Ключевые слова: государственное регулирование, нефтегазовый комплекс, практическая методология, экономически устойчивое развитие, шестой технологический уклад, технологический суверенитет, опережающее развитие.
Укрепление взаимосвязей между государством и субъектами экономической деятельности посредством принимаемых регулирующих мер выступает основой повышения устойчивости механизма ГР НГК, внедрения новейших достижений НТП в системе государственного управления и на всех этапах производственных отношений и процессов, что делает его невосприимчивым к любым негативным проявлениям внутренней и внешней среды. Взаимосвязи могут являться как односторонними, так и действовать в обратном направлении, т.е. подразумевать возможность возврата к исходной точке. Глубокое понимание факторов и причин происходящих на мировом и национальном экономическом и нефтегазовом рынке событий позволяет верно определить и поставить цели и задачи, обозначить средства, технологии и способы для их достижения, что может требовать точечных, индивидуальных регулирующих решений.
Аналитический и методологический инструментарий предоставляет возможность соединить теорию с практической действительностью. Создание механизма общеэкономического регулирования позволяет справиться с любыми возникающими вопросами, впоследствии заниматься его развитием и совершенствованием, сформировать действенный, эффективный инструментарий, контролировать ход его практической реализации. При принятии регулирующих решений важно рассчитать их степень и меру взаимодействия с прочими формами и инструментами ГР НГК, что в конечном итоге позволяет максимизировать получаемые результаты. Разработка прорывных решений не обязательно базируется на стратегическом планировании, напротив, может быть обусловлена внедрением новейших достижений НТП.
Теория обычно воплощается на практике через организующую функцию государства с применением наиболее современных цифровых технологий и решений; все это накладывается на созданную методологическую платформу, сведено к общему основанию, должно находить отражение в государственных НПА. Методология призвана обеспечить наиболее эффективную практическую реализацию регулирующих действий в кратчайшие сроки, используя самые результативные механизмы, опирающиеся на передовые российские и зарубежные решения в сфере государственного управления и разработки во всех сегментах НГК. Это необходимо сочетать с вопросами стратегического планирования, реализацией ведомственных и целевых НПА посредством созидательных мер, адаптированных к национальной специфике и действительности.
Государство берет на себя организующую и контрольную функции, обеспечивает создание условий, необходимых для экономически устойчивого развития НГК, включая инфраструктурные и институциональные вопросы, реализует разработанные положения по улучшению инвестиционного климата. Одним из направлений государственной промышленной политики выступает внедрение на российских предприятиях новейших разработанных отечественных технологий, аналогичных и превосходящих передовые зарубежные [3]. При этом первичным является результат, средства его достижения – второстепенны. Опора на существующую платформу, в частности – эффективно функционирующий государственный аппарат, позволяет избегать различных рисков, повысить устойчивость функционирования НГК.
Государство определяет правила и нормы функционирования нефтегазовых предприятий, степень ответственности за их неисполнение. Регулирующие действия в НГК должны быть связаны между собой, структурированы, проистекать друг из друга, преследовать единые цели и задачи. Необходимо выделять и соединять наиболее значимые аспекты ГР НГК, адаптированные к современным условиям цифровой экономики, поэтапно реализовывать на практике разработанные документы развития, отделять управленческую функцию от регулирующей. Именно их соединение призвано максимизировать конечный результат, подразумевает распределение полномочий и функциональных обязанностей между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями, при этом подразумевает двусторонние, в т.ч. обратные связи.
Ключевые направления разработки практической методологии ГР НГК
Разработка программно-целевых документов развития выступает составным элементом системы стратегического планирования, представляет собой органичное соединение различных аспектов наработанного собственного и международного опыта, предполагает альтернативные тренды в развитии цифровых технологий [18]. Созданные теоретические конструкции, применимые к действительности, призваны обеспечить планомерный переход от теории к практике, детализированно изучить текущую ситуацию и перспективы устойчивого развития НГК, строительства и совершенствования методологической платформы, на базе которой государство осуществляет функции планирования, регулирования, контроля и корректировки результатов [15, с. 49]. Процесс данного перехода должен происходить без структурных сбоев, подразумевать опережающие темпы роста, принятие передовых регулирующих практик, выделение наиболее эффективного инструментария.
Выстраивание жесткой последовательности регулирующих действий, выводящих одни положения из других и способствующих повышению устойчивости механизма ГР НГК ввиду укрепления внутренних взаимосвязей, позволяет достоверно выявлять ключевые факторы воздействия и векторы развития в условиях ограничения объемов информации, выделять отдельные позиции под конкретную форму или инструмент в механизме ГР НГК, доказывающих собственную результативность в данных условиях без примеси субъективных представлений. Выделение конкретной позиции, сопоставление конечных результатов с начальными является основополагающим в системно-функциональном подходе. Следует отметить значимость выстраивания регулирующих действий, направленных на достижение конкретных результатов, возможность их последующей корректировки.
