USD 92.8622

-0.06

EUR 103.41

+0.19

Brent 73.78

-0.66

Природный газ 2.851

+0.04

31 мин
28

Развитие внешнеэкономических взаимодействий в нефтегазовом комплексе на современном этапе цифровых и технологических преобразований

В статье исследуются ключевые направления и особенности внешнеэкономических взаимодействий в нефтегазовом комплексе с позиций обеспечения национальной и энергетической безопасности. Развитие внешнеэкономических отношений с дружественными странами является основой проводимой государством энергетической политики, обеспечивает экономическую устойчивость, способствует взаимному обмену передовыми технологическими решениями. Проанализированы актуальные направления совершенствования механизмов внешнеэкономических отношений с импортерами; обоснована значимость заключения стратегических внешнеторговых контрактов в условиях нестабильной политической ситуации, диверсификации структуры экспорта за счет увеличения доли нефтегазовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Заключение экспортных контрактов требует всестороннего анализа специфики законодательства зарубежных стран, комплексного исследования экологических факторов и условий реализации, устранения административных барьеров, задействования возможностей институтов ГР НГК, осуществляющих информационно-консультационное сопровождение. Осуществляемые экономические и технологические трансформации обусловили необходимость своевременной корректировки Энергетической стратегии, заложенных целевых ориентиров.

Развитие внешнеэкономических взаимодействий в нефтегазовом комплексе  на современном этапе цифровых и технологических преобразований

Ключевые слова: государственное регулирование, нефтегазовый комплекс, промышленность, углеводородные ресурсы, цифровые технологии, Евразийский экономический союз, экономическая интеграция, национальная безопасность, энергетическая безопасность.


Составной частью внешнеэкономической деятельности ГР НГК выступает исполнение взятых международных обязательств. Это повышает надежность России в качестве основного поставщика углеводородов на мировой энергетический рынок, находит отражение в экономических и инвестиционных рейтингах. Реализация нефтегазовых проектов может требовать создания совместных предприятий без долевого участия зарубежных государств и компаний, воздействия излишних звеньев на принимаемые решения. Выделение основных точек роста, инфраструктурных проектов и транспортных магистралей затрагивает все сегменты НГК, максимизирует общий экономический эффект. Созданные институты, формы и механизмы государственной поддержки должны исключать формализм, их функционирование направлено на решение вопросов в НГК, получение конкретных практических результатов. Отсутствие разночтений в рамках внешнеэкономической деятельности государства и нефтегазовых компаний также способствует своевременной реализации направлений развития и проектов в НГК, недопущению их срыва и сбоев в осуществлении, обеспечивает снижение общих рисков, затрат на строительство, функционирование и обслуживание.

Производительность НГК возможно существенно повысить за счет глобального разделения труда, планомерной реализации государственной энергетической политики, а не единоразовых регулирующих действий, прагматичного распределения нефтегазовых доходов на социально-экономическое развитие регионов, стратегические цели и оперативные задачи. Международные договоры России допускают создание совместных нефтегазовых предприятий с пропорциональным либо иным распределением прибыли относительно долей участников. Подобные предприятия стремятся максимально задействовать потенциал экономического роста и выйти на проектную мощность; их акционерами обычно выступают государства базирования активов и российские нефтегазовые компании.

В рамках полного производственного цикла отечественные предприятия могут развивать глубокую переработку и другие сегменты НГК в зарубежных странах, самостоятельно реализовывать добываемое сырье и производимую продукцию внутри региона базирования и на прочие рынки. Фактически это предопределяет развитие нефтегазовой отрасли государств-партнеров, т.к. для решения значимых энергетических вопросов используются российские технологические возможности, сопровождаемые укреплением внешнеэкономических отношений, извлечением политических преимуществ. Также следует прагматично задействовать зарубежную нефтегазовую инфраструктуру, поддерживать ее в надлежащем техническом состоянии, участвовать в своевременной модернизации, совершенствовании, развитии новых производств, нацеленных в т.ч. на импортоопережение иностранного нефтегазового оборудования, способствовать повышению профессиональных компетенций местного населения для обслуживания энергетических объектов [2].

Защита от рисков объектов системы транспортировки в НГК, в особенности для макрорегионов со сложными экономическими и политическими условиями, характеризует энергетическую безопасность государства, закладываемую в основу проводимой нефтегазовой политики [18]. Решение возникающих вопросов на первоначальном этапе с целью недопущения срыва поставок, взаимный учет интересов сторон, обеспечивающий возможности совместного роста, позволяет повысить вероятность практической реализации нефтегазовых проектов и совместных предприятий. Неэффективные предприятия могут быть закрыты, перепрофилированы или ориентироваться на новые направления деятельности без социально-экономических и иных последствий; в каждом конкретном случае предпринимаемые государственные меры индивидуальны, требуют понимания рисков и долгосрочных перспектив.

