USD 102.9125

-0.52

EUR 108.7016

-0.31

Brent 73.23

-0.58

Природный газ 3.194

-0.03

31 мин
332

Государственная политика в нефтегазовом комплексе России: современное состояние и стратегические перспективы

В статье исследованы вопросы состояния и направлений совершенствования государственной политики в НГК на современном этапе экономического развития. Особое внимание уделяется конституционному закреплению верховенства национального права над международным, распределению полномочий и функциональных обязанностей в структуре органов государственного управления, согласованности стратегических приоритетов государства и программно-целевых документов нефтегазовых компаний, корректировке условий заключенных внешнеторговых контрактов. Реализация энергетических проектов может предусматривать предоставление особых экономических условий, принятие индивидуальных мер налогового регулирования, расширение кооперационных и интеграционных взаимодействий на базе БРИКС, ВТО, ЕАЭС, ШОС и иных международных институтов. В условиях ужесточения внешнего давления и санкционной политики отмечены необходимость повышения устойчивости бюджетно-налоговой системы, организации новых производственных и инфраструктурных направлений в связанных с НГК отраслях, пересмотра несоответствий норм национального и международного права, расширения внешнеэкономических отношений с дружественными странами. Одной из ключевых тенденций обеспечения энергетической безопасности выступает повышение уровня экологичности НГК за счет комплексного освоения углеводородных запасов, внедрения новейших технологических решений, увеличения глубины переработки нефтепродуктов, потребления природного газа и расширения направлений их экспорта.

Государственная политика в нефтегазовом комплексе России: современное состояние и стратегические перспективы

Ключевые слова: государственное регулирование, нефтегазовый комплекс, промышленность, углеводородные ресурсы, цифровые технологии, экономическая интеграция, национальная безопасность, энергетическая безопасность.


Крайне неравномерное распределение запасов нефти и газа предполагает наличие как энергоизбыточных, так и энергодефицитных регионов. Значительные расхождения в оценке запасов и ресурсов углеводородов на государственном балансе и непосредственно в нефтегазовых компаниях могут быть обусловлены заинтересованностью в привлечении инвесторов, различиями в информационно-аналитических данных, экономико-технологическом обосновании реализации энергетических проектов. Разработка нефтегазовых запасов учитывает правовое урегулирование спорных вопросов в отношении прав собственности на участки недр в рамках национального законодательства и норм международного права.

Проведение комплекса регулирующих мер направлено на отстаивание государственных позиций, планомерное освоение ресурсной базы, увеличение проведения ГРР и интенсификацию извлечения углеводородов, охватывает все регионы добычи, в т.ч. перспективные участки шельфовых акваторий, права на территориальную принадлежность которых оспариваются некоторыми странами. Углеводороды являются одной из основ экономического процветания государства и финансового благополучия субъектов Федерации, требуют максимально прагматичного государственного распоряжения, отсутствия излишней раздробленности за счет искусственно неравномерного распределения доходов и социально-экономического развития регионов. Колоссальные площади на территории России являются перспективными с позиции нефтегазоносности; в настоящее время по-прежнему не открыты множество месторождений и участков, некоторые провинции, способные впоследствии стать крупными энергетическими центрами. Улучшение геологической изученности территорий позволяет уточнить запасы месторождений, повышает вероятность открытия новых залежей, которые впоследствии заменят старые и истощенные в структуре общей добычи. Заключение экспортных нефтегазовых контрактов содействует развитию металлургической отрасли, благоприятно отражается на структуре национального ВВП и устойчивости экономической системы.

НГК как ключевая отрасль производства воздействует на все сферы деятельности населения и предприятий во множестве государств; его значение обусловливается в т.ч. степенью близости к центру принятия решений. Важнейшими задачами ГР выступают сглаживание отрицательной фазы экономического цикла, обращение неблагоприятных аспектов в платформу для устойчивого развития НГК, осуществление контроля за надежностью энергообеспечения, в т.ч. в отношении технической и сервисной составляющих. Распределение дополнительных нефтегазовых доходов должно приводить не к стагфляционным явлениям, а содействовать развитию энергетической инфраструктуры, которая связывает различные отрасли. Экономическая ситуация напрямую отражается на основных показателях функционирования НГК и промышленного производства, предоставлении сервисных услуг, требуемых объемах инвестиций и субсидирования различных проектов, распределении межбюджетных трансфертов между федеральным центром и регионами. Своевременное отражение экономических реалий в нормативно-правовой базе, ее соответствие поставленным задачам служит фактором повышения инвестиционной привлекательности российских нефтегазовых проектов [2, 16].

Государственная политика в НГК на современном этапе экономического развития

Взаимосвязь экономической и энергетической государственной политики находит отражение в преодолении кризисных явлений во всех отраслях промышленного производства, контроле за внутренним спросом и предложением на углеводороды, их прагматичным расходованием и экспортом. Изменения в структуре органов ГР НГК характерны в отношении как Министерства энергетики РФ, так и прочих государственных ведомств, координирующих в своей деятельности нефтегазовое направление, затрагивают вопросы распределения функциональных обязанностей между заместителями министра, департаментами, подведомственными организациями, прямой ответственности исполнителей и контрольных органов за принимаемые решения.

