необходимых профессиональных компетенций управленческого состава, недопущением усиления внешнеполитических позиций России, возможностью получения дополнительной прибыли и другими причинами. Разрешение различных ситуаций в мировом или национальном НГК обычно требует индивидуального государственного подхода; аналогично, схожие положения имеют альтернативные варианты действий. Например, заморозка строительства или функционирования крупных нефтегазовых проектов в результате административных решений и политических инициатив способна открыть новые перспективы дальнейшего роста [3, 10].

Развитие внешнеэкономических отношений в НГК

Развитие взаимодействий с зарубежными странами и международными институтами заключается в т.ч. в разработке и практической реализации документов стратегического развития, поиске административных возможностей и ресурсов для устойчивого развития НГК. Заключение крупных нефтегазовых контрактов и соглашений способствует диверсификации структуры внешних поставок и потребителей, позволяет разрешить отдельные государственные вопросы, устранить различные риски и экологические последствия. С целью повышения эффективности оказывается взаимная технологическая, консультационная поддержка на долгосрочной основе. При этом глобальные стратегические задачи содержат в себе множество оперативных факторов. Объективные макроэкономические показатели позволяют анализировать целостную ситуацию, скрытые мотивы и причинно-следственные связи различных процессов и явлений [15].

Решение ключевых нефтегазовых вопросов на государственном уровне предполагает уточнение условий заключенных контрактов в результате резкого изменения политической конъюнктуры, предоставление льгот в обмен на долгосрочные экономические преимущества в иных сферах: в развитии ВПК, расширении интеграционных процессов, совершенствовании нефтегазовой инфраструктуры, в т.ч. системы трубопроводов и хранения. Современное технологическое оснащение и модернизация нефтегазовых объектов позволяет существенно повысить их загрузку и производительность. Это может быть достигнуто за счет участия иностранного капитала на всех этапах производственных процессов. В государственных и международных НПА могут содержаться детали нефтегазовых контрактов, условия использования энергетических объектов, маршруты трубопроводов, источники финансирования сторон. Значительное количество юридических расхождений выступает основанием возможного расторжения контрактов; при этом должно жестко пресекаться деструктивное воздействие со стороны других участников с целью изменения их условий или срыва.

Реализация крупнейших нефтегазовых проектов предполагает долгосрочные конкурентные преимущества: развитие территорий и инфраструктуры, укрепление международных отношений, экономические перспективы государств-партнеров, снижение непроизводительных издержек. В международных проектах ключевую роль могут занимать совместно созданные правительствами, нефтегазовыми и финансовыми компаниями организации-операторы, каждая из которых выполняет множество функций по различным направлениям их развития. Структура собственников, участие представителей других государств в процессе принятия решений в каждом проекте индивидуальны.

Во внешней энергетической политике отдельного внимания заслуживает Туркменистан, обладающий по оценке BP около 13,6 трлн м3 разведанных запасов природного газа [18, с. 34]. Часть добываемых углеводородов экспортируется через внутреннюю систему трубопроводов, а также транзитом через территорию России. Значительные объемы запасов позволяют проводить взвешенную государственную политику. Правительство страны заинтересовано в повышении эффективности экспортных поставок, снижении расходов на транспортировку, сокращении зависимости от экономических рисков и устранении негативных политических факторов, что является основным условием для разработки множества нефтегазовых месторождений. Это возможно при органичной работе различных звеньев механизма ГР НГК, качественном усовершенствовании обеспечивающей системы, изучении внутренних и экспортных маршрутов, детальном расчете стоимости проектов и их экономической результативности.

С позиций государственного управления важен индивидуальный подход к освоению каждого географического региона, учитывающий специфику реализации проектов и разработки залежей. Одна из задач ГР НГК заключается в выравнивании цен на углеводородную продукцию для внутреннего потребителя; полный охват территорий возможен при эффективном взаимодействии различных государственных ведомств. Субъекты нефтегазовой деятельности, обладающие необходимыми ресурсами, проявляют значительный интерес к перспективным регионам, проектам и маршрутам поставок, жестко отстаивают собственные позиции.

Для проведения взвешенной государственной политики необходима полная, точная и актуальная информация по всем направлениям функционирования НГК, а не значительный вариативный разброс исходных данных. Конкретизация и детализация в решении возникающих вопросов связаны, в частности, с осознанно публикуемой различными источниками недостоверной информацией. Она может относиться к подтвержденным запасам определенного проекта или месторождения, быть связана с извлечением дополнительной прибыли, получением иных преимуществ. Технологии четвертой промышленной революции и шестого технологического уклада направлены на производственное лидерство, импортоопережение и экологическую составляющую реализации нефтегазовых проектов. Это позволяет максимизировать экономический и инвестиционный потенциал, ориентироваться на собственный опыт и разработки.