Последовательное развитие сегментов НГК за счет задействования ресурсов и возможностей международных институтов позволяет реализовать полный спектр стратегических направлений государственной энергетической политики. Заключаемые международные соглашения в НГК целесообразно корректировать в сторону улучшения основных положений. Индивидуальные условия контрактов могут исходить из частичного импорта зарубежной продукции на внутрироссийский рынок по более низким ценам. В соответствии с обязательствами государственные служащие и топ-менеджеры компаний, участвующие в их подписании, несут прямую ответственность за исполнение, сроки поставок, изменение их объемов, качества и глубины переработки. Это напрямую влияет на макроэкономические показатели, позволяет укрепить экономическую платформу и внешнеторговые взаимодействия, обеспечить целостность и связность механизма ГР НГК, сделать его более организованным. Устойчивое развитие НГК возможно при формировании внутренних механизмов, институциональных условий и инфраструктурных возможностей, непосредственно связано с развитием сопряженных отраслей экономики, прагматичным расходованием нефтегазовых доходов бюджета, распределением и инвестированием средств ФНБ [8].

Ключевые направления внешнеэкономических отношений в НГК

Структура экспорта российских углеводородов, соотношения поставщиков в общем объеме, а также направлений маршрутов претерпевают определенные изменения. Вопросы надежности внешних поставок находятся на государственном контроле, подразумевают анализ рынков сбыта продукции. Планомерное увеличение объемов промышленного производства и рост внешней торговли содействуют загрузке предприятий и мощностей, решению значимых социально-экономических вопросов. Возникновение различных форс-мажорных факторов, инициатором которых обычно являются зарубежные страны, в частности одностороннее нарушение, резкое изменение условий контрактов или прекращение обязательств, следует учитывать и предотвращать за счет эффективного риск-менеджмента и прогнозирования.

Международные взаимодействия выступают неотъемлемой составляющей совместного технологического и инфраструктурного развития нефтегазовых производств, расширения трубопроводной системы, направлений поставок углеводородов. В основе принимаемых государственных решений находится профессионализм организаторов и исполнителей, понимание происходящих энергетических процессов. Для реализации нефтегазовых проектов компании зачастую образуют дочерние общества, деятельность которых также находится на государственном контроле. В результате эффективного функционирования им могут быть предоставлены права на проведение ГРР и разработку континентальных и шельфовых месторождений, особые условия доступа на внешние рынки в вопросах реализации производимой продукции. Подобным предприятиям нередко предоставляют экономические и налоговые преференции, закрепляют за ними определенные лицензионные участки и месторождения. Предприятие одновременно может заниматься реализацией нескольких энергетических проектов с различной структурой собственников, включающей как крупные российские и зарубежные компании, так и правительства других стран [17].

Взаимодействие НГК с другими отраслями экономики осуществляется исходя из необходимости решения ключевых вопросов на различных уровнях государственного управления, развития добывающих и перерабатывающих предприятий. На государственном уровне целесообразно проработать программу увеличения объемов экспорта нефтегазовой продукции с высокой добавленной стоимостью с учетом изменения и диверсификации его структуры, реализация которой возможна при содействии комплексному развитию субъектов Федерации, крупнейших проектов и основных производств, включая сектор СПГ, справедливом распределении межбюджетных трансфертов, совершенствовании механизмов взаимодействий с импортерами углеводородов.

Постановка на государственный баланс новых запасов в сочетании с прагматичной разработкой МСБ, обеспечивающей долгосрочный стабильный уровень добычи на введенных в эксплуатацию месторождениях, усиливают государственное воздействие на геополитические процессы, связанные с развитием мировой энергетики. Наращивание объемов нефтегазового производства, количественный и качественный рост экспортных поставок способствуют решению множества региональных вопросов, должны осуществляться благодаря увеличению глубины переработки и ассортимента продукции, фактически сочетать в себе технологический опыт всех отраслей промышленности. Активное внедрение достижений НТП позволяет проводить дополнительные ГРР в разрабатываемых регионах, обеспечить прирост нефтегазовых запасов, значительно повысить уровень их извлечения, добычи и глубины переработки углеводородов. На современном этапе государственные компании, по сути, контролируют все процессы, происходящие в отрасли, занимаются подготовкой прогнозных сценариев стратегического развития национального НГК [1, 5].

При разработке государственных программ целесообразно учитывать позиции российских и зарубежных институтов, ведущих отечественных и мировых экспертов относительно перспектив развития национальной МСБ, увеличения эффективности производств, наиболее прагматичного использования накопленного ресурсного, кадрового, инфраструктурного и технологического потенциала. Данные оценки и прогнозы могут существенно расходиться между собой, в т.ч. в отношении статистических данных, однако для осуществления эффективной деятельности на государственном и корпоративном уровне – быть достаточно объективными. Фактически в силу стратегического значения весь комплекс направлений и действий, связанных с ГР НГК, направлен на повышение его производительности и максимизацию долгосрочного экономического эффекта; например, должны быть просчитаны, экономически обоснованы оптимальные маршруты, в т.ч. в отношении строительства трубопроводов по морскому дну, объемы экспортных поставок, пресекаться сокрытие валютной выручки в офшорных юрисдикциях, завышение цен на подрядные работы, позволяющее предприятиям выводить оборотные средства, и другие факты бесхозяйственности, экономических преступлений и коррупции [11]. Мониторинг основных показателей функционирования НГК, проводимый в режиме реального времени с использованием цифровых технологий, позволяет предотвратить или смягчить негативные процессы, минимизировать последствия форс-мажорных ситуаций [3].