Множество экономических и политических аспектов тесно переплетены друг с другом; текущее положение и ситуация в НГК несет в себе прямые следствия первоначальных условий, т.е. важна совокупность всех воздействий на объект регулирования. Эффективность обратных связей повышает общую устойчивость экономической системы, задает тренды развития, позволяет корректировать регулирующий инструментарий. Обратная связь предполагает возможность оперативного реагирования на возникающие ситуации; теоретические конструкции содействуют повышению эффективности практической реализации регулирующих императивов. Целевые показатели предполагают нахождение оптимального методологического инструментария для их достижения. Аналитика может содействовать корректировке стратегических планов, улучшению макроэкономических условий, обеспечивающих устойчивый рост. Важна своевременность принимаемых мер, содействующая созданию необходимых условий, в рамках которых регулирующие действия показывают наибольшую результативность [1].
Положение и позиции форм и инструментов в механизме ГР НГК должны быть подчинены достижению целевых ориентиров, что предусматривает возможность их обозначения в отраслевых НПА, при этом в зависимости от развития ситуации их роль и значимость могут измениться. После формирования механизм ГР НГК должен результативно функционировать без прямого государственного участия. Разделение форм и инструментов, их внесение в качестве функциональных обязанностей и полномочий исполнителей в рамках профильных ведомств в определенной мере является условным, предусматривает определенную степень ответственности. Они могут быть соподчинены друг другу, при этом являться гибкими, допускать возможность корректировки в изменяющихся цифровых условиях. Составные элементы механизма ГР НГК должны быть отграничены друг от друга, разделены в качестве полномочий по ведомствам и профильным подразделениям в структуре государственного аппарата.
На любые возникающие события предусматриваются регулирующие решения, способные стабилизировать экономическую конъюнктуру в кратчайшие сроки. Внутри каждого блока механизма ГР могут находиться собственные взаимосвязи, которые призваны сделать работу соответствующего структурного подразделения наиболее результативной и благоприятно влиять на конечный результат. Регулирующие действия в своей сути должны являться простыми, осуществимыми на практике, предполагать возможность объективного контроля за их исполнением и реализацией. Создание условий для экономически устойчивого развития обеспечивает эффективное внутреннее устройство различных сегментов механизма ГР НГК, жесткое подчинение управляемых подсистем по отношению к управляющей; зачастую именно внутренний потенциал является основой для дальнейшего роста: так, расположение элементов внутри механизма ГР НГК, его форм и инструментов является важнейшим аспектом для развития, должно положительным образом отражаться на конечном результате [8].
На завершившемся этапе государственной экономической политики планирование являлось той платформой, на основании которой разрабатывались документы стратегического развития. В современных цифровых условиях теоретико-методологическое основание претерпело существенные изменения. Методологическая платформа предполагает наличие инструментария, способного эффективно функционировать в различных условиях при изменении конъюнктуры, соответственно регулирующие меры могут корректироваться для достижения обозначенных целевых ориентиров, являясь при этом значимым составным элементом системы стратегического планирования [2].
Механизм ГР НГК должен обладать внутренней гибкостью, возможностью изменения собственной структуры, способностью результативно применять отдельные меры в зависимости от ряда факторов. В данном контексте не исключается наличие нескольких сценариев развития: из альтернативных вариантов выбирается оптимальный в данных условиях. Любые возникающие явления должны служить этапом или трамплином для достижения поставленных целей и задач. Регулирующие действия ориентируются на конечный результат; важны их содержание, теоретико-методологическая наполненность, эффективность при данных условиях, результативное расходование выделяемых на их исполнение финансовых и иных видов ресурсов, а не обозначение или отнесение к определенной категории.
Механизм ГР НГК как целое возможно разделить на составные элементы, при этом предлагаемые действия должны являться простыми и осуществимыми в данных условиях. Составные элементы механизма должны нести в себе синергетический эффект, значительно превышающий результат каждого из них по отдельности. Особое внимание уделяется контролю за эффективностью расходования финансовых ресурсов на реализацию мер ГР НГК. Возникающие ситуации необходимо раскладывать на составные элементы и факторы воздействия, осуществлять последовательное исполнение разработанных этапов.
НГК функционирует в рамках экономической и политической конъюнктуры, различных сфер деятельности общества, объединяет множество предприятий в ряде сегментов, часть из которых – по кластерному признаку, в виде различных институтов и иных организаций, в т.ч. с целью взаимодействия с органами государственной власти. Ключевыми аспектами являются механизмы принятия регулирующих решений, обучение и практическое применение возможностей ведущих инженерных и управленческих кадров, использование научных институтов в качестве площадок для разработки новых патентов, внедрения передовых технологий и др. В целом повышаются экологические требования к качеству выпускаемой продукции.
