USD 97.9559

0

EUR 104.2533

-0.6

Brent 72.45

+0.59

Природный газ 2.883

-0.03

34 мин
0

Перспективы формирования единого энергетического рынка

В статье исследованы вопросы формирования единого энергетического рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с учетом особенностей функционирования ТЭК государств-участников. Перспективы создания наднационального энергетического рынка рассматриваются с позиций обеспечения устойчивости отечественной экономики к влиянию внешних факторов, национальной и энергетической безопасности, получения дополнительных конкурентных преимуществ в связанных отраслях промышленности. Разработаны теоретико-методологические положения функционирования внутренних нефтегазовых производств в контексте трансформации мирового и национального энергетических рынков, углубления интеграционных процессов, достижения опережающего технологического развития. Определение ключевых точек интеграционных взаимодействий в ТЭК со странами ЕАЭС выступает одним из приоритетов государственной энергетической политики, позволяет выделить направления обеспечения устойчивого функционирования и повышения эффективности национального НГК, его вклада в национальную экономику.

Перспективы формирования единого энергетического рынка

Ключевые слова: государственное регулирование, нефтегазовый комплекс, экономическая интеграция, Евразийский экономический союз, технологический суверенитет, национальная безопасность, энергетическая безопасность.


Одна из задач внешнеэкономической формы ГР НГК сводится к созданию условий и предоставлению стимулирующих мер для реализации российскими предприятиями зарубежных нефтегазовых проектов, проектировании маршрутов поставок, задействовании промышленных отраслей, включая производство труб и создание специализированного нефтегазового оборудования. В контрактах не исключается применение частичного бартера, криптовалют и иных форм расчетов на прагматичных условиях. Бартерная форма расчетов может заключаться в переходе части активов к торговым партнерам в обмен на реструктуризацию собственных обязательств либо в предоставлении экономических и административных преференций.

В рамках институциональной и правовой систем общепринятой практикой, содействующей предсказуемому законодательному обеспечению в НГК, становится подписание соглашений о партнерстве между органами государственной власти и предприятиями. Их действие обычно распространяется на целый спектр социально-экономических направлений в районах функционирования проектов. Подобные документы носят стратегический характер, обеспечивают точки совместных взаимодействий, охватывают вопросы экономического развития и различные риски.

Стратегические ориентиры развития НГК, заложенные в государственных программах, разработаны с учетом экономической динамики добывающих регионов, рынков сбыта российской продукции, перераспределения нефтегазовых доходов бюджета. Устойчивость взаимосвязей между субъектами экономической деятельности достигается при совместных долгосрочных проектах, справедливом распределении прибыли, отсутствии долговых обязательств либо своевременном и полном их погашении. Государственная нефтегазовая политика предусматривает создание новых точек роста, их ускоренную реализацию, осуществление контроля реализуемых мероприятий. Актуальность приобретают прозрачность и предсказуемость регулирующих действий, эффективность управленческих кадров, подотчетность в холдинговых взаимоотношениях между материнской компанией и дочерними предприятиями.

Координация нефтегазовой политики предусматривает единое стратегическое видение государства и предприятий в отношении реализуемых проектов. На экономически устойчивое развитие НГК оказывают влияние комплексное задействование институциональной платформы, целостное законодательное обеспечение при отсутствии правовых пробелов, развитие военно-промышленной отрасли, ответственность субъектов экономической деятельности, отсутствие простоев в работе предприятий и внутренней конкуренции за потребителя между нефтяной и газовой отраслью, их органичное дополнение, что содействует реализации государственных задач [1, 2].

Часть государств, занимающих антироссийские позиции, продолжают осуществлять импорт отечественных энергоносителей, являясь при этом участниками прозападных институтов, противодействовать в экономических и политических вопросах. Они руководствуются сторонними рекомендациями, собственной исторической ролью, национальным менталитетом, внутренними межэлитными противоречиями. Политические заявления зарубежных стран и корпораций выступают определенной чертой, выражающей собственную позицию по вопросам национальной безопасности, развития энергетики, роли государства как института, его суверенитета, укрепления торговых отношений, закупки вооружения для нужд экономики. В этой связи в качестве ответной регулирующей меры по обеспечению экономической стабильности следует выделить решение президента РФ в марте 2022 г. о переводе оплаты за рубли экспортных поставок на природный газ[1].

Предпосылки формирования единого энергетического рынка ЕАЭС

Финансово-экономическая ситуация потребителей российских углеводородов, осуществляемая ими регулирующая и управленческая практика, созданные промышленно-производственный комплекс и нефтегазовые объекты содействуют развитию экспортоориентированной инфраструктуры, принятию законодательных мер, корректировке форм и инструментов ГР НГК. В структуре ВВП отдельных государств значимую роль играет экспорт товаров из России, их последующая реализация на сторонних рынках благодаря географическим и транспортным возможностям. Детальный анализ условий энергетических контрактов с транзитерами позволяет снизить экспортные риски, сократить количество посредников при осуществлении сделок, избежать деструктивных и враждебных действий.

В долгосрочной перспективе экономические преимущества обычно преобладают над политическими противоречиями; это характерно для активной административной деятельности зарубежных компаний в условиях проводимой по отношению к России санкционной политики, возможности ее смягчения с целью возобновления участия в совместных проектах. Множество организаций, располагающих профессиональным кадровым составом, обслуживают деятельность НГК на всех этапах производственных процессов, в т.ч. в рамках экспортных направлений [10]. При этом должно отсутствовать административное притеснение предприятий по принципу; наступление ответственности происходит исключительно в рамках действующих правовых норм и судебной практики. Проведению экономических преобразований в различных регионах содействуют ряд факторов: их более высокая скорость по сравнению со среднемировыми темпами, создание благоприятных внутренних условий, ответственность и профессионализм исполнителей, результативность и своевременность принимаемых мер. Стандартизация НПА позволяет разрешить отдельные противоречия в работе международных институтов с участием России [11].