Повышение эффективности ГР НГК возможно при совместном взаимодействии нефтегазовых предприятий в рамках созданных институтов, вынесении разработанных предложений на государственный уровень. Они могут затрагивать вопросы привлечения иностранных инвесторов, условия доступа зарубежного капитала в российский сегмент НГК, результативность работы антимонопольных органов ГР. В самих нефтегазовых корпорациях с государственным участием, объединяющих в себе множество предприятий, происходят естественные процессы, связанные с повышением эффективности деятельности, общего управления активами, их частичной приватизации. На экономическое состояние предприятий оказывают влияние качество самих активов, их ресурсно-сырьевые и инфраструктурные возможности.

Вопросы экономически устойчивого развития НГК находят отражение в стратегических и программно-целевых документах: принимаемые государственные решения дополняют друг друга ввиду неразрывных взаимосвязей всех этапов производственных процессов. Производство нефтегазового оборудования и технологий, предоставление сервисных услуг позволяет расширить инфраструктурный потенциал, укрепить взаимодействия между участниками энергетических отношений, направлено на полное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на углеводороды. Переплетение внутренних и внешнеэкономических аспектов национальной энергетической политики, фактически представляющих единое целое, сочетается с развитием нефтегазовой промышленности, расширением направлений транспортировки углеводородов, анализом долгосрочных приоритетов потребителей отечественной продукции, их частичной корректировки в результате принятия государственных решений [1].

Множество зарубежных, включая приграничных, государств осуществляют внутреннюю нефтегазовую политику без участия России, в частности занимаются разработкой новых маршрутов и формированием транспортных потоков. Это может быть связано с обеспечением энергетической безопасности, диверсификацией импорта углеводородов, преследованием собственных экономических мотивов, отстаиванием позиций по ключевым вопросам глобальной энергетической повестки, необходимостью соблюдения нефтегазовых контрактов, заключенных международных договоров и соглашений, а также внешнеэкономическими взаимодействиями с Россией в рамках прочих направлений. Перспективы развития данных маршрутов связаны с задействованием отечественного промышленного потенциала, наращиванием трубопроводных и иных видов поставок продукции на внешние рынки сбыта [6]. Учитываются изменения глобального и регионального спроса на углеводороды, особенности экономик и производственных отраслей других государств, тренды развития в связанных сегментах производства и основных предприятиях. При этом зарубежные страны и корпорации могут предлагать проекты новых международных документов и изменения в существующую правовую базу, которые противоречат национальным интересам России.

Изучение ценовой динамики на углеводородную продукцию с выделением действительных, объективных причин формирования конечной стоимости, расчет долгосрочного экономического эффекта от предоставления предприятиям НГК межбюджетных трансфертов, преференций и льгот, связанных с освоением месторождений в особо сложных условиях, предполагает внесение изменений в нормативно-правовую базу с выделением основных тенденций в национальном ТЭК. Безусловный приоритет в геологоразведке и разработке нефтегазовых запасов отдается отечественным предприятиям, призванным обеспечить комплексное социально-экономическое развитие регионов присутствия, привлечь необходимые объемы инвестиций в сектор глубокой переработки, внешних поставок первичных углеводородов и конечной продукции на внутреннем и зарубежных рынках. Отдельные экономические механизмы взаимодействия в вопросах совместного освоения месторождений в настоящее время утратили актуальность или перестали быть предусмотрены российским законодательством: предпочтение отдается вхождению иностранных компаний в уставный капитал конкретных проектов или предприятий.

Зачастую именно накопленный советский и российский опыт ГР определяет ключевые направления дальнейшего развития НГК. Стимулирование комплексного экономического развития нефтегазовой отрасли возможно за счет принятия мер ГР, направленных на формирование необходимых условий для повышения эффективности ее функционирования. Это относится к разработке наиболее значимых месторождений, вопросам долгосрочного простаивания перспективных участков, находящихся на балансе предприятий или в нераспределенном фонде, особых условий освоения запасов в отдаленных и труднодоступных территориях, выработки залежей и добычи на старых месторождениях, повышения нефтеотдачи пластов, прагматичного использования извлекаемого сырья, выявлениялюбых видов рисков и изучения различных позиций, в т.ч. с привлечением зарубежных консалтинговых компаний, в отношении реализации энергетических проектов. Стратегическая проработка государственных решений в нефтегазовой сфере находит выражение в приоритете национального законодательства над нормами международного права, оказывает воздействие на условия привлечения иностранных инвестиций.

Особенности трубопроводной системы зарубежных государств, ее изношенность на отдельных участках маршрутов и рынках сбыта оказывают воздействие на местные экономики, обеспечение внутреннего энергетического спроса. Мониторинг технологического состояния, анализ структуры уставного капитала нефтегазовых предприятий и их возможные изменения способствуют постепенному увеличению объемов поставок, повышению безопасности транзита энергоносителей, в т.ч. в рамках крупнейших экспортных маршрутов. Государственные решения направлены на расширение технологического и экспортного потенциала, задействование геополитических и энергетических возможностей для реализации стратегических целей в контексте экономической и правовой ситуации в зарубежных странах, внутренней социокультурной специфики
[10, 17].