На государственном уровне целесообразно проводить стимулирующую политику в области разработки передовых решений и импортоопережения технологий в нефтегазовой промышленности. Профессионализм кадрового управленческого состава определяется эффективностью их деятельности, работы институтов, созданной теоретико-методологической платформы, полнотой информации и ее практического использования, новейшими технологиями в повышении уровня квалификации и др. [6]. Множество факторов воздействия в различных направлениях деятельности вызывают потребность в их упорядочении и структуризации, что позволяет оптимально подобрать необходимые методологические инструменты в ГР НГК. Составные элементы общей структуры факторов воздействия должны быть понятны для исполнителей, доступны им.
Теоретические конструкции позволяют смоделировать множество вариантов развития событий, а их методологическое основание содействует нахождению наиболее приемлемых из них, что также позволяет разграничить различные факторы воздействия, создать логически обоснованную, завершенную последовательность событий, в рамках которых исполняется намеченная программа действий. Изучение воздействия различных факторов, прогнозов и перспектив роста может передаваться цифровым технологиям. Запланированные регулирующие меры должны быть реализованы на практике на различных уровнях, адаптированы к новым условиям.
Часть инструментария может исполняться по истечении определенного времени по итогам ранее проведенных подготовительных мер в рамках созданной платформы, что также способно существенно снизить риски в случае изменения конъюнктуры. Реализация обозначенных планов может иметь многоуровневую структуру; зачастую их необходимо разделять друг от друга и последовательно приводить в исполнение. Составные элементы механизма ГР НГК способны к внутреннему развитию, что принуждает к корректировке сам механизм. Развитие одних форм и инструментов ГР НГК может предполагать сдерживание в практической реализации других или их дополнение новыми составными элементами, для чего может потребоваться расширение внутренних резервов. Намеченные планы должны учитывать теоретические конструкции, используемые ресурсы и возможности их привлечения, могут включать в себя ключевые аспекты их практической реализации, использование возможностей цифровых технологий, опыта и компетенций ведущего кадрового состава ответственных исполнителей.
Понимание действительных причин происходящих процессов вынуждает разрабатывать определенную последовательность регулирующих действий, выделять наиболее значимые методологические положения, разрабатывать понятийно-категориальный аппарат, направления развития и возможности их практической реализации. Выделение причинно-следственных связей является неотъемлемой составляющей развития методологических положений, одним из звеньев, связующих теорию и практику. Этим обусловлено выделение системно-функционального подхода, позволяющего разработать качественные и количественные характеристики ГР НГК, их наиболее значимые аспекты практического применения, позволяющие достигать намеченные целевые ориентиры в установленные сроки. Промежуточные итоги могут оказывать существенное влияние на конечный результат и сроки его исполнения [12, 14].
Необходимо выделить результирующее положение на промежуточных этапах, соотносить цели, задачи, технологии и средства их достижения с аналогичными ориентирами других субъектов экономической деятельности, осуществлять учет альтернативных позиций при решении стратегических и текущих вопросов, производить объективный анализ и оценку положения государства и российских компаний на глобальном экономическом и энергетическом рынке. Создаваемая действительность может существенно отличаться от представлений нефтегазовых корпораций и прочих государств. Существующие на современном этапе трансформационные изменения, смена технологического уклада заставили принципиально по-новому взглянуть на роль НГК в новых условиях: соответственно, технологическую составляющую целесообразно развивать ускоренными, опережающими темпами. С течением времени значительное количество используемого в настоящее время инструментария ГР в национальной экономике утратит собственную эффективность.
Процесс трансформации российской экономики целесообразно рассматривать с различных сторон, в т.ч. в методологическом отношении с выделением наиболее значимых аспектов в общерыночной конъюнктуре; необходима логическая завершенность в этапах трансформационных изменений. Происходящие в отечественном НГК процессы следует анализировать с позиций как государства, так и нефтегазовых компаний, исследовать происходящие процессы от обратного – от следствий к первопричинам. В процессе принятия регулирующих решений необходимо учитывать максимальное количество факторов воздействия, понимать историческую ретроспективу, причины возникновения поставленных вопросов, текущее состояние, расположение, перспективы развития, качественные свойства и характеристики применяемого инструментария, возможности его последующего использования в отношении различных проектов, национальные особенности. Целесообразно понимать значение НГК для российской экономики в контексте перспектив глобального развития. Акцент на собственную специфику позволяет принимать единственные в своем роде регулирующие решения, уникальные формы и инструменты ГР НГК.