Государственная нефтегазовая политика направлена на проведение дополнительных ГРР в континентальной части страны, в первую очередь в Сибири и на Дальнем Востоке, интенсификацию производств и развитие нефтегазохимии в различных регионах, сокращение транспортных и иных издержек. Структура внутреннего потребления углеводородов претерпевает определенные изменения в пользу экологически чистой и качественной продукции. В долгосрочной перспективе НГК продолжит определять социально-экономическое развитие государства при условии расширения направлений, объемов и ассортимента нефтегазового экспорта. Намеченные прогнозные показатели должны сопровождаться конкретными механизмами их исполнения, исходить из объективной ситуации.

Экспорт углеводородов напрямую воздействует на структуру органов ГР НГК, влияет на национальную и энергетическую безопасность государства, ключевые макроэкономические показатели, в т.ч. на размер валютной выручки. Так, устраняются излишние или утратившие актуальность звенья, появляются новые функциональные инструменты, современные тренды развития. Анализ процессов, непосредственно или косвенно связанных с НГК, позволяет выявить значимые вопросы на этапе их становления, сопоставить достигнутые результаты с намеченными ориентирами, отслеживать эффективность нефтегазовых компаний с государственным участием за счет активной позиции государства в советах директоров и правлениях, осуществления проверок Счетной палатой РФ и независимыми аудиторами, привлечения ведущих консалтинговых компаний и др.

Спектр регулируемых вопросов затрагивает все сегменты и направления НГК, происходящие объективные экономические и технологические преобразования. Разделение предприятий по различным сегментам призвано повысить общую эффективность функционирования, оказать благоприятное воздействие на национальную экономику: обратным примером может служить реформа электроэнергетической отрасли. Обеспечение внутреннего энергетического спроса возможно за счет поэтапного завершения газификации регионов, подсоединения населенных пунктов к распределительным мощностям, расчета социально-экономических результатов и последствий принятых государственных решений. Оценка эффективности функционирования антимонопольных органов ГР складывается в т.ч. из объективных цен на поставляемую энергию и услуги. В нормативно-правовой базе отражаются технические нормы и регламенты, условия предоставления доступа к энергетической инфраструктуре, например в вопросах транзита через территорию России, участия зарубежных предприятий и иностранных государств в разработке российских нефтегазовых ресурсов. При этом они должны быть заинтересованы в поставке передовых технологий и услуг, которые не оказываются на внутреннем рынке.

На государственном уровне отслеживается уровень изношенности значимых объектов нефтегазовой инфраструктуры. Своевременное выявление возникающих вопросов на первоначальном этапе и принятие необходимых государственных мер по их исправлению содействуют улучшению ключевых показателей функционирования НГК. Большая часть данных мер требует привлечения масштабных капиталовложений с длительным сроком окупаемости, которые позволяют повсеместно развивать глубокую переработку и нефтегазохимию, достигать необходимой степени очистки добываемого сырья и соответствия ведущим экологическим стандартам производимой продукции. В силу того, что отсутствие прироста запасов МСБ приводит к постепенному истощению разрабатываемых залежей, внедрение новейших технологий позволяет осваивать те из них, которые ранее считались выработанными или нерентабельными. Соответственно, на равновесие внутреннего и внешнего спроса и предложения ТЭР направлены стимулирование проведения ГРР, строительство, технологическое обслуживание и модернизация объектов инфраструктуры, привлечение к реализации энергетических проектов новых российских и зарубежных партнеров, расширение потребителей производимой продукции.

Развитие внешнеэкономической формы ГР НГК предполагает увеличение экспорта по ценам, приближенным к среднемировым, расширение направлений и пропускных возможностей транзита углеводородов, соблюдение потребителями контрактных обязательств в вопросах полной и своевременной оплаты за поставляемые ТЭР и нефтегазовую продукцию, обеспечение надежности и безопасности транзита. Задействование транспортных, технологических и инфраструктурных возможностей сопредельных государств, которые также могут использовать отечественную инфраструктуру для транзита собственных энергетических ресурсов на прагматичных для России условиях, позволяет повысить эффективность внешних поставок, сократить излишние финансовые затраты.