Задачей внутренней системы нефтегазопроводов является полное обеспечение потребностей регионов в углеводородных ресурсах, а экспортной – удовлетворение энергетического спроса зарубежных государств при надежности и устойчивости поставок. Принятие мер ГР по поддержанию ее в оптимальном техническом состоянии, расширению и технологическому совершенствованию в конечном итоге способствует значительному сокращению издержек, связанных с обслуживанием. Проектирование новых маршрутов в результате изменений внешней конъюнктуры осуществляется с учетом планомерного увеличения пропускных возможностей, направлено на увеличение экспорта глубокой переработки. Изменения в структуре ТЭБ и составе экспортеров углеводородов частично обусловлены освоением новых нефтегазоносных районов и рынков сбыта, реализацией крупных проектов, предоставлением отдельным компаниям государственных преференций и особых условий разработки запасов, слиянием и поглощением предприятий, изменениями их собственников. Минимизация издержек, устранение излишних звеньев в виде промежуточных компаний в структуре взаимодействий между участниками нефтегазовых отношений способствуют увеличению прибыли, выводу отдельных направлений деятельности из теневого сектора, совершенствованию контрактной системы, повышению эффективности операторов месторождений на внутреннем и зарубежных рынках [7, 16].

Комплексный подход к развитию транспортной инфраструктуры учитывает воздействие отдельных государств и иностранных институтов на внутренние процессы, в т.ч. в отношении реализации международных проектов, строительства альтернативных маршрутов поставок и увеличения пропускной способности существующих. На внешних рынках сбыта углеводородов целесообразно в полной мере использовать нефтегазовую инфраструктуру зарубежных государств, учитывать местные долгосрочные интересы, содействовать их осуществлению: развивать общие энергетические проекты, находить совместные решения возникающих вопросов и точки приложения регулирующих мер. При этом не следует допускать распространения заведомо недостоверной информации о состоянии национального НГК и его отдельных сегментов.

Политические процессы, связанные с НГК, по ряду направлений могут быть разделены от экономических в результате регулирующего воздействия и не оказывать значительного влияния на основную деятельность компаний. Задействование полного спектра внутренних и внешних взаимосвязей позволяет устранить отдельные неэффективные элементы из механизма ГР НГК. Своевременное внесение изменений в нормативно-правовую базу, заключенные соглашения и контракты, оказание всесторонней государственной поддержки в реализации стратегических нефтегазовых проектов обеспечивают значительное увеличение товарооборота с зарубежными потребителями. Ряд НПА в нефтегазовой сфере в вопросах экспорта с зарубежными странами и компаниями подлежат пересмотру, направлены на укрепление торгово-экономических, технологических и социальных отношений, в т.ч. в связанных отраслях. Положения отдельных из них не должны противоречить, в частности постановления и распоряжения в рамках реализации энергетических проектов – вышестоящим федеральным законам, обеспечивать их практическое осуществление.

Устойчивость НГК определяется в т.ч. надежностью и продолжительностью взаимодействий экономических субъектов. Энергетическая сфера является ключевым направлением внешнеэкономической деятельности России, закладывает базовую платформу устойчивого роста ее экономики. Отдельные нефтегазовые проекты могут быть реализованы в результате отсутствия достигнутых соглашений между другими сторонами и недостатка капиталовложений у некоторых из них. Односторонний выход из проектов зарубежных компаний в связи с проводимой санкционной политикой послужил стартовой платформой ускоренного развития новых направлений и регионов внешних поставок, став значимым звеном в совершенствовании нефтегазовой инфраструктуры.

Комплексный подход к развитию небольших нефтегазовых компаний предполагает меры государственной поддержки, направленные на освоение региональных рынков сбыта. Укрепление взаимодействий между субъектами нефтегазовой деятельности в результате несвязанных событий внешнеэкономического, политического или военного характера в отдельных случаях не может быть заранее спрогнозировано. В результате часть нефтегазовых проектов могут быть отложены на неопределенный период или вовсе не реализованы, несмотря на наличие перспективных запасов и возможность проведения необходимой инфраструктуры. Закрытие одних проектов по разработке месторождений способно привести к реализации более крупных в силу того, что отсутствие экономической заинтересованности со стороны других сторон или изменение политических условий призваны стимулировать поиск новых направлений развития и точек роста, напрямую затрагивает связанные с НГК отрасли экономики, отражается на показателях социальной сферы.

Отдельные труднопрогнозируемые периоды времени характеризуются кардинальным изменением всей государственной энергетической стратегии, служат дополнительным этапом перехода НГК на новый уровень технологического развития. Расширение взаимодействий с ВПК направлено на укрепление национальной безопасности, дополнительный экспорт вооружений на рынки сбыта углеводородов. Российские нефтегазовые компании участвуют в проектах по освоению месторождений, аукционах на приобретение лицензионных участков в зарубежных странах с относительно стабильной политической ситуацией для проведения ГРР, добычи и реализации углеводородного сырья и производимой продукции на внутренний рынок и экспорт. Разработка запасов МСБ обычно осуществляется при участии национальных предприятий: предлагаются альтернативные варианты развития местной инфраструктуры, расширения производственных мощностей, строительства энергетических и социальных объектов, вносятся изменения в действующие проекты, условия контрактов, в т.ч. в отношении изменения объемов поставок, совместные документы комплексного развития нефтегазовой отрасли. В рамках таких проектов формы и параметры участия предприятий, например условия входа на рынок или конечного распределения прибыли, могут существенно отличаться от российского законодательства. Конкуренция между зарубежными компаниями за право разработки месторождений может быть достаточно высокой: на один перспективный проект обычно претендуют несколько участников энергетического рынка; задача местных властей состоит в устранении коррупциогенных факторов.