Сценарии стратегического развития НГК в своей основе могут опираться на накопленный опыт, что обеспечивает преемственность регулирующей политики, позволяет избегать логических разрывов при ее реализации, понимать общие тренды мирового экономического и энергетического развития, причины их возникновения, альтернативные направления роста без примеси субъективного восприятия, встраивание данных трендов в механизм ГР НГК, их обращение в некий промежуточный этап, обусловливающий дальнейшее экономически устойчивое развитие. Прогнозирование наиболее перспективных аспектов развития НГК, их обращение в конкурентные преимущества позволяет накапливать собственные компетенции, повысить устойчивость институциональной и инфраструктурной платформ, способных обеспечить прорывные темпы экономического роста [10].
Трендовая составляющая позволяет объективно оценивать возможность собственного воздействия на происходящие экономические процессы, а глубина принятия решений – существенно сократить риски по сравнению с их поверхностным изучением. Принимаемые решения должны искоренять устаревшие и деструктивные регулирующие практики, воспроизводить накопленный опыт в условиях изменений внутренней и внешней конъюнктуры на качественно ином методологическом уровне развития, что способствует повышению их прагматизма.
Практическая реализация методологии ГР НГК
Различные сегменты НГК и других отраслей промышленного производства могут осуществлять не связанную деятельность, однако при этом зависеть друг от друга. Накопление опыта позволяет расширить потенциал собственного развития, повысить устойчивость выбранных методологических положений. Субъективное восприятие в совокупности с цифровыми технологиями не должны отразиться на восприятии и объективной оценке действительности, напротив – стимулировать технологическое развитие во всех сегментах НГК, повысить конкурентоспособность российской нефтегазовой промышленности. Технологии принятия решений должны учитывать конкретный момент времени; практическое применение накопленного опыта должно быть логически целостным и выверенным, учитывать случайную составляющую, т.е. теория находит свое отражение в принимаемых регулирующих мерах, направленных на достижение поставленных целей и задач [17].
Меры ГР НГК представляют собой следствие заложенной теоретико-методологической платформы, основанной на системе образования как фундаменте для экономически устойчивого развития НГК. Активное внимание уделяется совершенствованию высшего образования, развитию научных институтов, повышению квалификации профессиональных и управленческих кадров, что представляет собой одну из основ для экономически устойчивого развития НГК, следствие проводимой регулирующей политики и заложенных в стратегические и программно-целевые НПА теоретико-методологических положений. Система образования позволяет понимать происходящие процессы, являет собой их следствие и практическую реализацию заложенных императивов в действительности применительно к конкретным условиям.
Развитие может происходить как собственным (задействование внутреннего потенциала и резервов), так и искусственным образом. Действительность рассматривается с нескольких сторон, в результате чего выбираются оптимальные регулирующие меры для конкретной ситуации или нефтегазового проекта. Факторы воздействия, равно как формы и инструменты ГР НГК, необходимо отграничить друг от друга. Устранение субъективных оценок восприятия позволяет более продуктивно использовать системно-функциональный подход, соотносить внутренние тренды развития НГК с поставленными целями и задачами, а также изменениями в глобальной экономике. Следует выделить вероятность взятия на себя дополнительных обязательств ввиду происходящих внутренних и внешних изменений [4, 7].
В секторах производства НГК осуществляются как внутренние, так и искусственные процессы преобразования и развития, которые могут видоизменяться в результате субъективного восприятия действительности. ГР призвано стимулировать, развивать внутренние механизмы и конкурентные преимущества НГК, в т.ч. за счет применения системно-функционального подхода. Объект регулирования вычленяется как целое из общей экономической системы и рассматривается с различных сторон: его объектно-предметная структура, составляющие элементы, направления и технологии их совершенствования, положение объекта в системе, устойчивость взаимосвязей, понимание внутренних процессов и причинно-следственных цепочек – все это обусловливает повышение конкурентоспособности национальных нефтегазовых производств. Необходимо учитывать объективные тенденции экономического развития НГК, их соединение с регулирующим воздействием.
В рамках системно-функционального подхода восприятие НГК и национальной экономики может происходить раздельно, однако в едином русле заложенных теоретических, методологических и практических положений ГР, т.е. естественные процессы и созданные искусственно аспекты развития НГК регулируются единым образом, при этом внутренние причины их формирования разграничены. Важны совокупность данных положений, учет накопленного опыта, взгляд на объект регулирования и собственную позицию со стороны, позволяющий моделировать дальнейшее развитие и его направления. Изучение происходящих изменений может осуществляться изнутри механизма ГР НГК. Регулирующие действия могут возникать в качестве ответной необходимости на данные изменения и предусматривают отсутствие внутренних противоречий, возможное возникновение которых должно выступать стимулом для дальнейшего развития.