В силу излишней монополизации различных сегментов ТЭК равные условия ведения экономической деятельности и предоставления мер поддержки для нефтегазовых компаний частного сектора и с государственным участием в уставном капитале позволяют не допустить снижения общей эффективности. Это достигается за счет установления справедливых цен на углеводороды и конечную продукцию на национальном рынке, их равномерного распределения в соответствии с внутренним спросом, ответственности профильных органов ГР НГК и исполнителей, дополнительного контроля за состоянием энергетической инфраструктуры, разработки предложений по ее развитию. Строительство новых маршрутов трубопроводов обеспечивает увеличение пропускных возможностей транспортной системы, расширение действующих производственных мощностей, открытие доступа к различным рынкам сбыта. Привнесение зарубежными предприятиями передового опыта в практическую реализацию нефтегазовых проектов содействует уменьшению различных рисков, укреплению прав собственности и в целом повышению транспарентности отрасли [15].

Законодательное закрепление долгосрочного повышения эффективности в НГК находит последующее отражение во внутрикорпоративных документах, программах развития предприятий. При обсуждении поправок в Конституцию РФ в 2020 г. неоднократно вносились предложения о целесообразности верховенства национального права над международным. Предпочтение российского законодательства имеет важнейшее юридическое значение в вопросах соблюдения международных НПА, которые были заключены и ратифицированы Россией, предопределяет некоторые процессы в национальном НГК, в частности:

– «дело ЮКОСа»: вопросы правовой невозможности возмещения компенсации его бывшим собственникам в силу того, что Россия не подписала Договор об Энергетической хартии, отдельные положения которой противоречат Конституции РФ, российскому законодательству и национальным интересам;

– расставляет правовые акценты в вопросах принадлежности арктического и континентального шельфа;

– корректирует вопросы реализации крупных международных нефтегазовых проектов с прямым участием российских предприятий, в т.ч. в отношении диверсии на «Северных потоках» в сентябре 2022 г.

Защита прав и интересов участников нефтегазовых отношений, понимание экономических и административных мотивов, установление степени ответственности, изучение их деятельности на предмет содействия устойчивому развитию отечественного НГК находит отражение в отраслевых НПА. Необходимость ограничения числа зарубежных участников проектов обусловлена недопущением угрозы национальной и энергетической безопасности государства. Их следует рассматривать в качестве стратегических партнеров, способных к разделению рисков, привнесению новейших технологий и иных преимуществ, понимать структуру собственности и конечных бенефициаров, взвешивать возможности и недостатки от долгосрочного сотрудничества. Оценка доли в общей структуре добычи углеводородов и производстве конечной продукции, осуществленной при непосредственном участии иностранного капитала, на соответствие национальным стратегическим целям и задачам позволяет законодательно устранить отдельные неэффективные практики ГР и заменить их передовыми решениями.

Выверенные регулирующие меры позволяют реализовать нефтегазовые проекты наиболее экономически эффективно как предприятиям, так и государству. Это относится к освоению запасов не только континентальной части, но и капиталоемкой шельфовой зоны, подразумевает комплексное изучение экономических преимуществ и рисков, использование наиболее современных технологических решений и управленческих практик, результативность которых возможно определить по прошествии некоторого времени. Предприятия могут одновременно заниматься разработкой нескольких месторождений, подключать зарубежные компании и институты, изучать международную практику отраслевых взаимодействий. Обеспечение безопасности транзита через территорию России углеводородов, добытых в приграничных странах, касается не только системы трубопроводов, железнодорожного транспорта, но и других видов экспортного сообщения.

Постепенный рост мировой добычи и потребления углеводородов, изменение спроса и предложения частично обусловлены сокращением энергоемкости глобальной экономики. Фактически каждый крупный энергетический проект способен внести определенные коррективы в структуру ТЭБ, предполагает строительство и технологическое обновление сопряженных с ним объектов инфраструктуры. Отдельные проекты не были реализованы в связи с возникновением не выявленных ранее обстоятельств. Подобный опыт привел к целесообразности разработки альтернативных проектов, маршрутов трубопроводов и поставок углеводородов, необходимости полного импортозамещения в энергетическом производстве с целью освоения перспективных районов континентальной части и шельфа. Вследствие этого структура крупнейших производителей и потребителей углеводородов на внутреннем рынке также претерпевает определенные изменения.

Регулирование ценовой политики на конечную продукцию НГК в отдаленных и труднодоступных районах выступает значимым фактором экономического развития. Например, для относительно небольших сбытовых компаний важна своевременность оплаты счетов и коммунальных услуг за поставляемую энергию; для этого они уделяют внимание проведению информационной работы среди населения. Выработка государственной нефтегазовой политики предполагает расстановку приоритетов, концентрацию на первоочередных целях и задачах, их последовательную практическую реализацию. Принятие регулирующих решений требует учета форс-мажорных факторов, таких как возможный разрыв кооперационных связей между поставщиками и потребителями. Комплексное развитие нефтегазовой инфраструктуры содействует социально-экономическому развитию регионов, улучшению экологической ситуации, повышению энергоэффективности всех сегментов производства, обеспечению внутреннего энергетического спроса, сокращению различных издержек и непроизводительных расходов в связанных сегментах экономики. Это привносит определенную долю в увеличение добавленной стоимости продукции и прибыли предприятий. Одним из целевых ориентиров выступает исполнение жестких административных актов в отношении переработки отходов и утилизации ПНГ.