В частности, Евразийская экономическая интеграция предполагает сходную регулирующую политику в энергетике, методы достижения целевых ориентиров, отсутствие разрозненности при решении стратегических и краткосрочных вопросов, органичное сочетание НПА по различным направлениям внешнеэкономической деятельности, включая государственные программы и документы развития НГК. Интеграционные процессы нацелены в т.ч. на формирование единого энергетического рынка, преодоление экономических границ и торговых барьеров: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и государства-наблюдатели – Молдавия, Узбекистан и Куба – чрезвычайно заинтересованы в укреплении собственной энергетической безопасности. Интеграционное взаимодействие и сотрудничество государств-участников и нефтегазовых компаний нацелено на фактическое создание единого наднационального нефтегазового рынка, строительство новых транспортных путей и развязок маршрутов трубопроводов. Вмешательство государства во внутренние процессы на нефтегазовом рынке осуществляется в виде контроля со стороны органов власти; преобладающими являются естественные экономические тенденции [12, 14].

Комплексное освоение залежей полезных ископаемых, включая разработку нетрадиционных углеводородов, выступает значимым фактором социально-экономического развития регионов. Сфера деятельности крупных производственных объектов может распространяться на несколько регионов, обеспечение их доступной энергией. Ее излишки могут продаваться в другие субъекты Федерации или в отдельных приграничных районах – экспортироваться по более высоким ценам. Создание принципиально новых механизмов экономического развития призвано обеспечить приток дополнительных капиталовложений в НГК. Нефтегазовые предприятия формируют внутренние институты и совместные организации по реализации крупномасштабных проектов, в т.ч. с участием зарубежных компаний, с целью снижения рисков и использования накопленного опыта. Это предполагает дополнительные инвестиционные и административные возможности, расширение внешнеторговых связей.

Некоторые участники мирового нефтегазового рынка осознанно используют неконкурентные методы, осуществляют противозаконные и диверсионные действия для снижения степени российского влияния на принимаемые международные решения, стремятся ограничить доступ к новым рынкам сбыта углеводородов, не допустить увеличения поставок на существующие. Государственная нефтегазовая политика учитывает потенциал существенного расширения полномочий и сфер влияния некоторых международных институтов, объективные экономические, ресурсные, географические и природно-климатические факторы. Устойчивое развитие НГК осуществляется при различной рыночной конъюнктуре на базе эффективной институциональной платформы. В свою очередь, интеграционные возможности направлены на укрепление совместной нефтегазовой инфраструктуры, призваны обеспечить кумулятивный экономический эффект. Энергетические системы ряда государств, в частности Украины, были заточены исключительно под взаимодействие с Россией. Соответственно, из полного снабжения отечественной углеводородной продукцией, изучения и анализа иностранного нефтегазового законодательства и использования правовых пробелов следует извлекать максимальные экономические и административные возможности.

Проводимая зарубежными странами энергетическая политика неспособна моментально трансформироваться в результате одностороннего изменения политического курса: невозможно в кратчайшие сроки переориентировать производственные мощности и нефтегазотранспортную сеть на другое направление, осуществить в государственном масштабе энергетический переход к новым производителям углеводородов. В отдельных случаях потребители имеют возможность переключиться на новые источники импорта, однако даже ускорение принятия государственных решений неспособно резко изменить сложившуюся в данном направлении экономическую действительность [13].

Экспортное ценообразование должно исходить из объективных реалий, быть основано исключительно на рыночных принципах хозяйствования с учетом внешнеполитической конъюнктуры, разделения по отраслям производства, доли предприятий в общей структуре, степени их вовлечения в различные сегменты НГК, экономического и технологического состояния, осуществляемых форм и инструментов ГР. Следует обозначить параметры и критерии оценки эффективности деятельности, например – ответственность естественных монополий за искусственное завышение тарифов для внутреннего потребителя. Предприятия могут одновременно заниматься как реализацией продукции на национальном рынке, так и ее экспортом.

Вынесение на общественное обсуждение государственных вопросов, связанных с ростом военно-промышленных и инфраструктурных расходов, в т.ч. строительства дорог и ответвлений трубопроводов к регионам сбыта углеводородов, направлено на поддержание энергетической безопасности, позволяет скорректировать меры ГР в отношении экспортных предприятий, сделать их деятельность более прозрачной и подотчетной. Разработанные рекомендации связывают практическое применение и конкретные рычаги воздействия на субъекты экономической деятельности. В частности, это характерно для взаимоотношений государства, нефтегазового бизнеса, а также органов власти зарубежных стран в рамках международных проектов по транспортировке углеводородов, разработке наиболее подходящих условий контрактов. Т.е. происходит соотнесение планов и направлений стратегического развития с используемыми методами и возможностями их осуществления, вытекающими из них объективными экономическими следствиями, в рамках соответствующей инфраструктуры, институциональной и правовой платформ.

Меры государственной поддержки направлены на повышение эффективности нефтегазовых проектов в условиях изменяющейся конъюнктуры, предполагают снятие административных ограничений [3]. Следует учитывать объективные возможности, различия в финансовых и административных ресурсах субъектов нефтегазовой деятельности, способные обеспечить расхождение научно-методологических предположений в отношении фактической ситуации в НГК и перспектив ее развития. Так, политическая ситуация может влиять на структуру ТЭБ, энергетического производства, экспорта и импорта углеводородов, экономическое положение нефтегазовых компаний, воздействовать на условия вступления в различные институты и организации, следствия принятых решений. Большинство государств в вопросах развития внутренней энергетической системы опираются на собственный опыт, инвестиционные возможности и иные виды ресурсов, созданную инфраструктуру, технологические наработки, исходят из потенциала международной институциональной платформы.