Теоретико-методологические положения предполагают практическую реализацию технологии достижения поставленных целей и задач. Понимание природы происходящих процессов и взаимосвязей происходит из их внешнего изучения и детального анализа самого механизма ГР НГК, т.е. заданные тренды развития и технологии достижения возвращаются к исходной точке в конкретный момент времени, определяют вектор регулирующих действий, базирующийся на выбранном методологическом инструментарии. Из данной исходной точки проистекают несколько альтернативных направлений или сценариев развития. Важна приверженность выбранным методологическим принципам, подходам и методам, позволяющая корректировать применяемые регулирующие действия, различные формы и инструменты ГР НГК во всех сегментах нефтегазового производства, осуществляемые в процессе развития. Фактически происходит формирование новой действительности в условиях формирования шестого технологического уклада, цифровизации всех отраслей экономики [5].
Устойчивость НГК заключается в постоянном развитии и совершенствовании механизма его ГР. Целевой ориентир является точкой, достигнутой в определенный момент времени, на пути к следующему этапу, т.е. регулирующие действия предполагают последовательное достижение данных точек. При этом обсуждению подлежат вопросы всеобъемлющего развития НГК. Механизм ГР НГК отражает срез действительности, нуждается в контроле и корректировке результатов, совершенствовании технологии реализации регулирующих мер, что подразумевает процесс его непрерывного развития, совершенствования форм и инструментов ГР. Практическая реализация регулирующих мер и методологического инструментария отражает сущность механизма ГР НГК.
Трансформация национальной экономики и НГК в результате планомерного перехода к цифровой действительности являет собой в т.ч. следствие процессов, происходивших в прошлом. Необходимо проанализировать и воспроизвести накопленный опыт на более высоком уровне развития в рамках созданной методологической платформы, причем важна последовательность этапов развития с обоснованием их значимости и выделением специальных позиций под формы и инструменты ГР НГК, нуждающиеся в корректировке и совершенствовании. Технология достижения целевых ориентиров возникает в процессе развития НГК, причем в ряде ситуаций возможно обойтись без прорывных технологических решений. Механизм ГР НГК как теоретическая конструкция, разграничивающая методы, формы и инструменты, показывающая суть происходящих изменений, понятийно-категориальный аппарат и ключевые тенденции развития, может являть собой следствие из выбранных методологических положений и инструментария. В свою очередь, технологии достижения регулирующих целей и задач могут варьироваться в зависимости от конкретных условий, положения и момента времени.
Процесс трансформации глобальной экономической системы и цифровизации производств является объективным трендом. Аспекты внутреннего развития НГК могут жестко регулироваться административными и экономическими методами воздействия. В результате их применения действительность преобразовывается в соответствии с выбранным направлением развития, причем данные процессы рассматриваются в единстве внутренних и внешних факторов воздействия, а также с установлением ответственности регулирующих органов государственной власти за достижение целевых ориентиров, технологии, средства и методы воздействия, сроки реализации. Преобразования могут происходить в результате влияния глобальных экономических и политических изменений, передовых зарубежных практик ГР, позволяющих повысить эффективность функционирования российского НГК. Важна возможность их практической реализации при различных сценарных условиях в соответствии с внутренними трендами развития [17].
Развитие НГК осуществляется как изнутри, так и направляется и регулируется государством как внешним фактором воздействия, фактически с рефлексивных позиций. Разнонаправленные внутренние и внешние процессы должны содействовать его экономически устойчивому развитию, т.е. необходимо выработать и прийти к практической реализации регулирующих мер, способных показать наибольшую эффективность при данных условиях. Противоречия могут быть вызваны различием позиций отдельных органов государственной власти или ответственных лиц по обозначенным вопросам. Регулирующие процессы могут происходить в качестве ответной реакции на внутренние изменения, различные направления государственной политики, а также глобальные экономические и политические преобразования. Это требует понимания причин их возникновения, учета различных позиций, выработки единой государственной нефтегазовой политики, направлений ее развития, применения конкретных форм и инструментов ГР.
Следует ориентироваться на конечную цель; средства и технологии ее достижения являются вторичными в условиях непрерывных изменений, уточнения общеэкономических трендов развития, объективной возможности государственного воздействия на происходящие в НГК внутренние процессы, обусловленного необходимостью устранения недостатков и сбоев в функционировании механизма его ГР. Важна точка приложения регулирующего воздействия в конкретный момент времени, полнота информации, охват альтернативных позиций, т.к. с различных сторон направления развития или решения оперативных и стратегических вопросов могут рассматриваться под различным углом, что обусловлено в т.ч. положением и позицией конкретного органа государственной власти, нефтегазовой компании, института или ответственного исполнителя в общей экономической системе. Также учитывается, что один и тот же субъект экономической деятельности может поменять собственную позицию в результате изменения факторов воздействия или условий среды.