Расширение экспортного потенциала связано с государственным содействием в достижении отраслевых показателей, финансированием строительства инфраструктуры, осуществлением поставок по перспективным направлениям сбыта, изучением факторов воздействия на реализацию крупнейших проектов, обладающих в силу масштабов большей рентабельностью. В рамках одной страны возможна ситуация, при которой из энергоизбыточных районов углеводороды экспортируются, а из энергодефицитных – импортируются. Это может быть обусловлено не только экономическими причинами, но и взятыми международными политическими обязательствами. Для России подобная ситуация нехарактерна: внутреннее энергообеспечение полностью осуществляется за счет собственных ТЭР, разрабатываются государственные меры по предупреждению возможного дефицита.

Реализация нефтегазовых проектов может предусматривать законодательное закрепление особых экономических условий в вопросах налогового регулирования, доступа к МСБ и рынкам сбыта, транзита через территорию сопредельных стран. Отдельные участки действующей трубопроводной системы включены в состав более крупных экспортных маршрутов. Это содействует обеспечению энергетической безопасности государства, позволяет укрепить взаимодействия с внутренними и международными институтами, например на базе БРИКС, ЕАЭС, ШОС, с особыми условиями ВТО и др. [4].

Экономически устойчивое развитие национального НГК связано с пониманием внутреннего энергетического спроса, потребностей зарубежных стран и корпораций, учетом их позиций, долгосрочных интересов и перспектив. Отдельные сопредельные государства стремятся развивать собственные энергетические проекты и инфраструктуру независимо от России, заключать долгосрочные экспортные контракты. Множество нефтегазовых компаний занимаются реализацией проектов, расширением кооперационных и интеграционных взаимодействий в отраслях, опосредованно связанных с НГК. Так, экспорт углеводородов по ценам ниже среднемировых может содействовать значительному увеличению товарооборота в прочих хозяйственных сферах, способствует решению социально-экономических и политических вопросов, показывает приоритет стратегических преимуществ над краткосрочной выгодой.

Законодательное обеспечение добычи на истощенных месторождениях с учетом анализа взаимодействий между нефтегазовыми компаниями, особенностей проводимой ими политики в условиях изменения конъюнктуры выступает основой наращивания экономического потенциала связанных отраслей промышленности, создания производств и внедрения современных технологий. Это позволяет рентабельно осваивать разведанные запасы углеводородов, разрабатывать перспективные участки в отдаленных районах со сложными условиями добычи, нивелировать трансформации на глобальном энергетическом рынке, просчитывать дальнейшие действия экономических партнеров.

Не следует переоценивать значение для национальной экономики крупнейших нефтегазовых контрактов: изменения конъюнктуры, военно-политические факторы, противодействия других стран могут способствовать их расторжению. Альтернативные позиции и противоположные действия участников энергетических отношений должны способствовать повышению энергоэффективности производств, устойчивости к появлению неучтенных рисков, позволяют не допустить разрозненности при проведении национальной нефтегазовой политики. Один из подобных рисков заключается в неисполнении решений, принятых на различных государственных уровнях. Последовательность регулирующих действий при практической реализации нефтегазовых соглашений содействует комплексному социально-экономическому развитию регионов. Многие страны не обладают запасами, достаточными для удовлетворения внутреннего энергетического спроса. Соответственно, с целью снижения собственной зависимости от внешних поставок в условиях контрактов прописываются конкретные меры, механизмы и технологии в рамках различных направлений НГК.

Взаимодействие между участниками нефтегазовых отношений осуществляется в рамках действующего законодательства в соответствии с выбранными принципами, подходами и методами ГР НГК. Его основные направления обсуждаются благодаря использованию ресурсов и возможностей институтов, промышленных и технологических платформ. Следование нормам, предписаниям и распоряжениям профильных органов государственной власти и их подразделений способствует внесению предложений по совершенствованию их деятельности. Так, происходит перераспределение полномочий и сферы ответственности, корректируются ключевые положения НПА и условия заключенных международных контрактов. Это позволяет воссоздавать утраченные, организовывать новые производственные и инфраструктурные цепочки, связанные в т.ч. с вопросами вертикальной интеграции, связями с прочими отраслями экономики.

Расширение экономических отношений с зарубежными государствами и компаниями в различных регионах, в т.ч. на континентальном шельфе, затрагивает вопросы несоответствия национального законодательства и международных НПА, пересмотра или разрыва в одностороннем порядке заключенных соглашений. В силу того, что лицензионные участки являются предметом правового регулирования, не должно возникнуть территориальных споров за право пользования и распоряжения конкретными участками недр, каждый из которых регулируется в отдельном порядке. Реализация энергетических проектов может требовать принятия правовых актов, направленных на развитие внутренней системы трубопроводов, инфраструктуры в прибрежных нефтегазовых районах, контроль незаконных врезок с помощью современных технологий. Прагматичный государственный подход предполагает создание индивидуальных условий их реализации, установление ответственности участников в случае неисполнения взятых обязательств, содействие развитию металлургической промышленности, направлен на соответствие наивысшим стандартам качества, связывание различных отраслей экономики в единую производственно-сбытовую цепь [8].

Долгосрочные приоритеты экономически устойчивого развития НГК

Российские компании активно покупают активы, наращивают экономический потенциал и присутствие на зарубежных рынках, осуществляют взаимодействие с иностранными предприятиями и местными органами власти, определяющими условия вхождения в нефтегазовые проекты, их финансирования и распределения прибыли на долевой основе. В свою очередь, транзитные поставки сопредельных государств через территорию России осуществляются через внутреннюю систему трубопроводов, первоначально сформированную в качестве единой в масштабах бывшего СССР [6].