Задействование ресурсного и географического потенциала позволяет воздействовать на глобальные энергетические процессы, осуществлять дополнительный контроль над внешней рыночной конъюнктурой. Расширение инфраструктурных возможностей на новом этапе развития национального НГК осуществляется благодаря выделению точек роста, государственному содействию в реализации проектов, диверсификации сбыта производимой продукции, участию в ключевых процессах и мероприятиях мирового энергетического рынка, своевременным ответным мерам на политику зарубежных стран и международных институтов. Отечественные компании стремятся стать собственниками и совладельцами перспективных проектов и предприятий. Наиболее эффективные из них результативно используют баланс сдержек и противовесов, извлекают конкурентные преимущества из противоречий субъектов энергетического рынка, санкционной политики, например в отношении импортозамещения нефтегазового оборудования и улучшения социально-экономической динамики регионов [18].

Комплексное развитие транспортной инфраструктуры в прибрежных районах позволяет обеспечить дополнительные преимущества от географического расположения государства. Действия зарубежных стран направлены на соединение и развитие нефтегазотранспортных систем с целью реализации энергетических проектов, укрепления экономических связей, наращивания объемов поставок и транзита. В сегменте транспортировки осуществляется строительство связующих транспортных узлов и перевалочных пунктов, ответвлений маршрутов трубопроводов, их совмещение с объектами системы хранения. Задействование всех видов транспортного сообщения обусловлено необходимостью сокращения издержек, транзитных рисков, сокращением потерь энергоносителей. Например, развитие железнодорожного сообщения способствует увеличению объемов поставок конечной продукции до потребителей в кратчайшие сроки. Это сочетается с расширением доступа российских предприятий к зарубежной нефтегазовой инфраструктуре.

Устойчивость НГК характеризуется стратегическим взаимодействием производителей и потребителей углеводородов, планомерным увеличением экспортных цен сообразно рыночной конъюнктуре. Все государства заинтересованы в выработке оптимальной структуры собственного ТЭБ, надежном и бесперебойном энергообеспечении, устранении различных рисков, диверсификации не только источников поставок, но и видов получаемой энергии, импортируемой в т.ч. из России [8]. Структура органов ГР зарубежных стран нацелена на развитие и повышение устойчивости национальных экономик; регулирующее воздействие осуществляется как в рамках отдельных ведомств, так и их подразделений.

Проведение скоординированной и целостной нефтегазовой политики на различных уровнях возможно благодаря соединению стратегических и краткосрочных аспектов экономически устойчивого развития, анализу связанных процессов, прозрачности и предсказуемости регулирующих мер, административно-правовом сопровождении и консультировании нефтегазовых компаний на всех этапах производственного цикла. Корректировка государственных решений и внесение изменений в нормативно-правовую базу осуществляются в установленном порядке, подразумевают изменение их положений с полным обоснованием. Анализ зарубежного опыта, международных НПА, в т.ч. регламентов и стандартов, вытекающих из них положений, затрагивающих государственные интересы России, связан с изучением следствий, устранением противоречий между отдельными нормами, осуществлением контрольной функции, законодательным обеспечением формирования благоприятных экономических условий. Выделение ключевых целевых показателей позволяет задействовать потенциал единого энергетического рынка ЕАЭС.

Россия полностью обеспечивает потребительский спрос на нефтегазовые ресурсы в некоторых сопредельных государствах, играет значимую роль в проведении их экономической политики, бюджетном и налоговом регулировании. Внедрение опережающих технологий в полный производственный цикл на месторождениях связано с необходимостью повышения продуктивности пластов, увеличения объемов реализации продукции, законодательного обеспечения промышленного развития. Нахождение подобных предприятий в различных регионах, учет их позиций и предложений относительно потенциала развития реализуемых проектов позволяет не допустить энергодефицита, обеспечить внутренний спрос на углеводороды [4, 6].

Ключевые направления интеграционных взаимодействий в ТЭК с государствами ЕАЭС

Строительство объектов нефтегазовой инфраструктуры в регионах напрямую влияет на увеличение глубокой переработки, содействует повышению эффективности различных сегментов НГК. На современном этапе некоторые из них являются морально и технически устаревшими, нуждаются в модернизации, требующей привлечения значительных капиталовложений. Структура собственников и конечных бенефициаров операторов проектов и их дочерних структур оказывает определенное воздействие на расширение трубопроводной системы и производственных мощностей в опорных пунктах на пути следования маршрутов. Увеличение поставок возможно в результате присоединения новых нефтегазотранспортных магистралей к существующей разветвленной сети трубопроводов; в режиме реального времени осуществляется мониторинг их технического состояния. Межрегиональное энергетическое сообщение связывает месторождения, предприятия по очистке и переработке углеводородного сырья, сервисные организации, внутренних и внешних потребителей, направлено на укрепление промышленного и инфраструктурного потенциала.

Увеличение экспорта нефтегазовой продукции напрямую связано с состоянием инфраструктуры и спецификой ГР НГК. Показатели энергетической безопасности, финансово-экономические и административные возможности российских предприятий и их дочерних структур на зарубежных рынках находят отражение в совместном освоении месторождений, реализации крупных проектов. Осуществление глубокой переработки углеводородов непосредственно в транспортных узлах характеризуется сокращением общих издержек. Прокладка ответвлений действующих экспортных трубопроводов повышает устойчивость, обеспечивает разнонаправленность внешних поставок за счет новых регионов и рынков сбыта, снижение стоимости транспортировки по территориям государств, проходящих по пути следования маршрутов поставок. Несмотря на сложившуюся конъюнктуру, часть потребителей российских углеводородов предпринимают активные действия по увеличению нефтегазового импорта из России за счет расширения пропускной возможности транспортных узлов, конкурируют между собой за право прохождения трубопроводов и транзита через свою территорию.