Страны-транзитеры и импортеры вполне способны самостоятельно финансировать строительство нефтегазопроводов и их ответвлений через собственную территорию, маршруты которых до конечных потребителей могут подлежать определенным изменениям. Это же характерно для ключевых точек маршрутов, перевалочных пунктов и непосредственно самих потребителей. Строительство может осуществляться за счет привлечения отечественных компаний и технологий. Проводимая государственная политика должна проявляться в заинтересованности потребителей российских углеводородов в долгосрочной стабильности заключаемых контрактов.

Нивелирование политических и административных препятствий со стороны транзитеров и импортеров углеводородов возможно в т.ч. за счет принятия жестких государственных решений, обеспечивающих наращивание накопленного промышленно-производственного потенциала, сохранение и укрепление достигнутых позиций. При этом в полной мере учитываются их экономические и энергетические возможности и перспективы развития, потребности, внутренний спрос на углеводородную продукцию, рассматриваются альтернативные сценарные варианты, связанные с изменениями структуры ТЭБ, внутренней и внешней конъюнктуры, применения различных форм и инструментов ГР НГК, направленных в т.ч. на строительство и технологическое обновление собственных производств и инфраструктуры. Основные маршруты внешних поставок находятся на постоянном технологическом контроле с позиции обеспечения надежности и безопасности.

Строительство экспортной инфраструктуры сопряжено с увеличением пропускных способностей нефтегазопроводов, появлением новых рынков сбыта, обеспечивающих значительный социально-экономический эффект, дополнительный приток валютной выручки, рост нефтегазовых доходов бюджета. Финансирование и капиталовложения в сегмент транспортировки вполне могут осуществляться совместными усилиями поставщика, потребителей и сторонних инвесторов. Это позволяет разрешать возникающие по различным показателям функционирования вопросы на стадии их становления, своевременно реагировать на технологические неисправности, производить мониторинг состояния и обслуживание объектов инфраструктуры, учитывать их соответствие требованиям конкретного этапа экономического развития и поставленным задачам, предусматривать ключевые тренды в развитии мирового и национального НГК [8].

Добываемые углеводороды потребляются как на внутреннем рынке, так и экспортируются на прагматичных экономических условиях. При этом важно максимально задействовать инфраструктурный потенциал сопредельных государств, способствовать реализации местных энергетических проектов, осуществлять поставки по построенным без участия России маршрутам нефтегазопроводов, которые объединяют наиболее перспективные рынки сбыта с участием ряда стран, в полной мере заинтересованных в развитии национальной экономики, промышленности и энергетики, улучшении структуры ТЭБ. Это позволяет объединить экономические, политические, инфраструктурные, географические ресурсы, качественно укрепить торгово-экономические взаимоотношения с потребителями и транзитерами. Ряд конкурентных преимуществ других стран возможно ограничить принятием жестких государственных административных решений.

Увеличение объемов нефтегазового производства, переработки и транспортировки, проектирование альтернативных вариантов строительства нефтегазопроводов связано с наращиванием экспортных и расширением транзитных возможностей, участием во множестве нефтегазовых проектов на зарубежных рынках, активном задействовании российских технологий и кадрового потенциала, развитием местных промышленных производств, инфраструктуры и нивелированием определенных политических рисков. К ряду государств ЕАЭС западные страны предъявляют значительные экономические и политические санкции, для преодоления которых необходимы выверенные регулирующие решения и жесткие меры противодействия. Их отсутствие в отдельных случаях привело к невозможности реализации перспективных или осуществлению неэффективных нефтегазовых проектов, что отразилось на энергетических показателях [1, 4].

Возникновение в глобальном НГК новой системы сдержек и противовесов основано в первую очередь на противоречиях во внешнеэкономической политике России, Китая и США [7]. Межгосударственные взаимодействия в энергетической сфере осуществляются как напрямую, так и посредством задействования различных институтов, вмешательства в принципы международного права. Наращивание энергетического потенциала и развитие нефтегазовой инфраструктуры затрагивают интересы множества зарубежных государств и иностранных компаний. Их следует с особой осторожностью допускать на опосредованно связанный с ними внутренний рынок сбыта ввиду стремления укрепления внешнего геостратегического влияния. Совершенствование ГР НГК исходит из превалирования национальных экономических приоритетов и получения стратегических преимуществ, ответственности исполнителей за разрешение вопросов административного и финансово-экономического характера.