Уникальная транспортная развязка на стыке Европы и Азии, соединяющая нефтегазовые потоки, обеспечивает внутренние потребности в углеводородной продукции по приемлемым обоснованным ценам. Открытие новых месторождений в различных регионах, их ввод в промышленную эксплуатацию, внедрение новейших российских технологий, доля которых на внутреннем рынке значительно увеличилась в условиях антисанкционной политики, учитывает дополнительные меры государственной поддержки, направленные на повышение инвестиционной привлекательности НГК. Извлечение нефти должно не подрывать дебиты скважин, а быть рассчитанным на наиболее длительный срок эксплуатации месторождений с учетом постоянной корректировки разведанных объемов запасов.

При реализации нефтегазовых проектов следует учитывать заинтересованность зарубежных участников энергетического и финансового секторов экономики, которая может проявляться не только в обеспечении приемлемой нормы прибыли на вложенный капитал, но и получении права собственности над месторождениями и российскими предприятиями. Ограниченность запасов углеводородов предполагает ориентированный на максимизацию стратегических преимуществ подход к их освоению, добыче и распределению. ТЭБ государства должен отражать устойчивость к различным форс-мажорным факторам, устранение в кратчайшие сроки их последствий. Условия экспортных контрактов на поставку углеводородов и продукцию их переработки – отвечать национальным интересам, вытекать из существующей конъюнктуры. Это возможно достигнуть при обеспечении надежности поставок, исполнении обязательств сторонами, их ответственности, в т.ч. по срокам, объемам экспорта, качеству продукции.

Анализ потребительского рынка, стратегических программ энергетических предприятий, их финансового состояния, минерально-сырьевых запасов, решения инфраструктурных вопросов центров производства и потребления позволяет проводить скоординированную работу между органами государственной власти, выполняющими контрольную функцию, и субъектами законодательной инициативы. Взаимоувязывание долгосрочных и тактических положений нефтегазовой политики предполагает органичное сочетание НПА различных государственных ведомств. Законодательное закрепление места и роли НГК в структуре национальной экономики охватывает весь комплекс регулирующих действий и процессов, содействует стабильному и предсказуемому налогообложению. Разработка отраслевых норм и регламентов отражает полноту факторов воздействия, особенности экономических и административных методов нефтегазовой политики, конкретные действия и механизмы, отсутствие неурегулированных аспектов и правовых пустот с возможностью различных юридических толкований, установление сроков реализации проектов и ответственности исполнителей за нарушение технологических процессов. В силу того, что контрольный пакет акций множества нефтегазовых компаний находится на государственном балансе, особое внимание уделяется процессу перехода прав собственности на участки недр.

Прагматичное задействование имеющихся в распоряжении сырьевых, инфраструктурных и географических возможностей позволяет оказывать воздействие на глобальные энергетические процессы. Строительство маршрутов нефтегазопроводов и их ответвлений в новые регионы сопряжено с расширением пропускной способности существующих энергетических потоков, разработкой и сравнением альтернативных вариантов, способствует увеличению промышленного производства. Масштабы программы газификации страны учитывают, что отдаленные, северные районы, а также некоторые субъекты Федерации с преобладанием других источников потребления энергии в структуре регионального ТЭБ нецелесообразно полностью переводить на газоснабжение: значительно рентабельнее осуществлять завоз энергоносителей, учитывая структуру внутреннего спроса. Это относится, например, к Кемеровской области, которая потребляет уголь собственного производства. Тем не менее одним из трендов в российской энергетике выступает повышение уровня ее экологичности благодаря увеличению потребления природного газа и глубины переработки нефтепродуктов [3, 12].

Значимость транзитных стран для поставщиков и сопредельных регионов заключается в распоряжении объектами инфраструктуры (порты, терминалы, нефтегазохранилища, различные виды транспортных сообщений), задействовании институциональных возможностей, заключении международных договоров, энергетических контрактов. Постоянное проведение мониторинга объектов инфраструктуры, их загрузки, объемов и ассортимента продукции позволяет выявлять закономерности на внешних энергетических рынках, исследовать динамику потребностей в углеводородах, возможности строительства перерабатывающих производств, создания рабочих мест, исполнения взятых социальных обязательств по развитию регионов, расширения взаимодействий с поставщиками оборудования и развития высокотехнологических направлений. Это обеспечивает высвобождение мощностей, увеличение нефтегазовых доходов бюджета, появление дополнительных инвестиционных ресурсов предприятий.

Увеличение транзита углеводородов через территорию России связано с расширением транспортных маршрутов с сопредельными странами, внутренним энергообеспечением, строительством и прокладкой новых ответвлений трубопроводов, сокращением связующих звеньев между субъектами нефтегазовой деятельности, снижением рисков одностороннего изменения и разрыва энергетических контрактов. Это способствует осуществлению совместных предприятий, перспективных энергетических проектов, соединяющих центры добычи с потребителями. Переработка углеводородов взаимосвязана с уровнем развития инфраструктуры: расширение промышленных мощностей направлено на увеличение объемов производства, позволяет обеспечить доступ к новым регионам и рынкам сбыта, приобрести административные, финансово-инвестиционные и социальные преимущества.

Анализ мирового нефтегазового рынка, внутреннего энергетического спроса, товарооборота и объемов поставок по различным маршрутам, технологического состояния трубопроводной системы характеризует множество связанных показателей функционирования НГК. Структура региональных ТЭБ и экспортных рынков сбыта позволяет предупредить возможный энергодефицит в отдельных районах, уточнить ход реализации действующих проектов, заключить новые соглашения в различных сегментах НГК.