Строительство, модернизация и введение нефтегазовых объектов в промышленную эксплуатацию в кратчайшие сроки предполагают уменьшение финансово-инвестиционных затрат в силу колоссальной капиталоемкости энергетических проектов. Наличие экспортных портов, терминалов и перевалочных пунктов в различных регионах обусловлено необходимостью диверсификации внешних поставок, укреплением национальной и энергетической безопасности государства, выступает необходимым элементом бесперебойного функционирования транспортной системы и инфраструктуры. В свою очередь, пункты отгрузки углеводородов зачастую располагаются в морских портах с целью обеспечения загрузки танкерного флота, нефте- и газовозов. Крупномасштабные нефтегазотранспортные развязки позволяют расширить направления маршрутов и объемы экспорта, сократить количество излишних звеньев и финансовые издержки в цепочке поставок продукции от производителя к потребителю.

Законодательное обеспечение опережающего развития нефтегазотранспортной инфраструктуры направлено на соединение объектов различных сегментов НГК в различных регионах, включает расширение поставок углеводородов и СПГ из шельфовых акваторий, сокращение воздействия на производственные мощности, в особенности в период пиковой загрузки. Реализация нефтегазовых проектов может потребовать дополнительного бюджетного финансирования, государственной поддержки в виде создания специальных условий, получения налоговых льгот и различных преференций. Не следует переоценивать большую эффективность частного сектора по сравнению с государственными компаниями. Целесообразно выделить объективные критерии результативности, ужесточить меры ответственности за распространение недостоверной информации в отношении основных показателей функционирования НГК. Это характерно для объемов запасов, экономического развития регионов, структуры собственников предприятий, размеров выплат и дивидендов, иных направлений, искажающих восприятие объективной действительности для инвесторов, предприятий и населения. На наиболее инвестиционно привлекательные активы одновременно могут претендовать несколько корпораций, задействующих повсеместно собственные административные ресурсы и финансовые резервы. Особое внимание уделяется проектам и лицензионным участкам, выставленным на продажу по цене ниже рыночной, что является признаком нормального экономического поведения.

Стимулирование глубокой переработки легких и тяжелых фракций углеводородов содействует комплексному развитию системы отгрузки, формированию перевалочных баз в различных регионах. Ключевые производственные и инфраструктурные объекты НГК являются многофункциональными, распространяют воздействие на несколько регионов, диверсифицируют деятельность, способны органично совмещать производство, хранение различных видов продукции, осуществлять их дальнейшую отгрузку по экономически обоснованным направлениям поставок, одновременный прием от внутренних экономических субъектов и импортеров, которые могут конкурировать между собой.

При осуществлении государственной энергетической политики следует сконцентрироваться на нескольких основных направлениях, анализировать взаимодействия с ключевыми потребителями российских углеводородов, их экономическую и политическую ситуацию в разрезе регионов и рынков сбыта, энергетических производств, связанных отраслей и сегментов экономики, жестко пресекать действия конкурентов по поставкам энергоносителей на значимые внешнеэкономические рынки. Это также относится к взаимодействию органов власти и нефтегазового бизнеса в странах-экспортерах российских углеводородов, их влиянию на принимаемые энергетическими предприятиями управленческие решения и структуру акционерного капитала. Практическая реализация экономического потенциала зарубежных участников российского энергетического рынка способствует устойчивому развитию национального НГК и сегментов экономики, связанных с увеличением энергопотребления, расширением и соединением производственной инфраструктуры, систем транспортировки и хранения.

Расширение нефтегазовой инфраструктуры учитывает ее встраивание в существующую транспортную систему для введения в промышленную эксплуатацию проектов, максимизации экономического эффекта. Это возможно при внедрении передовых технологий, контроле уровня износа, модернизации производственных объектов. Они могут использоваться одномоментно или с определенным временным лагом по различным направлениям для достижения единых целей. Подобная диверсификация возможностей способствует достижению оптимальной загрузки, ее повышению в относительно дефицитные периоды, когда расходуются накопленные излишки запасов; данными вопросами занимаются экономико-технические службы предприятий. Благодаря развитой энерготранспортной сети система хранения способна нивелировать циклические колебания и пиковые моменты в структуре потребления углеводородов, связанные с сезонными и климатическими изменениями. Это также содействует обеспечению энергетической безопасности государства.

Для преодоления внутренних противоречий в вопросах взаимодействий между органами государственной власти и нефтегазовыми предприятиями могут использоваться эффективные правоприменительные и судебные практики. Обеспечение загрузки некоторых производственных мощностей и объектов инфраструктуры возможно при непосредственном зарубежном участии. Инвесторы заинтересованы в реализации крупных нефтегазовых проектов, обеспечении энергетических потребностей, задействовании производственных резервов, оптимальной загрузке систем транспортировки и хранения.

Устойчивое развитие российского НГК содействует совершенствованию инфраструктуры и социальной сферы в приграничных странах. Создание условий, при которых нефтегазовые объекты органично встраиваются в существующую инфраструктуру, сопутствует эффективному функционированию отрасли. Маршруты трубопроводов зачастую пролегают в сложных природно-климатических условиях, отвечают максимальным требованиям экологической и технологической безопасности. С целью снижения экологических рисков, недопущения излишнего воздействия на окружающую среду при их проектировании могут осуществляться изменения. Рост инвестиционной привлекательности объектов нефтегазовой инфраструктуры в сегментах транспортировки и хранения позволяет иностранным компаниям частично использовать их для экспорта собственных углеводородов. Это способствует освоению месторождений, реализации зарубежных проектов, объединению некоторых из них в нефтегазовой центр или кластер через призму формирования цепочки добычи, перерабатывающих мощностей, транспортировки и направлений сбыта в рамках различных регионов потребления [5, 9].