Правовое урегулирование международных нефтегазовых проектов в вопросах прав собственности на месторождения, принадлежности нефтегазоносного района к территории конкретного государства может способствовать их промышленному освоению, разрешению военных, гражданских и политических конфликтов за возможность распоряжения нефтегазовыми ресурсами. Следует учитывать, что сопредельные государства вполне могут осуществлять ряд проектов без участия России, при этом пользоваться ее инфраструктурой и другими возможностями. Отсутствие согласованности межгосударственных действий в нефтегазовой сфере может оказаться противоречием для национальных интересов и вопросов обеспечения энергетической безопасности.

Разделение действительной ситуации в национальном НГК и поставленных целевых ориентиров также содействует их комплексному осуществлению. Это характерно для экономических отношений с ключевыми рынками сбыта, в вопросах развития инфраструктуры, практической реализации наиболее перспективных проектов. Например, в рамках строительства «Северного потока» и «Южного потока» были разработаны альтернативные варианты маршрутов с целью устранения и преодоления политических противодействий. Нефтегазовые проекты имеют под собой технолого-экономическое обоснование и экологическое заключение.

Аналогичное характерно при анализе экономик потребителей российских углеводородов, деталей международных долгосрочных контрактов. Это относится к вопросам объемов, сроков поставок и условий оплаты, продления существующих соглашений на условиях, выгодных и стабильных для производителя, предотвращения появления новых конкурентов. Рост экспортной выручки и интенсификация производств выступают важнейшими составляющими экономически устойчивого развития НГК. В отдельных случаях возможны бартерные расчеты, способствующие появлению дополнительных преимуществ, например освоению местной углеводородной базы, развитию промышленности и инфраструктуры экспортеров, укреплению социально-экономического положения регионов. Разработка зарубежных месторождений должна сопровождаться экспортом российского нефтегазового оборудования, привлечением отечественных специалистов для постоянной работы на зарубежных объектах НГК.

Ключевые решения по экспортным поставкам в первую очередь заключаются на уровне органов государственной власти, а не только самими нефтегазовыми компаниями. Это затрагивает вопросы жесткого отстаивания национальных приоритетов, предоставления потребителям условий, по которым невозможно или экономически нецелесообразно импортировать углеводороды из других источников, применять методы экономического шантажа и иных средств влияния на принятие ключевых нефтегазовых решений. Взвешенные соглашения и обоснованные контракты предполагают расчет преимуществ, экологических рисков от их реализации, отсутствие неисполнимых условий, например в части сроков и объемов экспорта, которые могут использоваться в качестве инструмента воздействия на принятие зарубежных политических решений, развитие местных экономик, инфраструктуры и региональных направлений НГК. Это позволяет извлекать дополнительные преимущества, привлекать ведущих экспертов, аналитические и консалтинговые компании для решения существующих вопросов, выделения ключевых точек прорывного экономического роста, разработки перспектив и направлений отраслевого развития [5, 11].

Выводы и рекомендации

Результирующие государственные решения о необходимости запуска и реализации энергетических проектов должны сопровождаться не только экономико-математическими расчетами, но и строго выверенной методологией. Пресечение попыток иностранного вмешательства во внутренние вопросы функционирования национального НГК, использования инструментов экономического и политического давления возможно за счет детального анализа поступающей информации. Отдельные сведения со стороны зарубежных партнеров в вопросах состояния, перспектив развития и освоения ресурсной базы также могут быть заведомо ложными, преследовать собственные интересы, например, быть направлены на получение контрактов от конкурентов или улучшение социально-экономического положения районов добычи. Расширение экономических взаимоотношений на многосторонней основе между субъектами нефтегазовой деятельности включает поставки новейших технологий, оборудования, предоставление сервисных услуг.

Зарубежные производители и потребители принимают непосредственное участие в организации работы различных международных институтов в рамках энергетического направления или определенного сегмента НГК, например повышения качества переработки или безопасности транспортировки углеводородов, вследствие чего имеют некоторые обязательства и преимущества. Большинство подобных организаций заинтересованы в реализации определенных энергетических и инвестиционных проектов, активно продвигают их интересы, а государства-участники – в комплексном развитии и качественном улучшении функционирования нефтегазовой отрасли, повышении надежности и бесперебойности поставок; все это выступает составной частью глобальной энергетической безопасности.