Отдельные приграничные государства реализуют собственные экономические задачи исключительно за счет транзита российских энергоресурсов. Это предоставляет дополнительные возможности двустороннего экономического и административного давления по различным направлениям. Регулирование количества государственных и частных предприятий в структуре различных сегментов нефтегазового производства содействует укреплению отраслевой конкуренции, развитию относительно небольших компаний. Монопольное положение энергетических корпораций призвано обеспечить потребности населения и предприятий, выполнение социальных обязательств, а не выступать барьером при реализации государственных целей и задач. Оно находит выражение в показателях экспорта, заключенных контрактах, совершенствовании недропользования, получении доступа к инфраструктуре и институциональным возможностям, реализации направлений устойчивого развития. Накопленный экономический эффект является показателем, характеризующим технологический и инвестиционный потенциал НГК, в т.ч. в рамках взаимодействий между российскими и иностранными нефтегазовыми компаниями.

Одной из задач нефтегазотранспортной системы выступает соединение внутренних районов и экономически перспективных зарубежных рынков сбыта с учетом особенностей реализации энергетических проектов, условий строительства, технологического обслуживания трубопроводов и обновления инфраструктуры. Отдельные проекты могут быть не реализованы по экономическим и политическим причинам: это относится, например, к разработке уникального Штокмановского месторождения на арктическом шельфе или невозможности строительства газопроводов в Европу в результате действий Украины и диверсий зарубежных стран. Увеличение экономической отдачи от совместных проектов в НГК и связанных отраслях с участием зарубежных инвесторов возможно благодаря расширению торгово-экономических взаимодействий, учету рисков изменения политической ситуации. При неблагоприятной рыночной конъюнктуре сроки введения в промышленную эксплуатацию данных проектов могут быть отложены. Россия выступает ведущим экономическим партнером для зарубежных государств и предприятий, что также открывает дополнительные возможности устойчивого развития НГК [6, 9].

Совместные действия государства и предприятий направлены на ускорение сроков реализации энергетических проектов, обеспечение их выхода на проектную мощность за счет мобильности, быстрой адаптации к изменениям, роста рентабельности производств. Заинтересованность иностранных корпораций проявляется в расширении взаимодействий с отечественными компаниями в условиях санкционной политики. Отдельные риски возможно предупредить за счет учета интересов участников энергетического рынка; в частности, это относится к странам, через территорию которых осуществляется транзит российских углеводородов. Прибыль от реализации совместных проектов может быть выражена в справедливом распределении доходов при долевом участии или фиксированном выражении, заключаться в увеличении товарооборота, предоставлении различных административных преференций и экономических льгот.

Отсутствие фиксированного курса национальной валюты и свободное ценообразование на продукцию НГК для внутреннего потребителя могут привести к резким инфляционным процессам, при этом способствовать заключению контрактов в связанных отраслях экономики. Расширение внешнеторговой деятельности российских нефтегазовых предприятий экономически обосновано в условиях относительно слабой национальной валюты и необходимости увеличения экспортной выручки. Это позволяет в большей степени задействовать инвестиционный, кадровый и технологический потенциал. Следует предусмотреть ответные меры на противодействие со стороны зарубежных государств в отношении практической реализации нефтегазовых проектов. Ими могут выступать экономические преимущества, а не административные санкции: потребители, в т.ч. транзитеры, предпочитают закупать углеводородную продукцию высокого качества по приемлемым или льготным ценам у надежных поставщиков. Предложения сторонних производителей, предлагающих цены выше рыночных, расходятся с национальными интересами и долгосрочными задачами. При этом значимым фактором выступают личные интересы руководителей государств и корпораций.

По территории нескольких приграничных государств проходят трубопроводы, связанные с реализацией нефтегазовых проектов без участия России. Данные проекты заключаются в разработке месторождений, финансируемых за счет международных организаций, членом которых Россия не является, направлены на экономическое противодействие. Разрешение значимых отраслевых вопросов заключается в осуществлении проектов, связанных с энергообеспечением множества потребителей, определении новых маршрутов поставок, урегулировании взаимоотношений с различными институтами, в т.ч. экологической сфере. Реализация нефтегазовых проектов связана со значительными экологическими рисками, возможностью нанесения ущерба окружающей среде. Опыт в истории российского НГК включает разработку сахалинских проектов в 1990-е гг., угрозы их срыва в результате недостатка источников финансирования, невыполнения другими участниками обязательств.

Создание совместных предприятий правительством РФ и отечественными нефтегазовыми корпорациями для реализации стратегически значимых проектов связано с расширением экспорта продукции глубокой переработки, строительством промышленных производств, увеличением товарооборота в ТЭК. Усиление энергетической зависимости зарубежных стран от России благоприятствует укреплению внешнеэкономических и административных взаимодействий, направлено на повышение устойчивости НГК, обеспечивает синергетический эффект. Устранение межведомственных противоречий, последствий искусственных внешних барьеров и экономического шпионажа иностранных предприятий позволяет расширить комплекс проводимых энергетических мероприятий. В силу того, что зарубежные страны и корпорации используют сложившиеся условия для отстаивания собственных интересов, следует выделить риски изменения конъюнктуры, недопустимость внешнего воздействия при решении внутренних вопросов НГК, в частности сделанных политических заявлений, извлекать преимущества из непрофессиональных действий, усугубления противоречий в рамках отдельных направлений [11, 13].