Рассмотрение вопросов трансформации мировых энергетических рынков необходимо для повышения эффективности российского НГК, снижения издержек его функционирования. Так, структура регионального потребительского спроса учитывает возможный кратковременный дефицит отдельных видов энергоресурсов. Обычно он приводит к необходимости их дополнительного производства или заключения контрактов на увеличение поставок, что предполагает прагматичное отношение к запасам МСБ. Крупнейшие нефтегазовые корпорации осуществляют полный производственный цикл, планомерно изменяют структуру собственников и управления, внедряют новейшие технологические и цифровые решения. Часть созданных институтов, консультативных и совещательных органов со временем прекращают деятельность, реструктуризируются или входят в состав других организаций. В современных геополитических условиях зарубежные энергетические компании постепенно вышли из состава совместных проектов и предприятий. В рамках их осуществления между участниками нефтегазового рынка формируются новые механизмы взаимодействий, расширяется спектр обязательств по экономическому развитию регионов присутствия, финансируются объекты и мероприятия социальной и культурной сферы [17].

Обеспечение устойчивого функционирования внутреннего нефтегазового рынка

Ускоренные темпы развития НГК возможны при стабильной финансово-экономической ситуации. Надежность и достоверность прогнозирования макроэкономических и региональных показателей, анализ последствий административных решений зарубежных партнеров, их влияния на действующие контракты и объемы экспорта благоприятно отражаются на результатах проводимой государственной политики, структуре потребительского и энергетического спроса. Подключение российских предприятий к реализации зарубежных проектов в НГК и связанных секторах экономики в ряде относительно небольших государств, на которые одновременно претендуют национальные компании и глобальные энергетические корпорации, способствует развитию промышленности, производств глубокой переработки углеводородов и нефтегазохимии.

Разработка нефтегазовых районов с относительно небольшой ресурсной базой, средних и мелких месторождений осуществляется с учетом анализа соотношения добываемого сырья к уровню разведанных и извлекаемых запасов, проведения внешнего аудита экономических условий освоения залежей, а также перераспределения нефтегазовых доходов, при котором значительная доля отводится инвестиционному развитию самого НГК. Значительная часть месторождений находится в сложных условиях добычи, а их разработка сопряжена с разрешением правовых вопросов, в т.ч. международного характера. Создание на государственном уровне условий для их скорейшего разрешения может быть связано с реструктуризацией подведомственных подразделений, перераспределением полномочий и сфер влияния, изменением уровня ответственности в отношении принятия регулирующих решений. Профильные ведомства могут сменить функциональное наполнение, механизмы и инструментарий достижения поставленных задач, перейти в ведение другого министерства и круга лиц, стать подотчетными им [11].

Прогнозирование изменений в структуре спроса и предложения регионов и крупных субъектов экономической деятельности на углеводороды как первичное сырье, так и конечную продукцию затрагивает вопросы развития ключевых транспортных потоков и развязок, повышения безопасности поставок на маршрутах нефтегазопроводов и нефтепродуктопроводов. Объемы поставок по внешнеторговым контрактам должны соответствовать потребительскому спросу с учетом дальнейшего развития местных экономик при детализированном анализе внутренней ситуации. Экспорт энергии в отдельные страны и ее распределение до конечных потребителей может быть ограничен не только для нефтегазовой продукции, но и других ее видов, обеспечивающих различные регионы, сегменты экономики, предприятия и население. Экспортные цены определяются не только исходя из динамики нефтяных котировок, но и условий стратегических контрактов, ретроспективы всего спектра взаимодействий с потребителями, включая другие отрасли экономики и социальной сферы. Жесткие кардинальные преобразования, требующие принятия отдельных государственных решений, могут быть продиктованы не только аналитическими данными, но и интуитивным пониманием происходящих процессов и причин их возникновения.

Потребители углеводородов имеют сходные экономические цели, ориентированы на собственное развитие, рост капитализации внутренних производств. На государственном уровне наибольшее внимание уделяется крупнейшим нефтегазовым проектам, напрямую влияющих на ключевые цели и задачи проводимой энергетической политики, задающих вектор всему национальному НГК, а также улучшению транспортной доступности до отдаленных районов. Регулирующие функции государства и управленческие – предприятий с государственным участием отделены и разграничены между собой. Реализация нефтегазовых проектов должна быть соотнесена с объективными возможностями предприятий, их способностью осуществлять самостоятельное финансирование не только за счет предоставления налоговых и иных льгот. В свою очередь, бюджетное финансирование и выделение средств ФНБ происходит при соблюдении ряда необходимых условий, в первую очередь соответствии государственным приоритетам, получении долгосрочного социально-экономического эффекта.

Для ускорения процесса введения предприятий на проектную мощность целесообразно задействовать инструменты и возможности международных институтов, применять цифровые технологические решения с учетом влияния санкционной политики на НГК и связанные отрасли производства, комплексного освоения новых рынков сбыта. Долгосрочные взаимодействия органов государственной власти и компаний-операторов месторождений подразумевают стабильность условий освоения и устойчивость налоговой политики. Государству не следует излишне вмешиваться во внутренние вопросы принятия решений, наоборот, создавать экономические и административные предпосылки для развития предприятий, исполнять организующую функцию по формированию нефтегазовых центров и кластеров в регионах благодаря расположению месторождений и производств, специальных районов с преференциальными налоговыми режимами и особыми экономическими условиями ведения деятельности.