Теория не должна быть оторвана от действительности, напротив, содействовать ее практическому применению и развитию, реализации новых положений и прорывных решений, соответствующих глобальным и отраслевым трендам. Важно учитывать накопленный управленческий и методологический опыт, технологии и механизмы достижения целей в зарубежных странах, иностранных предприятиях и прочих сферах деятельности. Уникальные регулирующие решения способны привнести качественно иной результат. Теоретико-методологические положения без субъективной оценки позволяют выявить сущность происходящих процессов и дальнейших изменений, т.е. теория адаптируется к практике, рассматривается и преломляется с необходимых сторон для того, чтобы позволить разработать технологию и механизм достижения целевых ориентиров [11]. Проделанная, в т.ч. с использованием цифровых технологий, аналитическая работа позволяет более прагматично подходить к решению возникающих отраслевых вопросов, качественно повысить результативность применяемых регулирующих действий за счет выбора наилучших методологических инструментов, подбора оптимальных исполнителей.
Внедрение теории в практику обеспечивает качественно новые регулирующие решения, способствующие повышению общей эффективности функционирования НГК. Теория преломляется под необходимым к практической деятельности углом; средства, технологии и механизмы органично внедряются в действительность, дополняют ее. Цифровые технологии позволяют качественно повысить общую результативность функционирования НГК, внедрять новейшие технологические решения и методологический инструментарий в его различные сегменты и производства, уровень профессиональной квалификации исполнителей благодаря использованию новых стандартов обучения, комплексному изучению передовых практик регулирующего воздействия. Это содействует выработке принципиально новых, уникальных для мировой практики регулирующих решений, выделить методологический инструментарий, применимый к национальному НГК.
Российская специфика обусловливает качественно иные теоретико-методологические положения, их разделение от практической составляющей. Детальная аналитика всех структурных элементов НГК позволяет выстроить программу действий по принятию регулирующих мер и их исполнению для достижения стратегических ориентиров. Совокупность теоретико-методологических положений врастает в практическую плоскость, преобразуется в регулирующие меры в установленные сроки. При этом необходимо закладывать определенные резервы для развития, повышающие устойчивость механизма ГР НГК, своевременно, в кратчайшие сроки устранять возможные ошибки, нейтрализовать любые виды рисков. Поступающая информация трансформируется через принятие соответствующих программно-целевых НПА, стратегических планов и прогнозов в практические действия через призму внутренней специфики, условий и институциональных факторов. Аналитическая деятельность предполагает их разработку, обусловливающую их разработку, обусловливающую дальнейшие регулирующие действия, создание теоретических конструкций, способных реализоваться на практике. Эффективные регулирующие меры возможны после детализированного изучения различных направлений и сценариев развития без примеси субъективных представлений об объекте воздействия ГР. Детальная проработка всех аспектов регулирующих действий с теоретико-методологических позиций базируется на полноте информации, позволяет выделить ключевые аспекты в конкретной ситуации, исходя из накопленного опыта.
Выделение новых методологических положений в практической плоскости осуществляется на основе имеющейся в распоряжении информации. Участники нефтегазовых отношений должны понимать их сущность на практике, т.е. зафиксированный в НПА, программно-целевых и иных документах поэтапно осуществляемый методологический инструментарий, который может быть выражен в графическом виде средств и способов. Оформленные положения, стратегические планы, преследующие определенную цель, предполагают кратчайший и наиболее эффективный способ ее достижения. Важно обработать поступающий массив информации, применить на практике наиболее результативные в конкретной ситуации регулирующие меры, которые могут быть заложены в исходных математических моделях, обозначены в НПА и других документах как следствие используемых теоретико-методологических положений.
Механизм ГР НГК должен быть выстроен в соответствии с обозначенными целями и задачами в силу того, что методология предполагает инструментарий, средства и технологии для их достижения. Фактически определяющим здесь является его строительство, организация работы внутри государственного аппарата, различных министерств и ведомств. Системно-функциональный подход предполагает выделение миссии, внутренних факторов развития, полноту практической реализации заложенных положений. У каждого элемента механизма ГР НГК, регулирующего органа должны быть выработаны и обозначены функциональные обязанности. Кроме того, следует отмечать полученные итоги после прохождения каждого этапа развития, а опыт, как собственный, так и зарубежных государств и прочих субъектов экономической деятельности, и вся информация отражаются на каждом этапе в используемых регулирующих мерах, т.е. преобразуются в конкретные действия в соответствии с выбранными методологическими положениями.
Деятельность органов государственной власти подчинена достижению обозначенных целей и задач, обеспечению суверенитета, национальной и энергетической безопасности, экономически устойчивого развития НГК; государство осуществляет организующую и контрольную функции. Зачастую может потребоваться разработка методических рекомендаций в отношении конкретных аспектов развития, обусловливающих необходимые расчеты. Регулирующие меры аккумулируют весь прошедший опыт, информацию и технологии, нацелены на поэтапное достижение поставленных ориентиров и задач, предполагают получение необходимых результатов в кратчайшие сроки с устранением всех рисков; они соотносятся с прошедшим опытом и позволяют выйти на качественно новый уровень развития [18].