Взаимодействия крупнейших производителей и потребителей углеводородов оказывают непосредственное воздействие на национальный НГК; в отдельных случаях они не могут быть спрогнозированы на долгосрочную перспективу. В частности, это относится к осознанному противодействию и совместным мерам зарубежных стран, направленным в т.ч. на дестабилизацию экономической ситуации в России и на внутреннем энергетическом рынке; одной из задач ГР выступает их своевременное предупреждение. Фактически торгово-экономические отношения накладываются на комплекс социальных связей, ретроспективно характеризующих глубину взаимодействий. Например, в СНГ повсеместно распространена практика трудоустройства местных граждан в России, а в странах Аравийского полуострова – финансовой поддержки и выплат населению; подобные меры воздействуют на социально-экономическую ситуацию и развитие внутренних проектов.

В основу долгосрочного развития и устойчивости национальной экономики закладываются стабильно функционирующие бюджетно-налоговая система и финансово-инвестиционная платформа. В силу того, что НГК является ключевой отраслью во множестве зарубежных стран, на государственном уровне уделяется внимание политике распределения нефтегазовых доходов бюджета и прибыли иностранных корпораций, стимулированию внутренних источников развития. При этом инвестиции в нефтегазовые проекты могут быть не только масштабными, но и точечными.

Заключенные контракты должны быть адекватны экономическому потенциалу, финансовому состоянию, административным возможностям сторон. Следует учитывать ситуацию, аналогичную выдаче в 2013 г. Украине кредита в размере 3 млрд долл. и последующего отказа от выплат, анализировать юридическую практику зарубежных государств, уровень их правового развития, изменения и пробелы в нефтегазовых НПА, производить мониторинг платежеспособности предприятий и населения. Жесткий контроль за финансовыми обязательствами предусматривает обеспечение регулярных поступлений, отсутствие злоупотреблений, неоплаченных задолженностей за поставку углеводородов, ответственность за срыв сроков платежей.

Выстроенная экономическая платформа органично сочетает различные отрасли и комплексы промышленного производства. Излишняя конкуренция между предприятиями может возникнуть ввиду изменения рыночной конъюнктуры или административных барьеров. Для разрешения ряда отраслевых вопросов необходима жесткая государственная позиция: она может быть выражена в функционировании различных институтов, создании комиссий, подотчетных о результатах деятельности, принятых решениях и их практической реализации. Нефтегазовые проекты осуществляются в условиях административных факторов, в отдельных случаях – переориентируются на новые направления, комплексные стратегические взаимодействия в связанных отраслях промышленности.

Принятие выверенных мер к разработке льготных режимов налогообложения и экспортному ценообразованию основано на объективных критериях и справедливых механизмах их формирования, анализе долгосрочных экономических и административных преимуществ, состояния промышленности, возможных структурных перекосов. Подобная практика не может быть повсеместной; прозрачность механизмов государственной поддержки обеспечивает доверие населения и предприятий к принимаемым мерам регулирования в других отраслях экономики, обусловливает задействование институциональных ресурсов и возможностей компаний из различных сегментов. ГР НГК предусматривает меры противодействия деструктивным решениям западных стран и политическим противоречиям: ужесточение условий нефтегазовых контрактов включает их возможное расторжение, сворачивание прочих совместных проектов, преимущественно нерентабельных, долгосрочное повышение цен. Использование системы сдержек и противовесов при решении значимых отраслевых вопросов связано с изучением исходных причин формирования возникающих ситуаций, привлечением ведущих специалистов и экспертов.

Совершенствование законодательной базы НГК, преодоление различных толкований НПА возможно при развитии институциональной платформы, снятии административных барьеров, реализации крупных энергетических и инфраструктурных проектов, осуществляемых при непосредственном участии или контроле со стороны государства. Соответствие методов, форм и инструментов ГР комплексному внедрению цифровых технологий содействует экономическому становлению нефтегазовых предприятий. Разработка государственных мер и механизмов по достижению долгосрочных ориентиров также взаимосвязана на региональном уровне.

Устойчивое развитие НГК происходит в результате совместных действий и экономической заинтересованности участников топливно-энергетического рынка, обеспечивающих скорейший переход на качественно новый уровень развития производства. Инициатива реализации нефтегазовых проектов может исходить не только от предприятий, но и непосредственно от государства. Ее поощрение в виде поддержки проведения дополнительных ГРР, геологического изучения и освоения перспективных участков, совокупности регулирующих действий, складывающихся из отдельных решений и мероприятий, приводят к качественным макроэкономическим изменениям [5, 7].

Крупные нефтегазовые контракты, при наличии экономических и административных рычагов реализации, способны обеспечить социально-экономическое развитие регионов. Российские предприятия заключают их напрямую с органами власти в районах базирования: в странах СНГ, Европы, Восточной Азии, Центральной и Южной Америки, Африки, Ближнего Востока. Уникальный опыт и компетенции отечественных специалистов, комплексный охват множества регионов и предложение оптимальных условий обеспечивают подписание новых соглашений, дополнительные доходы государственного бюджета. Сведение правовой платформы государств-участников к единому основанию обеспечивает ускорение сроков реализации проектов, преодоление различных рисков.