Прогнозы ценообразования на первичные углеводороды и конечную продукцию на внутреннем рынке закладываются в нормативно-правовую базу. В своей совокупности она представляет основу функционирования национального НГК, регламентирует все аспекты воздействия, позволяет разработать государственные меры по достижению намеченных целевых ориентиров. Множество международных спорных вопросов в НГК связаны с разграничением территорий, границ лицензионных участков и шельфовых акваторий, юридическими правоотношениями в части особенностей и расхождений норм международного права, национального и зарубежных законодательств, условий проведения ГРР и буровых работ, прав собственности на открытые месторождения. Индивидуальные для каждого проекта регулирующие решения затрагивают множество различных аспектов и взаимосвязей между субъектами экономической деятельности, включая социальную сферу, объемы инвестиций, обеспечение безопасности на производствах и маршрутах следования трубопроводов как составной части энергетической безопасности. Это позволяет комплексно подходить к расширению взаимодействий государства и нефтегазового бизнеса, учитывать тенденции развития и изменение позиций участников экономических отношений. Часть конкурирующих проектов независимы друг от друга, однако их действие направлено на достижение общеэкономических целей, а надежность реализации содействует повышению устойчивости национального НГК [1, 6].

Недопустимость задержек в принятии и последующем исполнении государственных решений, процедурных вопросах, законодательном обеспечении деятельности НГК является одной из задач ГР. Она предполагает уточнение нормативно-правовой базы с целью применения наилучших экономических и юридических практик, доведения временных лагов до ведущих показателей. Комплексное развитие нефтегазовых технологий с прямым иностранным участием содействует ускорению реализации проектов, освоению значимых месторождений, сокращению сроков их введения в промышленную эксплуатацию, включая проведение подготовительных работ. На особом контроле правительства РФ стоит вопрос энергообеспечения Калининградской области как государственного эксклава с фактическим особым конституционно-правовым статусом.

НГК охватывает производственные и инфраструктурные возможности всех субъектов Федерации, взаимосвязанные между собой в разрезе отдельных предприятий и районов. Так, перерабатывающие производства зачастую располагаются в непосредственной близости от месторождений, что позволяет заниматься расширением рынков сбыта продукции, обеспечить углеводородами прилежащие регионы и территории, уравновесить их баланс спроса и предложения, нивелировать возможный энергетический дефицит. Объекты нефтегазотранспортной инфраструктуры принимают различные виды продукции с последующей поставкой по направлениям, обеспечивающим загрузку предприятий и внесение вклада в развитие национального НГК. Осуществляемый мониторинг основан на соотношении к прошедшим периодам, производится как в отношении общего объема экспортной загрузки через конкретный порт или терминал, так и видов продукции.

Создание предприятий, объединяющих в себе производства в различных сегментах, смена операторов основных энергетических проектов, собственников месторождений и объектов инфраструктуры планомерно трансформируют структуру всего национального НГК. В современных условиях взаимодействия между субъектами экономической деятельности осуществляются на принципиально новых институциональной и законодательно-нормативной платформах, исключающих деструктивное воздействие различных факторов, недружественных политических решений зарубежных стран, препятствующих устойчивому развитию российской экономики и реализации нефтегазовых проектов. Экономическая плоскость подобных взаимодействий не должна быть обусловлена политическими факторами, имеющими множество подтверждений в новейшей российской истории: в частности, после политического кризиса 2014 г. и специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины 2022 г. зарубежные корпорации вышли из состава участников и учредителей большинства совместных предприятий.

Принимаемые меры ГР НГК учитывают интересы населения и предприятий, направлены на максимизацию экономических результатов. В частности, в случае продажи пакета акций компаний с государственным участием, изменения структуры собственников и органов управления, они обладают всеобщим охватом воздействия, являются прозрачными и предсказуемыми, могут затрагивать вопросы преодоления конфликтов интересов, последствий создания схем по уходу от налогообложения, деятельности и целей предприятий, проходящих вразрез с государственной нефтегазовой политикой. Так, экспортеры углеводородов при наличии долговых обязательств, достаточных финансово-инвестиционных ресурсов и административных возможностей способны стать собственниками своих потребителей. В отдельных случаях может осуществляться искусственное банкротство или создание кризисной ситуации с задачей последующего рейдерского захвата предприятия; в 1990-е гг. в России подобные ситуации были характерны преимущественно для нефтяной и угольной отраслей промышленности.

Строительство объектов систем транспортировки и хранения в различных регионах, мониторинг их состояния, своевременное технологическое обновление или перепрофилирование позволяют повысить устойчивость функционирования НГК, расширить возможности, задействовать неизрасходованные резервы, значительно увеличить объемы производимой продукции и пропускные мощности трубопроводов. Изучение структуры потребительского спроса в импортерах российской продукции и сервисных услуг с целью расширения взаимодействий с крупнейшими зарубежными потребителями, повышения эффективности и оптимизации расходов в НГК предусматривает прагматичный подход к распределению энергии в регионах, влияет на отпускные цены, в т.ч. в отношении трансфертного ценообразования внутри холдинговых структур между материнской компанией и дочерними предприятиями, позволяющего уменьшить налоговые выплаты.

Относительно небольшие компании, функционирующие на региональных рынках, должны иметь возможность сбыта углеводородов и производимой продукции благодаря созданию благоприятных правовых, экономических и управленческих условий функционирования, в случае необходимости предполагающих формирование новых подразделений или их реорганизацию. Долгосрочное присутствие российских предприятий на зарубежных рынках, являющихся фактически единственными импортерами, поддерживается в т.ч. за счет взаимодействий с местными органами власти, энергетическими производствами и основными потребителями. Разрешение подобных вопросов осуществляется при непосредственном участии и согласии на осуществление деятельности крупнейших поставщиков, в частности для квотирования объемов или удельного веса экспорта, имеющихся в их распоряжении административно-управленческих, технологических, финансовых ресурсов, которые рассматривают собственные действия с позиции инвестиций в дальнейшее развитие производств. Отдельные страны экспортируют энергоносители, полученные из альтернативных источников; не следует недооценивать влияние их развития и потребления на зарубежные рынки в результате применения как внутренних технологий, так и внешних поставок [18].