Важна приверженность выбранному методологическому инструментарию во всех аспектах ГР НГК с учетом ранее утвержденных теоретических положений, впоследствии воплощенным на практике благодаря принятым и используемым методологическим основаниям, ресурсам, средствам и технологиям достижения целевых ориентиров. Технологии могут отличаться в зависимости от конкретных условий, например, фазы экономического цикла. Соответственно, может быть изменен вектор теоретической составляющей, выбран альтернативный сценарий развития с учетом понимания миссии ГР НГК, поставленных целей и задач, задействования исходных резервов для их достижения. Необходимо в полной мере учитывать внутренние и внешние условия среды регулирования, отмечать факторы, препятствующие развитию, устранять любые деструктивные аспекты, что позволяет обосновать принимаемые регулирующие меры. Разработка стратегических и программно-целевых документов развития предполагает установление определенных ориентиров, ответственность за их достижение. Учитываются риски в зарубежных странах, крупнейших нефтегазовых компаниях и международных институтах. Регулирующие меры должны способствовать непрерывному процессу развития, становлению НГК в новых условиях с учетом национальной специфики. Совершенствование механизма ГР НГК происходит в результате изменения условий среды, смены технологического уклада, появления цифровой реальности и, как следствие, принятия новых регулирующих мер; повышение его эффективности предполагает устранение всего излишнего.
Теоретико-методологические положения способствуют повышению устойчивости механизма ГР НГК, в т.ч. за счет изменения его структуры, получения новой информации и накопленного опыта. Системно-функциональный подход предполагает наличие множества связанных элементов из прочих отраслей экономики и сфер деятельности. Каждый структурный элемент механизма должен находиться на определенной позиции, являться объектом для применения средств и технологий, сопутствующих достижению обозначенных целевых ориентиров за счет создания новых цепочек регулирования производственных процессов.
Значительная часть ресурсов высвобождается в результате применения новейших цифровых технологий, также планомерно совершенствуется применяемый методологический инструментарий. Особый акцент ставится на уровне профессиональной квалификации исполнителей, задействованных ими средств и технологий, благодаря которым возможно предупредить или устранить любые возникающие и потенциальные риски. В рамках рассматриваемых вопросов следует учитывать альтернативные позиции, т.е. приходить к единому знаменателю либо менять направление развития, не изменяя при этом выбранному методологическому инструментарию. Понимание причин всех аспектов деятельности и факторов воздействия на НГК [9] позволяет использовать их для реализации собственных приоритетов, получить представление о различных направлениях его развития, повысить устойчивость платформы функционирования НГК. При этом необходимо руководствоваться законодательством, нравственно-этическими нормами, разделять миссию, цели и задачи, в соответствии с которыми выстроен механизм ГР НГК, работа различных государственных ведомств в рамках данного направления. Все внешние и внутренние факторы должны быть направлены на достижение обозначенных целей с приходом к единой позиции по наиболее значимым вопросам [13].
Выводы и рекомендации
Методология направлена на конкретные действия, регулирующие меры по достижению результатов. Различия в конечном итоге могут быть формальными, однако при этом – заложенными как результирующие показатели в НПА; т.е. важны именно те ресурсы, средства и технологии, которые приводят к необходимому результату, учитывают нюансы в различных направлениях государственной деятельности, правила функционирования сложившихся систем как внутри страны, так и на глобальном рынке, особенности национального законодательства. Субъекты экономической и нефтегазовой деятельности должны предлагать конкретные способы решения поставленных задач, законодательно закреплять все аспекты в различных направлениях ГР НГК, учитывать альтернативные позиции зарубежных государств, энергетических компаний и институтов, которые должны приводить к повышению общей эффективности функционирования в отношении организации собственных действий.
Организующая функция ГР строится с учетом национальной специфики, предполагает выбор средств и технологий, необходимых для достижения обозначенных результатов в зависимости от условий среды, имеющихся в распоряжении ресурсов, внутренних предпочтений и др. Специфика учитывает инфраструктурные и иные особенности под практическую реализацию определенного проекта или направления, конкретный методологический инструментарий. Достижение результатов обычно предполагает задействование внутреннего потенциала и имеющихся в распоряжении ресурсов, создание благоприятных условий для экономически устойчивого развития, обеспечивающих принципиально иное восприятие действительности и содействующее качественному прорыву в развитии. Принятие и внедрение передовых технологических решений способно обеспечить значительные конкурентные преимущества [10, 11].