Совместные нефтегазовые предприятия могут затрагивать как несколько сегментов НГК, например добычу и транспортировку, так и полный производственный цикл. Скоординированные действия предприятий и стран, на территории которых реализуются проекты, могут предполагать участие исключительно в качестве объекта капиталовложений. Значительный интерес проявляют предприятия из IT-сектора, электроэнергетики, иных отраслей промышленного производства. Подобная практика распространяется и на Россию, хотя первоочередное признание получила на зарубежных рынках. Отечественные предприятия заинтересованы в прямых поставках углеводородов иностранным потребителям, а также их реэкспорте из стран, проходящем транзитом через территорию России. Данным направлением занимаются несколько национальных компаний; здесь возможно принятие новых НПА с учетом зарубежного опыта ГР. В качестве формы взаимодействия выступает создание совместных предприятий с участием нескольких государств [1, 10].

Контрольная функция ГР связана с комплексным развитием производств во всех сегментах НГК, их вертикальной интеграцией. Органы управления предприятий ответственны не только за распределение прибыли, но и за социально-экономическое развитие регионов, сохранение и улучшение экологической ситуации. Функционирование нефтегазовых производств не должно сдерживаться ограничениями, связанными с доступом к перерабатывающим мощностям и системе транспортировки, в т.ч. в рамках экспортных поставок. Естественный ход развития национального НГК был связан с разрывом мирохозяйственных связей, приватизацией предприятий и месторождений. В ряде случаев государственные решения были нецелесообразны, принимались исходя из необъективных экономических критериев. Соответственно, на современном этапе предприятия стремятся своевременно предусмотреть финансовые ресурсы для технологического переоснащения и модернизации объектов производства и инфраструктуры.

Регулирующее воздействие на внутренние процессы в НГК не должно быть излишним, подрывать устойчивость его функционирования, в значительной мере влиять на принимаемые управленческие решения. Следует осторожно подходить к оказанию финансовой или иной поддержки со стороны зарубежных правительств и институтов. Своей целью она предусматривает получение преференций в других секторах экономики, приобретение контроля над предприятиями и месторождениями, дестабилизацию политической и экономической ситуации, усложнение или разрыв взаимодействий с энергетическими партнерами, риски неисполнения контрактов и взятых обязательств, направлена на уязвимые позиции стратегических и относительно неустойчивых компаний.

Страны СНГ обладают совместной с Россией нефтегазовой инфраструктурой с периода СССР; до отдельных внутренних районов поставки продолжают осуществляться автомобильным транспортом. На перевалочных пунктах в режиме реального времени производится их мониторинг и контроль объемов в разрезе видов, направлений следования и предприятий-экспортеров. Корректировка объемов экспортно-импортных операций влияет на проводимую государством нефтегазовую политику, законодательное обеспечение ее различных направлений. Доля предприятий в структуре экспорта может существенно измениться в течение короткого периода. Это обусловлено заключением контрактов, исполнением обязательств, изменением объемов поставок,
реорганизацией компаний и их структурных подразделений. В свою очередь, страны-импортеры стремятся расширить направления и виды поставок, развивать альтернативные способы получения энергии, осуществляют строительство внутренних производств.

Система контроля и оценки деятельности органов ГР НГК, исполняющих организующие функции, направлена на определение и достижение в обозначенные сроки целей и задач устойчивого развития, их дальнейшую корректировку, извлечение максимального экономического эффекта из любых условий конъюнктуры, воздействие на макроэкономические и отраслевые процессы. Практической реализации НПА способствуют справедливые институты правовой и судебной системы, недискриминационный доступ предприятий к созданным ими возможностям, проработка вопросов недропользования. Их изменения должны быть продиктованы объективной действительностью, а не интересами отдельных предприятий, предусматривают устранение излишних временных лагов при принятии и исполнении регулирующих решений; например, некоторые из них могут быть признаны утратившими юридическую силу [16].

Выводы и рекомендации

На структуру национального ТЭБ влияют рост внутреннего потребления и экспорта природного газа, разработка новых провинций и месторождений, освоение рынков сбыта углеводородов, принятие государственных и корпоративных решений, а также иные объективные причины развития НГК. Проводимая реформа органов государственного управления и последующая корректировка механизма ГР НГК осуществляются сообразно политическим изменениям, экономическим и технологическим преобразованиям.

Государством определяется доля участия в акционерном капитале крупнейших компаний в НГК и связанных сегментах экономики, осуществляется их прямое подчинение и координация правительством РФ в лице ответственных министерств и ведомств посредством участия его представителей в работе советов директоров и правлений. Опыт Третьего энергетического пакета ЕС показал разделение по отраслям, когда собственником одного проекта могут выступать несколько компаний. При этом как монополии, так и конкуренция в различных сегментах НГК призваны обеспечить долгосрочное повышение его эффективности. На особом государственном контроле находятся вопросы функционирования ПАО «Газпром» и ПАО «Транснефть», прокладки экспортных магистралей углеводородов и развития энерготранспортных артерий, соединяющих различные регионы.

Законодательная проработка совместного освоения нефтегазовых проектов содействует обеспечению регионов экономически рентабельной и экологически чистой энергией, разрешению экспортных вопросов. ГР внутреннего ценообразования на углеводороды позволяет предотвратить их необоснованное завышение в системе распределения, содействует повышению устойчивости национальной экономики. Государственный контроль поставок углеводородов в регионы со сложной военно-политической и финансово-экономической ситуацией осуществляется с учетом степени износа транспортных магистралей. Получение промышленных заказов на строительство и прокладку трубопроводов позволяет увеличить объемы нефтегазового производства, создавать совместные предприятия в зарубежных странах.