Получение обратной связи нефтегазовыми предприятиями по возникающим вопросам от органов государственной власти в режиме реального времени содействует ускорению реализации нефтегазовых проектов, улучшению их финансово-экономических и технологических показателей, снижению экологических и иных рисков. Это обеспечивает конкурентные преимущества в вопросах принятия управленческих решений по сравнению с другими странами. Отдельные предприятия, образовавшиеся после реформирования государственных ведомств, на современном этапе нуждаются в значительном повышении эффективности функционирования, отражении структурных изменений во внутренних документах развития, принятии управленческих решений в соответствии с проводимой энергетической политикой, вынесении конструктивных предложений по совершенствованию ГР НГК на уровень принятия решений. Изучение структуры активов, экономического и технологического состояния предприятий-партнеров, ключевых поставщиков и потребителей в задействованных в их деятельности сегментах производства позволяет переориентировать часть объектов нефтегазовой промышленности России в качестве не только ключевых, но и единственных экспортеров для конкретных рынков сбыта, фактически абсолютных монополистов производимой продукции для значительных по масштабу территорий; подтверждающие примеры существуют как в национальном НГК, так и в прочих секторах экономики.

За счет излишков производимой энергии осуществляется обеспечение отдельных регионов и районов; их поставки производятся преимущественно на экспорт ввиду значительного ценового разрыва между внутренним и зарубежными рынками. Это обеспечивает изменения в структуре национального и региональных ТЭБ, анализ которых по периодам времени позволяет выработать государственную позицию в вопросах оптимизации спроса и предложения на энергоресурсы. При наличии соответствующей инфраструктуры экспорт продукции обычно осуществляется в наиболее рентабельные и экономически перспективные регионы, располагающие необходимым финансовым и инвестиционным потенциалом для комплексного развития в связанных сегментах. Они в значительной мере зависят от надежности поставок углеводородов, нуждаются в их диверсификации, в отдельные периоды – в изменении объемов, развитии и расширении производственной деятельности. Обеспечение экологической безопасности может существенно сдвинуть сроки реализации проектов, способствовать технологическому усовершенствованию предприятий, улучшению их производственных показателей. Реализация крупномасштабных нефтегазовых проектов позволяет внести изменения в государственную научно-техническую политику, переориентировать ее на импортоопережение в НГК и связанных отраслях, способствует увеличению внутреннего энергопотребления в отдельных регионах [15].

Выводы и рекомендации

Структура национального ТЭБ должна отражать цели и задачи российской экономики, соответствовать им. Часть нефтяных месторождений обладают сверхтяжелыми и битуминозными запасами, что обусловливает естественное удорожание процессов добычи и переработки углеводородного сырья. Комплексный подход к освоению наиболее значимых залежей, перспективных нефтегазоносных участков и регионов предусматривает первоочередное становление базовой платформы, на которой выстроен фундамент национального НГК, распространение накопленного опыта на другие отрасли экономики и производства. Сырье на НПЗ одновременно может поставляться с нескольких месторождений или районов.

Предприятия сегмента переработки могут обмениваться передовыми технологиями, эффективными управленческими практиками и экологическими решениями в отношении разработки сложных, низкокачественных и нетрадиционных запасов. В результате производимая продукция в большей степени соответствует мировым экологическим стандартам качества. На данном уровне осуществляется внедрение принципиально новых технологических процессов, кардинальным образом меняющих структуру производственной цепочки. Это содействует росту объемов добычи и производства, освоению запасов, ранее не являвшихся рентабельными, расширению возможностей реализации крупномасштабных проектов и строительства новых предприятий, в т.ч. с зарубежным участием [7].

В структуре органов ГР НГК могут создаваться непрофильные подразделения, функциональное наполнение которых в совокупности с накопленным опытом их руководителей, в т.ч. из прочих отраслей и производств экономики, способны кардинальным образом преобразовать существующие, разработать принципиально новые, эффективные регулирующие решения. Акценты в стратегических и программно-целевых документах развития НГК смещаются в сторону экологизации и повышения устойчивости производств, энергосбережения, безопасности и стабильности маршрутов поставок углеводородов в результате принятия регулирующих и управленческих решений. Например, в рамках единого энергетического рынка ЕАЭС предусматриваются меры по приведению в соответствие нормативно-правовой базы, стандартов и регламентов в ТЭК, направленные на его органичное функционирование. Проработкой данных вопросов занимаются наднациональные совещательные органы, комитеты и комиссии [3, 14].

Альтернативные варианты поставок углеводородов на внешние рынки сбыта задействуют возможности внутренней инфраструктуры, систем транспортировки и хранения, перевалочных пунктов и портов отгрузки, благодаря которым осуществляется участие в разработке зарубежных месторождений и реализации проектов. В ряде государств Европы нефтегазопроводы объединены в целостную разветвленную сеть от поставщика до конечных потребителей. Это позволяет задействовать технологический и инвестиционный потенциал их развития для решения внутренних экономических задач.

Экономическое стимулирование и повышение эффективности функционирования нефтегазовых предприятий связано в т.ч. с государственным контролем их деятельности, направлено на устойчивое развитие НГК, содействие практической реализации перспективных точек роста, расширение внешнеторговых взаимодействий с зарубежными странами, снижение цен на конечную продукцию для потребителей. Создание районов с особыми экономическими режимами предполагает становление в них нефтегазовой инфраструктуры, терминалов, способных принимать различные виды углеводородного сырья и продукции, производить отгрузку как крупными объемами, так и относительно небольшими партиями. Проведение мониторинга безопасности на маршрутах трубопроводов, проходящих по территории сопредельных государств, осуществляемое российскими специалистами, позволяет оптимизировать загрузку внутренних производственных мощностей, ориентированных на экспорт.