Совершенствование законодательной и институциональной платформы направлено на расширение энергетического потенциала, создание совместных предприятий, справедливый доступ к лицензионным участкам, укрепление взаимосвязей между участниками экономической деятельности. Каждый последующий этап развития основан на платформе предыдущего, характеризуется внесением изменений в нормативно-правовую базу. Совместная реализация международных проектов по освоению месторождений предполагает проведение дополнительных ГРР, уточнение запасов МСБ в разрабатываемых районах, применение новейших технологий, обеспечивающее рост показателей извлечения углеводородного сырья.

Разработка наиболее крупных залежей со сложными условиями добычи предусматривает наличие множества инвесторов и предприятий с собственными технологическими решениями. Заключение международных договоров в энергетической отрасли способствует появлению новых институтов, усилению позиций отдельных участников нефтегазового рынка, их дополнительному финансированию. Государство координирует и корректирует проводимую нефтегазовую политику, сверяет намеченные ориентиры с достигнутыми показателями в целом и по отдельным проектам, привлекает внутренние ведомства и различные институты для контроля за их реализацией, соответствия намеченным планам и срокам выполнения [2, 15].

Специфика внешнеэкономических отношений в НГК на этапе экономических и технологических трансформаций

Ряд европейских и азиатских государств, являющихся нетто-импортерами углеводородов, полностью обеспечены российским нефтегазовым экспортом, заинтересованы в его долгосрочной устойчивости, при этом различными способами стремятся укрепить энергетическую безопасность: разрабатывают запасы собственной МСБ, развивают транзитную инфраструктуру, производят модернизацию объектов энергетики. Следовательно, необходимо прогнозировать изменения в структуре их национальных ТЭБ, спроса и предложения, возможного энергодефицита, анализировать состояние нефтегазотранспортной системы, степень изношенности трубопроводов. Внутренний спрос на углеводороды в сопредельных странах вполне может быть удовлетворен исключительно за счет экспорта из России по ценам, приближенным к среднемировым [4].

Энергетические системы отдельных государств взаимосвязаны между собой, при этом поставки энергоносителей на некоторые промышленные объекты осуществляются из различных источников. Важнейшее значение для национального НГК имеют заключение экспортных контрактов углеводородов на стратегические рынки сбыта, введение в эксплуатацию новых нефтегазовых объектов, взаимодействие с зарубежными странами по ключевым вопросам энергетической политики. Нефтегазовые объекты находятся на постоянном техническом контроле функционирования, мониторинге намеченных и фактических показателей, в частности соблюдения сроков строительства и проведения сервисного обслуживания с целью обеспечения производственной безопасности. Реализация некоторых проектов требует вмешательства российских и международных институтов, принятия в расчет позиций местного населения. К вопросам освоения новых участков, рынков сбыта, расширения инфраструктурных возможностей могут привлекаются ведущие научные организации, зарубежные консалтинговые компании и эксперты [6].

Целостное соединение национального и глобального нефтегазовых рынков связано с необходимостью повышения эффективности функционирования, укрепления экономических связей. Аналитическое и справочно-информационное сопровождение деятельности обеспечивается Аналитическим центром при Правительстве РФ, РЭА Минэнерго России, его филиалом ЦДУ ТЭК, различными научно-исследовательскими институтами. Это позволяет выработать определенные критерии проводимой регулирующей политики благодаря следованию принимаемых законодательных актов утвержденным стратегическим и программно-целевым документам развития. Например, подконтрольность исполнительных органов ГР НГК заключается в т.ч. в ежегодных отчетах о результатах работы перед законодательными органами власти.

Анализ нефтегазового законодательства зарубежных стран позволяет скорректировать и усовершенствовать национальную нормативно-правовую базу, содействовать разработке международных НПА, получить дополнительные преимущества от участия в межгосударственных институтах и организациях, обеспечить благоприятные инвестиционные условия, задействовать внутренние резервы и институциональные механизмы для развития нефтегазового производства. В основе предпринимаемых регулирующих действий должна быть положена концепция максимизации экономических результатов.

Эффективность функционирования нефтегазовых компаний возможно повысить за счет принятия взвешенных регулирующих решений, совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования, изучения структуры собственников, условий выплат дивидендов и распределения прибыли, выделения критериев контроля и результативности. Это также характерно для внутренних управленческих действий, в частности в сегменте реализации конечной продукции благодаря отсутствию излишних звеньев в цепочке распределения добавленной стоимости, бесперебойному энергообеспечению населения и предприятий без временных задержек по ценам, отражающим действительный баланс спроса и предложения. В регионах вполне эффективно могут функционировать относительно небольшие компании, способные контролировать процессы, связанные с определенным направлением.

Долгосрочное взаимодействие государства и нефтегазового бизнеса направлено на выработку совместных решений урегулирования возникающих вопросов, комплексное социально-экономическое развитие регионов. Практическая реализация отраженных в соглашениях субъектов Федерации и предприятий позиций возможна за счет создания коллегиальных рабочих органов, адаптации отдельных форм и инструментов регулирования зарубежных стран к внутренней специфике, принятия мер по развитию и внедрению отечественных разработок в нефтегазовой промышленности [12, 13].