Проведение экономических форумов и конференций связано в т.ч. с необходимостью решения энергетических вопросов, задействованием возможностей глобальных институтов и использованием международных механизмов поддержки. В отдельные периоды возможен резкий поворот национальной нефтегазовой стратегии: например, это произошло весной 2014 г. в части переориентирования поставок природного газа с Европы на азиатское направление и началом строительства трубопровода «Сила Сибири». Подобные процессы могут нести как значительные экономические преимущества, так и риски, связанные с разрывом прошлых взаимодействий, выведением из штатной численности рабочих мест, изменением вектора развития производств и глубокой трансформацией, затрагивающих множество сегментов нефтегазового рынка.

Заинтересованность зарубежных государств в расширении экономических отношений с Россией проявляется в вопросах развития национальных НГК, приобретении отечественных технологий и услуг. Привлечение отечественных специалистов к реализации энергетических проектов в зарубежных странах служит значимым направлением совершенствования отечественной промышленности, а развитие общей энергетической инфраструктуры позволяет существенно сократить непроизводственные издержки, способствует открытию новых направлений поставок и рынков сбыта нефтегазовой продукции, предоставляет возможность совершения технологического прорыва в относительно короткие сроки [12].

Литература

1. Бушуев В.В. Евразийская энергетическая цивилизация. К вопросу об «энергии будущего» / В.В. Бушуев [и др.]. – М.: Энергия, 2017. – 208 с.

2. Бушуев В.В. Политические решения и опасное ускорение волатильности мирового энерго-экономического развития / В.В. Бушуев, Ю.К. Шафраник // Энергетическая политика. – 2024. – № 5. – С. 8–23.

3. Винокуров М.А. Роль государства в корректировке модели экономического роста России / М.А. Винокуров. – СПб.: Питер, 2014. – 192 с.

4. Глазьев С.Ю. О стратегических направлениях развития ЕАЭС / С.Ю. Глазьев // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2020. – № 1. – С. 11–30.

5. Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика / С.З. Жизнин. – М.: Ист Брук, 2005. – 638 с.

6. Калюжный В.И. Глобальный ресурсный баланс / В.И. Калюжный, М.Н. Хохлова // Энергетическая политика. – 2018. – № 2. – С. 23–30.

7. Киссинджер Г. Мировой порядок / Г. Киссинджер. – М.: АСТ, 2018. – 512 с.

8. Макаров А.А. Стратегические перспективы развития энергетического комплекса России / А.А. Макаров, Т.А. Митрова // Проблемы прогнозирования. – 2018. – № 5. – С. 81–96.

9. Мастепанов А.М. Проблемы обеспечения энергетической безопасности в новых геополитических условиях / А.М. Мастепанов // Энергетическая политика. – 2017. – № 1. – С. 20–37.

10. Скоробогатов В.А. Новая парадигма развития энергетического комплекса России в первой половине XXI века / В.А. Скоробогатов // Neftegaz.ru. – 2019. – № 5. – С. 80–89.

11. Сопилко Н.Ю. Энергетическое сотрудничество в контексте экономической интеграции государств ЕАЭС: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.14 / Н.Ю. Сопилко. – М., 2020. – 301 с.

12. Трофимов С.Е. Совершенствование государственного регулирования нефтегазового комплекса России: проблемы теории и методологии / С.Е. Трофимов. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 337 с.

13. Уэст Дж. Масштаб: Универсальные законы роста, инноваций, устойчивости и темпов жизни организмов, городов, экономических систем и компаний / Дж. Уэст. – М.: Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2018. – 512 с.

14. Филимонова И.В. Основные направления инновационного развития и модернизации нефтегазового комплекса России / И.В. Филимонова, Л.В. Эдер // Экологический вестник России. – 2014. – № 6. – С. 4–10.

15. Шафраник Ю.К. Глобальные энергетические изменения и Россия. Новая карта мирового энергетического пространства / Ю.К. Шафраник // Энергетическая политика. – 2016. – № 3. – С. 3–12.

16. Эволюция мировых энергетических рынков и ее последствия для России / под ред.
А.А. Макарова, Л.М. Григорьева, Т.А. Митровой. – М.: ИНЭИ РАН, АЦ при Правительстве РФ. – 2015. – 400 с.

17. Энергетика Евразии: новые тенденции и перспективы / отв. ред. С.В. Жуков. – М.: ИМЭМО РАН, 2016. – 186 с.

18. BP Statistical Review of World Energy 2021. 70th edition // BP Global. – 72 p.



Статья «Обеспечение устойчивого функционирования внутреннего нефтегазового рынка к влиянию внешнеэкономических факторов» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№8, Август 2024)

Авторы:
Комментарии

Читайте также