Понимание структуры собственников и конечных бенефициаров нефтегазовых компаний проистекает из степени участия в них иностранного капитала. Предприятия, деятельность которых подотчетна государству, обычно выполняют комплекс различных функций, что в определенной степени обеспечивает устойчивость экономики. Зарубежные страны определяют поставщиков энергоносителей, объемы внутреннего энергопотребления, что находит отражение в структуре ТЭБ. Производители и потребители углеводородов обладают определенными полномочиями и обязанностями. Одна из задач ГР НГК сводится к принятию мер по ликвидации внутреннего долга для населения и предприятий, а также внешнего – за поставку углеводородов. Тем не менее для ускорения темпов роста в ряде рыночных вопросов НГК осуществляется экономическое саморегулирование.

Возможным следствием сбоев в работе нефтегазотранспортной системы приграничных стран выступает нарушение функционирования национальных экономик, срыв контрактов, разрушение хозяйственных связей в результате задолженностей по оплате. Отдельные участники энергетического рынка перестают функционировать в качестве самостоятельных юридических лиц. Различные способы и направления поставок способствуют развитию транспортной инфраструктуры, выходу российской продукции на новые рынки сбыта. Приграничные страны заинтересованы в увеличении транзита углеводородов через собственную территорию. Это выступает элементом обеспечения их энергетической безопасности, способствует дополнительным бюджетным поступлениям, появлению новых экономических возможностей, развитию промышленных производств, объектов энергетической инфраструктуры, системы хранения и сбыта продукции, увеличению загрузки внутренних резервов и мощностей. Мониторинг технологического состояния системы хранения актуален при ликвидации возможного дефицита топлива, в особенности в период пиковой загрузки.

Разрыв политических отношений и экономических связей с множеством западных стран способствовал задействованию промышленных и технологических резервов, ресурсного и географического потенциала роста, отразился на состоянии национальной экономики и социальной сферы. Строительство транспортной инфраструктуры в труднодоступных районах при прокладке нефтегазовых маршрутов, обеспечивающих энергией новые внутренние регионы, направлено на улучшение технологической надежности трубопроводов, обеспечение экологической безопасности. Применение новейших технологий позволяет осуществлять рентабельную разработку наиболее сложных залежей, планомерно вводить в промышленную эксплуатацию крупные энергетические проекты с последующей реализацией продукции на рынках сбыта [14].

Литература

1. Алекперов В.Ю. Нефть России: прошлое, настоящее и будущее / В.Ю. Алекперов. – М.: Креативная экономика, 2011. – 432 с.

2. Брагинский О.Б. Экономика производства и использования углеводородного сырья: мировая практика и отечественный опыт / О.Б. Брагинский, К.Н. Миловидов. – М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2018. – 424 с.

3. Бушуев В.В. Евразийская энергетическая цивилизация. К вопросу об «энергии будущего» / В.В. Бушуев [и др.]. – М.: Энергия, 2017. – 208 с.

4. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах / С.Ю. Глазьев. – М.: Книжный мир, 2018. – 768 с.

5. Дементьев В.Е. Технологическое развитие и структурные изменения в экономике / В.Е. Дементьев // AlterEconomics. – 2022. – Т. 19. – № 1. – С. 116–130.

6. Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика / С.З. Жизнин. – М.: Ист Брук, 2005. – 638 с.

7. Кононов Ю.Д. Пути повышения обоснованности долгосрочных прогнозов развития ТЭК / Ю.Д. Кононов. – Новосибирск: Наука, 2015. – 147 с.

8. Конторович А.Э. Новая парадигма стратегии развития сырьевой базы нефтедобывающей промышленности Российской Федерации / А.Э. Конторович, Л.В. Эдер // Минеральые ресурсы России. Экономика и управление. – 2015. – № 5. – С. 8–17.

9. Макаров А.А. Возможности технологического прогресса в энергетике России / А.А. Макаров // Проблемы прогнозирования. – 2020. – № 1. – С. 71–87.

10. Мартынов В.Г. Природный газ – основа устойчивого развития мировой энергетики / В.Г. Мартынов [и др.]. – М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2021. – 173 с.

11.Мастепанов А.М. Проблемы обеспечения энергетической безопасности в новых геополитических условиях / А.М. Мастепанов // Энергетическая политика. – 2017. – № 1. – С. 20–37.

12. Ресурсные регионы России в «новой реальности» / под ред. В.В. Кулешова. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2017. – 308 с.

13. Телегина Е.А. Новое измерение глобальной энергетической безопасности / Е.А. Телегина // Мировая экономика и международные отношения. – 2015. – Т. 59. – № 11. – С. 5–16.

14. Трофимов С.Е. Совершенствование государственного регулирования нефтегазового комплекса России: проблемы теории и методологии / С.Е. Трофимов. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 337 с.

15. Эволюция мировых энергетических рынков и ее последствия для России / под ред. А.А. Макарова, Л.М. Григорьева, Т.А. Митровой. – М.: ИНЭИ РАН, АЦ при Правительстве РФ. – 2015. – 400 с.

16. Энергетика Евразии: новые тенденции и перспективы / отв. ред. С.В. Жуков. – М.: ИМЭМО РАН, 2016. – 186 с.



Статья «Государственная политика в нефтегазовом комплексе России: современное состояние и стратегические перспективы » опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№10, Октябрь 2024)

Авторы:
Комментарии

Читайте также