Российские компании заинтересованы в социально-экономическом развитии регионов добычи, полном или частичном приобретении перспективных зарубежных лицензионных участков, проектов и предприятий, занимаются вопросами качественного улучшения внешних поставок, обустройства месторождений и строительства объектов инфраструктуры. В совокупности это связано с притоком экспортной выручки, дополнительных нефтегазовых доходов бюджета и прибыли предприятий при условии устойчивости правовых режимов и достаточности собственной ресурсной базы. Предприятия могут образовывать консорциумы для реализации проектов и последующего сбыта продукции, проведения модернизации, сервисно-технологического обслуживания, ремонта производственных мощностей и трубопроводов.

Одна из задач ГР НГК состоит в сведении к минимизации расхождений прогнозных и фактических отраслевых показателей, связанных с ними рисков, принятии мер, направленных на повышение нефтеотдачи пластов. Объемы извлекаемых углеводородов могут находиться в пределах определенного коридора; это находит отражение в результирующих показателях деятельности, позволяет корректировать оптимальный уровень производства, потребления и экспорта, задействовать возможности роста связанных отраслей экономики, технологического развития и уникального географического расположения. Разработка альтернативных сценариев развития требует гибкости структуры органов государственной власти, ответственных исполнителей, уточнения их функциональных обязанностей, изменений в составе совещательных и консультативных органов. В основу закладываются стратегические ориентиры результативности освоения месторождений, прагматичного распределения поступающих нефтегазовых доходов.

Принимаемые государственные решения, связанные с экономическим развитием НГК, разработкой и исполнением стратегических и программно-целевых документов, носят запланированный, а не спонтанный характер, направлены на повышение производительности труда в долгосрочной перспективе, устранение административных барьеров. Преобразования затрагивают множество энергетических предприятий в различных сегментах нефтегазового производства, учитывают международные обязательства. Проявление экономической активности на зарубежных рынках, в т.ч. в отношении поставок оборудования и сервисных услуг, содействует развитию отечественной промышленности, укреплению экономик стран и регионов добычи.

Технологическое лидерство России позволяет усилить собственные позиции и конкурентные преимущества на глобальном энергетическом рынке, участвовать в обустройстве зарубежных месторождений, строительстве объектов инфраструктуры, уделять особое внимание подготовке российских специалистов НГК. Содействие в разработке значимых международных проектов на уровне государства и предприятий предполагает возможность внесения вариантов по их развитию, формирование необходимых для осуществления экономических и технологических условий, создание комплексных решений по возобновлению работ на старых и истощенных месторождениях, модернизации объектов производственной инфраструктуры, совершенствование формы налогового регулирования ГР. Это содействует продвижению экономических интересов российских компаний, устойчивому развитию и функционированию национального НГК и связанных отраслей [9].

Регулирующие меры по предоставлению нефтегазосервисных услуг, заключению новых контрактов связаны с увеличением внешнеторгового товарооборота. Фактически функционирование отраслей экономики направлено на удовлетворение потребительского спроса, в т.ч. благодаря контролю поставок в отдаленные районы национального рынка, развитие местных производств. Целеполагание, ориентированное на результат, несет в себе стратегические преимущества: комплексное развитие не предполагает ряд одномоментных мер, напротив, затрагивает долгосрочные торгово-экономические взаимодействия поставщиков и потребителей.

Своевременное выявление законодательных пробелов при анализе экономической ситуации позволяет обеспечить меры государственной поддержки, охватывающие различные сегменты производства как на этапе разработки проекта, так и при его реализации и последующем технологическом обслуживании. Устойчивость НГК заключается в долгосрочных перспективах принимаемых регулирующих решений, направленных на поступательное развитие с устранением всех деструктивных элементов, которые противоречат миссии реализации проектов, подрывают их функционирование; это способствует скорейшему достижению обозначенных ориентиров. Зарубежные страны комплексно развивают собственную инфраструктурную и институциональную платформы НГК, предусматривают меры преференциальной поддержки, предлагают эффективные инструменты регулирующей практики, технологические разработки и услуги. Изучение глобальной конъюнктуры направлено на создание благоприятных инвестиционных возможностей в различных сегментах НГК на внутреннем и внешних рынках, осуществляется с целью приобретения проектов и месторождений или долевого участия в них.

В большинстве стран-потребителей отечественных углеводородов НГК играет важную роль в развитии национальных экономик. С этой целью учитываются основные макроэкономические показатели, включая динамику социально-экономического развития и внешнеторгового товарооборота с Россией, структуру промышленного производства, политические факторы, разведанные запасы МСБ. В силу того, что ГР распространяется на все сегменты внутреннего рынка, целесообразно анализировать роль и функции, которые выполняют зарубежные энергетические корпорации для национальных экономик, их взаимодействия с правительством и местными органами власти, административное влияние на макроэкономические процессы, объемы экспортно-импортных операций и товарооборота в натуральном и денежном выражении. Это содействует совершенствованию ГР НГК, созданию предприятий с более эффективной структурой управления.

Формат взаимодействий между отечественными и зарубежными компаниями в нефтегазовой сфере выступает эффективным рычагом продвижения национальных внешнеэкономических интересов, позволяет выделить факторы, способные оказать значимое влияние в долгосрочной перспективе. Стратегическое сотрудничество с потребителями российских углеводородов возможно в результате предоставления им экономических преимуществ, определенных преференций, прагматизма условий контрактов, исключающих реэкспорт по более высоким ценам. Устойчивость структуры нефтегазового производства и экспорта связана в т.ч. с изучением потребления углеводородов в государствах-импортерах в разрезе регионов, провинций, промышленных центров и населения, акционерного капитала, менеджмента, особенностей управления и конечных бенефициаров нефтегазовых предприятий, программ развития, взаимодействий с органами власти, различными институтами и организациями, что позволяет оптимизировать государственные расходы [8].