Способы воздействия на формы и инструменты ГР НГК могут подлежать определенной корректировке, а выбранный методологический инструментарий должен доводиться до всех участников экономических отношений. При этом важны устойчивость платформы функционирования механизма, конкретные действия, ответственность за принятие регулирующих решений, установление причинно-следственных связей, видение в едином русле поставленных целей и задач. В условиях цифровой экономики важно устанавливать не только исполнителей, но и организаторов определенных процессов, стимулировать их или привлекать к ответственности. Выбранный инструментарий позволяет принимать принципиально новые регулирующие решения, выделять ключевые аспекты происходящих процессов и изменений. Наиболее значимыми целями могут выступать улучшение макроэкономических показателей, социально-экономических условий и др., которые возможно добиться, в частности за счет жесткого распределения функциональных обязанностей.
Выстроенное методологическое основание, стабильные макроэкономические и политические условия способствуют экономически устойчивому развитию НГК. При этом возникающие кризисные ситуации необходимо превращать в трамплин для дальнейшего роста, извлекать из них максимальные конкурентные преимущества. Применяемый методологический инструментарий должен способствовать практической реализации оптимально подобранных форм и инструментов ГР НГК, т.е. используемая система регулятивов в долгосрочной перспективе должна приносить максимальный экономический эффект с выделением всех функций в ее основании. Оценка эффективности выбранных методологических инструментов, средств и технологий проявляется именно в развитии механизма ГР НГК, его методов, форм и инструментов воздействия. На современном этапе отдельные теоретико-методологические положения и регулирующие решения в ГР НГК следует возложить на искусственный интеллект и иные технологии четвертой промышленной революции и шестого технологического уклада.
Все аспекты ГР НГК должны выстраиваться в единую линию развития с нивелированием и устранением любых видов рисков, использованием передовых технологических и управленческих решений, адаптированных к российской действительности. Эффективность применяемых мер обычно оценивается по конечному результату и срокам исполнения. Теоретико-методологические положения ГР НГК также находятся в собственном развитии, что способствует улучшению результатов. Необходимо учитывать, что некоторые нефтегазовые предприятия и субъекты экономической деятельности могут не разделять их, иметь собственные представления, придерживаться иных трендов в части мировой экономической политики, цифровизации НГК, взаимодействия государства и бизнеса и по иным значимым энергетическим вопросам. Кроме того, происходит определенное преломление через призму системы представлений об их дальнейшем развитии и участии в решении энергетических вопросов, в полной мере учитываемые и реализуемые в рамках единого экономического направления [16].
Литература
1. Блауг М. Методология экономической науки или как экономисты объясняют. М.: Вопросы экономики, 2004. 416 с.
2. Бушуев В.В., Громов А.И. Энергетическая стратегия – 2050: методология, вызовы, возможности // Энергетическая политика. 2013. № 2. С. 11–19.
3. Винокуров М.А. Роль государства в корректировке модели экономического роста России. СПб.: Питер, 2014. 192 с.
4. Гегель Г. Наука логики. М.: АСТ, 2019. 912 с.
5. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. М.: Книжный мир, 2018. 768 с.
6. Дементьев В.Е. Технологическое развитие и структурные изменения в экономике // AlterEconomics. 2022. Т. 19. № 1. С. 116–130.
7. Джевонс У.С. Основы науки. Трактат о логике и научном методе. М.: Либроком, 2016. 744 с.
8. Дмитриевский А.Н. Избранные труды: в 7 т. Т. I: Системный подход в геологии: теоретические и прикладные аспекты. М.: Наука, 2008. 454 с.
9. Зиновьев А.А. Фактор понимания. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. 528 с.
10. Кононов Ю.Д. Пути повышения обоснованности долгосрочных прогнозов развития ТЭК. Новосибирск: Наука, 2015. 147 с.
11. Мелентьев Л.А. Методология системных исследований в энергетике. Избранные труды. М.: Наука, 1995. 300 с.
12. Милль Дж. С. Система логики силлогистической и индуктивной. Изложение принципов доказательства в связи с методами научного исследования. М.: ЛЕНАНД, 2011. 828 с.
13. Некипелов А.Д., Ивантер В.В., Глазьев С.Ю. Приоритеты долгосрочного социально-экономического развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 6. С. 18–31.
14. Рузавин Г.И. Методология научного познания. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2012. 287 с.
15. Трофимов С.Е. Государственное регулирование как способ поддержки экономически устойчивого развития нефтегазового комплекса: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Иркутск, 2017. 211 с.
16. Трофимов С.Е. Методологические основы государственного регулирования нефтегазового комплекса России. М.: ИНФРА-М, 2022. 314 с.
17. Уэст Дж. Масштаб: Универсальные законы роста, инноваций, устойчивости и темпов жизни организмов, городов, экономических систем и компаний. М.: Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2018. 512 с.
18. Шапот Д.В., Малахов В.А. Опыт развития методологии и разработки управленческих моделей межотраслевого баланса. М.: МЭИ, 2018. 176 с.