Неравномерное развитие и функционирование нефтегазовой инфраструктуры, когда одни объекты загружены практически полностью, а другие – в значительно меньшей степени, обычно обусловлено необходимостью реализации конкретных проектов. Анализ взаимодействий собственников нефтегазовых компаний с органами власти, причин и следствий проводимых экономических и административных преобразований в отношении как проектов, так и проводимой государственной политики и глобальных трансформаций производится с учетом того, что в различных странах данные преобразования могут осуществляться в короткие сроки или быть отложены на неопределенный период.

В настоящее время в ряде государств протекают аналогичные происходившим ранее в России процессы разгосударствления и приватизации нефтегазовой промышленности, преобразования предприятий в акционерную форму, проведения их IPO и выхода на фондовые рынки, позволяющие привлекать значительные средства в собственное развитие. Так, стратегически значимыми проектами и месторождениями могут владеть предприятия из нескольких стран, зачастую конкурирующие между собой за право собственности. При этом относительно небольшие пакеты акций и активов могут распределяться между широким кругом лиц, а инвесторы отдельных проектов – являться их ключевыми поставщиками или потребителями; распространение подобных явлений характерно для множества государств. Инвестиции предполагают масштабное расширение производственных возможностей и инфраструктуры, характеризуются именно долгосрочностью капиталовложений, а не спекулятивной составляющей.

Таким образом, государство продолжает осуществлять контроль за наиболее значимыми производствами в отраслях, деятельность которых напрямую влияет на функционирование национального НГК. Это затрагивает вопросы не только технологического состояния, но и непосредственно всей производственной цепочки, обеспечения долгосрочных стабильных поставок на рынки сбыта, расширения экономического потенциала. Формирование оптимальной структуры ТЭБ каждого макрорегиона и субъекта Федерации с учетом проводимой аналитики внутреннего потребления и экспорта позволяет выделить новые точки роста, обеспечить прорывные темпы хозяйственного и технологического развития, что способствует существенному повышению эффективности функционирования НГК, его вклада в национальную экономику [16].

Литература

1. Бушуев В.В. Евразийская энергетическая цивилизация. К вопросу об «энергии будущего» / В.В. Бушуев [и др.]. – М.: Энергия, 2017. – 208 с.

2. Гарипов В.З. Государственный подход – фундамент нефтяной отрасли / В.З. Гарипов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. – 2017. – Т. 7. –
№ 1. – С. 10–16.

3. Глазьев С.Ю. О стратегических направлениях развития ЕАЭС / С.Ю. Глазьев // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2020. – № 1. – С. 11–30.

4. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса / С.Ю. Глазьев. – М.: Экономика, 2010. – 255 с.

5. Дементьев В.Е. Технологическое развитие и структурные изменения в экономике /
В.Е. Дементьев // AlterEconomics. – 2022. – Т. 19. – № 1. – С. 116–130.

6. Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика / С.З. Жизнин. – М.: Ист Брук, 2005. – 638 с.

7. Конторович А.Э. Стране нужна мощная программа реиндустриализации на новом технологическом уровне / А.Э. Конторович // Бурение и нефть. – 2017. – № 7–8. – С. 4–11.

8. Мартынов В.Г. Природный газ – основа устойчивого развития мировой энергетики /
В.Г. Мартынов [и др.]. – М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2021. – 173 с.

9. Миловидов К.Н. Инновационные технологии в зарубежной нефтегазовой отрасли /
К.Н. Миловидов // Neftegaz.ru. – 2021. – № 8. – С. 42–52.

10. Перспективы экспорта энергоресурсов из России: социокультурные, экологические и технологические аспекты / под общ. ред. В.В. Клименко. – М.: Энергия, 2017. – 160 с.

11. Ресурсные регионы России в «новой реальности» / под ред. В.В. Кулешова. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2017. – 308 с.

12. Сопилко Н.Ю. Энергетическое сотрудничество в контексте экономической интеграции государств ЕАЭС: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.14 / Н. Ю. Сопилко. – М., 2020. – 301 с.

13. Телегина Е.А. Перспективы энергетического сотрудничества ЕАЭС со странами Северо-Восточной Азии / Е.А. Телегина, Г.О. Халова // Мировая экономика и международные отношения. – 2017. – Т. 61. – № 4. – С. 50–59.

14. Ткачук С.П. Повышение эффективности экономической интеграции государств-участников ЕАЭС: дис. … канд. экон. наук: 08.00.14 / С.П. Ткачук. – М., 2020. – 185 с.

15. Трофимов С.Е. Государственное регулирование нефтегазового комплекса на современном этапе экономических вызовов и технологических трансформаций / С.Е. Трофимов // Российский экономический журнал. – 2024. – № 4. – С. 61–86.

16. Трофимов С.Е. Совершенствование государственного регулирования нефтегазового комплекса России: проблемы теории и методологии / С.Е. Трофимов. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 337 с.

17. Эволюция мировых энергетических рынков и ее последствия для России / под ред.
А.А. Макарова, Л.М. Григорьева, Т.А. Митровой. – М.: ИНЭИ РАН, АЦ при Правительстве РФ. – 2015. – 400 с.

18. Энергетика Евразии: новые тенденции и перспективы / отв. ред. С.В. Жуков. – М.: ИМЭМО РАН, 2016. – 186 с.




Статья «Перспективы формирования единого энергетического рынка» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№11, Ноябрь 2024)

Авторы:
865756Код PHP *">
Читайте также