ГР НГК предполагает контроль и ответственность, обоснование внутренней и внешней ценовой политики на рынках сбыта, проведение независимой оценки эффективности функционирования предприятий. Наиболее значимые вопросы глобальной энергетической повестки связаны со структурой мирового спроса и предложения, эскалацией военных конфликтов в различных регионах. Ужесточение условий контрактов и отсутствие преференций по отношению к отдельным странам, регионам или предприятиям возможно в результате проявления враждебных или деструктивных действий, например санкционной политики, одностороннего изменения или невыполнения взятых обязательств, заявлений, способных повлиять на конъюнктуру в НГК. В данном контексте органы государственной власти и нефтегазовый бизнес действуют сонаправленно, адекватно реагируя на изменение внешних факторов: значимыми инструментами воздействия выступают повышение цены на поставляемые углеводороды, скорость принятия нормативных ограничений и других правовых решений с выделением причин изменений.

Каждый последующий этап в устойчивом развитии НГК основан на платформе предыдущего. Следует в полной мере задействовать экономические возможности государств-транзитеров, обеспечивающих надежность поставок, участвовать в строительстве, модернизации технологической инфраструктуры, совершенствовании институциональных факторов, снятии административных ограничений, относительно равномерном распределении производственно-сбытовой сети с целью сокращения финансовых и других видов затрат. Государственный контроль за газификацией населенных пунктов и обеспечением населения углеводородной продукцией содействует развитию трубопроводной системы, удовлетворению потребительского спроса, увеличению поставок на внешние рынки, строительству производственных предприятий, их ускоренному выходу на проектную мощность.

ГР НГК направлено на создание условий для наращивания экспорта конечной продукции, расширения ассортимента поставок, контроль состояния инфраструктуры в энергетических проектах, технико-экономическое обоснование предприятий, разработку и внедрение предложений по их оптимальной загрузке. Отсутствие излишнего простаивания энергетических производств и объектов инфраструктуры также характеризует устойчивость функционирования НГК как единого отлаженного механизма, в полном объеме обеспечивающего потребности национальной экономики.

Структура органов ГР НГК, их функции и полномочия находятся в процессе постоянных преобразований. Следует отметить, что некоторые государства также копируют российскую управленческую модель, используют отдельные системные решения, формы и инструменты ГР, адаптированные к внутренним условиям, реализуют собственные проекты. Исполнение документов стратегического развития НГК возможно при прямой ответственности профильных ведомств за результаты проводимой политики, планомерном осуществлении регулирующих мер, информационно-консультационном обеспечении. Задачей региональной нефтегазовой политики также выступает укрепление энергетической безопасности государства.

Укрепление взаимодействий органов государственной власти и предприятий способствует внесению значимых вопросов в национальную энергетическую повестку, задействованию возможностей зарубежных институтов и объединений [19–21], совершенствованию нормативно-правовой базы, условий контрактов, реализации перспективных проектов и поступлению инвестиций. Экономические и административные преобразования в НГК затрагивают аспекты повышения эффективности, контроля и корректировки результатов, реструктурирования органов государственной власти в соответствии с происходящими изменениями, выполняемыми функциями и задачами.

Выводы и рекомендации

Международные документы (конвенции, договоры, соглашения и др.), ратифицированные Россией, отражают государственную позицию по энергетическим вопросам. В рамках их реализации обычно функционируют рабочие и консультативные органы на постоянной основе; в резолюциях находят отражение стратегические и текущие цели и задачи, обеспечивающие качественные изменения ключевых показателей. Несколько предприятий могут быть одновременно задействованы при реализации одного крупного проекта, зачастую охватывающего полный производственный цикл; при этом не должно возникать конфликта интересов. Изменение объемов, удельного соотношения различных видов продукции в разрезе поставок по рынкам сбыта может требовать принятия подзаконных актов, конкретизирующих отдельные положения ранее утвержденных НПА.

Неисполнение финансовых условий по заключенным экспортным контрактам может сопровождаться не только их разрывом, решениями в судебном или досудебном порядке, но и экономическими и политическими преференциями: покупкой нефтегазовых объектов и иных активов по льготным ценам, увеличением доли в конкретном проекте сообразно причиненному ущербу, ростом товарооборота в других сегментах экономики. Отсутствие заведомо деструктивных взаимодействий между субъектами экономической деятельности и прагматичные решения возникающих вопросов, которые находятся на постоянном мониторинге органов государственной власти, могут быть просчитаны за счет эффективного риск-менеджмента, снижения неопределенности политических и связанных с ними факторов, обращения непрогнозируемых ситуаций в колоссальные возможности внутреннего роста НГК; эффективность ГР определяется в т.ч. гибкостью, готовностью к подобным изменениям.

Роль и задачи, которые выполняет государство в глобальном энергетическом производстве, связанные, в частности, с географическим расположением или выступлением в качестве транспортного связующего узла, могут различаться в зависимости от конъюнктуры или ситуации. Отдельные европейские страны с небольшим внутренним энергопотреблением выполняют исключительно транзитную функцию в рамках ключевых направлений нефтегазопроводов. Некоторые маршруты, в т.ч. в азиатские страны, проектируются в настоящее время, изучаются альтернативные способы поставок на существующие и новые рынки сбыта: танкеры, железнодорожное сообщение и др. Каждый нефтегазовый проект проходит экономическое и геологическое обоснование: соотношение затрат к доходам, глубина залегания продуктивных пластов, виды добываемого сырья и производимой продукции, требуемая степень переработки и др.

Реализация значимых проектов может сопровождаться жесткими политическими решениями, а уточнение маршрутов прокладки трубопроводов – быть обосновано экологическими факторами. В частности, сдвиг линии нефтепровода ВСТО на 40 км от береговой линии Байкала в 2007 г.; первоначальный проект предполагал прокладку по дну озера. Отсутствие подобных решений может приостановить осуществление или привести к срыву проектов. Во избежание нанесения экологического ущерба на предварительном этапе проектируются различные варианты прокладки маршрутов. Устойчивость функционирования НГК заключается также в отсутствии искусственной эскалации конфликтов по территориальному признаку. Принимаемые регулирующие меры в НГК напрямую влияют на макроэкономические показатели, следовательно, по возможности должны исключать излишнее государственное вмешательство во внутренние процессы функционирования предприятий, нивелировать внешнеполитические противоречия, что позволяет не допустить срыва нефтегазовых проектов с участием российских компаний [14].

Литература

1. Башмаков И.А. Углеродное регулирование в ЕС и российский сырьевой экспорт /
И.А. Башмаков // Вопросы экономики. – 2022. – № 1. – С. 90–109.

2. Бушуев В.В. Евразийская энергетическая цивилизация. К вопросу об «энергии будущего» / В.В. Бушуев [и др.]. – М.: Энергия, 2017. – 208 с.

3. Глазьев С.Ю. Информационно-цифровая революция / С.Ю. Глазьев // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2018. – № 1. – С. 70–83.

4. Головина М.С. Экономические аспекты региональной энергетической безопасности и экспортная стратегия России на рынке газа стран Европейского союза: дис. … канд. экон. наук: 08.00.14 / М.С. Головина. – М., 2015. – 248 с.

5. Дребенцов В.В. Перспективы поставок российского газа на внешние рынки / В.В. Дребенцов // Журнал Новой экономической ассоциации. – 2015. – № 1. – С. 163–177.

6. Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика / С.З. Жизнин. – М.: Ист Брук, 2005. – 638 с.

7. Калюжный В.И. Глобальный ресурсный баланс / В.И. Калюжный, М.Н. Хохлова // Энергетическая политика. – 2018. – № 2. – С. 23–30.

8. Мартынов В.Г. Природный газ – основа устойчивого развития мировой энергетики /
В.Г. Мартынов [и др.]. – М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2021. – 173 с.

9. Ресурсные регионы России в «новой реальности» / под ред. В.В. Кулешова. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2017. – 308 с.

10. Салыгин В.И. «Газпром» на рынке Евросоюза: необходим баланс принципов конкуренции и энергетической безопасности / В.И. Салыгин, Н.Ю. Кавешников // // Вестник МГИМО-Университета. – 2014. – № 4. – С. 45–53.

11. Сафонова Т.Ю. Исследование эндогенных и экзогенных факторов влияния на результаты прогнозирования развития нефтегазовой отрасли на фоне трансформации структуры топливно-энергетического баланса: дис. … д-ра экон. наук: 5.2.3 / Т.Ю. Сафонова. – М., 2023. – 410 с.

12. Телегина Е.А. Перспективы энергетического сотрудничества ЕАЭС со странами Северо-Восточной Азии / Е.А. Телегина, Г.О. Халова // Мировая экономика и международные отношения. – 2017. – Т. 61. – № 4. – С. 50–59.

13. Ткачук С.П. Повышение эффективности экономической интеграции государств-участников ЕАЭС: дис. … канд. экон. наук: 08.00.14 / С.П. Ткачук. – М., 2020. – 185 с.

14. Трофимов С.Е. Совершенствование государственного регулирования нефтегазового комплекса России: проблемы теории и методологии / С.Е. Трофимов. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 337 с.

15. Хартуков Е.М. Глобальные проблемы нефтегазовой промышленности / Е.М. Хартуков // Энергетическая политика. – 2013. – № 6. – С. 22–37.

16. Эволюция мировых энергетических рынков и ее последствия для России / под ред.
А.А. Макарова, Л.М. Григорьева, Т.А. Митровой. – М.: ИНЭИ РАН, АЦ при Правительстве РФ. – 2015. – 400 с.

17. Энергетика Евразии: новые тенденции и перспективы / отв. ред. С.В. Жуков. – М.: ИМЭМО РАН, 2016. – 186 с.

18. Язев В.А. От региональных моделей – к общей системе энергетической безопасности Евразии / В.А. Язев // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2015. – № 7. – С. 4–6.

19. Bloomberg New Energy Finance [Electronic resource]. – Access mode: https://about.bnef. com (Address data: 17 March 2024).

20. IEA World Energy Outlook 2023 // IEA, 2023. – 354 p.

21. Platts [Electronic resource]. – Access mode: http://www.platts.com (Address data: 20 Jan. 2024).



Статья «Развитие внешнеэкономических взаимодействий в нефтегазовом комплексе на современном этапе цифровых и технологических преобразований» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№9, Сентябрь 2024)

Авторы:
Комментарии

Читайте также